English version

Игорь Шварцман: «Мы стараемся делать все для того, чтобы проект состоялся от и до»

Руководитель архитектурной мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» о новых проектах и реализациях компании.

mainImg


Архи.ру:
– Игорь Зиновьевич, в декабре будет два года как Вы и Ваш коллектив переехали в новый офис. Как складывается ваша профессиональная жизнь в новом доме? Чем сейчас занята архитектурная мастерская? 

Игорь Шварцман:
– Мы довольно плотно заняты своей основной деятельностью – разработкой собственно проектов на разных стадиях и разной сложности, сопровождаем их до окончательной реализации. И если два года назад мы нередко сокрушенно качали головами и говорили, что вынуждены довольно много заниматься концептуальными конкурсами, т.к. реальной работы немного, то теперь ситуация, к счастью, изменилась: работа есть, работы много, и все наши бригады максимально загружены.

– Эти проекты возникли именно за последние два года, или вы дорабатываете то, что было начато еще до кризиса?

– По разному. Есть проекты, которые были начаты 3-4 года назад и даже раньше, а теперь реанимированы и доводятся до ума, и это дает приятное ощущение, что наши наработки не были сделаны впустую. Но есть и абсолютно новые заказы, которые были получены нами в ходе тендеров или напрямую от инвесторов. Иными словами, мы ведем полноценную профессиональную жизнь: участвуем в конкурсах, доводим до реализации уже разработанные проекты, ищем компромисс между своим видением того или иного объекта и пожеланиями заказчиков. Вы знаете, у нас в компании никогда не занимались просто эскизированием, мы стараемся делать все от нас зависящее для того, чтобы проект состоялся от и до.

– Насколько я знаю, у вас сейчас идет и несколько крупных реализаций. Например, строится жилой комплекс «Литератор».

– Да, сейчас мы ведем там авторский надзор и, думаю, уже в следующем году этот комплекс будет сдан в эксплуатацию. Не так давно мы также разработали для него проект интерьеров общественных зон. Сначала сделали их весьма лаконичными, работая на контрасте и единстве качества дерева и камня в присущей нам современной стилистике, а потом видоизменили проект, т.к. заказчик захотел интерьеры «чуть более теплые» и близкие к «литературной» тематике. Признаюсь, процесс поиска компромисса не был легким: скатываться в откровенную литературность нам не хотелось, это слишком прямолинейно и, если угодно, попсово. Прежде всего, мы воздержались от идеи каждый корпус жилого комплекса ассоциировать с каким-то литератором, героем и вообще двигаться в подобном направлении. Ввели в интерьеры другие светильники, сделали более мелким масштаб вертикальных членений деревянной стены, оформляющей лаунж-зону, а пластику каменной поверхности обогатили за счет разных по форме и размеру ниш, обрамленных натуральным деревом. Вот в эти ниши и можно при желании ввести «литературу» – фотографии писателей, какие-то статуэтки, книги. Но сама стилистика пространства осталась подчеркнуто современной – для нас это был принципиальный момент.
Игорь Шварцман. Фото предоставлено ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Интерьеры общественных зон ЖК «Литератор». Первоначальный вариант. ГАП: А.Медведев. © «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Интерьеры общественных зон ЖК «Литератор». Реализуемый вариант. ГАП: А.Медведев. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

– А в объемном проектировании как часто удается заразить заказчика своей уверенностью в правильности ваших решений?

– В этом смысле хорошим примером является наш еще один давний объект, который наконец достраивается, – административно-деловой центр на 1-м км Рублево-Успенского шоссе. Основным автором проекта, разработанного еще в 2007 году, был Сергей Киселев, и именно ему принадлежит главная образная идея – здание как будто обернуто широкой лентой вдоль корпусов. Для нас было очень важно сохранить и первоначальное композиционное решение, и пластику фасадов этого комплекса. За прошедшие годы заказчик не раз пытался уговорить нас спрямить торцы корпусов и выпрямить кровлю, но мы смогли убедить его в том, что банальные параллелепипеды здесь не уместны и не интересны, и очень благодарны ему за готовность прислушиваться к мнению архитекторов. Да, мы отказались от некоторых излишеств докризисной роскоши, но не потеряли выразительный облик здания. 
Административно-деловой центр на 1-м км Рублево-Успенского шоссе. ГАП: В.Бармин, А.Хомякова © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

– Еще один проект-«долгожитель» – это реконструкция квартала 109 в Текстильщиках, где также Сергей Киселев, по его же образному выражению успел «насвистеть мелодию». 

– Этот проект, получивший от ГК «Пионер» название «Волжская-life», в процессе реализации менялся не раз, хотя первоначальную идею структурной решетки, сегменты которой заполнены облицовочными плитами различных цветов, нам удалось сохранить. На двух корпусах добавились этажи, в одном из корпусов изменилась функция первых этажей. Кроме того в состав комплекса был включен еще один дом, причем новый объем фактически возглавил колонну из шести уже почти построенных зданий.
Жилой квартал в Текстильщиках. Генплан. ГАП: В.Швецов. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

И вот дилемма: проектировать новую башню в той же стилистике или визуально переподчинить ей застройку всего квартала. Было разработано очень много вариантов, какие-то из них больше нравились нам, какие-то заказчику, и последнее слово сказала Москомархитектура, порекомендовав весьма сдержанный из предложенных нами компромиссных вариантов. В облике этого дома также доминирует решетка, но с учетом расположения и габаритов здания ее ячейки укрупнены, вертикальные членения подчеркнуты, а фасады выкрашены в два разных цвета, что создает ощущение вывернутой наизнанку шкуры. 
Жилой район в Текстильщиках. Фрагмент построенного дома. ГАП: В.Швецов. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой район в Текстильщиках. 7-й корпус. ГАП: В.Швецов. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

– Архитекторы вашей мастерской вообще очень любят работать с цветом, отдавая предпочтение ярким тонам и эффектным сочетаниям, как, например, получивший широкое признание дом «Авангард». 

– Яркие цвета – не самоцель, а одно из средств создания гармоничной среды обитания. И мы отнюдь не всегда стремимся сделать фасады наших объектов максимально яркими и жизнерадостными. В каком-то смысле эта тема прослеживается в нашем новом проекте для компании «Пионер» – многофункциональном центре на Митинской, 16. Это два объема – 10-ти этажный бизнес-центр с развитой общественной зоной и 23-этажный апарт-отель на общем стилобате, в котором расположены торговые помещения, фитнес-центр и парковка, – сама типология объекта коммерческой недвижимости для этого района Москвы совершенно новая. Мы разработали очень много вариантов еще на предпроектной стадии, это касалось и объемно-планировочных, и функциональных решений и фасадов. 
Многофункциональный комплекс на Митинской, 16. Генплан. ГАП: А.Хомякова. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Многофункциональный комплекс на Митинской, 16. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

И это как раз тот случай, когда нам казалось уместным сделать палитру фасадов более спокойной и холодной, и, в то же время немного вызывающе–контрастирующей с привычным окружением. Но заказчик выбрал иное колористическое решение, которое, как он считает, более гармонирует с окружающей застройкой и приближено к «корпоративной» цветовой гамме будущего сетевого отеля. И хотя сама наша образная идея – более проницаемый офисный фасад и более пиксельный отельный – была сохранена, но аргументация выбора цвета нам не представляется убедительной. 
Многофункциональный комплекс на Митинской, 16. Первоначальный вариант. ГАП: А.Хомякова. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Многофункциональный комплекс на Митинской, 16. Утвержденный вариант. ГАП: А.Хомякова. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

– Получается, сегодня меняется сама структура заказа, с которым вы работаете, и вы меньше занимаетесь элитным жильем и все больше работаете в сегменте эконом-класса? Насколько это интересно?

– Сейчас это принято называть «комфорт-классом», и лично мне такое определение нравится гораздо больше эконом-класса и тем более выражения «доступное жилье». Доступное жилье в Москве – это уже штамп, за которым чаще всего скрывается быстровозводимое панельное жилье, лишающее город какого-либо выражения и характера. Кто-то очень точно сказал, что городу нужно не доступное жилье, а достойное, и класс «комфорт» позволяет добиться оптимального соотношения цены и качества, и в то же время выразительности и индивидуальности. Нам этот жанр очень интересен – это как варить кашу из топора: и результат всех устраивает, и затраты приемлемые, и каждый участник считает себя умнее другого. В общем, с удовольствием беремся за подобные проекты.

– Не секрет, что часто подобные благие намерения девелоперов заканчиваются ровно в тот момент, когда он близок к завершению проекта или, даже готов выходить на площадку. Как тут не вспомнить ваш же проект «Марфино», который был отложен в дальний угол, а девелопер вместо этого построил огромный квартал панельных жилых домов.

– Да, «Марфино» довольно грустный и обидный для нас пример. Но, знаете, время все расставляет на свои места: девелопер в итоге понял, что ставка только на панельное жилье по определению проигрышна. Несколько лет спустя после «Марфино» «Ведис Групп» снова обратились к нам. Сейчас они занимаются строительством жилого квартала в Электролитном проезде в Москве, и понимают, что сделать его интересным с помощью только типовых панельных серий не получится, поэтому заказали нам два дома, которые, выделяясь на фоне всей застройки, этажностью, формой и отделкой, станут, надеемся, своего рода флагманами обновляемого района. Это монолитные здания, в плане имеющие выразительную трапециевидную форму. Причем такое решение плана выбрано не ради «скульптурности» объема, а по совокупности факторов: сложившаяся градостроительная ситуация, инсоляция, жестко заданная квартирография. А образ фасадов сложился у архитекторов хоть и в результате перебора вариантов, но вполне естественно и закономерно: на мой взгляд здесь сочетается тактичное присутствие в предлагаемых обстоятельствах и здоровые амбиции. То, что Сергей Киселев характеризовал как два «У»: уместность и умелость. Здесь, кстати, мы сознательно отказались от ярких цветастых тонов, сделав ставку на беспроигрышную выразительность сочетания черный-белый. 
Жилой комплекс в Электролитном проезде. Генплан. ГАП: А.Никифоров. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс в Электролитном проезде. Общий вид. ГАП: А.Никифоров. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

– Как вам удалось согласовать проект жилого дома средней ценовой категории почти без балконов и лоджий?

– Тут есть общественные лоджии незадымляемой лестницы, на которых мы предлагаем разместить блоки кондиционеров, плюс от нескольких приквартирных лоджий нам не удалось отбиться под напором маркетологов. В этой теме имеет место, конечно, некоторая стереотипность: с балконом, а тем более с лоджией квартира стоит дороже, для российского человека они стали неотъемлемой частью организации быта, и изменить это чрезвычайно сложно. Не буду говорить за всех, но подавляющее большинство жителей норовят присоединить эти площади к теплому контуру, тем самым увеличивая полезную площадь квартиры. Так почему бы не сделать это сразу, тем более что при двух эвакуационных лестницах нормы это позволяют, а сами  «холодные элементы» продаются все равно по той же цене? Вообще две этих темы – балконы и кондиционеры – едва ли не главная беда современного российского домостроения, то поле, на котором соображения эстетики и интересы будущих жильцов вступают в непримиримое противоречие. Например, в домах в Текстильщиках мы предусмотрели места для установки блоков кондиционеров – специальные ниши на лоджиях. И что вы думаете? Народная смекалка подталкивает жильцов вешать наружные блоки прямо на фасад, аргументируя это тем, что «оплаченные» ниши они приспособят под что-нибудь более для них полезное, а воздушное пространство за плоскостью фасада можно использовать бесплатно.
Жилой комплекс в Электролитном проезде. Вид с высоты птичьего полета. ГАП: А.Никифоров. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

– Мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» вошла в число финалистов конкурса на концепцию жилого комплекса на Рублевском шоссе. Принимаете ли вы участие в других громких конкурсах последнего времени? 

– Не во всех подряд, конечно, но участвуем. Выбираем состязания, тематика которых близка нам по духу и интересна с профессиональной точки зрения. Например, участвовали в первом туре конкурса на проект Международного финансового центра в Рублево-Архангельском – это место нам хорошо знакомо, здесь мы проектировали на двух участках в проекте застройки для предыдущего инвестора. Подавали заявку и на участие в конкурсе на проект парка в Зарядье, а сейчас ждем итогов первого тура конкурса на проект реконструкции территории завода «Серп и Молот». Ранее участвовали в заказном конкурсе на торговый центр на площади Тверской заставы. Не отказываемся от менее пафосных и амбициозных «камерных» конкурсов. Так, недавно закончили конкурсный проект реорганизации бывшей промзоны на Сущевском валу, не выиграли, но подобный тип конкурсов уже сам по себе конкретная работа и является очередной добавкой в копилку опыта.
Конкурсный проект на Сущевском валу. ГАП: В.Лабутин. © «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Конкурсный проект на Сущевском валу. ГАП: В.Лабутин. © «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Конкурсный проект на Сущевском валу. ГАП: В.Лабутин. © «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»


– Реконструкция промышленных территорий всегда была одной из специализаций вашей мастерской. Даже в нашем недавнем обзоре московских проектов развития бывших промзон «СКиП» упоминается едва ли не чаще всего… 

– Это действительно одна из наших любимых сфер приложения профессиональных усилий. Мы и сейчас работаем над несколькими проектами многофункциональных комплексов на месте бывших производств, включая комплексное благоустройство и создание общественных рекреационных пространств. Говорить об этом еще рано, будет повод продолжить разговор на эту тему позже, когда появится возможность оценить результат. Продолжается и наше сотрудничество с «Красной Розой» – сейчас мы делаем там сразу три объекта в формате «маленьких домиков» в рамках разработанной нашей компанией еще в 2003 году концепцией развития территории, уже с учетом сегодняшних реалий.

18 Ноября 2013

Похожие статьи
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро :dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.