Выразительные возможности клинкера в современной архитектуре

Перед вами несколько ярких московских построек из клинкера и комментарии их авторов, архитекторов Сергея Скуратова, Ильи Уткина и Андрея Романова, на тему любви к кирпичу.

Архитектура Реклама
mainImg
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
В СССР клинкера, как и секса, не было. Клинкерные заводы Российской империи после революции были закрыты из-за дороговизны и сложности производства. В постсоветской России интерес к клинкеру – к которому, перефразируя, стоит приложить триаду Витрувия об архитектуре в целом: прочность, долговечность, красота, – быстро возродился. К 2014 году оборот клинкера в нашей стране достигал 26 млн. штук. И он продолжает расти, хотя доля отечественного производства пока не велика, в основном кирпич импортируют из Германии и Голландии. Архитекторы – фанаты клинкера. Спрашивая их об этом виде кирпича, гарантированно услышишь восторг на грани высокой поэзии.
Живопись старых мастеров
Один из главных мастеров работы с клинкером среди современных российских архитекторов – Сергей Скуратов, президент Sergey Skuratov Architects. В своем знаменитом Арт-хаусе в Тессинском переулке Скуратов создал драгоценную «шкуру» из кирпича ручной работы с вулканическими вкраплениями, покрывающую все тело здания, включая крышу. Молодые архитекторы, вооруженные хорошей фототехникой, приходят поклониться этому дому выдающегося художественного и строительного качества. Арт-хаус получил множество премий и стал этапом в освоении клинкера в России.
  • zooming
    1 / 5
    Рельефный кирпич на фасадах «Арт Хауса»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Рельефный кирпич на фасадах «Арт Хауса»
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Жилой дом «Арт Хаус»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    4 / 5
    Жилой дом «Арт Хаус»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    5 / 5
    Рельефный кирпич на фасадах «Арт Хауса»
    Фотография: Архи.ру

В другом знаковом городском ансамбле, «Садовых кварталах» Сергей Скуратов подошел к кирпичной кладке, по его собственным словам, уподобляя ее живописи старых мастеров с ее многослойностью, где под красной краской через кракелюры просвечивает черный или темно-зеленый слой. Красный клинкер на черной подложке растворного шва воспроизводит эту многослойность, причем сама поверхность кирпича также изобилует цветовыми переливами. Роль кирпича в комплексе огромна, его выгодно оттеняют белый камень и бирюзовая медь. В спроектированных Скуратовым кирпичных башнях использован специально для них созданный сорт Gent Gartenviertel компании Hagemeister.

zooming

Сергей Скуратов:
«Для «Садовых кварталов» мне важно было найти кирпич, во-первых, ассоциативно связанный с традиционным кирпичом Клейна, во-вторых, – сам по себе живописный. Этот кирпич при обжиге дает многообразие оттенков и поверхностей. В него намешана масса разных глин. Он сложносочиненный. В зависимости от того, в какой части находится кирпич, степень его обжига различна. Ближе к краям печи, где температура больше, он более темный. Где очаги огня точечные, он становится оплавленным, как карамель. Мне это дико нравится, держать этот кирпич в руках – удовольствие. Это произведение искусства». (цитата из журнала «Проект Россия» №82, М., 2017. С. 43).
  • zooming
    1 / 3
    ЖК «Садовые кварталы»
    Фотография © Михаил Розанов
  • zooming
    2 / 3
    ЖК «Садовые кварталы»
    Фотография © Михаил Розанов
  • zooming
    3 / 3
    ЖК «Садовые кварталы»
    Фотография © Михаил Розанов

Плодотворное сотрудничество продолжилось на других объектах архитектора. Для жилого дома на ул. Бурденко компания Hagemeister подготовила специальную сортировку клинкера, названную в честь данного объекта. Цвет кирпичей ручной работы меняется от вишневого до серовато-металлического и желто-охристого. Раскладка кирпичей прорисована в деталях для каждой части стены. К цветовому разнообразию добавляется рельефный рисунок кирпичей, выступающих из плоскости стены и создающих эффектную светотень.
  • zooming
    1 / 4
    Сергей Скуратов ARCHITECTS. Жилой дом на ул. Бурденко
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Сергей Скуратов ARCHITECTS. Жилой дом на ул. Бурденко
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Сергей Скуратов ARCHITECTS. Жилой дом на ул. Бурденко
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Сергей Скуратов ARCHITECTS. Жилой дом на ул. Бурденко
    Фотография: Архи.ру

Столь же художественный поход к кирпичу характерен для ЖК «Эгодом». Специально для ЖК «Эгодом» компания Hagemeister по эскизам Сергея Скуратова произвела сорт EGODOM, включающий сорта Gent BU и Lubeck GT. В общей сложности для ЖК «Эгодом» компания Hagemeister изготовила, а фирма «КИРИЛЛ» поставила на стройку восемь видов кирпича, в частности: полнотелый кирпич с тремя лицевыми сторонами, кирпич с лицевой «постелью», и ряд нестандартных кирпичей по чертежам бюро Сергея Скуратова.
  • zooming
    1 / 3
    ЖК «Эгодом»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    2 / 3
    ЖК «Эгодом»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS
  • zooming
    3 / 3
    ЖК «Эгодом»
    © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Сергей Скуратов участвует в европейских архитектурных семинарах Hagemeister, а в 2019 году в его бюро, на территории Садовых кварталов, фирма «КИРИЛЛ» с компанией Hagemeister провели свой первый совместный российский семинар по клинкеру. В апреле 2021 года семинар планируется провести в павильоне «Руина» Государственного Музея архитектуры им. Щусева.
Цвет, пластика, рельеф
Андрей Романов, глава ADM, утверждает, что в кирпиче возможно всё. В клубных домах Maison Rouge и на Ордынке он добился, благодаря применению клинкера, изысканного рельефного рисунка фасада, а красота и долговечность и, следовательно, экологичность зданий, которые обеспечивает клинкер – это искомые качества в современном городе. Спустя пятьдесят и сто лет здание должно выглядеть так же хорошо, как при постройке, тогда его будут беречь. В ЖК «Ривер-парк» и ЖК “Vitality” – другой подход к кирпичу, основанный на крупной пластике. В любом случае применение клинкера дает архитектору гибкие выразительные средства.

zooming

Андрей Романов, генеральный директор ADM:
«Нам нравится работать с клинкером, потому что это один из лучших материалов, он обладает очень богатой текстурой. Это так называемый мелкоштучный материал, он состоит из многих элементов, каждый их которых – если это продукция хорошего производителя – обладает своим оттенком и своей фактурой. Особенно важно это для современной архитектуры, так как, в отличие от классической, в ней нет большого количества деталей, например наличников, балясин и т.д. Она лаконична, а значит – материал обязательно должен быть интересным. Клинкер даже при лаконичном рисунке создает убедительный художественный образ.

Роль кирпича в современном городе состоит в том, что с его помощью можно создать художественный образ не только для эстетов, но и для широкой публики. Человеку для психологического комфорта важно визуальное разнообразие, подобное тому, что есть в природе. Это «зашитая» в нас физиология. Мы не можем долго находиться в слишком рафинированной среде без фактур и деталей, без разнообразных поверхностей и оттенков. Кирпич прекрасно восполняет эту нашу потребность. Это очень человечный материал.
  • zooming
    1 / 3
    Жилой дом на Малой Ордынке. ADM
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    2 / 3
    Жилой дом на Малой Ордынке. ADM
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM
  • zooming
    3 / 3
    Жилой дом на Малой Ордынке. ADM
    Фотография © Ярослав Лукьянченко / предоставлено ADM

Можно ли создать новое в таком старом материале как кирпич? Да, безусловно. Кирпич – один из самых пластичных материалов, у него масса выразительных возможностей. Первое, что дает клинкер, – это цвет. Цветом очень многое можно сделать. Правильно выбранный цвет – это существенная часть хорошо сделанного проекта. Творческий процесс в архитектуре, по крайней мере в нашем случае, устроен так, что мысли о цвете материала приходят одновременно с мыслями о композиции и о рисунке фасада.в каждом случае возникает совершенно уникальный образ. В Ривер-парк и Vitality мы создали смеси из клинкера марки Hagemeister, которые вы не найдете ни в каком другом проекте. Они даже получили собственные названия.
  • zooming
    1 / 3
    ЖК «Ривер-парк». ADM
    © ADM
  • zooming
    2 / 3
    ЖК «Ривер-парк». ADM
    © ADM
  • zooming
    3 / 3
    ЖК «Ривер-парк». ADM
    © ADM

Вторая сильная сторона клинкера – его пластичность. Он позволяет очень активно работать с пластикой фасада. Мы можем придумывать очень сложные элементы и клинкер позволит их реализовать . Как например треугольные в плане пилоны в проекте ЖК Vitality или изогнутые, увеличивающиеся кверху эркеры в ЖК Ривер-парк. Кроме того мы можем придавать глубокую пластику непосредственно кладке, создавая рельефные карнизы или поворачивая кирпич под углом, как на фасадах ЖК «Ордынка 19» или клубного дома Maison Rouge. Такие приемы создают сложную светотень и делают фасад намного выразительнее. Ну, и, разумеется, клинкерный кирпич удобнее любого другого на криволинейных участках фасада».
  • zooming
    1 / 3
    Клубный дом Vitality. ADM
    © ADM
  • zooming
    2 / 3
    Клубный дом Vitality. ADM
    © ADM
  • zooming
    3 / 3
    Клубный дом Vitality. ADM
    © ADM
Венеция и Византия в Москве
Образ фасадов ЖК “The Residences Mandarin Oriental” на Софийской набережной, созданных Ильей Уткиным совместно с генпроектировщиками – АБ Сергей Скуратов architects, которые взяли на себя все согласования и нешуточную борьбу за качество в «декоративно-классицистической», итоговой версии фасадов, – основан на диалоге клинкера с мраморовидным известняком.

Сочетание красного кирпича и белого камня часто встречается в исторических городах: в Москве, начиная с башен Кремля, Амстердаме, Лондоне, Бостоне, далее – везде. Надо пояснить, при чем тут Венеция. Дело в том, что архитектор Илья Уткин хотел не просто воспроизвести в отделке фасадов московский колорит, он украсил фасады византийскими узорами. В конце концов, Москва – наследница Константинополя, да и много у нас византийского: от икон до стиля управления. А Венецианская республика в XV веке также мыслила себя выгодоприобретательницей угасавшей Византии, византийские мастера там работали, и не только на строительстве собора Сан-Марко. И уткинские фасады с высокого качества клинкером и беломраморным геометричным «кружевом» ближе венецианской роскоши и колориту, чем московскому белокаменному обиходу.

zooming

Илья Уткин:
«Современный кирпич привлекает, прежде всего, разнообразием фактуры и цвета! Есть у кирпича, и в частности клинкера, особое качество – масштабная фактура: он дает детализацию поверхности, столь необходимую человеческому глазу. Кроме того, у человека есть психологическое доверие к этому материалу как проверенному временем! Клинкер условно вечен!

В ЖК на Софийской набережной, где я проектировал только фасады, а весь проект делал Сергей Скуратов, мы старались достойно вписаться в окружающую застройку. Северный фасад корпуса №3, который виден со стороны Кремля, где исторически была малоэтажная застройка, архитектурно решён в виде композиции разноэтажных жилых домов. Сочетание кирпича и камня помогают нам в этом решении. Визуально читаются два разноэтажных здания. Каменный дом немного у́же кирпичного. Трёхэтажная часть дома выступает вперёд, образуя террасу для верхнего этажа четырёхэтажной части. Кирпичный фасад отделён уступами от каменного. Эта пространственная композиция объединена единым цоколем и поясами единообразных бордюров.
  • zooming
    Фасад корпуса № 3 ЖК на Софийской набережной. Илья Уткин и Сергей Скуратов architects
    Фотография: Илья Уткин
  • zooming
    Фасады ЖК на Софийской набережной. АИлья Уткин и Сергей Скуратов architects
    Фотография: Илья Уткин

Композиция западного фасада третьего корпуса тоже построена на сочетании камня и кирпича. Нижняя цокольная часть фасада выполнена из мраморовидного известняка. Верхняя часть фасада выполнена из коричневого лицевого кирпича и каменных архитектурных деталей. Этот кирпич сам по себе имеет богатую фактуру в простой кладке. Но мы еще больше усложняем рисунок кладки для достижения максимального богатства формы. Сначала кирпичные пилоны выкладываются рустом, потом чередуются с бордюрами, а на месте стыка с карнизом декорируются каменной резной вкладкой. Кирпичный карниз выполнен из разных горизонтальных кирпичных бордюрных наборов. Сочетание крупного бордюрного рисунка с мелким, ступенчатые выступы плоскостями и углами дают богатый рисунок общей формы завершающего карниза».
***

Эти три примера показывают, что клинкер хорош в разных стилях. Что он сам по себе дает зданию гарантию качества и долголетия. Можно сказать, пожалуй, что для архитектуры уместен лозунг «красивый кирпич – и больше ничего не надо», ведь мы ценим и сохраняем сегодня промышленные постройки XIX-XX века из кирпича, которые современники считали рядовыми, не в последнюю очередь из-за материала. А если за клинкер берутся еще и талантливые авторы, рождаются истинные шедевры.

Поставщики, технологии

23 Июля 2020

АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
​Между строк и кирпичей: детский сад в проекте «Первый...
Кирпичный детский сад от архитекторов Брусники и LEVS architecten представляет альтернативу разноцветным зданиям-кубикам: основным художественным приемом стали активная пластика и качественный материал.
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.