English version

Дом из весенней материи

За этим домом мы наблюдаем уже пару лет: вроде бы простой, не очень сложный, но как удачно вписался в микрорайонный контекст после развязок МСД. Здорово запоминается этот дом всем, кто хотя бы время о времени ездит по шоссе. На наш взгляд, тут Сергею Никешкину, миксуя популярные приемы и подходы архитектуры 2010-х, удалось простое, вроде бы, здание превратить в высказывание «на тему дома как такового». Разбираемся, как так вышло.

mainImg
Проект:
ЖК «Ярославское шоссе, 51»
Россия, Москва, Ярославское шоссе, 51

Авторский коллектив:
С. Никешкин, С. Федорова, О. Шинкарева, К. Кузнецов

2019 — 2019 / 2020 — 2022

Заказчик – ООО «Специализированный застройщик Ярославское Плюс»
Отрезок Ярославского шоссе между МСД и МКАДом – это восточная часть бывшего города Бабушкина, который в 1960 году вошел в состав Москвы и в 1970-е был заполнен микрорайонной застройкой. Шоссе здесь на протяжении шести километров тянется между железной дорогой и Лосиным островом, вдоль него выстроены, в основном, жилые дома, среди которых затесалось несколько автосалонов и торговых центров. Внимание к себе здесь привлекает, пожалуй, только МГСУ, строительный университет – хорошей, хотя и несколько подзапущенной, модернистской архитектуры. На противоположной от него стороне шоссе – равномерная вереница 16-этажных блочных домов-башен серии II-68-01/16; они поставлены под углом к трассе, как акценты, но в силу повторяемости и сероватости, как их самих, так и окружения, сливаются в глазах пассажиров проезжающих машин в монотонный ряд.

Дом «Ярославское шоссе, 51», спроектированный архитекторами KPLN в самом начале этой вереницы – на месте снесенной АТС – не такой. Уверена, все, кто ездит по Ярославке, его уже запомнили, он встал на своем месте, после промзоны и развязки, перед микрорайонной частью трассы, как верстовой столб. 
ЖК «Ярославское шоссе, 51»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлена АБ KPLN

Не очень-то похож ни на то, что до, ни на то, что после него. 

А вот своему времени, концу 2010-х – началу 2020-х, он вполне принадлежит: пожалуй, будущие историки смогут обнаружить здесь достаточно много «датирующих признаков». Фасадные панели, имитирующие серовато-коричневый кирпич с металлическим блеском – раз; объединение окон по высоте ряди большей стройности – два; асимметричные цветные вставки металлических панелей салатово-зеленого оттенка – три; ажурные решетки ящиков для кондиционеров – четыре; общественный первый этаж в детским центром – пять; нижний этаж, как лучше доступный для взгляда и рассмотрения, облицован настоящим «полуторным» кирпичом – пусть это будет пять с половиной. И наконец, скатные кровли, стилизующие традиционную архитектуру или просто отсылающие к ней, но в более крупном, 16-этажном масштабе. 
ЖК «Ярославское шоссе, 51»
Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлена АБ KPLN

Помимо востребованных приемов актуальной для Москвы определенного периода архитектуры, дом откликается и на контекст: к примеру, его этажность – та же самая, что у башен из «вереницы» 1970-х, 16 этажей; хотя сами этажи побольше и высотность – 60 метров при разрешенной на момент проектирования 75 м. Так что он выше, но не слишком, а как primus inter pares, этакий вожак стаи. 

Коричнево-зеленая гамма в данном месте считывается как «поклон» окружающей зелени, в конце концов именно здесь Лосинка ближе всего подходит к городу, да и в микрорайонах зелени много. Причем само сочетание кирпича с цветным металлом, которое нередко вызывает сомнение, здесь к месту: плитка похожа на кору дерева, ну а зеленые вставки на листья. Как будто геометрию дома слепили из материи весеннего леса, приятной для почти любого глаза. 
  • zooming
    ЖК «Ярославское шоссе, 51»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлена АБ KPLN
  • zooming
    ЖК «Ярославское шоссе, 51»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлена АБ KPLN

Далее, дом, который, строго говоря, относится к породе так называемой «точечной застройки», так как занимает отведенный ему участок целиком, – на самом деле, с одной стороны, никуда не втиснут, поскольку вокруг пока что довольно вольготно расположились пятиэтажки в зарослях американского клена. А, с другой стороны, и это ощущается как раз-таки в проезде мимо по шоссе, он хорошо спропорцинирован, «слеплен» из своей «весенней материи. Компактный, но не «толстый», к городу повернут более изящным торцом, да и соединение окон вполне успешно работает на стройность без избыточного «вытягивания», а разная ширина цветных полос оживляет, не пестря. Да, ничего особенного, но все как-то в меру, может быть именно это радует?  

Конечно, у дома есть целый ряд нюансов. Например, две ленты плитки между каждой собранной по вертикали группы окон. Сами группы: внизу высокая, а вверху очень высокая – 6 окон; в центре по два, а между ним и «аттиковой» частью – вдруг ряд с одним окном. Если в кирпиче отмечены группы окон, то в зеленых вставках каждому окну соответствуют полоски, придающие их поверхности сходство с поливной керамикой: каждый вид материи берет на себя «ответственность» за свою часть композиции фасада. Такая же позитивно-зеленая – внутренняя поверхность лоджии-входа под козырьком. И наконец, черный «фоновый» металл, в том числе ящиков для кондиционеров, здесь решен без лишней ажурности, просто диагональной штриховкой. 
  • zooming
    ЖК «Ярославское шоссе, 51»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлена АБ KPLN
  • zooming
    ЖК «Ярославское шоссе, 51»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлена АБ KPLN

Но самая мной любимая особенность этого дома – его трактовка темы скатных кровель. Вообще говоря, тема очень не новая, не только в традиционном, классическом понимании жилья средней полосы, где снег, хорошо бы, чтобы скатывался. Но и в современном смысле формально-пластических экспериментов со скатами, противоположных парадигме зрелого модернизма с его приверженностью плоским кровлям. За последние сорок лет два ската стали, практически, символом противодействия однообразию, упрощенности, повторяемости и климатической неуместности чрезмерно радикального подхода к модернизму. За этот же, приблизительно, период они получили и современные варианты трактовки: крупные, без отсекающего щипец карниза, асимметричные. Этот набор стал – ну, не типовым, но любимым архитекторами, поскольку дает возможность совместить современность с неким романтическим кивком в сторону традиции или исторических воспоминаний. 
  • zooming
    ЖК «Ярославское шоссе, 51»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлена АБ KPLN
  • zooming
    ЖК «Ярославское шоссе, 51»
    Фотография © Дмитрий Яговкин / предоставлена АБ KPLN

В противовес 16-этажкам 1970-х, дом предъявляет Ярославскому шоссе силуэт крупного асимметричного ската. И нет за ним никаких кровель для скатывания снега, как на тех же пятиэтажках по соседству, и нет никакого чердака – не современно. Есть кровля с вентвыходами, частично плоская, частично – действительно скатная, и за ней образуется квартира-пентхаус двойной высоты, со скошенным потолком и возможностью усложнить внутреннее пространство антресолями. В то же время фасадная стена щипца, обращенного к шоссе, приподнята выше контура крыши этой большой квартиры и полностью скрывает технические выступы. 
  • zooming
    Разрез 1–1. ЖК «Ярославское шоссе, 51»
    © АБ KPLN
  • zooming
    Съема плана кровли. ЖК «Ярославское шоссе, 51»
    © АБ KPLN

Из-за сочетания темного серовато-коричневого кирпича, зеленых вставок и скатного силуэта дом хочется понять – хотя бы отчасти – как воспоминание о когда-то существовавшей в городе Бабушкине деревенской застройке: частные деревянные дома и сады обозначены еще на карте 1968 года

Помните деревенский домик на фоне новостроек, с которого начинается мультфильм про котенка по имени Гав? В какой-то момент здесь, как и много где еще, происходило такого рода «наступление» микрорайонов на деревенские сады и дома. Так вот, можно себе представить новый дом Сергея Никешкина как в некотором роде «памятник» всем тем деревенским домикам. Новое слово современной застройки, которое то ли парадоксальным, то ли, наоборот, вполне логичным образом возвращает воспоминание о старом. В новом масштабе, конечно, новых пропорциях, с новыми деталями – а все равно похож на обобщенное, ну, как в мультфильме, изображение деревенского дома; он готов «постоять» за все утраченные сады, и вот, стоит, пожалуйста. 

Особенно любопытно – и, может быть, отчасти подтверждает высказанную выше метафорическую гипотезу – что архитекторы проводят форму двух скатов повсеместно. И в форме балконов: здесь есть и ящики для кондиционеров, они прямоугольные, и балконы, в плане пятиугольные, как стилизованный домик. Если же мы посмотрим на план 1 этажа, то и там обнаружим тот же контур. Он диктует, в том числе, и выступ крупного кирпичного козырька над общественным первым ярусом. 

Все это вещи, в отличие от рисунка фасадов, не слишком считываемые взглядом стороннего человека, пешехода или автомобилиста; даже житель дома может не обратить внимания на такого рода тонкости. И тем не менее они добавляют в простое, в общем-то, решение жилого многоквартирного дома некую смысловую ось, «изюмину», микро-загадку, которую при желании можно отгадывать. Перед нами, вроде бы, просто дом, одна из многих московских новостроек, реализованная по правилам последних лет. Но помимо всего прочего в нем есть «идея дома», или «архетип дома»: в контуре фасада, плана, даже балкончиков. Когда эту рифму, казалось бы, совсем не обязательную, обнаруживаешь, тогда и понимаешь: дом простой, но – авторский. 
  
  
Проект:
ЖК «Ярославское шоссе, 51»
Россия, Москва, Ярославское шоссе, 51

Авторский коллектив:
С. Никешкин, С. Федорова, О. Шинкарева, К. Кузнецов

2019 — 2019 / 2020 — 2022

Заказчик – ООО «Специализированный застройщик Ярославское Плюс»

19 Марта 2025

KPLN (АБ Крупный план): другие проекты
Пихтовая динамика
Холдинг «Аэропорты Регионов» планирует построить в Карачаево-Черкессии аэропорт, который должен сделать курорты Архыза и Домбая доступнее. Победивший в закрытом конкурсе проект бюро Сергея Никешкина KPLN соединяет природную образность, стартующую от формы семечки хвойного дерева, открытые пространства для ожидания, красивые крупные деревья и зеленую кровлю, приподнятую на колоннах-иголках. И природно, и WOW.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Тихое обаяние роскоши
В Москве интенсивно развивается не только высотное строительство, но и типология клубных домов: в каждом новые сюжеты и решения. Вот и «Обыденский № 1», спроектированный Blank Architects в продолжение традиций остоженской «Золотой мили» – как сумма исторической и современной контекстуально-клубной архитектуры, предлагает сплав разных видов жилья, способов общения с городом и типов декора. Между тем его главная ценность – пастораль тишины и камерность в контексте новой версии «московского дворика».
Похожие статьи
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.