Выбрать курс

В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.

mainImg
Бывшую территорию Суворовского военного училища Министерство обороны передало городу в прошлом году, тогда же состоялся и конкурс. Архитекторы работали над концепцией развития участка площадью около 12 га, расположенного в центральной части Ульяновска, в пешеходной доступности от основных достопримечательностей и набережной Волги. Но при этом долгое время выключенного из жизни города.
 
Обширная территория училища прячется в центре квартала, сформированного историческими и общественными зданиями. Такими, например, как администрация города или дом купца Юргенса, в котором расположился музей Ивана Гончарова. И дом, и родившийся в Симбирске Гончаров – здесь такие же «бренды» как, скажем, Владимир Ленин и мемориал его имени. 

Кирпичное здание училища – объект культурного наследия: оно было построено для военной гимназии в 1877 году по проекту архитектора Сергея Залесского. Позже гимназия была преобразована в кадетский корпус, а с 1932 года служила танковым училищем, которое в 1991 сменило Суворовское. Напротив через Краснознаменный переулок располагается одноэтажное здание штаба. Оба памятника архитектуры нуждаются в восстановительных работах.
zooming
Конкурсная территория
© Изображение предоставлено организаторами конкурса

Участники конкурса предлагали способы «подключения» территории к сложившейся городской среде, продумывали программу сохраняемых и новых объектов, а также финансово-экономическую модель. Концепцию победителей жюри признало самой жизнеспособной.  
cic =

Ольга Мельникова, помощник Губернатора Ульяновской области по архитектуре и градостроительной деятельности

Одной из ключевых задач конкурса было усилить общественное городское ядро, интегрируя новое пространство в существующую ткань и раскрывая ее культурный, туристический и коммерческий потенциал. Важной составляющей при разработке конкурсной концепции являлся максимальный учет мнения горожан. По поручению губернатора Алексея Русских в ходе подготовки к конкурсу был проведен опрос жителей во всевозможных форматах: рабочие встречи, масштабные общественные обсуждения, онлайн-анкетирование. В результате был выявлен ТОП-3 функций, которые хотят видеть ульяновцы на территории: музейно-выставочная, получение дополнительного образования и реализация творческого потенциала.

Другой немаловажной обязательной составляющей конкурсного предложения, согласно техническому заданию, стала разработка укрупненной финансово-экономической модели и формирование конкретных предложений по механизмам ее реализации. И команда победителя, по мнению жюри, справилась с этими задачами максимально успешно.


Забегая вперед обобщим, что все три консорциума делят участок на условную «культурную» и «инвестиционную» части. Общественные объекты сосредотачиваются вокруг здания училища, а с юга, за продолжением улицы Льва Толстого, предполагается строить жилой комплекс, апартаменты или площадки для бизнеса, что несколько беспокоит горожан. Также открывается Краснознаменный пешеходный переулок, который свяжет центральные улицы Гончарова и Спасскую и сделает среду более проницаемой. Еще одна общая черта: все архитекторы используют перепад высоты в семь метров во дворе училища, встраивая в него многофункциональные помещения, а на кровле размещая амфитеатр.  
Концентрированный город / 1 место
«Простор» (Ульяновск) – лидер консорциума
Архитектурное бюро Asadov
Ульяновский областной художественный музей
УОМОО «Молодежный инициативный центр»

Концентрированный город
© Архитектурная компания «Простор», Архитектурное бюро ASADOV, ОГБУК «Ульяновский областной художественный музей», УОМОО «Молодежный инициативный центр»

В концепции победителей в северной части формируется целый «музейный остров»: существующие музей Ивана Гончарова, музей Аркадия Пластова и музей пчеловодства дополнят новые институции. Ключевым станет здание Художественного музея, выходящего на Спасскую улицу. Его зигзагообразная конфигурация образует две камерные площади, связанные аркой. Примыкающий к музею штаб превратится в центр патриотического воспитания, а по другую его сторону предлагается построить филиал краеведческого музея. 
Концентрированный город
© Архитектурная компания «Простор», Архитектурное бюро ASADOV, ОГБУК «Ульяновский областной художественный музей», УОМОО «Молодежный инициативный центр»
Концентрированный город
© Архитектурная компания «Простор», Архитектурное бюро ASADOV, ОГБУК «Ульяновский областной художественный музей», УОМОО «Молодежный инициативный центр»
Концентрированный город
© Архитектурная компания «Простор», Архитектурное бюро ASADOV, ОГБУК «Ульяновский областной художественный музей», УОМОО «Молодежный инициативный центр»

В кадетском корпусе откроется научно-образовательный центр, «якорем» которого может стать училище завода «Авиастар» или предприятия «Росатом». В рельеф архитекторы встраивают арт-кластер «Плац». Выступающие над землей два этажа формируют фронт улицы Льва Толстого, а на кровле образуется террасированный парк. Хрустальные объемы обеспечивают дополнительные площади, но не перетягивают на себя внимание. Арт-кластер может вместить музей истории России, выставочные пространства, концертный зал, офисы, студии, мастерские, конференц-залы и коворкинги. 
cic =

Кирилл Штемпель, руководитель архитектурного бюро «Простор»

Мы слышали про красивый дворец на вершине холма, богатую историю этих мест и доблестное войско. Находясь в самом сердце города, в бурлящем котле городской жизни это пространство было для нас неким сказочным царством, которое охранялось как крепость за закрытыми воротами. Наш пытливый ум рисовал фантазийные картины о неизвестной жизни этих мест. Это городское пространство хотелось наполнить так, чтобы городская жизнь хлынула сюда мощным потоком, сформировав новое общественное ядро, концентрированный город, в котором собралось все многообразие яркой городской жизни.


Концентрированный город
© Архитектурная компания «Простор», Архитектурное бюро ASADOV, ОГБУК «Ульяновский областной художественный музей», УОМОО «Молодежный инициативный центр»

В южной части появится жилой комплекс «Крепость». Также на территории нашлось место для нового здания театра кукол, бутик-отеля, экстрим-парка, фитнес-центра и многоуровневого паркинга. 
Концентрированный город
© Архитектурная компания «Простор», Архитектурное бюро ASADOV, ОГБУК «Ульяновский областной художественный музей», УОМОО «Молодежный инициативный центр»

Капитализация объекта осуществляется за счет аренды экспозиционных площадей, мастерских, ритейла, образовательных помещений и апартаментов для обучающихся. Общий объем нового строительства составляет порядка 80 000 м2. Ориентировочная стоимость финансирования – 8,96 миллиардов рублей, из которых 47% – частные инвестиции, 27% – предложение по государственно-частному партнерству, 26% – бюджетные источники.

Концепцию уже рассмотрели и приняли на градостроительном совете.
 
Штаб / 2 место
ТПО «ПРАЙД» – лидер консорциума
«СИМБИРСКПРОЕКТ» (Ульяновск)


Особенностью этого предложения стала система площадей и улиц, свободных от машин. В пешеходный превращается участок Спасской улицы, который на стыке с Краснознаменным переулком разрастается до площади с мощением, повторяющим абрис исторической карты Симбирска. Площадь видится важным узлом: на нее выходит драматический театр, отсюда рукой подать до главной Соборной площади и набережной, кроме того соответствующее пространство получает памятник Александру Суворову. 
Штаб
© ТПО «ПРАЙД», СИМБИРСКПРОЕК

В северной части архитекторы предлагают сформировать арт-резиденцию с ресторанами и точками коммерции. Здание кадетского корпуса сохраняет функцию образовательного центра, дополненного библиотекой. Перед ним появится сквер с амфитеатром и здание универсального музейного комплекса, который объединит сразу несколько институций. Дополнительное выставочное пространство откроется в здании штаба.
Штаб. Функционально-планировочная организация территории
© ТПО «ПРАЙД», СИМБИРСКПРОЕК
Штаб. Функциональная модель развития территории
© ТПО «ПРАЙД», СИМБИРСКПРОЕК

Южную часть займет бизнес-кластер, который «разбавят» апартаменты, фуд-корт, общественный центр «Библиотека», новый корпус Театра кукол и паркинг. Предполагается, что квартал будет жить в режиме 24/7: в будни здесь проводят время работники офисов и учащиеся, в выходные – туристы и горожане, посетители лекций и мастер-классов, гости кафе и ресторанов. ​
cic =

Олег Иванов, технический директор ТПО «Прайд»

На наш взгляд у данной территории есть фундамент для создания бизнес-кластера, в котором могли бы быть сконцентрированы основные производственные, в первую очередь, высокотехнологические мощности ульяновского региона. Аккумулирование различных типов бизнес-инфраструктуры и инвесторов в одном месте может послужит драйвером экономического роста для региона в целом.


  • zooming
    1 / 3
    Штаб
    © ТПО «ПРАЙД», СИМБИРСКПРОЕК
  • zooming
    2 / 3
    Штаб
    © ТПО «ПРАЙД», СИМБИРСКПРОЕК
  • zooming
    3 / 3
    Штаб
    © ТПО «ПРАЙД», СИМБИРСКПРОЕК

Общий объем нового строительства составляет порядка 36 000 м2. Ориентировочная стоимость финансирования – 6,9 миллиардов рублей, из которых 8% – бюджетные источники, 93% – частные инвестиции.

Председатель жюри, вице-губернатор Игорь Эдель отметил, что «столичный опыт в части построения финансово-экономической модели не может быть применим для Ульяновска в чистом виде ввиду отсутствия инвесторов, готовых вкладываться в «длинный» проект».
Курс / 3 место
TOBE Architects (Санкт-Петербург) – лидер консорциума
«ВМП» (Ульяновск)

Курс
© TOBE Architects, ВМП

Последнюю концепцию отличает наименьший объем строительства: новые объекты сомасштабны окружению и обращаются к образам разностилевой исторической застройки города. Также архитекторы стремились создать пространство, в котором будут встречаться и сотрудничать специалисты различных направлений: музейного дела, театра, fab lab, it-стартапов, ремесленных мастерских и креативных индустрий. 
Курс
© TOBE Architects, ВМП

Территория делится на три квартала. В Музейном размещается новый корпус музея Ивана Гончарова, площади для выставок и летней террасы кафе, а также входная площадь с инфоцентром в здании бывшего КПП. В штабе открывается пространство межмузейного сотрудничества. 

В Образовательном квартале интересно появление Аллеи памяти: на ней архитекторы располагают часовню – напоминание о Троицкой церкви, которая в советское время использовалась как спортивный зал училища, а потом была снесена окончательно. Также здесь будут выставлены сохранившиеся орудия разных времен.

Ядром второго квартала выступает здание училища, в котором разместится фонд креативных технологий. Западнее появится новое здание музея современного искусства и корпус галереи Аркадия Пластова. Фронт улицы Льва Толстого разнообразит павильон с качелями и местами для отдыха.
Курс
© TOBE Architects, ВМП
Курс
© TOBE Architects, ВМП

Южную часть занимает Креативный квартал с ремесленным, детским и IT-кластерами, а также городскими огородами и оранжереей. Проницаемость этой части располагает к сотрудничеству и взаимодействию на стыке различных направлений. 
Курс
© TOBE Architects, ВМП

cic =

Макова Ирина, архитектор TOBE Architects

Мы опирались на принципы и ценности проекта, такие как: градостроительный контекст, связанность городской ткани, так же учитывали программирование территории, и создание мест для локальных сообществ. И безусловно важной является айдентика территории и исторический контекст места: мы постарались сочетать высокие технологии и традиции.  Для нас важно, чтобы пространство «Курс» было интересно всем возрастным группам.


Общий объем нового строительства составляет 41 000 м2.  Ориентировочная стоимость финансирования – 1,8 миллиардов рублей.
 
Курс
© TOBE Architects, ВМП

16 Января 2023

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.