Тренд «Сделай сам»

Куратор новой номинации премии АРХИWOOD «Предметный дизайн» Юлия Пешкова – об авторах, объектах и тенденциях.

mainImg
23 мая 2014 года в ЦДХ в рамках премии АРХИWOOD пройдет награждение самых талантливых российских дизайнеров, работающих с деревом. В общероссийской премии, которая вручается в этом году уже в пятый раз, появилась номинация «Предметный дизайн». Предлагаем вашему вниманию текст куратора Юлии Пешковой о новой номинации и о тенденциях российского предметного дизайна, опубликованный в каталоге премии. Итак,
куратор Юлия Пешкова:

zooming

Дебют номинации «Предметный дизайн» был бурным и спонтанным. Решение о ее введении организаторы приняли незадолго до конца подачи заявок, но, несмотря на это, зарегистрироваться успели 33 бюро с 62 объектами. Страшно представить, сколько бы собралось претендентов за полгода. Очевидно, что подобная номинация была нужна. С самого начала АРХИWOOD планомерно двигался от большого к малому. К номинации «загородный дом», с которой все начиналось, постепенно добавились «малые» и «арт-объекты», «интерьер» – до мебели оставался один шаг. И вот он сделан.

Экспертный совет премии отнесся к новшеству настороженно: до чего докатились, до торшеров и табуреток! Но это смотря как понимать премию. Если она только про архитектуру, то «предметный дизайн» ей не товарищ. А если про материал, про дерево и его присутствие как в общественном, так и жилом пространстве, то мебель тут очень даже на своем месте. Эволюция АРХИWOOD показывает, что речь идет именно о втором случае.

Кто-то может сказать, что шестьдесят два объекта – это не то чтобы много, ведь табуретку сколотить проще, чем построить дом. На самом деле это порядочно. Еще несколько лет назад о таком нельзя было и мечтать. Как выглядел рынок отечественной мебели? Несколько дорогих брендов, которые делают «под Италию», множество дешевых фабрик, к дизайну не имеющих никакого отношения, а между ними – огромное белое пятно.

Авторскую деревянную мебель делали для своих проектов архитекторы (например, Эдуард Забуга, чей стул участвовал в конкурсе, но не прошел в шорт-лист), но у них не было ни возможностей, ни зачастую желания развивать ее в отдельное направление. Дизайнеры, выпускники народившихся специализированных школ и факультетов, рисовали на компьютере картинки и ждали, пока какая-нибудь фабрика купит у них проект. Самые практичные уехали за границу, многие сменили профиль, лишь некоторые упорные продолжали работать в России, перебиваясь редкими заказами.

И вот недавно пустующая ниша начала заполняться. Молодым дизайнерам надоело ждать, пока их заметят производители. Они нашли единственно возможный выход из ситуации – сделать все самим. Они создают мастерские или договариваются с фабриками, придумывают коллекцию, налаживают производство, запускают онлайн-магазин или находят дистрибьютора, организуют доставку – словом, обеспечивают полный цикл, от идеи до продажи. Развитие интернет-торговли и, в частности, появление платформ вроде Depst стало спасением для маленьких производителей, у которых нет возможности открыть настоящий магазин или пробиться в салоны.

Образ типичного русского дизайнера кардинально поменялся. Еще недавно это был пессимистичный персонаж с тремя рендерами в портфолио, теперь же все чаще встречается энергичный предприимчивый человек с маленькой, но симпатичной и вполне пригодной для жизни коллекцией реальных вещей. Конечно, несмотря на весь оптимизм и энергию, эти люди еще не могут обставить наши квартиры, счет у них идет не на тысячи и даже не сотни, а на десятки экземпляров, и цены весьма высоки, но все же это похоже на ростки дизайн-рынка, и весьма бойко всходящие.

Пионерами этого рынка стали ARCHPOLE и Fineobjects, обе студии образовались в 2008 году. За первым брендом стоят выпускники МАрхИ Анна Сажинова и Константин Лагутин, которые пришли в дизайн из архитектуры, а дерево полюбили после того, как построили из него первый дом. Они продолжают архитектурную и оформительскую практику, но важнее то, что ARCHPOLE стало первой русской маркой деревянной мебели с собственным оригинальным дизайном и производством. Ребята показались на многих специализированных выставках, о них много писали в прессе, и, мне кажется, это стало примером для других.
zooming
Стул Fullmoon. Студия ARCHPOLE. Фотография: Анна Сажинова
Студия Fineobjects была основана дизайнером Сергеем Семеновым. Поначалу у него в активе было всего несколько вещей (самая заметная – светильник Flat, по форме торшер, но плоский), но недавно он очень мощно расширил коллекцию, сделав акцент на дереве. У Fineobjects есть полноценный интернет-магазин и скоро они собираются открыть настоящий.
zooming
Серия мебели Bio. Студия Fineobjects, Сергей Семенов
В 2009 году появилось еще несколько студий. Питерский дизайнер Александр Каныгин начал придумывать и самостоятельно производить мебель из дерева (говорит, что любит его за «бесконечный потенциал, экологичность и эстетические качества»). У него есть и вполне практичные вещи, но по-настоящему известным его сделали не слишком полезные, зато очень эффектные стилизованные медвежьи головы.

Архитектурная мастерская Владимира Юзбашева занялась мебелью как отдельным, не только под проекты, направлением. Выпускники Строгановского училища Кирилл Королёв и Дмитрий Бореев основали марку Industriart, которая выпускает мебель из дерева и металла  в индустриальном стиле.
zooming
Светильник Archcraft. Авторский коллектив: Юзбашев В., Юзбашева Е, Колобахин А., Зайцев С.
Дальше студии, мастерские и фабрики начали открываться, как грибы после дождя. Архитектор по образованию, но ремесленник по призванию Иван Овчинников занялся – параллельно с фестивальной и проектной деятельностью – созданием деревянной мебели, для своей «АрхФермы» и на продажу. Петербуржец Тимофей Журавлев разрабатывает мебель для своих интерьерных проектов, а потом адаптирует ее под серийное производство, делая акцент на модульности, что в наших условиях очень правильно. Владимир Иванов из Кемерово кажется ближе к Европе, чем иные москвичи: его вещи вызывают четкие ассоциации (маяк, цветок в горшке, мольберт, снежинка), поэтому понятны без перевода. Марка Woodi Furniture делает мебель, как они говорят, в скандинавском стиле, не бог весть какую оригинальную, но очень симпатичную.
zooming
Стол Ultralam. Автор: Иван Овчинников. Фотография: Елена Грусицкая
Совсем недавно вышедшие в свободное плавание Ярослав Мисонжников и Катерина Копытина пока сделали всего по несколько вещей (если говорить о дереве), но ждать от них можно многого, в том числе и в области деревянного дизайна. Ярослав, например, работает над созданием мастерской «Именно-дерево».
Светильник Lightbean. Автор: Катерина Копытина
Появились уже и монопроизводства. Дизайнеры, которым удалось найти одну коммерчески перспективную идею, не раскидываются, а занимаются только ей. Например, Николай Никитин с невероятно вариативной полкой Flex shelf, Марат Шахсуварян с модульным стеллажом Boxsystem, Андрей Анисимов и Мария Анисимова-Карасик с коллекцией детской мебели PLAYPLY, которая собирается без единого гвоздя, Василий Перфильев и Анастасия Щербакова, еще одни родители, с игрушками Shusha Toys. И это далеко не все «деревянщики», а только самые близкие понятию «предметный дизайн»! Конечно, это уже больше похоже на бизнес, чем на дизайн, но это-то и хорошо. Идей в России много, реализация хромает.

Экспертный совет премии, состоящий из серьезных архитекторов и критиков, отнесся к молодой поросли дизайнеров несколько скептически. Это видно по шорт-листу. Только один участник, не имеющий архитектурного бэкграунда, заслужил благосклонность экспертов – это петербуржец Ярослав Мисонжников. Они настолько высоко оценили свежесть и чувство юмора его работ, что выбрали сразу две вещи: лампу «Угол» и качалку «Трещотка». Три других финалиста (Тотан Кузембаев, Иван Овчинников и ARCHPOLE) много раз участвовали в АРХИWOOD с архитектурными проектами (Кузембаев так и вовсе главный мэтр деревянного зодчества) и были для Совета, что называется, «своими».
zooming
Детская качалка «Трещотка». Автор: Ярослав Мисонжников
В их мебели чувствуется архитектурный подход, а это именно то, чего ждали от предметного дизайна эксперты. Мебельный гарнитур, разработанный Тотаном Кузембаевым для компании Nayada, сделан из неплотно подогнанных досок и покрыт прозрачным пластиком – похожий прием используется для уличных павильонов, где есть деревянный каркас и пластиковый капюшон, пропускающий свет и защищающий от дождя. Серия мебели «90х90» Ивана Овчинникова – это вообще практически сруб, только в данном случае из бруса складывается не дом, а столы и стулья. У ARCHPOLE форма следует за материалом, подчеркивает красоту того или иного типа дерева (а у них их много – старые доски, жженое дерево, березовая фанера и пр.). В массе же своей русский предметный дизайн показался экспертам вторичным.

Правда то, что все происходящее сейчас в русском дизайне вписывается в общемировые тренды. Первый тренд – открытие собственного производства. За границей бум маленьких мастерских случился лет семь назад, до нас он докатился позже. Молодые дизайнеры объясняли свою позицию точно так же: зачем ждать дядю, когда можно работать самим, да еще дать работу местным мастерам (за границей с ними проще, чем у нас).

Тренд второй – дерево. Массовая любовь к дереву началась примерно тогда же. Чем меньше обработки, чем более натурально оно выглядит, тем лучше. Сейчас дизайнеры наигрались в уроки природоведения, но еще недавно в дело шла кора, ветки и прочий топляк.

Третий тренд совмещает первые два: маленькие мастерские, работающие с деревом. Большинство начинающих дизайнеров, которые хотят сами производить свои вещи, обращаются к дереву, от их места жительства зависит лишь, будет ли это бамбук, тик или сосна. Это несложно, дешево и надежно: сделать привлекательную деревянную вещь проще, чем стеклянно-металлическую или пластиковую – вытягивает сам материал.

Сейчас в миланском Музее дизайна проходит выставка, посвященная итальянскому дизайну в периоды экономического кризиса: 1930-е, 1970-е и наши дни. И как, вы думаете, итальянские дизайнеры выходили из ситуации? Переходили на собственное производство и примитивные материалы, в первую очередь дерево. Так что все происходящее сейчас в дизайне – это просто логичное порождение последнего экономического кризиса.

Кроме глубоководных трендов существуют поверхностные – вроде формы, цвета и т. п. Они не имеют национальности (особенно в эпоху интернета): похожие вещи могут всплыть в Японском море и Бискайском заливе. Наши дизайнеры не говорят, следят ли они за трендами сознательно или просто улавливают идеи, витающие в воздухе, но результат от этого не меняется: да, многие вещи вписываются в тренды и, как следствие, вызывают ощущение дежа вю. Например, растительные мотивы, этот вечный тренд, который то вспыхивает, то затухает, но никогда не исчезает насовсем. Дизайнеры копируют не друг друга, а природу, поэтому обвинять их в плагиате довольно смешно. Или скандинавский стиль, который тоже вошел в моду в связи с кризисом. Дизайнеры стараются делать мебель практичную, компактную, без излишеств – не удивительно, что вещи получаются похожими. Или такой пустяк, как рельефные дверцы комодов или светильники без абажура, где есть только патрон и лампочка. Да, не наши дизайнеры их изобрели, ну и что с того?

Тренды потому и существуют, что в какой-то момент одни идеи берут вверх над другими и похожих вещей становится много, нравится нам это или нет. Они есть везде – в моде, дизайне, архитектуре, гастрономии – и сопротивляться им бесполезно. Это может прозвучать непатриотично, но с тех пор, как наши дизайнеры перестали искать «особый путь» и вступили на путь общемировой, их вещи стали гораздо приличнее выглядеть. Мне вообще кажется, что задача дизайнера совсем не в том, чтобы каждый раз пытаться изобрести то, чего не было. Хорошо, если он совершает открытие, но это не может случаться часто. Наши дизайнеры мало того, что придумывают достаточно интересные вещи, так они их еще и производят, причем в России. Введение номинации «Предметный дизайн» в премию АРХИWOOD – один из способов отметить их, без преувеличения, подвиг.

Фотографии пяти объектов, прошедших в шорт-лист премии АРХИWOOD, можно увидеть в дни Арх Москвы (21-25 мая) в павильоне «Периптер», перед входом в ЦДХ, наряду с другими претендентами на премию АРХИWOOD. Проголосовать за понравившийся объект можно на сайте arhiwood.com до 21.59 22 мая. Номинация «Предметный дизайн» также сопровождается небольшой экспозицией на третьем этаже ЦДХ, в зале №19. Награждение победителей по итогам голосования жюри и народного голосования пройдет в рамках вручения премии АРХИWOOD 23 мая 2014 года  в 19.00 в Конференц-зале ЦДХ (Крымский вал, д.10).
 

20 Мая 2014

Похожие статьи
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
АРХИWOOD: первая пятилетка
Экспертный совет премии АРХИWOOD определил шорт-лист 2014 года. О том, какие тенденции он отражает, размышляет куратор премии Николай Малинин.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Мосты и лестницы
Дом на берегу Волги в Саратовской области архитекторы бюро SNOU снабдили большим количеством террас, которые соединяются воздушными мостами – этот элемент присутствует также и в интерьере. Простым объемам и линейной компоновке противопоставлена скульптурная винтовая лестница, которая позволяет спуститься из спальни или кабинета в сад.
Воронка комикса
Эффективное не всегда должно быть сложным: PR-специалист Кристина Шилова рассказывает, как мини-комикс привлек внимание к архитектурному конкурсу и обеспечил рекордные охваты музею «Дом Китобоя». В коллажной истории спасенная после сноса калининградского Дома Советов панель рассказывает о своем путешествии – и собирает лайки.
Пресса: «Очевидно, что я неудобна. Со мной тяжело работать»...
На вопрос «Как вас сейчас представить?» Елизавета Лихачева ответила кратко: «Искусствовед». Позади шесть лет директором Музея архитектуры, музеефикация дома Мельникова, год и девять месяцев у руля Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Работы достаточно и сегодня. Мы с трудом нашли время для разговора в ее плотном деловом графике.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Классика для статуса
По проекту архитектурной студии AN Architects отель в Великом Новгороде поднял свой статус с трех звезд до уверенных пяти. В интерьерах много мрамора и натурального дерева, номера оформлены в английском стиле, в ресторане же используются русские мотивы: резные наличники, традиционный орнамент, кольчуга.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.