Прозрачность империи

В Петербурге завершилось строительство первой очереди административно-делового квартала «Невская ратуша» Евгения Герасимова и Сергея Чобана. Рассказываем и показываем, что получилось из синтеза классики и прозрачности.

mainImg
Архитектор:
Евгений Герасимов
Сергей Чобан
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Tchoban Voss Architekten
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
Россия, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20а; Дегтярный переулок, д. 11

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива: Герасимов Е.Л., Чобан С.Э.
Главные архитекторы проекта: Петрова З.В., Комалдинова Т.А.

ООО «Евгений Герасимов и партнеры»
Руководитель проекта: Е.Л. Герасимов
Главные архитекторы проекта: Петрова З.В., Комалдинова Т.А.
Архитекторы: Е.А. Резникова, И.Г. Бахорина, Н.П. Безбородова, А.Г. Гвоздик, Т.В. Кузнецова, О.В. Манов, М.Е. Орлова-Шейнер, О.В. Трунова, Д.С. Прудникова, Я.Е. Серебрякова
Главный конструктор: М.Я. Резниченко
Руководители групп конструкторов: С.В. Рыжова, А.А. Прокофьев, Н.В. Алексеева
Конструкторы: Д.А. Астапчик, Д.О. Григорьев, Е.А. Пантелеева, Е.Н. Пестова, Т.Р. Помазан, Т.Е. Смирнова, Н.В. Богданова, К.В. Иванова, А.Н. Рыбаков, Е.С. Яковлева, П.С. Култышев, И.Е. Андреев, Т.Р. Горшкалева, В.Ю. Антонов, С.В. Кучин
Генплан: А.С. Титова, Е.Н. Кузнецова

nps tchoban voss
Руководитель проекта: С. Чобан
Руководитель группы архитекторов: В. Каширина
Архитекторы: Ф. Шольц, П. Земсков

SPEECH
Руководитель проекта: С. Чобан
Архитекторы: В. Казуль, А. Перлич, С. Арутюнов, О. Берлянд, А.Боранбаева, М. Гришанов, Т. Жукова, А. Кабанов, А. Козырева, М. Кузнецкая, М. Кутовски, Ю. Лаврова, А. Лисицын, Т. Локтева, Т. Любимова, О. Никитина, А. Плотникова, Л. Панасенко, Е. Плужник, М. Рассказова, Е. Сенникова, К. Скуднова, А. Тычинина, А. Хмеленина, Я. Шестихина, С. Шилова

ООО ПКП «Вэлко-2000» (раздел КМД).

Инженерные разделы: ОАО «Проектсервис СПб»-ПТИ.
Главный инженер проекта: Маликов В.Н.

2006 — 2010 / 2010 — 2016
Амбициозный проект стартовал еще в 2007 году, когда «Евгений Герасимов и партнеры» и nps tchoban voss выиграли международный конкурс на проектирование нового «дома» для администрации города (см. наш рассказ о первоначальном, конкурсном проекте и о его изменениях после кризиса). Главная цель проекта – собрать в одном месте различные службы и департаменты, до этого разбросанные по разным особнякам. Следующим шагом стала попытка вписать административное здание и работу чиновников в повседневную жизнь города. И не просто вписать, а плотно и неразрывно вплести – самым рациональным и органичным образом, сделав комплекс проницаемым для пешеходов и обильно насыщенным общественными пространствами, так, чтобы горожане могли в почти буквальном смысле наблюдать за работой администрации, свободно пересекая атриум «ратуши». 
  • Согласно одной из последних версий проекта комплекс, под который отведена территория 6 га, должен был состоять из здания горадминистрации и восьми корпусов офисного назначения: два крупных здания с внутренними дворами выстроены вдоль северной границы участка, пять корпусов поменьше формируют южный луч. Восьмой каплевидный объём размещается в широкой части треугольника внутренней площади, чья острая вершина указывает на вход в главное, девятое по счету здание собственно «ратуши». Под значительной частью территории запланирована подземная парковка. Общая площадь комплекса по завершении всех работ должна составить 370 000 м2.
    Сейчас построены три здания первой очереди: «Смольный-2» и два офисных корпуса. Ратуша сдана в эксплуатацию в марте 2016 года, но только в сентябре городская администрация приняла решение о переезде – сообщает fontanka.ru. Неизвестно, когда будут построены третья и четвёртая очереди: полгода назад ВТБ рассматривал возможность смены функции с офисной на жилую.

    Вот так весь комплекс выглядит согласно проекту 2013 года: 
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© SPEECH
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Ситуационный план
© SPEECH
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© SPEECH
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© SPEECH
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© SPEECH

Итак, ратуша, или здание городской администрации, находится в начале «луча», его внешний фасад обращен к Новгородской улице и, поверх пятиэтажной фабрики Бехли, верхние этажи ратуши смотрят на Неву, до которой отсюда два квартала: около 500 метров. Контуры здания близки к расширяющейся вглубь трапеции, но линии, которые в трапеции должны быть параллельными, слегка изогнуты, вторя едва читаемому изгибу Новгородской улицы, усиливая его, замыкая перспективу улицы при взгляде с севера и образуя перед зданием небольшую площадь.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов

Таким образом, два главных фасада ратуши оказываются изогнутыми – восточный вогнутый, западный выгнутый – кроме того, они снабжены тонкими портиками гигантского, восьмиэтажного ордера с колоннами гладкого цилиндрического сечения, без капителей, баз и каннелюр. Каменные колонны несут каменную же решетку козырька, но проемы решетки стеклянные. Получается довольно ажурно, особенно если посмотреть на колонны гигантской, экстра-готической, высоты снизу в перспективе. Так же ажурно ложатся тени. Высокий портик не защитит от дождя и солнца, он скорее обозначает своё присутствие, образуя перед зданием переходное пространство и придавая входам-выходам некоторую, довольно ненавязчивую и читаемую скорее издалека, чем вблизи, парадность.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов

На боковых фасадах портиков нет, вместо колонн остаются полуколонны – намёк на редуцированную версию периптера «храма городской власти». Их стройные фусты пересекаются с широкими, примерно той же ширины, что и колонны, плоскими «фризами», которые объединяют этажи попарно, оставляя больше места для стекла: так фасады оказываются расчерченными на большие квадратные клетки с тонкими, если смотреть издали, а вблизи довольно массивными перемычками, которым вторят тёмные горизонтальные полосы внутри клеток. Нижние этажи разделены чуть более дробно, что призвано гуманизировать масштаб для взгляда пешехода: здесь клетки вытягиваются по вертикали и получают дополнительные внутренние перемычки, похожие, хотя и отдалённо, на окно тюдоровского дома.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов

План ратуши напоминает Академию художеств А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлена-Деламота с её знаменитым круглым двором, но знаки переставлены: в углах тоже четыре двора, но посередине – стеклянный цилиндр крытого атриума.



В центре атриума – массивная, но блестящая ось круглого панорамного лифта с нанизанным на неё, то есть подвешенным в пространстве приплюснутым шаром телестудии. Согласно первоначальному, довольно изящному замыслу 2000-х, там должен был разместиться конференц-зал, и горожане, поднимаясь на лифте к куполу, могли бы мельком наблюдать работу городского собрания как сюжет из «Звездных войн». Но к 2013 зал заменили, в духе тенденций времени, телестудией. К ней ведут четыре моста-перехода, и при взгляде снизу получается крестообразный силуэт.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© И. Смелов

В то же время кабинеты сотрудников горадминистрации согласно первоначальному замыслу расположились по периметру здания, так что даже прохожий сможет, впрочем опять же мельком, стать свидетелем повседневной работы чиновников. Тем более что основной пешеходный путь, прорезающий весь квартал, проходит здесь же, обеспечивая тесную связь с городом и вторя композиционной оси, обязательной для ансамбля, чьи классицирующие предпочтения вполне очевидны. Контур цилиндрического атриума состоит из помещений со стеклянными стенами, но в нижнем ярусе они опираются на круглые колонны, напоминающие колонны портика и связывающие, таким образом, внешее и внутреннее пространство. Но в интерьере круглые опоры, хотя они и выстраиваются в ротонду, напоминают не только о классике Фомина, но и о принципах Корбюзье.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© И. Смелов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© И. Смелов

Форма венчающего атриум плоского купола, тоже эллиптическая, вторит объему TV-студии в увеличенном виде, как будто из центра здания поднимаются вверх большие стеклянные пузыри. Дисковидная конструкция из стекла и металла сформирована двенадцатью стальными рёбрами сложной формы в нижней части 1,5 м в сечении, а в верхней уже только 40 см, и поперечными ригелями. В качестве покрытия использовано стекло SunGuard Solar Light Blue 52 фирмы Guardian, в том числе и гнутое. В верхней части вставлены солнцезащитные стекла, а в нижней – малозаметные глазу и не искажающие картинку просветленные стекла, чтобы можно было наслаждаться панорамами города не только при свете солнца, но и в вечернее время.
  • Верхняя точка купола достигает 55 метров, что заметно выше установленного высотного регламента (33/42 м). В процессе проектирования эта высотная отметка была одним из самых спорных вопросов и разрешение на строительство было дано только после скрупулёзного ландшафтного анализа. На решение повлиял тот факт, что купол как форма венчания здания – закономерная составляющая морфологии классического Петербурга; с другой стороны форма заметно неклассична и вызывает в памяти скорее приёмы позднесоветского модернизма. 
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© И. Смелов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© И. Смелов

Обилие стекла, предельно актуальное для наглядной демонстрации идей открытости власти и прозрачности управленческих процессов, наблюдается и на фасадах административного корпуса. Впрочем, символизирующее современность и прогрессивность стекло архитекторы легко сочетают с натуральным камнем и колоннадами, демонстрирующими высокий статус и респектабельность объекта – архитекторы мотивируют использование камня петербургским контекстом. В облицовке цоколя использован гранит Africa Nero, а для собственно фасадов выбрали Travertino Romano.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов

Главная сложность проекта заключалась в том, что по ходу проектирования и реализации постоянно приходилось искать какие-то дополнительные решения. Часть из них была связана с сокращением бюджета, так как стройка пришлась на кризис. – рассказывает Андрей Перлич, главный архитектор проекта со стороны архитектурного бюро SPEECH, отвечавшего за проектирование фасадов и интерьеры общественных зон. – Изначально планировалось использовать только натуральный камень. Но в условиях кризиса это оказалось слишком дорогим решением, и было найдена очень достойная альтернатива с использованием тонких пластин натурального камня и сотового алюминия».

Travertino Romano в сочетании с другими видами камня и стеклом, а также обязательное чёткое членение фасадов офисных корпусов позволяет создать ощущение ансамбля несмотря на различия архитектурных решений входящих в этот комплекс построек. «Мы с самого начала не хотели рассматривать вариант одного большого объема на участке, – говорит Евгений Герасимов, – а предлагали создать ансамбль из разных зданий: разных по функциям, немного отличающихся по материалам на фасадах, даже, может быть, построенных не в одно время, но объединенных одной градостроительной идеей и одним архитектурным приемом».

Два боковых корпуса, задающих знаковую лучевую композицию всему ансамблю, действительно вполне индивидуальны. Один крупнее, с внутренним двором, с более активным сочетанием цвета (красноватый и бежевый камень на фасаде), с пластичными широкими круглыми опорами в нижней части. Чем-то он напоминает площадь Императора Августа в Риме. Терракотово-красный цвет опор в вестибюле вторит красному цвету камня на фасадах.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© И. Смелов

Второй, южный корпус меньше и внутреннего двора не имеет, зато отделан светлым камнем и получил изящный инкрустированный орнамент. Этот актуальный сегодня мотив Сергей Чобан считает характерным для советской архитектуры, напоминая об «Ажурном доме» Андрея Бурова на Ленинградском проспекте в Москве.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша"
© И. Смелов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов

Показательно, что в качестве образного прототипа для всего комплекса Евгений Герасимов называет работы Ивана Фомина. Но выбирает не эстетически совершенные полисемантичные дореволюционные ансамбли, созданные для Санкт-Петербурга, а бескомпромиссную и брутальную «красную дорику», лишенную не только антаблемента, но и какой-либо иронии. Там всё по-имперски серьёзно и значительно.

Как уже говорилось, важной частью проекта стала открытость и то, что сейчас принято называть урбанистической составляющей – внешние и внутренние общественные пространства. Напомним, что атриум ратуши планируется открыть для горожан и для сквозного прохода. Соответственно спланирована и вымостка треугольной площади: здесь на фоне серого гранита под острым углом пересекаются широкие тёмные линии: одни параллельны Дегтярному переулку, другие улице Моисеенко, что проявляет, как сейчас принято, скрытую логику городских случайностей и закономерностей. Помимо того рисунок каменной сетки попросту красив и в уме многих туристов восходит к площади Капитолия, оформленной Микеланджело. Зелени на площади нет – для неё отведены внутренние дворы, – зато есть выраженная перспективная игра, происходящая от того, что лучи сходятся (или расходятся, если смотреть от ратуши). Есть и отчётливое сходство с европейской площадью, каменной, с портиками в нижних этажах.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов

В то же время центр площади оживлён фонтаном, а в точке перспективного схода фасад ратуши смотрится совсем не так, как со стороны Новгородской улицы: там преобладает ряд вертикалей, здесь же они в прямой проекции превращаются в очень спокойную решетку простых квадратов, вновь возвращающую нас к экспериментам 1930-х со сдержанной, «клетчатой» классикой. Что меняет не только масштаб, но и характер пространства площади, приводя различия между зданиями по сторонам площади к симметричной, регулярной клетке, как будто раскладывая всё по полочкам.
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
© Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов

«Хотелось бы, чтобы проект всё же был доведен до конца, – продолжает Герасимов, – тогда появится и уютная внутренняя площадь, которая создавалась нами как опорная точка развития всего района, пока, к сожалению, довольно депрессивного. Поставленные на красную линию остальные офисные корпуса и гостиница окончательно сформируют внешнюю жёсткую планиметрию квартала, каплевидный корпус замкнет мощёную площадь с фонтаном, а кафе, магазины, фитнес-центры на первых этажах, и также крытые галереи вдоль внутренних фасадов превратят её в комфортное городское пространство, вполне типичное для европейских городов: можно вспомнить площадь Вогезов в Париже, Сан-Марко в Венеции или Пласа-Майор в Мадриде».
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша». Постройка, 2016. Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss. Фотографии © Ю. Славцов

Когда начнется строительство второй очереди комплекса и будет ли вообще завершен задуманный городской ансамбль, на данный момент неизвестно. Но три уже построенных здания административно-делового квартала «Невская ратуша» довольно ясно демонстрируют причины успеха творческого альянса мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» и бюро nps tchoban voss. Декларируемые идеи открытости власти, прозрачности процессов управления городом, формирования антропоцентричной городской среды не просто правильны и модны, а, можно сказать, горячо желаемы. При этом откровенно имперский характер создаваемой архитектуры также более чем востребован. Противоречащие друг другу интенции, как это ни странно, уживаются, создавая новый мэйнстрим. Ещё две его обязательные черты: отсутствие ультрасмелых решений и целый каскад самых разных исторических аллюзий, то есть статусная респектабельность архитектуры при очевидном качестве материалов и решений. Как результат – максимальное попадание в контекст эпохи.

Поставщики, технологии

Архитектор:
Евгений Герасимов
Сергей Чобан
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Tchoban Voss Architekten
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Административный и общественно-деловой комплекс «Невская ратуша»
Россия, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20а; Дегтярный переулок, д. 11

Авторский коллектив:
Руководители авторского коллектива: Герасимов Е.Л., Чобан С.Э.
Главные архитекторы проекта: Петрова З.В., Комалдинова Т.А.

ООО «Евгений Герасимов и партнеры»
Руководитель проекта: Е.Л. Герасимов
Главные архитекторы проекта: Петрова З.В., Комалдинова Т.А.
Архитекторы: Е.А. Резникова, И.Г. Бахорина, Н.П. Безбородова, А.Г. Гвоздик, Т.В. Кузнецова, О.В. Манов, М.Е. Орлова-Шейнер, О.В. Трунова, Д.С. Прудникова, Я.Е. Серебрякова
Главный конструктор: М.Я. Резниченко
Руководители групп конструкторов: С.В. Рыжова, А.А. Прокофьев, Н.В. Алексеева
Конструкторы: Д.А. Астапчик, Д.О. Григорьев, Е.А. Пантелеева, Е.Н. Пестова, Т.Р. Помазан, Т.Е. Смирнова, Н.В. Богданова, К.В. Иванова, А.Н. Рыбаков, Е.С. Яковлева, П.С. Култышев, И.Е. Андреев, Т.Р. Горшкалева, В.Ю. Антонов, С.В. Кучин
Генплан: А.С. Титова, Е.Н. Кузнецова

nps tchoban voss
Руководитель проекта: С. Чобан
Руководитель группы архитекторов: В. Каширина
Архитекторы: Ф. Шольц, П. Земсков

SPEECH
Руководитель проекта: С. Чобан
Архитекторы: В. Казуль, А. Перлич, С. Арутюнов, О. Берлянд, А.Боранбаева, М. Гришанов, Т. Жукова, А. Кабанов, А. Козырева, М. Кузнецкая, М. Кутовски, Ю. Лаврова, А. Лисицын, Т. Локтева, Т. Любимова, О. Никитина, А. Плотникова, Л. Панасенко, Е. Плужник, М. Рассказова, Е. Сенникова, К. Скуднова, А. Тычинина, А. Хмеленина, Я. Шестихина, С. Шилова

ООО ПКП «Вэлко-2000» (раздел КМД).

Инженерные разделы: ОАО «Проектсервис СПб»-ПТИ.
Главный инженер проекта: Маликов В.Н.

2006 — 2010 / 2010 — 2016

06 Февраля 2017

Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Галерея для курьера
Что думают профессионалы об интерьерах мест общего пользования в современных жилых комплексах? Вместе с выпускниками Geometrium School мы рассмотрели пять проектов: от ар-деко во всем его блеске до сдержанного северного минимализма.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Три в одном
Дом на Тележной улице, построенный по проекту мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» всего в паре шагов от Невского проспекта, визуально делится на три самостоятельных объекта. Так архитекторы сохраняют масштаб исторической улицы и преодолевают недостатки вытянутого участка.
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Снег на красном
Дом на Миргородской улице по проекту мастерской Евгения Герасимова завершает ансамбль площади вокруг Феодоровского собора и рассказывает три истории: о русской старине, классическом Петербурге и современной архитектуре в их контексте.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Бинарная оппозиция
Рассматриваем довольно редкий случай – две постройки Евгения Герасимова на одной улице с разницей в пять лет, на примере которых удобно рассуждать об общих подходах и принципах мастерской.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Фриланс у реки
Коворкинг по проекту бюро «Евгений Герасимов и партнеры» завершает ансамбль Аптекарской набережной и предлагает комфортное рабочее пространство с видом на Большую Невку. В числе прочего показываем рабочие эскизы, которые помогли найти броскую форму, соответствующую духу места.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Новое воспоминание
«Русский дом» мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» – одна из самых заметных и тепло встреченных новостроек в центре Петербурга. Разбираемся, из чего он состоит и в чем секрет успеха.
Краеугольные преобразования
Концепция развития «Красного треугольника» от мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» отвечает на вопрос о том, как архитектурными средствами превратить депрессивную территорию в инвестиционно привлекательную. Основные идеи – многообразие функций и большое общественное пространство.
Воля к разнообразию
ЖК «Европа Сити» оживил как минимум три вещи: бывшую промышленную территорию на окраине Петроградской стороны, классические приемы построения городской застройки и устоявшиеся представления о панельной архитектуре.
Репрезентативная выборка
Семь архитекторов Петербурга – о завершившейся на днях биеннале, защите рынка и открытости, разных поколениях, и о традициях фестиваля, организуемого ОАМ.
Похожие статьи
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
«Почвенная» архитектура
Медицинский центр в Провансе – землебитное сооружение без дополнительного каркаса: материал для него «добыли» непосредственно на стройплощадке. Авторы проекта – бюро Combas.
Серийный подход
Бюро AIM Architecture превратило четыре нефтехранилища бывшей промзоны на востоке Китая в общественные пространства.
На девятом облаке
В китайском мегаполисе Шицзячжуан началось строительство спортивного центра Cloud 9 по проекту MAD Architects. Чтобы максимально усилить сходство здания с облаком, его планируют обернуть полупрозрачной мембраной.
Новые ворота на 432 «гейта»
Архитекторы Coop Himmelb(l)au представили масштабный проект расширения дубайского аэропорта Аль-Мактум. Строительство планируется начать уже в этом году.
Купол-библиотека
Концептуальная библиотека в уезде Лунъю на востоке Китая задумана авторами, HCCH Studio, как эксперимент по соединению традиционных методов строительства и современных форм.
Точка опоры
Архитекторы АБ «Остоженка» спроектировали, практически на бровке склона над Окой в Нижнем Новгороде, две удивительные башни. Они стоят на кортеновых «ногах» 10-метровой высоты, с каждого этажа раскрывают панорамы на реку и на город; все общественные пространства, включая коридоры, получают естественный свет. Тут масса решений, нетиповых для жилой рутины нашего времени. Между тем, хотя они и восходят к типологическим поискам семидесятых, все переосмыслены в современном ключе. Восхищаемся Veren Group как заказчиком – только так и надо делать «уникальный продукт» – и рассказываем, как именно устроены башни.
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Среди дюн и кораллов
Гостиинца Ummahat 9-3 построена по проекту Кэнго Кумы на одноименном острове, принадлежащем Саудовской Аравии, в Красном море. Составляющие ее виллы мимикрируют под песчаные дюны и коралловые рифы.
Технологии и материалы
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
Сейчас на главной
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.
Олива в кубе
Офис продаж жилого комплекса Moments транслирует покупателям заложенные проектом ценности. Близость природы, красота смены сезонов, изящество архитектурных решений интерпретированы через прозрачный куб, внутри которого растет оливковое дерево. В дальнейшем здание сменит функцию и станет частью входной группы общеобразовательной школы.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Журавли и фонарики
В казанском ресторане Ichi-Go-Ichi-E команда Ideologist создавала азиатский интерьер без привязки к определенной стране или эпохе. Набор визуальных кодов включает отсылки к Японии 1980-х, ночному Гонконгу и футуристичному Сингапуру.
Деревья и арки
В условиях дефицита площади спорткомплекс Шаосинского университета вместил на разных уровнях серию игровых полей и площадок, общественные пространства и даже деревья.
Радиоволна
Бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» подготовило концепцию приспособления к современному использованию Дома Радио – официальной резиденции Теодора Курентзиса в Петербурге. Проект подчеркнет исторические слои пространств и привнесет новое звучание, связанное с более совершенным техническим оснащением залов.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Жалюзи для льда
В Домодедово по проекту мастерской Юрия Виссарионова построена ледовая арена. Чтобы протяженный фасад, обусловленный техническими характеристиками сооружения для зимних видов спорта, не выглядел однообразным, архитекторы предложили использовать навесные конструкции с разнонаправленными ламелями. Таким образом лед защищается от солнечных лучей, а стена приобретает фактурность и детализацию.
Яхты-лайнеры
Максим Рымарь построил для футбольной команды Сергея Галицкого, с которым работает уже давно, спортивно-оздоровительный комплекс в окрестностях Краснодара. Типология отеля-лайнера, растущего лентами террас на берегу озера – яркое и емкое пластическое высказывание. В плане как три эллиптических лепестка, нанизанных на продольную ось.
Тетрис в порту
Смотровая башня, спроектированная для Старого порта Монреаля бюро Provencher_Roy, и общественная зеленая зона вокруг нее от ландшафтного бюро NIPPAYSAGE вобрали в себя множество элементов местной идентичности.
Стержни и лепестки
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Закулисная история
В Грозном по проекту Alexey Podkidyshev studio преобразился Театр юного зрителя. Авторы не только разделили исторические объемы и более поздние пристройки, но и превратили невзрачный объект в востребованное общественное пространство.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Памяти Марии Зубовой
Мария Зубова преподавала историю искусства и архитектуры нескольким поколениям студентов МАРХИ. Художник, иконописец, искусствовед, автор учебников, книги о графике Матисса, инициатор переиздания книг Василия Зубова по истории и теории архитектуры, реставрации и христианской философии.
Баланс желтого
Архитекторы АБ ATRIUM, используя свои навыки и знания в области проектирования школ нового поколения, в которых само пространство и пластика – так задумано – работают на развитие ребенка, оживили крупный, хотя и среднеэтажный, жилой комплекс New Питер проектом, где сквозь темный кирпич прорываются лучи желтого цвета, актового зала нет, зато есть четыре амфитеатра, две открытые террасы, парк и возможность использовать возможности школы не только ученикам, но и, по вечерам, горожанам.
Очередной оазис
Stefano Boeri Architetti выиграли конкурс на проект жилого комплекса в Братиславе. Здесь не обошлось без их «фирменных» висячих садов.
Маршрут на выбор
После реновации парк культуры и отдыха Белорецка предлагает посетителям больше сценариев для досуга: на его территории появились экотропа, лестница со смотровой площадкой, музей в водонапорной башне и другие объекты.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Не-стирание. Памяти Николая Лызлова
Николай Лызлов умер три дня назад, 7 июня. Вспоминаем его архитектуру, старые и новые проекты, построенное и не построенное, принципы и метод, отношение к среде и контексту. Светлая память. Прощание завтра в ЦДА.
Пресса: Город, сделанный из древнерусского
Суздаль: совместное предприятие интеллигенции и власти. Рассказ о Суздале принято начинать, продолжать и заканчивать описанием его средневекового наследия. Слов нет, оно величественно. Три памятника в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО говорят сами за себя. Однако исключительность города все же не в них.
Игра в «Тезисы»
Спецпроект АРХ Москвы «Тезисы» в 2024 году – результат и демонстрация профессиональной игры, которая создает условия для рефлексии. По мнению кураторов, времени на нее в современном мире ни у кого не хватает, при этом рефлексия – необходимое условие для роста архитектора. Объясняем правила и пытаемся распутать ход мыслей участников.
Трое и башня
Офисный центр Neuer Kanzlerplatz, построенный в Бонне по проекту бюро JSWD, улучшает связанность городской ткани и интригует объемными фасадами из архитектурного бетона.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Вертикальный «парк»
Бывшая фабрика электроники в Шэньчжэне превращена по проекту JC DESIGN в многоярусное общественное пространство и офисы для «креативных индустрий».
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.