Выразительные возможности клинкера в современной архитектуре

Перед вами несколько ярких московских построек из клинкера и комментарии их авторов, архитекторов Сергея Скуратова, Ильи Уткина и Андрея Романова, на тему любви к кирпичу.

Архитектура Реклама
mainImg
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
В СССР клинкера, как и секса, не было. Клинкерные заводы Российской империи после революции были закрыты из-за дороговизны и сложности производства. В постсоветской России интерес к клинкеру – к которому, перефразируя, стоит приложить триаду Витрувия об архитектуре в целом: прочность, долговечность, красота, – быстро возродился. К 2014 году оборот клинкера в нашей стране достигал 26 млн. штук. И он продолжает расти, хотя доля отечественного производства пока не велика, в основном кирпич импортируют из Германии и Голландии. Архитекторы – фанаты клинкера. Спрашивая их об этом виде кирпича, гарантированно услышишь восторг на грани высокой поэзии.
Живопись старых мастеров
Один из главных мастеров работы с клинкером среди современных российских архитекторов – Сергей Скуратов, президент Sergey Skuratov Architects. В своем знаменитом Арт-хаусе в Тессинском переулке Скуратов создал драгоценную «шкуру» из кирпича ручной работы с вулканическими вкраплениями, покрывающую все тело здания, включая крышу. Молодые архитекторы, вооруженные хорошей фототехникой, приходят поклониться этому дому выдающегося художественного и строительного качества. Арт-хаус получил множество премий и стал этапом в освоении клинкера в России.
  • zooming
    1 / 5
    Рельефный кирпич на фасадах «Арт Хауса»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Рельефный кирпич на фасадах «Арт Хауса»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Жилой дом «Арт Хаус»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    4 / 5
    Жилой дом «Арт Хаус»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    5 / 5
    Рельефный кирпич на фасадах «Арт Хауса»
    Фотография: Архи.ру

В другом знаковом городском ансамбле, «Садовых кварталах» Сергей Скуратов подошел к кирпичной кладке, по его собственным словам, уподобляя ее живописи старых мастеров с ее многослойностью, где под красной краской через кракелюры просвечивает черный или темно-зеленый слой. Красный клинкер на черной подложке растворного шва воспроизводит эту многослойность, причем сама поверхность кирпича также изобилует цветовыми переливами. Роль кирпича в комплексе огромна, его выгодно оттеняют белый камень и бирюзовая медь. В спроектированных Скуратовым кирпичных башнях использован специально для них созданный сорт Gent Gartenviertel компании Hagemeister.

zooming

Сергей Скуратов:
«Для «Садовых кварталов» мне важно было найти кирпич, во-первых, ассоциативно связанный с традиционным кирпичом Клейна, во-вторых, – сам по себе живописный. Этот кирпич при обжиге дает многообразие оттенков и поверхностей. В него намешана масса разных глин. Он сложносочиненный. В зависимости от того, в какой части находится кирпич, степень его обжига различна. Ближе к краям печи, где температура больше, он более темный. Где очаги огня точечные, он становится оплавленным, как карамель. Мне это дико нравится, держать этот кирпич в руках – удовольствие. Это произведение искусства». (цитата из журнала «Проект Россия» №82, М., 2017. С. 43).
  • zooming
    1 / 3
    ЖК «Садовые кварталы»
    Фотография © Михаил Розанов
  • zooming
    2 / 3
    ЖК «Садовые кварталы»
    Фотография © Михаил Розанов
  • zooming
    3 / 3
    ЖК «Садовые кварталы»
    Фотография © Михаил Розанов

Плодотворное сотрудничество продолжилось на других объектах архитектора. Для жилого дома на ул. Бурденко компания Hagemeister подготовила специальную сортировку клинкера, названную в честь данного объекта. Цвет кирпичей ручной работы меняется от вишневого до серовато-металлического и желто-охристого. Раскладка кирпичей прорисована в деталях для каждой части стены. К цветовому разнообразию добавляется рельефный рисунок кирпичей, выступающих из плоскости стены и создающих эффектную светотень.
  • zooming
    1 / 4
    Сергей Скуратов ARCHITECTS. Жилой дом на ул. Бурденко
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Сергей Скуратов ARCHITECTS. Жилой дом на ул. Бурденко
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Сергей Скуратов ARCHITECTS. Жилой дом на ул. Бурденко
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Сергей Скуратов ARCHITECTS. Жилой дом на ул. Бурденко
    Фотография: Архи.ру

Столь же художественный поход к кирпичу характерен для ЖК «Эгодом». Специально для ЖК «Эгодом» компания Hagemeister по эскизам Сергея Скуратова произвела сорт EGODOM, включающий сорта Gent BU и Lubeck GT. В общей сложности для ЖК «Эгодом» компания Hagemeister изготовила, а фирма «КИРИЛЛ» поставила на стройку восемь видов кирпича, в частности: полнотелый кирпич с тремя лицевыми сторонами, кирпич с лицевой «постелью», и ряд нестандартных кирпичей по чертежам бюро Сергея Скуратова.
  • zooming
    1 / 3
    ЖК «Эгодом»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    2 / 3
    ЖК «Эгодом»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    3 / 3
    ЖК «Эгодом»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Сергей Скуратов участвует в европейских архитектурных семинарах Hagemeister, а в 2019 году в его бюро, на территории Садовых кварталов, фирма «КИРИЛЛ» с компанией Hagemeister провели свой первый совместный российский семинар по клинкеру. В апреле 2021 года семинар планируется провести в павильоне «Руина» Государственного Музея архитектуры им. Щусева.
Цвет, пластика, рельеф
Андрей Романов, глава ADM, утверждает, что в кирпиче возможно всё. В клубных домах Maison Rouge и на Ордынке он добился, благодаря применению клинкера, изысканного рельефного рисунка фасада, а красота и долговечность и, следовательно, экологичность зданий, которые обеспечивает клинкер – это искомые качества в современном городе. Спустя пятьдесят и сто лет здание должно выглядеть так же хорошо, как при постройке, тогда его будут беречь. В ЖК «Ривер-парк» и ЖК “Vitality” – другой подход к кирпичу, основанный на крупной пластике. В любом случае применение клинкера дает архитектору гибкие выразительные средства.

zooming

Андрей Романов, генеральный директор ADM:
«Нам нравится работать с клинкером, потому что это один из лучших материалов, он обладает очень богатой текстурой. Это так называемый мелкоштучный материал, он состоит из многих элементов, каждый их которых – если это продукция хорошего производителя – обладает своим оттенком и своей фактурой. Особенно важно это для современной архитектуры, так как, в отличие от классической, в ней нет большого количества деталей, например наличников, балясин и т.д. Она лаконична, а значит – материал обязательно должен быть интересным. Клинкер даже при лаконичном рисунке создает убедительный художественный образ.

Роль кирпича в современном городе состоит в том, что с его помощью можно создать художественный образ не только для эстетов, но и для широкой публики. Человеку для психологического комфорта важно визуальное разнообразие, подобное тому, что есть в природе. Это «зашитая» в нас физиология. Мы не можем долго находиться в слишком рафинированной среде без фактур и деталей, без разнообразных поверхностей и оттенков. Кирпич прекрасно восполняет эту нашу потребность. Это очень человечный материал.
  • zooming
    1 / 3
    Жилой дом на Малой Ордынке. ADM
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    2 / 3
    Жилой дом на Малой Ордынке. ADM
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    3 / 3
    Жилой дом на Малой Ордынке. ADM
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Можно ли создать новое в таком старом материале как кирпич? Да, безусловно. Кирпич – один из самых пластичных материалов, у него масса выразительных возможностей. Первое, что дает клинкер, – это цвет. Цветом очень многое можно сделать. Правильно выбранный цвет – это существенная часть хорошо сделанного проекта. Творческий процесс в архитектуре, по крайней мере в нашем случае, устроен так, что мысли о цвете материала приходят одновременно с мыслями о композиции и о рисунке фасада.в каждом случае возникает совершенно уникальный образ. В Ривер-парк и Vitality мы создали смеси из клинкера марки Hagemeister, которые вы не найдете ни в каком другом проекте. Они даже получили собственные названия.
  • zooming
    1 / 3
    ЖК «Ривер-парк». ADM
    © ADM
  • zooming
    2 / 3
    ЖК «Ривер-парк». ADM
    © ADM
  • zooming
    3 / 3
    ЖК «Ривер-парк». ADM
    © ADM

Вторая сильная сторона клинкера – его пластичность. Он позволяет очень активно работать с пластикой фасада. Мы можем придумывать очень сложные элементы и клинкер позволит их реализовать . Как например треугольные в плане пилоны в проекте ЖК Vitality или изогнутые, увеличивающиеся кверху эркеры в ЖК Ривер-парк. Кроме того мы можем придавать глубокую пластику непосредственно кладке, создавая рельефные карнизы или поворачивая кирпич под углом, как на фасадах ЖК «Ордынка 19» или клубного дома Maison Rouge. Такие приемы создают сложную светотень и делают фасад намного выразительнее. Ну, и, разумеется, клинкерный кирпич удобнее любого другого на криволинейных участках фасада».
  • zooming
    1 / 3
    Клубный дом Vitality. ADM
    © ADM
  • zooming
    2 / 3
    Клубный дом Vitality. ADM
    © ADM
  • zooming
    3 / 3
    Клубный дом Vitality. ADM
    © ADM
Венеция и Византия в Москве
Образ фасадов ЖК “The Residences Mandarin Oriental” на Софийской набережной, созданных Ильей Уткиным совместно с генпроектировщиками – АБ Сергей Скуратов architects, которые взяли на себя все согласования и нешуточную борьбу за качество в «декоративно-классицистической», итоговой версии фасадов, – основан на диалоге клинкера с мраморовидным известняком.

Сочетание красного кирпича и белого камня часто встречается в исторических городах: в Москве, начиная с башен Кремля, Амстердаме, Лондоне, Бостоне, далее – везде. Надо пояснить, при чем тут Венеция. Дело в том, что архитектор Илья Уткин хотел не просто воспроизвести в отделке фасадов московский колорит, он украсил фасады византийскими узорами. В конце концов, Москва – наследница Константинополя, да и много у нас византийского: от икон до стиля управления. А Венецианская республика в XV веке также мыслила себя выгодоприобретательницей угасавшей Византии, византийские мастера там работали, и не только на строительстве собора Сан-Марко. И уткинские фасады с высокого качества клинкером и беломраморным геометричным «кружевом» ближе венецианской роскоши и колориту, чем московскому белокаменному обиходу.

zooming

Илья Уткин:
«Современный кирпич привлекает, прежде всего, разнообразием фактуры и цвета! Есть у кирпича, и в частности клинкера, особое качество – масштабная фактура: он дает детализацию поверхности, столь необходимую человеческому глазу. Кроме того, у человека есть психологическое доверие к этому материалу как проверенному временем! Клинкер условно вечен!

В ЖК на Софийской набережной, где я проектировал только фасады, а весь проект делал Сергей Скуратов, мы старались достойно вписаться в окружающую застройку. Северный фасад корпуса №3, который виден со стороны Кремля, где исторически была малоэтажная застройка, архитектурно решён в виде композиции разноэтажных жилых домов. Сочетание кирпича и камня помогают нам в этом решении. Визуально читаются два разноэтажных здания. Каменный дом немного у́же кирпичного. Трёхэтажная часть дома выступает вперёд, образуя террасу для верхнего этажа четырёхэтажной части. Кирпичный фасад отделён уступами от каменного. Эта пространственная композиция объединена единым цоколем и поясами единообразных бордюров.
  • zooming
    Фасад корпуса № 3 ЖК на Софийской набережной. Илья Уткин и Сергей Скуратов architects
    Фотография: Илья Уткин
  • zooming
    Фасады ЖК на Софийской набережной. АИлья Уткин и Сергей Скуратов architects
    Фотография: Илья Уткин

Композиция западного фасада третьего корпуса тоже построена на сочетании камня и кирпича. Нижняя цокольная часть фасада выполнена из мраморовидного известняка. Верхняя часть фасада выполнена из коричневого лицевого кирпича и каменных архитектурных деталей. Этот кирпич сам по себе имеет богатую фактуру в простой кладке. Но мы еще больше усложняем рисунок кладки для достижения максимального богатства формы. Сначала кирпичные пилоны выкладываются рустом, потом чередуются с бордюрами, а на месте стыка с карнизом декорируются каменной резной вкладкой. Кирпичный карниз выполнен из разных горизонтальных кирпичных бордюрных наборов. Сочетание крупного бордюрного рисунка с мелким, ступенчатые выступы плоскостями и углами дают богатый рисунок общей формы завершающего карниза».
***

Эти три примера показывают, что клинкер хорош в разных стилях. Что он сам по себе дает зданию гарантию качества и долголетия. Можно сказать, пожалуй, что для архитектуры уместен лозунг «красивый кирпич – и больше ничего не надо», ведь мы ценим и сохраняем сегодня промышленные постройки XIX-XX века из кирпича, которые современники считали рядовыми, не в последнюю очередь из-за материала. А если за клинкер берутся еще и талантливые авторы, рождаются истинные шедевры.

Поставщики, технологии

23 Июля 2020

АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Парадное построение
Три кирпичных квартала жилого комплекса «Ривер Парк» раскрываются на воду террасами. Каждый квартал образует задник и две кулисы, а дворы на подиумах, предназначенные только для жителей, становятся как бы сценами, воспринимаемыми с реки. Благоустроенная набережная, доступная всем горожанам, дополняет выстроенную здесь иерархию приватной, полуприватной и публичной городской жизни.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.