Кирпичные постройки – это часть культурного кода исторического города

Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций

mainImg
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
Какие требования к кирпичу предъявляют архитекторы при работе в исторической среде?

– Основное требование – это соответствие типоразмерам. В основном кирпич исторических строений, которые датированы концом XIX – началом XX вв., и более ранних построек имеет плавающий размер. Есть строения, которые близки к нашему стандартному размеру – 250х120х65 мм, а есть те, которые требуют размер 270х70х75 мм, все зависит от региона, в котором строительство происходило и насколько жесткими были требования самих производителей. В то время допуски были достаточно относительными и доходили до 1-2 см. Так что, когда мы начинаем входить в какой-то исторический проект, мы сталкиваемся с этим размерным рядом, и каждый раз он может быть разным.
Дмитрий Самылин, исполнительный директор компании «КИРИЛЛ»
Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

В этом заключается проблема, потому что сохранить облик кирпичного строения именно в таком типоразмере, конечно, можно, но в основном те заводы, которые производят такого рода продукцию, делают хороший полнотелый кирпич, но без такого важного показателя для облицовочного кирпича, как морозостойкость. Она там достаточно низкая. Поэтому восстанавливая из такого продукта строения, мы по сути получаем отложенную реставрацию на будущее.

Кроме того, с российскими облицовочными заводами намного сложнее, чем с европейскими, потому что переключиться на какой-то другой типоразмер под конкретный реставрационный проект – для них практически невозможно. Заводы всегда сильно загружены по объему, а на реставрацию нужен небольшой объем, может быть 5-10-20 тыс. кирпича, и переводить свою производственную линию, чтобы затачивать ее под реставрационные вещи, достаточно сложно.

Другой вопрос, который задают реставраторы – это колористическое решение. Но на самом деле в исторической застройке оно было достаточно простым –  либо красный кирпич, либо красно-пестрый. Когда были доступны наши европейские коллеги-производители, они достаточно хорошо адаптировались к реставрационным задачам, и заводы в Германии и Голландии могли быстро произвести необходимую продукцию под нужный нам типоразмер, и даже сохранить какую-то привязку к историческому зданию с точки зрения визуала. А вот теперь ситуация сложилась так, что российские архитекторы по-прежнему доверяют европейцам, но покупают отечественное. Просто их ситуация вынудила, если бы она поменялась, то архитекторы снова выбрали бы западных производителей, а нашим доставались крохи.
  • zooming
    Английский кирпич
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Английский кирпич
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Почему так? Действительно ли, уникальные характеристики кирпича может предоставить только зарубежный производитель?

– Это один из мифов рынка. У архитектурного сообщества, на самом деле, есть такая же проблема, как и у кирпичного: они априори считают отечественного производителя плохим. Если мы возьмем топовые проекты 3-5-летней давности в Москве и Петербурге, то в большинстве своем их выполняли не российские архитектурные компании: это были английские, швейцарские, немецкие, американские, голландские бюро, которые брали россиян дорабатывать рабочку. Европейский архитектор, заходя на проект, какой продукт туда понесет? Конечно, он не будет закладывать в него российский кирпич, потому что его не знает, но он работал, например, с европейским производителем, зачем ему что-то еще выдумывать? Он получает в той же Голландии каталог, образцы от европейского менеджера, а потом выдает заказчику: вот мы выбрали, такая картинка, такой производитель, вы должны купить. И у нас стало засилье импортного кирпича – его, кстати, не было лет 10-15 назад, все-таки это дорогой продукт. 
  • zooming
    Жилой комплекс “The Residences Mandarin Oriental”, Москва. Арх. Илья Уткин, Сергей Скуратов. Кирпич длинного формата HAGEMEISTER Gent BU 290x90x40
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Жилой комплекс “The Residences Mandarin Oriental”, Москва. Арх. Илья Уткин, Сергей Скуратов. Кирпич длинного формата HAGEMEISTER Gent BU 290x90x40
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Сейчас тренд поменялся: импортный кирпич стал не просто очень дорогой, импорт вообще несет в себе большое количество рисков, которые должен на себя кто-то взять – и это, скорее всего, будет заказчик. Основные риски по поставке импорта сейчас – это сроки, которые могут растянуться, и негарантированный бюджет, то есть согласованная цена в 200 руб. может легко превратиться в 300 руб. В условиях неопределенности все застройщики понимают, что импорт на сегодня – это некий квест, с ним надо будет прожить, понимая, что имеешь множество неизвестных, которые просчитать в комплексе не получится. 

Как же в таком случае развивать рынок импортозамещения?

– Мы все время говорим, что недоверие к российским кирпичным заводам приводит к тому, что и развития их не происходит, им не ставятся задачи сделать что-то уникальное, красивое, как у европейцев. Наши заводы всегда работали в определенном сегменте – это «эконом» и «эконом плюс». То есть были посылы: вы сделайте, принесите покажите, мы посмотрим, но все равно нам не понравится. Но так это не работает. Когда идет лошадь и телега, всегда вопрос – а кто впереди? В моем понимании, если не формируется спроса от клиента – в нашем случае крупного застройщика или архитектора – то и производство не будет подтягиваться под эти критерии, нет смысла, все живут в коммерческой среде. Производить что-то на эксперимент очень дорого. 
  • zooming
    Жилой комплекс “EGODOM”, Москва. Арх. Сергей Скуратов. Кирпич длинного формата HAGEMEISTER Lubeck GT 290x90x52. HAGEMEISTER Gent BU 290x90x40
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Жилой комплекс “EGODOM”, Москва. Арх. Сергей Скуратов. Кирпич длинного формата HAGEMEISTER Lubeck GT 290x90x52. HAGEMEISTER Gent BU 290x90x40
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Но тем не менее, последние три года многие заводы активизировались – хороший пример Кирово-Чепецкий кирпичный завод. Еще недавно это было стандартное производство, выпускали обычный кирпич, красный, коричневый желтый, пестрый, в общем достаточно примитивный. Но вот у них зародилась мысль, а можем ли мы сделать что-то интересное, и начали разрабатывать новую коллекцию, экспериментировать с цветовыми решениями. Не скажу, что это полностью повторяет европейцев, но очень близко к ним. И что важно – они пошли в декорирование лицевой поверхности, при этом не ухудшая качество самого продукта.
  • zooming
    Лицевой кирпич Мальме. Продукция Кирово-Чепецкого кирпичного завода
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Лицевой кирпич Мальме. Продукция Кирово-Чепецкого кирпичного завода
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Некоторые российские кирпичные заводы, которые пошли по пути эксперимента, добились хороших показателей: с расстояния 5-6 метров от стены уже не определить, это отечественный продукт или немецкий

Разговоры о том, что у европейцев лучше морозостойкость – еще один миф, мы проверяли много европейских заводов. Если брать популярные у наших архитекторов бельгийские и голландские кирпичи ручной формовки, то у многих морозостойкость не дотягивала и до 50 циклов. Но мы почему-то доверяем им, а не отечественным, от которых требуется морозостойкость не ниже 100 циклов.

То есть если мы берем кирпичное строительство в историческом городе, мы уже подошли к тому, чтобы обходиться отечественной продукцией? Вопрос только в типоразмерах кирпичей? 
 
– Все-таки не только в этом. Хорошо, когда повторяется историческая кладка, но для меня более важен вопрос сохранения исторического облика как такового. Можно использовать и российские кирпичи нашего типоразмера, то есть с более жесткими допусками, достаточно близкими к тому стандарту, который устоялся на территории Российской империи, просто чтобы эти здания сохранить. Но огромное количество дореволюционных памятников у нас просто уничтожаются. Когда мы приходим в исторический район и у нас нет обременения, при этом здание добротное, интересное, люди к нему привыкли, оно имеет какой-то исторический почерк – его просто сносят, чтобы на этом месте поставить многоэтажку из любого современного материала. 
  • zooming
    Гостиничный комплекс, Казань. Кирпич облицовочный Данилово
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Жилой комплекс "I’M квартал на Садовом", Москва. Кирпич облицовочный HAGEMEISTER Meissen GT 240x115x71. HAGEMEISTER Werne GT 240x115x52. HAGEMEISTER Hannover GT 240x115x71
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Есть так называемые исторические центры, они сформированы не нынешними застройщиками, и просто приходить туда, как в лес с топором, и вырубать все под корень, когда ты из прекрасной рощи оставляешь для себя какие-то непонятные полески, это вандализм 

Есть такой город Мюнстер в Германии, старые улочки, старые дома, никакой мысли даже, что этим домам всего лет 50-60, потому что во время войны его сравняли практически с землей. Город восстанавливали по чертежам, и облик старого Мюнстера остался благодаря тому, что строго охранялись фасадные решения, хотя за ними внутри совершенно новые, современные здания. Есть очень хорошие примеры и в Москве, у архитекторов Ильи Уткина, Сергея Скуратова, которые прекрасно живут в историческом центре. 

Можно перестроить историческую облицовку с включением новых материалов, но обязательно – и с сохранением старых. Выкидывать старые кирпичи, я считаю, вообще варварство 

Есть много проектов, где сохранились старые деревянные перекрытия, потрясающей красоты чугунные лестницы, батареи – все это можно восстановить. Я сейчас говорю не про те объекты, которые являются культурным наследием и где нельзя вообще ничего трогать, я имею ввиду те здания, которые подвергаются серьезной реконструкции. Понятно, что в них создаются новые удобные условия для жизни, но при этом, если мы более деликатно будем использовать материалы, то получим в итоге добавленную ценность проекта, потому что это будет дом с историей.
  • zooming
    Кирпичный дом XIX в. Ростов-на-Дону
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Интерьер ресторана в кирпичном здании XIX в. Ростов-на-Дону
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

– Вы предлагаете миксовать старый и современный кирпич. А техника кладки как-то отличается? Не будет ли это выглядеть новоделом?

– Историческая кладка использовала тычки и ложки, то есть шла перевязка облицовочного слоя с внутренним слоем кирпичного дома. Естественно, там не было нержавеющей стали, на которую сейчас навешиваются консоли, везде кирпич перевязывался с кирпичом. Сейчас мы стены из кирпича практически не строим, в основе идет железобетон, газосиликат в качестве заполнения, керамические блоки, то есть так, чтобы просто полнотелым кирпичом выстроить какое-то здание – я практически не знаю таких проектов. Поэтому да, это конечно, будет некая имитация исторической кладки, даже если мы хотим делать английскую, готическую перевязку или какие-то более сложные варианты с использованием тычковой кладки. Мы все равно будем делать внешний слой, а крепиться это все будет на консолях или анкерах. 
  • zooming
    Кирпичный дом XIX в. Ростов-на-Дону
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Фрагмент кирпичного дома XIX в. Ростов-на-Дону
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Но многие застройщики не решаются даже на это, хотя я считаю, что всегда можно грамотно подойти к вопросу сохранения, соблюдая баланс между экономикой стройки и историческим городом. Может быть, в чистом виде какая-то историческая кладка и не сохранится, но важно восстанавливать здания, используя аутентичный материал, то есть кирпич – к кирпичу. Вы возьмете старые кирпичи, разбросаете их по кладке – они будут смотреться достоверно и не выглядеть современной нашлепкой.

Кирпичные постройки – это важнейшая часть культурного кода исторической части города. Кирпич – это надежно, красиво и дорого! Кирпичные дома не строились в спешке, а возводились основательно и добротно, и не для того, чтобы быть снесенными

Конечно, невозможно просто законсервировать какой-либо район города, сделав из него музей. Но учитывая интересы жителей, можно найти баланс, позволяющий сделать исторический центр современным и удобным для жителей, и привлекательным для бизнеса. В мировой практике можно найти большое количество удачных примеров такого компромисса, когда наиболее интересные и ценные с точки зрения архитектуры старые здания восстанавливаются и обретают новую жизнь, получая современную инженерию и комфортную для проживания среду, при этом не теряя свою идентичность.
 
  • zooming
    Жилой комплекс «Меценат», Москва. Арх. Илья Уткин Кирпич облицовочный IBSTOCK Bristol Brown 215x102x65
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»
  • zooming
    Английский кирпич
    Предоставлено компанией «КИРИЛЛ»

Поставщики, технологии

03 Июля 2023

АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
​Между строк и кирпичей: детский сад в проекте «Первый...
Кирпичный детский сад от архитекторов Брусники и LEVS architecten представляет альтернативу разноцветным зданиям-кубикам: основным художественным приемом стали активная пластика и качественный материал.
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.
Нить Тесея
В проекте интерьера лобби небольшого клубного дома в Хамовниках бюро Ideologist использует разнообразные отсылки к текстилю, тем самым напоминая о фабричном прошлом района. При этом ткань кроме как в обивке мебели не используется: ассоциативный ряд запускают формы, фактуры и цвета.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.