Между тем в начале февраля Москомархитектура обнародовала информацию о квартале номер 7. Его планируется расположить в юго-восточной части комплекса, за бульваром, ближе к зеленой зоне вдоль реки. От показанных ранее домов он отличается достаточно радикально – отчего и вызывает особенный интерес.
ЖК «Остров», квартал №7
© UNK / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
На первый взгляд, седьмой квартал состоит из стеклянно-металлических башен обтекаемой формы, свободно расставленных среди деревьев. Внизу – круглые черные колонны, они то утопают в стилобате, то выступают вперед, то прорастают вверх к террасам второго этажа, который во многих частях открыт и образует общественный балкон, доступный для жителей каждого дома; отсюда можно попасть во дворы.
ЖК «Остров», квартал №7
© UNK
ЖК «Остров», квартал №7
© UNK / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Верхние этажи отступают просторными террасами. Пентхаусы напоминают капитанские рубки, а всё вместе – из-за обилия круглящихся металлических лент и ребер, так же как и балконов – похоже на океанские лайнеры, ненароком припарковавшиеся в речном окружении Мневниковкой поймы.
ЖК «Остров», квартал №7
© UNK / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Выбор неортогональной формы, круглящиеся линии и обилие балконов авторы объясняют именно природным окружением этой части комплекса: от реки его отделяет полоса зелени, сейчас – дикой, в будущем, вероятно, парк. Не менее существенным было желание предложить для новой части ЖК более футуристичный образ – напомню, что «Остров» позиционируется девелопером как район, высоко развитый в техническом отношении. На последней по времени презентации комплекса речь шла о парковках для дронов, интернете 5G и прочих инновационных решениях, так что и стремление к небанальной форме домов объяснимо.
Остается только догадываться о том, сколько работы потребовалось для того, чтобы распределить внутри этих объемов необходимую квартирографию, то есть согласовать между собой контуры квартир и обтекаемый силуэт зданий.
Если посмотреть чуть внимательнее – можно заметить, что изогнутые контуры не произвольны, а основаны на повторяемой базовой форме, которая складывается во вполне ясные фигуры, так что архитекторы сравнивают построение с «конструктором». Базовая форма – протяженный объем со скругленным по циркулю торцом. Формы зеркалируются, стыкуются и образуют пары – раскрытые под широким углом дома-«книги»: как на Новом Арбате, но более изобретательные, посередине пошире, к краям поуже, в плане похожие на бумеранги.
ЖК «Остров», квартал №7
© UNK
Приглядевшись еще немного, понимаем, что и расстановка корпусов тоже не произвольна. Во-первых, они группируются по периметру участка и окружают / ограждают собой большую часть контура двора, в чем им немало способствует двухэтажный стилобат. Во-вторых, и это относится уже к области пластической композиции, «книжки»-бумеранги тоже образуют пары: в основном они повернуты на 180° одна к другой, со сдвигом, примерно как ладони; в одном случае – вдоль бульвара – дома выстроены в линию и формируют этакую ширму-волну.
Фасады подчинены крупной сетке тонких металличеких ребер. В основном они светло-серебристые, объединяют этажи по два в протяженные ленты и время от времени «срастаются» циркульными торцами, в которых можно увидеть графическое выражение основной идеи: как на плане зданий, так и на фасадах прямоугольник перерастает в полукруг. Там, где композиции встречаются, их сдвигают на один этаж, так что горизонталь одной приходит к полукругу другой – получается своего рода «вилка», похожая на камертон, – авторы сравнивают ее с рисунком колоса.
Орнамент получается настолько крупным, что мысль о декоративности даже не приходит, – зато вспоминается стримлайн тридцатых, что вносит в этот опыт нотку не только футуризма, но и ретрофутуризма.
ЖК «Остров», квартал №7
© UNK
Несмотря на явные, бросающиеся в глаза отличия, решение не только подчиняется общему дизайн-коду «Острова», но даже и вырастает из него: элементы, родственные кварталам, расположенным по другую сторону бульвара, не просто узнаваемы, но определяют многие особенности 7 квартала.
Здесь можно вспомнить и 3 квартал с вертикальными желобками-каннелюрами в простенках, и 6 квартал, где светлая и простая фасадная разгранка большей части домов оттенена ажурной «медной» решеткой акцентной башни.
Каннелюры появляются и в 7 квартале, причем много, практически во всех «фоновых» простенках, и – черного цвета. На торцевых скруглениях они превращаются даже в ребристые черные «полуколонны»: продолжают тему «колонн» стилобата и усиливают пластику полуротонд. Получается довольно-таки классичная основа, хотя лаконичная и черная, что опять-таки возвращает нас к стримлайну, направлению, которое было ответвлением ар-деко, но занималось дизайном быстродвижущихся механизмов, ломотивов и машин.
Важнее организующая фасад металлическая сетка: вся она, и светлая, и «медная», наследуется от ажурной башни 6 квартала, металлизированный рельеф превращается в тонкие ребра, только в основной части они светлые и горизонтальные, а в «первом» доме – медного оттенка, принимают форму широких порталов со скругленными углами и «подсечками», которые делают опоры похожими на гермовидные пилястры или очень абстрактные фигуры кариатид (что тоже, к слову, возвращает нас куда-то в тридцатые).
Словом, металлическая «экзо»-решетка в 7 квартале живет новой жизнью, становится одним из главных средств выразительности, но восходит она к башне 6 квартала, вырастает из нее, как из ключевого тезиса.
ЖК «Остров», квартал №7
© UNK / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Влияние «природной» темы в этой части комплекса прослеживается, скажем так, с разных сторон. С одной стороны, речное окружение стало точкой отсчета в поиске формы: авторы об этом не говорят, но мне кажется, что вытянутая форма базового плана в какой-то степени интерпретирует контур самого Мневниковского полуострова, приводя его, конечно, к несколько более строгой геометрии. С другой стороны, если смотреть чуть прагматичнее и «изнутри», предложенная форма позволяет, как и подчеркивают архитекторы, раскрыть максимум видов на окрестности, на собственно природное окружение. Максимально природным задуман и ландшафт с развитым озеленением с активной геопластикой, холмами плавных форм, в которую вписаны также овальные корпуса школ и детских садов. Авторы ландшафта стремились создать и сад, и луг, много мест для прогулок и движения: отчасти как на любой набережной, отчасти как в парке почти любого санатория.
«Курортная» составляющая образного решения ощущается в
7 квартале не менее отчетливо, чем «футуристическая» и «корабельная». Судя по всему – хотя бы потому, что осенью 2022 МКА также анонсировала проект 10 квартала авторства Филиппа Никандрова, небольшой, но решенный в подобной теме, – всю юго-восточную часть ЖК «Остров», слева от центрального бульвара, планируется решить в таком ключе, не отрываясь от основных идей, заложенных в центральной части части комплекса, но развивая их энергичным росчерком.




