«Животворна и органична здесь»

Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.

mainImg
Ленинград: архитектура советского модернизма 1955-1991
М., GARAGE, 2021

Это, конечно, не рецензия, а, скорее ода или даже панегирик, поскольку и к авторам я отношусь с плохо скрываемой приязнью и к рассматриваемому в этой книжке предмету дышу довольно неровно.
 
Итак: три московских человека написали книгу о Ленинграде.
Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Признаюсь, когда я начал читать эту книжку, мой и без того бледный эпидермис, присущий обитателям здешних блат, побледнел еще пуще от негодования при виде промелькнувших было трюизмов о бордюрах, поребриках и прочих апокрифах оппозиции петербуржцев и москвичей. Все это расхожие мифы. «Ревность и зависть петербуржцев к москвичам за то, что столица уехала и что «все деньги в Москве» вымышлены. Скорее напротив, к москвичам здесь относятся с некоторой долей сочувствия, – как же они там, бедолаги, живут?

Все же в назойливом педалировании противостояния Москвы и Петербурга, есть, воля ваша, судари мои, что-то безнадежно пошлое.

«Снисходительно посмеиваются они над старательным «парадная», «поребрик» и т.д., произнесенными приезжими. Но про себя. Сами запросто скажут «подъезд». Однако не дай вам бог простодушно попросить в пышечной пончик. Скомпрометированы будете безнадежно, хотя пышку, возможно, и отдадут», подкалывает нас Татьяна Мэй.
 
Однако по ходу чтения негодование незаметно сменилось наслаждением. Путеводители обычно скучнейшее чтиво, то есть это вообще не чтиво. Но только не эта книжка.
Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Это какой-то новый жанр и слог. Так еще никто не писал о не столь, казалось бы, увлекательных вещах, как архитектура. Здесь рассказ о каждом доме построен как новелла или как маленький роман, с завязкой, сюжетом, лирическими отступлениями и эпилогом и читать это, скажу я вам, довольно захватывающе. Здесь фактография и развитый научный аппарат органично переплетаются с байками и местными мифами. Авторы напомнят нам, что аэропорт в народе называют «пять стаканов», памятник Грибоедову, что у ТЮЗа, известен, как «ногу свело», а второй дом Ленсовета – это «дворянское гнездо». Здесь приводятся захватывающие споры, даже схватки между участниками общественных обсуждений.

Вот, к примеру, выдержка из протокола обсуждения реконструкции района Смольного института: «Историк архитектуры Евгения Петрова… называет здание Князева «архитектурным сапогом», который втаптывает в грязь и забивает бриллиант Смольного собора, она обвиняет Гольдгора в том, что он «пришивает к этому сапогу голенище».
 
Как же нам не хватает сейчас этих разящих критических стрел, этого кипящего профессионального бульона! Бесстрастность, комплиментарность, если не заискивание, заполонили нашу архитектурную прессу.
  • zooming
    1 / 6
    Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Язык этой книги, не знаю, умышленно ли, или авторы так незаметно для себя прониклись духом того времени, язык этот порой вызывает в памяти бестселлеры 1960-х, когда о серьезных вещах не принято было говорить с придыханием или звериной серьезностью, а следовало, с сардонической усмешкой цедить слова, как бы попыхивая трубкой старика Хэма. Хотя авторы только-только появились на свет примерно в описываемое ими время, но как же точно они почувствовали эту здоровую ироническую ноту. Заочно споря с Иосифом Бродским, не обинуясь, называют его «25-летним тунеядцем». Почему-то я думаю, что Бродский не слишком возражал бы. Таким языком изъяснялись герои «Затоваренной бочкотары», «Понедельника», битовского «Пушкинского дома».
 
Возможно, это выглядит не слишком академично для жанра справочника-путеводителя, но здесь меня чрезвычайно подкупает ценность личного взгляда. Авторы могут поморщиться, говоря о здании Финляндского вокзала: «шпиль бессильно царапает небо и довершает нелепость целого», или даже выругаться: «злобная сосуля Лахта-центра». Порой они афористичны: «...но дух места одолел дух времени только в первом раунде». Порою поэтичны: «проспект грезил соединить южные районы города», а случается, что «проспект присягает одной традиции, зато отрекается от другой».
Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Почему-то мне кажется, что так и нужно писать о домах и городе, ведь архитектура сама по себе предмет довольно чувственный и поэтичный, по крайней мере, в лучших своих проявлениях.
 
Ни один из авторов ни минуты ни архитектор. Журналист, искусствовед и, даже страшно произнести, структурный лингвист. Но посмотрите, как, со знанием дела, я не иронизирую, действительно профессионально и точно описываются предварительно напряженные параболоиды перекрытия дворца спорта «Юбилейный». Я узнал тут, что моя любимая телебашня Васильковского, на которую я каждый день смотрю из своего окна, построена из пустотелых стержней на болтовых соединениях. И, что дворовые фасады упоминавшегося ранее «дворянского гнезда» облицованы давно исчезнувшим из практики белоснежным ангобированным кирпичом.
 
Сквозной невербальный рассказ здесь ведут черно-белые снимки. Здесь мы видим странный магический город, совсем иной Ленинград, нежели тот, что мы знаем. Ленинград здесь пуст, величествен и залит совсем не свойственным ему солнцем. Немногословность бетона, резкие тени де Кирико, отсутствие людей, машин, котов и хабариков. Ленинград, увы или к счастью, так и не наступившего коммунизма.
Общежитие ЛИСИ (СПбГАСУ). 1957–1964. Архитекторы А.Оль, С.Евдокимов, Н. Устинович
Фотография © Юрий Пальмин / из книги Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021

 

***

Ленинградскость. Бессильно щелкаю пальцами, но не могу объяснить этот феномен, кажущийся всем вроде бы очевидным. Он исчезает или уже почти исчез, но его тающие черты еще можно, можно распознать.
 
Такое впечатление, что здесь архитектура не слишком важна, а город сильнее отдельных домов. Он впитает все, все пожрет и все сделает своей частью.

Это свойство города – негромкость, деликатность, свойственна в массе и его жителям, и не всегда можно понять, что есть порождение чего – город или люди, его населяющие.

Порою кажется, что в какой-то период здесь был социализм. Тот самый, который нам показывали в фильмах Геннадия Шпаликова и Марлена Хуциева. Не тот социализм, где на тебя строем идут комбайны и вот-вот засосут прокатные станы, а тот, где библиотеки и люди читают стихи на набережных. Я вообще люблю социализм, а вот капитализм – не очень. Я убежден, что ничего более захватывающего в области идей мироустройства, чем построение общества равных возможностей, так и не было придумано. Как идея, как концепт это завораживает, не то что этот бескрылый и алчный капитализм. И вот здесь, в Ленинграде, кажется, что это было.
 
«Смелые жесты и были традицией города», говорится в книге. Действительно, сам этот город онтологически модерен. Это город-проект, город-чертеж, умопостигаемый город-ноумен. Любому действию здесь предшествовали воля и замысел, а не сумма обстоятельств, как в городах-мицелиях, откуда родом авторы книжки. 
 
По справедливому наблюдению авторов, модернистским жестом было и само основание города. Модернистской, неизвестной нам рукой был прочерчено божественное трехлучие, структуралист Леблон нанес сетку линий и каналов Васильевского острова. Трезиниевские дома для «подлых» и «именитых» – предчувствие и прообраз типовых серий 1960-х годов. Ультрамодернистским жестом были витальные градостроительные структуры Антуана Модюи и Карла Росси, наложивших свои лихие оси, пьяццы и пьяцетты на сложившуюся к концу XVIII века несколько консервативную сетку особняков и усадеб.
 
Представляется, что наш город – это наслоение нескольких проектов, наложенных друг на друга, как если бы листы огромных прозрачных калек с чертежами были брошены друг на друга на гигантском столе. Он опровергает распространенное заблуждение, что модернистская архитектура, дескать, разрушительна для традиционной (что бы это ни значило) городской ткани. Нет же, нет, мы видим, как она животворна и органична здесь.

Возможно потому, что идеализм модернистских зданий стал верной нотой в пропитанном романтическими идеалами городе. А скорее всего потому, и я охотно соглашусь здесь с авторами, что и модернизм здесь феноменологически особый, сдержанный до скуповатости (но ничуть не вялый!), немногословный, мудрый и эмпатичный, с легким налетом дендизма. Интеллигентный, одним словом.
 
Хочется, дождавшись мирных дней, отправиться с этой книжкой под мышкой и посмотреть еще раз вживую на этот модернизм через волшебную оптику авторов этой книги.
 
Сергей Мишин,
Санкт-Петербург,
июль 2022

19 Июля 2022

«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Музей «Пресня»
Пример «средового брутализма» музей «Пресня» в историческом центре Москвы – в фотографиях Дениса Есакова с детальным рассказом историка архитектуры Дениса Ромодина.
«Вопрос не в профессиональной этике, а в месте этой...
Реконструкция зданий модернизма – болезненный вопрос, в том числе потому, что она нередко происходит на глазах их изначальных авторов, опечаленных и возмущенных некорректным подходом к своим творениям. Высказаться на эту сложную тему мы попросили архитекторов и историков архитектуры.
Все в Алма-Ату
Новую книгу из серии «Гаража» хочется назвать фундаментальным путеводителем: он глубок, разнообразен и написан легким стилем. А материал красив, не слишком изуродован и малоизвестен. Пожалуй, это точно must have.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).