Олег Карлсон: «Для меня это миссия»

Архитектор, спроектировавший множество вилл, индивидуальных домов и усадеб – об опыте сотрудничества со строительной компанией.

mainImg
Компaния:
Good Wood
Олега Карлсона знают как автора уникальных частных домов, знатока деревянного домостроения. Весной этого года его архитектурное бюро и компания GOOD WOOD, славящаяся своим опытом в строительстве загородных домов по типовым, серийным проектам, выпустили совместную линейку домов. Новые проекты уже вышли в продажу и вызывают интерес потенциальных заказчиков.

О сотрудничестве с компанией GOOD WOOD в интервью Олега Карлсона.
Олег Карлсон (слева) и Александр Дубовенко в мастерской в поселке художников на Соколе © GOOD WOOD

– Далеко не каждый заказчик способен платить за авторскую архитектуру. Большинство людей обращаются в компании, возводящие дома по типовым проектам, и становясь заказчиками, выбирают по ним свое будущее жилище. 

– Понятно, что типовой проект – это не авторская архитектура, где, например, мы делаем все до гвоздя и ландшафтного дизайна, и где заказчик готов ждать несколько лет пока создается проект и строится дом, готов платить за авторское проектирование и надзор столько, сколько оно действительно стоит. Большинство заказчиков ищут типовой проект и фирму, которая построит по этому проекту дом быстро и недорого.

– Ваше критическое отношение к типовым проектам хорошо известно. Какие в них встречаются недостатки?

– Проблема типовых проектов в том, что их архитекторы нередко увлекаются рисованием фасадов, при этом дом на участке может быть расположен не оптимальным образом, логистика дома не вполне удобна для передвижения внутри, присутствуют лишние площади. В результате мы можем увидеть изрезанные планы, неоправданно сложные кровли, которые потом каждый год надо будет ремонтировать, нет места при входе, где можно снять уличную одежду, кухню в противоположном от входа углу кухня, куда хозяевам придется тащить сумки через весь дом, ступени лестниц, на которые придется карабкаться из-за их неправильной высоты. Все это, конечно же, не в одном проекте, это общий список недостатков, кочующих в разном наборе по разным проектам.
zooming
Комбинированный дом (К-2) 260 кв. м © GOOD WOOD

– Почему так происходит?

– С моей точки зрения тому есть две причины. Первая заключается в том, что типовые проекты создаются людьми, которые не понимают, что у загородного дома другое устройство. Загородный дом – это ведь не малогабаритная квартира с кухней 5 метров, отгороженной дверью, чтобы запахи не распространялись, со спальней девять-десять метров. Это загородный дом. Здесь требуется тамбур и входная зона, где можно оставить уличную одежду и обувь без того, чтобы влага и грязь оказались потом в «чистой» зоне. Кухня в правильном загородном доме располагается рядом с входом, чтобы не приходилось таскать покупки через весь первый этаж в противоположный угол. Ценность загородного дома и в том, что он позволяет создать большое общее пространство, где собирается семья. Для этого кухню объединяют с гостиной и столовой, и тогда у всех членов семьи появляется возможность проживать в этом пространстве общую жизнь. Правильной планировкой задается и достаточная площадь спальных комнат. Понимание устройства загородного дома – ключ к удачным планам и красивой архитектуре.

А второй причиной проблемных проектов часто становятся сами заказчики, убежденные, что знают, как должен быть устроен их будущий дом, и требуют выполнить проект согласно своим представлениям.

Возьмите любой регион России и найдете там дома, построенные по типовым проектам, с очень низким уровнем архитектурных решений. Такие дома подлежат демонтажу или реконструкции.

Но ведь любой покупатель индивидуального жилья заслуживает того, чтобы жить в красивом, удобном, теплом доме. И он рассчитывает на это, обращаясь в компании, подобные GOOD WOOD.
zooming
Комбинированный дом (К-4) 226 кв. м © GOOD WOOD

– А как получилось, что вы, занимаясь уникальными домами, начали сотрудничать с компанией, строящей дома по типовым проектам?

– Первое знакомство с GOOD WOOD состоялось на конференции Ассоциации деревянного домостроения, куда меня пригласили выступить. Конференция проходила в потрясающем новом офисе компании в Зеленограде – деревянном многоэтажном здании GOOD WOOD PLAZA, первом здании такого масштаба у нас в России, построенном из дерева. Я выступил и сказал все, что думаю о типовых проектах, и о домах, которые строятся по этим проектам.
Потом меня пригласил уже GOOD WOOD – выступить перед своими заказчиками и архитекторами. Вот там мы и познакомились с собственником компании Александром Дубовенко. Моя жесткость в оценках того, что проектируют строительные компании, зацепила Дубовенко, и он приехал ко мне в мастерскую, в поселок Сокол, с камерой и снял два видео, которые многие видели.



– В этих видео на примере деревянных домов поселка вы объясняете разницу между тем, что сейчас строят, и хорошей архитектурой. По итогам съемок и общения решили посотрудничать?

– У нас возникло много направлений сотрудничества. Например, GOOD WOOD планирует рядом с GOOD WOOD PLAZA строить демонстрационные дома. Меня попросили проанализировать проекты. Все проекты имели те или иные недоработки в планах и фасадах. Мы с Александром решили проекты переделать. Два дома уже сделали, на очереди третий – в классике.

Еще мы создали целую линейку типовых проектов по комбинированной технологии. Четыре варианта, которые сейчас уже выведены в продажи. Посмотрим на отклики людей. Их уже можно увидеть на сайте gwd.ru со ссылкой на АБ «Карлсон и К».

– Ваше сотрудничество с GOOD WOOD направлено на создание качественно новых типовых проектов. Для чего это нужно GOOD WOOD, понятно, они хотят научиться у вас делать очень хорошие проекты. А зачем это вам?

– Наверное, для меня это миссия. Звезды нашей архитектуры занимаются звездной архитектурой, они не занимаются средним уровнем. Кто-то должен был начать заниматься архитектурой типовых проектов. Для этого был создана рубрика «Доктор Хауз», где я рассказываю, как делать дом, начиная с того, как посадить его на участке, анализирую построенные дома и перерабатываю проекты, по которым они были построены, показывая, что было и как стало.
 
zooming
Комбинированный дом (К-3) 235 кв. м © GOOD WOOD

– Почему именно с GOOD WOOD? 

– Александр Дубовенко создал замечательную компанию, очень активную, развивающуюся и стремящуюся стать лидером деревянного домостроения. И у него получается качественно строить и все время совершенствовать технологии, получается продвигать себя на рынке: 30 новых заказов в месяц это хороший уровень. Но чтобы быть лидером надо быть безупречным во всем, то есть привести в соответствие с высоким строительным уровнем архитектуру. Дело ведь не только в том, чтобы каждый месяц получать 150 новых заказов, а в том, чтобы строить хорошие дома. Пусть GOOD WOOD станут первыми, а за ними, глядишь, потянутся и остальные.

– Какова цель переработки типовых проектов, что именно в них меняется?

– Цель – усовершенствовать существующие проекты самых популярных у заказчиков домов. На тех же площадях, в тех же осях мы делаем максимально функциональное пространство, уменьшая транзитные зоны, увеличивая полезную площадь.

– Каким образом вы это делаете? Поделитесь мастерством.

– В работе мы опираемся на схему. Схема в архитектуре, как нотная азбука в музыке – всего семь нот, из которых складывается множество музыкальных произведений, как двенадцать сюжетов в литературе, на которых построены все литературные произведения. Так и дом: существует несколько схем, на основе которых можно делать совершенно разную архитектуру. В основе – модульный принцип проектирования, придуманный задолго до нас. На этом принципе строится вся предшествующая архитектура, все храмы возводились по этому принципу. Ничего случайного в архитектуре быть не может.

– Вас наверняка спрашивают, как сделать красивый фасад без пилястр и резаных крыш? 

– Все время спрашивают. И здесь приходится объяснять, что классика – это не портик с колоннами, это ордер, это особая логика построения пространства. Классика в дереве очень интересна. Вся Москва до пожара была в дереве.

Дерево универсальный, очень пластичный материал – из него можно строить в классике, в модерне, в современной стилистике. А красоту и гармонию надо искать в простоте. Схемы всех палладианских домов просты, а какое при этом разнообразие архитектуры.

Если дома GOOD WOOD будут сделаны правильно, то заказчики увидят, как можно сделать красиво и просто. И чем больше будет хороших домов, тем лучше. Тем выше поднимется уровень культуры заказчика и планка массовой архитектуры.

Поставщики, технологии

Good Wood

09 Июня 2018

Good Wood: другие статьи и новости
Современный, комфортный, качественный дом по типовому...
В голове у всякого жителя нашей страны прочно укоренилось мнение, что типовое жилье значит – маленькое, неудобное, низкого качества. Разрушить стереотип взялись в компании GOOD WOOD, придумав линейки типовых домов для индивидуального строительства.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.