English version

Свято место

Архитекторы АБ ASADOV взялись в Омске за очень сложную задачу: концепцию общественно-жилого комплекса с реконструкцией здания первой в городе ТЭЦ, прямо у границы бывшей омской крепости. Для этой территории было сделано уже немало проектов, а дискуссия вокруг жилой функции участка идет очень ожесточенная. Рассматриваем проект, его суть – в развитии городской ткани среднего масштаба, подходящей для исторического центра. Изучаем и дискуссию. Вот что интересно: спасет она место или погубит?

mainImg
Проект:
Многофункциональный комплекс в Омске
Россия, Омск, ул. Петра Некрасова

Авторский коллектив:
А.Р.Асадов, А.А.Асадов, В.Липадат, В.Шкуро

2021 — 2022

заказчик: АО «Центр строительных проектов»
Для того, чтобы разобраться в этом проекте, необходима небольшая предыстория и история места. 

Город Омск с момента его основания в 1716 году почти 200 лет развивался вокруг гарнизона военной крепости. Первая крепость была маленькой и на левом берегу реки Оми, в 1770-е ее сменила большая – на правом берегу, площадью 30 га и окруженная мощными бастионами. К началу XX века почти все стены, кроме небольшого фрагмента в западной части, были утрачены, остались каменные арки-ворота, гауптфвахта, цейхгауз и несколько гарнизонных строений вперемежку с очень разнообразной поздней застройкой. Плац превратился в Выставочный сквер. 
ТЭЦ-1
В 1915 году между границей главной крепости, за линией вала Подгорного фордштата, по которому к тому времени прошла улица Колпаковская, и берегом реки начали строить первую Омскую ТЭЦ по проекту архитектора Николая Кудрявцева. К 1917 году не успели, первый корпус завершили только в 1918, а ток станция начала давать в 1921. Ленин прислал для нее из Москвы генератор (историю станции и съемку см. здесь и здесь).

Остановили ТЭЦ в 1986 году, оборудование вывезли в 1988, с тех пор неороманское, с ломбарскими арочками здание стоит пустым и изрядно ветшает, хотя имеет статус ОКН регионального значения. 

 

Девелоперу, АО «Центр строительных проектов», принадлежит здание ТЭЦ и пустырь к востоку от нее, сейчас там пара автодромов. Южная граница участка выходит на набережную, за восточной – Воскресенский сквер, северная проходит вдоль Партизанской улицы, по противоположной, правой стороне которой выстроены вполне импозантные неоклассические кварталы, занятые в основном учебными заведениями, к примеру Университетским колледжем агробизнеса и Финансовым университетом; здесь же между двумя кварталами – Музейная улица, на ней филиал Эрмитажа и Музей просвещения. 

Северный угол участка выходит к Омской башне, вдоль западной границы вытянуто здание Казарм 63 Сибирского стрелкового полка, построенное в 1903 году и надстроенное в 2007 году третьим этажом, ОКН и офис Омсэнерго. Оно не входит в границы участка, а небольшой корпус 1938 года у реки, без статуса ОКН – входит. 

Если посмотреть чуть шире, то город вокруг очень пестрый. Неоклассическая ясность свойственна скорее упомянутым выше кварталам в восточной части Партизанской улицы, а территория крепости поглощена разнообразной застройкой вперемежку с зелеными пространствами. Здания конца XVIII века, восстановленный в 2016 году собор, мещанский и промышленный историзм и авторский модернизм – к примеру ДК Дзержинского – перемешаны с административными зданиями 1930-х и 1970-х, школами, больницами и большим количеством жилых домов, как советского, так и постсоветского времени. Западнее участка по набережной – забавный дом-долька родом из 1990-х и советский бассейн; широкая асфальтированная дорога вдоль берега скорее пустынна. Словом, среда, которую мы привыкли ассоциировать с историческим центром, здесь встречается скорее фрагментарно. Между тем старая крепость остается историческим центром города – кто-то говорит даже о духовном центре – и дискуссии вокруг строительства в центре ведутся очень напряженные. 
Дискуссия
Споры вокруг участка ТЭЦ идут давно и в последнее время выросли в нешуточные протесты, широко освещаемые в омской прессе. В данный момент их главная тема – протест против жилой застройки в любом виде. Аргументы: жители обнесут территорию забором, «заставят все вокруг машинами», ухудшат транспортную ситуацию. Временами вспоминают и о прибыли от продажи жилья. Вторую тему хочется определить как протекционистскую: подчас в обсуждении звучит, что в Омске должны строить омские архитекторы. Тоже по-человечески понятные эмоции. Лидер противников жилой застройки территории ТЭЦ-1 – глава омского ВООПИК архитектор Никита Шалмин. 

У сторонников строительства тоже примерно два аргумента: во-первых, территория обнесена забором и исключена из жизни города уже 30 лет, а если споры ни к чему не приведут, то неясно, какое еще время она проведет в таком состоянии; во-вторых, часть денег от продажи жилья заказчик обещает вложить в реконструкцию ТЭЦ-1 и его превращение в культурно-общественный центр города. «Это забор в центре Омска. Хотелось бы, чтобы вместо него там появились функции, которые приносят пользу. Возможно, не самое важное – говорить о том, будет ли это жилая или общественная функция», – говорит главный архитектор Омской области Наталья Старченкова.

Относительно забора и перспектив развития территории с ней согласен и глава омского отделения Союза архитекторов Сакен Хусаинов: «Не считаю, что эту застройку надо откладывать на долгую перспективу. Иначе есть риск оставить эту территорию города заброшенной, каковой она и была» (см. его интервью). Но Хусаинову не все нравится в предложенном проекте. И здесь уже сложно понять, насколько эта позиция обоснована стилевыми соображениями, а насколько протекционистскими. Поскольку актуальный на данный момент проект – московский.  

В 2021 году владелец участка предложил поработать над видением территории московскому архитектурному бюро ASADOV – их порекомендовали как, в частности, авторов концепции «Русская Европа» в Калининграде.

Глава бюро Андрей Асадов оценил техническое задание как здравое, в чем-то даже подвижническое. 
«Перед нами была поставлена задача «перезагрузить» городскую среду в данном месте, дать ей возможность дальнейшего развития. Причем заказчик сам выступил с инициативой реставрации ТЭЦ-1 и ее превращения в культурно-общественное пространство. Замечу, что далеко не всегда при реновации промзоны встречаются такие общественные инициативы – нередко в сохраняемых промышленных корпусах делают, к примеру, жилые или офисные лофты, пусть и с ресторанами в первых этажах.
 
В данном случае требовалось соотношение открытых для всех общественных пространств к закрытым жилым как 35 к 65. Что мы и сделали. Мы изучили несколько проектов, предложенных для этого места за последние 30 лет, и постарались развить все фигурировавшие там полезные идеи: продолжение лучей соседних городских улиц внутри застройки, углубленную площадь перед зданием ТЭЦ с откопанным первым этажом, разделение застройки на три квартала, пешеходный мост через Омь, восстановление утраченной в советское время трубы... Территорию настолько долго и настолько пристально рассматривали наши коллеги, что самые яркие сюжеты уже, так или иначе, где-то фигурировали.

Кое-что мы трактовали, конечно, по-своему. Мы тщательно исследовали и зарубежный, и российский опыт современного строительства в историческом центре: Гамбург, Копенгаген, Калининград, Петербург, Архангельск, Пермь, проект Сергея Скуратова в Минске. Отталкивались и от примеров создания культурных центров в историческом проме – Tate modern, MAAT в Лиссабоне, целый ряд других. И конечно же, ГЭС-2 в Москве. На старых фотографиях наша ТЭЦ-1 узнаваемо похожа на ГЭС-2, мне кажется, это один из очень хороших прообразов.
 
Заказчик, с моей точки зрения, – во многом подвижник. Во-первых, он стремится вернуть эту часть территории городу и хочет восстановить и оживить памятник. Во-вторых – он сам инициировал общественное обсуждение, которое отзывается на проекте и на нем самом достаточно болезненно. Пример соседнего участка совершенно иной: там владельцы попросту кулуарно договорились с кем-то на большую высоту».
Предшествующие проекты
Проекты для участка и здания ТЭЦ предлагали давно, их развитие вполне логично накладывается на основные периоды постсоветской истории. Первый известный нам проект – Городской центр искусств Александра Бегуна 1990 года. Функция культурная, новой застройки минимум, но уже акцентирована ось Музейной улицы и предложен пешеходный мост через Омь. В следующем по времени проекте видим квартальную застройку, не такую плотную, как в исторических кварталах к северо-востоку, судя по всему невысокими домиками. Улицы продолжают уже две главные оси: Музейную улицу и улицу Карла Либкнехта, а перед восточной стеной ТЭЦ предложена углубленная площадь. 

Самыми плотными вариантами застройки участка ТЭЦ были проекты Андрея Сергеева и ТПИ «Омскгражданпроект» 2006–2011 годов: они совмещали функцию офиса Омскэнерго и концертный зал. Здесь также были учтены обе городские оси, плюс еще две, предложен приямок у здания ТЭЦ, открытые амфитеатры и мост. Этому, масштабному предложению Омсгражданпроекта отчасти противостоит другая его работа – проект, который КП датирует 2011 годом. Здесь исчезают дополнительные функции, остается студенческий научный и культурный центр. Предложено восстановить часть бастионов и разместить в них кафе, а в самом большом турбинном зале ТЭЦ-1 автор размещает «парящий» на тонких опорах обтекаемый объем многофункциональной аудитории. СМИ также показывают проект студента СИБАДИ Александра Люлько, его функция фестивальный центр. 

Словом, за прошедшее время ТЭЦ «накопила» внушительный пул идей, основные сюжеты повторяются, а наполнение меняется в зависимости от наличия – или, предположу, отсутствия – инвестора. Ранние проекты сосредоточены на культурном центре, поздние – полемические – на нем же. Между тем в этой истории просматривается и другая закономерность: смена инвестиционной функции с офисной на жилую. 

Рассмотрим же актуальный проект. Он суммирует идеи предшественников и соединяет их с современной архитектурой без стилизации, но рядом как общеисторических, так и контекстуальных отсылок.
Развитие городской ткани
Как мы помним, продолжение городских осей было сюжетом всех предшествующих проектов. Архитекторы любят искать оси и, пожалуй, не зря. В данном случае на линиях, продолжающих две существующие улицы, образуются бульвары. Линии симметрично сходятся, указывая на здание ТЭЦ, приводя к площади перед ним. Собственно точка схода, впрочем, лежит дальше, где-то на воде реки, однако если найти у угла биссектрису, среднюю линию, то она пройдет и по оси исторического квартала Финансового университета, и по оси среднего дома новой застройки, по его «конструктивистскому» скругленному носу. 
Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
Схема формообразования. Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV

На этой же центральной оси, суммирующей линии двух улиц, авторы предлагают установить ажурную металлическую башню, призванную напоминать об утраченной трубе ТЭЦ, не воспроизводя ее, однако, в кирпиче. Предполагается, что «труба» будет медиаинсталляцией, светиться по ночам и даже днем сообщать какую-нибудь полезную информацию. Она видна в створе каждой из двух осевых улиц и служит своего рода «ключом» построения – и центром «верхней» городской площади к западу от ТЭЦ. 
Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
Вид с улицы Карла Либкнехта. Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
Вид с Музейной улицы. Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
Вид с юго-запада, с птичьего полета. Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
Двухъярусная площадь
Еще одна идея, которая также присутствовала в проектах-предшественниках – двухъярусная площадь к востоку от ТЭЦ. Архитекторы предлагают откопать нижний подвальный ярус здания: «Как в Политехническом музее у Ишигами», – поясняет Андрей Асадов, – и устроить на нижнем уровне Г-образную в плане двухъярусную площадь с амфитеатрами в двух ее торцах и гипостилем под «верхней» площадью. Так удается и выиграть еще немного общественного пространства, и усложнить его восприятие для горожан. 
Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV

В проекте ASADOV над углубленным уровнем нет мостиков и по длинным сторонам он окружен не амфитеатрами – а магазинами и кафе, которые предложено устроить в переднем фронте парковок под жилыми кварталами. Так углубленная площадь станет уютной, городской, по протяженному контуру возникает даже что-то подобное глубокому портику-гипостилю.
Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
План парковки. Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV

В первых этажах вдоль улиц помещения тоже, процентов на 80, отданы коммерческой аренде, только восточная перемычка самого крупного квартала, обращенная к Воскресенскому скверу, отдана встроенному детскому саду, здесь во дворе выгорожена его площадка для прогулок. К этому же кварталу со стороны набережной примыкает ресторан, его объем выдвинут в сторону реки и рифмуется с торцом ТЭЦ. 
План 1 этажа. Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
Общественные пространства
Как мы помним, опасность потерять эту территорию для города из-за строительства жилья стало одной из главных претензий – не к архитектурному проекту как таковому, скорее к инвестиционному замыслу. Поэтому архитекторы проработали в проекте все, что связано с открытыми / закрытыми пространствами. Напомню, соотношение общественного и частного в проекте 35 к 65, но это если считать площади всех квартир. На поверхности закрыты только два двора «больших» кварталов. 
Схема общественных и приватных территорий. Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
Схема общественных функций. Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
Баланс жилых и общественных функций. Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV

Можно ли будет после строительства ЖК обнести всю территорию забором? Физически это возможно, но проницаемость новой застройки можно защитить регламентом использования территории, – поясняют авторы проекта. Если город примет регламент, соответствующий концепции, забор поперек улицы будет нарушением закона, ну и задачей города будет следить за его исполнением. Тем более под бдительным надзором общественности. Отрицательные примеры, когда архитектор планирует открытое городское пространство, а его затем перегораживают, безусловно, известны; но есть ведь и положительные примеры с сохранением общественных улиц. Хотя бы ЗИЛАРТ, «Садовые кварталы» и «Царская площадь» в Москве. 

Помимо двух центральных осей, проходящих через площади вокруг ТЭЦ, в проекте есть два прохода по сторонам территории, там же несколько наземных парковок для МГН. Подземный паркинг на 503 места, по словам Андрея Асадова, предназначен не только для жителей, но и для гостей. Мест достаточно много – именно для того, чтобы избежать парковок в окрестностях. Сложно, впрочем, сказать, купят ли парковки – но, может быть, их будут продавать вместе с квартирами? 

Две общественных территории образуются на городской территории, но вплотную к границам комплекса: это бульвар на севере, перед Омскими воротами вдоль Партизанской улицы и набережная Тухачевского на юге. Набережную планируется благоустроить по программе комфортной городской среды, хотя эскизный проект с амфитеатрами и настилом над водой авторы предложили – согласно концепции, набережная делится на три уровня разной степени активности: разноформатный городской, веселый молодежный с кафе, и тихий семейный в нижней части у воды.

Есть в проекте и пешеходный мост через Омь. 
Вид с реки на пешеходный мост. Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
Набережная, нижний (семейный) уровень. Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
Вечерний вид с юго-запада, со стороны реки. Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
ТЭЦ-1 как ГЭС-2
Андрей Асадов сравнивает роль ТЭЦ-1 в проекте с хрестоматийным московским примером ГЭС-2 Ренцо Пьяно. Они действительно в чем-то схожи, начиная от протяженного плана и романтического вида здания и заканчивая культурно-рекреационной функцией; даже идеи с трубами перекликаются между собой. Хотя, конечно, ГЭС-2 в полтора раза крупнее, а с дороговизной ее реставрации еще нескоро, вероятно, кому-то удастся посоревноваться всерьез. Однако главное в этом сопоставлении – культурная функция и открытость здания для города; заметим, что и в истории проектирования вокруг ТЭЦ-1 зданию всегда приписывали именно такую функцию, попыток превратить его в жилье или офисы не было. 

В данном случае архитекторы для исторического здания предлагают универсальную структуру, для наполнения и программирования которой, по словам авторов, можно было бы привлечь местных активистов. В здании могут проходить выставки и образовательные мероприятия, развиваться креативные проекты. Фудкорт призван способствовать привлечению потока посетителей, он, так же как и кафе на улицах, был бы полезен для студентов соседних вузов.
Три квартала
Итак, камень преткновения – жилые дома. От 5 до 7 этажей, с соблюдением высотных ограничений, два замкнутых квартала с приватными, как мы помним, дворами и палисадниками у части квартир первых этажей. Высотность – до 6 этажей, нижние этажи выше жилых, максимальная высотная отметка 24 м. 

Любопытно, что помимо городских осей и высотных ограничений планировку кварталов определяет и роза ветров. «Наиболее сильные ветра – южный и юго-западный», – говорят архитекторы. Поэтому здания развернуты перпендикулярно ветру, а проходы в кварталы устроены диагонально, что тоже защищает от сквозняков.
Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV

Жилая застройка состоит из двух кварталов: «городского» западного, со стороны крепости и музеев, и «приречного» восточного у Воскресенского сквера. Они оба – семейного формата, микс квартир включает достаточно объемные предложения, но высотность «городского» квартала меньше из-за ограничений, он компактнее, его двор меньше; в его квартирах предусмотрено больше  террас, а южный угол в первом этаже отдан рынку и фудкорту и отделен от жилой части сквозным проходом в сторону крепости. «Приречный» квартал крупнее и по высоте, и в плане, квартиры первых этажей в нем наделены палисадниками, а в его первый этаж, как мы помним, встроены детский сад и ресторан. 

Центральный дом, узкий и тонкий, между двумя осевыми улицами, авторы определяют как молодежный: квартиры в нем меньше, он расположен в центре городской жизни, весь его первый этаж отдан городским функциям, а двора нет, – но его заменяют две ниши с патио на кровле первого этажа. 
  • zooming
    1 / 3
    План 2 и 3 этажей. Многофункциональный комплекс в Омске
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    2 / 3
    План 4 и 5 этажей. Многофункциональный комплекс в Омске
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    3 / 3
    План 6 этажа. Многофункциональный комплекс в Омске
    © Архитектурное бюро ASADOV

Архитектуру домов, предложенных архитекторами ASADOV, сами авторы определяют как современную, но адаптированную под строительство в историческом центре. Действительно, за последние 20-30 сложился достаточно устойчивый паттерн – обобщенный, построенный на сопоставлении форм, фактур и линий и не использующий декор, но оперирующий, скажем так, общими понятиями: к примеру, скатные кровли создают силуэт, созвучный с исторической застройкой, в данном случае прежде всего с кровлями ТЭЦ-1. В то же время они, как подчеркивают авторы, позволяют осветить квартиры последнего этажа сверху. Другая особенность подхода – сочетание разных фасадов, дробление объемов, которые подчиняются то кирпичной сетке, то шахматному чередованию лоджий, то варьируют выступы эркеров. Надо признать, что этот интернационально-локальный фикс архитекторы ASADOV освоили хорошо, как и описанную выше работу с миксом функций пространств разного типа. Выше Андрей Асадов упоминает «Русскую Европу», но можно вспомнить и его участие в конкурсе в Ульяновске
Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV

Несмотря на некоторую обобщенность решений, которая, однако, наделена способностью недвусмысленно указывать на наше время, подход обладает выраженным контекстуализмом, и дело не только в скатных кровлях и даже не в многократно упомянутых городских осях. Авторы стремятся находить и использовать максимально абстрактные зацепки в контексте – к примеру, если мы посмотрим на городское окружение, то увидим в нем довольно много ступенчатых силуэтов, и в объеме, и на планах соседних зданий, в частности, можно заметить «гармошку» модернистского ДК Дзержинского или уступчатый угол Минстроя. Не отсюда ли множество зигзагов в проекте Асадовых? Именно так решены патио «молодежного» дома, а внутренний фасад детского сада попросту параллелен фасаду ДК...

Другая особенность реакции на контекст – архитекторы стремятся подчеркнуть отличия новых домов от старой кирпичной ТЭЦ, поэтому внешние фасады своих объемов делают в основном светлыми, белыми или из бежевого кирпича. Зато внутренние стены и дворов, и патио, и других выемок – терракотово-кирпичные. 

***

Возвращаясь к спорам. Мне кажется, что их суть, помимо экономической, общественно-градозащитной, протекционистской и прочих, также касается взгляда на типологию городского пространства. 

Существует довольно популярный взгляд, который можно описать словами из анекдота: «...Ничего не трогай!». Он легко описывает отношение многих людей к любой вообще стройке в центре города. Есть незастроенная площадка? Давайте сделаем парк! Лучше всего этот метод сработал с Зарядьем, на месте которого, как мы помним, планировалась квартальная застройка от сэра Нормана Фостера. Хотя нельзя сказать, что парк Зарядье совсем уж не застроен, он скорее весь состоит из строений, просто в основном – подземных. По отношению к Тучкову буяну парковый подход сработал уже как-то, мягко говоря, кривовато. Но это два самых известных российских примеров, а сколько раз мы слышали в других случаях предложение отобрать участок у застройщика и сделать парк – не сосчитать. Но эти парки появлялись в очень тесной застройке, как небольшие пятна и потому всех так радовали.

Но если мы посмотрим на большую часть российских кремлей, то увидим, что они, в основном, пусты или полупусты. А происходит эта пустота от уважения к духовной ценности исторического центра города, в котором лучше ничего не делать, чтобы не сделать плохо.

Возвращаясь к Омску. Его крепость – большая, по площади сопоставима с московским Кремле: 28 га к 30 га, но в Кремле посетители видят только часть, поэтому он большим не кажется. В Омске же с утратой большей части стен среда внутри крепости превратилась в «рыхлую», хотя и разнообразную. По ощущениям, в XX веке город «хлынул» на эту территорию, ну и затопил ее в значительной части. Среда центра здесь ощущается далеко не везде; вот к северу от Партизанской улицы и на соседней улице Ленина – пожалуй, да. И если мы посмотрим на карту, то увидим, что зелени в центре довольно много: изрядно заросший сквер на плацу, Воскресенский сквер, сменивший Любинскую рощу, и целая группа зеленых пространств вокруг крепости, на месте отступа защитных полей, необходимый ей в XVIII веке с точки зрения фортификации. Иными словами, зелени в центре немало, а вот кварталов городского типа, с красными линиями, улицами, оживленными постоянно и не только автомобильным движением, уютных в смысле уюта городского пространства – пожалуй, не очень много. Жилая функция, как-никак, делает район круглосуточно живым и даёт энергию окружающему пространству.

В этом смысле предложенный вариант кажется перспективным. Хотя, учитывая напряженность дискуссии, сложно сказать, к чему все придет. Но хочется посмотреть, что получится. Принято считать, что общественные протесты спасают город, но ведь может быть и так, что остановят попросту любое движение в его развитии.
Многофункциональный комплекс в Омске
© Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    Многофункциональный комплекс в Омске
    © Архитектурное бюро ASADOV
  • zooming
    Встройка в панораму Партизанской улицы. Многофункциональный комплекс в Омске
    © Архитектурное бюро ASADOV
Проект:
Многофункциональный комплекс в Омске
Россия, Омск, ул. Петра Некрасова

Авторский коллектив:
А.Р.Асадов, А.А.Асадов, В.Липадат, В.Шкуро

2021 — 2022

заказчик: АО «Центр строительных проектов»

04 Мая 2023

Архитектурное бюро ASADOV: другие проекты
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
В духе РОСТа
Новый тракторный завод Ростсельмаш, концепцию которого подготовило бюро ASADOV, прямо сейчас достраивается в Ростове-на-Дону. Отсылки к советской архитектуре 1920-х и 1960-х годов откликаются на миссию и стратегическое значение предприятия, а также соответствуют пожеланию заказчика: отдать дань уважения ростовскому конструктивизму.
Медный шаг
Квартал номер 5, над которым в ЖК «Остров» работали архитекторы АБ ASADOV, одновременно масштабен, хорошо заметен благодаря своему центральному расположению – и контекстуален. Он «не перекрикивает» решения соседей, а скорее дает очень взвешенное воплощение дизайн-кода: совмещает кирпич и металл светлого и темного оттенков и большие медные поверхности, ортогональную геометрию снаружи и гибкие линии во дворе.
Уступы и завихрения
Жилой комплекс «Новая заря» по проекту бюро Asadov станет одним из примеров комплексного развития территории во Владивостоке. Микрорайон будут отличать разнообразные типологии жилых секций и полифункциональность – помимо социальной инфраструктуры здесь появятся пешеходные бульвары, торгово-офисные центры и рекреационные пространства. Все это вписано в рельеф с перепадом высоты в 40 метров и ориентировано на Амурский залив.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Белая подкова
Детский сад, спроектированный в екатеринбургском микрорайоне «Солнечный» архитекторами ASADOV, получил необычную форму, отсылающую к наследию свердловского конструктивизма. Его функциональное наполнение обеспечивает детям время, насыщенное разнообразной деятельностью, а планировка – включенность территории в жизнь района в вечерние часы и выходные дни.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Космический пух
Проектируя пассажирский терминал аэропорта в Оренбурге, АБ ASADOV продолжает работать с темой космоса, начатой в уже построенных аэропортах Саратова и Кемерова. При этом архитекторы вновь соединяют глобальное с локальным, отражая темы, навеянные местным смысловым контекстом. В данном случае здание «накрыто» оренбургским платком – аналогия узнаваемая, но не буквальная; кто-то узнает отсылку, кто-то нет.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Бежит ручей
Бюро Asadov представило мастер-план застройки микрорайона на окраине Калининграда: регулярную сетку жилых кварталов с акцентной архитектурой дополняют крупные общественные объекты, а главной «артерией» района становится фортификационный канал, которому возвращается былое значение.
От винта
Новый терминал аэропорта Томска проектирует бюро ASADOV. Архитекторы продолжают работать с идентичностью и в поисках образов отталкиваются от изобретений Николая Камова, именем которого назван аэропорт. Получилось лаконично, легко и, как и всегда, летяще.
Взлет многофункционального подхода
Бюро ASADOV представило концепцию развития территории старого аэропорта Ростова-на-Дону. Четырехкилометровый бульвар на месте взлетно-посадочной полосы и квартальная застройка, помноженные на широкий диапазон общественно-деловых функций, включая, может быть, даже правительственную, позволят району претендовать на роль новой точки притяжения с высоким уровнем самодостаточности.
Возможность полета
Проект аэропорта, разработанный АБ ASADOV для Тобольска и победивший в архитектурном конкурсе, не был реализован. Однако он интересен как пример работы со зданием аэропорта очень небольшого масштаба, где целью становится оптимальная организация пространства и инфраструктуры без потери образной составляющей.
Ракушка у моря
Проектируя дворец спорта, который определит развитие всей северной части Дербента, бюро ASADOV обращается к архитектурному наследию Дагестана, местным материалам и древним пластам истории.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Треугольно-складчатая структура
Проект нового терминала аэропорта имени Муравьева-Амурского в Благовещенске предлагает архитектуру, решенную посредством модульной формы, – наделенная особой символикой, она становится основой как для несущих конструкций здания, так и для пластики его фасада, и отзывается в декоративных фрагментах интерьера.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Околоземное пространство
Новый терминал аэропорта в Кемерово «Леонов» построен в «космические» сроки, несмотря на пандемию. Он стал одним из важных элементов стремительного развития города и зримо отразил свое посвящение первому выходу человека в открытый космос, как в интерьерах, так и на фасадах. Его главные «фишки»: эффект звездного неба и открытость.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Похожие статьи
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Мосты и лестницы
Дом на берегу Волги в Саратовской области архитекторы бюро SNOU снабдили большим количеством террас, которые соединяются воздушными мостами – этот элемент присутствует также и в интерьере. Простым объемам и линейной компоновке противопоставлена скульптурная винтовая лестница, которая позволяет спуститься из спальни или кабинета в сад.
Воронка комикса
Эффективное не всегда должно быть сложным: PR-специалист Кристина Шилова рассказывает, как мини-комикс привлек внимание к архитектурному конкурсу и обеспечил рекордные охваты музею «Дом Китобоя». В коллажной истории спасенная после сноса калининградского Дома Советов панель рассказывает о своем путешествии – и собирает лайки.
Пресса: «Очевидно, что я неудобна. Со мной тяжело работать»...
На вопрос «Как вас сейчас представить?» Елизавета Лихачева ответила кратко: «Искусствовед». Позади шесть лет директором Музея архитектуры, музеефикация дома Мельникова, год и девять месяцев у руля Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Работы достаточно и сегодня. Мы с трудом нашли время для разговора в ее плотном деловом графике.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Классика для статуса
По проекту архитектурной студии AN Architects отель в Великом Новгороде поднял свой статус с трех звезд до уверенных пяти. В интерьерах много мрамора и натурального дерева, номера оформлены в английском стиле, в ресторане же используются русские мотивы: резные наличники, традиционный орнамент, кольчуга.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.