English version

Никита Токарев: «Мы, архитекторы, должны формировать повестку дня, знать больше, видеть дальше, чем наш заказчик и потребитель»

Директор Школы МАРШ Никита Токарев рассказал Архи.ру о спецпроекте «Образование» на фестивале «Зодчество»-2015.

mainImg
Спецпроект «Образование» курируют Московская архитектурная школа МАРШ в лице ее руководителей Никиты Токарева и Евгения Асса и профессор МАРХИ Оскар Мамлеев (его интервью о спецпроекте можно прочесть здесь).

zooming
Никита Токарев



Архи.ру:
– Предлагаю развить тему, поднятую и в манифесте «Зодчества»-2015, и в манифесте спецпроекта «Образование»: каких архитекторов надо готовить в архитектурных вузах? И там, и там речь идет о самостоятельности, «про-активности», но этим качествам тоже надо научить. Как же это сделать?

Никита Токарев:
– Первое, что нужно сделать – дать возможность выбора (преподавателей, программ, заданий, метода и графика работы), но ответственность за выбор лежит при этом на студенте. Только делая самостоятельный и осознанный выбор, архитектор учится ответственности. Прежде всего, мы предлагаем разные программы проектных студий, каждый преподаватель формирует программу сам. Второе – время на самостоятельную работу. В МАРШ – четыре «контактных» дня в неделю, и один день – для самостоятельной работы. Мы не контролируем, как это время использовано, возможно, кто-то и отдыхает. Мы спрашиваем о результате, и довод «не хватило времени» не принимается. И третье – аргументированная позиция вырабатывается в обсуждениях, в диалоге с преподавателями, с другими студентами, с экспертами и только на основе широкой эрудиции, кругозора, гуманитарных знаний. А значит – нужна философия, история архитектуры и искусства, навыки коммуникации, чтения, письма, выступлений.

– Какого именно архитектора готовят в прогрессивных вузах, в том числе – в Школе МАРШ? Преподаватель МАРШа Наринэ Тютчева в недавнем интервью Архи.ру говорила о выработке у будущего архитектора способности убедительно влиять на рынок. А каково ваше мнение?

– Мы не знаем, с какими вызовами столкнется наш студент через пять или десять лет, в том числе – и какой будет рынок. Важно уметь очень быстро учиться, чтобы адаптироваться к новым условиям, уметь системно мыслить, анализировать и исследовать проблему, тогда меньше будет соблазна решать новую задачу старыми методами. И обладать той самой самостоятельностью мысли и действия, о которой речь шла выше. Это относится к любому образованию, а не только к архитектуре. Мы – как в пословице – даем удочку и учим удить, а не предлагаем готовую рыбу.

– «Зодчество»-2015 проходит под девизом «Новые индустрии», посвящено вызову времени. Почему образовательный стандарт, который господствует в большинстве российских архитектурных вузов, не отвечает требованиям сегодняшнего дня, что именно надо в нем поменять, что добавить? К каким вызовам надо готовить студентов, к каким сейчас они обычно не готовы по получении диплома?

– Я не знаю в мире учебных программ по архитектуре, основанных на функциональной типологии. Это наследие индустриальной эпохи и «ведомственной» архитектуры. Разговор о том, что стоит поменять, занял бы слишком много места. От выполнения заданий (сформулированных кафедрой, заказчиком, властью и т.д.) архитектор должен перейти к решению проблем, которые ставит перед ним реальность, которые он сам перед собой ставит. Мы должны формировать повестку дня, знать больше, видеть дальше, чем наш заказчик и потребитель. И еще: архитектура одна из немногих уцелевших синтетических профессий, плохо поддающаяся расщеплению на отдельные специализации. Множество отдельных курсов в традиционной архитектурной школе, дающие вроде бы университетскую широту образования, на деле ничем не связаны друг с другом и часто остаются разрозненным набором сведений. Нужны интегральные курсы, объединяющие разные дисциплины архитектурным подходом, и набор узконаправленных спецкурсов по выбору студента. Тогда архитектура удержится на плаву и как профессия, и как область деятельности. Мы стремимся подготовить архитектора, мастера (магистра) к такой роли.

23 Сентября 2015

Похожие статьи
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Пресса: «Новые индустрии»: история с продолжением
В обзорном видеосюжете с фестиваля «Зодчество 2015», его куратор, архитектор Андрей Асадов объясняет, почему выставочному проекту «Кейсы в кейсах» необходимо отправиться в турне по всей стране.
Проект «Исследование». Послесловие
Подводя итоги «Зодчества»-2015, публикуем стенограмму дискуссии о перспективах архитектурного образования в России с участием преподавателей МАРХИ, МАРШ, «Стрелки», Казанского и Вологодского университетов.
Пресса: Исследовательский блок «Управление городом» на фестивале...
На проходившем с 1 по 3 октября в ЦДХ фестивале «Зодчество» в рамках спецпроекта архитектора Ильи Заливухина «Анатомия города» Высшая школа урбанистики (ВШУ) представила тематический раздел «Управление городом». В материале подробно описаны все исследования ВШУ, предоставленные для данного раздела.
Пресса: Дирижеры городских пространств
Трехдневный XXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество-2015», организованный Союзом архитекторов России, завершился в Центральном Доме Художника 3 октября.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.