Вент-фасад: беда или мелочь?

Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?

mainImg
Проект:
Донская публичная библиотека в Ростове на Дону
Россия, Ростов-на-Дону, Пушкинская ул., 175A

Авторский коллектив:
Архитектор: Ян Семенович Занис
Инженер: Борис Сидельковский
Рельефы: Владимир Лемпорт, Николай Силис, Юрий Александров

1974 — 1994
В конце марта на сайте закупок был размещен проект капремонта Донской публичной библиотеки в Ростове-на-Дону. Тендер актуален до 14 апреля. 

Проект предполагает полную замену темного армянского туфа, которым облицовано здание, на новый туф, установленный на подсистеме «Альт Фасад 05», толщина теплоизоляции порядка 10 см, общая толщина добавляемого слоя около 15–20 см. Также как и полное обновление интерьеров, в том числе замену туфа в кинозале, а также «полов, подвесных потолков, перегородок, чаш фонтанов зимнего сада». 
  • zooming
    Фрагменты проектной документации, опубликованные Геннадием Крольманом. Красным – все, что демонтируют
    Авторы проектной документации: Проектно-строительная компания «Содружество»
  • zooming
    Фрагменты проектной документации, опубликованные Геннадием Крольманом. Красным – все, что демонтируют
    Авторы проектной документации: Проектно-строительная компания «Содружество»

Заказчик – библиотека. Разработчик проектной документации – Проектно-строительная компания «Содружество». Проект подписан: директор Е.А. Крохалев и инженер Г.Г. Калинчук. Еще в 2023 году он получил положительное заключение госэкспертизы.

Тут надо сказать, что здание Донской библиотеки в Ростове архитектора Яна Заниса – исключительно по нескольким причинам. Во-первых, снаружи оно выглядит как очень каменная скала с портретными рельефами в верхней части «ключевого» угла башни, обращенного к площади. Все вместе напоминает отцов-основателей, хотя сделано совершенно иначе: не в скале, а в составе лаконичного объема-стелы. 
  • zooming
    Донская публичная библиотека в Ростове на Дону, 04.2025
    Фотография © Геннадий Крольман
  • zooming
    Донская публичная библиотека в Ростове на Дону, 04.2025
    Фотография © Геннадий Крольман

В процессе строительства библиотеку прозвали «цитаделью». 
  • zooming
    Донская публичная библиотека в Ростове на Дону, 04.2025
    Фотография © Александра Мочалова, Архи.ру
  • zooming
    Донская публичная библиотека в Ростове на Дону, 04.2025
    Фотография © Александра Мочалова, Архи.ру

А внутри – очень светлый, белый атриум с сеткой крупных зенитных фонарей, виртуозно изогнутой лестницей, совершенно роскошным зимним садом. Натуральный камень, в том числе туф, «проникает» в интерьер, к примеру, в облицовке колонн: в атриуме они кажутся очень тонкими, хрупкими. 
  
 

Вторая особенность: библиотеку проектировали в 1960-е, строительство началось в 1974, а закончилось – в 1994 году. Что объясняет присутствие мраморного портрета архиерея в атриуме у фонтана.

Так же как и объясняет, вероятно, не самое высокое качество строительства: в середине 1990-х было сложно его ждать и требовать. Поэтому надо признать справедливость комментаторов, указывающих на осыпание облицовки. Снаружи видны и проплешины, и объявления о падении камня, и высолы; внутри тоже и высолы, и протечки. 
  
  

В том, что здание нуждается в заботе и внимании, сомнений нет. 

Сомнения в другом – в какой именно? В какой мере уместен ремонт, реконструкция, в какой – реставрация? 

На проект капремонта библиотеки обратил внимание ростовский краевед Геннадий Крольман: в своем ТГ-канале он назвал его «лютым уродством и дегенератством» – за что получил спам-атаку на 3000 ботов и угрозы «разбития лица», правда, другому человеку, но за защиту здания библиотеки. Словом, все непросто. Причем, судя по косвенным сведениям, среди комментаторов присутствовали и авторы проекта капремонта. Министерство культуры Ростовской области заявило о «сохранении внешнего облика здания», и затем повторило свои заявления. Ростовское общественное движение «МойФасад» направило ИО губернатора Ростовской области Слюсаря письмо с просьбой «в сроки до утверждения проекта инициировать рассмотрение проектной документации на Общественном совете при комитете по охране ОКН Ростовской области». 

Геннадий Крольман проинтервьюировал архитектора Артура Токарева, три основных пункта такие: разница в толщине, созданная вентфасадом, необратимо изменит пропорции; сейчас рельефы Николая Силиса и Владимира Лемпорта «плавно вытекают» из фасада, в вентфасаде они «утонут»; сейчас щели в облицовке минимальные, на подсистеме будут неизбежно больше; туф мягкий материал и плиты для крепления на подсистеме понадобятся толстые; крен стен есть, но выравнивать его вентфасадом невозможно и не нужно; об изысканиях по необходимости улучшения звука в кинозале ничего не известно, больше вопросов, чем ответов.   

Полностью соглашусь с замечаниями Токарева, даже добавить особенно нечего. 

Собственно, здесь есть несколько проблем: преследования, не совсем точного информирования и отсутствия методики обновления зданий периода модернизма. 

Давить на общественника за критическую оценку проекта дико и недопустимо, особенно, если это подтвердится, – когда давление происходит со стороны авторов самого проекта. Ну вы совсем уже одичали, да? Будем надеяться, что такого рода случаями займутся правоохранительные органы, это сфера их компетенции. 

Относительно информирования сложнее. Наталья Демиденко, «официальный представитель Министерства культуры Ростовской области», сообщает, что «команда, работавшая над созданием проекта капремонта библиотеки, в первую очередь ставила своей задачей сохранение ее первоначального облика. Донская публичная библиотека максимально сохранит свой внешний вид». 
  • zooming
    Донская публичная библиотека в Ростове на Дону, 04.2025
    Фотография © Александра Мочалова, Архи.ру
  • zooming
    Фрагмент облицовочного туфа. Донская публичная библиотека в Ростове на Дону, 04.2025
    Фотография © Александра Мочалова, Архи.ру

Собственно, вопрос – что понимать под сохранением? Похожий, предположим, даже очень похожий, камень туф из Армении, но на подсистеме. Она сделает каждую стену толще на 15–20 см, но здание большое, а формы простые. Так, может быть, никто и не заметит изменения пропорций? Предположим, 10–20% населения заметит: утолщение объемов, щели, блеск металла под ними. Но остальные-то не заметят? 

Может быть, тут и заключается некий секрет: не заметят и привыкнут. И будут облицованные вентфасадом здания считать «настоящими», с «не измененным» обликом. В зависимости от качества подсистемы и облицовки фасады – особенно их тонкие элементы – оплывают, приобретают большую или меньшую картикатурность. Становятся странно-непохожими на себя. 

Почему так? Это довольно очевидно. Авторы проектов 1960-х – 1970-х не рассчитывали на облицовку подсистемой. Работали не с оболочкой, а практически, непосредственно со стеной, «лепили» массу если не сложнее, то, как минимум, иначе. Те же самые темы, актуальные и сейчас, у них получали другое материальное выражение. То, что мы теряем, обновляя здания 1970-х по «современной» технологии, – это их материальность. 

И в данном случае не так важно, хотя об этом следует вспомнить, что здание библиотеки строили не без приключений. К примеру, рельеф стал таким, как есть сейчас, абстрактно-перемешанным, в силу ошибки: не все части доставили по железной дороге, и авторы собрали то, что было, на месте, как могли. Первоначально планировалось, что портреты великих будут располагаться в ряд на «столбиках», более монументально. Или: Ян Занис в 1994 году отказался прийти на открытие здания, так как был недоволен внесенными в процессе реализации изменениями.

Однако: мы что, теперь, продолжим вносить незапланированные изменения? Здание 30-летней давности, или 50-летней, если смотреть на начало строительства, – объект истории. Вместе со всеми искажениями и изменениями, которые случились. И относиться к нему следовало бы соответственно: дистанцированно. Как к памятнику культуры, в том числе архитектурной, что в данном случае кажется несомненным. 

При механическом соединении формы 50-летней давности и современной технологии сам по себе подход перестает быть современным. Поскольку одна из ключевых черт культуры модернизма состоит не в уничтожении старого, как думают некоторые, – а в четком различении старого и нового. В идеальном случае старое консервируется и экспонируется, а новое вступает с ним в диалог, создает свежесть и напряжение.

Сыграть в эту игру – немалое искусство, но когда получается, тогда да, одно произведение, не важно какой давности, входит в контакт с современным высказыванием. Получается круто. 

Но, увы, пока не очень часто. Можно привести пару редких позитивных примеров, хотя бы Дворец Пионеров на Ленинских горах. Но у него был охранный статус. Чаще здания, в том числе яркие и авторские, «тонут» в новой облицовке и становятся непонятно чем: ни старыми, ни новыми, чем-то средним, не очень осмысленным. 

Почему так происходит? Потому что: 1. здания модернизма не имеют охранного статуса, а следовательно, применить к ним методики реставрации способна только добрая воля заказчика и авторов; 2. методика их реставрации не разработана. Кое-кто из специалистов кое-где говорит, что нет, можно утеплить без вентфасада, например, изнутри, например, за счет стеклопакетов в витражах. Но ничего не меняется. На данный момент лучшее, что может произойти с авторским зданием модернизма – его оставят на какое-то время в покое в ответ на общественный резонанс и просто чтобы подумать. Так было с владимирским и тверским вокзалами, зданием ТАСС, так недавно поступили с цирком на проспекте Вернадского. Худшее – понятно, снос.

Вентфасад паллиативное решение, можно даже вообразить себе, что придут сознательные потомки, какие-нибудь прогрессоры из книжек Стругацких, снимут все эти подсистемы, как сейчас реставраторы смывают побелку с фресок, и сделают красиво. Но вот что воображаемые друзья-потомки – не мы с вами, это жаль. Некоторая неискорененная средневековая диковатость видится мне в реализуемом подходе. 
  • zooming
    Рельеф Николая Силиса и Владимира Лемпорта с портретами великих мыслителей. Донская публичная библиотека в Ростове на Дону, 04.2025
    Фотография © Геннадий Крольман
  • zooming
    Донская публичная библиотека в Ростове на Дону, 04.2025
    Фотография © Геннадий Крольман

Надо однако признать, что проект капремонта, в рамках вышесказанного, то есть отсутствия охранного статуса и методики, выглядит тщательным и дотошным. Файлов в проектной документации тьма-тьмущая. И потом, можно было бы предложить керамогранит, неотличимо имитирующий нужный туф, или металлокассеты, и так далее. С другой стороны, можно было подыскать подсистему потоньше. Тем не менее, в рамках обозначенного подхода очевидно, что люди работали и старались. Труда вложено немеряно. 

Что тоже, при всем уважении к труду, представляет собой проблему.

Тут есть две новости, как водится. Плохая: проект, насколько известно, утвержден, да еще и в 2023 году, так что рассмотреть его «до утверждения» уже не получится. Можно только отменить и переделать, что, в силу вложенных сил и средств, надо думать, будет больновато. Но надо же когда-то начинать. Хорошая новость в том, что статус проекта – капитальный ремонт, а не реконструкция, хотя сделан он именно как реконструкция. Статус капремонта, при наличии желания, позволяет остаться в рамках особенностей исходного здания. А для того, чтобы сделать его энергоэффективным, может быть, реально предложить какие-то другие решения.

Есть же, в конце концов, позитивный пример Национальной библиотеки Татарстана там облицовка жива-живехонька. Конечно, по качеству первоначальной реализации это был Музей Ленина, но дело не в этом, а в том, что любые плиты подлежат укреплению. Дело в постановке задачи. 

Так что надежда, хотя и небольшая, на приостановку процесса в силу «общественного резонанса» и пересмотр проекта, вероятно, есть. Остается наблюдать. И думать о методике работы со зданиями модернизма. Представить себе, как потомки, ругаясь на практику 2020-х, отковыривают подсистему от бетона, и изменить подход прямо сейчас. Вдруг получится? 
  
  
Проект:
Донская публичная библиотека в Ростове на Дону
Россия, Ростов-на-Дону, Пушкинская ул., 175A

Авторский коллектив:
Архитектор: Ян Семенович Занис
Инженер: Борис Сидельковский
Рельефы: Владимир Лемпорт, Николай Силис, Юрий Александров

1974 — 1994

08 Апреля 2025

Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Пресса: Вернуть человеческий масштаб: проекты реконструкции...
В 1978 году Отдел перспективных исследований и экспериментальных предложений был переименован в Отдел развития и реконструкции городской среды. Тема развития через реконструкцию, которая в 1970-е годы разрабатывалась отделом для районов сложившейся застройки в центре города, в 1980-е годы расширяет географию, ОПИ предлагает подходы для реконструкции периферийных районов, т.н. «спальных» районов - бескрайних массивов массового жилищного строительства. Цель этой работы - с одной стороны, рациональное использование городской среды, с другой - гуманизация жилой застройки, создание психологически комфортных пространств.
Пресса: Морфотипы как ключ к сохранению и развитию своеобразия...
Из чего состоит город? Этот вопрос, который на первый взгляд может показаться абстрактным, имел вполне конкретный смысл – понять, как устроена историческая городская застройка, с тем чтобы при реконструкции центра, с одной стороны, сохранить его своеобразие, а с другой – не игнорировать современные потребности.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.