English version

Проекция квартала

В том, что дом Владимира Плоткина в составе «Садовых кварталов» будет самым модернистским из всех, особенно сомневаться не приходилось. Он таким и получился: в рамках дизайн-кода сочетает кирпич и белый камень, ритмически откликается на соседний дом «Остоженки», и в то же время аккуратно, но настойчиво проводит свою линию. Тут и проекция идеального состава городской застройки 14–9–6, которую можно найти прямо по соседству, и математический расчет, в том числе разного рода террас, а может быть, и единственное воспоминание о советском прошлом завода Каучук. И легкие белые «крестики».

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
Россия, Москва, ул. Усачёва вл. 11

Авторский коллектив:
Главный архитектор ТПО Резерв: В. Плоткин; руководитель мастерской №1: И. Деева; ГАП: Д. Казаков; ГИП: О. Демьянова. Архитекторы: А. Логвинова, А. Романова

2007 — 2019 / 2021 — 2023

Заказчик: УКС «ИНТЕКО»
«Садовые кварталы» – исключительный проект. Не только потому, что внутри создано не банальное для Москвы пространство, и даже не только потому, что многие из популярных впоследствии градостроительных идей были предложены Сергеем Скуратовым именно там, очень рано, в 2006 году, а реализованы, несмотря на ряд перипетий, так тщательно, что он встает в ряд редких для столицы образцов. Проект также интересен как пример совместной работы нескольких авторов – тоже подход, который впоследствии стал «модным», но именно здесь он был заявлен рано, в 2007 году, и реализован всерьез, как авторские высказывания: разделили не фасады и не специализации, а именно дома, части кварталов, причем Скуратов, как увлеченный дирижер, затем на протяжении 15 лет «режиссировал» этот концерт, не забывая поддерживать общую мелодию и добавлять собственные ключевые акценты. 

В 1 квартале – два дома, спроектированных Максимом Куренным и его бюро «500». Четвертый квартал «держит» улицу Ефремова «крепостными башнями» Юрия Григоряна / «Меганома», и удивляет домом-«валенком» Андрея Савина / «А-Б» из зеленоватой меди и «пружин». Складчато-кирпичный дом Сергея Чобана тянется вглубь от улицы Усачева по границе 3 квартала.

Завершающим стал квартал номер 2, со стороны 3-й Фрунзенской улицы.
ЖК Садовые кварталы II квартал. Развертки фасадов
© ТПО «Резерв»

Вдоль пруда там – дома Сергея Скуратова, завершенные в 2021, а по сторонам ко внешнему контуру уходят два «крыла» – северный дом из светлого камня, авторства Александра Скокана и Ксении Бердниковой / АБ «Остоженка»; он достроен в 2022 году. Южный кирпичный, темно-коричневый, авторства Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», завершен в 2023 году.
ЖК Садовые кварталы II квартал. Схема расположения
© ТПО «Резерв»

Он стал итоговым, последним по времени реализации домом «Садовых кварталов», и, хотя дом соблюдает правила дизайн-кода, будучи органично встроен в комплекс, в его архитектуре довольно много отличий. Он как «точка с запятой» на границе «Садовых кварталов» и города. То ли итоговый пассаж, то ли «выход из темы».

С него и начнем. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Для начала надо сказать, что основные участники были названы сразу, в 2007 году, и дома распределены тогда же; вскоре появились и эскизные проекты. Но 2 квартал в 2019 году скорректировали в сторону увеличения – вытянули в сторону 3-й Фрунзенской; тогда-то она и стала пешеходным бульваром; сейчас с него удобно попадать в кафе на «городском балконе» с видом на внутренний двор. Помимо собственно дома и интерьера его лобби, «Резерв» был генпроектировщиком всей юго-западной части квартала и работал над проектом благоустройства двора. 

Двор тут устроен как во всех кварталах – с фирменными изогнутыми мостиками, переброшенными от зеленого холма в центре ко входам в лобби сразу на второй уровень.
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Только в данном случае подо всем двором – один ярус подземной парковки, но в центральной части над ним насыпано 2.5 метра грунта, что позволяет расти деревьям. 

Дом протяженный, больше 100 м в длину и 20 в ширину; в нем 5 секций, 3 объема и 2 корпуса. В пространстве это распределяется равномерным шагом трех ступенек: ближе к пруду 14 этажей, затем 9 и 6. Помнится не так давно это соотношение считалось классическим, почти идеальным. Так и есть, в нем собраны три самых известных масштаба городской застройки; тут как раз рядом девятиэтажка шестидесятых годов и 5-6-этажки тридцатых и двадцатых. Высокий объем «реагирует» уже на собственно «Садовые кварталы», и получается, что дом не только откликается на все три типа высотности из имеющихся поблизости, но приводит их к некоему общему знаменателю, раскладывает на раз-два-три. 
ЖК Садовые кварталы II квартал
© ТПО «Резерв»

А в сумме получаются три большие, мерные ступени, которые благодаря небольшому расширению на торце при взгляде из города образуют компактный объем спокойных пропорций. 
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

В дизайн-коде «Садовых кварталов» одно из значимых мест занимал материал фасадов: натуральный камень и кирпич. Здесь – темный малоформатный кирпич, почти черный, хотя еще в проекте 2019 года тон фасадов был скорее бордовым, – и вкрапления камня, ярко-белого, что хорошо заметно в соседстве с известняком более традиционного светлобежевого оттенка на фасадах соседних зданий Сергея Скуратова и «Остоженки». Тут цвет настолько белый, что хочется проверить, камень ли он. Проверяли – камень. Его совсем немного: в вырезе-углублении под консолью со стороны главной площади, и в выступах, образующих тонко прорисованные и довольно редкие фигуры, напоминающие буквы «Т», где-то прямые, где-то перевернутые, где-то просто полоска, как неожиданный фрагментарный карниз. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Между 14-этажным и 9-этажным объемом есть пауза-углубление в 2 этажа высотой. Она разделяет два корпуса, усиливает цезуру и ступенчатость силуэта – это, определенно, художественный прием ради организации формы. Но в итоге пара двухкомнатных квартир на 7 этаже, небольших квартир посередине дома, получили открытые террасы, огражденные с двух сторон стенами и похожие на патио. Здесь белокаменные горизонтали протянуты, как намек на перголы, и как будто «сшивают» между собой два разделенных объема. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Владимир Плоткин рассказывает, что в первоначальном замысле фигурировали не «буквы Т», а кресты или плюсы, – в этом случае тема «сшивания» была бы более очевидной. Тем не менее крестообразность осталась: вообще-то, строгую «клетчатую», составленную из простенков, одинаковых по вертикали и горизонтали, сетку проемов на боковых фасадах оживляет несколько «стеклянных пятен» – прямоугольников, составленных из четырех окон, простенки между которыми тоньше стандартных. Первоначально они все должны быть прочерчены белыми линиями, затем один «рукав» у каждого перекрестья убрали, но суть композиции: строгой «клетки», внутри которой асимметрично разбросано несколько пятен, осталась прежней – надо ли говорить, что это «фирменный» авторский прием; но здесь он подан сдержанно, почти незаметно. Любопытно и характерно, что боковые фасады одинаковые, «пятна» и буквы «Т» распределены друг напротив друга – понять это можно, только глядя на чертежи или очень-очень внимательно рассматривая дом. Но жесткая мера разнообразия, экономия и дисциплина высказывания, в этой особенности прочитывается очень ясно. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал. Развертка юго-восточного, уличного, фасада
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал. Развертка северо-западного, дворового, фасада
    © ТПО «Резерв»

 Тем не менее немногочисленные белокаменные росчерки недвусмысленно берут на себя роль декоративных элементов. Очевидно, что они нужны для того, чтобы разбавить и оживить объем, особенно в центральной части. 
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

При том что декора минимум. Дом очень строгий.  

Помимо Т-образных вставок основной декоративный прием – сами окна. Каждый горизонтально ориентированный проем разделен на две части: большая решена как рамка, выступающая вперед за кирпичную плоскость фасада, своего рода мини-эркер. Меньшая, узкая и вертикальная, это, наоборот, мини-балкон или, скорее, макро-форточка – углубленная открывающаяся створка со стеклянным ограждением. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Надо ли говорить, что где-то в соотношении сторон примененной здесь «единицы окна» угадываются пропорции «Золотого сечения». Плюс – шахматное чередование створок: слева-справа. Вот и весь декор. 

На торцевом объеме рисунок усложняется и вступает в диалог с малыми корпусами «Остоженки». 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Лаконичное решение оживляют уступы и вырезы. Верхнему разрыву вторит «прорезь» входа в лобби, – оба, в свою очередь, перекликаются с подобными же вырезами в доме напротив. 
  • zooming
    Вход в лобби и лестница, ведущая в него на 2 ярус. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    Вид из «прорези» в соседнем квартале. ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Упомянутой выше террасе-патио между высоким и средним объемом вторит еще несколько террас. Впрочем нельзя сказать, что они существенно влияют на пластику, скорее оттеняют массив, образуя консоль в том или ином месте. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Интереснее нюансы внутреннего устройства. Два верхних этажа 14-этажного объема заняты, в основном, тремя квартирами с полноценным двухъярусным устройством и, соответственно, внутренней лестницей; каждая имеет свою террасу в верхнем этаже. В то же время 3-комнатная квартира в торце 8 этажа получила террасу на уровне 9 этажа, совсем небольшую, но собственную, с выходом вверх по лестнице. На 6 этаже к торцевой квартире среднего объема примыкает терраса на ее уровне, рядом – терраса квартиры 5 этажа с выходом вверх по лестнице. 
  • zooming
    1 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. План 13 этажа. Корпус 2,5-2,6
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. План 12 этажа. Корпус 2,5-2,6
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. План 9 этажа. Корпус 2,5-2,6
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. План 7 этажа. Корпус 2,5-2,6
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. План 5 этажа. Корпус 2,5-2,6
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. План 6 этажа. Корпус 2,5-2,6
    © ТПО «Резерв»

Все лобби в домах «Садовых кварталов» – высокие, многосветные; к слову, вот еще одна из современных тенденций, проявившая себя в полной мере уже здесь. 

В данном случае лобби снаружи почти не разглядеть, хотя немного его видно на просвет с «городского балкона». Его пространство – совершенно белое, с прозрачными ограждениями, минималистичное. Тут и понимаешь, почему вырез под консолью на углу открывает белую поверхность: он приоткрывает суть «внутренностей» дома. Прием известный и почти азбучный, но как редко встречается в чистом лаконичном исполнении. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Визуальное «ребро жесткости» – стена испанской кладки того же темного кирпича и кирпичная стена на одной линии в ней. Надо ли говорить, что они рассечены белым межъярусным перекрытием, напоминающим росчерки фасада. 
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Итак, дом завершает «Садовые кварталы» и оформляет один из входов-выходов на их территорию. Второй квартал соседствует с четвертым и между ними – один из самых широких створов выхода в город, занятый тремя девятиэтажками 1960-х годов постройки и довольно обильной зеленью. Так что дом взаимодействует скорее с городскими соседями, нежели с домом-«валенком» Андрея Савина. Они не становятся пропилеями, скорее уж отворачиваются друг от друга. С корпусом «Остоженки» дом, наоборот, образует ритмизованную пару, что надо признать и предсказуемым и неизбежным, все же они – два крыла одного квартала, и перекликаются как ступенчатым контуром, так и протяженностью, и упомянутыми выше вертикальными вырезами сверху и снизу. И, конечно, они образуют пару как светлый, почти-белый, но бежевый, и темный, почти-черный, но коричневый. 

Другое отличие важнее. Архитектура «Садовых кварталов», если посмотреть на нее в целом – скорее скульптурная. Объемная и материальная от слова «материя». На скульптурность работают откосы окон, прием, который тоже, кажется, стал «массовым» именно здесь; так же как и скругленные углы и моллированные стекла. Все они трактуют стену как массу, а дом – как форму. Складчатость дома Сергея Чобана вписывается в эту парадигму, а дом «А-Б» выглядит апофеозом скульптурности, шагнувшим очень далеко в сторону арта. 

Скульптурность поддержана фактурностью материала: бежевый известняк, терракотовый кирпич, медь натуральная и патинированная, кортен. Весь комплекс бежево-терракотовый с одним бирюзовым акцентом. 

В таком соседстве дом Владимира Плоткина отличается плоскостностью. Тут нет никаких откосов, скруглений. С массой тут работают в ее отношении к плоскости: часть окна выступает чуть «за», часть отступает чуть вглубь, фасад колеблется между несколькими умозрительными параллельными слоями, структурированными ровной сеткой окон.

К слову, это единственный дом внутри комплекса, где основное направление пропорций не вертикальное, а горизонтальное. 
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Но – слегка горизонтальное, так, разве что избегает прямой «школьной» клетчатости.

Сама основная плоскость образована, согласно дизайн-коду, кирпичом, но это один из самых дематериализованных видов кирпича, которые мне довелось видеть. Кирпич может быть и красным с подчеркнутой разгранкой швов, или шершавым, рельефным, выкрошенным и разноцветным, то и другое подчеркивает его свойства как «настоящего», древнейшего, рукотворного фактурного материала. Здесь кирпич плоский, швы почти не читаются.

И темный до черноты, хотя в проекте был бордовым, и тут тоже угадывается какая-то интрига. На мое утверждение, что дом черный, автор с каким-то даже негодованием возражает – нет! Не черный. Темно-коричневый. 

Тут надо вспомнить, какого цвета каучук, имя которого носил завод, расположенный на месте «Садовых кварталов». Каучук вообще-то белесый, бесцветный. Но из детства помнится, что самая настоящая, сермяжная промышленная резина – черная. А советские корпуса завода имели, как большинство им подобных, горизонтальные ленточные окна. Не то чтобы дом прямо-таки заточен на воспоминание о заводе; вовсе нет. Но: основной цветовой и пропорциональный строй большинства зданий «Садовых кварталов» откликается на здание заводоуправления Романа Клейна 1915 года, эклектику времени модерна, сочетая терракотовый и светло-бежевый с вертикальными пропорциями; как будто «перепрыгивает» большую часть XX века. И только горизонталь и темный тон дома Владимира Плоткина возвращают нас – намеком, только намеком – к не самой гламурной части истории места.  
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»

Тем не менее больше всего он напоминает – копирку. Представим себе не новую, потертую копирку, в основном матовую, но местами поблескивающую. Так и тут поблескивают и стекла, и черные металлические вставки. А Т-образные вставки можно было бы сравнить с линиями, которые на копирке остаются после особенно усиленного прочерчивания – хотя все же больше они напоминают некие элементы из бумаги. Потому что тонкие и еще – белый камень здесь тоже, как и кирпич, выглядит не вполне материальным, с акцентом не на слово «камень», а на слово «белый». Сам дом, особенно в ракурсе, акцентирует пластинчатость своего корпуса – длинного и тонкого: 100 на 20 м. Так что большая часть квартир, за редкими исключениями, выходит на обе стороны. 
  • zooming
    1 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    2 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    3 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    4 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
    Фотография © Алексей Народицкий / предоставлена ТПО «Резерв»
  • zooming
    5 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. Ситуационный план
    © ТПО «Резерв»
  • zooming
    6 / 6
    ЖК Садовые кварталы II квартал. Генплан с транспортной схемой
    © ТПО «Резерв»

Не то чтобы дом совсем не материален, вовсе нет, он вообще-то довольно большой. Я о другом: организуя свой объем, он оперирует с несколько другими параметрами, нежели все соседи – не пластикой, изгибом или скосом, а силуэтом, ритмом и пропорциями. В нем больше сетки, математики, чем материи и объема: то ли тень, то ли проекция квартала.

Этим он отличается, будучи родственным в остальном.
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
ЖК Садовые кварталы II квартал, корпуса 2,5-2,6
Россия, Москва, ул. Усачёва вл. 11

Авторский коллектив:
Главный архитектор ТПО Резерв: В. Плоткин; руководитель мастерской №1: И. Деева; ГАП: Д. Казаков; ГИП: О. Демьянова. Архитекторы: А. Логвинова, А. Романова

2007 — 2019 / 2021 — 2023

Заказчик: УКС «ИНТЕКО»

15 Августа 2024

ТПО «Резерв»: другие проекты
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Из тени в свет
В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Небесная тектоника
Три башни на стилобате над склоном реки Раменки – новые доминанты на границе советского микрорайона. Их масштаб вполне современен, высота 176 м – на грани небоскреба, фасады из стекла и стали. Стройные пропорции подчеркнуты строгой белой сеткой, а объемная композиция подхватывает диагональную «сетку координат», намеченную в пространстве юго-запада Москвы архитекторами 1970-х и 1980-х.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Акупунктура городов
На петербургском Культурном форуме архитекторы поговорили о том, какую пользу международные события могут принести городам.
Кристалл музыки
Остро-современное и сложное в техническом отношении новое здание концертного зала «Зарядье» соединяет нелинейность с мощной ретроспективой шестидесятых. Между тем оно вовсе не консервативно – скорее его можно понять как метафору и даже «кристаллизацию» музыки, искусства одновременно эмоционального и математически-отвлеченного.
Похожие статьи
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Дом из весенней материи
За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Ковчег в заповеднике
Проект апарт-отеля мастерской Ильи Гринберга для Куршской косы – одновременно архитектурная капитуляция, как называют ее авторы, и осознанный выбор. Подход, вероятно, оценил бы Джон Рёскин, для которого в архитектуре была важна честность: здание не притворяется маленьким, не стремится раствориться или мимикрировать, но заявляет о себе с достоинством. Приняв данность ТЭПов и экономической модели, оно не увязает в рефлексии и демонстрирует сильные стороны. Подробную историю формообразования рассказывает главный архитектор проекта Илья Гринберг.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».