Аспекты счастья

Архстояние 2022 с девизом «Счастье есть?» получилось как всегда веселым фестивалем, но самые заметные объекты какие-то иронические, критичные и грустные, – зато все остальные, окружающие их, сосредоточились на том, чтобы наделить посетителей простой человеческой радостью. Выступили Тотан Кузембаев, Александр Бродский и другие.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
0
...с новым счастьем вас!
Михаил Щербаков, Полет валькирий

Архстояние – неизменно оживленный в смысле «движухи», но в то же время профессионально ориентированный архитектурный фестиваль – прошел, как всегда, бодро, и даже, кажется, в этом году как-то еще более энергично и насыщенно. 

Прежде всего, на поле к западу от Фермы построен «Мавзолей Мечты» Тотана Кузембаева – самый высокий и крупный на данный момент объект Никола-Ленивца, чье сооружение планировалось, сменяя названия и формат, на протяжении примерно 3 лет. Оно восходит к «Мавзолею Лени», не случившемуся на фестивале с одноименной темой.
  • zooming
    Тотан Кузембаев. Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Тотан Кузембаев. Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Высота башни – 29 метров, ее держит деревянный каркас на металлических креплениях, она составлена из ярусов: нижний замазан глиной (под ней кости животных), второй – прозрачный, человеческий, туда можно войти по пандусу, внутри по центру стол на четырех костяных ногах, на столешнице вырезана надпись с этакой moralité, мол никого не обижай, стремясь к счастью. Говорят, Тотан Кузембаев сам ее вырезал. 
Тотан Кузембаев. Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Тотан Кузембаев. Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Выше оболочка башни тоже строится слоями: слой кирпича (предоставлен компанией Архитайл), слой досок, слой стеклянных бутылок (на открытии было сказано, что Тотан Кузембаев сам их собрал, не буду судить, что выпил), слой пластика, слой волнистого металлического шифера, истыканного дырками, чтобы лучше пропускал ветер – он выступает за «ржавый металл»; слой искусственных цветов, какие носят на кладбище; и, наконец, пучок искусственных пластиковых пальм. 

Суть высказывания, которую сам Тотан озвучил на открытии и раньше – в основном впрямую экологическая: «...как негативно человек влияет на окружающую среду». Мечтая о счастье, по словам автора, человек приходит к пластиковым пальмам – то есть, надо думать, к имитации счастья, губя настоящее. Как-то так. 
Тотан Кузембаев. Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В целом это типичная инсталляция из мусора, среди работ Тотана Кузембаева такие встречались уже неоднократно, одна из них – на Арх Москве 2021 года в проекте Антитезы, те же пластик и цветы. Но эта, безусловно, самая большая, высокая, эффектная и по-своему красивая, элегантная благодаря удлиненным пропорциям и «рогообразному» искривлению с легким поворотом. Поворот, по словам автора, происходит на каждом уровне, приводя форму к спирали. Надо думать это «ленинская» спираль, или спираль башни III Интернационала, по которой развивается человечество, только идет она не к идеалу и не к прогрессу, а к деградации пластиковой цивилизации как своего рода точке. Само название Мавзолей Мечты – вполне себе говорящее, надо думать, тут хоронят мечту человека о счастье. И памятник, и могила. 

Если смотреть снизу, спиральный поворот, работающий на отклонение формы башни от прямой, хорошо читается. И видно, что поворот небольшой. 
Тотан Кузембаев. Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Тотан Кузембаев показывает Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

С определением спирали я бы поспорила: поворот только намечен, обозначен, в остальном же структура башни скорее кольцеобразная. Что делает башню, вероятно, более надежной и удобной для сборки – ярусы соорудили на земле и затем поставили друг на друга краном. Но полученная устойчивость в конечном счете как-то изменяет и обозначенные здесь перспективы человечества, балансирующего между спиралью как стремлением и имманентностью циклического развития. Иными словами, кому-то кирпичи, кому-то доски, кому-то пальмы... Но вообще-то я бы сказала, что спираль в данном случае работает скорее на форму, на ее привлекательный изгиб, позволяющий уйти от сходства с вигвамом. Хотя порыв вверх изгиб усиливает, конечно, да. 
  • zooming
    1 / 5
    Тотан Кузембаев. Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Тотан Кузембаев. Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Тотан Кузембаев. Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Тотан Кузембаев. Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Тотан Кузембаев. Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Неясно, заложено ли здесь какое-то еще высказывание, помимо экологического и пластического. Башня фактурна и несмотря на довольно зловещий месседж с критикой прогресса, повторюсь, красива. Ночью ее подсвечивают: верх желтым, низ, опять же зловещим, но страшно актуальным, ярко-розовым, – и пальмы, возвышающиеся над лесом, тогда напоминают церковную главку (как минимум одну, похожим образом вырастающую над лесом на Минском шоссе). Днем нежиданно-веселый ершик искусственных пальм тоже неплохо виден и служит ориентиром при взгляде от пруда и от кафе «Угра». 
Тотан Кузембаев. Мавзолей Мечты. Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Вид от пруда: слева пальмы Мавзолея Тотана Кузембаева, справа «6 соток» Александра Бродского. Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Перформанс, сопровождавший открытие башни, состоял в том, что зрители в наушниках прослушивали наборы фраз о технологии строительства, от кирпича до бетона, самого вредного, как известно, для среды материала, – с акцентом на технические подробности и почему-то военные укрепления от линии Сталина до линии Маннергейма. 

Башню построила компания Norvex НЛК. По словам Тотана Кузембаева, она способна простоять сто лет. На поле вокруг башни планируется новый детский центр Архстояния. 

Ближе других, осваивая новые поля, к Мавзолею расположена инсталляция «Шесть соток» Александра Бродского. Это шесть участков по 100 м2, огороженных коричневым профнастилом, что очень похоже на многие современные участки ИЖС. Иногда они прямо так и выгорожены, только забор повыше и внутри коробочек – 6 соток или больше. Так что сооружение Бродского кажется уменьшенным в 6 раз макетом современного СНТ, ну или какого-то еще поселка. Ощущение очень узнаваемое, в одном поселке я наблюдала прямо вот это самое в натуральную величину. 
Александр Бродский, «Шесть соток». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Александр Бродский, «Шесть соток». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

По словам Бродского, у него самого «есть сотки» – на Архстоянии он уточнил, что восемь, – и иногда они делали его счастливыми. Если принять, что дачи стали для нашей культуры одним из синонимов счастья и иллюзии независимости, то в данном случае это «счастье» четко отмерено и распределено по фрагментам, и нам заодно показано, как оно выглядит, так сказать, со стороны, на своего рода макете. Выглядит так себе, это один из самых грустных объектов о счастье. 

Внутри каждой коробки табуретка, как мне показалось поначалу (заглянуть сложно) с атрибутами для выпивания, это было бы логично для автора – каждый, так сказать, пьет на своей сотке. Но нет, это вечерняя подсветка. Объект просуществует до осени. 
Александр Бродский, «Шесть соток». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

На постоянное жительство планируют оставить «Аквариум» Сергея Шеховцова (построен при поддержке музея Анатолия Зверева и мецената Наталии Опалевой). Его месседж – тоже скептический по отношению к безоблачному счастью – в чем-то созвучен идее Тотана Кузембаева относительно иллюзии счастья и дешевых пластиковых подделок, от которых, как говорится, радости никакой. Посыл в том, что рыбки в аквариуме имеют кормежку и даже эрзац развлечений подобный установленной там коряге или игрушечному пиратскому сундуку. А не имеют – ну известно чего. 
Сергей Шеховцов, «Аквариум». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тот факт, что у аквариума нет стеклянных стен, кому-то показался неправильным и странным, а по-моему так в самый раз. В него можно свободно войти и ничто, главное, не мешает из него выходить. Рама аквариума, надо признать – отдельное произведение, сделанное аккуратно и хорошо. Из него вполне мог бы получиться парковый павильон, не зря же его оставили. Пусть каждый сможет войти и почувствовать себя рыбкой в аквариуме. 
Сергей Шеховцов, «Аквариум». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Сергей Шеховцов, «Аквариум». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Помимо этих трех проектов, пожалуй, еще два претендовали на аналитическую позицию в отношении заданного фестивалем вопроса «Счастье есть?», – поначалу девиз, когда тему придумывали, звучал утвердительно, но затем к нему добавили вопросительный знак. 

Проект «Встреча» Дмитрия Волкострелова состоял из 12 шалашей, каждом из которых сидел один участник-модератор, предлагавший посетителю какое-то занятие на 5 минут по часам: поучаствовать в собирании пазла или написать «письмо счастья», которое затем передадут другому человеку. Идея каждого занятия принадлежала конкретному участнику, все они – знакомые куратора. Палатки расположились на аллее в лесу за Ротондой Бродского, каждая похожа на убежище отшельника, встреча с которым в лесу, как известно, в идеале приводит к новым размышлениям о жизни. 
Дмитрий Волкострелов, «Встреча». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дмитрий Волкострелов, «Встреча». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дмитрий Волкострелов, куратор проекта «Встреча». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

По словам главного куратора Волкострелова, в наше время хотелось какого-то камерного проекта, и получилось вот такое спорадическое общение на разные темы. 

«Черная полоса» SON architecture расположилась далеко, перед давними Белыми воротами, тетрапилоном Николая Полисского. Полоса длиной 300 м из кусочков дерева, покрашенных черной краской – с углем решили не связываться, потому что он быстро колется и пачкается – важна тем, что вот, есть черная полоса, и довольно длинная, но рано или поздно и она заканчивается: «черная полоса это дорога и, как у любой дороги, у нее есть начало и конец, нужно только собраться с силами и двинуться вперед». 
Егор Королев, SON architecture, перед проектом «Черная полоса». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Заметим, что само наличие конца у черной полосы должно внушать уверенность в лучшем, – но полосу нам нарисовали не поперечную, как у зебры, а продольную, как дорога, то есть длинную. Ну что поделать. 

Другие проекты, сцены и объекты сосредоточились скорее на том, чтобы дать людям, в той или иной мере, ощущение счастья, если не попросту развлечь. 

Самым эффективным в этом смысле многие посетители признали проект «Санаторий сна» Романа Сакина. Немаленький участок леса был занят больничного вида кроватями с приятным белым бельем, их дополняли гамаки, сцена, на которой выступал «хор зевающих», кафе с чаем из самовара. Без печали не обошлось и здесь: в последние месяцы у многих случились расстройства сна, и кровати в лесу призваны помочь людям выспаться. Удивительно, но комары там почти не кусают. 
Роман Сакин, «Санаторий сна». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Роман Сакин, «Санаторий сна». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Роман Сакин, «Санаторий сна». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Роман Сакин, «Санаторий сна». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Роман Сакин, «Санаторий сна». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Роман Сакин, «Санаторий сна». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Дарья Лисицына привезла в Никола-Ленивец лечебную грязь из Ейска, обустроила с ней круглый бассейн диаметром 6 м под открытым воздухом, и искупалась в этой грязи в качестве анонса своего объекта. По ее словам, дети счастливо купаются в грязи, а взрослые утрачивают эту радостную возможность. Всем было предложено искупаться в грязи, пока «она не закончилась». 
Дарья Лисицына и соучастники, "Большая грязь, или чёрная дыра Никола-Ленивецкого уезда". Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Дарья Лисицына и соучастники, "Большая грязь, или чёрная дыра Никола-Ленивецкого уезда". Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Коллектив из пяти авторов под руководством Юлии Назар и Светы Дёминой предлагал посетителям в качестве счастья подняться на высоту 21 м при помощи автовышки. Поднимали с завязанными глазами, на верхней точке можно было повязки снять. Любопытно, что этот проект тоже развивал тему высоты и высотности, как и башня Тотана Кузембаева. 
Юлия Назар и Света Дёмина, а также Ксения Куприна, Настя Марковская, Оля Аксенова, «С высоты птичьего полета». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Юлия Назар и Света Дёмина, а также Ксения Куприна, Настя Марковская, Оля Аксенова, «С высоты птичьего полета». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Ну и какое счастье без игрушек. Несколько проектов было посвящено простому человеческому счастью в виде игр. 
MLA+: Игорь Тарновский, Даниил Веретенников, Ксения Дудина, «Вау! Кикер». Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Николай Полисский. Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Антон Кочуркин. Архстояние 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

02 Августа 2022

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Курдонеры на «гринфилды»
Еще один проект, рассмотренный градсоветом Петербурга, – эскиз застройки микрорайона по соседству с Юнтоловским заказником. Бюро SLOI Architects понизило высоту на 20 метров, добилось силуэтности и сохранило коэффициент использования территории на прежнем уровне. Но вопросы к работе все равно остались.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Градсовет Петербурга 14.12.2022
Градсовет критично отнесся к проекту гостиницы на Октябрьской набережной и эскизу застройки микрорайона «Юнтолово», но одобрил проект спортивного центра на берегу Малой Невки.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Сценарии для Московской области
Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.
Жизнь в трещинах асфальта
В рамках программы «Сказки о золотых яблоках» в Альметьевске открылся Индустриальный сквер – общественное пространство рядом с действующей котельной, над которым работала команда из архитекторов, антропологов, культурологов и ботаников. Результат – многослойное пространство, выросшее из семян татарской земли.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Три «зеленых» истории
Рассматриваем городские экологические проекты, представленные Институтом Генплана на Зодчестве. Они очень разного масштаба: от сбора информации и пожеланий жителей в масштабе города до выращивания луговых растений между домами и картин, которые, как оказалось, лечат деревья, помогают затягивать раны в коре. + перечень естественных для Москвы видов в помощь девелоперу.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
Технологии и материалы
Больше стекла: окна РЕХАУ в загородных домах
Оконная и дверная индустрия кажется консервативной в плане дизайна, но на самом деле изменения, которые произошли с ней в последние годы, значительны. Анализируем тренды на проектах выставки Open Village, индикатора всего самого популярного в мире частного домостроения.
Карусель для авиаторов
Для обновленного Парка Авиаторов в Петербурге компания «Новые горизонты» спроектировала и построила игровой комплекс «Карусель». Яркий объект с двумя ярусами маркирует главную событийную площадь парка, а детям предлагает разнообразные сценарии игры на разной высоте.
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Сейчас на главной
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
Космос в матрешке
Школа креативных индустрий в Воронеже заняла необычное здание в форме матрешки. Авторы интерьерной концепции постарались сделать пространство функциональным, а также добавили связь с историей города: первый общественный этаж украшает мозаика и горельеф на космическую тему, которые в том или ином виде удалось спасти из снесенного ДК 50-летия Октября.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
Пресса: Место под солнцем: как архитекторы «Студии 44» находят...
Архитекторы из «Студии 44» Антон Яр-Скрябин, Евгений Новосадюк, Иван Кожин и Илья Сабанцев рассказали о новом поколении архитекторов, о проектах, которые уже сейчас формируют облик современных российских (и не только) городов, а также о том, как молодому архитектору найти свое место под солнцем.
Опыт, чувства и баланс
Бюро GAFA подготовило проект благоустройства «Дом Дау» – нового полностью жилого небоскреба в Москва-Сити. Вызовом стала компактная площадь дворов и «портрет» будущего жильца: архитекторы предлагают ему практику созерцания и замедления, обращаясь как к традиционным ландшафтным средствам, так и новым, способным удивить. Например, кинетическим скульптурам.
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Карельский лабиринт
Лабиринт-квест на территории музея «Карельский дом в Чашково» привлекает внимание посетителей и работает как продолжение экспозиции: для его создания архитекторы использовали национальные орнаменты и элементы традиционного зодчества.
Чайка серебристая
Реконструкция здания ресторана на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде, по сути, окончательно утвердила название этого объекта. Даже если ресторану присвоят иное официальное наименование, все равно это – «серебристая чайка» – достаточно посмотреть на него и вспомнить историю места.
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
Стиль лобби
Магазин бренда Emka выделяется в галерее торгового центра Ростова-на-Дону за счет ставки на сдержанность, ритм и асимметрию: проектируя пространство, архитекторы вдохновлялись образами хороших отелей. Среди сложных решений: гранитная кассовая стойка и деревянные кессоны на потолке.