Евгений Герасимов: «Градостроительная целесообразность принесена в жертву политической»

Говорим с архитектором Судебного квартала о градостроительной судьбе Тучкова буяна: череде конкурсов и концепций, недостатках будущего парка и все еще возможной альтернативе.

mainImg
Архитектор:
Евгений Герасимов
Сергей Чобан
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Судебный квартал
Россия, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д.14

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Е.Л. Герасимов
Менеджер проекта: М.Е. Орлова-Шейнер

Здание Верховного суда РФ
ГАП: В.Ф. Хиврич
Руководитель группы: И.М. Минниев, Е.М. Осипова
Ведущие архитекторы: О.В. Головко, И.В. Филимонова, А.Г. Гвоздик
Архитекторы: А.А. Кузнецов, А.И. Кочуков, И.В. Хухка, А.А. Бородина, А.В. Соловьев, И.В. Припоров, Е.П. Мартынюк

Здание Судебного департамента
ГАП: А.А. Юдин
Руководитель группы: О.Я. Ольшанская
Архитекторы: Н.Е. Шабалин, П.Л. Похальчук, Е.И. Янанец, И.Ю. Савченко, А.В. Половинкина

Жилой комплекс
Руководители группы: А.С. Орлов, Д.А. Зайцев
ГАП: З.В. Петрова, О.В. Каверин
Архитекторы: Е.А. Резникова, И.Г. Бахорина, Н.И. Лаврентьева, Д.С. Толстова, Н.К. Пальникова, М.П. Борисюк, Е.В. Луканина, А.В. Лесникова

Интерьеры здания Верховного суда и судебного департамента
Руководитель группы: В.А. Дашков
Архитекторы: А.А. Поправко, Л.В. Монич, И.И. Агапова, В. Молчанова, М.И. Кузнецов

Здание Дворца Танцев Б.Я. Эйфмана – SPEECH
С.Э.Чобан, А.М.Перлич, ГАП: А.Хмеленина, А. Абрамов, Л. Белашова

Конструкторы
Главный конструктор: Резниченко М.Я.
Заместитель главного конструктора: Д.А. Астапчик
Руководители группы: Ю.И. Ильина, Д.О. Григорьев
Конструкторы: С.А. Двуреченский, А.Н. Смирнова, А.К. Богданов, Е.А. Пантелеева, М.А. Кокшарова, П.С. Култышев, С.П. Ненашев, М.А. Елизарьев, А.Д. Балакина, Т.Ф. Касумов, Т.Л. Лебедева, Е.Н. Выгодина, С.А. Перепелкин, Е.В. Пастушкова, В.Ю. Антонов

Генплан
Е.Н. Кузнецова, А.С. Титова

Смежники
ООО «ПроектСервис»
ГИП: А.Л. Акимов, А.В. Таборский

2016 — 2018 / 2017

Заказчик: Управление делами Президента Российской Федерации
Архи.ру:
Архитектурные конкурсы на застройку Тучкова буяна проводятся уже больше ста лет, и все еще безрезультатно. Расскажите о вашей первой работе для этой территории – жилом квартале «Набережная Европы». Для 2009 года это было необычное предложение – привлечь десяток иностранных бюро для работы над фасадами.

Евгений Герасимов:
Это был международный конкурс, организованный «ВТБ-Девелопмент» совместно с городом. Участвовали Хосе Рафаэль Монео, Дэвид Чипперфилд, Марио Ботта, «Студия-44», «Земцов, Кондиайн и партнеры». Наш с nps tchoban voss консорциум выиграл с идеей комплекса, нарисованного не одной рукой: мастер-план подразумевал участие разных архитекторов, что и было выполнено – мы пригласили ряд западных коллег, в продолжение традиции, согласно которой Петербург строили во многом иностранные архитекторы. Мы с Сергеем Чобаном убежденные сторонники такого подхода. Например в комплексе «Европа-Сити» мы раздали пяти молодым архитекторам десять внутренних «точек». Я и сейчас считаю, что «Набережная Европы» – идеальный для этого места проект, к тому же самоокупаемый, с пешеходной набережной, обращенной на юг, площадью и театром. На который тогда проводился отдельный конкурс, в котором победило бюро UNStudio.
«Набережная Европы»
«Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
«Набережная Европы»
«Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    1 / 15
    «Набережная Европы». Проект – победитель архитектурно-градостроительного конкурса 2009 года
    © «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    2 / 15
    «Набережная Европы». Проект – победитель архитектурно-градостроительного конкурса
    © «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    3 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    4 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    5 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    6 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    7 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    8 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    9 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    10 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    11 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    12 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    13 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    14 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    15 / 15
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss

Как произошла смена курса на Судебный квартал? Так же, как недавно с парком?

Да, буквально по щелчку. Мы разработали стадию «проект», без трат бюджетных средств был выведен вреднейший ГИПХ (Государственный институт прикладной химии, – прим. ред.), рекультивирована земля. Затем последовало политическое решение строить комплекс Верховного суда. С ВТБ государство рассчиталось – насколько я помню порядок суммы, это было около 11 млрд рублей.
  • zooming
    1 / 5
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    2 / 5
    «Набережная Европы»
    «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
  • zooming
    3 / 5
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    4 / 5
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    5 / 5
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»

Расскажите, как случилось так, что вместо Максима Атаянца проектировать Судебный квартал стала ваша мастерская?

Был объявлен новый конкурс – обычный российский конкурс без иностранных членов жюри и иностранных архитекторов в финале. Выиграл Максим Атаянц. Не оспариваю решение жюри, но надо отдавать себе отчет, что из профессиональных архитекторов за Атаянца не голосовал никто. Это был выбор чиновников, артистов, писателей и общественных деятелей. Большинство проголосовало за Атаянца, с чем я его и поздравил. Мы с Сергеем Чобаном сделали вывод, что для нас эта история закончена. Совершенно расслабились на эту тему.

А потом сменилась команда в Управлении делами президента, которой было поручено всю эту затею воплощать в жизнь. И через какое-то время они обратились ко мне с вопросом: не возьмемся ли мы с Сергеем Чобаном разрабатывать проект по конкурсной концепции Атаянца. Мы отказались, поскольку такими вещами не занимаемся. Я поинтересовался, почему встал такой вопрос. На что получил ответ: у бюро Атаянца нет производственных мощностей, чтобы выпустить проектно-сметную документацию, поручать подобную работу бюро без соответствующего опыта генпроектирования никто не будет. И мы опять забыли об этой истории.

Прошло еще примерно полгода, к нам обратилась московская компания «Сатурн», назначенная генпроектировщиком Судебного квартала, с предложением быстро подготовить новую концепцию. На вопрос, что происходит, будет ли воплощаться конкурсная документация Атаянца, получили ответ – нет, не будет. Мы подготовили новую концепцию исходя из новых пожеланий и соображений. Всех, кто принимал решение по этому вопросу, она устроила. И под руководством «Сатурна» мы начали трудиться. В рекордные сроки была закончена стадия «проект», которая с первого раза прошла Главгосэкспертизу в Москве. Проект был согласован Градсоветом. Затем была полностью сделана рабочая документация и началось строительство, которое продолжается до сих пор.
  • zooming
    1 / 5
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    2 / 5
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    3 / 5
    Проект Судебного квартала, актуальный на весну 2019 года
    «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    4 / 5
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    5 / 5
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»

Почему ваша итоговая концепция Судебного квартала отличается от конкурсной? Изменилось техническое задание и бюджет?

Просто прошло время, наши воззрения и воззрения заказчика изменились. После разборки ГИПХа между стрелкой Васильевского острова и колокольней Князь-Владимирского собора появилась визуальная ось. Этой перспективы никогда не было, собор всегда что-то закрывало – винные склады или заводы, потом ГИПХ. Стало жалко терять этот вид, концепция построена под него. Мы максимально компактно сгруппировали здания, создав визуальный коридор и высвободив четыре гектара под парк.
Театр танца Бориса Эйфмана
SPEECH

Можно ли сказать, что вложенные в «Набережную Европу» и Судебный квартал деньги не пропали даром? Все-таки из центра города вывели ГИПХ, почву очистили, к началу реализации парка по сути будет выполнен нулевой цикл.

Подготовительные работы проделаны не зря. Но забито 5000 свай, сделаны колонны и стены подвалов, перекрытия. Все цокольные этажи готовы. И опять политическое решение по щелчку: перед выборами господина Беглова объявили о новой инициативе вместо Судебного квартала сделать арт-парк.

Почему ваше бюро не стало участвовать в конкурсе на концепцию парка?

Мы не подавали заявку, так как посчитали, что это странная затея. И самая большая странность в ней – театр Бориса Эйфмана на углу парка. В комплексе неоклассических зданий этот архитектурный микс смотрелся как часть целого. Но сейчас можно сказать смело – это градостроительная ошибка. Градостроительная целесообразность принесена в жертву политической.
  • zooming
    1 / 4
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    2 / 4
    Судебный квартал
    «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    3 / 4
    Проект Судебного квартала, актуальный на весну 2019 года
    © «Евгений Герасимов и партнеры»
  • zooming
    4 / 4
    Новое предложение Евгения Герасимова для Тучкова буяна: сокращение, но сохранение Судебного квартала на Ватном острове
    © «Евгений Герасимов и партнеры»

Сам конкурс очень странный: странный организатор, странный выбор финалистов, отсюда и результат – выбрать нечего. Я считаю, что уместно было бы делать на этом месте аналог Таврического сада. Пригласить Комитет по благоустройству и на этом закончить разбазаривание народных денег. Мне кажется, на Петроградской стороне достаточно зеленых пространств. Лучше привести в порядок то, что есть – Александровский парк, например. А полноценный парк на месте Судебного квартала уже не получится. Сто километров свай забетонировано.

Не вырастут деревья?

Конечно. Покажите мне хотя бы один проект, где на насыпном холме выросла сосна – трава с трудом растет. Нам рассказывают, что деревья на бетонных паркингах вырастут через 30 лет, и я считаю, что это обман публики. Но наказывать будет уже некого, на это и расчет.

Также предлагается сделать оранжерею. Но у нас уже есть две оранжереи – в Таврическом и Ботаническом садах. Они что, в идеальном состоянии? Нам мало оранжерей? Можно просто поручить работу Ларисе Викторовне Канунниковой – единственному ландшафтному специалисту в нашем городе, у кого есть хоть какой-то опыт положительный – благоустройство набережной Карповки. Там хотя бы все более-менее разумно.

У вас было предложение «сократить» суды и расширить парк – такой вариант все еще может случиться?

Да. Поскольку весь нулевой цикл под театр и судебный департамент сделан, я предлагаю их построить. Верховный суд перенести на место жилого квартала, а жилье судьям купить у девелоперов на соседнем Петровском острове. Сделать логичную градостроительную композицию и понятный пейзажный парк наподобие Таврического сада. Из 9 га территории парку остается 5,5 га, что вполне достаточно для этого места. И не нужно будет искать новые территории для судов, вырубать где-то зелень.

Что значит весь этот опыт для вашего бюро?

Финансовых потерь больших не было. С нами расплатились и «ВТБ-Девелопмент», и Управделами президента. Десять лет работы, которая не кончилась ничем – это не здорово, для нашего бюро не характерно работать в корзину, но для нас и для меня лично это не является катастрофой. Так бывает. Такая страна. У нас, слава Богу, много проектов, и есть чем гордиться. Мне за державу обидно, как говорил герой кинофильма «Белое солнце пустыни». Вместо здравого коммерческого проекта народные деньги потрачены на компенсацию затрат ВТБ, затем на эпопею с судом, а сейчас тратятся в третий раз на парк.
Архитектор:
Евгений Герасимов
Сергей Чобан
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Судебный квартал
Россия, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д.14

Авторский коллектив:
Руководитель проекта: Е.Л. Герасимов
Менеджер проекта: М.Е. Орлова-Шейнер

Здание Верховного суда РФ
ГАП: В.Ф. Хиврич
Руководитель группы: И.М. Минниев, Е.М. Осипова
Ведущие архитекторы: О.В. Головко, И.В. Филимонова, А.Г. Гвоздик
Архитекторы: А.А. Кузнецов, А.И. Кочуков, И.В. Хухка, А.А. Бородина, А.В. Соловьев, И.В. Припоров, Е.П. Мартынюк

Здание Судебного департамента
ГАП: А.А. Юдин
Руководитель группы: О.Я. Ольшанская
Архитекторы: Н.Е. Шабалин, П.Л. Похальчук, Е.И. Янанец, И.Ю. Савченко, А.В. Половинкина

Жилой комплекс
Руководители группы: А.С. Орлов, Д.А. Зайцев
ГАП: З.В. Петрова, О.В. Каверин
Архитекторы: Е.А. Резникова, И.Г. Бахорина, Н.И. Лаврентьева, Д.С. Толстова, Н.К. Пальникова, М.П. Борисюк, Е.В. Луканина, А.В. Лесникова

Интерьеры здания Верховного суда и судебного департамента
Руководитель группы: В.А. Дашков
Архитекторы: А.А. Поправко, Л.В. Монич, И.И. Агапова, В. Молчанова, М.И. Кузнецов

Здание Дворца Танцев Б.Я. Эйфмана – SPEECH
С.Э.Чобан, А.М.Перлич, ГАП: А.Хмеленина, А. Абрамов, Л. Белашова

Конструкторы
Главный конструктор: Резниченко М.Я.
Заместитель главного конструктора: Д.А. Астапчик
Руководители группы: Ю.И. Ильина, Д.О. Григорьев
Конструкторы: С.А. Двуреченский, А.Н. Смирнова, А.К. Богданов, Е.А. Пантелеева, М.А. Кокшарова, П.С. Култышев, С.П. Ненашев, М.А. Елизарьев, А.Д. Балакина, Т.Ф. Касумов, Т.Л. Лебедева, Е.Н. Выгодина, С.А. Перепелкин, Е.В. Пастушкова, В.Ю. Антонов

Генплан
Е.Н. Кузнецова, А.С. Титова

Смежники
ООО «ПроектСервис»
ГИП: А.Л. Акимов, А.В. Таборский

2016 — 2018 / 2017

Заказчик: Управление делами Президента Российской Федерации

18 Декабря 2020

Похожие статьи
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.