Кузнецовская Москва

В Музее архитектуры открылась выставка «Москва. Реальное». Она объединяет 33 объекта, реализованных полностью или частично и спроектированных в период последних 10 лет, на протяжении которых Сергей Кузнецов был главным архитектором города. Несмотря на дисклеймеры кураторов, выставка представляется еще одним, достаточно стерильным, срезом новейшей истории архитектуры Москвы, периода, еще не завершенного. Авторы каталога говорят о третьей волне модернизма в российской архитектуре.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
0 Не то чтобы можно было говорить об эпидемии подведения итогов, но в последние годы в московском и российском контексте заметен повышенный интерес к истории. Что неудивительно хотя бы потому, что постсоветской архитектуре недавно исполнилось 30 лет (чему был посвящен проект «Российская архитектура. Новейшая эра»). На том же поле выступают подборки «Значимо!» Арх Москвы, недавняя выставка МКА и Института Генплана, можно насчитать и несколько сюжетов поменьше. Как будто что-то закончилось, или если не закончилось, то оформилось как явление, и хочется это резюмировать. Такое чувство – желание написать историю – действительно есть. Может быть оно витает в воздухе, кто его разберет, почему именно.
 
Выставка «Москва. Реальное», инициированная Сергеем Кузнецовым в Музее архитектуры, в целом вписывается в этот тренд, хотя позиция ее устроителей – и главного архитектора Москвы, и главного куратора, директора музея Елизаветы Лихачевой – балансирует на грани утверждения и дисклеймера. С одной стороны, Сергей Кузнецов написал в своем Телеграм-канале, что это «выставка лучших примеров современной архитектуры столицы <…> и в этом году будет 10 лет, как я занимаю пост главного архитектора города». А Елизавета Лихачева сегодня на открытии сказала так: «лучшие фотографы страны показывают лучшую на наш взгляд архитектуру города за последние 10 лет».
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы. Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Елизавета Лихачева, директор музея архитектуры и куратор выставки. Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Фотографы Влад Феоктистов и Рустам Шагимарданов на пресс-показе выставки. Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Каталог. Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

С другой стороны, в аннотации выставки и во вводной статье каталога оговорено, что «ее идея не в подведении итогов за энное количество лет в духе демонстрации достижений», «…мы хотим показать, что учебник по истории архитектуры еще в процессе написания и что окончание этой главы лежит где-то в будущем, но не в 2022 году». И даже – что «получились не готовые виды, а настройка оптики». Да и сам Сергей Кузнецов как-то неопределенно намекает на юбилейность экспозиции: «Это некоторым образом случайно совпадает с тем, что я уже 10 лет являюсь главным архитектором Москвы. Это не празднование юбилея, а такой, в общем, обзор того, что за эти годы здесь происходило. Проектов на самом деле намного больше, чем представлено здесь».
 
Проектов за 10 лет было и впрямь намного больше. На выставке показаны 33. Из них 19 реализованных, 5 в состоянии активной стройки; еще 4 очень больших, кажется, их будут строить бесконечно; 4 на стадии старта. Не знаю, куда отнести МГТУ, общежитие строится активно, а показанная основная часть, кажется, еще нет. 

Из тридцати трех – восемь проектов иностранных авторов, из них построенных три: университет Сколтех Herzog & de Meuron, ГЭС-2 Ренцо Пьяно и Музей русского импрессионизма Джона Мак Аслана. По 4 проекта от СПИЧ и от UNK, 3 проекта Сергея Кузнецова в соавторстве, по 2 – ЦЛП и buromoscow. Три проекта очень крупных, с большими авторскими коллективами: Зарядье, ЗилАрт и Москва-Сити, причем последний очень продолжающийся, начат определенно раньше и находится в постоянном становлении. По одному проекту: Юрия Григоряна (ГМИИ), ATRIUM (Символ), Wall (виллы Cameo на Долгоруковской), Сергея Скуратова (Садовые кварталы / с долей условности, его можно перенести и к большим коллективным проектам), Алексея Гинзбурга (дом Наркомфина), Nefa architects и Тимура Башкаева (метро). 

Они делят анфиладу: в пяти залах фотографии, в двух последних рендеры. Венчает вереницу Научный кластер МГТУ авторства Сергея Кузнецова. В шести залах расставлены макеты, по одному на зал, изготовленные специально для выставки компанией Laba:Space. Они белые, решены в одном ключе и хорошо поддерживают цельность и строгость экспозиционного дизайна, разработанного Planet9 Агнии Стерлиговой.
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

По словам устроителей, отбор объектов для показа проходил в три этапа, в длинном списке было около 60 объектов, в коротком осталось 33 – плюс дизайн выставки в целом, «совокупность архитектуры, дизайна экспозиции, фотографий» Сергей Кузнецов назвал тридцать четвертым объектом выставки.

Что вполне справедливо. Выставка очень красивая и выглядит, как говорится, дорого и стильно. Огромные фотографии, от 3 до 7 штук на зал, темно-серый фон, белые выгородки со встроенным освещением, крупный масштаб и «шаг» – все это создает цельное, хорошо организованное светлое пространство, в котором приятно находиться, поскольку почти в каждом зале установлены белые же стереометрической формы скамейки, – и по которому приятно пробежаться, поскольку картинок-то меньше сорока и охватить все можно быстро, ну совсем не утомившись.

Интересное впечатление производит белый приподнятый над паркетом пол, по которому мы ходим в пространстве, придуманном Агнией Стерлиговой. Выставки очень часто отгораживаются от исторических стен Анфилады, а иногда от потолков, своими конструкциями, борясь за внимание зрителей с рельефами, живописью и искусственным мрамором дома Талызиных. Но намного реже они меняют напольное покрытие, а эффект любопытный. Под ноги мы смотрим чаще, чем вверх, и ощущение пребывания в некоем очень чистом, почти стерильном пространстве от белого помоста усиливается. Вся выставка умело встроена в анфиладу как некая коробка, исторические двери и прочие элементы декора, в отличие от выгородок, мягкие и цветные, примирившись с ролью фона, совершенно не мешают, скорее приятно дополняют впечатление, отступая в стороны. И кроме того возникает ощущение, что, бредя по выставке, мы идем по некоему мейнстриму, почти буквально течению, приподнятой – не исключу, что над реальностью – дорожке. Остается, особенно для фотографа, возможность сойти с нее на паркет, уйти из мейнстрима и наблюдать, как выставка течет мимо тебя. В этом смысле несколько под вопросом оказывается название «Реальное». Реальное ли? Недаром в двух залах из семи показаны не фотографии, а рендеры, и на открытии название выставки несколько раз сопоставили с «Русским идеальным» (домом-трубой в Никола-Ленивце, презентованным на Архстоянии прошлого года). 
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Итак, по словам Елизаветы Лихачевой, объекты пришлось строго отбирать, потому что площадь анфилады 700, а не 1700 метров, и еще потому что «показать все это полностью значит лишить зрителя какого-либо шанса выйти с экспозиции живым». В этом ее поддержал Сергей Кузнецов: «много чего не попало… Радостно, что есть из чего выбирать, что мы можем освоить такие большие пространства». 

Кто автор итогового отбора, прямо не было озвучено. На открытии Сергей Кузнецов довольно много говорил об экспертах жюри премии Архсовета – но в основном в том смысле, что среди них есть не только архитекторы, а специалисты разного профиля. Предположим, что эти эксперты и участвовали в отборе, но «списка жюри» нигде не вывешено. 

Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры

«Сергей [Кузнецов] как истинный демократ говорит, что это была экспертная комиссия, на самом деле все было совсем не так. Сложнее чем комиссия. Мы произвели параллельно предварительный кураторский отбор, и к нашему удивлению этот кураторский отбор почти на 90 процентов совпал с тем, что выбрали эксперты. Над нами эксперты не довлели. Мы выбирали по разным признакам. В частности, дом Наркомфина появился здесь как новый подход к реставрации и приспособлению. Потому что для большинства из нас реставрация это музеефикация, то есть лишение памятника функции. Дом Наркомфина это гениальный пример того, как можно и функцию сохранить, и памятник спасти».
 
Прямо скажем, 700 метров Анфилады могли бы вместить больше проектов. Любопытно, что три фотографа, выступавших на открытии экспозиции (из 17 авторов фотографий, представленных на выставке, в целом), когда их попросили назвать самое фотогеничное из новых зданий, назвали те, которые на выставке не показаны: Дворец водных видов спорта в Лужниках от UNK и ЖК Грин Парк от Buromoscow. Впрочем, Сергей Кузнецов тут же оговорился, что хотя Дворца водных видов на выставке нет, на выставке есть другие работы UNK (четыре: БЦ Земельный, БЦ Академик, проекты павильона Атомной энергетики на ВДНХ и штаб-квартиры Роскосмоса).
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Выставка открывается БЦ Аквамарин (проект СПИЧ на Озерковской набережной), парком Зарядье, станицей метро «Мневники» (АБТБ Тимура Башкаева), парком Зарядье и благоустройством Триумфальной площади с качелями. Все проекты, очень разной типологии, представлены как ключевые; «Аквамарин», по словам сокуратора выставки Марка Акопяна, – как пример новой разновидности модернизма, контекстуального, и как очень московский дом. Точнее комплекс. С внутренней площадью и проходами.
 
Здесь можно еще заметить две вещи: во-первых, Сергей Кузнецов на открытии акцентировал, насколько для него важно, чтобы архитектура Москвы периода его правления в исторической перспективе считывалась как «самобытный слой <…> актуальный, современный и очень-очень авторский». А во-вторых, авторы каталога заканчивают свою вступительную статью словами: «…уже сейчас можно констатировать конец постсоветского постмодернизма и наступление третьей волны модернизма в российской архитектуре». Поскольку мы имеем дело с «настройкой оптики», побоимся пока конкретизировать это суждение, но не исключено, что речь идет, в числе прочего, о так называемом «контекстуальном модернизме».
 
В следующем зале показаны три объекта АБ СПИЧ: реконструкция БСА в Лужниках, и два соседних офиса компании Новатек на Ленинском проспекте, первый 2011, второй 2022 года. В самом большом зале лидирует дом Наркомфина, показанный в виде макета и окруженный БЦ «Академик», «Садовыми кварталами» (которые спроектированы, впрочем, в 2006 году и только сейчас сданы в жилой части, без общественной), БЦ «Земельным» и клубным домом Cameo бюро Wall на Долгоруковской улице. Зал-перемычка превращен в паутину светящихся линий, очень эффектную – это карта и именно здесь помещен полный список 33 объектов. В зале с колоннадой причудливым образом срифмованы коринфские колонны и синяя труба Ренцо Пьяно в ГЭС-2 с макетом и фотографией ММДЦ Москва-Сити (потому что куда же без него) и ЖК «Символ» (АБ ATRIUM). В предпоследнем зале, с проектами, получился интересный микс: два проекта Юлия Борисова и пять иностранных: Бадаевский Herzog & de Meuron, офис Яндекса PLP, Технопарк Сбербанка бюро Захи Хадид, RED7 от MVRDV, Южный порт от Nikken Sekkei и Генпро. Эти проекты, как и три следующих в последнем зале (центр МГУ, кластер МГТУ Сергея Кузнецова и музейный квартал ГМИИ Юрия Григоряна) представляют архитектуру Москвы в ее движении к будущему. Какая же это Москва? 
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Москва. Реальное», музей архитектуры, 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Свои высказывания на открытии выставки Сергей Кузнецов резюмировал так: 
«Я как автор делаю, сразу скажу, не очень много. Вы наверное заметили, мало проектов, где я выступаю в качестве автора. Хотя они здесь есть на выставке. Новосибирский аэропорт достраивают под моим авторским руководством, очень симпатичный проект получается… И еще будут. Но в основном все-таки это то, где я работаю не как автор, а работаю как – ну, в общем, главный архитектор это же куратор проектов городских. Когда выбирается тема, сочиняется некая тема. Выбирается авторский коллектив… Далее проводится аккуратная работа, чтобы не расплескать то ценное, что там найдено. И таких проектов много, и не только в Москве. Но все, что будет заслуживать отдельного внимания, будет отдельно помянуто; следите за нашими анонсами».

Можно ли предположить, что показанное на выставке в какой-то степени, может быть не на 100%, с парой исключений, а все же представляет нам результат такой вот авторской-кураторской работы главного архитектора с городом? Или демонстрирует его предпочтения?

Так или иначе, а несмотря на все оговорки кураторов, выставка дает нам некий неполный, и оттого более острый срез того, что следует, вероятно, называть кузнецовской Москвой. Причем в обосновании этого определения играют свою роль и сами объекты, и участие в них главного архитектора, на уровне куратора или более тесное (впрочем, не во все случаях), и сам отбор. Вроде бы не юбилейная экспозиция, а что-то говорит о последних 10 годах.

У историков архитектуры есть такое устоявшееся понятие – «казаковская Москва». Теперь, предположу, на наших глазах формируется понятие «кузнецовской Москвы».

29 Июня 2022

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Градсовет Петербурга 14.12.2022
Градсовет критично отнесся к проекту гостиницы на Октябрьской набережной и эскизу застройки микрорайона «Юнтолово», но одобрил проект спортивного центра на берегу Малой Невки.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Сценарии для Московской области
Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.
Жизнь в трещинах асфальта
В рамках программы «Сказки о золотых яблоках» в Альметьевске открылся Индустриальный сквер – общественное пространство рядом с действующей котельной, над которым работала команда из архитекторов, антропологов, культурологов и ботаников. Результат – многослойное пространство, выросшее из семян татарской земли.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Три «зеленых» истории
Рассматриваем городские экологические проекты, представленные Институтом Генплана на Зодчестве. Они очень разного масштаба: от сбора информации и пожеланий жителей в масштабе города до выращивания луговых растений между домами и картин, которые, как оказалось, лечат деревья, помогают затягивать раны в коре. + перечень естественных для Москвы видов в помощь девелоперу.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Градсовет Петербурга 24.08.2022
Второй вариант ЖК «Морская Резиденция», в котором восстанавливается недавно снесенное здание Давида Бурышкина, а также дом рядом с Мурино, который похож на общежитие.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Аспекты счастья
Архстояние 2022 с девизом «Счастье есть?» получилось как всегда веселым фестивалем, но самые заметные объекты какие-то иронические, критичные и грустные, – зато все остальные, окружающие их, сосредоточились на том, чтобы наделить посетителей простой человеческой радостью. Выступили Тотан Кузембаев, Александр Бродский и другие.
Градсовет Петербурга 27.07.2022
Градсовет обсудил «средневековый» жилой квартал у Пулковского водохранилища, гостиницу а-ля рюс в деревне Шуваловка, а также гостиницу напротив Финляндского вокзала, которая восстанавливает структуру утраченной части доходного дома Павла Сюзора.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Сохранить спонтанное?
О том, как эксперты Нижнего Новгорода обсуждали судьбу Караваихи – городского района, сложившегося в 1920-е – 1950-е годы, а сейчас ставшего территорией КРТ.
Арх Москва 2022: награды
Наград Арх Москвы, как всегда, много, на сей раз даже очень много. Рассказываем, кого за что отметили, вспоминаем прошедшую выставку. Важно: звание лучших архитекторов NEXT и обязанность делать экспозицию молодого архитектора получило бюро Надежды и Ильи Кореневых KRNV – за объект «Экзистенция».
Устоять на трех китах
В Гостином дворе открылась Арх Москва. Ее тема – «Устойчивость», но только редкие участники исследуют известные темы sustainability. Больше внимания уделено разного рода балансу и постоянству творческих поисков. Много разных и качественных арт-объектов, да и сама экспозиция тонко сбалансирована.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Сцена и графика
Или графика на сцене. В театре Мастерская Петра Фоменко открылась выставка акварелей и рисунков Сергея Кузнецова. Небольшой фоторепортаж.
Первая легальная
Руководство Винзавода и Москомархитектуры открыли выставку граффити на бетонной железнодорожной стене при Курском вокзале. По словам организаторов, это первый опыт легального граффити в городском пространстве Москвы. Он интересным образом соседствует с нелегальными надписями напротив.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Сгорание
В воскресенье в Никола-Ленивце сожгли объект молодого архитектора Екатерины Поляковой, Вавилонскую башню. Решение о том, чтобы не отменять готовое действо, было принято не без труда; согласно заявлению организаторов, Масленица 2022 года – не праздник, а невеселое художественное высказывание, призыв к прощению и примирению.
Стирание
В четверг (или в среду?) в Анфиладе Музея архитектуры открылась выставка Валерия Кошлякова Domus Maxima. Открытие началось с обсуждения возможности открывать выставку в кризисные времена вообще – но сама живопись, пожалуй, дает ответ на этот вопрос. Выставка очень красивая, ее даже можно понять как вариант истории архитектурной культуры, увиденной через призму личного взгляда художника.
Суметь посметь
Выставка в галерее «Беляево» объединяет советское и современное монументальное искусство – и стрит-арт, поднимая тему их сходств и отличий, в которых, если подумать, не все так просто, как кажется.
Ценность подлинности
Музей Третьяковых в 1-м Голутвином переулке – пример нестандартного подхода к формированию экспозиции там, где невозможна мемориальная обстановка дома-музея. Другая особенность – проект реставрации вырос из дизайна экспозиции, и оба нацелены на демонстрацию подлинности и акцентирование аутентичности. Такое сращение экспозиции и проекта реставрации возможно только при очень последовательной работе от идеи к воплощению. Показываем, рассказываем, беседуем с автором проекта Наринэ Тютчевой.
Технологии и материалы
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
Обучение через игру: новый тренд детских площадок
Компания «Новые горизонты» разработала инновационный игровой комплекс, который ненавязчиво интегрирует в ежедневную активность детей разного возраста познавательную функцию. Развитие моторики, координации и социальных навыков теперь дополняет знакомство с научными фактами и явлениями.
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Delabie ставит на черный
Компания Delabie представляет линейку сантехнических изделий Black Spirit, выполненных в матовом черном покрытии. В нее вошли как раковины, смесители и унитазы, так и многочисленные аксессуары, позволяющие добиться эффекта total black.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Строительный атом архитектуры
В рамках семинара «Городские кварталы» архитектор Роман Леонидов проследил историю кирпичного строительства от древнего Вавилона до наших дней.
Сейчас на главной
I да офис!
Нидерландское бюро KAAN Arсhitecten завершило свой второй проект в Германии. Три корпуса офисного комплекса iCampus в Мюнхене получили жесткую сетку бетонных фасадов и впечатляющие 25-метровые атриумы.
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Новая заря
В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.
Ларец самоцветов
За лаконичными фасадами загородного дома семьи архитекторов из Уфы прячется личный «музей»: насыщенное по цвету и фактурам пространство, в котором каждый предмет и дизайнерское решение несет отпечаток индивидуальности хозяев.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Стихия воды
Ванная на 84 этаже, купание под звездами, заплыв к Финскому заливу и спуск к горному источнику – в нашей подборке спа-комплексов.
Искусство в аэропорту
Бюро OMA разработало выставочный дизайн для 1-й Биеннале исламских искусств: экспозиция размещена в знаменитом Терминале хаджа в аэропорту Джидды.
Кожа вокзала
Продолжая собирать подписи за сохранение подлинной архитектуры вокзала города Владимира (1969–1975), рассматриваем его более внимательно: разбираемся, что в нем ценного и почему его надо сохранить и отреставрировать с обновлением, а не одевать в вентфасады. Обнаружилось достаточно много тонкостей и нюансов – если здание бережно очистить, оно само сможет стать туристической достопримечательностью и позитивным примером сохранения наследия авторской архитектуры модернизма.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Фанера над Парижем
Небольшой корпус социального жилья, построенный бюро Mobile Architectural Office в 10-м округе Парижа, выполнен из панелей клеёной древесины. Проект получился недорогим, экологичным и был реализован в кратчайшие сроки.
Зал торжеств
Недостроенный кинотеатр при санатории «Русь» в Геленджике архитекторы Fox Group Interiors превратили в конгресс-холл, где можно проводить мероприятия разной степени торжественности: от свадеб до бизнес-завраков и детских праздников.
Кристалл квартала
Типология и пластика крупных жилых комплексов не стоит на месте, и в створе общеизвестных решений можно найти свои нюансы. Комплекс Sky Garden объединяет две известные темы, «набирая» гигантский квартал из тонких и высоких башен, выстроенных по периметру крупного двора, в котором «растворен» перекресток двух пешеходных бульваров.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Парк железнодорожников
После реконструкции районный парк Уфы получил больше площадок и сценариев отдыха, в их числе – терапевтический сад для людей с ограниченными возможностями и смотровая площадка. Дизайн малых архитектурных форм отсылает к железнодорожной станции Дёма.
Умер Балкришна Доши
В возрасте 95 лет скончался индийский архитектор Балкришна Доши, лауреат Притцкеровской премии, сотрудник Ле Корбюзье и Луиса Кана.
Ландшафтная мимикрия
Массимо Альвизи и Дзюнко Киримото реконструировали виллу на севере Италии. Их минималистичный средовой проект одновременно традиционен и современен, став при этом неотъемлемой частью пейзажа.
Искусство чтения
«Хора» продолжает «библиотечную» серию: по проекту бюро пространство антресольного этажа Западного крыла Новой Третьяковки преобразовалось в книжную гостиную. Сюда можно прийти почитать или поработать без билета или абонемента.
«Звездное облако»
В Чэнду строится музей научной фантастики по проекту Zaha Hadid Architects: проектирование началось в 2022, а уже летом 2023-го он примет церемонию вручения международной премии Hugo – самой важной в области фантастики и фэнтези.
Солнце, воздух и вода
По проекту ПИ «АРЕНА» завершилось строительство «Солнечного» – нового и самого большого лагеря в составе «Артека». Он был задуман еще в советские годы, но не был реализован. Современный вариант удивляет сложными инженерными решениями, которые сочетаются с ясной структурой: вместе они порождают пространства сродни эшеровским.
Ар-деко на границе с Космосом
Конкурсный проект Степана Липгарта – клубный дом сдержанно-классицистической стилистики для участка в близком соседстве со зданием Музея космонавтики в Калуге – откликается и на контекст, и на поставленную заказчиком задачу. Он в меру респектабален, в меру подвижен и прозрачен, и даже немного вкапывается в землю, чтобы соблюсти строгие высотные ограничения, не теряя пропорций и масштаба.
Природные оттенки
Кровля и фасады виллы на побережье Нидерландов по проекту Mecanoo полностью облицованы глазурованной плиткой голубых, серых и зеленых оттенков.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.