АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни

В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.

mainImg
В этом году премия АрхиWOOD прошла в 16-й раз, приняв рекордные 327 заявок. Среди них было много прелюбопытного: не совсем типичные для дерева типологии – например, аэропорт, вышка сотовой связи или пивоварня; не затертые локации – от Болдино до Бурятии, а также и вовсе ранее не встречавшиеся объекты – улиточная или поп-ап столярная мастерская. 

В шорт-лист попало 85 заявок, которые участвовали в народном голосовании. В этом году разница в предпочтениях жюри и народа ощущается особенно ярко: если специалисты оценивают оригинальность, смелость и мастерство, то простые люди реагируют на уют и доступность – одновременно концептуальную и материальную. Если говорить о какой-то общей тенденции – то мозаика призеров отражает тоску по жизни вдали от суеты, поближе к лесу, саду или воде, располагающую к лиричному, созерцательному и в конечном итоге созидательному настрою. 

Среди других особенностей этого сезона можно отметить следующее. Гран-при снова не вручали, но было два специальных упоминания от жюри в небольших номинациях. Крупные игроки вроде Тотана Кузембаева и Николая Полисского попали в короткие списки, но остались без премии. Зато ее получили объекты, приехавшие с фестивалей – Архстояния, Древолюции, «Не пустое место», а также белорусcкого архитектурного похода «Majsterni ў лесе» – его сетчатый павильон, построенный руками не специалистов, хочется отметить особенно. Призы вручали в летнем кинотеатре бара Strelka, многие – по видеосвязи. 

В состав жюри вошли архитекторы Алексей Гинзбург (бюро GA) и Рубен Аракелян (WALL), победители прошлых лет Сергей Мишин (studio mishin), Дмитрий Овчаров (nefa architects) и Павел Гордеев (АБ «Гордеев-Демидов»), меценат и основатель Творческого сообщества МИРА Дмитрий Разумов. Кроме того, членами жюри стали историк архитектуры, экскурсовод и основатель проекта «Глазами инженера» Айрат Багаутдинов, архитектурный фотограф Максим Лоскутов и создатель проекта Open Village Владислав Копица.

В обсуждении участвовали: Николай Белоусов, Алексей Тарашевский, Юлия Тарабарина, Сергей Колчин под руководством сокуратора премии Юлии Шишаловой, а также поддержавшие их онлайн Георгий Снежкин, Антон Мальцев, Юлия Зинкевич, Антон Кочуркин, Анна Мартовицкая, Марина Игнатушко во главе с куратором Николаем Малининым.

Загородный дом / жюри

Дом мечты
Владимир Кузьмин и Татьяна Челяпина при участии М. Подшивалова, А. Князева 
 
Всегда любопытно, какое жилье архитекторы строят для себя: в нем неизбежно проступает самое ценное и важное. Дом мечты руководителей проектной группы «Поле дизайн» Владимира Кузьмина и Татьяны Челяпиной таков: среди озер и лесов Тверской области, с ядром из рубленой избы и пристройками собственного авторства. Вполне понято, чем проект понравился жюри: в нем есть место и сохранению деревянного зодчества, и эксперименту, а возможности дерева как материала представлены куда как широко. 
Дом мечты. Владимир Кузьмин и Татьяна Челяпина при участии М. Подшивалова, А. Князева
Фотография © Владимир Кузьмин / Предоставлена АрхиWOOD

Центр жилища и композиции – ручной рубки изба, ставленная во Владимирской области из архангельского леса 20 лет назад. Избу разобрали, перевезли, а на новом месте собрали на фундаменте из бетонных свай, сохранив окладные венцы в комле и другие элементы традиционного русского дома: охлупень, причелины, полотенца, резных коней и балконы на выпусках. 
Дом мечты. Владимир Кузьмин и Татьяна Челяпина при участии М. Подшивалова, А. Князева
Фотография © Владимир Кузьмин / Предоставлена АрхиWOOD

С трех сторон к срубу архитекторы добавили три каркасные пристройки со скользящим соединением для лучшей усадки. В одной, напоминающей данскер средневекового замка, разместилась котельная и санузел. В двух других – спальня-кабинет и гостиная с камином и двухсветным пространством с выходом на большую террасу. Также дом обзавелся высоким крыльцом с рублеными плахами ступеней. 
Дом мечты. Владимир Кузьмин и Татьяна Челяпина при участии М. Подшивалова, А. Князева
Фотография © Владимир Кузьмин / Предоставлена АрхиWOOD
Дом мечты. Владимир Кузьмин и Татьяна Челяпина при участии М. Подшивалова, А. Князева
Фотография © Владимир Кузьмин / Предоставлена АрхиWOOD

Загородный дом / народ

Фахверк «Суходольское»
SOLOarch
Александра Алексеева

 
Выбор народа пал на проект, в каком-то смысле противоположный предыдущему: аккуратный, модный, не лишенный элегантности – да, но в то же время вполне типичный для своего жанра, «безопасный» и универсальный до прохладности. Вместо ручного сруба и разномастных пристроек – выверенный модуль из клееной древесины, мерный ритм которого усложняют разновысокие кровли со сдвоенными балками, террасы, перголы и крытые переходы. 
  • zooming
    1 / 4
    Фахверк «Суходольское», SOLOarch
    Фотография © Александр Рогулин / Предоставлена АрхиWOOD
  • zooming
    2 / 4
    Фахверк «Суходольское», SOLOarch
    Фотография © Александр Рогулин / Предоставлена АрхиWOOD
  • zooming
    3 / 4
    Фахверк «Суходольское», SOLOarch
    Фотография © Александр Рогулин / Предоставлена АрхиWOOD
  • zooming
    4 / 4
    Фахверк «Суходольское», SOLOarch
    Фотография © Александр Рогулин / Предоставлена АрхиWOOD

Другие проекты шорт-листа в номинации «Загородный дом»:

Green, Архивуд
Дом-баня у реки, Diagonal 
Delta-80, архитектурная мастерская Романа Леонидова
Дом «Кедровое гнездо», Керка
Villa Inspirasjon, Норд Домос
Велодом, архитектурное бюро Владимира Русанова
Swidom_Sw6, Maparchitects 
Дом «Атлант», AABA Architects
Дом на Камчатке «Ковчег», Archbro
Дом на косе, Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Гостевой дом Холм 45, SAAS
ЁLKA-House, Снегири-Юга
Nemo, Zrobim Architects
Усадьба из Кело, AI-Architects
MODEL SN 550, Arch625

Общественное сооружение / жюри


Визит-центр Музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово»
Рождественка

От этого павильона веет духом парка Веретьево: структура визит-центра такова, что окружающая природа пронизывает его насквозь. Вручавший по видеосвязи награду Сергей Мишин отметил исполнение деталей: «Все деревянное чаще всего не сильно превосходит качеством таровый ящик. А здесь уровень деталей очень высокий. Разглядывая их, вспоминаешь Мис ван дер Роэ с его бесконечным углом. Особая любовь – это форточки. Спасибо, что не стали вставлять стеклопакеты. А полочки под окнами – бальзам на мою израненную душу».
Визит-центр Музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово»
Фотография © Ольга Потеева, Екатерина Ефимова / Предоставлена АрхиWOOD
Визит-центр Музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово»
Фотография © Ольга Потеева, Екатерина Ефимова / Предоставлена АрхиWOOD

Павильон построен на треугольном участке. Посетителю он открывается протяженным фасадом, выполненным из доски лиственницы и концептуально продолжающим деревянный забор. Членения окон заимствованы из главного дома Антона Чехова. В интерьере расстекловку продолжает деревянный стеллаж с «книгами» из старых досок. Снаружи на деревянном настиле установлены металлические фигуры зверей и насекомых, выполненные по рисункам писателя. В здании умещаются кассы, сувенирный магазин, кафе, туалеты, административные и технические помещения. 
Визит-центр Музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово»
Фотография © Ольга Потеева, Екатерина Ефимова / Предоставлена АрхиWOOD
  

Общественное сооружение / народ


Ресторан Bro rest
Arhbro

В шорт-лист номинации попало много интересных и инженерно сложных работ, но «ламповый футуризм», как обозначили стиль сами авторы, в сочетании с панорамами берега озера Иссык-Куль, не оставили им шанса. Небольшой «бочонок» ресторана собран из готовых элементов из гнутых клееных балок и фанеры с пролетами до 10 метров. Дерево мимикрирует под краски и линии песчаного ландшафта, а внутри всегда прохладно за счет системы подкровельного проветривания.
Ресторан Bro rest, Arhbro
Фотография © Рубцов Артем / Предоставлена АрхиWOOD

Другие проекты шорт-листа в номинации «Общественное сооружение»:

Спортивный комплекс Охотино, Alpbau
Пассажирский терминал аэропорта в Краснокаменске, Alpbau
Павильон центра экологического туризма, проектное бюро ДА
Павильон проката спортивного инвентаря ГЛК «Ян», архитектурная мстерская Тотана Кузембаева
Цветочный сад, Do Buro
Эвицентр_Хлебозавод, Мастерская Андрея Асадова
Хии Морин: общественное пространство села Сотниково, Новая Земля

Дизайн среды / жюри

Зона отдыха на берегу реки Коломенка
Basis architectural bureau

Проект благоустройства берега реки Коломенки напротив кремля стал победителем конкурса «Малых городов» в 2018 году. Идеи для малых архитектурных форм авторы черпали в русском деревянном зодчестве, а также традиционной мебели – напоминающие сундуки скамейки и ограждения в виде поленниц действительно запоминаются.
Зона отдыха на берегу реки Коломенка Basis architectural bureau
Фотография © Илья Иванов / Предоставлена АрхиWOOD

Дизайн среды / народ

Набережная реки Мелеуз
АНО Институт развития городов Башкортостана, Новая земля, Аффинум

Выбор народа в чем-то схож: речка в небольшом туристическом городе, набережная, только работа с идентичностью и деревом тут несколько более прямолинейная. Мелеуз каждый год посещают тысячи туристов – именно здесь начинается путь к национальным паркам Башкортостана. Главный рекреационный центр города – речка Мелеуз, вдоль которой и сформирован линейный парк. Если благоустройство детских и событийных площадок довольно типичное, то береговая линия, утопающая в зелени, заставляет глаз отдыхать.
Набережная реки Мелеуз АНО Институт развития городов Башкортостана, Новая земля, Аффинум
Фотография © Влад Третьяков / Предоставлена АрхиWOOD

Другие проекты шорт-листа в номинации Дизайн среды:

Парк Света в Гурьевске, dot.bureau, Sheredega Consulting
Благоустройство набережной Юрия Долгорукого в Городце, Институт развития городской среды Нижегородской области
Болдино – место творческой силы, ГОРА, Новая земля
Приморский парк в Сосновом бору, Проектное бюро М4
Берег Камы, Архитектурный десант

Малый объект / жюри


Объект Б2: забанить по-черному
Творческое объединение КУБ+

А ведь и правда – у нашей бани и английского to ban много общего. Надоевшему персонажу мы говорим: «Иди в баню!» – вероятно, имея в виду, что тот попарится, отдохнет, а потом глядишь, и общаться будет легче. Объект «Древолюции» – одновременно простой и сложный, ироничный и концептуальный: «супрематическая архитектура, построенная на контрасте черного и белого, внутри – пространство по-шукшински народное, отражающее уникальность и глубину простого русского человека». За угольной стеной, как будто собирающей всю душевную копоть, – вход в темное помещение бани, где с потолка свисают ароматные еловые ветки. 
  • zooming
    Объект Б2: забанить по-черному, Творческое объединение КУБ+
    Фотография © Творческое объединение КУБ+ / Предоставлена АрхиWOOD
  • zooming
    Объект Б2: забанить по-черному, Творческое объединение КУБ+
    Фотография © Творческое объединение КУБ+ / Предоставлена АрхиWOOD

Специальный приз жюри

Вышка сотовой связи
Norvex НЛК
Конструкторы Александр Погорельцев и Владимир Стоянов


Дерево, кажется, способно сделать красивее и душевнее любой объект – даже вышку сотовой связи. Как утверждают авторы 20-метровой мачты из клееной древесины, такое решение к тому же экологичнее, проще в доставке и дешевле.
  • zooming
    Вышка сотовой связи Билайн в Соколе
    Фотография © Семен Гоглев / предоставлена Норвекс
  • zooming
    Вышка сотовой связи Билайн в Соколе
    Фотография © Семен Гоглев / предоставлена Норвекс


Малый объект / народ

Противо стояние
Творческое объединение КУБ+
 
Народ тоже оценил метафоричность Творческого объединения КУБ+, но выбрало другой проект с «Древолюции». «Ворота» на границе леса и поля помогают осознать пространство и как следует в него вчувствоваться: посидеть, свесив ноги, посмотреть в специальные фокусирующие окошки, решиться переступить границу. Декоративные элементы заимствованы из исторических Галичских наличников. 
Противо стояние, Творческое объединение КУБ+
Фотография © Князева Екатерина, Захарова Дарья / Предоставлена АрхиWOOD

Другие проекты шорт-листа в номинации «Малый объект»:

Культурно-спортивный центр «Южность х Курган спот», Сергей Астахов
«Улиточная» в парк-отеле «Бридж Кантри», Amor в сотрудничестве с мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко
Морской павильон, Рождественка
Песочница, Рождественка
Хижина, Archbro
Пешеходный мост на канале, Norvex НЛК
Кухня фестиваля Оutline, Даниил Наринский
Душ кемпинга Остров фестиваля Оutline, Даниил Наринский
Беседка при доходном доме в городе Вологде, Бизнес Консалт: Лукин В.Н., Кучина А.В., Новосёлов В.А., Сапожников В.К.

Реставрация, реконструкция, воссоздание / жюри


Лабаз. Городская гостиная
АНО Центр территориального развития Ивановской области, APRELarchitects, АО Ивановореставрация

Редкий образец утилитарной деревянной архитектуры второй половины XIX века архитекторы бережно приспособили под современное использование, проявив при этом дух места: решения подчеркивают темноту, массивность, грубость, равно как ажурность, сложность конструкций и линий. Новые элементы – от антресолей и ограждений до мебели – подчеркнуто сдержаны, окрашены в темно-серый цвет и «уведены в тень». Важной частью реализации стала реставрация: сохранение деревянных конструкций, их усиление и докомпоновка. Во время празднования 800-летия Юрьевца «Лабаз» стал одной из центральных площадок.
Лабаз. Городская гостиная, АНО Центр территориального развития Ивановской области, APRELarchitects, АО Ивановореставрация
Фотография © Полина Полудкина / Предоставлена АрхиWOOD
 

Реставрация, реконструкция, воссоздание / народ

Дом под Минском. Реконструкция деревенского дома
Татьяна Синицева

Народу оказалась близка идея эффектного преображения старенького дачного домика небольшими усилиями: фотографии «до/после» воодушевляют и заставляют открыть «Авито», чтобы поискать схожую недвижимость. Реконструкцию провели, сохранив всё важное: пропорции, окна со ставнями и наличниками, крышу, печь. Для кровли архитекторы придумали особую конструкцию с новой стропильной системой и утеплением. 
  • zooming
    Дом под Минском. Реконструкция деревенского дома, Татьяна Синицева
    Фотография © Сергей Пилипович / Предоставлена АрхиWOOD
  • zooming
    Дом под Минском. Реконструкция деревенского дома, Татьяна Синицева
    Фотография © Сергей Пилипович / Предоставлена АрхиWOOD

Другие проекты шорт-листа в номинации «Реставрация, реконструкция, воссоздание»:

Дом «Липа», YARATAM
Бутик-отель «Сомов», 1010 Hospitality
Изба-пятистенок из деревни Савино, Нагель
Коллайдер, Lebedeva project
Реставрация с приспособлением доходного дома в Вологде, БизнесКонсалт, Вологодские реставраторы

Дерево в экстерьере / жюри


Ландшафтный отель Eder Vuoksa
Rhizome

Бюро берет награду в этой номинации второй год подряд, и вновь с отелем. На этот раз домики украсили живописный берег Вуоксы, где на гранитных скалах умудряются расти березы и сосны. Каждый дом отличается от соседа, обеспечивает гостям приватность и включенность в окружающий пейзаж. Дома выполнены из железобетона с применением несъемной опалубки, в сочетании с несущими элементами из клееной древесины. В отделке – тонированный планкен и панели из фиброцемента.
Eder Vuoksa. Ландшафтный отель. Дом С. Общий вид
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена Rhizome
  

Дерево в экстерьере / народ


Пешеходный переход со смотровой площадкой на территории Волгоречья
ГОРА (архитектурное бюро С. Горшунова)

Мост мог представлять и другую номинацию: в проекте он задумывался полностью деревянным. Однако карты смешал игрок в команде заказчика, продвигающий алюминий, из-за чего форма моста тоже изменилась, приобретя более модернистский характер. Несмотря ни на что, команда объект полюбила и каждый год приезжает к нему на лодке, чтобы полюбоваться его видом с воды. 
Пешеходный мост в Борском Волгоречье
Фотография © Александр Ивасенко / предоставлена АБ ГОРА

Другие проекты шорт-листа в номинации «Дерево в экстерьере»:

Арт-резиденция «Дворец-Скворец», MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE
Гостиничный комплекс «Cвет», Норд Домос

Дерево в интерьере / жюри 

Образовательное пространство в музее-заповеднике «Царицыно»
UTRO

Пространство мастерской заражает творческой лихорадкой: вот чистый стол, а вот шкафы с материалами и инструментами. Вся мебель создана для обучения и творчества. Столы из светлой фанеры можно соединить в круг или выстроить в форме волны, а система хранения спроектирована по принципу шкафа столяра – все аккуратно расставлено в дверцах и ящиках. Вдохновением для скульптурных шкафов стали резные секретеры Wootton и столики для рукоделия XIX века. Перфорированная поверхность стен удобна для размещения экспонатов.
Образовательное пространство в музее «Царицыно»
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Архитектурное бюро UTRO

 
Дерево в интерьере / народ

 
ФАБЛАБ
Архитектурное бюро Чехарда

Еще одна «столярка», только более современная, рассчитанная на подростков: в ней хранятся и классические ремесленные инструменты, и 3D-принтеры, лазерные резаки и граверы. Под присмотром мастера можно пройти путь от эскиза до реализации, а также обзавестись единомышленниками. 
ФАБЛАБ, Архитектурное бюро Чехарда
Фотография © Ольга Резник / предоставлена Архитектурное бюро UTRO

Другие проекты шорт-листа в номинации «Дерево в интерьере»:

Ржаной хлеб и молоко, АТ_Архитектура, дизайн
Фанерная квартира в Алматы, Петр Костелов
Kafeterija, KIDZ
Дом на краю леса, Horomystudio
Индивидуальное рабочее место, nefa

Арт-объект / жюри

Диалог
Не пустое место

Объект, созданный в рамках Архитектурной резиденции «Не пустое место», расположен на опорах разрушенного моста на реке Исеть. Физическая связь берегов хоть и исчезла, но их диалог продолжается, что и фиксирует объект: две рамки общаются без слов и звуков, перекидывая через гладь воды взгляды и сигналы. По словам авторов, «долина реки и высокие берега создают особенную акустику, превращая пространство в театр, где есть две сцены и два зрителя». Верхняя ферма повторяет конструкцию исторического моста.
Диалог, Не пустое место
Фотография © Елена Елизарова / Предоставлена АрхиWOOD

Специальный приз жюри

«Исправительное учреждение»
ARCHPOINT

Этот «потусторонний» объект был построен на юбилейном Архстоянии. Авторы «оттолкнулись от концепции паноптикума, идеального пенитенциарного учреждения классической эпохи, но сделали его инвертированным» – каково? «Паноптикум» состоит из 17 П-образных зеркал, напротив которых стоят стулья. На стенке зеркал есть глазок, через который любой желающий может понаблюдать за тем, кто сидит на стуле и наблюдает за собой. Вторая часть – «Перископ»: павильон с системой зеркал, в которых посетитель при входе и выходе видит небо.
«Исправительное учреждение», ARCHPOINT
Фотография © Стас Червонных, Анастасия Балясникова, Варвара Еретнова / Предоставлена АрхиWOOD



Арт-объект / народ

Гиперпространство ночного леса
MAJSTERNI

Павильон построен в рамках архитектурного похода “Majsterni ў лесе”, который каждый год проходит в Беларуси. На этот раз участники своими силами, по инструкции архитекторов, строили параметрический павильон: 200 человек разделились на команды и сначала собрали два десятка конструктивных модулей из строганой доски, а затем с помощью вспомогательной башни, цепей и тросов подняли их в проектное положение. Быстрое возведение обеспечили кропотливый процесс проектирования и точная фрезеровка деталей. 
Гиперпространство ночного леса, MAJSTERNI
Фотография © Надежда Доркина / Предоставлена АрхиWOOD

Другие проекты шорт-листа в номинации Арт-объект: 

«Эпилог», ООО ПРОЕКТ ОБЛО
Ротонда памяти, Академия художеств имени И.Е. Репина
ЛЕТÁ, Команда Цех
Тактильные бревна, Ландшафтно-строительное бюро АФА, Richter Rus
Стог, Студия Контур
ГРЯДУЩЕЕ (инверсия), Команда Название
Электроарт, Николай Полисский
Табу-этика, Семья Инфанте-Коноваловых
Шалаш «600 досок», Citizenstudio, Saga
Стелла «Красная гора», Alpbau
Паруса среди деревьев, Citizenstudio + Studio 911
Дом для мухоловки-пеструшки, Коллектив Троица

Предметный дизайн / жюри 

Хранитель
LUB

Буфет из коллекции «Третьяковъ» – дипломный проект Анастасии Моисеевой, посвященный социокультурной деятельности Павла Третьякова. Внутреннее наполнение может меняться: в данном экземпляре, например, есть два выдвижных ящика для столовых приборов, полки для посуды и держатели для бокалов. Предмет сделан из массива дуба, МДФ, шпона и фанеры.
  • zooming
    Хранитель, LUB
    Фотография © Светлана Кирьянова / Предоставлена АрхиWOOD
  • zooming
    Хранитель, LUB
    Фотография © Светлана Кирьянова / Предоставлена АрхиWOOD

Предметный дизайн / народ


Стол «Дали»
Игорь Шумак

Сальвадор Дали – куда более народная фигура, чем Павел Третьяков. Стол вдохновлен картиной испанца «Постоянство памяти», где время теряет привычные границы и растекается. В основе – спил 250-летнего дуба. Одна опора выполнена в виде устойчивой буквы «Г», вторая – из прозрачного стекла, символизирующего невидимое течение времени и хрупкость настоящего.
Стол «Дали», Игорь Шумак
Фотография © Игорь Шумак / Предоставлена АрхиWOOD

Другие проекты шорт-листа в номинации «Предметный дизайн»:

Зеркало Времени, NE POPOV_ART
Стул Блок, Delo Design
Вазы «Многогранность», NP
Скамья KIGUMI, UCLAD  
 

16 Сентября 2025

Похожие статьи
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Слои и синергия
Концепция «Студии 44» для конкурса редевелопмента Ижевского оружейного завода основана на выявлении и сохранении всех исторических слоев главного корпуса, который получает функцию культурно-инновационного центра. «Программа» здания помогает соединить профессионалов из разных сфер, а эспланада, набережная Ижа и «заводской» сад – провоцировать дальнейшее изменение прилегающих территорий.
Воронка комикса
Эффективное не всегда должно быть сложным: PR-специалист Кристина Шилова рассказывает, как мини-комикс привлек внимание к архитектурному конкурсу и обеспечил рекордные охваты музею «Дом Китобоя». В коллажной истории спасенная после сноса калининградского Дома Советов панель рассказывает о своем путешествии – и собирает лайки.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Дерево в архитектуре: итоги 2024
Жюри V смотр-конкурса «Дерево в архитектуре» присудило главный приз коммерческому комплексу, построенному по проекту компании «Уникальные здания» в Одинцово. Также впервые вручался гран при за выставочный объект, его получила компания Ultralam. Знакомим читателей с этими и другими финалистами.
Перископ у залива
Второе место в конкурсе на общественно-культурный центр в Петропавловске-Камчатском жюри присудило бюро ГОРА и М4. В предложении консорциума здание напоминает кашалота с детенышем или же перископ, линзы которого выхватывают из окружающего пейзажа самые эффектные виды.
Игра в «Тезисы»
Спецпроект АРХ Москвы «Тезисы» в 2024 году – результат и демонстрация профессиональной игры, которая создает условия для рефлексии. По мнению кураторов, времени на нее в современном мире ни у кого не хватает, при этом рефлексия – необходимое условие для роста архитектора. Объясняем правила и пытаемся распутать ход мыслей участников.
Капли воды
Блестящие диски, грибовидные колонны, текучесть круглящихся форм – dot.bureau в конкурсном проекте для аэропорта Омска трактуют здание терминала как своего рода «водоворот», погружающий пассажира в метафору разных форм воды, от льда до пара через капли на воде.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Высотный конструктор
Один из проектов заказного конкурса для ЖК на севере Москвы. Архитекторы АБ «Крупный план» предложили простую стереометрическую пару 100-метровых башен, объединенных общим пластическим сюжетом, простым, построенном на лаконичном контрасте, но в то же время фактурном. Интересен и овал внутреннего двора, «вырезанный» на кровле стилобата.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Технологии и материалы
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Сейчас на главной
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.