English version

Толерантная эстетика терраформирования

Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
0 Самая первая всемирная промышленная выставка в Лондоне 1851 года занимала территорию 10 га, в ней участвовали 25 стран. Затем площадь варьировалась, от десятков га в Европе до 500 га в США, но количество стран-участниц редко оказывалось больше ста. За последние 20 лет прошло 4 больших экспо, выставка в Дубае – пятая. Причем в в немецком Ганновере 2000, японской Накагуте 2005 и итальянском Милане 2015 площадь выставок была 160, 173 и 110 га соответственно, а количество стран-участниц – 155, 121, 145, что дает некие средние цифры для, говоря обобщенно, главных международных выставок XXI века – большие, но не предельные. На этом фоне ЭКСПО 2010 года в Шанхае целенаправленно побила все рекорды: площадь 528 га, количество посетителей 73 млн человек, число стран-участниц – 192, притом что, по разным оценкам, количество независимых стран в мире колеблется от 195 до 197. Ну то есть собрали почти всех. 

Нынешняя ЭКСПО 2020 в Дубае, первая в арабской части мира, определенно поставила цель если не перегнать, то догнать шанхайскую биеннале по показателям, что почти удалось – стран-участниц ровно 192, не больше чем когда-либо, а ровно столько же, сколько в Шанхае. Территория – несколько меньше, но тоже немалая, 438 га. На фоне пандемии 2020 года, из-за которой выставку пришлось перенести на год (сохранив «ключевой» номер 2020 года) такие показатели тоже можно считать своего рода рекордом. 
По выставке ездят роботы, предоставленые компанией Terminus. Что делают, не очень понятно, в основном при обращении к ним просят не мешать и дать проехать, но намекают на какую-то миссию безопасности. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Территория выставки расположена в границах города в его южной части, за индустриальными районами и рядом с новым аэропортом. В отличие от Шанхая, будущее территории тщательно спланировано: 80% выставочной инфраструктуры, включая самые заметные капитальные здания павильонов, особенно с сертификатами LEED и Platinum, планируется сохранить, достроив вокруг жилье и «многофункциональные» здания – на месте экспо должен появиться экологически устойчивый район под названием District 2020 – мастер-план последующего развития можно найти здесь, ниже – сравнение плана и того ядра, которое занимает на данный момент выставка. Видно, что вокруг полукруга-«веера», на месте открытых парковок должны появиться еще, как минимум два дополнительных полукольца, выставочный центр у станции метро – расшириться. 
  • zooming
    Мастер-плана развития District 2020 после завершения экспо c распределением функций. При сравнении со схемой выставки видно, что между «лепестками» плана появляются офисные здания и многоярусные парковки, на месте открытых парковок выставки в два контура появляются жилые и многофункциональные (что бы это ни значило) кварталы
    Скрин-шот, источник – сайт экспо 2020
  • zooming
    Схема выставки экспо 2020. Заполнены 3 основных лепестка, предложенных в мастер-плане HOK, пространства между ними, и центральная площадь под куполом. Выставочный центр при входе построен наполовину, если не на треть. Здания вокруг купола – две гостиницы со стороны метро и 3 офисных здания со стороны выставки
    Скрин-шот, источник – сайт экспо 2020

Перспективы превращения в инновационный район – мини-город на южной окраине Дубая – делают проект экспо 2020, с одной стороны, действительно экологичным, поскольку ресурсы потрачены не на временное, а на постоянное; а с другой стороны, заставляют приглядеться к его инфраструктуре, составным частям и истории. Все это, как обычно бывает с крупными начинаниями, имеет ряд «слоев». 

Самый заметный и яркий слой – crème de la crème, постройки «звездных» архитекторов. Здесь безусловно лидирует павильон страны-хозяйки ОАЭ, спроектированный Сантьяго Калатравой: белый, с куполом внутри и заглубленным многоярусным двориком снаружи, накрытый гигантскими «крыльями», концы которых зависают в полуметре над землей, образуя вокруг здания тенистую галерею. Крылья вдохновлены образом местного сокола «в полете», их закрылки подвижны, они плавно поднимаются и опускаются время от времени, демонстрируя то «взъерошенный», то «причесанный» вариант здания. После экспо павильон будет служить культурным центром. 
  • zooming
    1 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Сантьяго Калатрава, павильон ОАЭ. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру

Калатрава спроектировал на экспо еще один павильон – государства Катар, небольшой, в виде элегантного белого паруса, он вдохновлен образом лодки, главного средства передвижения рыбаков и пиратов, исторически населявших полуостров. 
  • zooming
    1 / 3
    Сантьяго Калатрава, павильон Катара. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    Сантьяго Калатрава, павильон Катара. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    Сантьяго Калатрава, павильон Катара. Эскпо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру

Также «звездным» можно было бы, вероятно, назвать павильон Сингапура местного по происхождению, но всемирно известного бюро WOHA. Он полностью состоит из вертикального озеленения, окружен деревьями-крупномерми и призван изображать влажные тропические леса. Посетителям предлагают пройти по пандусам, вьющимся между тремя коническими конструкциями; перед павильоном устроен пруд, местами установлены паровые пушки, но это мало помогает – поскольку внешних стен нет, окружающий климат пустыни берет свое и некоторая, небольшая, впрочем, часть растений засохла. 
WOHA, павильон Сингапура. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
WOHA, павильон Сингапура. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
WOHA, павильон Сингапура. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Замечательны и достойны внимания с точки зрения архитектуры павильоны Финляндии, Люксембурга, Великобритании, Бахрейна, Бразилии, Польши, Португалии, Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Австрии, Японии – надеемся сделать обзор интересных павильонов в ближайшее время. Павильон России авторства Сергея Чобана занимает в их ряду заметное место; планируется, что он, как и ряд других павильонов, будет сохранен.

Девиз выставки – «Соединяя умы, создаем будущее», и для раскрытия темы предложены три ключевых слова-сюжета: мобильность / mobility, экология / sustainabity и возможность / opportunity. Соответственно, согласно мастер-плану HOK, Populous и Arup, территория выставки разделена на три тематических «лепестка», каждый из которых заканчивается большим павильоном, не отданным ни стране, ни корпорации, а призванным раскрыть один из сюжетов. Первоначально, в 2016 году, для каждой из тематических зон было анонсировано по одному гигантскому павильону от «звездных» архитекторов: тему мобильности разрабатывали Фостер и партнеры, над экологией работал Николас Гримшо, а павильон возможностей спроектировал Бьярке Ингельс. Из трех осталось два. 

Павильон Mobility, или Alif по имени первой буквы арабского алфавита, спроектированный бюро Нормана Фостера, можно назвать вторым «звездным» после белой птицы Калатравы. Гигантский трифолий расширяется снизу вверх уступами металлических выносов, что помогает образовать вокруг тень, в частности, для пары амфитеатров. Привлекают внимание качественно исполненные бетонные элементы в основании здания. 
  • zooming
    1 / 4
    Фостер и партнеры. Павильон Мобильность. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Фостер и партнеры. Павильон Мобильность. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Фостер и партнеры. Павильон Мобильность. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру

В отличие от павильона Калатравы, который нужно смотреть только из-за архитектуры, выставка павильона Mobility, посвященная истории путешествий от переселения народов и до освоения космоса – вполне захватывающа, нас встречают гигантские натуралистично исполненные головы арабских путешественников, затем – проекция на гигантский шар в центральном зале и ярко-радужное «путешествие в будущее», включающее проекты городов, предложенных детьми и множество переливающихся бабочек, в завершении. В начало экспозиции посетителей привозит лифт-платформа, расположенная в ядре трилистника и способная поднять до 160 человек единовременно.
Фрагмент экспозиции. Павильон Мобильность. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Снаружи павильон окружен обходом, частично заглубленным в землю, частично приподнятым на мостах, – по-видимому, о нем шла речь как о 330-метровом треке, на котором посетители смогут наблюдать самые современные устройства в действии; но пока никаких устройств по этой дороге не ездит, пройтись по ней тоже невозможно, так что путь, частично окружающий павильон Мобильности, остается скорее загадкой.

Впоследствии здание планируется использовать как офисное. 
  • zooming
    Трек в южной части павильона Мобильность. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Трек в южной части павильона Мобильность. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
    Фотография: Архи.ру

Главный тематический павильон другого лепестка – экологического, по имени Terra – спроектирован бюро Николаса Гримшо в виде гигантской наклонной воронки, окруженной «цветами» поменьше. Все сооружения собирают как солнечную энергию, так и воду от дождей и конденсата. Здание получило сертификат LEED, оно «нулевое» с точки зрения потребления энергии и выбросов. Воронка накрывает своей тенью заглубленный двор, вокруг, в приподнятой части над ним, разбит сад – но из-за больших размеров и извилистых дорожек здание приходится до мучительности долго обходить, попадая то вверх, то вниз, и спрашивая дорогу – в этом смысле павильон Mobility позиционирован в пространстве яснее и проще, хотя вокруг него и не разбиты сады. 
Николас Гримшо, павильон Terra / sustainability. Вид из павильона Сингапура. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Николас Гримшо, павильон Terra / sustainability. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Николас Гримшо, павильон Terra / sustainability. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Николас Гримшо, павильон Terra / sustainability. Сады вокруг. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Центр большой воронки приходит к символическому углубленному «колодцу» в интерьере – в нем установлена инсталляция на тему сбора конденсата, с крупными каплями на пластмассовых листьях. Но в этом «колодце» воду собирают лишь символически: сверху от затянут прозрачной материей, именно на ней скапливается вода, которую служители время от времени разгоняют швабрами. 
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Гигантский павильон Sustainability, как и металлические «зонтики» вокруг него, видно с очень многих точек на территории выставки, они ощутимо доминируют в пространстве, наглядно демонстрируя, какие мощные субструкции и какое гигантское количество металла требуется, чтобы собрать солнечную энергию и воду и вывести здание «в ноль». Кому как, а мне это сооружение напомнило цветы из мультфильма Тайна третьей планеты – те, которые записывали космонавтов на видео.

Впоследствии в здании планируется разместить детский и исследовательский центр. 

История главного здания третьего лепестка – «возможностей», с девизом «Миссия выполнима» – оказалась непростой. Поначалу, в 2015 году, проект треугольного здания с углубленными порталами и зеленым внутренним двором был разработан Бьярке Ингельсом и BIG. В 2018 от него отказались в пользу проекта Cox Architecture, почти что втрое меньшего по площади (4500 м2 в проекте Cox к 12 000 м2 у BIG). 
  • zooming
    1 / 3
    Павильон «Возможность» / Dubai Expo, вариант 2015 года, BIG architects
    © BIG architects
  • zooming
    2 / 3
    Павильон «Возможность» / Dubai Expo, вариант 2015 года, BIG architects
    © BIG architects
  • zooming
    3 / 3
    Павильон Opportunity / Dubai Expo, вариант 2018 года, Cox architects
    © Cox architects

Его, однако, затем сменил проект AGi Architects, архитектурного бюро, основанного, как говорится на его собственном сайте, профессорами Гарварда, с офисами в Мадриде и Кювейте. Проект датирован 2021 годом – иными словами, судя по всему он появился прямо перед открытием выставки. Здание представляет собой рамку вокруг просторной внутренней площади, накрытую обтянутыми прозрачной тканью металлическими конструкциями. На мастер-плане будущего города оно не обозначено, что может быть вызвано как сложной историей изменений, так и тем, что его не планируют сохранять, впрочем, окончательного ответа на вопрос о судьбе павильона найти пока не удалось. 
AGi Architects, павильон Opportunities. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Подобная же участь постигла некоторые элементы мастер-плана HOK – того, с которым ОАЭ в 2013 году выиграли право устраивать экспо на своей территории. Трехлепестковая структура сохранилась, погрузившись в радиально-кольцевую планировку полукруга будущего города, а вот обещанная в 2013 году канатная дорога для передвижения по выставке с ее обозрением сверху не состоялась, будучи заменена системой курсирующих по аллеям шаттлов. 

Обзор с канатной дороги отчасти заменил лифт, спроектированный знаменитым британцем Асифом Ханом – он поднимает посетителей на высоту 55 метров над выставкой на 5 минут за 30 дирхемов. Небольшой сад на платформе образуют деревья пелтофорумы, с листьями как у акации и желтыми цветами, привычные к местному климату; в нижней части обустроено кондиционированное пространство для тех, кто предпочитает обозревать окрестности с комфортом. 

Асиф Хан также спроектировал трое ажурных ворот из легкого углепластика перед входом в каждый из лепестков – их открывают и закрывают утром и вечером, а стоят они немного на отшибе, среди пустыни, поскольку встречают тех, кто движется со стороны парковок, а со стороны метро ворот нет. 
Асиф Хан, ворота из углепластика. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Рядом со смотровой башней разместилась Water Feature – большая воронка с водопадами, спроектированная и реализованная калифорнийским WET Design (они же авторы фонтана перед Бурж Дубаем, как и музыки к сериалу «Игра престолов») совместно с архитекторами SWA Group, урбанистами с восемью офисами, большая часть которых расположена в США, а один – в соседнем с Дубаем городе Шарджа. Круглая площадь окружена стенами, по которым, то медленно, то потоками стекает вода; скульптура из лепестков в центре площади продуцирует, в свою очередь, пар. Сложно сказать, представляет ли это сооружение интерес с точки зрения архитектуры, оно больше напоминает аттракцион какого-нибудь аквапарка – но в местном климате для отдыха усталых посетителей оно кажется более чем уместным. 
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Особенное изумление вызывает центральная купольная площадь, к которой сходятся три планировочных лепестка. В предварительных эскизах тенты аллей сходились к центру летящими белыми лепестками – итогом же стал массивный металлический купол Al Wasl, спроектированный британскими бюро Adrian Smith + Gordon Gill Architecture – уникальный, самый большой в мире экран для 360° проекции. Его диаметр 130 м, высота 67,5 м, а вес стальных конструкций – 2,544 тонны, сравнивают с весом 25 синих китов. Авторы сравнивают купол с традиционными конструкциями восточного базара.

Конструкция, однако, выглядит тяжеловесно и больше напоминает элемент заштатного парка развлечений, чем центр всемирной выставки – ее ключевая функция обозначена разве что гигантским размером и нетривиальной задачей, но эстетически купол не без труда дотягивает до оценки 3. Она совершенно не обладает той легкостью и парадоксальностью миража в пустыне, которую демонстрируют входные конструкции Асифа Хана; однако, вероятно, порталы разберут, а купол останется. Особенно контрастно он выглядит по соседству с белыми крыльями павильона Сантьяго Калатравы.
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Окружающие купол здания – 3 офисных и 2 гостиницы – подступают к нему очень плотно, затесняя пространство вокруг и образуя контур, похожий на Софию Константинопольскую снаружи, что для Востока аутентично, но все же не очень красиво. К тому же их фасады более чем банальны – надо сказать, в проекте они были несколько интереснее; в целом возникает ощущение, что не самый пафосный фрагмент офисной застройки Дубая прежних лет попросту «пересадили» в центр выставки. Поначалу захотелось даже проверить, не стали ли эти здания наследием какого-то прежде существовавшего на этом месте квартала – но нет, они построены именно для экспо, территория осваивается только сейчас. Этот комплекс образует иной, какой-то очень местный слой выставки, который с бодрой непосредственностью соседствует с павильонами «звездных» европейцев, как тематическими, так и представительствами стран, создавая гремучую смесь, в которой, скажем, белая ракушка павильона Люксембурга оказывается на одном полюсе, футуристическом, а павильон Украины, напротив, поддерживает ретро-тренд.
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Павильон Украины. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Тут, как на хорошем базаре, есть всё на все вкусы, но, благодаря клубку офисных зданий в центре территории, из пестрой ткани международной выставки, рассчитанной на WOW-эффект и устремленной в будущее самых амбициозных технологий, прорастают длинные уши достаточно банального девелоперского проекта, равнодушного к вопросам эстетики и готового исказить любые решения по внеположным причинам: экономическим, организационным или из-за простого «я так хочу». Кто, впрочем, сказал, что это не будущее? Вероятно, будущее не только за космическими программами, исследованиями Марса, добычей воды из воздуха и сетями мини-спутников, но и за наблюдаемой здесь толерантностью эстетических решений, настолько разноуровневых и в то же время сосуществующих настолько мирно и «нормально», что временами волосы шевелятся на голове. 

Специально для экспо 2020 и как один из аргументов для проведения выставки в Дубае, была спроектирована и реализована новая линия метро, ответвляющаяся от основной «красной ветки», идущей вдоль побережья. Ее длина – 15 км, задача – с одной стороны, обслуживать поток посетителей экспо, а с другой помочь развитию девелоперских проектов на территории, уходящей от побережья в сторону пустыни. Авторы архитектурного проекта – лондонское бюро Weston Williamson+Partners. Путь до экспо из города, действительно, удобнее всего на метро, поскольку конечная станция подходит прямо к выставочному центру и входу. Визуально же предложенные британцами золотистые козырьки в реализации узнаваемы в парадигме «Гоги напел»: силуэт с разлетом ребристых крыльев заметен издалека – мои коллеги подозревали даже авторство Сантьяго Калатравы – но вблизи исполнение кажется очевидно грубоватым, ребра толстыми, разлет меньше, краска слишком желтой. От запланированного «прорастания» золотистых конструкций в интерьеры не осталось ничего, как и от зимних садов, – хотя галереи подхода к станции широки и подсветки много. Надо думать, самые утонченные элементы замысла 2016 года, с которым можно познакомиться здесь, потерялись в ходе адаптации проекта. 
Конечная станция. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру
Конечная станция. Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Менее ответственные части инфраструктуры выглядят спокойнее и лучше. Посетительские центры с магазинами еды, туалетами и даже душем, очень полезным в климате Дубая – простые, белые и легкие, неизвестно, впрочем, сохранят их или нет.

Типовая застройка в «лепестках», впрочем, вероятно рассчитана на сохранение: 4-6-этажные здания из prefabricated бетонных панелей и декоративными экранами – пока они предназначены для расселения павильонов стран, не готовых реализовать собственный проект, ради «рекордного» числа 192 участников выставки – впоследствии постройки ближе к центру станут жильем, те, что расположены дальше, отдадут коммерции.
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Лучше всего решено благоустройство, к нему, в сущности, нет никаких вопросов и в него вложено немало средств: в пустыне появилось много зелени, в том числе взрослых пальмовых деревьев. На территории устроено несколько детских игровых площадок и парков, вдохновленных образом вади – рек, возникающих в пустыне после ливневых дождей. Парк спроектировали те же, кто и водную установку – SWA Group.
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Отдельный проект – скамейки виде арабских надписей, обозначающих разные хорошие слова, к примеру, «счастье», – их также, как и ворота, и смотровую башню, придумал Асиф Хан совместно с арабским каллиграфом Ларой Каптан. Некоторые оснащены генераторами пара. На аллеях расставлены фонтаны питьевой воды, что очень уместно, кое-где – «сухие» фонтаны. 
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

В остальном, экспо 2020 – огромный праздник. Павильоны светятся днем внутри, а ночью снаружи. Темнеет рано, пик посещаемости планируется на зиму, когда вечернее время будет занимать почти половину рабочего времени выставки. Три плоскости павильона Саудовской Аравии, к примеру, превращены в один большой экран для медиа-проекции. Все движется и сияет. Развлекает, а не называет утомительное чтение – впрочем, изучение огромной выставки в любом случае требует немало сил.
Экспо 2020 в Дубае, 10.2021
Фотография: Архи.ру

Обилие кинотеатров и медийных экранов создает совершенно феерическое впечатление – со всех сторон нам рассказывают, как близко фантастическое будущее со всеобщим равенством и полетами в космос, но не чуждое экологической ответственности. Умом понимаешь, насколько это нереально, но чувства говорят об обратном – в сущности, сам Дубай – территория успешного терраформирования, превращения пустыни в цветущие сады, а экспо 2020 – новый, технически продвинутый пример того же самого, успешного воздействия человека на природу, причем, как заявлено, с нулевыми выбросами и очень устойчивого при всей энергетике вторжения, обилии использованного бетона, металла, электричества. В какой-то момент поддаешься ярким шоу и веришь, что все возможно, и прогресс, и экологичная пассивность, единство противоположностей достижимо, надо только правильно рассчитать. В чем-то это Луна-парк, заставляющий посетителей верить, что они уже находятся на Луне, поддаться соблазну сияющих проекций, не замечая, насколько неуместен грузный металлический купол и насколько банальны офисы вокруг него.

Экспо 2020 открыта до 31 марта 2022 года, павильоны работают до 22:00, территория доступна для посещения сб-ср до 0:00, чт-пт до 02:00.

18 Октября 2021

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Аспекты счастья
Архстояние 2022 с девизом «Счастье есть?» получилось как всегда веселым фестивалем, но самые заметные объекты какие-то иронические, критичные и грустные, – зато все остальные, окружающие их, сосредоточились на том, чтобы наделить посетителей простой человеческой радостью. Выступили Тотан Кузембаев, Александр Бродский и другие.
Градсовет Петербурга 27.07.2022
Градсовет обсудил «средневековый» жилой квартал у Пулковского водохранилища, гостиницу а-ля рюс в деревне Шуваловка, а также гостиницу напротив Финляндского вокзала, которая восстанавливает структуру утраченной части доходного дома Павла Сюзора.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Кузнецовская Москва
В Музее архитектуры открылась выставка «Москва. Реальное». Она объединяет 33 объекта, реализованных полностью или частично и спроектированных в период последних 10 лет, на протяжении которых Сергей Кузнецов был главным архитектором города. Несмотря на дисклеймеры кураторов, выставка представляется еще одним, достаточно стерильным, срезом новейшей истории архитектуры Москвы, периода, еще не завершенного. Авторы каталога говорят о третьей волне модернизма в российской архитектуре.
Сохранить спонтанное?
О том, как эксперты Нижнего Новгорода обсуждали судьбу Караваихи – городского района, сложившегося в 1920-е – 1950-е годы, а сейчас ставшего территорией КРТ.
Арх Москва 2022: награды
Наград Арх Москвы, как всегда, много, на сей раз даже очень много. Рассказываем, кого за что отметили, вспоминаем прошедшую выставку. Важно: звание лучших архитекторов NEXT и обязанность делать экспозицию молодого архитектора получило бюро Надежды и Ильи Кореневых KRNV – за объект «Экзистенция».
Устоять на трех китах
В Гостином дворе открылась Арх Москва. Ее тема – «Устойчивость», но только редкие участники исследуют известные темы sustainability. Больше внимания уделено разного рода балансу и постоянству творческих поисков. Много разных и качественных арт-объектов, да и сама экспозиция тонко сбалансирована.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Сцена и графика
Или графика на сцене. В театре Мастерская Петра Фоменко открылась выставка акварелей и рисунков Сергея Кузнецова. Небольшой фоторепортаж.
Первая легальная
Руководство Винзавода и Москомархитектуры открыли выставку граффити на бетонной железнодорожной стене при Курском вокзале. По словам организаторов, это первый опыт легального граффити в городском пространстве Москвы. Он интересным образом соседствует с нелегальными надписями напротив.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Сгорание
В воскресенье в Никола-Ленивце сожгли объект молодого архитектора Екатерины Поляковой, Вавилонскую башню. Решение о том, чтобы не отменять готовое действо, было принято не без труда; согласно заявлению организаторов, Масленица 2022 года – не праздник, а невеселое художественное высказывание, призыв к прощению и примирению.
Стирание
В четверг (или в среду?) в Анфиладе Музея архитектуры открылась выставка Валерия Кошлякова Domus Maxima. Открытие началось с обсуждения возможности открывать выставку в кризисные времена вообще – но сама живопись, пожалуй, дает ответ на этот вопрос. Выставка очень красивая, ее даже можно понять как вариант истории архитектурной культуры, увиденной через призму личного взгляда художника.
Суметь посметь
Выставка в галерее «Беляево» объединяет советское и современное монументальное искусство – и стрит-арт, поднимая тему их сходств и отличий, в которых, если подумать, не все так просто, как кажется.
Ценность подлинности
Музей Третьяковых в 1-м Голутвином переулке – пример нестандартного подхода к формированию экспозиции там, где невозможна мемориальная обстановка дома-музея. Другая особенность – проект реставрации вырос из дизайна экспозиции, и оба нацелены на демонстрацию подлинности и акцентирование аутентичности. Такое сращение экспозиции и проекта реставрации возможно только при очень последовательной работе от идеи к воплощению. Показываем, рассказываем, беседуем с автором проекта Наринэ Тютчевой.
Градсовет Петербурга 26.01.2022
Парадокс с сохранением дореволюционной застройки, Покрас Лампас и правило брандмауэра: эксперты повторно рассмотрели проекты санатория в Репино и гостиницы на Уральской улице.
Путь Цоя
Planet 9 создали дизайн для выставки «Путь героя», которая открыта сейчас с Манеже. Пластическое и пространственное решение, интерпретируя историю жизни и творчества Виктора Цоя, выстраивает собственный, очень активный комментарий.
Грани Вестника
В ЦДА открылась юбилейная выставка старейшего из современных архитектурных изданий, выстраивающего связи между «Архитектурой СССР» и постсоветской профессиональной журналистикой, также как и между теорией и историей архитектуры. В сухом остатке – мы находимся где-то рядом с точкой сингулярности.
Горизонт Венеции
В Музее архитектуры открыта выставка панорам Венеции от XV до XX века. В наше время она приобретает неожиданный привкус ностальгии по городу, который теперь не так просто посетить.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Градсовет Петербурга 14.01.2022
На днях состоялся первый после смены председателя КГА и главного архитектора Петербурга градостроительный совет. На нем рассматривались: доработанный вариант реконструкции «Фрунзенской», жилой комлпекс на месте «Ленэкспо» и очередная LEGENDA Евгения Герасимова. Также были представлены новые лица в составе совета.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Осознание Москвы
Выставка «Москва: проектирование будущего» в Музее Москвы рассказывает историю города – в том числе управления им и его утопических проектов наравне с реальными генпланами – в очень наглядной и популярной форме. Прямо-таки формирует сознание.
Маленькое нефтяное подсознание
«Музей подсознания Москвы» Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски, дополненный виртуальрной реальностью от Immerse Lab и спектаклем Дмитрия Мелкина «Солярис», представляет подсознание российской столицы как Нефтяриса, нефтяного океана, генерирующего образы, созвучные шаблонному мышлению. Нейросеть Алиса в другой части выставки шепчет про кроссовки.
Скажи мне, птица
Выставку «Вещественные доказательства» архитектора-художника Александра Бродского можно посмотреть в Гоголь-Центре до 23 января, а благоустроенное им же фойе театра, к которому приурочена выставка, – и после. Это часть проекта «Гоголь-арт», который курирует Евгения Гершкович. Представленные «улики» развивают тему, давно представленную в творчестве Бродского, но выставку и амфитеатры, как мы считаем, надо воспринимать целостно, как тонкую работу с пространством Гоголь-центра.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Технологии и материалы
Стекло для СБЕРа:
свобода взгляда
Компания AGC представляет широкую линейку архитектурных стекол, которые удовлетворяют современным требованиям к энергоэффективности, и при этом обладают превосходными визуальными качествами. О продуктах AGC, которые бывают и эксклюзивными, на примере нового здания Сбербанк-Сити, где были применены несколько видов премиального стекла, в том числе разработанного специально для этого объекта
Искусство быть невидимым
Архитекторы Александра Хелминская-Леонтьева, Ольга Сушко и Павел Ладыгин делятся с читателями своим опытом практики применения новаторских вентиляционных решеток Invisiline при проектировании современных интерьеров.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Клуб SURF BROTHERS. Масштаб света и цвета
При создании концепции освещения в первую очередь нужно задаться некой идеей, которая будет проходить через весь проект. Для Surf Brothers смело можно сформулировать девиз «Море света и цвета».
Преодолевая стены
Дом Skarnu apartamentai строился в самом сердце Старой Риги. Реализовать ключевые для архитектурного образа решения – наклонную и рельефную кладку – удалось с помощью системы BAUT.
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Сейчас на главной
Бакалавры Академии Глазунова 2022: Концепция развития...
Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.
Несколько штрихов
Зона отдыха на берегу озера Тургояк создана малыми средствами, что не отменяет эффект преображения: насыпь, амфитеатр и несколько шезлонгов превратили бывший недострой в востребованную локацию.
Изобретая восток
Чтобы погрузить гостей ресторана Saiko в атмосферу азиатской роскоши, команда IZI Design самостоятельно спроектировала все элементы дизайна – от созданного вручную рельефа скалы на стенах до напечатанных с помощью 3D-принтера подставок для палочек.
Торжество балконов
Жилой комплекс из обычных и социальных квартир по проекту CoBe Architecture et Paysage появился на месте центра сортировки почты в Бордо.
Квартиры вместо контор
Бюро Qarta Architektura разработало проект превращения памятника чешского функционализма – бывшего здания Пенсионного управления в Праге – в жилой комплекс.
Градсовет 10.08.2022
Градостроительный совет рассмотрел проект санатория в Репино, подготовленный бюро «А.Лен». Эксперты высоко оценили архитектурное решение, но посчитали объем зданий избыточным для курортной территории.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Островок тишины
На курорте Циньхуандао открылся еще один музей – теперь по проекту Wutopia Lab. Он служит «островком тишины» на оживленном морском побережье.
Паркинг – ворота
Пекинское бюро MAD спроектировало «перехватывающий» гараж на 1500 машин для инновационного района Милана. Строительство начнется в этом сентябре.
Голова героя
В центре Тираны началось строительство жилой башни в форме бюста национального героя Албании Скандерберга. Авторы проекта – MVRDV.
Высотный конструктор
Один из проектов заказного конкурса для ЖК на севере Москвы. Архитекторы АБ «Крупный план» предложили простую стереометрическую пару 100-метровых башен, объединенных общим пластическим сюжетом, простым, построенном на лаконичном контрасте, но в то же время фактурном. Интересен и овал внутреннего двора, «вырезанный» на кровле стилобата.
Безудержный оптимизм
MVRDV совместно с индийским бюро StudioPOD превратили заброшенные пространства под одной из эстакад перенаселенного мегаполиса Мумбаи в завлекательную зеленую площадку для всех жителей района.
Аспекты счастья
Архстояние 2022 с девизом «Счастье есть?» получилось как всегда веселым фестивалем, но самые заметные объекты какие-то иронические, критичные и грустные, – зато все остальные, окружающие их, сосредоточились на том, чтобы наделить посетителей простой человеческой радостью. Выступили Тотан Кузембаев, Александр Бродский и другие.
Алюминий и бронза
KAAN Architecten спроектировали две башни в комплексе De Zalmhaven в гавани Роттердама: они дополняют расположенное там же самое высокое здание Нидерландов.
Рамы для города
UNStudio победили в конкурсе на проект жилого комплекса в центре города Яссы на северо-востоке Румынии.
Платок Марьям
Специальный приз международного конкурса на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии, получили студенты Казанского архитектурно-строительного университета. Их предложение отсылает к традиционной татарской архитектуре.
Уникальность — норма жизни
Жилой дом UNIC в Париже, построенный по проекту пекинского бюро MAD, предлагает действительно уникальный, качественно иной уровень взаимодействия между человеком, архитектурным объемом, природой и городом.
Градсовет Петербурга 27.07.2022
Градсовет обсудил «средневековый» жилой квартал у Пулковского водохранилища, гостиницу а-ля рюс в деревне Шуваловка, а также гостиницу напротив Финляндского вокзала, которая восстанавливает структуру утраченной части доходного дома Павла Сюзора.