Между креативом и идеалом

Проектное бюро АПЕКС вводит практику внутренних конкурсов. Рассказываем об одном таком конкурсе на участок рядом с территорией проекта Herzog & de Meuron. Рассказываем о конкурсе и о том, как отличаются подходы начинающих и опытных архитекторов.

mainImg
Архитектор:
Антон Бондаренко
Мастерская:
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12
Россия, Москва, Кутузовский просп., 12

Авторский коллектив:
Генеральный директор: Ю.М. Матвеев
Руководитель архитектурной мастерской: А.Г. Бондаренко
Главный архитектор проекта: И.А. Анохин

2018

Заказчик: ООО «Дивинус иммобила»
«Апекс» – крупное проектное бюро, сейчас здесь работает 116 архитекторов. Такой большой ресурс позволяет выполнять одновременно значительный объем работ: сейчас на разных стадиях проектирования в бюро находятся 46 объектов. Как правило, задание сразу передают проектной группе во главе с ГАПом, так что зачастую сотрудники мало осведомлены о проектах, разрабатываемых их коллегами. Такого рода разделение ролей и иерархия – обычная особенность устройства архитектурной мастерской, она делает коллектив управляемым и сроки предсказуемыми, но зачастую сдерживает творческий потенциал из-за привычки к рутине. Не удивительно, что в последнее время – а в общем-то, уже начиная с 2000-х, разные бюро, особенно большие, начали развивать практику внутренних конкурсов: таких, когда все сотрудники могут поработать над концепцией.

В АПЕКСе практика внутренних конкурсов введена недавно, первый опыт, когда всем архитекторам, независимо от стажа и статуса, предложили поработать над фасадами ТПУ, оказался удачным, и руководители бюро решили предложить для внутреннего конкурса более сложный проект – комплексную жилую застройку на Кутузовском проспекте, 12, часть территории Бадаевского завода, рядом с территорией нашумевшего недавно проекта Herzog & de Meuron – сопровождением которого занимается также АПЕКС. В конкурсе поучаствовали 20 сотрудников, шестая, примерно, часть коллектива, что, по словам главы архитектурного подразделения бюро Антона Бондаренко, много – и такой интерес объясняется, вероятно, популярностью темы жилого строительства в целом. Хотя соседство с комплексом авторства мировых звезд также стало для стимулом для участия сотрудников в конкурсе.

Предыстория
Концепции развития территории Бадаевского завода разрабатывают не первый год: с ней работали ABD architects, «Остоженка», «ГРАН», – однако все они были сделаны еще до получения ГПЗУ. А вот когда оно было составлено, территория распалась на несколько независимых участков с проектами, реализуемыми в несколько этапов.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Схема расположения участка © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Опорный план © «Проектное бюро АПЕКС»


Участок, с которым АПЕКС работал методом внутреннего конкурса, примыкает к южной границе территории проекта Herzog & de Meuron и вдвое меньше его по площади – 3 га. Его сложносочиненные контуры в целом приближаются к треугольнику с острыми углами на западе и востоке. Острый западным угол выходит к Москве-реке, а изрезанная углами юго-восточная граница почти параллельна Кутузовскому, вторгаясь во двор «сталинского» дома номер 8. С этой стороны территория примыкает к еще одной стройке – здесь, за офисом продаж Lamborghini, возводится клубный дом с алюминиевыми колоннами, по проекту Цимайло и Ляшенко.

Словом, участок близок к Садовому, рядом с рекой, но расположен в глубине дворов и на красную линию проспекта нигде не выходит. Заказчик проекта – группа «Абсолют», попросил разработать архитектурную концепцию за два месяца.

Условия внутреннего конкурса
Итак, архитекторам-участникам конкурса предложили разместить на 3 га 107 000 м2 жилья с высотным ограничением в 75 м. Концепцию нужно было закончить за неделю.

Предполагается, что вся необходимая инфраструктура, в том числе ритейл и общественные пространства, будут сосредоточены на соседнем участке Бадаевского завода. В исходных данных присутствовали и другие ограничения, продиктованные существующей застройкой или партнерскими договоренностями с застройщиками соседних участков. 

Свобода выбора
Работа над концепцией не предполагала отрыва от текущего рабочего процесса. Предполагалось также, что автор выигравшей концепции, помимо денежного вознаграждения, получит возможность вести этот проект дальше.

У участников была свобода как в отношении собственно архитектуры – планировочных решений, фасадов, так и в подаче материала. Всего на конкурс представили 28 предложений, лишь одно из которых разрабатывалось в команде из трех человек, а остальные были созданы в индивидуальном порядке. Среди них – работы и студентов, проходящих стажировку в бюро, и молодых специалистов после института, и опытных архитекторов. Проекты отличаются разной степенью проработанности, отношением к подаче, анализу территории, расчетами квартирографии, соответствием ГПЗУ, составом проекта. Кто-то сосредоточился на «посадке» домов на участке, а кто-то подумал и над частными вариантами апартаментов (например, расположенных под скатной кровлей); проект мог быть представлен на одном листе или собран в альбом, а в одном случае концепция сопровождалась макетом.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 1. 3D виды © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 1. 3D виды © «Проектное бюро АПЕКС»


«Мы не хотели ограничивать творческую фантазию участников, нам было важно получить свежий взгляд на территорию и новые идеи. Работы вчерашних выпускников часто не учитывали инсоляцию или квадратные метры площадей, но были интересны с точки зрения подхода к решению задачи – они были более концептуальны. Многие из них отличались красивой подачей», – комментирует разнообразие предложений Антон Бондаренко.

Варианты
Уже в названиях проектов в той или иной степени отражается их содержание: например, название «Вобла» обыгрывает форму участка и расстановку домов, напоминающую в плане скелет рыбы, а в Shift-city планировочное решение стало реакцией на морфотип существующей и перспективной застройки.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 5. Принципиальные схемы. Рабочее название проекта «Вобла», автор А. Пивень. © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 5. Визуализация. Рабочее название проекта «Вобла», автор А. Пивень. © «Проектное бюро АПЕКС»


Мегаструктуры, блочные дома и даже таунхаузы в сочетании с многоэтажками – каждый из предложенных генпланов был основан на изучении связей с соседними участками и видовыми раскрытиями.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Формирование идеи. Рабочее название проекта O.A.S.I.S., автор В. Пепанян. © «Проектное бюро АПЕКС»


Один из проектов предлагал генплан-отражение силуэта соседнего квартала через зеркало бульвара. Именно этот вариант стал фаворитом заказчика.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Авторы: И. Дудко, С. Хазова, Т. Романова. Конкурсное предложение. © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Поиск идей (вариант 10). Лист с проектом И. Дудко, С. Хазовой, Т. Романовой, вошедший в конечный альбом. © «Проектное бюро АПЕКС»


Участники были внимательны к благоустройству и озеленению территорий: один из проектов представлял собой вариацию «вертикального леса» Боери, а в основе проекта лежала форма бактерии Salinella Salve.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Схема генплана. Автор: А. Ахметишина © «Проектное бюро АПЕКС».
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Объем. Автор: А. Ахметишина © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Фасад. Автор: А. Ахметишина. © «Проектное бюро АПЕКС»


Объемные решения варьировались от биорганических до простейших форм: приоритет отдавался последним, да и в целом проекты объединил – не исключено, что из-за соседства с великими – интерес к современной голландской архитектуре с ее любовью к гладким поверхностям и склонностью к лаконизму.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 6. Виды © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 6. Принципиальные схемы © «Проектное бюро АПЕКС»


К каждому из фасадных решений архитекторы также подходили обстоятельно, заимствуя фактуры поверхностей у соседних зданий: светло-коричневую гамму сталинских домов, красный кирпич Бадаевского завода, белый цвет Херцога и де Мерона; или же апеллируя к водной глади Москвы-реки.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 4. Поиск идеи © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 4. 3D виды © «Проектное бюро АПЕКС»

Отбор

На защиту проекта отводилось 10 минут, в течение которых надо было обосновать свое решение и прокомментировать презентацию перед жюри из руководства компании. Выбрали 12 предложений для дальнейшей работы – 6 вариантов с наибольшей степенью проработки, и 6 с нестандартными идеями, которые предстояло представить заказчику.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Варианты объемно-пространственных решений © «Проектное бюро АПЕКС»

Для итогового альбома отобранные предложения было необходимо привести к единообразию. Также провели голосование внутри бюро с призом зрительских симпатий – его результаты не совпали с мнением жюри, которое руководствовалось, прежде всего, практическими задачами. К примеру варианты, в которых высота здания не проходит по нормам инсоляции или с домами, где много острых углов, невыгодных с точки зрения экономики, жюри отклонило сразу же.

По словам Антона Бондаренко, «в какой-то степени для сотрудников это был тренинг – как продать идею заказчику. Причем важно, чтобы и ТЭПы были соблюдены, и ГПЗУ, и подача была соответствующая, и обоснование проекта убедительно. В обычных условиях это делает группа архитекторов под руководством ГАПа, целенаправленно прорабатывая один-два варианта концепции, а здесь у каждого, даже начинающего архитектора, был шанс попробовать себя в этой роли».

Итоги
Если в конкурсных работах учитывались отдельные аспекты окружения, в основном связанные с близостью московских достопримечательностей, например гостиницы «Украина» , то концепциям в итоговом альбоме предшествовал глубокий анализ территории и окружения. Подобное исследование, рассматривающее совершенно различные факторы, влияющие на проект, по итогам которого формируется SWOT территории, уже становится распространенной практикой, позволяющей лучше вникнуть в пространственный контекст и связать проект с городом.


Шесть отобранных реалистичных вариантов предлагали комплексную жилую застройку домами от 8 до 15 этажей с открытыми и полуоткрытыми дворами, или вариант псевдокварталов. Проницаемость микрорайона и связи с окружением – еще одно достоинство выигравших проектов. После объявления результатов конкурса архитекторы доработали их для альбома в едином ключе: для представления проекта заказчику на отдельных листах оформлялись схема генплана, аксонометрия, раскрытие идеи, принципиальные схемы, фасады, причем авторы работали в разных программах, но с использованием общего шрифта и принципов компоновки.
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 2. Ключевые принципы. Рабочее название проекта Shift-city, автор Е. Чебышев © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 2. Принципиальные схемы. Рабочее название проекта Shift-city, автор Е. Чебышев. © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 2. Макет. Рабочее название проекта Shift-city, автор Е. Чебышев. © «Проектное бюро АПЕКС»


В итоговой презентации в сокращенном варианте также были представлены и «непроходные» варианты с террасами, скатными кровлями, модульными блоками.

«Группа под руководством ГАПа, работающая над проектом целенаправленно, более эффективна с точки зрения скорости решения поставленных задач, но, проводя внутренний конкурс, мы понимали, что к семи архитекторам не придет столько идей, сколько придет к двадцати восьми. Заказчику важен наш интерес к проекту, а несколько вариантов решений помогают понять собственные желания или уточнить их, поэтому одной из целей конкурса было выявление отношения заказчику к той или иной идеи. Именно поэтому мы представили на рассмотрение и те концепции, которые в каких-то моментах не учитывали техзадание, но давали свежий взгляд на территорию и раскрывали ее возможности».
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Поиск идей (вариант 11). Автор К. Ашитко. © «Проектное бюро АПЕКС»

В АПЕКС собираются продолжить практику внутренних конкурсов, считая несомненным плюсом возможность архитекторов уйти на время от рутинной работы и «переключить» мозги с рабочей документации на творчество: «Для понимания работы с будущими площадками важно мыслить не только цифрами, объемами, площадями, но и уметь анализировать, думать другими категориями».
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 3. 3D виды © «Проектное бюро АПЕКС»
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12. Вариант 5. Визуализация © «Проектное бюро АПЕКС»
Архитектор:
Антон Бондаренко
Мастерская:
Проектное бюро АПЕКС http://apex-project.ru/
Проект:
Комплексная жилая застройка территории на Кутузовском проспекте, 12
Россия, Москва, Кутузовский просп., 12

Авторский коллектив:
Генеральный директор: Ю.М. Матвеев
Руководитель архитектурной мастерской: А.Г. Бондаренко
Главный архитектор проекта: И.А. Анохин

2018

Заказчик: ООО «Дивинус иммобила»

15 Апреля 2019

Проектное бюро АПЕКС: другие проекты
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Luzhniki Collection: новый образ Хамовников
Изучаем фасадные и объемные решения одного из крупных и громких проектов, реализуемых на берегу Москвы-реки между спортивными аренами Лужников и сталинской классикой Хамовников – Luzhniki Collection. Слово «коллекция» в его названии присутствует вполне справедливо: тут и коллекция авторов, и коллекция тем, в том числе вычитанная в морфологии окружающих районов.
Пропорциональный рост
Анонсирован проект четвертой очереди жилого района ÁLIA. Дома расположены на протяженном участке – почти «луче», который идет от центра территории к реке, а в их взаимном построении можно увидеть как отклик на историю московских предпочтений последних 15 лет, «от кварталов к башням», так и интерпретацию соседства бизнес-парка авторства SOM. И еще – лучшие квартиры здесь не в самом верху, а ближе к середине, и образуют светящуюся «талию».
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может...
Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Скандинавская форма
Офис продаж нового ЖК сосредоточен на созерцательной образности скандинавской архитектуры и отвечает, таким образом, направленности маркетинговой компании нового бренда Forma группы компании ПИК, первый проект которого он представляет пользователям.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Архновация V: победители
В Нижнем Новгороде подвели итоги юбилейного конкурса «Архновация». Гран-при достался Музею коньяка в Черняховске от TOTEMENT / PAPER. Представляем победителей и призёров, всего – около 50 награжденных проектов.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Средовой пионер
В проекте клубного дома MITTE архитекторы предложили модель развития прилегающей к участку территории, взяв за основу методику работы со средой в одноименном районе Берлина и характерные черты московской архитектуры рубежа XX–XXI веков.
Ностальгия по будущему
Проектное бюро АПЕКС спроектировало на «Мосфильме» съемочный павильон и Дом костюма и реквизита в стиле честного модернизма эпохи НТР, эстетизированного с помощью современных цветов и материалов.
Ювелирная работа
Два корпуса дома на Долгоруковской улице похожи на древнерусские ларцы, а кирпич их стен вторит колокольне церкви Николая в Новой слободе. Проект, пусть небольшой, стал результатом тщательного анализа окружения и выбора из многих вариантов.
АПЕКС: «Требования к качеству очень высоки»
Специалисты Проектного бюро АПЕКС рассказали Архи.ру о своем участии в разработке проекта застройки территории бывшего Бадаевского пивоваренного завода в Москве, о примененных там инженерных, конструктивных и технологических решениях.
Кубики для Гулливера
На бровке Крылатских холмов достраивается жилой комплекс, беспрецедентный по разнообразию архитектурных решений и вытекающей из него конструктивной сложности. Ответы на эти вызовы искали голландские архитекторы de Architekten Cie в партнерстве с российским бюро АПЕКС.
Похожие статьи
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.