Хорошо забытое старое

Что можно почерпнуть из дореволюционных книг современному заказчику и производителю кирпича? Рассказывает директор компании «Кирилл» Дмитрий Самылин.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
0 Компания «Кирилл» известна строгим подходом к отбору поставщиков. Ориентироваться на обширном рынке помогает опыт и знания – добытые, в том числе, из старых книг. Директор компании Дмитрий Самылин рассказывает о ценности дореволюционных текстов о кирпиче и комментирует некоторые особенно актуальные выдержки. 

Archi.ru:
Почему Вы решили обратиться к старым книгам о производстве кирпича? Как и где Вы их находите?


Дмитрий Самылин:
Интерес к книгам дореволюционной эпохи возник с желанием понять, как производился кирпич ранее, понять, по какой причине многие клиенты считают, что раньше «делалось на века», а теперь кирпич и десятка лет не выдержит. Также наш интерес к этим изданиям подстегнул запуск нового для современного российского рынка производства кирпича ручной формовки.

Большое количество книг мы приобрели на различных книжных аукционах (например, alib.ru) и в антикварных магазинах, а также пользуемся услугами электронных библиотек, например, rusneb.ru.

Кому и чем сегодня могут быть полезны или просто интересны эти издания?

Наиболее интересны издания должны быть потребителям (частным клиентам, архитекторам, корпоративным заказчикам, строителям), поскольку дают представление о кирпиче, сложности его производства в то время и различиях с современным производством. Выясняется, что качественный кирпич как раньше, так и сейчас получается только при соблюдении основных правил:
  1. Подбор сырья: нужно собрать из множества ингредиентов массу для изготовления кирпича.
  2. Переработка сырья: чем больше усилий прикладывается к переработке сырья, тем лучше получается готовый продукт.
  3. Формовка: существует несколько основных способов формовки – наиболее распространенный пластичное формование (получение глиняного бруса путем выдавливания его с помощью пресса), второй способ это формование по технологии «ручной формовки» (это формование либо с помощью песка или воды, классически руками или с помощью специальных машин).
  4. Сушка: очень важная часть процесса производства, нужно убрать излишнюю влагу из сырца и при этом не повредить его через мерно быстрой сушкой.
  5. Обжиг: нужно подобрать оптимальные температуры для каждой сырьевой базы, чтобы получить кирпич высокой прочности и долговечности (характеризуется высокой морозостойкостью).
  6. Упаковка.
  7. Доставка до клиента.
Что для Вас лично значит работа по изучению старых профессиональных текстов?

Когда начинаешь изучать эти издания, понимаешь, что хоть технологии производства шагнули далеко вперед, и никого уже не удивишь большими объемами производства – в десятки и сотни миллионов штук на одном заводе в месяц, но сам процесс получения качественного материала не изменился, основные критерии остаются все теми же. Не изменился и наш взгляд на этот простой с виду и очень сложный в производстве обожженный «кусок глины».

Нам хотелось бы ознакомить наших партнеров и клиентов с самыми интересными выдержками, характеризующие производство и использование кирпича в то время. 

 

***

Публикуем отрывки из двух книг с комментариями Дмитрия Самылина. Более полный текст Вы найдете в приложенных к статьей файлам.
О кирпиче московских кирпичных заводах.
1861 год. Москва, В типографии Бахметева. Составитель И. Ржановъ.

О весе старого кирпича: «Так точно говорят и о кирпиче: «старинный кирпич громадный, весом 22 фунта (9,98 кг) и так крепок, что едва разобьешь; а нынешней кирпич уже не тот: хорошо, если 10 (4,54 кг) или 12 (5,44 кг) фунтовых и на 8 (3,62 кг), даже и на 7 (3,18 кг) расходится; а форма – одна другой мельче».

О хитрости производителя: «Разность в ценах на кирпич зависит от его формы и качества. Величина кирпича, согласно установлению правительства, должна равняться объему 27 кубических вершков (0,00237 м3) ... Но взгляните на кирпичи некоторых заводов, сравните величину и тогда убедитесь, что разность бывает настолько велика, что объем 1000 кирпичей с одного завода равняется объему, вмещающему 1080, 1120, 1160 и даже более кирпичей с другого завода».
Иллюстрации к книге Малюга И. Г. (1853-1933) _Производство кирпича и других глиняных строительный материалов
Из личного архива Дмитрия Самылина

О критериях качества кирпича: «Кроме формы, цена на кирпич зависит от его качества. Кирпич должен быть хорошо обожжен, докрасна; должен быть крепок, – при ударе не рассыпался бы на части, – плотен, мелкослоен и при изломе стекловиден, что означает хороший промес глины и удачный обжиг; звон кирпича должен быть как крепкого, хорошего горшка; положенный в воду не должен размокать и много увеличивать своего весу; поверхность кирпича должна быть ровная, с целыми и правильными углами; при таком кирпиче шов при кладке стен выходит тонкий и красивый; в особенности это качество кирпича необходимо для прочности арок и сводов».

О важности образцов: «Чтобы выбрать кирпич, при больших постройках, вот самое лучшее средство: взять с нескольких заводов на образец кирпича, хотя по 1000 штук, и тогда, по сличению размеров и достоинства кирпича, вернее определить, который выгоднее покупать».
Иллюстрации к книге Малюга И. Г. (1853-1933) _Производство кирпича и других глиняных строительный материалов
Из личного архива Дмитрия Самылина

О цене «доставки»: «Самое выгодное и удобное устройство кирпичного завода должно быть на таком месте, где глину можно брать под руками, без всяких посторонних и известковых примесей и мелких камней; где провоз до места сбыта кирпича не дальний, и сообщение может быть круглый год безостановочное; где привоз дров не трудный; в особенности же хороша местность близь реки, с которой бы можно было получать пригонные дрова. Покупка дров, доставка их на завод и провоз кирпича до места поставки составляют главный расчет в ценности кирпича».

Об инновациях: «Обжигается сырец и торфом, но это вводится только на Рюминском заводе, за 17 верст от Москвы, управляющим заводом г. Калашниковым, который начал употреблять торф с большим успехом. Управляющий заводом, при этом нововведении, немало употребил труда, чтобы приучить самых рабочих на заводе к употреблению торфа; для чего надобны были умение, деятельность и личное присутствие, чем г. Калашников вполне и достиг успеха в своем деле. Должно ожидать, что распорядительностью управляющего, хорошо изучившего кирпичное производство, будет доставляться в Москву кирпич дешевле против других заводов».

О хитростях поставщиков: «О поставке кирпича и способе складки его было бы лишним здесь говорить, но не менее того интересно знать, как возчики искусны в своем деле. Посмотрите на кирпичные клетки, как они хорошо облицовываются красным и цельным кирпичом; начните разбирать эти клетки и не редко увидите в средине их и половняк, и железняк-перегар, словом, дурной кирпич. …В караванах также очень незаметно бывает, что возчики в некоторых клетках кладут по 24 ряда и даже по 23, вместо 25 рядов, то есть 250 кирпичей, почему необходимо всегда проверять и ряды клеток».
Иллюстрации к книге Малюга И. Г. (1853-1933) _Производство кирпича и других глиняных строительный материалов
Из личного архива Дмитрия Самылина
Практическое руководство по производству кирпича, черепицы, дренажных труб, терракотовых изделий и прочаго лицевого товара

1893 г. С.-Петербург, Типография Императорской Академии Наук. Составил инженер-технолог К.К. Веберъ.
 
О техническом прогрессе: «Наш век машин сделал громадные успехи и в кирпичном производстве, отделив более грубую и доступную для машинного производства работу от работы, требующей творческой идеи и художественного выполнения. Благодаря совершенству, достигнутому в конструкциях машин, не только для более грубых операций, как месение глины, но и для самого изготовления кирпича, кирпичное производство, особенно вблизи больших городов, получило характер массового, фабрично-заводского производства. И этот характер кирпичного производства на западе далеко опередил нас, особенно в качественном отношении».

О зарубежных конкурентах: «Несмотря на то, что Германия не обладает таким богатым и ценным материалом для этого производства, как Голландия, она сделалась за последнее время опасной ее соперницей, и благодаря специальным школам и учебным заводам, кирпичное и черепичное производства в Германии даже в руках мелкого заводчика ведутся с таким знанием, что дают вполне конкурентоспособный продукт».
Иллюстрации к книге Малюга И. Г. (1853-1933) _Производство кирпича и других глиняных строительный материалов
Из личного архива Дмитрия Самылина

О российских заводах: «В России, для развития нашего гончарного производства до сих пор, за исключением единичных частных попыток, решительно ничего не сделано, и профессиональных школ с учебными мастерскими и заводами по этому производству у нас не существует … А если где и существует у нас гончарный завод с более или менее удовлетворительным производством, то он – не исключая даже центра России – наверное основан и эксплуатируется иностранцем – шведом, немцем, французом, чехом или итальянцем, которые получили свое развитие за пределами России».

О технологии переработки глины: «В подобном случае, если из глины, являющейся во всем остальном материалом высокого качества, находящийся в ней известняк не может быть удален, общее же количество его не настолько велико, чтобы возбудить опасение в непрочности будущего кирпича, то прибегают для того, чтобы сделать глину годной для дела, к измельчению всего материала посредством вальцев. Вследствие подобного измельчения, уже при самом затирании массы, известняк довольно равномерно распределяется по всей массе мелкими крупинками и тем самым теряет свою разрушительную силу, которою он обладает, попав в кирпич крупным камешком».
Иллюстрации к книге Малюга И. Г. (1853-1933) _Производство кирпича и других глиняных строительный материалов
Из личного архива Дмитрия Самылина

О важности собственного опыта в работе с месторождениями глины:

«У каждой породы глины наивысшая степень пластичности или степень наилучшего восприятия форм достигается лишь при соединении с известной пропорцией воды, с которой она замешивается и образует тесто или массу; наивыгоднейшая пропорция воды определяется для каждой породы глины эмпирически, то есть по опыту».

«Как уже было замечено, нельзя определить в виде теоретического шаблона, при каких пропорциях глины и отощающего материала, возможно, достичь наиболее плотной массы; до этого каждый заводчик должен дойти, произведя опыты над своим материалом. Тем не менее, это один из важнейших вопросов в кирпичном и гончарном производствах».

«Вообще по цвету глины нельзя судить о ее качестве; природный цвет глины даже не дает возможности вперед решить, какой цвет примет данная глина после ее обжига; это решается вернее всего обжигом».

«Узнав отношение глины к действию огня, мы только в состоянии решить, имеем ли мы дело с обыкновенной кирпичной глиной, или с более ценным материалом, годным для более ценного гончарного производства. Поэтому понятно, что в технике кирпичного и гончарного производства важно при нахождении глины не только определить – принадлежит ли она к глине не сплавляющейся, к глине огнеупорной, или же к простому материалу кирпичного производства, но и важно также знать, какие материалы, смешанные с ней, способны увеличить ее сплавоспособность или наоборот увеличить огнеупорность ее».
Старый кирпич в окрестностях Шлиссельбурга
© фотография Архи.ру

Поставщики, технологии

09 Октября 2021

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Парадное построение
Три кирпичных квартала жилого комплекса «Ривер Парк» раскрываются на воду террасами. Каждый квартал образует задник и две кулисы, а дворы на подиумах, предназначенные только для жителей, становятся как бы сценами, воспринимаемыми с реки. Благоустроенная набережная, доступная всем горожанам, дополняет выстроенную здесь иерархию приватной, полуприватной и публичной городской жизни.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Витальное плетение
Рядом с метро «Дубровка» бюро ADM спроектировало жилой комплекс Vitality с полихромной смесью клинкерного кирпича на рельефных фасадах.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Сейчас на главной
Звездчатый полиэдр
В пригороде Парижа открылся новый корпус медицинского факультета Университетского госпиталя Кремлен-Бисетр. Архитектор Жан-Филипп Паргад выбрал для здания необычную многогранную форму и ленточные фасады из белого алюминия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Концептуальный максимализм
Спортивный клуб Gympa создавался по заветам lagom и agile, то есть он минималистичный и гибкий, но в то же время уютный и эффективный. Главная изюминка места – зал с кварцевым песком и освещением, настроенным под циркадные ритмы.
Алмазный палимпсест
Римское бюро Labics завершило реконструкцию значимого ренессансного памятника Палаццо деи-Диаманти в Ферраре. Дворец получил удобные, современные выставочные пространства, комфортные общественные зоны и четко организованную структуру.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Акулы и лава
Бюро MERA Makers придумало и построило игровой комплекс для детского сада в Сарове. Восемь модулей из фанеры и цветного оргстекла, придуманных после обсуждения с детьми, соединяются в остров, который предлагает разные сценарии игры и богатый сенсорный опыт.
Резервуар для искусства
В музейном квартале Бангалора, столицы Южной Индии, открылось новое здание музея MAP – Музея изобразительного искусства и фотографии. Основа фондов – коллекция предпринимателя Абхишека Поддара, он же заказчик архитектурного проекта, авторы здания – местное архбюро Mathew and Ghosh Architects.
Ферма в каждый дом
На воркшопе Архитектура+FOODTECH архитектурная лаборатория SA lab вместе студентами придумала новый тип вертикальных ферм и прошла путь от концепции до реализации. Прототип напечатан на 3D-принтере из переработанного пластика и выращивает 136 растений.
Школа хвойных пород
Для проекта средней школы Port Marianne в Монпелье архитекторы местного бюро A+Architecture выбрали особый безопасный для экологии бетон в сочетании с конструкциями из местной Севеннской ели и эффектной отделкой из Дугласовой пихты.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Совместный досуг
Центр «Поле» выполняет роль третьего места в спальном районе Москвы. На площади меньше 30 квадратных метров студия дизайна D создала пространство, где дети и взрослые могут проводить время вместе: играть, работать, встречаться с друзьями, заниматься спортом и творчеством.
Сады и искусство
Петербургское ландшафтное бюро МОХ открыло в Москве представительство, напоминающее арт-галерею: пространство формата white box служит фоном для цветочных композиций, объектов искусства и дизайна
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Пресса: Самые важные архитектурные утраты Петербурга за последние...
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Пресса: Юлий Борисов: «Успех не в компромиссе, а в гармонии»
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.