English version

Евгений Герасимов: «Надо бежать в два раза быстрее»

Поговорили с Евгением Герасимовым о книге, вышедшей к 30-летию мастерской, деятельности ОАМ и планах на будущее.

Алёна Кузнецова

Беседовала:
Алёна Кузнецова

mainImg
0 Мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» исполнилось 30 лет. Формально юбилей отмечали в 2021 году, но из-за пандемии пришлось отменить традиционную часть праздника – выставку. Зато выпуску книги ничто помешать не смогло. 

Книга похожа на проекты мастерской – ее заметишь на полке, а взяв в руки захочешь потрогать и изучить устройство. Под суперобложкой с серебристой вырубкой, стилизованной, быть может, под графику Эль Лисицкого, прячется три раздела, по одному на каждое десятилетие. Здесь – crème de la crème: 38 проектов мастерской, от таунхаусов в Купчино до башни Alcon Tower в Москве. Каждый объект сопровождают эскизы, короткие, но основательные тексты, написанные Анной Мартовицкой, а также множество фотографий, позволяющих рассмотреть детали. В конце размещен сводный каталог проектов и построек, куда вошло уже 83 проекта. Тираж книги составил всего 1000 экземпляров, приобрести ее можно в мастерской или магазине «Подписные издания».
  • zooming
    Фрагмент книги «Евгений Герасимов и партнеры 1991-2021»
    © Изображение предоставлено мастерской «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    Фрагмент книги «Евгений Герасимов и партнеры 1991-2021»
    © Изображение предоставлено мастерской «Евгений Герасимов и партнеры»

Мы поговорили с Евгением Герасимовым, чтобы зафиксировать очередную веху в истории бюро. Интервью к предыдущей «пятилетке» можно почитать здесь
 
 

***

Архи.ру:
Как вы оцениваете последние 5 лет в контексте развития бюро? Что изменилось, что меняется? 

Евгений Герасимов:
Мастерская идет своим путем – мы развиваем свои профессиональные наработки, ищем в разных стилях, продолжаем взрослеть, стараемся не почивать на лаврах. Мастерская обновляется – сейчас у нас работает много молодежи, а состав в целом немного сократился, чему мы скорее рады: меньше объектов – лучше качество. Моего времени должно хватать на все, поскольку я по-прежнему должен вдаваться в детали всех объектов. Сейчас у нас 115 сотрудников, партнеров по-прежнему пять, включая меня, у каждого главного архитектора проектов по 4-5 объектов.
Многофункциональный комплекс «Алкон III» на Ленинградском проспекте в Москве. Проект, 2014
© «Евгений Герасимов и партнеры

После введения санкций против нашей страны есть некоторые трудности со строительными материалами. Но они не фатальны, и, я думаю, преодолимы. Есть наши производители, есть много зарубежных аналогов камня, терракоты, развивается производство кирпича в России. Все это только подтолкнет наше собственное развитие. 
Многофункциональный комплекс «Царев сад» на Софийской набережной в Москве
«Евгений Герасимов и партнеры © Фотография Дмитрия Чебаненко

В последние годы вы стали уделять больше времени издательской программе бюро (вышли книги о Дмитрии Крыжановском и Александре Лишневском, – прим.ред), а также поддерживать художников. Почему? Что это дает? 

В выставках находит воплощение моя коллекционерская деятельность: так получилось с собранием графики блокадного художника Соломона Юдовина, а затем пастелями Яна Антонышева, участием в проекте «Дейнека/Самохвалов». Не так давно мы с женой Юлией создали фонд DICTUM FACTUM и издаем книги про петербургских архитекторов, а также поддерживаем проекты в сфере искусства – например, организовали выставку литографий Ольги Васильевой. 
Выставка Соломона Юдовина в ГРМ. Строгановский дворец.
© Фотография предоставлена мастерской «Евгений Герасимов и партнеры»

Также у вас есть благотворительные архитектурные проекты.

Да, уже водружен крест на купол храма святого праведного Иоанна Кронштадтского. Строительство идет не быстро, но мы обязательно доведем проект до конца. Не оставляем надежды, что город позволит реализовать и музей Достоевского – все квартиры, существовавшие рядом с музеем, расселены, ждем предоставления участка.  
Фрагмент книги «Евгений Герасимов и партнеры 1991-2021»
© Изображение предоставлено мастерской «Евгений Герасимов и партнеры»

В 2021 вы стали председателем ОАМ. Чем объединение занимается сейчас, как изменилась его работа под вашим руководством? Ждать ли архитектурную биеннале?

Разработан и зарегистрирован новый устав ОАМ. Состав расширился до 16 участников. Мы очень рады новым компаниям – это мастерская Олега Манова Futura Architects, мастерская Ильи Юсупова, бюро Ингмара Витвицкого, бюро SLOI Валентина Когана, архитектурное бюро «А2», НИПИ Спецреставрация, студия «АСМ», вернулся Андрей Шаров. Мы уже презентовали юбилейный XX ежегодник, а в ноябре планируем возобновить архитектурную биеннале. 

Объединение архитектурных мастерских – это ассоциация производителей «архитектурного контента», то есть проектно-сметной документации. В отличие от Союза архитекторов она объединяет не отдельные физические лица, а юридические. Если сравнивать с футболом, то ОАМ – это ассоциация клубов, а Союз архитекторов – ассоциация игроков. Мы обмениваемся информацией, обсуждаем животрепещущие вопросы, занимаемся выработкой рекомендаций. 
Жилой комплекс «LEGENDA Сампсониевского»
© Евгений Герасимов и партнеры / изображение предоставлено пресс-службой КГА

В одном из интервью пятилетней давности вы упрекнули современную архитектуру в отсутствии красоты. Стало ли лучше, на ваш взгляд, в этом смысле? И в целом – что для вас в архитектуре красота? 

Модернистская архитектура во многом, к сожалению, не красивая. Слово «красота» становится чуть ли не ругательным, а умение рисовать подменяется умением говорить про инновационность и эко-устойчивость. Маркетинг может продавать что угодно: когда нужно продать что-то некрасивое, то обосновывают, завлекают и уговаривают, что это здорово. В чем красота картин Леонардо да Винчи – объяснять не надо, а в чем красота «Черного квадрата» – приходится. То же самое с современной архитектурой. Это говорильня. Реальное мастерство ценится все меньше, а умение себя подать – все больше. Тот, кто действительно владеет ремеслом, может не обращать на это внимания и заниматься своим делом.

Сегодня нужно строить много, дешево, при этом непохоже, в результате архитектура становится выставочной деятельностью, дизайном упаковки. Но упаковка быстро надоедает, ее нужно менять, цикл все время укорачивается, как продажа сумочек. Есть высокая архитектура надолго, которой занимается ограниченное количество архитекторов и девелоперов – hautе cuisine, а есть фаст-фуд – современные инсулы для удовлетворения первичной потребности в жилье. Просто разные жанры.  
Жилой комплекс «Русский дом». «Евгений Герасимов и партнеры»
Фотография © Андрей Белимов-Гущин

Какие цели вы ставите, к чему стремитесь, чего хотели бы достичь, в каком еще жанре себя попробовать? 

Мы по-прежнему собираемся делать хорошие дома – это наша главная цель, этим зарабатываем на жизнь и создаем рабочие места, платим налоги. Наш конек – жилье категории выше среднего, это основная часть продукции нашей компании. Мы готовы пробовать и что-то другое, но основные цели не меняются. Но чтобы оставаться на месте, надо бежать в два раза быстрее. 
Клубный дом Art View House на набережной Мойки
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / Евгений Герасимов и партнеры

19 Августа 2022

Алёна Кузнецова

Беседовала:

Алёна Кузнецова
Похожие статьи
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может...
Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.
Илья Машков: «Нужен диалог между профессиональным...
Высказать замечания по тексту закона можно до 8 февраля на портале нормативных актов. В том числе имеет смысл озвучить необходимость возвращения в правовую сферу понятия эскизной концепции и уточнения по вопросам правки или искажения проекта после передачи исключительных прав.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Татьяна Гук: «Документ, определяющий развитие города,...
Разговор с директором Института Генплана Москвы: о трендах, определяющих будущее, о 70-летней истории института, который в этом году отмечает юбилей, об электронных расчетах в области градпланирования и зарубежном опыте в этой сфере, а также о работе Института в других городах и об идеальном документе для городского развития – гибком и стратегическом.
Феликс Новиков: «Я никогда не предлагал заказчику...
Большое и очень увлекательное интервью с Феликсом Новиковым. О репрессированных родителях, погибшем брате, о переходе от классики к модернизму, об авторстве и соавторстве, о том, как обойти ограничения. По видео связи в Zoom, Hью-Йорк – Рочестер, штат Нью-Йорк, 16-17 Августа, 2021.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Технологии и материалы
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Delabie ставит на черный
Компания Delabie представляет линейку сантехнических изделий Black Spirit, выполненных в матовом черном покрытии. В нее вошли как раковины, смесители и унитазы, так и многочисленные аксессуары, позволяющие добиться эффекта total black.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Строительный атом архитектуры
В рамках семинара «Городские кварталы» архитектор Роман Леонидов проследил историю кирпичного строительства от древнего Вавилона до наших дней.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Плитка BRAER: рассчет на века
Метод вибропрессования делает тротуарную плитку BRAER прочной, а технология ColorMix позволяет добиваться многообразия оттенков. При правильном монтаже изделие будет сохранять свои свойства десятки лет. Рассказываем о важных нюансах при укладке и эксплуатации.
Экология вне времени
Компания «Новые горизонты» разработала линейку игровых площадок, выполненных в природном стиле и из экологичных материалов, которые прослужат долгие годы.
Реставраторы провели работы в мемориальном комплексе...
В Беслане прошла выездная школа реставрации Союза реставраторов России. Ее участники выполнили восстановительные и консервационные работы на руинах школы №1. Проект состоялся при поддержке компании Baumit, специалистов в области реставрации исторических зданий.
МасТТех. Этапы большого пути
Алюминиевые архитектурные конструкции Masttech используют в своих проектах архитекторы ведущих бюро, таких как СПИЧ, ATRIUM, ТПО «Резерв». Не так давно специалисты компании разработали – по техническому заданию АБ Цимайло, Ляшенко и Партнеры – эксклюзивное решение оконно-витражного блока, который монтируется сразу на два этажа.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Быстро, но красиво
Ведущий производитель стеновых ограждающих конструкций группа компаний «ТехноСтиль» выпустила линейку модульных фасадов Urban, которые можно использовать в городской среде.
Быстрый монтаж, высокие технические показатели и новый уровень эстетики открывают больше возможностей для архитекторов.
Чувство плеча
Конструкция поручней DELABIE из серии Nylon Clean дает маломобильным людям больше легкости в передвижениях, а специальное покрытие обладает антибактериальными свойствами, которые сохраняются на протяжении всего срока эксплуатации.
Сейчас на главной
Перфоманс солнца
Набережную Федоровского реконструировали к 800-летию Нижнего Новгорода по проекту Arch Group. Крутой склон превратился в световую инсталляцию, а променад с террасами – в излюбленное место для прогулок и любования знаменитыми волжскими закатами.
Вопрос циркуляции
В Париже завершилась многолетняя реконструкция исторического комплекса Национальной библиотеки Франции: теперь там расположены научные институты и музейные залы. Авторы проекта – Atelier Gaudin Architectes.
Ось Савеловского
БЦ в окружении крупной городской развязки у Савеловского вокзала берет на себя роль пространственной оси – то есть оси вращения: закручивается спиралью, чередуя идеальное стекло этажей с глубокими уступами междуярусных перекрытий, в которые спрятаны изобретенные архитекторами форточки. Оно скульптурно и претендует на роль нового городского акцента несмотря на сравнительно небольшой – девятиэтажный – рост.
Пресса: Подменное настоящее
Иногда так любишь какое-нибудь прошлое, что как-то забываешь, когда живешь, сейчас или тогда, особенно если «сейчас» отличается от «тогда» достаточно резко. В случае, если настоящее не отличается от прошлого — и даже старательно не отличается, стремится с ним отождествиться,— любить и забываться сложнее.
Из созвездия Ворона
Cheng Chung Design (CCD) создало в интерьерах отеля W в городе Чанша модель Вселенной, предлагая постояльцам совершить космическое путешествие.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Панъевропейский проект
Конкурс на проект реконструкции здания Европейского Парламента в Брюсселе выиграл консорциум Europarc из пяти континентальных мастерских.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
Убежище и пропитание, или съесть архитектуру
Самый вкусный, красивый и чувственный проект Открытого города – показываем третьим в нашей редакционной подборке. Каждый гастрономический сюжет сопровожден в нем внушительной, так сказать, арх-подготовкой, от референсов до аксонометрии. Так и хочется его съесть. Ну, его и съели.
Конечно можно
Рузанна Аветисян придумала для салона красоты в Казани интерьер, в котором посетитель чувствует себя как дома и погружается в приятные воспоминания о детстве и путешествиях. Уютное пространство в природной гамме дополняют фактурные детали: сухой борщевик, плетеные светильники или панно, сотканное из сорго.
Незаброшенная типография
Показываем три проекта урбанистического лагеря в Себеже, который был посвящен возрождению здания бывшей типографии. Победила команда под руководством Евгении Репиной и Сергея Малахова с проектом, который предлагает очень деликатные вкрапления в существующее здание.
Сценарии для Московской области
Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.
Имманентная бионика
Продолжаем публиковать проекты Открытого города, выбранные редакцией. Следующий посвящен программированию бионических форм, его курировало бюро «Чехарда». Формы – из российской природы, размещены на карте страны и доступны для изучения посредством смартфона.
Архитектура и анимация: ЧЕРЕЗ
Начинаем публиковать кураторские проекты Открытого города. Мы – редакция – выбрали пять проектов. Один из них мультфильм ЧЕРЕЗ, сделанный группой молодых архитекторов под кураторством dnk ag и режиссерским тьюторством. Получился вполне профессиональный фильм артхаусного свойства.
Петля в бору
Деликатное благоустройство соснового бора в спутнике Нижнего Новгорода не нарушает сложившийся природный ландшафт, но раскрывает красоту места и помогает посетителям насытиться впечатлениями.
Радости Монпарнаса
Архитекторы бюро MVRDV продолжают оттачивать приемы эффективной и экологически безопасной реконструкции объектов позднего модернизма. Им удалось вернуть Парижу целый квартал многофункциональной застройки Gaîté Montparnasse.
Ре-контейнер
Сообщество p.m. (personal message) дало вторую жизнь морскому контейнеру, в котором работает кофейня: авторы наладили инженерные системы, продумали эргономику и добавили яркие акценты. Барная стойка, например, сделана их переработанных пластиковых крышечек.
Инструкция не прилагается
Детская площадка, разработанная бюро UTRO, предлагает игру без заложенного взрослыми сценария: за счет ландшафта и абстрактных фигур дети могут наделять пространство какими угодно смыслами, развивая воображение.
Ослепляющий камуфляж
Электростанция на биотопливе Powerbarn по проекту Giovanni Vaccarini Architetti недалеко от Равенны – часть плана по превращению промзоны в центр производства «зеленой» энергии.
Модуль и свобода
В новом отеле сети «Точка на карте» Rhizome продолжает исследовать возможности крупно-модульной технологии строительства и добивается все большего разнообразия пространств и скульптурности объемов.
Реконструктивная операция
Бюро из Гонконга Cheng Chung Design попыталось залечить один из шрамов, оставленных на поверхности земли деятельностью человека. Так на месте заброшенного карьера возник люксовый отель Banyan Tree Nanjing Garden Expo.