Кирпичный модернизм

​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом

Наталья Коряковская

Автор текста:
Наталья Коряковская

mainImg
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
0 Кирпич, пожалуй, самый традиционный строительный материал, который всегда ассоциируется с исторической архитектурой. Гораздо менее очевидна его роль как материала архитекторов-модернистов, а она, на удивление, не менее весома, чем у бетона и стекла.  

XX век современной архитектуры, действительно, начинается с промышленной революции и появления в строительстве новых материалов – стали и железобетона, которые, казалось бы, отправили кирпич на свалку истории. На этот технологический прорыв наложились социальные проблемы, которые привели к появлению новых типологий – клубов, домов-коммун, фабрик-кухонь и т.д. Но несмотря на яркую патетику отказа от всего старого, в том числе и от старых форм архитектуры, кирпич на фоне общего дефицита строительных материалов остается в арсенале архитекторов и плавно переходит из модерна – в советский конструктивизм. 
  • zooming
    Ногинск. Жилой дом, начало 1920-х гг.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    Ногинск. Морозовский городок, казармы 1907 г. Арх. А.М. Марков
    Фото: Марк Акопян

Сами формы зданий упрощаются, наступает эра функционализма, и в 1920-е годы уже не встретишь циклопических псевдоантичных сооружений, наподобие корпусов ткацкой фабрики в Вичуге. При этом появляются новые выразительные приемы, которые позволяют кирпичу приспособиться к эстетике времени – рельефная кладка, сочетание разноразмерных окон, угловые балконы, округлые элементы и проч. Примерами могут послужить дома в Иванове И. Голосова и Д. Фридмана, семиэтажный дом-коммуна в Смоленске, круглый дом-коммуна в Таганроге из серого силикатного кирпича, который входит в моду в 1930-е гг.
  • zooming
    1 / 6
    Корпус ткацкой фабрики в Вичуге, Ивановская область, нач. XX века.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    2 / 6
    Многоквартирный жилой дом, И. Голосов, 1920-е гг.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    3 / 6
    Дом-корабль в Иваново, Д. Фридман, 1929 г.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    4 / 6
    Дом-коммуна в г. Смоленск, середина 1920-х гг.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    5 / 6
    Дом-коммуна в Таганроге, 1930-е гг.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    6 / 6
    Дом-коммуна в Таганроге, 1930-е гг.
    Фото: Марк Акопян

Один из самых прогрессивных архитекторов своего времени К. Мельников сочетает кирпичную кладку со штукатуркой, вводя ее в композицию фасада, наряду с текстом (Бахметьевский гараж) или большими остекленными проемами (Новорязанский гараж). Программное произведение эпохи – собственный дом в Кривоарбатском переулке Мельников тоже строит из кирпича. Как подчеркивает Марк Акопян, несмотря на все визионерство, сам архитектор по натуре был больше традиционалистом, что в частности выражалось в его отношении к семье и быту. Дом стал отражением его внутреннего мира – он штукатурит замысловатую кладку, закрывая часть окон, но стык двух цилиндров оформляет голой кирпичной полосой, которая и держит всю композицию.
  • zooming
    Дом Мельникова, 1927-1929 гг.
    Фото: из архива Дома Мельникова
  • zooming
    Новорязанский гараж, 1929-1931 гг.
    Фото: Марк Акопян



Конструктивистская архитектура заканчивается в конце 1930-х, а следующий виток модернизма начинается после войны. Точкой отсчета считается постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1959 года: развернувшаяся в СССР индустриализация стала отголоском мирового процесса послевоенного восстановления, идущего в Европе с конца 1940-х гг. под лозунгами функционализма. Возвращение кирпича в архитектуру происходит на волне шквала критики ультра-модернистского подхода к зданиям, холодности и стерильности чистых форм, где нет ни цвета, ни фактуры, ни текстуры, где ничего нельзя менять. И здесь на помощь советским архитекторам приходит кирпич как, пожалуй, единственная доступная альтернатива типовым бетонным панелям, а с другой стороны – материал очень традиционный и естественный для человеческого жилища. И если для районов массовой жилой застройки сохранялась проблема однообразия самих домов, то отличительным свойством общественных зданий стала попытка разнообразить фактуры за счет включения кирпичных поверхностей, а также мозаик, монументальных рельефов, а чуть позже и натурального камня в облицовке.
  • zooming
    Дом культуры в г.о. Ногинск,
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    Здание администрации г. Тында, БАМ, конец 1980-х гг.
    Фото: Марк Акопян

Так, обладая очень узкой палитрой доступных материалов, советские архитекторы-модернисты ухитрялись создавать потрясающие вещи, вроде комплекса МИЭТ в Зеленограде (арх. Ф. Новиков, Г. Саевич). Здесь в качестве стеклянной поверхности архитекторы вводят т.н. интернациональный модуль – вертикальное остекление, закрывающее межэтажные перекрытия, но сочетают его с кирпичной стеной. Огромную роль кирпичный элемент играет в классическом примере – ЦНИИ робототехники и технической кибернетики в Ленинграде, где держит вся композицию здания наподобие замкового камня. 
  • zooming
    Здание МИЭТ, г. Зеленоград
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    Здание МИЭТ, г. Зеленоград
    Фото: Марк Акопян

В 1970-80-е гг. встречаются примеры общественных зданий из типовых бетонных панелей, где кирпичный элемент – например, разрезающая здание кирпичная вставка – делал проект хоть немного, но уникальным. А в конце 1980-х, на волне критики панельной архитектуры появляется мода на кооперативные кирпичные жилые дома, где всплывают то конструктивистские угловые балконы и круглые окна, то элементы постмодерна. 
  • zooming
    Президент-отель на Ленинском проспекте, 1983 г.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    Жилой дом в Воронеже
    Фото: Марк Акопян

Как подчеркивает Марк Акопян, кирпичный модернизм во многом был все-таки вынужденным решением, поскольку кирпич оказался единственным материалом, куда можно было уйти от типовых бетонных плит со скудной номенклатурой. При этом заветы модернизма по-прежнему оставались в арсенале архитекторов, и, мысленно заменяя применяемый ими кирпич на белые оштукатуренные поверхности, мы бы и в 1980-е получили классические здания в духе Миса ван дер Роэ. 
Палеонтологический музей, 1987 г.
Фото: Марк Акопян

Особое место в истории советской архитектуры занимает брутализм, и его икона – Палеонтологический музей в Москве (арх. Ю. Платонов), где раскрылись богатые пластические возможности кирпича. Не менее замечательны такие примеры, как здание Театра на Таганке и гостиница в Переславле-Залесском, построенная к московской олимпиаде. 
  • zooming
    1 / 3
    Гостиница в Переславле-Залесском, 1980-е гг.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    2 / 3
    Музей Суворова в Кобрине, 1987 г.
    Фото: Марк Акопян
  • zooming
    3 / 3
    ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Ленинград, 1973-1986 гг.
    Фото: Марк Акопян

Впрочем, к 1990-м архитекторы устали и от кирпича, тем более что на фоне развития строительного рынка в их арсенале появилось множество других, ранее недоступных материалов, которые зачастую без разбора шли на фасады постмодернистских домов. Лишь в последние десять лет кирпич стал материалом, из которого начали делать хорошую архитектуру. Сегодня кирпич – это добровольный и осознанный выбор архитекторов, ставший возможным, в том числе и благодаря качеству и доступности самого материала.
cic =

Марк Акопян

«Возможно, лучшие объекты модернизма еще не созданы – те, которые станут хрестоматийными образцами этой архитектуры, но для этого есть все предпосылки. И, может быть, не последнюю роль в них сыграет кирпич, ведь он позволяет строить все и реализовывать разный контекст и разную архитектуру. Его исторический бэкграунд в культуре настолько огромен, что можно смело сказать, что кирпич – это не только прошлое, но и настоящее, и будущее».

Поставщики, технологии

16 Августа 2022

Наталья Коряковская

Автор текста:

Наталья Коряковская
АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Парадное построение
Три кирпичных квартала жилого комплекса «Ривер Парк» раскрываются на воду террасами. Каждый квартал образует задник и две кулисы, а дворы на подиумах, предназначенные только для жителей, становятся как бы сценами, воспринимаемыми с реки. Благоустроенная набережная, доступная всем горожанам, дополняет выстроенную здесь иерархию приватной, полуприватной и публичной городской жизни.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Технологии и материалы
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Устойчивый малый
Сделать город зеленым и устойчивым – задача, выполнить которую можно только сообща, а в ее решении все средства хороши: и заложенный в стратегию развития зеленый каркас, и контейнер для сортировки мусора, и цветочная грядка на балконе. Рассказываем о малых архитектурных формах, которые помогают улучшить экоповестку.
Сейчас на главной
Пресса: Башни Capital Towers — первый выброс небоскребов из «Сити»...
Три новые башни Capital Towers по проекту одного из главных московских архитекторов Сергея Скуратова получились едва ли не самыми элегантными в «Москва-Сити» и его окружении. Формально Capital Towers находятся не в «Сити», а по соседству. Раньше здесь, на набережной Москвы-реки между Экспоцентром и парком «Красная Пресня», располагались теннисные корты.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Пресса: Нижегородский архитектор Максим Горев — о жилье для...
Максим Горев — выпускник ННГАСУ, архитектор первого 25-этажного дома в Нижнем Новгороде, главный архитектор ГК «Каркас Монолит», старший преподаватель ННГАСУ, член правления Нижегородского отделения союза архитекторов России. Он руководит небольшой проектной мастерской, у которой в постоянной работе находятся более 60 объектов. О том, почему архитектор должен лично знать руководителя компании-застройщика, для кого строят апартаменты, зачем нужно продумывать благоустройство, какая основная цель КРТ и какой у Нижнего Новгорода архитектурный стиль порталу ДОМОСТРОЙНН.РУ рассказал руководитель и главный архитектор проектной компании «Горпро» Максим Горев.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.
Действенная архитектура
Финалисты премии Мис ван дер Роэ-2024 – общественные сооружения, нацеленные на развитие периферийных районов крупных городов, а также деревень и городков.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Медь и глянец
Универмаг Hi-light в торговом центре Екатеринбурга объединяет несколько универсальных корнеров для брендов-арендаторов, а посетителей привлекает глянцевыми материалами отделки и акцентными объектами.
Опал Анны Монс
Проект небольшого бизнес-центра рядом с Туполев плаза и улицей Радио прокламирует необходимость современной архитектуры в отдельно взятом месте Немецкой слободы и доказывает свой тезис проработанностью деталей, множеством отвергнутых вариантов формы и даже – описанием района. Можно согласиться и интересно, что получится.
Всех накормить
На ВДНХ для выставки «Россия» силами Концерна КРОСТ был спроектирован и реализован «Дом российской кухни» – в рекордные сроки. Он умело выстроен с точки зрения современного общепита, помноженного на шумную культурную программу, – и столь же успешно интерпретирует разностилевой характер выставки достижений. В то же время значительная часть его интерьера восходит к прообразам 1960-х годов, хоть «про зайцев» тут пой.
Образовательные технологии
Бюро Vallet de Martinis architectes построило недалеко от Парижа корпус новой инженерной школы ESIEE-IT. Среда здесь стимулирует разноуровневую коммуникацию как неотъемлемую часть современного процесса обучения.
Кофе со сливками
Бистро в центре Белграда с дубовыми панелями, бордовым мрамором, патио и лестницей-диваном. Интерьером занималось московское бюро Static Aesthetic.
Пресса: Морфотипы как ключ к сохранению и развитию своеобразия...
Из чего состоит город? Этот вопрос, который на первый взгляд может показаться абстрактным, имел вполне конкретный смысл – понять, как устроена историческая городская застройка, с тем чтобы при реконструкции центра, с одной стороны, сохранить его своеобразие, а с другой – не игнорировать современные потребности.
Бетон и море
В Светлогорске в одном из помещений берегового лифта открылся гастрономический бар. Архитекторы line design studio сохранили брутальный характер места, добавив дихроичное стекло, металл и бетон, а главный акцент сделали на изменчивом пейзаже за окном.
Ширма для автомобиля
Микрорайон “New Питер” отличается от других новостроек Петербурга тем, что с ним работают разные архитекторы. Паркингами, например, занималось молодое бюро Bagratuni Brothers, которое предложило складчатые фасады из металлической сетки, превратившие утилитарную постройку в достойный красной линии объект.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Памяти Анатолия Столярчука
Автор многих зданий современного Петербурга, преподаватель Академии художеств, Член Градостроительного совета и человек, всегда готовый поддержать.
Вокзал в лесу
В основу проекта железнодорожного вокзала Цзясина, разработанного бюро MAD, легла концепция «вокзал в лесу».
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Ансамбль у мечети
Бюро ОСА подготовило мастер-план микрорайона в южной части Дербента. Его задача – положить начало формированию современной комфортной среды в городе. Организация жилых кварталов подчинена духовному центру: в зависимости от расположения относительно соборной мечети дома отличаются фасадными и пластическими решениями. Программа также включает центр гостеприимства, административные здания, образовательный кластер и воздушный мост.
Дом на взморье
Перевоплощение кафе «Причал» на берегу залива в Комарово в ресторан Meat Coin отразило смену тенденций в оформлении загородных домов: на месте темная облицовка фасадов, открытые деревянные конструкции и бетон в интерьере, натуральные материалы, а также фокус на природном окружении.
«Зеленая» сладкая жизнь
Zaha Hadid Architects представили типовой проект заправочной станции для прогулочных судов на водородном топливе. Сначала станции планируется возводить в Средиземноморье, а затем и в других популярных у любителей катеров и яхт регионах мира.