English version

Высотный конструктор

Один из проектов заказного конкурса для ЖК на севере Москвы. Архитекторы АБ «Крупный план» предложили простую стереометрическую пару 100-метровых башен, объединенных общим пластическим сюжетом, простым, построенном на лаконичном контрасте, но в то же время фактурном. Интересен и овал внутреннего двора, «вырезанный» на кровле стилобата.

mainImg
Архитектор:
Сергей Никешкин
Проект:
ЖК Ильменский Level
Россия, Москва, Ильменский проезд, 12

Авторский коллектив:
​С.В. Никешкин, Е.Е. Железко, Р.В. Шотаев, А.Л. Фасонов, П.И. Балабанова, Р.В. Романченко, Е.А. Суханова, О.С. Папилова, М.И. Сурова 

2021
Проект был сделан для закрытого конкурса, проведенного в 2021 году для участка на севере Москвы. Территория бывших промзон между Дмитровским шоссе и СВХ  – просторное и удобное место для нового девелопмента, она интенсивно и последовательно застраивается крупными жилыми комплексами. Через улицу от рассматриваемого участка уже построен один комплекс широко известной из крупных кварталов широко известной и много строящей в городе компании, рядом реализован другой, тоже из обширных высоких кварталов, разделенных на объемы разной высоты и цвета. Сейчас заказчик разрабатывает соседний участок. Рассматриваемый проект в закрытом конкурсе не победил, таких проектов сейчас в Москве достаточно много, и мы думаем, будет интересно рассказывать и о них тоже. Участок не озвучиваем  по просьбе авторов. 

Территория застройки – не очень большая для запланированной высотности: 1 га для двух 100-метровых башен. Высотность оправдана как значительной плотностью ближайших комплексов, так и удаленностью центра города. Между тем объемно-пространственное решение в данном случае – иное, чем в уже реализованных ЖК по соседству: и архитекторы, и заказчик сошлись в данном случае на популярном в Москве последних лет формате башен на стилобате, непринужденно сочетающих стереометричность объемного построения с технологичностью лаконичных, но в то же время не лишенных фактуры фасадов. 
ЖК Ильменский Левел
© Проектное бюро «Крупный План»

В плане башни вытянуты, далеки от квадрата, так что по сторонам лифтового ядра образуется небольшой коридор. Их объемы поставлены вдоль границ участка под углом 90° и снабжены консолями на одном из торцов: «голова» башни, установленной поперечно, «смотрит» на улицу, вторая ориентирована продольно, на юг. Возникает диалог, причем в первый момент кажется, что консоли одинаковые, но потом понимаешь, что одна ощутимо выше и можно представить себе, что два объема – это подходящие друг к другу части простой головоломки, которые можно перевернуть, сложить и они подойдут друг к другу. Прием известный и как правило выигрышный для эффектного лаконичного решения крупной формы. 
ЖК Ильменский Левел.
© Проектное бюро «Крупный План»

Игра «в поворот» продолжена фасадами, но здесь все иначе: фасады ведут свою тему, поскольку к улице обращены стеклянные плоскости, поперечные же стены отданы кирпичу. Получается, что в одном случае стеклянный – торец, в другом продольная поверхность: как будто по красной линии дома «срезали» какой-нибудь проволокой, так что поверхность стеклянно оплавилась. 

Стекло и стемалит образуют одну поверхность; она оживлена асимметричными пиксельными вставками более светлого стекла, объединяющими своей штриховкой по два этажа. Кирпич – темный, и его фасады трактованы в виде рельефной сетки простенков, не лишенных имманентной классичности американских небоскребов: вверху плоская лента фриза, по всей высоте – вертикальные «лопатки».
ЖК Ильменский Левел
© Проектное бюро «Крупный План»

Окна внутри этой сетки разделены тонкими горизонталями и тоже позволяют себе пиксельную асимметрию, довольно живую и, благодаря лоджиям, объемную сродни рельефу пещерного города. Так возникает две поверхности: в них можно разглядеть контраст белого и черного, неба и земли, но разбавленный нюансами прозрачности и цвета стекла, цветом и рельефом кирпичных фасадов. Более того, пикселизация стекла – своего рода легкая проекция кирпичного рельефа, что возвращает нас к мысли о срезе: легко можно вообразить, что башни «сделаны» из материала с некоей неравномерной внутренней структурой, который на внешней поверхности шершав и рельефен, а на отполированном срезе ведет себя иначе – но общие принципы построения сохраняет. Это тоже один из способов наделить пару зданий внутренней целостностью; в данном случае он сочетается с материальной составляющей и контекстом – кирпич откликается на фасады соседних комплексов, стекло задает новую тему. 
  • zooming
    ЖК Ильменский Левел. Вариант 1
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    ЖК Ильменский Левел. Вариант 1
    © Проектное бюро «Крупный План»

Квартирография комплекса находится во взаимодействии с формообразованием. Собственно, именно изменения планировок и влекут за собой движение пластики объемов, и это органическое сочетание видится архитектору Сергею Никешкину существенным. В одной башне предусмотрено два типа поэтажных планов, во второй – три. В планировках для верхних этажей квартиры становятся больше по площади, доля студий сокращается. Каждая башня снабжена только одной вертикальной коммуникацией, что предполагает коридоры на жилых этажах, при этом коридорная система не сказывается на планировках квартир отрицательно – комплекс относится к эконом-классу, подавляющую часть жилых единиц составляют студии и однокомнатные квартиры, которые по определению проектируются как линейки, а квартиры побольше размещены в торцах здания. Подъезды обеих башен сквозные, с выходом во двор, их вестибюли оформлены двусветным пространством. 
  • zooming
    1 / 7
    ЖК Ильменский Левел. План 1 этажа
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    2 / 7
    ЖК Ильменский Левел. Схема плана тип 1
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    3 / 7
    ЖК Ильменский Левел. Схема плана тип 2
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    4 / 7
    ЖК Ильменский Левел. Схема плана тип 3
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    5 / 7
    ЖК Ильменский Левел. План паркинга
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    6 / 7
    ЖК Ильменский Левел
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    7 / 7
    ЖК Ильменский Левел. Разрез
    © Проектное бюро «Крупный План»

Башни помещены на стилобат, занимающий весь участок почти по красным линиям. Стилобат, в свою очередь, организует внутренний двор и вмещает набор необходимых функций – магазины, детский сад, места общего пользования. 
ЖК Ильменский Левел. Схема функционального зонирования
© Проектное бюро «Крупный План»

Овальный двор на кровле стилобата отсылает к образам, необычным для московских окраин, к примеру, площадям позднего итальянского Ренессанса – среди бывших промзон, прорастающих жилыми комплексами, этот ход кажется необычным и позитивным. Кровля стилобата понижается в глубину квартала – туда, где дальше от шоссе, а следовательно тише; кроме того его пространство двухруровневое, что усиливает качества приватности отдельных зон, их отделенность от улицы при сохранении визуального контакта с городом. Такого рода распределенное зонирование, как правило ценное в высотных проектах, где для жителей важно не только собственное жилье, но и внимательно организованный «собственный» фрагмент города – представляется интересной особенностью.
  • zooming
    1 / 3
    ЖК Ильменский Левел. Аксонометрия
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    2 / 3
    ЖК Ильменский Левел. Разрез аксонометрия
    © Проектное бюро «Крупный План»
  • zooming
    3 / 3
    ЖК Ильменский Левел. Генплан
    © Проектное бюро «Крупный План»

***

Ну в победил в конкурсе вот этот проект.  

Проект Level Селигерская размещен на сайте https://наш.дом.рф/
Авторы итогового варианта по данным проектной декларации: Метрополис & Симпл Проект.
Архитектор:
Сергей Никешкин
Проект:
ЖК Ильменский Level
Россия, Москва, Ильменский проезд, 12

Авторский коллектив:
​С.В. Никешкин, Е.Е. Железко, Р.В. Шотаев, А.Л. Фасонов, П.И. Балабанова, Р.В. Романченко, Е.А. Суханова, О.С. Папилова, М.И. Сурова 

2021

04 Августа 2022

Похожие статьи
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».