Кирпичный модернизм

​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом

Наталья Коряковская

Автор текста:
Наталья Коряковская

mainImg
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
0 Кирпич, пожалуй, самый традиционный строительный материал, который всегда ассоциируется с исторической архитектурой. Гораздо менее очевидна его роль как материала архитекторов-модернистов, а она, на удивление, не менее весома, чем у бетона и стекла.  

XX век современной архитектуры, действительно, начинается с промышленной революции и появления в строительстве новых материалов – стали и железобетона, которые, казалось бы, отправили кирпич на свалку истории. На этот технологический прорыв наложились социальные проблемы, которые привели к появлению новых типологий – клубов, домов-коммун, фабрик-кухонь и т.д. Но несмотря на яркую патетику отказа от всего старого, в том числе и от старых форм архитектуры, кирпич на фоне общего дефицита строительных материалов остается в арсенале архитекторов и плавно переходит из модерна – в советский конструктивизм. 
  • zooming
    Ногинск. Жилой дом, начало 1920-х гг.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    Ногинск. Морозовский городок, казармы 1907 г. Арх. А.М. Марков
    Фото: Марк Акопян

Сами формы зданий упрощаются, наступает эра функционализма, и в 1920-е годы уже не встретишь циклопических псевдоантичных сооружений, наподобие корпусов ткацкой фабрики в Вичуге. При этом появляются новые выразительные приемы, которые позволяют кирпичу приспособиться к эстетике времени – рельефная кладка, сочетание разноразмерных окон, угловые балконы, округлые элементы и проч. Примерами могут послужить дома в Иванове И. Голосова и Д. Фридмана, семиэтажный дом-коммуна в Смоленске, круглый дом-коммуна в Таганроге из серого силикатного кирпича, который входит в моду в 1930-е гг.
  • zooming
    1 / 6
    Корпус ткацкой фабрики в Вичуге, Ивановская область, нач. XX века.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    2 / 6
    Многоквартирный жилой дом, И. Голосов, 1920-е гг.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    3 / 6
    Дом-корабль в Иваново, Д. Фридман, 1929 г.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    4 / 6
    Дом-коммуна в г. Смоленск, середина 1920-х гг.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    5 / 6
    Дом-коммуна в Таганроге, 1930-е гг.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    6 / 6
    Дом-коммуна в Таганроге, 1930-е гг.
    Фото: Марк Акопян

Один из самых прогрессивных архитекторов своего времени К. Мельников сочетает кирпичную кладку со штукатуркой, вводя ее в композицию фасада, наряду с текстом (Бахметьевский гараж) или большими остекленными проемами (Новорязанский гараж). Программное произведение эпохи – собственный дом в Кривоарбатском переулке Мельников тоже строит из кирпича. Как подчеркивает Марк Акопян, несмотря на все визионерство, сам архитектор по натуре был больше традиционалистом, что в частности выражалось в его отношении к семье и быту. Дом стал отражением его внутреннего мира – он штукатурит замысловатую кладку, закрывая часть окон, но стык двух цилиндров оформляет голой кирпичной полосой, которая и держит всю композицию.
  • zooming
    Дом Мельникова, 1927-1929 гг.
    Фото: из архива Дома Мельникова
  • zooming
    Новорязанский гараж, 1929-1931 гг.
    Фото: Марк Акопян



Конструктивистская архитектура заканчивается в конце 1930-х, а следующий виток модернизма начинается после войны. Точкой отсчета считается постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1959 года: развернувшаяся в СССР индустриализация стала отголоском мирового процесса послевоенного восстановления, идущего в Европе с конца 1940-х гг. под лозунгами функционализма. Возвращение кирпича в архитектуру происходит на волне шквала критики ультра-модернистского подхода к зданиям, холодности и стерильности чистых форм, где нет ни цвета, ни фактуры, ни текстуры, где ничего нельзя менять. И здесь на помощь советским архитекторам приходит кирпич как, пожалуй, единственная доступная альтернатива типовым бетонным панелям, а с другой стороны – материал очень традиционный и естественный для человеческого жилища. И если для районов массовой жилой застройки сохранялась проблема однообразия самих домов, то отличительным свойством общественных зданий стала попытка разнообразить фактуры за счет включения кирпичных поверхностей, а также мозаик, монументальных рельефов, а чуть позже и натурального камня в облицовке.
  • zooming
    Дом культуры в г.о. Ногинск,
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    Здание администрации г. Тында, БАМ, конец 1980-х гг.
    Фото: Марк Акопян

Так, обладая очень узкой палитрой доступных материалов, советские архитекторы-модернисты ухитрялись создавать потрясающие вещи, вроде комплекса МИЭТ в Зеленограде (арх. Ф. Новиков, Г. Саевич). Здесь в качестве стеклянной поверхности архитекторы вводят т.н. интернациональный модуль – вертикальное остекление, закрывающее межэтажные перекрытия, но сочетают его с кирпичной стеной. Огромную роль кирпичный элемент играет в классическом примере – ЦНИИ робототехники и технической кибернетики в Ленинграде, где держит вся композицию здания наподобие замкового камня. 
  • zooming
    Здание МИЭТ, г. Зеленоград
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    Здание МИЭТ, г. Зеленоград
    Фото: Марк Акопян

В 1970-80-е гг. встречаются примеры общественных зданий из типовых бетонных панелей, где кирпичный элемент – например, разрезающая здание кирпичная вставка – делал проект хоть немного, но уникальным. А в конце 1980-х, на волне критики панельной архитектуры появляется мода на кооперативные кирпичные жилые дома, где всплывают то конструктивистские угловые балконы и круглые окна, то элементы постмодерна. 
  • zooming
    Президент-отель на Ленинском проспекте, 1983 г.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    Жилой дом в Воронеже
    Фото: Марк Акопян

Как подчеркивает Марк Акопян, кирпичный модернизм во многом был все-таки вынужденным решением, поскольку кирпич оказался единственным материалом, куда можно было уйти от типовых бетонных плит со скудной номенклатурой. При этом заветы модернизма по-прежнему оставались в арсенале архитекторов, и, мысленно заменяя применяемый ими кирпич на белые оштукатуренные поверхности, мы бы и в 1980-е получили классические здания в духе Миса ван дер Роэ. 
Палеонтологический музей, 1987 г.
Фото: Марк Акопян

Особое место в истории советской архитектуры занимает брутализм, и его икона – Палеонтологический музей в Москве (арх. Ю. Платонов), где раскрылись богатые пластические возможности кирпича. Не менее замечательны такие примеры, как здание Театра на Таганке и гостиница в Переславле-Залесском, построенная к московской олимпиаде. 
  • zooming
    1 / 3
    Гостиница в Переславле-Залесском, 1980-е гг.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    2 / 3
    Музей Суворова в Кобрине, 1987 г.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    3 / 3
    ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Ленинград, 1973-1986 гг.
    Фото: Марк Акопян

Впрочем, к 1990-м архитекторы устали и от кирпича, тем более что на фоне развития строительного рынка в их арсенале появилось множество других, ранее недоступных материалов, которые зачастую без разбора шли на фасады постмодернистских домов. Лишь в последние десять лет кирпич стал материалом, из которого начали делать хорошую архитектуру. Сегодня кирпич – это добровольный и осознанный выбор архитекторов, ставший возможным, в том числе и благодаря качеству и доступности самого материала.

Марк Акопян

«Возможно, лучшие объекты модернизма еще не созданы – те, которые станут хрестоматийными образцами этой архитектуры, но для этого есть все предпосылки. И, может быть, не последнюю роль в них сыграет кирпич, ведь он позволяет строить все и реализовывать разный контекст и разную архитектуру. Его исторический бэкграунд в культуре настолько огромен, что можно смело сказать, что кирпич – это не только прошлое, но и настоящее, и будущее».

Поставщики, технологии

16 Августа 2022

Наталья Коряковская

Автор текста:

Наталья Коряковская
АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Парадное построение
Три кирпичных квартала жилого комплекса «Ривер Парк» раскрываются на воду террасами. Каждый квартал образует задник и две кулисы, а дворы на подиумах, предназначенные только для жителей, становятся как бы сценами, воспринимаемыми с реки. Благоустроенная набережная, доступная всем горожанам, дополняет выстроенную здесь иерархию приватной, полуприватной и публичной городской жизни.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Технологии и материалы
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природы
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Новые тренды вентилируемых фасадов от компании SIBALUX
В рамках Art-Techno форума 2023 компания SIBALUX представила уникальную технологию цифровой печати тематических фасадов и новые цветовые решения в коллекциях METAL, BRUSH и RUSTY. А также познакомила проектировщиков с комплексным подходом в реализации объектов, который обеспечивает полное соответствие фасада – проекту.
Евгений Циулин: «Мы взяли формат легко читаемой брошюры...
Segezha Group – компания, которая не только производит CLT-панели, но и активно продвигает ценности деревянного домостроения, – выпустила несколько брошюр-руководств для инженеров и архитекторов по проектированию деревянных зданий. Беседуем с руководителем проектного направления о принципах работы с деревом, его пожароустойчивости, об уникальных проектах из дерева и первом доме под Вологдой, а также о новых проектах Segezha на Крайнем Севере.
Как на картине
Скамейка – будничный предмет, который нередко встречается на полотнах художников. На нем, бывает, сидят поэты и композиторы, но чаще обычные люди: читают книги, беседуют, надевают коньки или играют в шахматы. Мы сопоставили картины с ассортиментом компании «Хоббика», нашли много сходств, а также выяснили, что жизнь на скамейках за сто лет изменилась не так уж сильно.
Микрорайон
«Новая Елизаветка»:
новая жизнь краснодарского...
Формат загородной жизни сегодня востребован как никогда раньше. Проект «Новая Елизаветка» от ГК «ИНСИТИ» в Прикубанском округе Краснодара – это полноценный микрорайон столицы Кубани, в котором сочетаются преимущества жизни в городе и за городом.
Cтудия дизайна Dulux: жизнь в новом цвете
Цвет в архитектуре имеет значение. И, выбирая цвета, архитекторы прежде всего думают об эстетике, но, когда дело доходит до выбора краски для конкретных задач, то тут необходимо подумать и о практической стороне дела – защите материала, влагостойкости, истираемости. Cтудия дизайна Dulux была создана специально для профессионалов – дизайнеров и архитекторов, чтобы помочь им сделать правильный выбор.
Проба на вечность: в Екатеринбурге возвели мемориал...
32 тонны атмосферостойкой стали Forcera производства «Северстали» были использованы для монументальной стелы «Город трудовой доблести», торжественно открытой в центре Екатеринбурга в рамках III Всероссийского форума городов трудовой доблести «Рубежи победы»
15 лет «МасТТех»: итоги и перспективы
Сегодня системы Masttech известны среди ведущих девелоперов России. Компания активно сотрудничает с архитектурными мастерскими и проектными институтами: «СПИЧ», «Атриум», «Олимпроект», «ТПО Резерв», «Моспроект» и другими, а все системы остекления Masttech сертифицированы и прошли испытания в НИИСФ РААСН
Ресторан MUME – китайская слива расцвела
в «Башне...
Муме, или мейхуа, – это дикая китайская слива, цветение которой с древних времен художники запечатлевали на гравюрах, а поэты – в хокку. Сегодня на одном из верхних этажей «Башни Федерации» в Москве-Сити можно найти еще одно произведение искусства, которое создано в честь этого прекрасного явления, – ресторан китайской кухни MUME.
INFINITY SYSTEM
Световая система с механическим (запатентованным) немагнитным фиксатором светильника в треке, позволяет устанавливать новые светильники в будущем, в отличие от других систем, для которых невозможно обновить светильники через несколько лет.
Облицовочный кирпич BRAER: новые реалии помогают совершенствоваться
Следуя за трендом на фасады из темного кирпича, компания BRAER – один из ведущих отечественных производителей кирпича и тротуарной плитки – в этом году выпустила новые коллекции кирпича и обновила уже завоевавшие популярность серии, представив в них модели темных оттенков.
Блеск металла
Декор из металла популярен в интерьерном дизайне благодаря уникальному сочетанию цвета, идеальной поверхности и тактильных ощущений. Рассказываем о продукции Homapal, ведущего мирового производителя металлизированных HPL пластиков
Эстетика порождает этику
От восприятия человека, не обладающего специальными познаниями в области строительства и ремонта, могут быть скрыты определяющее детали интерьера, но общее эстетическое восприятие позволит различить шаблонный проект от оригинального.
Малые, но большие
К малым архитектурным формам относятся в том числе достаточно крупные объекты: беседки, перголы, въездные знаки и контейнерные площадки – без них сложно представить современный парк или двор жилого комплекса. В ассортименте компании «Хоббика» представлено большое разнообразие крупноформатных МАФ, предлагаем краткий обзор-навигатор.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Микрорайон «Любимово» в Краснодаре: город в городе
Микрорайон «Любимово» в Краснодаре от компании «ИНСИТИ» стал первым опытом проектирования и строительства отдельного микрорайона с развитой инфраструктурой – социальной и транспортной, не только для столицы Кубани, но и для всего юга России.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Сейчас на главной
Геотектонические структуры
Штаб-квартира нефтегазовой компании Eni под Миланом по проекту Morphosis вдохновлена геологическими формациями, которые обеспечивают ее существование.
Согретый камень
Жилой комплекс в Зеленогорске архитектурное бюро «Маяк» интерпретирует как россыпь камней. Нестандартный абрис пятиугольных в плане домов не только помог с образной частью проекта, но и во многом облегчил работу с плотностью застройки и инсоляцией квартир.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Четвертая четверть
Бюро Benthem Crouwel Architects и OVA выиграли конкурс на последний незастроенный сектор вокруг площади Победы (Витезне Намнести) в Праге.
Галерея для курьера
Что думают профессионалы об интерьерах мест общего пользования в современных жилых комплексах? Вместе с выпускниками Geometrium School мы рассмотрели пять проектов: от ар-деко во всем его блеске до сдержанного северного минимализма.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
Бамбуковый листопад
В китайском уезде Аньцзи началось строительство масштабного Центра культуры и искусства по проекту бюро MAD. Его архитектура отражает специфику уезда, славящегося бамбуковыми рощами и плантациями белого чая.
На все времена
Модульная технология, соединенная с конструктивом из клееной древесины, позволяет бюро Rhizome создавать гостиницы, которые быстро возводятся, нравятся посетителям и получают высокие отценки от архитектурного сообщества: на прошлой неделе новый отель «Времена года. Игора» взял сразу три премии. Рассказываем об этом проекте подробнее.
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
«Собор спорта»
В Бордо завершено строительство спортивного центра UCPA по проекту бюро NP2F. Это сооружение предлагает горожанам компромиссный вариант между занятиями спортом в помещении и на открытом воздухе.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Торжество хорошего вкуса
Объявлены финалисты Премии Стерлинга-2023, главной архитектурной награды Великобритании. Несмотря на социальную нагрузку и различие в функции, все здания объединяет эстетическая выверенность.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Новое сердце
Архитекторы UNStudio выиграли конкурс на проект жилой и офисной башен в Дюссельдорфе, дополненных общественным центром.
Лиственница с елкой
Микродом для семьи архитектора Кати Сванидзе с видом на луг и лес, незапланированной елкой на террасе, а также артефактами, добытыми в Переславле-Залесском.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Семь видений
Студия дизайна Елены Крыловой, которая работала над пространствами Mriya Resort&spa, оформила интерьеры пятизвездочного отеля, расположенного в границах старых кварталов Еревана. Национальный колорит авторы объединяют с современными технологиями: в атриуме, например, проходят цирковые и театральные представления.
Красный камень
Фасад коворкинга в индийском городе Пуна закрыт ящиками с растениями, выполненными из местного охристо-красного песчаника. Авторы проекта – PMA madhushala.
Башня-петля
У пролива Дарданеллы-Чанаккале в Турции открылась для публики телебашня по проекту бюро IND [Inter.National.Design] и Powerhouse Company. Она задумана не только как техническое, но и как общественное сооружение.
Море, дюны, кортен
Мария Яско спроектировала для комплекса Nordic Spa, одной из самых популярных туристических локаций Калининградской области, винную гостиную. Новый объект развивает стилистику, заданную предыдущими авторами, а также привносит новые веяния: прежде всего, монооболочку из кортеновской стали.
Кофе в консерватории
Команда архитекторов переосмыслила кафе в Екатеринбурге с двадцатилетней историей, которое работает в одном из самых старых зданий города. Сводчатые залы дополнила винтажная мебель, мозаичное панно из колотой плитки, а также более продуманные посадочные места.
Дом для дизайна
Новый интерьер и экспозиция Музея прикладных искусств в Брно созданы силами лучших чешских дизайнеров, причем только из местных материалов.
Дом с головокружением
Студия ELASTICOFarm реконструировала для молодого шеф-повара дом 1970-х годов в пригороде Турина Камбьяно. Свой проект архитекторы назвали «Дыра с домом вокруг».
Фонтанная площадь в Пущино
Сегодняшние проекты благоустройства нередко затрагивают исторические районы городов, внося ноту современности в традиционную застройку. Недавно открытая Фонтанная площадь в подмосковном Пущино, научном центре, или как сейчас принято говорить наукограде, – пример возрождения городских традиций через архитектуру в чисто модернистской среде