Кирпич на вес золота

В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.

mainImg
Всероссийский открытый конкурс архитектурных проектов с применением кирпича, организованный издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад», в 2024 году проводился уже в четвертый раз. 

Молодые архитекторы и дизайнеры в возрасте до 35 лет соревновались в пяти номинациях:
  • «Кирпичный городской дом»
  • «Кирпичное общественное пространство»
  • «Кирпичный загородный дом»
  • «Кирпичный интерьер»
  • «Кирпичная реконструкция» – новая номинация, введенная в 2024 году
Всего на конкурс было подано 244 заявки и 120 проектов из двадцати городов России: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Нижний Новгород, Казань, Уфа, Екатеринбург, Краснодар, Владивосток, Красноярск, Ижевск, Иркутск, Новосибирск, Владикавказ, Тамбов, Барнаул, Белгород, Орск, Азов.

На площадке «Студии 42» культурно-делового пространства «Севкабель Порт»  проходила выставка 35 работ финалистов, выбранных экспертным советом.

Гран-при получил проект «Серая кольцевая» Анастасии Сергеевой и Владислава Лобко из Санкт-Петербурга.

Рассказываем подробней о победителях. 

Гран-при

«Серая кольцевая»
Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург.
zooming
Гран-при IV Кирпичного конкурса
© «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург

Промышленный серый пояс Петербурга дал название и цвет новой ветке метро. Серая кольцевая линия объединяет множество памятников промышленной краснокирпичной архитектуры, характерных для дореволюционного и советского периодов. Типовые спуски в метро располагаются в корпусах тех заводов и фабрик, названия которых они носят, таким образом вестибюлем метро становится сам краснокирпичный объект. Это явление отражает важный этап в истории города, когда промышленное производство, являясь основой экономики, формировало облик не только промышленных зон, но и всей городской ткани.
  • zooming
    1 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    4 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    5 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    6 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    7 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    8 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    9 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    10 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    11 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург

Станции кольцевой линии стали своего рода данью уважения промышленному прошлому города, и их названия связаны с крупнейшими предприятиями, которые когда-то играли ключевую роль в развитии Петербурга. Так, Пороховой завод дал название станции Пороховая, а знаменитый «Красный Треугольник», крупнейшее производство резины, – станцию Резинотрест. Названия станций метро не только наполняют маршруты исторически ми ассоциациями, но и подчеркивают взаимосвязь промышленного наследия и городской инфраструктуры.

Кирпичный городской дом/ победитель

«Тихое место» 
Алина Паршикова, Москва.
Кирпичный городской дом/ победитель
© «Тихое место» Алина Паршикова, Москва

Москва и Санкт-Петербург оказались перегружены ритмом современного города, поэтому возникла потребность сместить фокус внимания с двух столиц на города, являющиеся остановками Сапсана между ними: так, вокзальную территорию Вышнего Волочка предложили осмыслить как пространство для новой типологии жилья, когда дом находится в благоприятной транспортной доступности от мегаполиса, но не находится непосредственно в нем. Вышний Волочек – это большое количество кирпичных зданий – начиная от исторического вокзала и заканчивая торговыми рядами, театрами и музеями. Возникло предложение создать район, построенный на разнообразных сценариях использования дворов, становящимися центрами событиями.
  • zooming
    1 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    2 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    3 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    4 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    5 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    6 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    7 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    8 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    9 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    10 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    11 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва

Проект «Тихое место» – это возможность в активном новом районе побыть наедине с собой как жителю дома, так и гостю. В Вышнем Волочке одним из морфотипов является «внутриквартальное здание» – типология, когда во внутриквартальной застройке возникает одна затерянная секция. На основе этой типологии был разработан «затерянный дом» – тихое место, где каждый имеет право побыть в одиночестве. Дом построен исходя из «права горожанина на уединение»: таким образом, ступенчатая структура зиккурата сформировала вариативную планировку квартир, а также предоставив городу альтернативный вертикальный маршрут и видовую площадку. Дом работает по принципу монастыря в городе, создавая пространство уединения на разных уровнях – от публичного (купольное пространство на первом этаже) к личному (в квартире). Дом затерян, и его трудно найти. В доме 14 входов и 12 квартир: только жильцы знают свой вход, остальные могут пройти по внутреннему сквозному проходу в городской сад. Камерное пространство квартиры решено за счет функциональных ниш в стенах: кирпич, будучи штучным материалом, создаёт человеческий масштаб и отсылает к сводчатым пространствам келий. Толстые стены – изолируют, защищают, но и становятся пространством как таковым...

Кирпичное общественное пространство/ победитель

«Буян» 
Петр Иванов и Александр Черкашин, Санкт-Петербург.
zooming
Кирпичное общественное пространство/ победитель
© «Буян» Петр Иванов и Александр Черкашин, Санкт-Петербург

Буян – это утопический проект о том, как могли бы выглядеть общественные зеленые пространства в Санкт-Петербурге. Не хитрыми средствами любое руинированное здание (которых в нашем города не мало) превращается в живописный парк с гравюр Пиранези. Главное – дать волю природе!
  • zooming
    1 / 5
    Кирпичное общественное пространство/ победитель
    © «Буян» Петр Иванов и Александр Черкашин, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 5
    Кирпичное общественное пространство/ победитель
    © «Буян» Петр Иванов и Александр Черкашин, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 5
    Кирпичное общественное пространство/ победитель
    © «Буян» Петр Иванов и Александр Черкашин, Санкт-Петербург
  • zooming
    4 / 5
    Кирпичное общественное пространство/ победитель
    © «Буян» Петр Иванов и Александр Черкашин, Санкт-Петербург
  • zooming
    5 / 5
    Кирпичное общественное пространство/ победитель
    © «Буян» Петр Иванов и Александр Черкашин, Санкт-Петербург

В данном случае был выбран участок бывшего Сального буяна в историческом районе Коломна на реке Пряжка, заново прорыты каналы и заодно на фундаменте здания буяна, построенного по проекту Тома де Томона, спроектирована оранжерея. Место это было выбрано неслучайно, на этом месте в конце XVIII века располагались цветущие сады купца Гутуева, которые были видны со всякого судна, входившего в Неву. Позже на их месте было возведено здание буяна для хранения сала. Как известно, сало хранилось в бочках и глиняных горшках, отсюда причудливые кирпичные объемы, которые служат «сосудами» для различных растений. Эти объекты выложены из кирпича таким образом, что растениям удобно цепляться своими корнями за их поверхность. Солнечный свет проходит сквозь отверстия в кирпичной кладке. Кирпич обеспечивает теплую и защищенную среду для растений. В проекте применяется кирпич из каталога компании АРХИТАЙЛ.

Кирпичный загородный дом/ победитель

«Между» 
Ульяна Савельева и Радимир Тюлькин​, Санкт-Петербург.
zooming
Кирпичный загородный дом/ победитель
© «Между» Ульяна Савельева и Радимир Тюлькин​, Санкт-Петербург

Дом отшельника стоит на самой границе города и леса, словно мост между двумя мирами. Одна его часть встроена в старую кирпичную стену, обращенную к городу.
  • zooming
    1 / 3
    Кирпичный загородный дом/ победитель
    © «Между» Ульяна Савельева и Радимир Тюлькин​, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 3
    Кирпичный загородный дом/ победитель
    © «Между» Ульяна Савельева и Радимир Тюлькин​, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 3
    Кирпичный загородный дом/ победитель
    © «Между» Ульяна Савельева и Радимир Тюлькин​, Санкт-Петербург

Это место, наполненное следами цивилизации: здесь стоят полки с книгами, которые он когда-то привез с собой, старое кресло, стол и медный подсвечник. Здесь он читает по вечерам, погружаясь в мысли.

Другая часть дома – деревянная, она постепенно растет в сторону леса. Здесь все создано его руками: простая кровать, полки для сушёных трав и ягод, самодельный очаг, где он готовит пищу. Эта часть дома жива, она дышит вместе с природой, каждое новое бревно словно становится продолжением леса. Здесь отшельник чувствует себя свободным, его тело и дух расслабляются. Каждое утро он поднимается на стену, как на границу между двумя реальностями. С одной стороны – город, который медленно приближается. С другой стороны – лес, спокойный, неизменный, где он находит свой покой.

Отшельник смотрит на миры вокруг себя и понимает, что его дом, словно зеркало, отражает это разделение. Один мир, полный шума и движения, другой – наполненный тишиной и жизнью, которая не требует спешки. Он живет на этой границе, не принадлежит полностью ни городу, ни лесу, но находит баланс в их противоречиях...

Кирпичный интерьер/ победитель

Первое место не присуждалось.

Кирпичная реконструкция/ победитель

«Сон о дымовых трубах и дирижаблях» 
Владислав Лобко и Екатерина Румак, Санкт-Петербург.
Кирпичная реконструкция/ победитель
© «Сон о дымовых трубах и дирижаблях» Владислав Лобко и Екатерина Румак, Санкт-Петербург

Кирпичные дымовые трубы являлись неотъемлемой частью любого промышленного города тира. Эти конструкции, когда-то служившие для отвода дыма от заводских предприятий, сегодня представляют собой объекты культурной ценности, которые рассказывают о развитии городской инфраструктуры и экономической жизни города ушедших эпох. В настоящее время неиспользуемые трубы в лучшем случае – декорация для городской среды, а в худшем и вовсе лишний артефакт.
  • zooming
    1 / 4
    Кирпичная реконструкция/ победитель
    © «Сон о дымовых трубах и дирижаблях» Владислав Лобко и Екатерина Румак, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 4
    Кирпичная реконструкция/ победитель
    © «Сон о дымовых трубах и дирижаблях» Владислав Лобко и Екатерина Румак, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 4
    Кирпичная реконструкция/ победитель
    © «Сон о дымовых трубах и дирижаблях» Владислав Лобко и Екатерина Румак, Санкт-Петербург
  • zooming
    4 / 4
    Кирпичная реконструкция/ победитель
    © «Сон о дымовых трубах и дирижаблях» Владислав Лобко и Екатерина Румак, Санкт-Петербург

Проект на примере Санкт-Петербурга демонстрирует возможность реконструкции труб города, с целью их сохранения. В проекте также затронута транспортная проблема современной городской среды. Дирижабли служат «небесным общественным транспортом», остановки которого – те самые дымовые трубы. Их использование не только снизит нагрузку на уже перегруженные улицы, но и добавит новую визуальную составляющую в городской пейзаж. Особенность дирижабля в тот, что для него нет необходимости приземляться ради загрузки и выгрузки пассажиров, достаточно лишь состыковаться с посадочным пунктом.
Кирпичный городской дом/ 2 место
«Дом Нафа» 
Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону.
Кирпичный городской дом/ 2 место
© «Дом Нафа» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону

Самая лучшая реклама кирпича – известная сказка для маленьких детей «три поросенка». Почему дом третьего героя выстоял в схватке с волком? Наф говорил, что его дом крепость, а самый надежный для этого материал именно кирпич. С развитием технологий и интернета человеку некуда спрятаться, ведь его везде найдут. а что если дом станет личной крепостью, которая надежно спрячет от чужих глаз? Абсурдная идея городского дома, основанная на переосмыслении образа крепости, зажатый между высоток...нет привычных окон, нет привычных дверей – только кирпич.
  • zooming
    1 / 4
    Кирпичный городской дом/ 2 место
    © «Дом Нафа» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону
  • zooming
    2 / 4
    Кирпичный городской дом/ 2 место
    © «Дом Нафа» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону
  • zooming
    3 / 4
    Кирпичный городской дом/ 2 место
    © «Дом Нафа» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону
  • zooming
    4 / 4
    Кирпичный городской дом/ 2 место
    © «Дом Нафа» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону

Дом Нафа – гиперболизированный образ крепости, наполненный как обитаемыми пространствами, так и сетью бессмысленных лимитивных пространств, призванных запутать незнакомцев. кирпич в этом доме, как матрица, из которой рождается каждая его составляющая – каркас, светопропускающие элементы, даже двери. Узкая коробка дома наполнена разнообразными по форме пространствами и переходами, часто ненормативной высоты, глубины или расположения. Однако это не мешает жильцам, ведь такое экспериментальное формирование пространства позволяет использовать его более многогранно. А вот непрошенным гостям придется сильно постараться, чтобы найти жильца или его богатства в этом доме, не испугавшись пространств, балансирующих между реальностью и чистейшим абсурдом.
Кирпичный городской дом/ 3 место
«Сонмище» 
Надина Сардарова, Москва.
zooming
Кирпичный городской дом/ 3 место
© «Сонмище» Надина Сардарова, Москва

Сон – маленькая репетиция смерти. Человек проводит во сне около 20 лет своей жизни. Пребывание во сне покрыто завесой тайны по сей день, науке еще не удалось разгадать ее. Функциональная наполненность Сонмища сложена из рекомендаций, улучшающих сон, а именно, чтение, медитации и йога. Клуб дарит разный опыт сна – на весу, на татами, в комнате. Снаружи он и сам спит, сконцентрировавшись на действе сна внутри. Созвучно тезису, прообразом Сонмища послужили реконструкции мавзолеев в Галикарнасе, Адриана, Августа и Диоклетиана.
  • zooming
    1 / 7
    Кирпичный городской дом/ 3 место
    © «Сонмище» Надина Сардарова, Москва
  • zooming
    2 / 7
    Кирпичный городской дом/ 3 место
    © «Сонмище» Надина Сардарова, Москва
  • zooming
    3 / 7
    Кирпичный городской дом/ 3 место
    © «Сонмище» Надина Сардарова, Москва
  • zooming
    4 / 7
    Кирпичный городской дом/ 3 место
    © «Сонмище» Надина Сардарова, Москва
  • zooming
    5 / 7
    Кирпичный городской дом/ 3 место
    © «Сонмище» Надина Сардарова, Москва
  • zooming
    6 / 7
    Кирпичный городской дом/ 3 место
    © «Сонмище» Надина Сардарова, Москва
  • zooming
    7 / 7
    Кирпичный городской дом/ 3 место
    © «Сонмище» Надина Сардарова, Москва
Кирпичное общественное пространство/ 2 место
«Мемориальный сквер первым строителям Петербурга» 
Ангелина Стукалина и Петер Элверум, Санкт-Петербург.
Кирпичное общественное пространство/ 2 место
© «Мемориальный сквер первым строителям Петербурга» Ангелина Стукалина и Петер Элверум, Санкт-Петербург

Архитекторы часто стремятся создать проекты, которые станут важными символами территории. Однако время неизбежно вносит свои изменения. Любые архитектурные объекты – это слои истории, накладывающиеся друг на друга. Яркий пример – участок на пересечении Сытнинской и Кронверкской улиц, где когда-то находились деревянная церковь и доходные дома. 
  • zooming
    1 / 4
    Кирпичное общественное пространство/ 2 место
    © «Мемориальный сквер первым строителям Петербурга» Ангелина Стукалина и Петер Элверум, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 4
    Кирпичное общественное пространство/ 2 место
    © «Мемориальный сквер первым строителям Петербурга» Ангелина Стукалина и Петер Элверум, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 4
    Кирпичное общественное пространство/ 2 место
    © «Мемориальный сквер первым строителям Петербурга» Ангелина Стукалина и Петер Элверум, Санкт-Петербург
  • zooming
    4 / 4
    Кирпичное общественное пространство/ 2 место
    © «Мемориальный сквер первым строителям Петербурга» Ангелина Стукалина и Петер Элверум, Санкт-Петербург

При подготовке территории к новому строительству были обнаружены скелеты 255 рабочих, участвовавших в строительстве Санкт-Петербурга. Находка изменила планы застройщиков, и теперь участок остается заброшенным. Горожане предлагают создать здесь общественный сад или мемориал, но ни одна идея пока не реализована.

Мы предлагаем проект мемориального сквера, который станет местом памяти и общения. Концепция предполагает постепенное понижение ландшафта с кирпичными ступенями, символизируя уход вглубь истории. В центре участка будет «остров» деревьев – живой памятник первостроителям города. Посетители смогут пройти по площади, покрытой кирпичом, и постепенно погрузиться в атмосферу прошлого, отрываясь от современного контекста. Этот проект объединяет память о прошлом и функции общественного пространства, создавая гармонию между историей и современностью.
Кирпичное общественное пространство/ 3 место
«Красный курильщик» 
Данил Ткачев и Милена Колесникова, Москва.
Кирпичное общественное пространство/ 3 место
© «Красный курильщик» Данил Ткачев и Милена Колесникова, Москва

«...таким образом, Фудзияма, последний раз извергавшаяся в 1708 году, все еще представляет опасность для жителей вокруг, так как поведение спящего вулкана непредсказуемо и неконтролируемо...», – вещали новости, пока я доедал завтрак, а мама доглаживала рубашку. По дороге в школу, на перекрестке, глаз неизменно цеплялся за кирпичную громаду, которая нависала над городом и, казалось, красной иглой готова была проколоть серое ноябрьское небо. Оперевшись на бардачок, я спросил: – Мам, а когда она извергалась в последний раз? – Дорогой, она не извергается, – улыбнулась она «Видимо, спящий» – подумал я.
  • zooming
    1 / 4
    Кирпичное общественное пространство/ 3 место
    © «Красный курильщик» Данил Ткачев и Милена Колесникова, Москва
  • zooming
    2 / 4
    Кирпичное общественное пространство/ 3 место
    © «Красный курильщик» Данил Ткачев и Милена Колесникова, Москва
  • zooming
    3 / 4
    Кирпичное общественное пространство/ 3 место
    © «Красный курильщик» Данил Ткачев и Милена Колесникова, Москва
  • zooming
    4 / 4
    Кирпичное общественное пространство/ 3 место
    © «Красный курильщик» Данил Ткачев и Милена Колесникова, Москва

Дымовая труба бывшего завода пластиков в Лефортово, ныне заброшенная, переоборудуется в новое общественное пространство. На стальной стержень [лифтовая шахта, коммуникации] нанизываются 17 комнат, каждая из которых отвечает потребностям пестрого состава района: рабочих, семей с детьми, студентов, гостей на Москве-Товарной. По принципу вертикальной схизмы эти пространства не зависят друг от друга: проехав дополнительный этаж, мы окажемся в саду вместо библиотеки. Структура разделена на три общих блока: досуговый, образовательный и рекреационный снизу-вверх соответственно. Оболочка трубы с внутренней стороны укрепляется новыми слоями кирпичной кладки. Прилегающий двор и МАФы также укладываются кирпичом.
Кирпичный загородный дом/ 2 место
«Снести нельзя, оставить» 
Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону.
Кирпичный загородный дом/ 2 место
© «Снести нельзя, оставить» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону

Вы когда-нибудь сравнивали дом с человеком? Оказывается, мы так похожи. Когда мы стареем – жизнь меняется. Есть те, о ком заботятся, кого любят и могут защитить. а есть те, кого бросают доживать свой век. «Ненужных» никто не спрашивает, их вытесняют и подводят к определенной черте.
  • zooming
    1 / 3
    Кирпичный загородный дом/ 2 место
    © «Снести нельзя, оставить» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону
  • zooming
    2 / 3
    Кирпичный загородный дом/ 2 место
    © «Снести нельзя, оставить» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону
  • zooming
    3 / 3
    Кирпичный загородный дом/ 2 место
    © «Снести нельзя, оставить» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону

Кто такие «ненужные»? Это жилые дома ( названные ветхим жильем ). Те, кого проще снести, чем починить. Реставрация в привычном ее виде ничего не даст, городу нужно место для выгодный застройки. Но кто решил, что они уже не нужны этому миру? Как и любой человек они хотят жить дальше. может хотят что-то поменять и сделать другой свою жизнь. Снести, нельзя оставить или снести нельзя, оставить? Где лучше поставить запятую по вашему мнению? Каждому нужно давать шанс. Предлагается позволить этим домам жить дальше и сохранить частицу своего времени. Для этого нужна непривычная смена образа. Мы позволим этим объектам уйти и продолжить свою жизнь вне города. Предварительно мы укрепим их, пересоберем, придав более прогрессивный архитектурный облик. При этом мы оставляем опорные архитектурные элементы их времени, чтобы акцентарно сохранить детали определенной эпохи. Пусть их отпустит бесцеремонный городской прогресс, пусть они найдут себе уголок спокойствия в лесу...в горах...в поле.
Кирпичный загородный дом/ 3 место
«Жилой дом в лесу» 
Владимир Овчинников, Санкт-Петербург.
Кирпичный загородный дом/ 3 место
© «Жилой дом в лесу» Владимир Овчинников, Санкт-Петербург

В сердце густого леса, вдали от суеты и шумного мира, стоит кирпичный дом, идеально подходящий для семьи интроверта. Стены главного фасада, встречающего гостей, ощетинились 3-Д кладкой из черного кирпича, уподобляясь поведению хозяина в обществе. За темными глухими стенами, располагается набор помещений, рассчитанный на проживание семьи, состоящую из 3-х поколений.
  • zooming
    1 / 6
    Кирпичный загородный дом/ 3 место
    © «Жилой дом в лесу» Владимир Овчинников, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 6
    Кирпичный загородный дом/ 3 место
    © «Жилой дом в лесу» Владимир Овчинников, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 6
    Кирпичный загородный дом/ 3 место
    © «Жилой дом в лесу» Владимир Овчинников, Санкт-Петербург
  • zooming
    4 / 6
    Кирпичный загородный дом/ 3 место
    © «Жилой дом в лесу» Владимир Овчинников, Санкт-Петербург
  • zooming
    5 / 6
    Кирпичный загородный дом/ 3 место
    © «Жилой дом в лесу» Владимир Овчинников, Санкт-Петербург
  • zooming
    6 / 6
    Кирпичный загородный дом/ 3 место
    © «Жилой дом в лесу» Владимир Овчинников, Санкт-Петербург

Глава семьи – это IТ специалист, который устал от городской суеты и сбежал в тихое уединенное место вблизи небольшого провинциального города. Выбор его пал на густой лес вблизи города Пошехонья, Ярославской области. Внутри дом наполнен теплом и уютом. Просторная гостиная с камином становится идеальным местом для чтения книг или медитации. Мебель выполнена из натурального дерева, а мягкие текстуры создают атмосферу уюта. Кухня оборудована всем необходимым для приготовления простых блюд, а в столовой есть большой деревянный стол, за которым можно наслаждаться едой в одиночестве или в компании близких друзей.

Каждая комната продумана до мелочей: здесь есть личный кабинет для творчества и работы, а также небольшая библиотека с полками, заполненными любимыми книгами. Ванная комната оформлена в спокойных тонах, а душ с видом на лес позволяет расслабиться и забыть о повседневных заботах.

Главный фасад дома, обращенный к улице, представляет собой массивные глухие стены, выполненные из черного кирпича с трехмерной кладкой. В контрасте с ним, задний фасад, скрытый от посторонних глаз, оформлен в светлом кирпиче и украшен крупными окнами, из которых открываются великолепные виды на окружающий лес. Это архитектурное противопоставление отражает внутренний мир хозяина: несмотря на его замкнутость и отстранённость от общества, он является добрым и глубоким человеком, способным ценить красоту природы и находить утешение в уединении. Такой дом становится не только крепостью, но и отражением души своего владельца, где каждая деталь говорит о его характере и жизненных ценностях.
Кирпичный интерьер/ 2 место
«Пятый элемент» 
Сергей и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург.
Кирпичный интерьер/ 2 место
© «Пятый элемент» Сергей и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург

Концепция интерьера дома-крепости на холме «Пятый элемент». Одноэтажный кирпичный дом с фонарем в крыше, растущим живым деревом в центре пространства, панорамными окнами и ставнями, которые закрывают гостиную от непогоды и чужих глаз. Металл, дерево, вода, огонь и земля. Атриум стремится вверх, тянется к свету и воздуху. Во внутренней отделке присутствует кирпич, дерево, стекло.
  • zooming
    1 / 6
    Кирпичный интерьер/ 2 место
    © «Пятый элемент» Сергей и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 6
    Кирпичный интерьер/ 2 место
    © «Пятый элемент» Сергей и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 6
    Кирпичный интерьер/ 2 место
    © «Пятый элемент» Сергей и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург
  • zooming
    4 / 6
    Кирпичный интерьер/ 2 место
    © «Пятый элемент» Сергей и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург
  • zooming
    5 / 6
    Кирпичный интерьер/ 2 место
    © «Пятый элемент» Сергей и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург
  • zooming
    6 / 6
    Кирпичный интерьер/ 2 место
    © «Пятый элемент» Сергей и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург

В интерьере мы использовали природные материалы и оттенки. За счет высокого потолка и панорамного остекления человек чувствует себя комфортно и свободно, но в тоже время – безопасно. Создавая «вау» эффект при входе в пространство, мы все равно сохраняем приватность остальных зон. Весь интерьер проходит через призму природы. Сама концепция интерьера дома представляет собой цикл ПРИРОДА-ЧЕЛОВЕК. В окружающую природу мы вписываем дом с его общим пространством для человека, потом снова идет «часть природы» атриум с растением, после которого снова погружение в пространство человека.

Мощный инструмент в создании интерьера этого пространства – солнечный свет. Благодаря ажурной кирпичной кладки мы запускаем естественный свет в дом, создавая не просто красивую игру света и тени, а дозируем освещение, усиливая эффект приватности естественный свет в дом, создавая не просто красивую игру света и тени, а дозируем освещение, усиливая эффект приватности и ощущение безопасности.
Кирпичный интерьер/ 3 место
«Квартира фотографа» 
Анастасия Попова, Санкт-Петербург.
Кирпичный интерьер/ 3 место
© «Квартира фотографа» Анастасия Попова, Санкт-Петербург

Квартирой в Ленинградской области владеет молодой фотограф и его супруга. Сводчатый потолок помещения шестиметровой высоты дарит простор для создания двухуровневого пространства, освещённого панорамными арочными окнами. Форма арки повторяется в светильниках. Открытая просторная гостиная стала центром в едином пространстве квартиры. Кухня с отдельной кладовой переходит в столовую.
  • zooming
    1 / 3
    Кирпичный интерьер/ 3 место
    © «Квартира фотографа» Анастасия Попова, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 3
    Кирпичный интерьер/ 3 место
    © «Квартира фотографа» Анастасия Попова, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 3
    Кирпичный интерьер/ 3 место
    © «Квартира фотографа» Анастасия Попова, Санкт-Петербург

Зоны для работы фотографа: гардероб, гримерная, выходят к фотозоне. На антресолях находятся спальня с санузлом и гардеробом и рабочий кабинет с домашней библиотекой. Сочетание кирпича и стекла выступает лейтмотивом в интерьере. Кирпич используется в конструкции отдельных предметов мебели: кирпичная кладка на фасаде кухонного острова и журнальный столик на опоре из кирпича. Высокие сводчатые потолки подчёркнуты подвесными светильниками необычной формы.
Кирпичная реконструкция/ 2 место
«Арт-центр Guild Arts» 
Мария Кнутова и Наталия Мурашова, Санкт-Петербург.
zooming
Кирпичная реконструкция/ 2 место
© «Арт-центр Guild Arts» Мария Кнутова и Наталия Мурашова, Санкт-Петербург

Guild Arts – это современная гильдия, объединяющая художников и ремесленников, которые работают в едином пространстве. В основе концепции лежит идея поддержки традиций и создание условий для сотрудничества и обмена знаниями. Это место, где современное искусство и ремесло находят новые формы воплощения через традиции прошлого. Ремесленные мастерские / здание, наиболее сохранившее свой исторический облик, будет полностью отреставрировано и переоборудовано под ремесленные мастерские.
  • zooming
    1 / 3
    Кирпичная реконструкция/ 2 место
    © «Арт-центр Guild Arts» Мария Кнутова и Наталия Мурашова, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 3
    Кирпичная реконструкция/ 2 место
    © «Арт-центр Guild Arts» Мария Кнутова и Наталия Мурашова, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 3
    Кирпичная реконструкция/ 2 место
    © «Арт-центр Guild Arts» Мария Кнутова и Наталия Мурашова, Санкт-Петербург

Здесь мастера смогут работать, обучаться и передавать свои навыки новым поколениям, продолжая традиции. Выставочный комплекс / здание не является историческим, поэтому для его фасадов была выбрана облицовка кирпичом с декоративной кладкой, создающей визуальную связь с историческим контекстом.

Арт-резиденция станет местом для проживания и работы художников, приглашенных для участия в проектах. здание уже имеет пристроенный второй этаж, поэтому было принято решение облицевать его металлическими панелями.

Центр искусства керамики станет центральным элементом концепции – это пространство для современных художников-керамистов, где будут проходить выставки, образовательные проекты и мастер-классы. Центр станет платформой для создания сообщества, которое устанавливает высокие стандарты качества произведений, поддерживает художников, предоставляя ресурсы и площадки для их продвижения, а также вдохновляет на обмен опытом и совместное творчество.
Кирпичная реконструкция/ 3 место
«Храм всех святых» 
Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург.
Кирпичная реконструкция/ 3 место
© «Храм всех святых» Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург

Реставрация с частичной реконструкцией православного храма в Ленинградской области. «Храм Всех Святых » г. Гатчина, улица Солодухина, городское кладбище.
  • zooming
    1 / 7
    Кирпичная реконструкция/ 3 место
    © «Храм всех святых» Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 7
    Кирпичная реконструкция/ 3 место
    © «Храм всех святых» Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 7
    Кирпичная реконструкция/ 3 место
    © «Храм всех святых» Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург
  • zooming
    4 / 7
    Кирпичная реконструкция/ 3 место
    © «Храм всех святых» Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург
  • zooming
    5 / 7
    Кирпичная реконструкция/ 3 место
    © «Храм всех святых» Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург
  • zooming
    6 / 7
    Кирпичная реконструкция/ 3 место
    © «Храм всех святых» Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург
  • zooming
    7 / 7
    Кирпичная реконструкция/ 3 место
    © «Храм всех святых» Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург

Концепция данного проекта предполагает частичную реконструкцию с восстановлением уникальных утраченных конструкций и сохранением важных исторических элементов кирпичного сооружения дополняя утраты современным

Победители Кирпичного конкурса были награждены  денежными призами, дипломами подарками от партнеров мероприятия и авторскими кирпичами от художника-керамиста Андрея Шретера.

Экспертный совет: Евгений Новосадюк, партнер бюро «Студия 44» (Санкт-Петербург); Федор Опарин, архитектор, старший преподаватель кафедры архитектуры Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина; Камила Халитова, основатель студии концептуальной архитектуры BETON (Казань); Никита Асадов, архитектор бюро ASADOV (Москва); Анзор Берсиров, заместитель генерального директора по развитию Группы компаний «ТРЕСТ».

Жюри конкурса: Николай Смелков, декан факультета архитектуры Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина; Юлия Тарабарина, главный редактор «Архи.ру»; Степан Липгарт, основатель бюро Liphart Architects (Санкт-Петербург); Андрей Дойницын, руководитель бюро «Новая РАСА» (Ростов-на-Дону); Марсель Искандаров, архитектор и теоретик, член Градостроительного совета Казани; Андрей Кораблев, основатель бюро TOBE architects (Санкт-Петербург); Любовь Леонтьева, руководитель бюро ludi_architects (Санкт-Петербург); Петр Советников, партнер бюро KATARSIS Architects (Санкт-Петербург); Ирина Кащеева и Елизавета Михайлова, лауреаты Гран-при Кирпичного конкурса 2022 года; Юрий Хитров, руководитель компании «АРХИТАЙЛ Северо-Запад»; Владимир Фролов, директор издательского дома «Балтикум», главный редактор журнала «Проект Балтия». Председатель жюри главный архитектор Ленинградской области Сергей Лутченко.  

Партнер конкурса – бренд Faber Jar. Специальный партнер  – группа компаний «ТРЕСТ». Партнер номинации «Кирпичный городской дом» на церемонии награждения – «PROСВЕТ». Медиапартнер конкурса – ARK publishers. Информационные партнеры: Архи.ру, Architime, Санкт-Петербургский союз дизайнеров, Premio.Design. 

Сайт конкурса.
 

11 Января 2025

Похожие статьи
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
Технологии и материалы
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
Сейчас на главной
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.