English version

Околоземное пространство

Новый терминал аэропорта в Кемерово «Леонов» построен в «космические» сроки, несмотря на пандемию. Он стал одним из важных элементов стремительного развития города и зримо отразил свое посвящение первому выходу человека в открытый космос, как в интерьерах, так и на фасадах. Его главные «фишки»: эффект звездного неба и открытость.

mainImg
Проект:
Пассажирский терминал «Алексей Леонов» аэропорта в Кемерово
Россия, Кемерово, ул. Аэропорт, 1

Авторский коллектив:
АБ ASADOV: А. Р. Асадов, А. А. Асадов, Н. Кучеров, В. Шкуро, С. Соболев, К. Афанасьева
ГК СПЕКТРУМ: А. С. Волков, Е.Ф. Шурховецкая
ГАП: А. И. Сабуров
ГИП: И. Н. Макарова
Ведущие архитекторы: Н. Гусева, Т. С. Ванькова
Разработка интерьеров: М. С. Давыдов, И. О. Злобина, Л. Э. Некрасова
Разработчик буквенного архетипа: Карен Сапричян

2019 / 2020

Генпроектировщик: ГК “Спектрум” (соавторы проекта)
Новый терминал аэропорта Кемерово, о проекте которого мы достаточно подробно рассказывали полтора года назад, построен за 10 месяцев и сдан на месяц раньше запланированного срока, к открытию II Женского форума в Кузбассе. Причем после того, как здание срочно открыли, его не закрыли на доработку, как это нередко случается, – новый аэропорт продолжал работать, доделали разве что важные, но не самые функциональные элементы, к примеру, мультимедийный музей. А выглядит терминал практически как на картинке – иными словами реализован он достаточно точно.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Строительство нового терминала стало частью программы активного развития города к 300-летию угледобывающего региона Кузбасса (Кемерово, для тех, кто не знает – его столица). В городе строится крупный спортивный кластер, проектируется выставочно-музейный центр, на месте печально известного ТРЦ «Зимняя вишня» в 2019 открыли мемориальный «Парк Ангелов», реализованный по проекту американского ландшафтного архитектора Джона Вайдмана. 

Для АБ ASADOV кемеровский терминал стал третьим аэропортом, реализованным по их концепции (в 2017 был построен терминал «Большое Савино» в Перми, в 2019 – «Гагарин» в Саратове), и в целом – шестнадцатой по счету концепцией здания аэровокзала. Проектирование аэропортов стало, до какой-то степени, специализацией этого известного московского бюро – высказывание архитекторов в рамках проекта «Идеи» на недавней Арх Москве было посвящено аэропортам, и там было хорошо видно, что проекты Асадовых почти равномерно распределены по всей стране. Большой опыт позволяет правильно рассчитывать результат. 
Нам нравится проектировать аэропорты. С одной стороны, они достаточно прагматичны, планировки достаточно жестко предопределены функцией и в целом очень похожи. С другой стороны, каждый аэропорт – это ворота города, его задача – транслировать образ места, поэтому проекты насыщены не только функцией, но и смыслами, которые необходимо поймать и считать, раскрыть найденную тему в образе здания, чтобы оно было не просто терминалом, а «лицом» города или целого региона. Это и ответственная, и очень интересная задача.
 
Мы благодарны генпроектировщику, компании «Спектрум», за плодотворное партнерство и детальную проработку концепции. Со Спектрумом мы сотрудничаем не впервые: и «Гагарин» в Саратове, и аэропорт в Перми мы прорабатывали совместно. В случае же Кемерово коллеги выступили полноценными соавторами ряда фасадных и интерьерных решений – в частности, идея «звездного неба» была предложена архитекторами бюро Dialectica компании Спектрум.

Михаил Давыдов, руководитель АБ Dialectica Спектрум

Это не первый наш аэропорт,  но каждый раз при создании нового терминала мы ищем образ, который бы наиболее точно отражал уникальность региона. В случае с аэропортом имени Алексея Леонова выбор в сторону тематики космоса был очевиден. Основной идеей стал диалог пассажиров с Космосом. Алексей Леонов был первым человеком, вышедшим в открытый космос, поэтому и пассажиры должны были себя ощущать как люди, находящиеся в открытом космосе. Нам удалось достигнуть этого благодаря имитации звездного неба, темной отделке интерьера, а также капсулы, подвешенный к потолку – модели корабля, из которого Алексей Леонов выходил в открытый космос. А интерьер прекрасно дополнил концепцию внешнего облика от бюро Асадова.

Алексей Сабуров, компания Спектрум

Мы достаточно давно работаем с проектами аэропортов, в том числе и в соавторстве с АБ ASADOV, с которыми сделали новые терминалы с Перми и Саратове. Должен сказать, что несмотря на сжатые сроки, работа с терминалом в Кемерово была достаточно легкой для нашей команды: опыт уже очень хорошо помогает. Сложность представляла, пожалуй, только необходимость заложить в проект все необходимое для функционирования терминала в качестве международного. Мы реализовали всю необходимую инфраструктуру, но эта часть пока не запущена, на международные рейсы работает старый терминал. Однако активировать наше здание в данном качестве можно будет в любой момент.
 
Кроме того, признаюсь, очень удачно, что аэропорт с самого начала получил название в честь космонавта Леонова, в отличие от саратовского терминала, переименованного в процессе проектирования и строительства… Думаю, с надписью, интегрированной в фасад, аэропорт уже вряд ли переименуют.
 
Сотрудничеством с бюро Асадовых мы, как всегда, очень довольны: они предлагают уникальную архитектуру, мы обеспечиваем качественную подготовку реализации.

Итак, аэропорт – ворота города, так что он должен был вписаться в амбициозную программу его развития. Определенные обязательства наложило и название – с некоторых пор у нас называют аэропорты именами знаменитых людей, и кому еще посвятить аэропорт, как не космонавту; ведь космонавты – они же и летчики тоже, да и тему полетов их истории раскрывают в наилучшем свете. Аэропорт Кемерово назван в честь Алексея Леонова, первого человека, вышедшего в открытый космос; он известен также и как художник, космос изображавший, что стало благодатной почвой для оформления интерьера, где появилась увеличенная копия одной из картин Леонова, медийный музей космонавтики и детально исполненная модель корабля «Восход-2», того самого, в масштабе 1 х 1.  
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Так что главной «фишкой» здания стало «звездное небо» внутри. Множество диодных ламп связаны программной управления, которая позволяет настроить их мигание каким угодно образом – архитекторы, по понятным причинам, предпочитают спокойное несинхронное – программа же может при желании устроить почти любое световое шоу (установкой и программированием занималась турецкая компания Fiberli, архитекторы довольны результатом).
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Облако лампочек подвешено на тонких длинных тросах к потолку – венткострукции на нем не закрыты, а только окрашены, но расположены высоко, за группой точечных источников света едва видны и кажутся какой-то внеземной структурой. Мы таким образом получаем «рассредоточенный» вариант подвесного потолка – он и маскирует, и нет – такой прием в последние десятилетия был хорошо отработан в интерьерах «лофтовых» ресторанов, реже офисов, но в просторным вестибюле аэропорта он получает новое звучание и эффект, действительно чем-то сопоставимый с космическим. Мало кто из нас видел звезды открытого космоса, мы только временами читаем фантастику, где настойчиво говорится, что они очень яркие; отчасти впечатление можно сравнить с ночным августовским небом, внезапно изобильным звездами, ну и потом умножить на восемь, чтобы попробовать почувствовать, что ощутил Алексей Леонов, когда оказался на стенкой корабля. А теперь нам позволяет это ощутить еще и интерьер терминала, особенно ночью, когда лампочки висят в относительной темноте примерно как Млечный путь в темноте абсолютной.
  • zooming
    1 / 6
    Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
  • zooming
    2 / 6
    Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
  • zooming
    3 / 6
    Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
  • zooming
    4 / 6
    Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
  • zooming
    5 / 6
    Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
  • zooming
    6 / 6
    Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Тем более что лампочки-«звезды» отражаются как во внешних стеклах, намекая на перспективу бесконечности, так и в стемалитовых панелях интерьера, которые призваны визуально расширить пространство и с успехом справляются с поставленной задачей. Ощущения полета добавляет и длинный эскалатор, который поднимает путешественников на высоту сразу более 10 метров – без привычных зигзагов – и прочерчивает пространство пологой стрелой, в которой можно увидеть метафору взлета, пусть не ракетного, но авиационного.

Удивительно, каким небольшим кажется на фоне стрелы-эскалатора корабль «Восток-2», смоделированный, напомню, в натуральную величину. 
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Кстати, идея музея в аэропорту очень хороша, особенно когда надо ждать самолет с детьми. А «звездное небо», да еще и с кораблем, хорошо его продолжает, как будто музей сам «вышел в интерьер», как космонавт в космос.

Так что и оранжевые столики кафе внутри при должной игре воображения могут показаться частью какого-то межгалактического питстопа.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

В целом кемеровский аэропорт достаточно точно выражает идею «открытого пространства», интересно только то, что звездное небо – внутри, как экспонат в стеклянной витрине. Впрочем, его видно и снаружи, опять же, особенно ночью, так что оно отлично «экспонировано» – практически как продолжение мини-музея внутри аэропорта. 
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Форма здания всячески интерпретирует идею открытости. Главный фасад превращен в стеклянную витрину, кровля решена в виде металлического пласта (облицовочный металл – Sevalcon Aluminium Blanc, монтажные работы Riverclack) с ощутимой толщиной и ромбическими прорезями зенитных фонарей, – изящным изгибом она спускается перед входом к земле, которой касается двумя точками, образуя буквицу Л в составе крупной надписи Леонов. Так перед входом возникает глубокий козырек и своего рода «галерея» из букв, до предела насыщенная смыслом. Само название, если смотреть из галереи, появляется дважды: в реальности и в отражении.
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Можно спорить о том, хорошо ли прочитывается буква Л, но буквица – она и в готических манускриптах читается не сразу, потому что намеренно отличается, однако надо признать, что редко когда заголовок был так органично и в то же время заметно вписан в здание, здесь он существенно отличается от привычных нам «нашлепок над карнизом», которые управляющая компания добавляет, когда архитекторы уже ушли или на время отвернулись. В данном случае название спустилось «с небес на землю» и стало заметным, если не сказать главным, образным элементом. Превратилось в скульптуру. В часть козырька-«крыла», столь характерного для асадовских аэропортов. 
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV
Здесь хорошо видны и отражение, и «звезды», и даже корабль «Восток-2». Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Отчасти – опять же при хорошем воображении – эта скульптура может напомнить осколок гигантской космической станции, упавший на землю и задержанный каким-нибудь фантастическим встроенным в него силовым полем. Тут и деконструкция, и намек на нечто намного более крупное, часть гигантского целого. Все же аэропорты можно понимать как фрагменты-осколки всей системы воздухоплавания в целом. 

Козырек и кровля «лежат» на стекле, а стекло приобретает сходство с силовым экраном – это вещь пока из области фантастики, но ее образ очень популярен в проектах, связанных с остро-современными технологиями (вспомним хотя бы штаб-квартиру Apple, она многих поразила). Вот это-то впечатление здесь и воспроизводится, что уместно для аэропорта, тем более космического. Особенно хорошо это заметно на северном углу, скругленном, моллированном и прикрытом тонкими полосками гнутых горизонтальных ламелей. 
Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
Фотография © Андрей Асадов / предоставлена АБ ASADOV

Все это довольно эффектно: стекло фасадов, свечение «звезд», серебристый металл – и смотрится на фоне прежних, достаточно прагматичных, зданий кемеровского аэропорта действительно как фрагмент космического объекта, некий «пикник на обочине». Всё это притом что терминал сравнительно небольшой  – около 11 000 м2. Для сравнения терминал В в Шереметьево, как новый терминал Пулково в 10 раз больше; «Новое Савино» в Перми, спроектированный Асадовыми, – в нем даже можно увидеть похожее крыло, похожее скругление и ламели – 29 000 м2. Кроме того, что терминал невелик и построен в рекордные сроки, он еще и решен достаточно экономно с сохранением всех эффектов. Сэкономить, в частности, удалось на подшивном потолке – помогли лампочки, стемалит в интерьерах также позволил создать широкое эффектное пространство при не слишком больших затратах. Поэтому и скругленный угол только один, – однако правильнее, вероятно, было бы говорить о разумном балансе расходов, скорости реализации и эффекта космического околоземного пространства, который в итоге удалось получить. 
  • zooming
    1 / 9
    Разрез 1-1. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    2 / 9
    План кровли. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    3 / 9
    Разрез 3-3. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    4 / 9
    Узлы. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    5 / 9
    Разрез 2-2. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    6 / 9
    Генплан. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    7 / 9
    План на отметке 5,400. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    8 / 9
    План на уровне 10,800. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
  • zooming
    9 / 9
    План на уровне 0,000. Пассажирский терминал аэропорта в Кемерово
    © ГК Спектрум
Проект:
Пассажирский терминал «Алексей Леонов» аэропорта в Кемерово
Россия, Кемерово, ул. Аэропорт, 1

Авторский коллектив:
АБ ASADOV: А. Р. Асадов, А. А. Асадов, Н. Кучеров, В. Шкуро, С. Соболев, К. Афанасьева
ГК СПЕКТРУМ: А. С. Волков, Е.Ф. Шурховецкая
ГАП: А. И. Сабуров
ГИП: И. Н. Макарова
Ведущие архитекторы: Н. Гусева, Т. С. Ванькова
Разработка интерьеров: М. С. Давыдов, И. О. Злобина, Л. Э. Некрасова
Разработчик буквенного архетипа: Карен Сапричян

2019 / 2020

Генпроектировщик: ГК “Спектрум” (соавторы проекта)

02 Сентября 2021

АБ ASADOV: другие проекты
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
В духе РОСТа
Новый тракторный завод Ростсельмаш, концепцию которого подготовило бюро ASADOV, прямо сейчас достраивается в Ростове-на-Дону. Отсылки к советской архитектуре 1920-х и 1960-х годов откликаются на миссию и стратегическое значение предприятия, а также соответствуют пожеланию заказчика: отдать дань уважения ростовскому конструктивизму.
Медный шаг
Квартал номер 5, над которым в ЖК «Остров» работали архитекторы АБ ASADOV, одновременно масштабен, хорошо заметен благодаря своему центральному расположению – и контекстуален. Он «не перекрикивает» решения соседей, а скорее дает очень взвешенное воплощение дизайн-кода: совмещает кирпич и металл светлого и темного оттенков и большие медные поверхности, ортогональную геометрию снаружи и гибкие линии во дворе.
Уступы и завихрения
Жилой комплекс «Новая заря» по проекту бюро Asadov станет одним из примеров комплексного развития территории во Владивостоке. Микрорайон будут отличать разнообразные типологии жилых секций и полифункциональность – помимо социальной инфраструктуры здесь появятся пешеходные бульвары, торгово-офисные центры и рекреационные пространства. Все это вписано в рельеф с перепадом высоты в 40 метров и ориентировано на Амурский залив.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Белая подкова
Детский сад, спроектированный в екатеринбургском микрорайоне «Солнечный» архитекторами ASADOV, получил необычную форму, отсылающую к наследию свердловского конструктивизма. Его функциональное наполнение обеспечивает детям время, насыщенное разнообразной деятельностью, а планировка – включенность территории в жизнь района в вечерние часы и выходные дни.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Свято место
Архитекторы АБ ASADOV взялись в Омске за очень сложную задачу: концепцию общественно-жилого комплекса с реконструкцией здания первой в городе ТЭЦ, прямо у границы бывшей омской крепости. Для этой территории было сделано уже немало проектов, а дискуссия вокруг жилой функции участка идет очень ожесточенная. Рассматриваем проект, его суть – в развитии городской ткани среднего масштаба, подходящей для исторического центра. Изучаем и дискуссию. Вот что интересно: спасет она место или погубит?
Космический пух
Проектируя пассажирский терминал аэропорта в Оренбурге, АБ ASADOV продолжает работать с темой космоса, начатой в уже построенных аэропортах Саратова и Кемерова. При этом архитекторы вновь соединяют глобальное с локальным, отражая темы, навеянные местным смысловым контекстом. В данном случае здание «накрыто» оренбургским платком – аналогия узнаваемая, но не буквальная; кто-то узнает отсылку, кто-то нет.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Бежит ручей
Бюро Asadov представило мастер-план застройки микрорайона на окраине Калининграда: регулярную сетку жилых кварталов с акцентной архитектурой дополняют крупные общественные объекты, а главной «артерией» района становится фортификационный канал, которому возвращается былое значение.
От винта
Новый терминал аэропорта Томска проектирует бюро ASADOV. Архитекторы продолжают работать с идентичностью и в поисках образов отталкиваются от изобретений Николая Камова, именем которого назван аэропорт. Получилось лаконично, легко и, как и всегда, летяще.
Взлет многофункционального подхода
Бюро ASADOV представило концепцию развития территории старого аэропорта Ростова-на-Дону. Четырехкилометровый бульвар на месте взлетно-посадочной полосы и квартальная застройка, помноженные на широкий диапазон общественно-деловых функций, включая, может быть, даже правительственную, позволят району претендовать на роль новой точки притяжения с высоким уровнем самодостаточности.
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Ракушка у моря
Проектируя дворец спорта, который определит развитие всей северной части Дербента, бюро ASADOV обращается к архитектурному наследию Дагестана, местным материалам и древним пластам истории.
Похожие статьи
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Тонкая настройка
Бюро SUSHKOVA DESIGN создало интерьер цветочной студии в Перми, с тактом и деликатностью подойдя к пространству, чья главная ценность заключалась в обилии света и эффектности старинной кладки. Эти достоинства были бережно сохранены и даже подчеркнуты при помощи точно найденных современных акцентов.
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Кинотрансформация
B.L.U.E. Architecture Studio трансформировало фрагмент исторической застройки города Янчжоу под гостиницу: ее вестибюль устроили в старом кинотеатре.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.