Сад надежды на свободу

В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.

mainImg
Архитектор:
Юрий Фоменко
Игорь Апарин
Мастерская:
Ландшафтно-архитектурное бюро «МОХ» https://mox.ru/
NOYD Короткий метр
Проект:
Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
Россия, Суздаль

Авторский коллектив:
Архитектор сада и выставочного павильона – NOῨD. Ландшафтный дизайн – ландшафтно-архитектурное бюро «МОХ» 

2023 / 10.2024

Заказчик: Владимиро-Суздальского музей-заповедник совместно с Музеем ГУЛАГа
При поддержке благотворительного фонда «Свет»
Тюрьма в Спасо-Евфимиевом монастыре имеет солидную историю: арестантский корпус открыли в 1764 году. Но, вообще говоря, всем, кто смотрел хотя бы «Гардемаринов», известно, что монастыри – если не самые первые, то в ракурсе Средневековья самые распространенные тюрьмы. Острог, крепость, монастырь... Есть стены, есть настоятель(ница), есть кому отдать неугодного «под начал». Даже отдельный корпус не всегда обязательно строить; но в XVIII веке все приобретает системность и последовательность. Вот вам и арестантский корпус. Здесь сидели старообрядческие епископы, хиротонисанные вне российской империи в австрийских землях. Декабрист Федор Шаховской. С 1923 года в Спасо-Евфимиевом политический изолятор, после ВОВ – колония для малолетних преступниц. Ее расформировали после посещения Юрия Гагарина. Тюрьма с хорошей, многослойной историей, помню, в искусствоведческих поездках начала 1990-х нам в Евфимиевом все преподаватели рассказывали про нее в обязательном порядке. Но корпуса стояли в полузаброшенном виде. 
Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025

Спасибо Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, его директору Екатерине Проничевой и Музею ГУЛАГА, которые привели место в порядок, открыли там экспозицию и обустроили два «тюремных дворика». "Создание здесь новой постоянной экспозиции было поддержано на совещании Межведомственной рабочей группы по реализации концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий  в 2023 году", сообщает нам сайт музея.

Авторы архитектуры – NO Y ˘ D Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ.

Сады открылись в октябре 2024 года, а мне удалось попасть туда в июне, когда все разрослось и зацвело, что для ландшафтного проекта скорее плюс. Говорят, ему нужна еще пара лет, чтобы разрастись. 
  • zooming
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025
  • zooming
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025

Хотя он и сейчас цветет неплохо. 

Дворика два, и они решены противоположным образом. Первый по ходу следования – а весь раздел музейной экспозиции находится в настоящих тюремных корпусах, в самом дальнем углу, мимо собора направо до конца, до келий, потом налево и еще раз налево – так вот, первый дворик, ведущий в экспозицию, освещающую все этапы существования тюрьмы, подчеркнуто-лаконичен.
Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025

Тут сохранено одно большое дерево, проложена бетонная дорожка с нарочито рваными краями, а по сторонам высажены полевые злаки. Сейчас, летом, они заколосились, дают силуэты и красивые контурные тени, особенно в сочетании с деревом. Это серьезная преамбула к строгой выставке, на которую заходишь и там слева царская тюрьма, справа советская, до Гагарина, так сказать. 
  • zooming
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025
  • zooming
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025
  • zooming
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025
  • zooming
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025

Второй дворик, определенно, позволяет отдохнуть душой после тяжелой, что ни говори, информации. Как говорят, на себе не показывай, на себя не примеривай. А все равно оно как-то так... Хорошо, что мы можем не только войти сюда, но и выйти отсюда – шутит прекрасный экскурсовод музея Любовь Русанова. Да, ну правда, хорошо. 

Ну так вот, во втором дворике больше сценографии. Деревянный помост по оси, металлические решетки по сторонам. Сквозь них пробиваются растения, но на них можно войти и поневоле думаешь, что это дает тебе возможность дерзкие ростки затоптать. 
Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025

Растительность тут – объясняют мне – согласно замыслу, вся «рудеральная». Аллохтонный значит дикий, но не автохтонный, то есть, сорняк. Метафора «сорняков общества», по разным причинам, но нередко и политическим, отторгнутая, «выполотая» тем или иным обществом. 
  • zooming
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025
  • zooming
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025

Июнь самым очевидным образом показывает, что они могут быть очень, очень красивы. Вот колокольчик персиколистный, например, страшно живучий сорняк, но и прекрасный сам по себе. 

Чуть другие коннотации вызывает Зорька обыкновенная, или Silene сhalcedonica, или Смолевка, как и Гвоздика травянка, Dianthus deltoides, обе семейства Гвоздичные. 
  • zooming
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025
  • zooming
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025

Они тут как капельки крови на керамических кирпичных черепках, плотно усеивающих. У кирпичных осколков тоже две роли: дренажа и метафоры осколков разрушенных жизней, особенно ощутимой среди чуть руинированных кирпичных стен самого дворика. Может даже показаться, что это остатки обрушенных сводов, но нет, это не правда, двор был открытым, как минимум, очень долгое время, а если перекрытия и были, о чем нам говорит фронтон, то вероятнее всего, деревянные стропильные. 

Понятную роль играют всяческие колючки. Но, пожалуй, главные герои этого ландшафта, я бы их так назвала – скрюченные елки. Слово из детского стишка в данном случае, увы, совершенно не смешно и даже не ясно, насколько уместно и уместно ли... Их сходство с силуэтом сломленного, согбенного годами заключения человека совершенно очевидно. 
  • zooming
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025
  • zooming
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025

В конце деревянного помоста – «черный ящик» выставочного пространства. В нем можно увидеть эшафот. А можно и не. 
  • zooming
    1 / 4
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025
  • zooming
    2 / 4
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025
  • zooming
    3 / 4
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025
  • zooming
    4 / 4
    Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2025

Тюремный дворик производит сильное впечатление, сильнее, чем Аптекарский огород, другая затея музея в том же монастыре при входе. 

Тут – «говорящий» ландшафт и даже говорящие растения. Для ландшафтного искусства это не новость, даже для среднестатистического посетителя, я думаю, привычнее искать символику в растениях, нежели в элементах архитектуры. В конце концов, все хоть раз гадали на ромашке и раздумывали, какую розу нести девушке, белую или красную.

С другой стороны, если так подумать, то для раскрытия темы эффект был бы сильнее, если бы здесь не было никаких растений. Если бы залили бетоном, а растения посадили в паре трещин, совсем без ландшафтников, одуванчики какие-нибудь. И еще чтобы, входя, посетитель закрывал за собой дверь. Нет, я не призываю задерживать посетителей – но эффект выставок про тюрьму, мы же понимаем это, пропорционально возрастает, когда подчеркнут эффект закрытости пространства. 

Тут все наоборот. Никто не хочет пугать посетителя. С одной стороны, это плохо – хуже доходит. А до некоторых вообще как до жирафа. С другой стороны, хорошо – кому-то из нас, определенно, необходима та надежда, которая читается среди пробивающихся сквозь осколки сорняков. Всюду жизнь; будем жить.
Архитектор:
Юрий Фоменко
Игорь Апарин
Мастерская:
Ландшафтно-архитектурное бюро «МОХ» https://mox.ru/
NOYD Короткий метр
Проект:
Тюремный дворик. Сад арестантского корпуса Спасо-Евфимиева монастыря
Россия, Суздаль

Авторский коллектив:
Архитектор сада и выставочного павильона – NOῨD. Ландшафтный дизайн – ландшафтно-архитектурное бюро «МОХ» 

2023 / 10.2024

Заказчик: Владимиро-Суздальского музей-заповедник совместно с Музеем ГУЛАГа
При поддержке благотворительного фонда «Свет»

20 Июля 2025

Похожие статьи
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Краеведение по следам Ленинианы
Два года назад художница из Санкт-Петербурга Ксения Клёнова придумала проект ПостLeniniana, приуроченный к столетию смерти Ленина. Она планирует посетить 100 городов России с необычными памятниками Ленину, поговорить о них с жителями и написать книгу. Сейчас она проехала 20 населённых пунктов и регулярно отчитывается, – так, по ходу дела, возникают путевые заметки. Показываем.
Заметки о Ломоносове
Исследовали, благодаря открытой экскурсии Москомархитектуры, два самых звучных образовательных кластера. Здание Ломоносов уже построено и действует. Изучили достоинства, вложили персты в раны недостатков. Главное достижение – архитектура здания современная, – засчитано.
Удариться об кирпич
В 2019 году архитекторы бюро Megabudka предложили замостить Сокольническую площадь клинкерным кирпичом – возродить эксперименты, которые проводили в Москве начала XX века. Проект реализован: что-то, как всегда, сократили, но кирпич довольно-таки уверенно «держит удар». Ищем 10 отличий и рассматриваем прообразы.
Реставрация и сыр
Совсем недавно, в августе 2023, в Костроме открылся ресторан «Сыровар». Рассмотрели интерьер и отреставрированный дом, с удивлением обнаружили, что имя заказчика указано, имя автора интерьера известно, а вот про реставраторов не сказано ничего.
Дуга и мир
Изучили ландшафт винодельни Гай Кодзора и новый павильон – DUGA bar, или Мир. Это бетонная циркумференция, открытая панораме и ветру, элегантное и уместное на горе сооружение. Рассматриваем новый павильон, делимся впечатлениями о винодельне.
По мотивам
Сравниваем храм, который планируется построить около ЖК «Символ», с его предполагаемыми и настоящими прообразами.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.