Образ малой формы

Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...

mainImg
Мы много пользуемся – как, наверное, и все – Яндекс Картами, и давно наблюдаем за их развитием как главного городского приложения. Не без интереса заметили появление сотен трехмерных реалистичнных изображений достопримечательностей по всей России, в том числе самых современных построек, к примеру, «ГЭС-2» Ренцо Пьяно, Ельцин Центра Бориса Бернаскони.

Кроме того, на Яндекс Картах появились 3D-модели не только зданий, но и малых форм. И не только скульптур, но и скамеек.

Например, несколько скамеек в виде колец – недалеко от метро Аэропорт, на безымянном бульваре за Амбулаторным прудом. Или скамейка из органных трубок на Космодамианской набережной рядом с Домом Музыки на Павелецкой. 
  • zooming
    «Технологичная скамейка» рядом с метро Аэропорт
    Яндекс Карты
  • zooming
    Скамейка рядом с Домом Музыки
    Яндекс Карты
  • zooming
    Скамейка-«турбина» недалеко от метро Аэропорт
    Фотография © Георгий Копылов
  • zooming
    Музыкальная скамейка на набережной у Дома Музыки. Архитекторы A4
    Фотография © Георгий Копылов

Нам известен целый ряд скамеек и малых архитектурных форм, появившихся в Москве за последние 15 лет, но именно этих мы не знаем.

Сразу после публикации определились авторы скамейки у Дома Музыки, реализованной в составе проекта благоустройства набережных острова Балчуг под руководством Департамента капремонта Москвы – это архитекторы бюро A4. Авторов скамеек-турбин пока ищем.  

«Литературная скамейка» – две дугообразные лавочки на Пушкинской площади – определенно нарисованы «в пандан» самому памятнику как достопримечательности. 
  • zooming
    «Литературные скамейки» на Пушкинской площади
    Яндекс Карты
  • zooming
    «Литературная скамейка» на Пушкинской площади
    Фотография © Георгий Копылов

Видя, что  Яндекс Карты взяли курс на реалистичность – от 3D зданий и деревьев до детализированных дорог с полосами и развязками – мы задали представителям сервиса несколько вопросов: почему именно было решено работать над трехмерными изображениями скамеек и других малых форм, сколько именно объектов отрисовано и сколько планируется, как были выбраны предметы для дизайнерской работы.
cic = 1

Михаил Лукашин, руководитель группы картографического дизайна Яндекс Карт:

Последние два года мы делаем Карты более интуитивно-понятными, чтобы по ним было проще ориентироваться. Вместо абстрактных объектов на карте появляется все больше реалистичных и легко-узнаваемых 3D-моделей. Например, зданий, памятников и малых архитектурных форм. Сейчас таких 3D-макетов у нас уже более 550 в 35 городах России.

В работе по визуализации зданий на картах важны одновременно две вещи: реалистичность и точность архитектурных деталей и нужная мера обобщения и детализации, чтобы изображение не было слишком «тяжелым» и не перегружало карты. За последние годы мы хорошо освоили этот баланс, создав свой собственный дизайн-код для трехмерной визуализации. Однако работа с малыми архитектурными формами – особый  челлендж для картографических дизайнеров. Она сложнее, потому что масштаб объекта меньше, он должен считываться как сопоставимый с реальным в сравнении со зданием – и в то же время быть узнаваемым.  

На данный момент мы отрисовали девять скамеек. Выбирали по тем или иным критериям узнаваемости: скамейки с необычной формой турбины или органа, расположенные в неочевидных местах или просто культовые. Первой пришла на ум всем известная «скамейка Воланда» на Патриарших, к которой пользователи охотно оставляют отзывы и загружают фото. Из других необычных примеров – «скамейка для интровертов» напротив Дома культуры  «ГЭС-2», на ней умещается только один человек. «Большая глина» Урса Фишера попала на карты как объект, входящий в ансамбль «ГЭС-2». 

Мы не можем сказать, что готовы в ближайшее время заняться моделированием многих малых форм даже в Москве – хотя петербургский «Чижик-Пыжик» на карте присутствует – но какие-то объекты мы могли бы запланировать к добавлению.
  • zooming
    Большая глина №4, Урс Фишер
    Яндекс Карты
  • zooming
    ГЭС-2 вместе с «Большой глиной»
    Яндекс Карты
  • zooming
    Чижик-Пыжик на набережной Мойки рядом с Михайловским замком
    Яндекс Карты
  • zooming
    Модель Михайловского замка с обозначением места скульптуры Чижик-Пыжик
    Яндекс Карты

Таким образом, малые объекты – это, с одной стороны, в некоторых случаях «пара» большим, заметным; а с другой – опыт для работы с мелким материалом. То есть, в сущности, для отрисовывания города как такового, целиком. Когда мы видим нарисованных в 3D Чижиков-Пыжиков и автомобильные полосы с их разметкой, и в то же время знаем о новых правилах полигональной модели для Москвы, – то можем предположить появление, в какой-то момент, полной трехмерной модели всего на свете. 

Есть, впрочем, и другие примеры в наборе Яндекс Карт: трехмерная модель скульптуры «Дорогу утятам!» в Новодевичьем парке, как мне удалось понять, появилась на картах «в пандан» к скамейке: довольно малопримечательной, но с хорошим видом на монастырь. 
  • zooming
    Скамейка с видом на Новодевичий монастырь рядом со скульптурной группой «Дорогу утятам!»
    Яндекс Карты
  • zooming
    Скамейка с видом на Новодевичий монастырь (2012–2016) рядом со скульптурной группой «Дорогу утятам!» (1991)
    Фотография © Георгий Копылов

А скульптура, вообще-то любопытная, это подарок Барбары Буш детям СССР, она копирует скульптуру Нэнси Шёна по мотивам американской сказки Роберта Макклоски «Дорогу утятам», стоящую в Бостоне. В Москве ее установили в 1991 году, затем несколько раз вандалы спиливали и похищали утят и даже маму, но скульптуру восстановили, в последний раз – в 2000 году, и открыли в присутствии Михаила Горбачева. 

Так вот, глядя на старые панорамы, можно заметить, что в момент установки скульптуры, в 1991 и в 2000, и даже в 2012, рядом с утятами, а они расположены на выходе одной из аллей парка к пруду, не было никаких скамеек, а те, что были поблизости, были другими: классическими, московскими, изогнутыми. Какими они были в Новодевичьем парке и в 1960-е, и в 1970-е, и заменены были между 2012 и 2016. 

Рисование мелочей провоцирует исследование города, ставит какие-то новые вопросы. Надо сказать, что, если скульптуры, как правило, восстанавливают даже когда те страдают от вандалов и воров, то вот «урбанистическая мелочь» – вещь очень преходящая, и идет под нож без раздумий. Затем появляются копии, люди рассматривают старые фотографии, способные напомнить им о городе другого времени. Хорошие киношники восстанавливают фактуру для съемок на определенный период. Но, по большей части, не всякий отличит новую скамейку или фонарь от старой, и еще меньше кто – скажет, по каким признакам можно судить. 
«Скамейка туриста» на Никольской
Фотография © Георгий Копылов

Малые формы городского благоустройства – скорее, часть привычного окружения, как интерьер собственной квартиры. Предмет личных воспоминаний. Вот например, с одной девяти скамеек Яндекса, той, что на детской площадке в Сокольниках, у меня связано одно личное: 15 лет назад я там так поругалась с мамочкой из-за места на той самой – вот удивительно! – скамейке, что до сих пор не могу забыть... Может быть, у людей есть какие-то еще истории о скамейке в Сокольниках, потому она и появилась на картах? 
  • zooming
    Детская скамейка в парке Сокольники
    Фотография © Георгий Копылов
  • zooming
    Детская скамейка в парке Сокольники
    Фотография © Георгий Копылов

К тому же это самая свежая из традиционных скамеек, то есть обычных для взгляда, но сделанных недавно. Любопытно сравнить ее с роскошным прообразом викторианского типа, сфотографированным в одном из парков Москвы. 
  • zooming
    Викторианская скамейка типа «голова льва» в московском парке
    Фотография © Георгий Копылов
  • zooming
    Детская скамейка в парке Сокольники
    Фотография © Георгий Копылов

Как далеко способны уйти повторения от своих прообразов, подумать страшно. 

Большая часть скамеек, появившихся сейчас на картах, относится именно к «традиционной» разновидности. Это неудивительно – она, та самая викторианская скамейка, заимствованная больше ста лет назад всеми просвещенными странами, оказалась очень живучей. Может быть, ее придумали хорошо? Многие люди говорили мне об эргономичности «классических» скамеек и неудобстве современных рубленых форм. Тем не менее, их попросту больше, следовательно, и шанс получить некое название возрастает. 

Вот, например, скамейка Воланда на Патриарших прудах. Понятно, почему она попала в список – достопримечательность. Никто ведь не может доказать, что легендарный разговор об атеистах проходил именно на ней. Ну, разве что музейщики. И, кстати, почему не Берлиоза? В конце концов, это было место его последнего, опять же легендарного, прижизненного выступления. Скамейка как скамейка, справа и слева такие же. Но нет, кота на ней нарисовали. Я поначалу подумала, что кот настоящий – ну то есть, бронзовый. Но нет, он существует только на картах. Вот вам и воспроизводство мифа... Чистейшее. 
  • zooming
    Скамейка Воланда на Патриарших прудах
    Яндекс Карты
  • zooming
    Скамейка Воланда на Патриарших прудах
    Фотография © Георгий Копылов

«Скамейка туриста» на Никольской, совершенно традиционная, согласно моему предположению, напоминает о ЧМ-18. «Зеленая скамейка» в Коломенском – кажется вымыслом, говоря точнее, мифологизацией обыденности: рядом немало похожих скамеек, так же спрятанных в кустах. Но как они похожи друг на друга. В московском благоустройстве период расцвета длился, кажется, до конца 1970-х и воспевал, с небольшими вариациями, всю ту же викторианскую скамейку с двумя чугунными опорами по бокам. 
  • zooming
    «Скамейка туриста» на Никольской
    Фотография © Георгий Копылов
  • zooming
    «Зеленая скамейка» в Коломенском
    Фотография © Георгий Копылов

Московское благоустройство 2010-х отразилось в трех уже упомянутых объектах, пока неизвестного, к сожалению, авторства, и – в «Скамейке интроверта», чей макет появился на Якиманской набережной напротив «ГЭС-2». 
  • zooming
    «Скамейка интроверта» на Якиманской набережной
    Фотография © Георгий Копылов
  • zooming
    «Скамейка интроверта» на Якиманской набережной
    Фотография © Георгий Копылов

Дело, однако, в том, что никакая она не «интроверта». 

Современная Якиманская набережная появилась в результате реализации проекта КБ «Стрелка» и голландских ландшафтных архитекторов OKRA. Проектом руководил Баудевейн Алмекиндерс и это был один из первых больших проектов в рамках программы «Моя улица», – он соединил цельным пешеходным и велосипедным пространством Парк Горького и Балчуг. Сообщалось, что установили 22 скамейки и 39 урн. На отрезок напротив «ГЭС-2» пришлось 15 скамеек: две длинные, их поставили спиной к воде, и 13 одиночных, группами пореже и погуще, некоторые из них развернуты друг к другу, а две по центру стоят параллелельно, смотрят на Дом культуры и на канал. Строго говоря, эта была пара скамеек для совместного созерцания и тихой беседы – к примеру, для пары, которая давно знает друг друга. Ну и мало ли для кого еще. 

До 2024 года не дотянули 9 скамеек из 15: одна длинная посередине, четыре одиночки к востоку и четыре к западу, среди одна из нашей созерцающей пары. Так и появляются скамейки для интровертов, когда соседей забрали. Неизвестно, почему. Что-то там с запчастями, вероятно. 

Но этот случай показывает нам, как быстро исчезает «городская мелочь», благоустройство, насколько оно временно. Так что его, вероятно, полезно и фиксировать, и «отрисовывать», и давать, в конце-то концов, скамейкам имена. Предположу, что «Скамейка интроверта», отмеченная в Яндекс Картах, просто так уже не исчезнет. Радуюсь, что в этом, может быть, заключается сила слова. Ну, и рисунка. 

Но хотелось бы поднять и другой вопрос: не только скоротечности малых форм и их незащищенности, в отличие от тех же городских скульптур – но и анонимности этих объектов. Казалось бы, волна популярности благоустройства, да и даже споров вокруг него, в 2010-е годы принесла множество имен, и иностранных, и наших. Но как-то все это быстро забывается, вымывается из повестки. Повестка она же какая: поговорили и забыли. На домах по реновации таблички вешают, хотя мне иногда кажется, что это в наказание, а на благоустройстве – ничего не написано, и не всегда легко выяснить. А ведь его много, уже очень много. Прежде всего, конечно, в голову приходят, как одни из первых, скамейки Wowhaus вокруг цветочных клумб на Крымской набережной и их же скамейки – вот те действительно для интровертов, обращенные высокой спинкой к прохожим, в парке Красногвардейских прудов. Но авторских объектов намного больше. 

Вот что мы предлагаем: кто знает авторские скамейки, не обязательно в Москве, но обязательно придуманные для конкретного места – напишите нам место и архитекторов. Сами авторы уникальных скамеек – тоже, напишите, пожалуйста. А мы соберем материал.

Предложить вашу скамейку можно в опроснике ниже:

31 Марта 2025

Похожие статьи
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Краеведение по следам Ленинианы
Два года назад художница из Санкт-Петербурга Ксения Клёнова придумала проект ПостLeniniana, приуроченный к столетию смерти Ленина. Она планирует посетить 100 городов России с необычными памятниками Ленину, поговорить о них с жителями и написать книгу. Сейчас она проехала 20 населённых пунктов и регулярно отчитывается, – так, по ходу дела, возникают путевые заметки. Показываем.
Заметки о Ломоносове
Исследовали, благодаря открытой экскурсии Москомархитектуры, два самых звучных образовательных кластера. Здание Ломоносов уже построено и действует. Изучили достоинства, вложили персты в раны недостатков. Главное достижение – архитектура здания современная, – засчитано.
Удариться об кирпич
В 2019 году архитекторы бюро Megabudka предложили замостить Сокольническую площадь клинкерным кирпичом – возродить эксперименты, которые проводили в Москве начала XX века. Проект реализован: что-то, как всегда, сократили, но кирпич довольно-таки уверенно «держит удар». Ищем 10 отличий и рассматриваем прообразы.
Реставрация и сыр
Совсем недавно, в августе 2023, в Костроме открылся ресторан «Сыровар». Рассмотрели интерьер и отреставрированный дом, с удивлением обнаружили, что имя заказчика указано, имя автора интерьера известно, а вот про реставраторов не сказано ничего.
Дуга и мир
Изучили ландшафт винодельни Гай Кодзора и новый павильон – DUGA bar, или Мир. Это бетонная циркумференция, открытая панораме и ветру, элегантное и уместное на горе сооружение. Рассматриваем новый павильон, делимся впечатлениями о винодельне.
По мотивам
Сравниваем храм, который планируется построить около ЖК «Символ», с его предполагаемыми и настоящими прообразами.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.