История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар «Городские кварталы»

Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.

mainImg
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
 
Разговор о кирпиче в этот раз получился глубоким и разносторонним, объединив технический практикум с рассказом о значении кирпичной технологии в истории мировой архитектуры.

Семинар организовала компания «КИРИЛЛ» совместно с Кирово-Чепецким кирпичным заводом, который известен своей уникальной продукцией. У завода немецкая линия Keller HCW, на которой за пятнадцать лет работы российские специалисты научились разрабатывать новые марки кирпича уже без помощи европейских коллег. В числе новинок – презентованный на семинаре узкий кирпич под торговой маркой ModFormat – 290х85х50 мм. Мода на него зародилась в Европе в начале 2000-х, но в России современную «плинфу» до сих пор никто не выпускал. Кирово-Чепецкий завод наладил производство керамического кирпича такого формата и готовится выпустить такой же с клинкерными характеристиками.
  • zooming
    1 / 5
    Архитекторы Чистякова С.Н., Кричевцов М.Е., Гусаров В.Ю., Павлов Н.Н., концерн «КРОСТ»
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    2 / 5
    Слева архитекторы бюро Романа Леонидова Ольга Белозёрова, Илья Метальников, Лариса Позняк; в центре Данил Вараксин, Кирово-Чепецкий кирпичный завод; справа Дмитрий Самылин, компания «КИРИЛЛ»
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    3 / 5
    Лекция Марка Акопяна
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    4 / 5
    Лекция Романа Леонидова
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    5 / 5
    Выступление Данила Вараксина
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

При том, что сегодня завод технически может делать кирпич с идеально ровным тоном и формой, архитекторы, наоборот, хотят материал, приближенный к старому ручному кирпичу с небольшими дефектами. Аутентичный кирпич, в отличие от современного, производился в условиях неравномерного обжига и разнотонным был в зависимости от происхождения сырья: разное содержание  в нем, например, железа при обжиге влияло на красный цвет. За рубежом разнотонность всегда считалась обычным делом, тогда как отечественные заводы научились выпускать максимально одинаковые кирпичи. Но мода важнее: чтобы походить на иностранную продукцию, в России придумали так называемую «баварскую кладку», смешивая кирпич разных цветов или производя флэш обжиг. Эффекта ручной формовки и состаривания на Кирово-Чепецком заводе добиваются, используя текстурирование бруса до момента резки.

«Любовь к старому кирпичу – это базовая потребность в культуре, в артефактах, имеющих длительную жизнь», считает участник семинара, искусствовед, старший научный сотрудник Музея архитектуры Марк Акопян. В современной моде на исторический кирпич, по его мнению, есть и некоторая усталость, и реакция на эпоху 1990-х. Именно тогда у архитекторов после долгого дефицита впервые появился выбор строительных материалов, и этот вызов был принят как попытка максимально разнообразить фасады. Впрочем, не всегда удачная.
cic =

Марк Акопян

«Керамогранит, композитные панели, зеркальное стекло, стандартный кирпич – все это отошло на второй план. Сейчас кирпич входит в мейнстрим уже как осознанный выбор архитекторов, а не попытка вернуться к старине. В современной архитектуре он выполняет роль гармонизации, прежде всего, для крупных зданий, которые появляются в центральной части города, и он примиряет новый объем с нашим пониманием исторического центра. Все-таки, старый материал априори ближе старому городу».
  • zooming
    1 / 5
    Дмитрий Сулименко, АБ «СПИЧ»
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    2 / 5
    Юлия Гапоненко и Иван Леднёв, Forma/ПИК
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    3 / 5
    Лекция Кирилла Постернака
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    4 / 5
    Игорь Михайлович Винокуров и Сергей Иванович Потапкин, «Метроспецстрой-Девелопер», Дмитрий Александрович Самылин, компания «КИРИЛЛ»
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    5 / 5
    Дмитрий Фимушкин и Яна Фимушкина, Vesco Group
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
По мнению другого участника семинара, научного сотрудника Музея архитектуры Кирилла Постернака, выбирать кирпич для человека, выросшего в русской культуре, в целом более естественно, чем голый бетон. Современные архитекторы предпочитают кирпич не из желания копировать исторические образцы, а потому что это, прежде всего, естественный и приятный материал: «Сегодня мы имеем совершенно иное архитектурное мышление, и архитекторы иначе работают с кирпичом. Например, сейчас никому не придет в голову выкладывать фигурную колонку из кирпича, потому что в контексте современной архитектуры это нелепо и архаично, и не имеет особого смысла, разве что в традиции церковного строительства. Просто кирпич – это очень человечный материал, он близок к повседневной среде, ближе к человеку разве что дерево, которое обладает свойством тактильности».

У выступившего на семинаре с лекцией архитектора Романа Леонидова на тему нынешней кирпичной моды свой оригинальный взгляд: выбор в пользу мелкоштучного материала он связывает с социокультурной повесткой, доминирующей в обществе в ту или иную эпоху.
cic =

Роман Леонидов

«Внимание к кирпичу, этому строительному атому, сейчас входит в моду, потому что общество входит в стадию атомизации. Такие периоды бывали и раньше – например, эклектика, модерн, когда автор выступал самостоятельной, неделимой единицей, стоящей во главе всего. Но после революции мы вступили в эпоху обобществления, когда вот эта единица была замазана штукатуркой. А сейчас мы вдруг решили, что кирпичная кладка флигеля «Руина», которая спокойна жила под штукатуркой всю свою историю – сама по себе ценна, декоративна, и ее нужно показывать…».
  • zooming
    Кирилл Постернак и Марк Акопян, МУАР
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Роман Леонидов, основатель архитектурного бюро Романа Леонидова
    Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

XVII век

В истории русского зодчества XVII век известен как эпоха виртуозного владения кирпичом. Никогда ни до, ни после мастера каменщики не достигали таких высот. Внимательный взгляд современного архитектора также найдет для себя немало интересного в этой эпохе, тем более что и сегодня работа с кирпичом – это по-прежнему определённый навык, ремесло и искусство.

Так называемое русское узорочье стало далеким отголоском маньеризма, сменившегося на западе эпохой барокко, но, как и все, попадающее на русскую почву, в итоге вышло очень самобытным. При достаточно архаичных конструктивных схемах, узорочье всю свою выразительную мощь сконцентрировало на декоративных элементах, активно сочетая кирпич с поливными изразцами. Виртуозность, с которой мастера выкладывали целые ковры из орнаментов, действительно, поражает. В XIX веке, когда русские архитекторы были захвачены мыслью создать национальный стиль, они в первую очередь обратились к традиции русского узорочья, поскольку именно она оказалась наиболее узнаваемой и созвучной чисто русскому духу, отметил в своем выступлении Кирилл Постернак.
  • zooming
    Церковь Троицы в Никитниках, Москва
    Фото К. Постернака
  • zooming
    Церковь Троицы в Никитниках, Москва
    Фото К. Постернака

cic =

Кирилл Постернак

«Русская культура никогда не пребывала в полной изоляции. Даже самый «русский» из всех стилей – узорочье – это все равно сплав национальной и западной традиции, которую к нам привносили мастера из Швеции, Польши, Шотландии, вместе с определенными технологическими секретами. По сути, это было общим направлением европейского искусства, которое с некоторым запозданием пришло в Россию и оказалось очень созвучным времени восстановления русского государства после бед Смуты».

XX век

XX век доказал, что кирпич позволяет строить совершенно разную, не только русскую национальную архитектуру. После революции казалось, что этот материал прошлого безвозвратно канет в лету подобно чугуну, из которого почти 200 лет строили дома и мосты. Но получилось так, что как раз кирпич дал новые возможности архитекторам в создании современных зданий, рассказал участникам семинара Марк Акопян. Самый прогрессивный авангардист Константин Мельников, например, строит из кирпича Бахметьевский и Новорязанский гаражи, а также свой знаменитый дом – программное высказывание новой эпохи. Мельников штукатурит оба цилиндра, но оставляет голую кирпичную перемычку между ними как важный акцент всей композиции.

Декоративные свойства кирпича вновь привлекают к себе внимание советских архитекторов на волне интернационального модернизма. Усталость от стерильных форм стекла и бетона возвращает к кирпичу как доступной и, на самом деле, единственной альтернативе панелям. Так, кирпичная архитектура стала прибежищем тех, кто устал от индустриальных проектов, позволяя несколько варьировать формы, добавлять интересные элементы в композицию жилых домов и клубов, а иногда – как в случае с Палеонтологическим музеем в Москве – и строить настоящие шедевры.
Здание МИЭТ в Зеленограде
Фото М. Акопяна

Настоящее

«История развивается по спирали, и то что применялось много лет назад, снова становится популярным», – говорит коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин. Сегодня завод выпускает длинные «византийские» кирпичи, которые широко используются в постройках в духе барнхаус, хай-тек, стиль Райта. Архитекторы с интересом относятся также к таким маркам, как керамический кирпич KÖNIGSTEIN и клинкер EDELHAUS, говорят производители. Особенностью продукции Кирово-Чепецкого кирпичного завода является то, что он выпускает не только пустотелый лицевой кирпич, но и полнотелый во всей заявленной цветовой гамме – его как правило используют для создания дополнительного объема и пластики на фасаде. Градиентные и сложные цвета получаются при сочетании нескольких технологий: окрашивания в массе, ангобирования и безкислородного обжига.
cic =

Данил Вараксин

«Керамика сама по себе – устойчивый материал, который показал себя на старинных зданиях, прежде всего, тем, что он красиво стареет. Это и отличает его от многих других фасадных материалов. Клинкерный кирпич –  это, пожалуй, самый долговечный материал, завод даже дает сто лет гарантии на отсутствие разрушений на фасаде здания под воздействием внешней среды. Нанося ангоб – мы делаем это до обжига – окрашивающая поверхность спекается с телом самого кирпича и делает его еще более стойким».
ЖК «Второй квартал», на фасаде кирпич Кирово-Чепецкого кирпичного завода
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
ЖК «Садовые кварталы»
Фотограф Даниил Анненков
Впрочем, как и столетия назад, работа с кирпичом по-прежнему требует мастерства, которое зачастую и является залогом успеха всего проекта. Как отмечает руководитель специализирующейся на кирпичных фасадах компании «Метроспецстрой-Девелопер» Сергей Иванович Потапкин, иногда даже из обычного кирпича при умелой кладке можно получить уникальный проект. В качестве примера он привел жилой комплекс Maison Rouge, где применялась облицовка из половинки стандартного кирпича и необычные раскладки, сделавшие этот довольно скромный по масштабу дом особенным.

Такие архитектурные удачи всегда становятся результатом сотрудничества архитекторов и строителей, подчеркнул в своем выступлении Сергей Иванович Потапкин. Так, многие пластические находки в проекте «Садовых кварталов», который можно считать одним из эталонных современных примеров работы с кирпичом, стали возможны благодаря запатентованной «Метроспецстрой-Девелопер» подсистемы на основе стеклофибробетона, позволяющей выполнять сложные элементы и активно использовать подвесной кирпич в выступающих частях зданий.
Участники семинара
Фото предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Как заметил в своем выступлении архитектор Роман Леонидов, изобретение кирпича в мировой истории – то же, что и изобретение колеса, одна из основ современной культуры. Кирпич встречается во всех культурах от древней Месопотамии до наших дней. Это мельчающий и неделимый элемент архитектуры, доказавший свою жизнестойкость и универсальность, будь то римские термы или нью-йоркские небоскребы. «Знания всегда могут помочь. Это как в джазе – чем больше стандартных элементов знает музыкант, тем выше его уровень в импровизации. В архитектуре тоже самое – чем больше ты знаешь приемов, техник, стилей, тем больше у тебя в руках инструментов, и тем свободнее ты владеешь ремеслом», – подытожил проведенный семинар Роман Леонидов.

Поставщики, технологии

15 Августа 2022

АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Парадное построение
Три кирпичных квартала жилого комплекса «Ривер Парк» раскрываются на воду террасами. Каждый квартал образует задник и две кулисы, а дворы на подиумах, предназначенные только для жителей, становятся как бы сценами, воспринимаемыми с реки. Благоустроенная набережная, доступная всем горожанам, дополняет выстроенную здесь иерархию приватной, полуприватной и публичной городской жизни.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего четвертого участка MAD Architects показали фотографии уже вполне оформившихся корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.