Кирпич на вес золота

В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.

mainImg
Всероссийский открытый конкурс архитектурных проектов с применением кирпича, организованный издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад», в 2024 году проводился уже в четвертый раз. 

Молодые архитекторы и дизайнеры в возрасте до 35 лет соревновались в пяти номинациях:
  • «Кирпичный городской дом»
  • «Кирпичное общественное пространство»
  • «Кирпичный загородный дом»
  • «Кирпичный интерьер»
  • «Кирпичная реконструкция» – новая номинация, введенная в 2024 году
Всего на конкурс было подано 244 заявки и 120 проектов из двадцати городов России: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Нижний Новгород, Казань, Уфа, Екатеринбург, Краснодар, Владивосток, Красноярск, Ижевск, Иркутск, Новосибирск, Владикавказ, Тамбов, Барнаул, Белгород, Орск, Азов.

На площадке «Студии 42» культурно-делового пространства «Севкабель Порт»  проходила выставка 35 работ финалистов, выбранных экспертным советом.

Гран-при получил проект «Серая кольцевая» Анастасии Сергеевой и Владислава Лобко из Санкт-Петербурга.

Рассказываем подробней о победителях. 

Гран-при

«Серая кольцевая»
Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург.
zooming
Гран-при IV Кирпичного конкурса
© «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург

Промышленный серый пояс Петербурга дал название и цвет новой ветке метро. Серая кольцевая линия объединяет множество памятников промышленной краснокирпичной архитектуры, характерных для дореволюционного и советского периодов. Типовые спуски в метро располагаются в корпусах тех заводов и фабрик, названия которых они носят, таким образом вестибюлем метро становится сам краснокирпичный объект. Это явление отражает важный этап в истории города, когда промышленное производство, являясь основой экономики, формировало облик не только промышленных зон, но и всей городской ткани.
  • zooming
    1 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    4 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    5 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    6 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    7 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    8 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    9 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    10 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург
  • zooming
    11 / 11
    Гран-при IV Кирпичного конкурса
    © «Серая кольцевая» Анастасия Сергеева и Владислав Лобко, Санкт-Петербург

Станции кольцевой линии стали своего рода данью уважения промышленному прошлому города, и их названия связаны с крупнейшими предприятиями, которые когда-то играли ключевую роль в развитии Петербурга. Так, Пороховой завод дал название станции Пороховая, а знаменитый «Красный Треугольник», крупнейшее производство резины, – станцию Резинотрест. Названия станций метро не только наполняют маршруты исторически ми ассоциациями, но и подчеркивают взаимосвязь промышленного наследия и городской инфраструктуры.

Кирпичный городской дом/ победитель

«Тихое место» 
Алина Паршикова, Москва.
Кирпичный городской дом/ победитель
© «Тихое место» Алина Паршикова, Москва

Москва и Санкт-Петербург оказались перегружены ритмом современного города, поэтому возникла потребность сместить фокус внимания с двух столиц на города, являющиеся остановками Сапсана между ними: так, вокзальную территорию Вышнего Волочка предложили осмыслить как пространство для новой типологии жилья, когда дом находится в благоприятной транспортной доступности от мегаполиса, но не находится непосредственно в нем. Вышний Волочек – это большое количество кирпичных зданий – начиная от исторического вокзала и заканчивая торговыми рядами, театрами и музеями. Возникло предложение создать район, построенный на разнообразных сценариях использования дворов, становящимися центрами событиями.
  • zooming
    1 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    2 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    3 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    4 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    5 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    6 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    7 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    8 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    9 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    10 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва
  • zooming
    11 / 11
    Кирпичный городской дом/ победитель
    © «Тихое место» Алина Паршикова, Москва

Проект «Тихое место» – это возможность в активном новом районе побыть наедине с собой как жителю дома, так и гостю. В Вышнем Волочке одним из морфотипов является «внутриквартальное здание» – типология, когда во внутриквартальной застройке возникает одна затерянная секция. На основе этой типологии был разработан «затерянный дом» – тихое место, где каждый имеет право побыть в одиночестве. Дом построен исходя из «права горожанина на уединение»: таким образом, ступенчатая структура зиккурата сформировала вариативную планировку квартир, а также предоставив городу альтернативный вертикальный маршрут и видовую площадку. Дом работает по принципу монастыря в городе, создавая пространство уединения на разных уровнях – от публичного (купольное пространство на первом этаже) к личному (в квартире). Дом затерян, и его трудно найти. В доме 14 входов и 12 квартир: только жильцы знают свой вход, остальные могут пройти по внутреннему сквозному проходу в городской сад. Камерное пространство квартиры решено за счет функциональных ниш в стенах: кирпич, будучи штучным материалом, создаёт человеческий масштаб и отсылает к сводчатым пространствам келий. Толстые стены – изолируют, защищают, но и становятся пространством как таковым...

Кирпичное общественное пространство/ победитель

«Буян» 
Петр Иванов и Александр Черкашин, Санкт-Петербург.
zooming
Кирпичное общественное пространство/ победитель
© «Буян» Петр Иванов и Александр Черкашин, Санкт-Петербург

Буян – это утопический проект о том, как могли бы выглядеть общественные зеленые пространства в Санкт-Петербурге. Не хитрыми средствами любое руинированное здание (которых в нашем города не мало) превращается в живописный парк с гравюр Пиранези. Главное – дать волю природе!
  • zooming
    1 / 5
    Кирпичное общественное пространство/ победитель
    © «Буян» Петр Иванов и Александр Черкашин, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 5
    Кирпичное общественное пространство/ победитель
    © «Буян» Петр Иванов и Александр Черкашин, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 5
    Кирпичное общественное пространство/ победитель
    © «Буян» Петр Иванов и Александр Черкашин, Санкт-Петербург
  • zooming
    4 / 5
    Кирпичное общественное пространство/ победитель
    © «Буян» Петр Иванов и Александр Черкашин, Санкт-Петербург
  • zooming
    5 / 5
    Кирпичное общественное пространство/ победитель
    © «Буян» Петр Иванов и Александр Черкашин, Санкт-Петербург

В данном случае был выбран участок бывшего Сального буяна в историческом районе Коломна на реке Пряжка, заново прорыты каналы и заодно на фундаменте здания буяна, построенного по проекту Тома де Томона, спроектирована оранжерея. Место это было выбрано неслучайно, на этом месте в конце XVIII века располагались цветущие сады купца Гутуева, которые были видны со всякого судна, входившего в Неву. Позже на их месте было возведено здание буяна для хранения сала. Как известно, сало хранилось в бочках и глиняных горшках, отсюда причудливые кирпичные объемы, которые служат «сосудами» для различных растений. Эти объекты выложены из кирпича таким образом, что растениям удобно цепляться своими корнями за их поверхность. Солнечный свет проходит сквозь отверстия в кирпичной кладке. Кирпич обеспечивает теплую и защищенную среду для растений. В проекте применяется кирпич из каталога компании АРХИТАЙЛ.

Кирпичный загородный дом/ победитель

«Между» 
Ульяна Савельева и Радимир Тюлькин​, Санкт-Петербург.
zooming
Кирпичный загородный дом/ победитель
© «Между» Ульяна Савельева и Радимир Тюлькин​, Санкт-Петербург

Дом отшельника стоит на самой границе города и леса, словно мост между двумя мирами. Одна его часть встроена в старую кирпичную стену, обращенную к городу.
  • zooming
    1 / 3
    Кирпичный загородный дом/ победитель
    © «Между» Ульяна Савельева и Радимир Тюлькин​, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 3
    Кирпичный загородный дом/ победитель
    © «Между» Ульяна Савельева и Радимир Тюлькин​, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 3
    Кирпичный загородный дом/ победитель
    © «Между» Ульяна Савельева и Радимир Тюлькин​, Санкт-Петербург

Это место, наполненное следами цивилизации: здесь стоят полки с книгами, которые он когда-то привез с собой, старое кресло, стол и медный подсвечник. Здесь он читает по вечерам, погружаясь в мысли.

Другая часть дома – деревянная, она постепенно растет в сторону леса. Здесь все создано его руками: простая кровать, полки для сушёных трав и ягод, самодельный очаг, где он готовит пищу. Эта часть дома жива, она дышит вместе с природой, каждое новое бревно словно становится продолжением леса. Здесь отшельник чувствует себя свободным, его тело и дух расслабляются. Каждое утро он поднимается на стену, как на границу между двумя реальностями. С одной стороны – город, который медленно приближается. С другой стороны – лес, спокойный, неизменный, где он находит свой покой.

Отшельник смотрит на миры вокруг себя и понимает, что его дом, словно зеркало, отражает это разделение. Один мир, полный шума и движения, другой – наполненный тишиной и жизнью, которая не требует спешки. Он живет на этой границе, не принадлежит полностью ни городу, ни лесу, но находит баланс в их противоречиях...

Кирпичный интерьер/ победитель

Первое место не присуждалось.

Кирпичная реконструкция/ победитель

«Сон о дымовых трубах и дирижаблях» 
Владислав Лобко и Екатерина Румак, Санкт-Петербург.
Кирпичная реконструкция/ победитель
© «Сон о дымовых трубах и дирижаблях» Владислав Лобко и Екатерина Румак, Санкт-Петербург

Кирпичные дымовые трубы являлись неотъемлемой частью любого промышленного города тира. Эти конструкции, когда-то служившие для отвода дыма от заводских предприятий, сегодня представляют собой объекты культурной ценности, которые рассказывают о развитии городской инфраструктуры и экономической жизни города ушедших эпох. В настоящее время неиспользуемые трубы в лучшем случае – декорация для городской среды, а в худшем и вовсе лишний артефакт.
  • zooming
    1 / 4
    Кирпичная реконструкция/ победитель
    © «Сон о дымовых трубах и дирижаблях» Владислав Лобко и Екатерина Румак, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 4
    Кирпичная реконструкция/ победитель
    © «Сон о дымовых трубах и дирижаблях» Владислав Лобко и Екатерина Румак, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 4
    Кирпичная реконструкция/ победитель
    © «Сон о дымовых трубах и дирижаблях» Владислав Лобко и Екатерина Румак, Санкт-Петербург
  • zooming
    4 / 4
    Кирпичная реконструкция/ победитель
    © «Сон о дымовых трубах и дирижаблях» Владислав Лобко и Екатерина Румак, Санкт-Петербург

Проект на примере Санкт-Петербурга демонстрирует возможность реконструкции труб города, с целью их сохранения. В проекте также затронута транспортная проблема современной городской среды. Дирижабли служат «небесным общественным транспортом», остановки которого – те самые дымовые трубы. Их использование не только снизит нагрузку на уже перегруженные улицы, но и добавит новую визуальную составляющую в городской пейзаж. Особенность дирижабля в тот, что для него нет необходимости приземляться ради загрузки и выгрузки пассажиров, достаточно лишь состыковаться с посадочным пунктом.
Кирпичный городской дом/ 2 место
«Дом Нафа» 
Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону.
Кирпичный городской дом/ 2 место
© «Дом Нафа» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону

Самая лучшая реклама кирпича – известная сказка для маленьких детей «три поросенка». Почему дом третьего героя выстоял в схватке с волком? Наф говорил, что его дом крепость, а самый надежный для этого материал именно кирпич. С развитием технологий и интернета человеку некуда спрятаться, ведь его везде найдут. а что если дом станет личной крепостью, которая надежно спрячет от чужих глаз? Абсурдная идея городского дома, основанная на переосмыслении образа крепости, зажатый между высоток...нет привычных окон, нет привычных дверей – только кирпич.
  • zooming
    1 / 4
    Кирпичный городской дом/ 2 место
    © «Дом Нафа» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону
  • zooming
    2 / 4
    Кирпичный городской дом/ 2 место
    © «Дом Нафа» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону
  • zooming
    3 / 4
    Кирпичный городской дом/ 2 место
    © «Дом Нафа» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону
  • zooming
    4 / 4
    Кирпичный городской дом/ 2 место
    © «Дом Нафа» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону

Дом Нафа – гиперболизированный образ крепости, наполненный как обитаемыми пространствами, так и сетью бессмысленных лимитивных пространств, призванных запутать незнакомцев. кирпич в этом доме, как матрица, из которой рождается каждая его составляющая – каркас, светопропускающие элементы, даже двери. Узкая коробка дома наполнена разнообразными по форме пространствами и переходами, часто ненормативной высоты, глубины или расположения. Однако это не мешает жильцам, ведь такое экспериментальное формирование пространства позволяет использовать его более многогранно. А вот непрошенным гостям придется сильно постараться, чтобы найти жильца или его богатства в этом доме, не испугавшись пространств, балансирующих между реальностью и чистейшим абсурдом.
Кирпичный городской дом/ 3 место
«Сонмище» 
Надина Сардарова, Москва.
zooming
Кирпичный городской дом/ 3 место
© «Сонмище» Надина Сардарова, Москва

Сон – маленькая репетиция смерти. Человек проводит во сне около 20 лет своей жизни. Пребывание во сне покрыто завесой тайны по сей день, науке еще не удалось разгадать ее. Функциональная наполненность Сонмища сложена из рекомендаций, улучшающих сон, а именно, чтение, медитации и йога. Клуб дарит разный опыт сна – на весу, на татами, в комнате. Снаружи он и сам спит, сконцентрировавшись на действе сна внутри. Созвучно тезису, прообразом Сонмища послужили реконструкции мавзолеев в Галикарнасе, Адриана, Августа и Диоклетиана.
  • zooming
    1 / 7
    Кирпичный городской дом/ 3 место
    © «Сонмище» Надина Сардарова, Москва
  • zooming
    2 / 7
    Кирпичный городской дом/ 3 место
    © «Сонмище» Надина Сардарова, Москва
  • zooming
    3 / 7
    Кирпичный городской дом/ 3 место
    © «Сонмище» Надина Сардарова, Москва
  • zooming
    4 / 7
    Кирпичный городской дом/ 3 место
    © «Сонмище» Надина Сардарова, Москва
  • zooming
    5 / 7
    Кирпичный городской дом/ 3 место
    © «Сонмище» Надина Сардарова, Москва
  • zooming
    6 / 7
    Кирпичный городской дом/ 3 место
    © «Сонмище» Надина Сардарова, Москва
  • zooming
    7 / 7
    Кирпичный городской дом/ 3 место
    © «Сонмище» Надина Сардарова, Москва
Кирпичное общественное пространство/ 2 место
«Мемориальный сквер первым строителям Петербурга» 
Ангелина Стукалина и Петер Элверум, Санкт-Петербург.
Кирпичное общественное пространство/ 2 место
© «Мемориальный сквер первым строителям Петербурга» Ангелина Стукалина и Петер Элверум, Санкт-Петербург

Архитекторы часто стремятся создать проекты, которые станут важными символами территории. Однако время неизбежно вносит свои изменения. Любые архитектурные объекты – это слои истории, накладывающиеся друг на друга. Яркий пример – участок на пересечении Сытнинской и Кронверкской улиц, где когда-то находились деревянная церковь и доходные дома. 
  • zooming
    1 / 4
    Кирпичное общественное пространство/ 2 место
    © «Мемориальный сквер первым строителям Петербурга» Ангелина Стукалина и Петер Элверум, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 4
    Кирпичное общественное пространство/ 2 место
    © «Мемориальный сквер первым строителям Петербурга» Ангелина Стукалина и Петер Элверум, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 4
    Кирпичное общественное пространство/ 2 место
    © «Мемориальный сквер первым строителям Петербурга» Ангелина Стукалина и Петер Элверум, Санкт-Петербург
  • zooming
    4 / 4
    Кирпичное общественное пространство/ 2 место
    © «Мемориальный сквер первым строителям Петербурга» Ангелина Стукалина и Петер Элверум, Санкт-Петербург

При подготовке территории к новому строительству были обнаружены скелеты 255 рабочих, участвовавших в строительстве Санкт-Петербурга. Находка изменила планы застройщиков, и теперь участок остается заброшенным. Горожане предлагают создать здесь общественный сад или мемориал, но ни одна идея пока не реализована.

Мы предлагаем проект мемориального сквера, который станет местом памяти и общения. Концепция предполагает постепенное понижение ландшафта с кирпичными ступенями, символизируя уход вглубь истории. В центре участка будет «остров» деревьев – живой памятник первостроителям города. Посетители смогут пройти по площади, покрытой кирпичом, и постепенно погрузиться в атмосферу прошлого, отрываясь от современного контекста. Этот проект объединяет память о прошлом и функции общественного пространства, создавая гармонию между историей и современностью.
Кирпичное общественное пространство/ 3 место
«Красный курильщик» 
Данил Ткачев и Милена Колесникова, Москва.
Кирпичное общественное пространство/ 3 место
© «Красный курильщик» Данил Ткачев и Милена Колесникова, Москва

«...таким образом, Фудзияма, последний раз извергавшаяся в 1708 году, все еще представляет опасность для жителей вокруг, так как поведение спящего вулкана непредсказуемо и неконтролируемо...», – вещали новости, пока я доедал завтрак, а мама доглаживала рубашку. По дороге в школу, на перекрестке, глаз неизменно цеплялся за кирпичную громаду, которая нависала над городом и, казалось, красной иглой готова была проколоть серое ноябрьское небо. Оперевшись на бардачок, я спросил: – Мам, а когда она извергалась в последний раз? – Дорогой, она не извергается, – улыбнулась она «Видимо, спящий» – подумал я.
  • zooming
    1 / 4
    Кирпичное общественное пространство/ 3 место
    © «Красный курильщик» Данил Ткачев и Милена Колесникова, Москва
  • zooming
    2 / 4
    Кирпичное общественное пространство/ 3 место
    © «Красный курильщик» Данил Ткачев и Милена Колесникова, Москва
  • zooming
    3 / 4
    Кирпичное общественное пространство/ 3 место
    © «Красный курильщик» Данил Ткачев и Милена Колесникова, Москва
  • zooming
    4 / 4
    Кирпичное общественное пространство/ 3 место
    © «Красный курильщик» Данил Ткачев и Милена Колесникова, Москва

Дымовая труба бывшего завода пластиков в Лефортово, ныне заброшенная, переоборудуется в новое общественное пространство. На стальной стержень [лифтовая шахта, коммуникации] нанизываются 17 комнат, каждая из которых отвечает потребностям пестрого состава района: рабочих, семей с детьми, студентов, гостей на Москве-Товарной. По принципу вертикальной схизмы эти пространства не зависят друг от друга: проехав дополнительный этаж, мы окажемся в саду вместо библиотеки. Структура разделена на три общих блока: досуговый, образовательный и рекреационный снизу-вверх соответственно. Оболочка трубы с внутренней стороны укрепляется новыми слоями кирпичной кладки. Прилегающий двор и МАФы также укладываются кирпичом.
Кирпичный загородный дом/ 2 место
«Снести нельзя, оставить» 
Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону.
Кирпичный загородный дом/ 2 место
© «Снести нельзя, оставить» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону

Вы когда-нибудь сравнивали дом с человеком? Оказывается, мы так похожи. Когда мы стареем – жизнь меняется. Есть те, о ком заботятся, кого любят и могут защитить. а есть те, кого бросают доживать свой век. «Ненужных» никто не спрашивает, их вытесняют и подводят к определенной черте.
  • zooming
    1 / 3
    Кирпичный загородный дом/ 2 место
    © «Снести нельзя, оставить» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону
  • zooming
    2 / 3
    Кирпичный загородный дом/ 2 место
    © «Снести нельзя, оставить» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону
  • zooming
    3 / 3
    Кирпичный загородный дом/ 2 место
    © «Снести нельзя, оставить» Елизавета Зубенко, Ростов-на-Дону

Кто такие «ненужные»? Это жилые дома ( названные ветхим жильем ). Те, кого проще снести, чем починить. Реставрация в привычном ее виде ничего не даст, городу нужно место для выгодный застройки. Но кто решил, что они уже не нужны этому миру? Как и любой человек они хотят жить дальше. может хотят что-то поменять и сделать другой свою жизнь. Снести, нельзя оставить или снести нельзя, оставить? Где лучше поставить запятую по вашему мнению? Каждому нужно давать шанс. Предлагается позволить этим домам жить дальше и сохранить частицу своего времени. Для этого нужна непривычная смена образа. Мы позволим этим объектам уйти и продолжить свою жизнь вне города. Предварительно мы укрепим их, пересоберем, придав более прогрессивный архитектурный облик. При этом мы оставляем опорные архитектурные элементы их времени, чтобы акцентарно сохранить детали определенной эпохи. Пусть их отпустит бесцеремонный городской прогресс, пусть они найдут себе уголок спокойствия в лесу...в горах...в поле.
Кирпичный загородный дом/ 3 место
«Жилой дом в лесу» 
Владимир Овчинников, Санкт-Петербург.
Кирпичный загородный дом/ 3 место
© «Жилой дом в лесу» Владимир Овчинников, Санкт-Петербург

В сердце густого леса, вдали от суеты и шумного мира, стоит кирпичный дом, идеально подходящий для семьи интроверта. Стены главного фасада, встречающего гостей, ощетинились 3-Д кладкой из черного кирпича, уподобляясь поведению хозяина в обществе. За темными глухими стенами, располагается набор помещений, рассчитанный на проживание семьи, состоящую из 3-х поколений.
  • zooming
    1 / 6
    Кирпичный загородный дом/ 3 место
    © «Жилой дом в лесу» Владимир Овчинников, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 6
    Кирпичный загородный дом/ 3 место
    © «Жилой дом в лесу» Владимир Овчинников, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 6
    Кирпичный загородный дом/ 3 место
    © «Жилой дом в лесу» Владимир Овчинников, Санкт-Петербург
  • zooming
    4 / 6
    Кирпичный загородный дом/ 3 место
    © «Жилой дом в лесу» Владимир Овчинников, Санкт-Петербург
  • zooming
    5 / 6
    Кирпичный загородный дом/ 3 место
    © «Жилой дом в лесу» Владимир Овчинников, Санкт-Петербург
  • zooming
    6 / 6
    Кирпичный загородный дом/ 3 место
    © «Жилой дом в лесу» Владимир Овчинников, Санкт-Петербург

Глава семьи – это IТ специалист, который устал от городской суеты и сбежал в тихое уединенное место вблизи небольшого провинциального города. Выбор его пал на густой лес вблизи города Пошехонья, Ярославской области. Внутри дом наполнен теплом и уютом. Просторная гостиная с камином становится идеальным местом для чтения книг или медитации. Мебель выполнена из натурального дерева, а мягкие текстуры создают атмосферу уюта. Кухня оборудована всем необходимым для приготовления простых блюд, а в столовой есть большой деревянный стол, за которым можно наслаждаться едой в одиночестве или в компании близких друзей.

Каждая комната продумана до мелочей: здесь есть личный кабинет для творчества и работы, а также небольшая библиотека с полками, заполненными любимыми книгами. Ванная комната оформлена в спокойных тонах, а душ с видом на лес позволяет расслабиться и забыть о повседневных заботах.

Главный фасад дома, обращенный к улице, представляет собой массивные глухие стены, выполненные из черного кирпича с трехмерной кладкой. В контрасте с ним, задний фасад, скрытый от посторонних глаз, оформлен в светлом кирпиче и украшен крупными окнами, из которых открываются великолепные виды на окружающий лес. Это архитектурное противопоставление отражает внутренний мир хозяина: несмотря на его замкнутость и отстранённость от общества, он является добрым и глубоким человеком, способным ценить красоту природы и находить утешение в уединении. Такой дом становится не только крепостью, но и отражением души своего владельца, где каждая деталь говорит о его характере и жизненных ценностях.
Кирпичный интерьер/ 2 место
«Пятый элемент» 
Сергей и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург.
Кирпичный интерьер/ 2 место
© «Пятый элемент» Сергей и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург

Концепция интерьера дома-крепости на холме «Пятый элемент». Одноэтажный кирпичный дом с фонарем в крыше, растущим живым деревом в центре пространства, панорамными окнами и ставнями, которые закрывают гостиную от непогоды и чужих глаз. Металл, дерево, вода, огонь и земля. Атриум стремится вверх, тянется к свету и воздуху. Во внутренней отделке присутствует кирпич, дерево, стекло.
  • zooming
    1 / 6
    Кирпичный интерьер/ 2 место
    © «Пятый элемент» Сергей и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 6
    Кирпичный интерьер/ 2 место
    © «Пятый элемент» Сергей и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 6
    Кирпичный интерьер/ 2 место
    © «Пятый элемент» Сергей и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург
  • zooming
    4 / 6
    Кирпичный интерьер/ 2 место
    © «Пятый элемент» Сергей и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург
  • zooming
    5 / 6
    Кирпичный интерьер/ 2 место
    © «Пятый элемент» Сергей и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург
  • zooming
    6 / 6
    Кирпичный интерьер/ 2 место
    © «Пятый элемент» Сергей и Вероника Горпинич, Санкт-Петербург

В интерьере мы использовали природные материалы и оттенки. За счет высокого потолка и панорамного остекления человек чувствует себя комфортно и свободно, но в тоже время – безопасно. Создавая «вау» эффект при входе в пространство, мы все равно сохраняем приватность остальных зон. Весь интерьер проходит через призму природы. Сама концепция интерьера дома представляет собой цикл ПРИРОДА-ЧЕЛОВЕК. В окружающую природу мы вписываем дом с его общим пространством для человека, потом снова идет «часть природы» атриум с растением, после которого снова погружение в пространство человека.

Мощный инструмент в создании интерьера этого пространства – солнечный свет. Благодаря ажурной кирпичной кладки мы запускаем естественный свет в дом, создавая не просто красивую игру света и тени, а дозируем освещение, усиливая эффект приватности естественный свет в дом, создавая не просто красивую игру света и тени, а дозируем освещение, усиливая эффект приватности и ощущение безопасности.
Кирпичный интерьер/ 3 место
«Квартира фотографа» 
Анастасия Попова, Санкт-Петербург.
Кирпичный интерьер/ 3 место
© «Квартира фотографа» Анастасия Попова, Санкт-Петербург

Квартирой в Ленинградской области владеет молодой фотограф и его супруга. Сводчатый потолок помещения шестиметровой высоты дарит простор для создания двухуровневого пространства, освещённого панорамными арочными окнами. Форма арки повторяется в светильниках. Открытая просторная гостиная стала центром в едином пространстве квартиры. Кухня с отдельной кладовой переходит в столовую.
  • zooming
    1 / 3
    Кирпичный интерьер/ 3 место
    © «Квартира фотографа» Анастасия Попова, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 3
    Кирпичный интерьер/ 3 место
    © «Квартира фотографа» Анастасия Попова, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 3
    Кирпичный интерьер/ 3 место
    © «Квартира фотографа» Анастасия Попова, Санкт-Петербург

Зоны для работы фотографа: гардероб, гримерная, выходят к фотозоне. На антресолях находятся спальня с санузлом и гардеробом и рабочий кабинет с домашней библиотекой. Сочетание кирпича и стекла выступает лейтмотивом в интерьере. Кирпич используется в конструкции отдельных предметов мебели: кирпичная кладка на фасаде кухонного острова и журнальный столик на опоре из кирпича. Высокие сводчатые потолки подчёркнуты подвесными светильниками необычной формы.
Кирпичная реконструкция/ 2 место
«Арт-центр Guild Arts» 
Мария Кнутова и Наталия Мурашова, Санкт-Петербург.
zooming
Кирпичная реконструкция/ 2 место
© «Арт-центр Guild Arts» Мария Кнутова и Наталия Мурашова, Санкт-Петербург

Guild Arts – это современная гильдия, объединяющая художников и ремесленников, которые работают в едином пространстве. В основе концепции лежит идея поддержки традиций и создание условий для сотрудничества и обмена знаниями. Это место, где современное искусство и ремесло находят новые формы воплощения через традиции прошлого. Ремесленные мастерские / здание, наиболее сохранившее свой исторический облик, будет полностью отреставрировано и переоборудовано под ремесленные мастерские.
  • zooming
    1 / 3
    Кирпичная реконструкция/ 2 место
    © «Арт-центр Guild Arts» Мария Кнутова и Наталия Мурашова, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 3
    Кирпичная реконструкция/ 2 место
    © «Арт-центр Guild Arts» Мария Кнутова и Наталия Мурашова, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 3
    Кирпичная реконструкция/ 2 место
    © «Арт-центр Guild Arts» Мария Кнутова и Наталия Мурашова, Санкт-Петербург

Здесь мастера смогут работать, обучаться и передавать свои навыки новым поколениям, продолжая традиции. Выставочный комплекс / здание не является историческим, поэтому для его фасадов была выбрана облицовка кирпичом с декоративной кладкой, создающей визуальную связь с историческим контекстом.

Арт-резиденция станет местом для проживания и работы художников, приглашенных для участия в проектах. здание уже имеет пристроенный второй этаж, поэтому было принято решение облицевать его металлическими панелями.

Центр искусства керамики станет центральным элементом концепции – это пространство для современных художников-керамистов, где будут проходить выставки, образовательные проекты и мастер-классы. Центр станет платформой для создания сообщества, которое устанавливает высокие стандарты качества произведений, поддерживает художников, предоставляя ресурсы и площадки для их продвижения, а также вдохновляет на обмен опытом и совместное творчество.
Кирпичная реконструкция/ 3 место
«Храм всех святых» 
Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург.
Кирпичная реконструкция/ 3 место
© «Храм всех святых» Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург

Реставрация с частичной реконструкцией православного храма в Ленинградской области. «Храм Всех Святых » г. Гатчина, улица Солодухина, городское кладбище.
  • zooming
    1 / 7
    Кирпичная реконструкция/ 3 место
    © «Храм всех святых» Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург
  • zooming
    2 / 7
    Кирпичная реконструкция/ 3 место
    © «Храм всех святых» Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург
  • zooming
    3 / 7
    Кирпичная реконструкция/ 3 место
    © «Храм всех святых» Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург
  • zooming
    4 / 7
    Кирпичная реконструкция/ 3 место
    © «Храм всех святых» Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург
  • zooming
    5 / 7
    Кирпичная реконструкция/ 3 место
    © «Храм всех святых» Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург
  • zooming
    6 / 7
    Кирпичная реконструкция/ 3 место
    © «Храм всех святых» Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург
  • zooming
    7 / 7
    Кирпичная реконструкция/ 3 место
    © «Храм всех святых» Тимур Тлукашев и София Петрова, Санкт-Петербург

Концепция данного проекта предполагает частичную реконструкцию с восстановлением уникальных утраченных конструкций и сохранением важных исторических элементов кирпичного сооружения дополняя утраты современным

Победители Кирпичного конкурса были награждены  денежными призами, дипломами подарками от партнеров мероприятия и авторскими кирпичами от художника-керамиста Андрея Шретера.

Экспертный совет: Евгений Новосадюк, партнер бюро «Студия 44» (Санкт-Петербург); Федор Опарин, архитектор, старший преподаватель кафедры архитектуры Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина; Камила Халитова, основатель студии концептуальной архитектуры BETON (Казань); Никита Асадов, архитектор бюро ASADOV (Москва); Анзор Берсиров, заместитель генерального директора по развитию Группы компаний «ТРЕСТ».

Жюри конкурса: Николай Смелков, декан факультета архитектуры Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина; Юлия Тарабарина, главный редактор «Архи.ру»; Степан Липгарт, основатель бюро Liphart Architects (Санкт-Петербург); Андрей Дойницын, руководитель бюро «Новая РАСА» (Ростов-на-Дону); Марсель Искандаров, архитектор и теоретик, член Градостроительного совета Казани; Андрей Кораблев, основатель бюро TOBE architects (Санкт-Петербург); Любовь Леонтьева, руководитель бюро ludi_architects (Санкт-Петербург); Петр Советников, партнер бюро KATARSIS Architects (Санкт-Петербург); Ирина Кащеева и Елизавета Михайлова, лауреаты Гран-при Кирпичного конкурса 2022 года; Юрий Хитров, руководитель компании «АРХИТАЙЛ Северо-Запад»; Владимир Фролов, директор издательского дома «Балтикум», главный редактор журнала «Проект Балтия». Председатель жюри главный архитектор Ленинградской области Сергей Лутченко.  

Партнер конкурса – бренд Faber Jar. Специальный партнер  – группа компаний «ТРЕСТ». Партнер номинации «Кирпичный городской дом» на церемонии награждения – «PROСВЕТ». Медиапартнер конкурса – ARK publishers. Информационные партнеры: Архи.ру, Architime, Санкт-Петербургский союз дизайнеров, Premio.Design. 

Сайт конкурса.
 

11 Января 2025

Похожие статьи
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.