Елена Дубовенко: «Мы часто обращаемся к архитекторам за свежими решениями»

Руководитель направления Research & Development компании GOOD WOOD – о трендах в деревянном домостроении и возможностях их адаптации к российским условиям.

mainImg
Не так давно компания GOOD WOOD опубликовала обзор трендов современного деревянного домострения. Среди усиливающихся современных тенденций отмечены: большие площади остекления и дневной свет повсюду в сочетании с энергоэффективностью, а значит, эффективным утеплением; уход от консервативных двускатных крыш к модернистским односкатным; большие террасы и веранды, оранжереи и огороды; удобная многофункциональность помещений и для 2017 – черный цвет, как самый актуальный. Обсуждаем с автором обзора, архитектором корпорации GOOD WOOD Еленой Дубовенко эти тенденции и возможностях их адаптации в российских условиях.
Елена Дубовенко. Фотография: Good Wood
zooming
Черный цвет – актуальный тренд в деревянном строительстве. Один из домов компании Good Wood ©
Белый цвет тоже популярен. Жилищная ярмарка Asuntomessut в Миккели, Финляндия. Фотография © Good Wood

Лара Копылова, Архи.ру:
– В обзоре Вы говорите о дизайнерских, технологических и экологических тенденциях. Хочу заострить внимание на архитектуре. Какие архитектурные тренды существуют в деревянных домах? Если судить по российской деревянной премии АРХИWOOD, в экспертный совет которой я вхожу, есть три основных: ностальгический стиль профессорской дачи; рубленый дом, но с современными большими окнами; или модернистский стиль с плоской крышей. По вашему мнению, что перспективно из этих тенденций?

Елена Дубовенко:
– В статье приведен обзор мировых тенденций малоэтажного домостроения в целом. В Россию это все приходит с опозданием, и, если мы говорим о том, что сейчас популярно в России – для других стран это уже не тренд. Мы практики и, когда проводили исследование и публиковали обзор, ориентировались прежде всего на фактическую реализацию и популярность применения тех или иных решений. Нам были интересны не проекты, а построенные дома, в которых живут люди. Исходя из этих знаний мы говорим о предпочтениях россиян – здесь значительную часть занимают традиционные дома с двускатной крышей, симметричными относительно конька фасадами. Традиционный сруб, либо прямоугольный, либо с небольшими эркерами. Также присутствуют и современные, альтернативные, дома, где крыши односкатные или плоские, такие дома могут быть ближе к минимализму или к хай-теку. По опыту нашей компании, люди в основном ориентируются на традиционные дома. Может быть, потому, что дерево больше ассоциируется с традиционным стилем. А может, и потому, что дома в традиционном стиле получаются по стоимости дешевле. «Профессорские дачи» распространены в меньшей степени.
Жилищная ярмарка Asuntomessut в Миккели, Финляндия. Фотография © Good Wood
Жилищная ярмарка Asuntomessut в Миккели, Финляндия. Фотография © Good Wood
Жилищная ярмарка Asuntomessut в Миккели, Финляндия. Фотография © Good Wood
Пологий скат делает дом современным, но сохраняет возможности очистки от снега. Жилищная ярмарка Asuntomessut в Миккели, Финляндия. Фотография © Good Wood

– Какой дом функциональнее, традиционный или модернистский? В предстоящем году обещают самую холодную в столетии зиму длиной полгода. Что делать с ежедневно выпадающим метром снега, если крыша плоская?

– Двускатная крыша, конечно, функциональнее, потому что с нее снежный покров сходит, не скапливается. В современной архитектуре встречаются односкатные крыши, но там скат гораздо более пологий. Между тем, конструкторы закладывают в расчет ситуацию, при которой снег вообще не чистят. Считают, сколько его максимально может выпасть, плюс закладывают коэффициент запаса. Раньше для Московской области расчетная нагрузка была 180 кг/м². В этом году ее увеличили до 210 кг/м² для односкатных крыш и на 263 кг/м² для двускатных. Возможно потому, что в 2016 году случилась затяжная зима без оттепелей, и снег не таял.

– В статье о трендах на сайте GOOD WOOD вы рассказываете о том, что востребовано сегодня потребителями: панорамные окна, увеличение площади открытых террас, черный графитовый цвет наружных стен, дневной свет в ванной. Приведите примеры ваших домов, в которых реализованы эти тренды. Можно ли их заказывать дополнительно к дому, как опции при покупке автомобиля?

– Нашим заказчикам мы предлагаем как классическое проекты, которые разработаны с учетом оптимального расхода материалов, так и эксклюзивные проекты, в которых нет никаких ограничений.

Панорамное остекление реализовано в классическом проекте СП-265, а также во множестве индивидуальных, таких как Дом в Мартемьянове, Дом в Звенигороде, Дом в Завидове и многих других.
zooming
Дом серии СП-265 © Good Wood

Естественный свет в ванной, гардеробных, в подлестничном пространстве присутствует во всех наших домах: дело в том, что чувствуется усталость от темных и тесных пространств квартир, поэтому в собственном доме люди стараются насытиться простором и светом.
Светлые гостиные – тренд уже почти классический. Дом из клееного бруса, построенный GOOD WOOD в рамках парк-отеля LEVADA Конного Клуба FORSIDE. Фотография © Good Wood
Одна из важных тенденций современных загородных домов – естественный свет повсюду, включая ванные комнаты. Дом из клееного бруса, построенный GOOD WOOD в рамках парк-отеля LEVADA Конного Клуба FORSIDE. Фотография © Good Wood
zooming
Одна из важных тенденций современных загородных домов – естественный свет повсюду, включая ванные комнаты. Комбинированный дом 225 кв.м., где первый этаж выполнен из крупноформатного кирпича POROTHERM, второй – из клееного бруса. Фотография © Good Wood

Увеличенная площадь открытой террасы также реализована во всех проектах. В СП-265, СП-250, СП-300, Ф-274 террасы довольно большие, Г-образной формы, огибающие угол дома. С одной стороны, под свесом кровли имеется уютная зона для размещения большого стола, а с другой стороны терраса вытянута во всю ширину дома и позволяет в прямом смысле кататься на велосипеде (конечно, на маленьком, трехколесном).
zooming
Дом серии СП-300, терраса © Good Wood
zooming
Дом серии СП-250 © Good Wood

Черный цвет – это вопрос отделки, которую каждый заказчик выбирает по своему усмотрению, и, несмотря на то, что этот тренд только набирает обороты, некоторые наши заказчики уже «поймали» его и реализуют.

– Архитекторы хорошо относятся к модульным домам, видя в них интеллектуальный технологичный продукт, доступный широкому кругу людей. Рассматриваете ли вы как направление деятельности модульный дом?

– На рынке есть достойные люди и компании, которые производят великолепные модульные дома. Мы все их знаем. У них великолепно получается, и нам в этой нише делать нечего! Даже наоборот, если мы понимаем, что у человека, есть запрос на модульный дом, то мы с радостью рекомендуем обратиться к профессионалам, которые отточили технологию и процессы в этом направлении. Каждый должен заниматься своим делом.

Мы не идем по пути «доступного широкому кругу людей» жилья. Мы создаем и строим эксклюзивные дома для постоянного проживания. Часто к нам приходят заказчики со своим архитектором и уже готовым проектом. Часто мы обращаемся к архитекторам- партнерам за свежими решениями и высокой архитектурой. Скажу так: архитекторы способны разрабатывать действительно удивительные проекты, но не каждый строитель способен реализовать задумку. Архитекторы очень развивают нас, строителей. За это мы особенно их ценим!

Иногда разрабатываем проекты сами. Но мы, прежде всего, строительная компания, которая делает максимум для того, чтобы заказчик, строящий дом с нами по индивидуальному проекту, не знал забот и тревог – спокойно занимался достижением своих целей, не менял привычный образ жизни – работал, отдыхал, а не превращался в прораба.

– Можно ли создать из бруса или бревна дом, который имел бы достойную архитектуру и в то же время по цене был бы сопоставим с самостроем? То есть изобрести в дереве что-то типа ИКЕА для жилья?

– Самострой и ИКЕА – это разные вещи. В ИКЕА можно прийти и вернуть товар без объяснения, а вот с самостроем обратной дороги нет. Достойная архитектура должна быть реализована на высоком профессиональном уровне, чтобы она несла имя своего автора долгие годы, а не превратилась в его позор и тяжелое бремя своего обладателя. Поэтому я отвечу, что нет! Нельзя построить хороший дом дешево. Но идея сделать дом-«ИКЕА» – отличная. Может быть модульные дома в каком-то смысле отражают ее. Мы, честно скажу, пытались сделать такой «коробочный продукт» – не получилось.

– А сейчас я хочу задать банальный вопрос. В среде архитекторов существует давний спор, из чего лучше строить, из бревна или из бруса. Вроде бревно близко нашим местным традициям и обладает брутальной выразительностью. Но брус удобнее и практичнее. В то же время технологии развиваются быстро, и ситуация могла поменяться. Что вы скажете как профессионал?

– С позиции технологического процесса и практичности клееный брус выигрывает. Например, на теплосбережение дома из бревна работает не вся толщина самого материала, а только узкая часть, где одно бревно соединяется с другим. Древесины идет больше, если сравнивать с брусом, а эффективность использования низкая, зона утепления сложная, надо подбирать диаметр бревен. У бревна большой процент усадки, что требует длительного ожидания и технологических пауз в процессе строительства. Бревно выбирают фанаты!

Клееный брус дороже, чем бревно и цельный брус, потому что это высокотехнологичный продукт, имеющий минимальный процент усадки 2% (конструкторы закладывают 4%). Для производства бруса используются заготовки – деревянные ламели, которые сушатся в камерах, после чего строгаются с четырех сторон, далее склеиваются, снова проходят четырехстороннюю обработку, после чего формируется профиль и нарезаются детали, как у лего, чтобы они легко собирались один в один. Брус, высушенный отдельно по доскам, не покоробится. А обычный брус будет высыхать, причем сначала высохнут наружные слои, а потом внутренние. Поэтому он обязательно будет трескаться, а в трещины будет проникать холодный воздух. Клееный брус эту ситуацию исключает. Ну и после сборки в дом из клееного бруса можно сразу ставить окна, двери (с учетом технологии), производить монтаж инженерных систем и делать отделку.

Мир движется к энергоэффективным пассивным зданиям. В Финляндии законодательно запрещены дома из бревен, как не отвечающие нормам энергоэффективности. То есть их можно строить, но либо для сезонного проживания, либо с последующим утеплением снаружи.
Елена Дубовенко. Фотография: Good Wood

– Какие технологические тренды поддерживает компания GOOD WOOD?

– GOOD WOOD работает с клееным брусом разных сечений в технологии «клееный брус – немецкий профиль». Еще мы производим дома по панельно-брусовой технологии: деревянный каркас собирается на заводе, утепляется, на заводе производится внешняя отделка, оштукатуривание, вставляются окна. Панели готовых стен и перекрытий, кровельные панели собираются на объекте. Это самая эффективная, быстрая технология, но российский менталитет к этому еще не готов.

– Как устроены ваши фахверковые дома?

– Фахверк – это массивный деревянный каркас из балок, он возводится на объекте. Сначала мы эти балки сушим, клеим, строгаем на заводе по той же технологии, как клеено-стеновой брус. Вывозим нарезанный по проекту комплект и собираем на объекте. Дальше идет заполнение ячеек каркаса: либо это большие окна, либо многослойный пирог. Технология фахверка подразумевает любое заполнение: кирпичом, чем угодно... Мы между балками помещаем деревянные стойки и минеральный утеплитель. Дальше идет ветрогидрозащитная мембрана и фиброцементные панели в качестве наружной отделки. Внешне это близко к историческому фахверковому дому: темные деревянные конструкции и светлая штукатурка.
Дом серии Ф-274 © Good Wood

– Важная тенденция нашего времени – энергоэффективный дом. Как вы решаете проблему энергоэффективности?

– У нас в стране нет нормативов по энергосбережению частных домов. Самые популярные сечения для домов из клееного бруса 175–200 мм. Дом из клееного бруса холоднее, чем панельно-брусовые дома. Но наш заказчик невзирая на это выбирает клееный брус. У нас не было запросов на утепление стен, хотя в Финляндии их утепляют. Зачем переплачивать, если и так тепло? Пол, потолок и крышу мы утепляем минеральной ватой. Пенополистирол в стенах мы не применяем, потому что он не дышит; по теплосберегающим свойствам 10 см этого утеплителя примерно равны 15 см минеральной ваты. Его мы применяем в цокольном этаже, потом заливаем стяжкой. Что касается мягких утеплителей, они бывают разной плотности и разного состава. В панельных домах мы использовали древесно-волокнистый утеплитель. Он плотный, держит форму, и по нему можно штукатурить. Что касается окон, мы, конечно, используем энергоэффективные стеклопакеты. Они дороги, если речь идет о новых разработках, но быстро становятся доступными.

– Какие дополнительные услуги есть в вашей компании, и сколько стоит дом GOOD WOOD?

– Мы строим дома под ключ. Или, как сейчас модно говорить, строим загородную жизнь.
Стоимость классических проектов можно посмотреть у нас на сайте gwd.ru. Она указана за строительство теплого контура, в который входит разработка проекта, геологические работы, фундамент, стены, окна и двери, кровля, 10 поэтапных проверок ИТН с подробными фотоотчетами; индивидуальный менеджер проекта, 50 лет гарантии – все это с полным контролем через личный кабинет заказчика, доступ в который, кстати, мы даем и архитекторам, которые с нами сотрудничают. Стоимость дома начинается от 30 000 за квадратный метр.

Поставщики, технологии

Good Wood

20 Октября 2017

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.