Вент-фасад: беда или мелочь?

Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?

mainImg
Проект:
Донская публичная библиотека в Ростове на Дону
Россия, Ростов-на-Дону, Пушкинская ул., 175A

Авторский коллектив:
Архитектор: Ян Семенович Занис
Инженер: Борис Сидельковский
Рельефы: Владимир Лемпорт, Николай Силис, Юрий Александров

1974 — 1994
В конце марта на сайте закупок был размещен проект капремонта Донской публичной библиотеки в Ростове-на-Дону. Тендер актуален до 14 апреля. 

Проект предполагает полную замену темного армянского туфа, которым облицовано здание, на новый туф, установленный на подсистеме «Альт Фасад 05», толщина теплоизоляции порядка 10 см, общая толщина добавляемого слоя около 15–20 см. Также как и полное обновление интерьеров, в том числе замену туфа в кинозале, а также «полов, подвесных потолков, перегородок, чаш фонтанов зимнего сада». 
  • zooming
    Фрагменты проектной документации, опубликованные Геннадием Крольманом. Красным – все, что демонтируют
    Авторы проектной документации: Проектно-строительная компания «Содружество»
  • zooming
    Фрагменты проектной документации, опубликованные Геннадием Крольманом. Красным – все, что демонтируют
    Авторы проектной документации: Проектно-строительная компания «Содружество»

Заказчик – библиотека. Разработчик проектной документации – Проектно-строительная компания «Содружество». Проект подписан: директор Е.А. Крохалев и инженер Г.Г. Калинчук. Еще в 2023 году он получил положительное заключение госэкспертизы.

Тут надо сказать, что здание Донской библиотеки в Ростове архитектора Яна Заниса – исключительно по нескольким причинам. Во-первых, снаружи оно выглядит как очень каменная скала с портретными рельефами в верхней части «ключевого» угла башни, обращенного к площади. Все вместе напоминает отцов-основателей, хотя сделано совершенно иначе: не в скале, а в составе лаконичного объема-стелы. 
  • zooming
    Донская публичная библиотека в Ростове на Дону, 04.2025
    Фотография © Геннадий Крольман
  • zooming
    Донская публичная библиотека в Ростове на Дону, 04.2025
    Фотография © Геннадий Крольман

В процессе строительства библиотеку прозвали «цитаделью». 
  • zooming
    Донская публичная библиотека в Ростове на Дону, 04.2025
    Фотография © Александра Мочалова, Архи.ру
  • zooming
    Донская публичная библиотека в Ростове на Дону, 04.2025
    Фотография © Александра Мочалова, Архи.ру

А внутри – очень светлый, белый атриум с сеткой крупных зенитных фонарей, виртуозно изогнутой лестницей, совершенно роскошным зимним садом. Натуральный камень, в том числе туф, «проникает» в интерьер, к примеру, в облицовке колонн: в атриуме они кажутся очень тонкими, хрупкими. 
  
 

Вторая особенность: библиотеку проектировали в 1960-е, строительство началось в 1974, а закончилось – в 1994 году. Что объясняет присутствие мраморного портрета архиерея в атриуме у фонтана.

Так же как и объясняет, вероятно, не самое высокое качество строительства: в середине 1990-х было сложно его ждать и требовать. Поэтому надо признать справедливость комментаторов, указывающих на осыпание облицовки. Снаружи видны и проплешины, и объявления о падении камня, и высолы; внутри тоже и высолы, и протечки. 
  
  

В том, что здание нуждается в заботе и внимании, сомнений нет. 

Сомнения в другом – в какой именно? В какой мере уместен ремонт, реконструкция, в какой – реставрация? 

На проект капремонта библиотеки обратил внимание ростовский краевед Геннадий Крольман: в своем ТГ-канале он назвал его «лютым уродством и дегенератством» – за что получил спам-атаку на 3000 ботов и угрозы «разбития лица», правда, другому человеку, но за защиту здания библиотеки. Словом, все непросто. Причем, судя по косвенным сведениям, среди комментаторов присутствовали и авторы проекта капремонта. Министерство культуры Ростовской области заявило о «сохранении внешнего облика здания», и затем повторило свои заявления. Ростовское общественное движение «МойФасад» направило ИО губернатора Ростовской области Слюсаря письмо с просьбой «в сроки до утверждения проекта инициировать рассмотрение проектной документации на Общественном совете при комитете по охране ОКН Ростовской области». 

Геннадий Крольман проинтервьюировал архитектора Артура Токарева, три основных пункта такие: разница в толщине, созданная вентфасадом, необратимо изменит пропорции; сейчас рельефы Николая Силиса и Владимира Лемпорта «плавно вытекают» из фасада, в вентфасаде они «утонут»; сейчас щели в облицовке минимальные, на подсистеме будут неизбежно больше; туф мягкий материал и плиты для крепления на подсистеме понадобятся толстые; крен стен есть, но выравнивать его вентфасадом невозможно и не нужно; об изысканиях по необходимости улучшения звука в кинозале ничего не известно, больше вопросов, чем ответов.   

Полностью соглашусь с замечаниями Токарева, даже добавить особенно нечего. 

Собственно, здесь есть несколько проблем: преследования, не совсем точного информирования и отсутствия методики обновления зданий периода модернизма. 

Давить на общественника за критическую оценку проекта дико и недопустимо, особенно, если это подтвердится, – когда давление происходит со стороны авторов самого проекта. Ну вы совсем уже одичали, да? Будем надеяться, что такого рода случаями займутся правоохранительные органы, это сфера их компетенции. 

Относительно информирования сложнее. Наталья Демиденко, «официальный представитель Министерства культуры Ростовской области», сообщает, что «команда, работавшая над созданием проекта капремонта библиотеки, в первую очередь ставила своей задачей сохранение ее первоначального облика. Донская публичная библиотека максимально сохранит свой внешний вид». 
  • zooming
    Донская публичная библиотека в Ростове на Дону, 04.2025
    Фотография © Александра Мочалова, Архи.ру
  • zooming
    Фрагмент облицовочного туфа. Донская публичная библиотека в Ростове на Дону, 04.2025
    Фотография © Александра Мочалова, Архи.ру

Собственно, вопрос – что понимать под сохранением? Похожий, предположим, даже очень похожий, камень туф из Армении, но на подсистеме. Она сделает каждую стену толще на 15–20 см, но здание большое, а формы простые. Так, может быть, никто и не заметит изменения пропорций? Предположим, 10–20% населения заметит: утолщение объемов, щели, блеск металла под ними. Но остальные-то не заметят? 

Может быть, тут и заключается некий секрет: не заметят и привыкнут. И будут облицованные вентфасадом здания считать «настоящими», с «не измененным» обликом. В зависимости от качества подсистемы и облицовки фасады – особенно их тонкие элементы – оплывают, приобретают большую или меньшую картикатурность. Становятся странно-непохожими на себя. 

Почему так? Это довольно очевидно. Авторы проектов 1960-х – 1970-х не рассчитывали на облицовку подсистемой. Работали не с оболочкой, а практически, непосредственно со стеной, «лепили» массу если не сложнее, то, как минимум, иначе. Те же самые темы, актуальные и сейчас, у них получали другое материальное выражение. То, что мы теряем, обновляя здания 1970-х по «современной» технологии, – это их материальность. 

И в данном случае не так важно, хотя об этом следует вспомнить, что здание библиотеки строили не без приключений. К примеру, рельеф стал таким, как есть сейчас, абстрактно-перемешанным, в силу ошибки: не все части доставили по железной дороге, и авторы собрали то, что было, на месте, как могли. Первоначально планировалось, что портреты великих будут располагаться в ряд на «столбиках», более монументально. Или: Ян Занис в 1994 году отказался прийти на открытие здания, так как был недоволен внесенными в процессе реализации изменениями.

Однако: мы что, теперь, продолжим вносить незапланированные изменения? Здание 30-летней давности, или 50-летней, если смотреть на начало строительства, – объект истории. Вместе со всеми искажениями и изменениями, которые случились. И относиться к нему следовало бы соответственно: дистанцированно. Как к памятнику культуры, в том числе архитектурной, что в данном случае кажется несомненным. 

При механическом соединении формы 50-летней давности и современной технологии сам по себе подход перестает быть современным. Поскольку одна из ключевых черт культуры модернизма состоит не в уничтожении старого, как думают некоторые, – а в четком различении старого и нового. В идеальном случае старое консервируется и экспонируется, а новое вступает с ним в диалог, создает свежесть и напряжение.

Сыграть в эту игру – немалое искусство, но когда получается, тогда да, одно произведение, не важно какой давности, входит в контакт с современным высказыванием. Получается круто. 

Но, увы, пока не очень часто. Можно привести пару редких позитивных примеров, хотя бы Дворец Пионеров на Ленинских горах. Но у него был охранный статус. Чаще здания, в том числе яркие и авторские, «тонут» в новой облицовке и становятся непонятно чем: ни старыми, ни новыми, чем-то средним, не очень осмысленным. 

Почему так происходит? Потому что: 1. здания модернизма не имеют охранного статуса, а следовательно, применить к ним методики реставрации способна только добрая воля заказчика и авторов; 2. методика их реставрации не разработана. Кое-кто из специалистов кое-где говорит, что нет, можно утеплить без вентфасада, например, изнутри, например, за счет стеклопакетов в витражах. Но ничего не меняется. На данный момент лучшее, что может произойти с авторским зданием модернизма – его оставят на какое-то время в покое в ответ на общественный резонанс и просто чтобы подумать. Так было с владимирским и тверским вокзалами, зданием ТАСС, так недавно поступили с цирком на проспекте Вернадского. Худшее – понятно, снос.

Вентфасад паллиативное решение, можно даже вообразить себе, что придут сознательные потомки, какие-нибудь прогрессоры из книжек Стругацких, снимут все эти подсистемы, как сейчас реставраторы смывают побелку с фресок, и сделают красиво. Но вот что воображаемые друзья-потомки – не мы с вами, это жаль. Некоторая неискорененная средневековая диковатость видится мне в реализуемом подходе. 
  • zooming
    Рельеф Николая Силиса и Владимира Лемпорта с портретами великих мыслителей. Донская публичная библиотека в Ростове на Дону, 04.2025
    Фотография © Геннадий Крольман
  • zooming
    Донская публичная библиотека в Ростове на Дону, 04.2025
    Фотография © Геннадий Крольман

Надо однако признать, что проект капремонта, в рамках вышесказанного, то есть отсутствия охранного статуса и методики, выглядит тщательным и дотошным. Файлов в проектной документации тьма-тьмущая. И потом, можно было бы предложить керамогранит, неотличимо имитирующий нужный туф, или металлокассеты, и так далее. С другой стороны, можно было подыскать подсистему потоньше. Тем не менее, в рамках обозначенного подхода очевидно, что люди работали и старались. Труда вложено немеряно. 

Что тоже, при всем уважении к труду, представляет собой проблему.

Тут есть две новости, как водится. Плохая: проект, насколько известно, утвержден, да еще и в 2023 году, так что рассмотреть его «до утверждения» уже не получится. Можно только отменить и переделать, что, в силу вложенных сил и средств, надо думать, будет больновато. Но надо же когда-то начинать. Хорошая новость в том, что статус проекта – капитальный ремонт, а не реконструкция, хотя сделан он именно как реконструкция. Статус капремонта, при наличии желания, позволяет остаться в рамках особенностей исходного здания. А для того, чтобы сделать его энергоэффективным, может быть, реально предложить какие-то другие решения.

Есть же, в конце концов, позитивный пример Национальной библиотеки Татарстана там облицовка жива-живехонька. Конечно, по качеству первоначальной реализации это был Музей Ленина, но дело не в этом, а в том, что любые плиты подлежат укреплению. Дело в постановке задачи. 

Так что надежда, хотя и небольшая, на приостановку процесса в силу «общественного резонанса» и пересмотр проекта, вероятно, есть. Остается наблюдать. И думать о методике работы со зданиями модернизма. Представить себе, как потомки, ругаясь на практику 2020-х, отковыривают подсистему от бетона, и изменить подход прямо сейчас. Вдруг получится? 
  
  
Проект:
Донская публичная библиотека в Ростове на Дону
Россия, Ростов-на-Дону, Пушкинская ул., 175A

Авторский коллектив:
Архитектор: Ян Семенович Занис
Инженер: Борис Сидельковский
Рельефы: Владимир Лемпорт, Николай Силис, Юрий Александров

1974 — 1994

08 Апреля 2025

Похожие статьи
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Краеведение по следам Ленинианы
Два года назад художница из Санкт-Петербурга Ксения Клёнова придумала проект ПостLeniniana, приуроченный к столетию смерти Ленина. Она планирует посетить 100 городов России с необычными памятниками Ленину, поговорить о них с жителями и написать книгу. Сейчас она проехала 20 населённых пунктов и регулярно отчитывается, – так, по ходу дела, возникают путевые заметки. Показываем.
Заметки о Ломоносове
Исследовали, благодаря открытой экскурсии Москомархитектуры, два самых звучных образовательных кластера. Здание Ломоносов уже построено и действует. Изучили достоинства, вложили персты в раны недостатков. Главное достижение – архитектура здания современная, – засчитано.
Удариться об кирпич
В 2019 году архитекторы бюро Megabudka предложили замостить Сокольническую площадь клинкерным кирпичом – возродить эксперименты, которые проводили в Москве начала XX века. Проект реализован: что-то, как всегда, сократили, но кирпич довольно-таки уверенно «держит удар». Ищем 10 отличий и рассматриваем прообразы.
Реставрация и сыр
Совсем недавно, в августе 2023, в Костроме открылся ресторан «Сыровар». Рассмотрели интерьер и отреставрированный дом, с удивлением обнаружили, что имя заказчика указано, имя автора интерьера известно, а вот про реставраторов не сказано ничего.
Дуга и мир
Изучили ландшафт винодельни Гай Кодзора и новый павильон – DUGA bar, или Мир. Это бетонная циркумференция, открытая панораме и ветру, элегантное и уместное на горе сооружение. Рассматриваем новый павильон, делимся впечатлениями о винодельне.
По мотивам
Сравниваем храм, который планируется построить около ЖК «Символ», с его предполагаемыми и настоящими прообразами.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).