История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар «Городские кварталы»

Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.

mainImg
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
 
Разговор о кирпиче в этот раз получился глубоким и разносторонним, объединив технический практикум с рассказом о значении кирпичной технологии в истории мировой архитектуры.

Семинар организовала компания «КИРИЛЛ» совместно с Кирово-Чепецким кирпичным заводом, который известен своей уникальной продукцией. У завода немецкая линия Keller HCW, на которой за пятнадцать лет работы российские специалисты научились разрабатывать новые марки кирпича уже без помощи европейских коллег. В числе новинок – презентованный на семинаре узкий кирпич под торговой маркой ModFormat – 290х85х50 мм. Мода на него зародилась в Европе в начале 2000-х, но в России современную «плинфу» до сих пор никто не выпускал. Кирово-Чепецкий завод наладил производство керамического кирпича такого формата и готовится выпустить такой же с клинкерными характеристиками.
  • zooming
    1 / 5
    Архитекторы Чистякова С.Н., Кричевцов М.Е., Гусаров В.Ю., Павлов Н.Н., концерн «КРОСТ»
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    2 / 5
    Слева архитекторы бюро Романа Леонидова Ольга Белозёрова, Илья Метальников, Лариса Позняк; в центре Данил Вараксин, Кирово-Чепецкий кирпичный завод; справа Дмитрий Самылин, компания «КИРИЛЛ»
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    3 / 5
    Лекция Марка Акопяна
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    4 / 5
    Лекция Романа Леонидова
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    5 / 5
    Выступление Данила Вараксина
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

При том, что сегодня завод технически может делать кирпич с идеально ровным тоном и формой, архитекторы, наоборот, хотят материал, приближенный к старому ручному кирпичу с небольшими дефектами. Аутентичный кирпич, в отличие от современного, производился в условиях неравномерного обжига и разнотонным был в зависимости от происхождения сырья: разное содержание  в нем, например, железа при обжиге влияло на красный цвет. За рубежом разнотонность всегда считалась обычным делом, тогда как отечественные заводы научились выпускать максимально одинаковые кирпичи. Но мода важнее: чтобы походить на иностранную продукцию, в России придумали так называемую «баварскую кладку», смешивая кирпич разных цветов или производя флэш обжиг. Эффекта ручной формовки и состаривания на Кирово-Чепецком заводе добиваются, используя текстурирование бруса до момента резки.

«Любовь к старому кирпичу – это базовая потребность в культуре, в артефактах, имеющих длительную жизнь», считает участник семинара, искусствовед, старший научный сотрудник Музея архитектуры Марк Акопян. В современной моде на исторический кирпич, по его мнению, есть и некоторая усталость, и реакция на эпоху 1990-х. Именно тогда у архитекторов после долгого дефицита впервые появился выбор строительных материалов, и этот вызов был принят как попытка максимально разнообразить фасады. Впрочем, не всегда удачная.
cic =

Марк Акопян

«Керамогранит, композитные панели, зеркальное стекло, стандартный кирпич – все это отошло на второй план. Сейчас кирпич входит в мейнстрим уже как осознанный выбор архитекторов, а не попытка вернуться к старине. В современной архитектуре он выполняет роль гармонизации, прежде всего, для крупных зданий, которые появляются в центральной части города, и он примиряет новый объем с нашим пониманием исторического центра. Все-таки, старый материал априори ближе старому городу».
  • zooming
    1 / 5
    Дмитрий Сулименко, АБ «СПИЧ»
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    2 / 5
    Юлия Гапоненко и Иван Леднёв, Forma/ПИК
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    3 / 5
    Лекция Кирилла Постернака
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    4 / 5
    Игорь Михайлович Винокуров и Сергей Иванович Потапкин, «Метроспецстрой-Девелопер», Дмитрий Александрович Самылин, компания «КИРИЛЛ»
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    5 / 5
    Дмитрий Фимушкин и Яна Фимушкина, Vesco Group
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
По мнению другого участника семинара, научного сотрудника Музея архитектуры Кирилла Постернака, выбирать кирпич для человека, выросшего в русской культуре, в целом более естественно, чем голый бетон. Современные архитекторы предпочитают кирпич не из желания копировать исторические образцы, а потому что это, прежде всего, естественный и приятный материал: «Сегодня мы имеем совершенно иное архитектурное мышление, и архитекторы иначе работают с кирпичом. Например, сейчас никому не придет в голову выкладывать фигурную колонку из кирпича, потому что в контексте современной архитектуры это нелепо и архаично, и не имеет особого смысла, разве что в традиции церковного строительства. Просто кирпич – это очень человечный материал, он близок к повседневной среде, ближе к человеку разве что дерево, которое обладает свойством тактильности».

У выступившего на семинаре с лекцией архитектора Романа Леонидова на тему нынешней кирпичной моды свой оригинальный взгляд: выбор в пользу мелкоштучного материала он связывает с социокультурной повесткой, доминирующей в обществе в ту или иную эпоху.
cic =

Роман Леонидов

«Внимание к кирпичу, этому строительному атому, сейчас входит в моду, потому что общество входит в стадию атомизации. Такие периоды бывали и раньше – например, эклектика, модерн, когда автор выступал самостоятельной, неделимой единицей, стоящей во главе всего. Но после революции мы вступили в эпоху обобществления, когда вот эта единица была замазана штукатуркой. А сейчас мы вдруг решили, что кирпичная кладка флигеля «Руина», которая спокойна жила под штукатуркой всю свою историю – сама по себе ценна, декоративна, и ее нужно показывать…».
  • zooming
    Кирилл Постернак и Марк Акопян, МУАР
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Роман Леонидов, основатель архитектурного бюро Романа Леонидова
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

XVII век

В истории русского зодчества XVII век известен как эпоха виртуозного владения кирпичом. Никогда ни до, ни после мастера каменщики не достигали таких высот. Внимательный взгляд современного архитектора также найдет для себя немало интересного в этой эпохе, тем более что и сегодня работа с кирпичом – это по-прежнему определённый навык, ремесло и искусство.

Так называемое русское узорочье стало далеким отголоском маньеризма, сменившегося на западе эпохой барокко, но, как и все, попадающее на русскую почву, в итоге вышло очень самобытным. При достаточно архаичных конструктивных схемах, узорочье всю свою выразительную мощь сконцентрировало на декоративных элементах, активно сочетая кирпич с поливными изразцами. Виртуозность, с которой мастера выкладывали целые ковры из орнаментов, действительно, поражает. В XIX веке, когда русские архитекторы были захвачены мыслью создать национальный стиль, они в первую очередь обратились к традиции русского узорочья, поскольку именно она оказалась наиболее узнаваемой и созвучной чисто русскому духу, отметил в своем выступлении Кирилл Постернак.
  • zooming
    Церковь Троицы в Никитниках, Москва
    Фото К. Постернака
  • zooming
    Церковь Троицы в Никитниках, Москва
    Фото К. Постернака

cic =

Кирилл Постернак

«Русская культура никогда не пребывала в полной изоляции. Даже самый «русский» из всех стилей – узорочье – это все равно сплав национальной и западной традиции, которую к нам привносили мастера из Швеции, Польши, Шотландии, вместе с определенными технологическими секретами. По сути, это было общим направлением европейского искусства, которое с некоторым запозданием пришло в Россию и оказалось очень созвучным времени восстановления русского государства после бед Смуты».

XX век

XX век доказал, что кирпич позволяет строить совершенно разную, не только русскую национальную архитектуру. После революции казалось, что этот материал прошлого безвозвратно канет в лету подобно чугуну, из которого почти 200 лет строили дома и мосты. Но получилось так, что как раз кирпич дал новые возможности архитекторам в создании современных зданий, рассказал участникам семинара Марк Акопян. Самый прогрессивный авангардист Константин Мельников, например, строит из кирпича Бахметьевский и Новорязанский гаражи, а также свой знаменитый дом – программное высказывание новой эпохи. Мельников штукатурит оба цилиндра, но оставляет голую кирпичную перемычку между ними как важный акцент всей композиции.

Декоративные свойства кирпича вновь привлекают к себе внимание советских архитекторов на волне интернационального модернизма. Усталость от стерильных форм стекла и бетона возвращает к кирпичу как доступной и, на самом деле, единственной альтернативе панелям. Так, кирпичная архитектура стала прибежищем тех, кто устал от индустриальных проектов, позволяя несколько варьировать формы, добавлять интересные элементы в композицию жилых домов и клубов, а иногда – как в случае с Палеонтологическим музеем в Москве – и строить настоящие шедевры.
Здание МИЭТ в Зеленограде
Фото М. Акопяна

Настоящее

«История развивается по спирали, и то что применялось много лет назад, снова становится популярным», – говорит коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин. Сегодня завод выпускает длинные «византийские» кирпичи, которые широко используются в постройках в духе барнхаус, хай-тек, стиль Райта. Архитекторы с интересом относятся также к таким маркам, как керамический кирпич KÖNIGSTEIN и клинкер EDELHAUS, говорят производители. Особенностью продукции Кирово-Чепецкого кирпичного завода является то, что он выпускает не только пустотелый лицевой кирпич, но и полнотелый во всей заявленной цветовой гамме – его как правило используют для создания дополнительного объема и пластики на фасаде. Градиентные и сложные цвета получаются при сочетании нескольких технологий: окрашивания в массе, ангобирования и безкислородного обжига.
cic =

Данил Вараксин

«Керамика сама по себе – устойчивый материал, который показал себя на старинных зданиях, прежде всего, тем, что он красиво стареет. Это и отличает его от многих других фасадных материалов. Клинкерный кирпич –  это, пожалуй, самый долговечный материал, завод даже дает сто лет гарантии на отсутствие разрушений на фасаде здания под воздействием внешней среды. Нанося ангоб – мы делаем это до обжига – окрашивающая поверхность спекается с телом самого кирпича и делает его еще более стойким».
ЖК «Второй квартал», на фасаде кирпич Кирово-Чепецкого кирпичного завода
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
ЖК «Садовые кварталы»
Фотограф Даниил Анненков
Впрочем, как и столетия назад, работа с кирпичом по-прежнему требует мастерства, которое зачастую и является залогом успеха всего проекта. Как отмечает руководитель специализирующейся на кирпичных фасадах компании «Метроспецстрой-Девелопер» Сергей Иванович Потапкин, иногда даже из обычного кирпича при умелой кладке можно получить уникальный проект. В качестве примера он привел жилой комплекс Maison Rouge, где применялась облицовка из половинки стандартного кирпича и необычные раскладки, сделавшие этот довольно скромный по масштабу дом особенным.

Такие архитектурные удачи всегда становятся результатом сотрудничества архитекторов и строителей, подчеркнул в своем выступлении Сергей Иванович Потапкин. Так, многие пластические находки в проекте «Садовых кварталов», который можно считать одним из эталонных современных примеров работы с кирпичом, стали возможны благодаря запатентованной «Метроспецстрой-Девелопер» подсистемы на основе стеклофибробетона, позволяющей выполнять сложные элементы и активно использовать подвесной кирпич в выступающих частях зданий.
Участники семинара
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Как заметил в своем выступлении архитектор Роман Леонидов, изобретение кирпича в мировой истории – то же, что и изобретение колеса, одна из основ современной культуры. Кирпич встречается во всех культурах от древней Месопотамии до наших дней. Это мельчающий и неделимый элемент архитектуры, доказавший свою жизнестойкость и универсальность, будь то римские термы или нью-йоркские небоскребы. «Знания всегда могут помочь. Это как в джазе – чем больше стандартных элементов знает музыкант, тем выше его уровень в импровизации. В архитектуре тоже самое – чем больше ты знаешь приемов, техник, стилей, тем больше у тебя в руках инструментов, и тем свободнее ты владеешь ремеслом», – подытожил проведенный семинар Роман Леонидов.

Поставщики, технологии

15 Августа 2022

АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
​Между строк и кирпичей: детский сад в проекте «Первый...
Кирпичный детский сад от архитекторов Брусники и LEVS architecten представляет альтернативу разноцветным зданиям-кубикам: основным художественным приемом стали активная пластика и качественный материал.
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.