Красный кирпич от брутализма до постмодернизма

Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.

mainImg
Компaния:
представительство компании Группа компаний BRAER на Архи.ру
Сайт:
https://braer.ru/


В архитектуре брутализма, отправной точкой развития которой считаются проекты и теоретические работы англичан Элисон и Питера Смитсонов, использовался именно красный кирпич.

Он был вторым по популярности материалом после бетона и едва ли не в большей степени соответствовал основным принципам направления, предлагая вместо гладких белых поверхностей интернационального стиля мелкий рисунок кладки и равномерный, теплый и яркий, цвет натуральной керамики.

Если в XIX веке красный кирпич считался подходящим для недорогого жилья и заводских корпусов – то именно брутализм 1960-х – 1970-х проявил его как выразительный материал, обладающий фактурой и историческими аллюзиями наравне с лаконизмом и монументальностью. В сущности это было одним первых шагов постмодернизма – направления, выбранного человечеством, уставшим от стерильной формы и истосковавшимся по фактуре и цвету. Простая сетка красно-кирпичной кладки, которую еще лет 50 назад считали монотонной и мелкой, вдруг стала казаться практически орнаментом, примером детализации, за которую глаз наблюдателя может «зацепиться», а душа при этом – отдохнуть.

Впрочем это не отменяло крупных форм и гигантских плоскостей: брутализм предложил целый ряд подходов, благодаря которым красно-кирпичные поверхности выглядят величественно – и по-настоящему впечатляют. 

В наше суетное время мало кто осмеливается делать так. А может, и стоило бы. 

 

Кирпич как простая плоскость: начало

Вилла Гёта 

Бенгт Эдман, Леннарт Холм
Уппсала, Швеция
1950

Вилла Гёта. Архитекторы Бенгт Эдман и Леннарт Холм
Фотография: Sebastian F / public domain

Некоторые исследователи, пытавшиеся отыскать и свести воедино истоки брутализма, считают, что свое название он, вопреки логике, указывающей на beton brut, получил благодаря постройке из кирпича. По их мнению, термин впервые употребил шведский архитектор Ганс Асплунд, описывая работу коллег Бенгта Эдмана и Леннарта Холма – виллу главы фармацевтической фирмы Элиса Гёта. Двухэтажный дом в городе Уппсала виллой можно назвать только с большой натяжкой. На первый взгляд его фасад мало отличается от добротной подмосковной дачи конца 1990-х. Однако в 1950 году постройка удивила современников «честностью» материалов – кирпичный фасад не оштукатурен, над оконными проемами можно различить двутавровые балки, в интерьере использована открытая кирпичная кладка, а потолок хранит следы опалубки. Вилла Гёта включена в список национального архитектурного наследия Швеции, и шведы убеждены, что именно с нее в Европе начался брутализм.
Инженерный корпус Лестерского университета

Джеймс Стерлинг, Джеймс Гован
Лестер, Великобритания
1959–1963

Инженерный корпус Лестерского университета. Архитекторы Джеймс Стерлинг и Джеймс Гован
Фотография: NotFromUtrecht / CC BY-SA 3.0

Инженерный корпус университета Лейстера уникален не только архитектурой, но и тем, что сразу понравился всем. После завершения строительства читатели The Architects Journal безоговорочно выбрали его лучшей постройкой десятилетия – невероятная редкость в истории брутализма. Возможно, одной из причин стал фасад, частично выполненный из традиционного для английской архитектуры аккрингтонского кирпича.

Впрочем, поддерживать здание в хорошем состоянии оказалось непросто: несмотря на относительно молодой возраст, оно уже пережило две масштабные реставрации и капитальный ремонт. В 1988 году обновили витражи на башне, с 2015 по 2017 меняли остекление кровли, а в 1990-х занимались внутренними помещениями. Кирпич все это время служит по-прежнему верно.
 
Рецепт: простой красный кирпич сочетается почти со всеми материалами: камнем, стеклом, бетоном, металлом, деревом. Но не экспериментируйте с зеленым зеркальным стеклом, пожалуйста. 

 

Кирпич как контекст

Институт менеджмента в Ахмадабаде

Луис Кан
Индия, Ахмедабад 
1962-1974

Индийский институт менеджмента в Ахмедабаде
Фотография © Marat Nevlyutov

Вскоре выразительные особенности кирпичной кладки были освоены и переосмыслены. Кирпичная стена – не инертная, а теплая, и когда в ней возникает ритм и форма, она может оказаться очень впечатляющей: массивной, округлой или угловатой, цельной или пронизанной множеством тенистых отверстий. 
Индийский институт менеджмента в Ахмедабаде
Фотография © Marat Nevlyutov

Кроме того кирпич – глина, терракота – способен помочь связать здания с контекстом, особенно – в странах с долгой традицией. Несколько примеров построек из кирпича в Индии связано с творчеством Луиса Кана – глядя на них, впрочем, не в меньшей степени вспоминается форум Траяна в Риме – классика не индийской, а европейской архитектуры. В некоторых ракурсах он, в общем-то похож на римский акведук.
Резиденции членов парламента
Национальной  Ассамблеи Бангладеша 

Луис Кан
Дакка, Бангладеш
1962–1982

Национальная Ассамблея в Дакке. Архитектор Луис Канн
Фотография:© Lykantrop

Очень романтичный вид у Национальной Ассамблеи в Дакке: она стоит над озером, отражается в нем и кажется какой-то старинной крепостью. Историки искусства считает ее хорошим примером взаимодействия архитектуры XX века с национальным бенгальским контекстом. Кирпичный корпус резиденций составляет единый ансамбль с бетонным объемом главного здания Ассамблеи.

 
Рецепт: самый простой красный кирпич страшно романтичен. Он поможет вам создать сказку.

 

Кирпич в СССР

Театр на Таганке

Александр Анисимов, Юрий Гнедовский, Борис Таранцев
Москва, Россия
1972–1983

Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
Фотография: Архи.ру

Проект театра на Таганке был таким же новаторским и дерзким, как и спектакли его труппы. При всей сложности архитектуры отправной точкой для его концепции стало не объемно-пространственное решение, а материал. Сразу после того, как главный архитектор города Михаил Посохин посоветовал не наращивать электротеатр «Вулкан», а снести здания за ним и построить что-то новое, Александр Анисимов, Юрий Гнедовский и Борис Таранцев поняли, что здание должно быть из красного кирпича.
Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
Фотография: Архи.ру

Идея была почти утопией. Кирпичное производство в СССР к тому времени балансировало на грани умирания. Архитектор Александр Анисимов потом не раз будет говорить в интервью, что ему и его коллегам просто повезло: строительство совпало с реконструкцией Кремля, для которой привезли качественную глину из Прибалтики. От нее удалось «отщипнуть» часть и, смешав с подмосковной, изготовить кирпичи для Театра на Таганке. Они были особых габаритов – на сантиметр ниже, чем обычные, и специально для этой стройки завод в Загорске производил восемь нестандартных разновидностей кирпича. Здание возводили долго, с большими перерывами, и вопреки опасениям архитекторов, что в итоге кто-нибудь из чиновников решит, что фасад необходимо оштукатурить, проект удалось реализовать именно таким, каким он был задуман.
Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
Фотография: Архи.ру

Он стал практически «крепостью» в центре города, лаконичной крупной массой – впрочем, с тонкими эркерами с поворотом к югу, острыми выступами и сложной лоджией входа с «городской башней» над ней. Здание театра демонстрирует выразительность рельефной кладки на острых углах, удачное сочетание красного кирпича и бетона, а также – распространенный в 1970-е годы прием подшивки нижних поверхностей кирпичного объема деревянными досками.
  • zooming
    1 / 6
    Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
    Фотография: Архи.ру
Рецепт: не бояться больших плоскостей и острых углов.
 
Палеонтологический музей и институт РАН

Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко
Москва, Россия
1972–1987

Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
Фотография: Архи.ру

Начат одновременно с театром на Таганке и представляет собой – в числе прочего, благодаря расположению на удалении от городского центра – более радикальный пример стереометрического объема. Кирпичного. С минимумом проемов – работает именно масса и цвет. Красный кирпич здесь – столь же значимое для средство выразительности, как и форма. Это здание лучше других позволяет понять, кожей почувствовать, как круглится стена или – каков эффект чистой протяженной плоскости. Хороший эффект, вполне метафизичный. 
  • zooming
    1 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    9 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
Рецепт: именно красный кирпич хорош для крупных объемов, чье главное средство выразительности – простая стереометрия и масса. Не надо бояться глухих поверхностей без окон.

 

После модернизма

 

Собор в Эври

Марио Ботта
Франция, Эври
1988–1995

Собор в Эври
© Mario Botta Architetti

Ценность кирпичной поверхности поняли в 1970-е, но и впоследствии материал оставался хорошей основной для пластических поисков – прежде всего, мастеров сдержанно-стереометрической ветви постмодернизма. К примеру, кирпичных объемов много среди работ Марио Ботта. Особенно в церковных и общественных зданиях. Собор в Эври объединяет объемный цилиндр со срезанным по косой верхом и форменной рощей из крупных деревьев на крыше – и параллелепипед с уступчатым перспективным порталом. Кирпич здесь, как и раньше, и смело круглится, и выстраивает сдержанную плоскость – но во всех случаях орнаментальности становится больше: здесь, к примеру, полосы рельефной кладки присутствуют и внутри, и снаружи главного соборного цилиндра. 
Собор в Эври
© Mario Botta Architetti
Рецепт: лаконизм не так плохо соседствует с орнаментом, как может показаться. 

Техника производства в XX веке сделала возможным равномерную кирпичную поверхность одного цвета и тона, без ощутимых изъянов. Одно из главных ее достоинств – способность создавать простую лаконичную форму, выразительную благодаря объему и абрису.

Простота всегда остается актуальной, сильные идеи всегда возвращаются. 


Продукция компании BRAER поможет вам найти собственный минимализм – или собственный ритм. В рамках экономного решения


Базовая коллекция BRAER предлагает кирпич насыщенного красного оттенка с равномерной окраской – достаточно экономный материал, который позволяет, в то же время, создавать интересные и смелые композиции: и лаконичные, и орнаментальные. Доступен кирпич с гладкой и рифленой поверхностью.
  • zooming
    Облицовочный кирпич КРАСНЫЙ гладкий в ассортименте: 0,7 NF, 0,9 NF , 1 NF , 1,4 NF
    Предоставлено Braer
  • zooming
    Облицовочный кирпич КРАСНЫЙ рифленый в ассортименте: 0,7 NF, 1 NF, 1,4 NF
    Предоставлено Braer

Облицовочный кирпич BRAER производится с фаской глубиной 2-3 мм на горизонтальных лицевых гранях. Это придает ему аккуратный законченный внешний вид и позволяет избежать сколов граней при транспортировке. При правильном заполнении швов фаска защищает от скопления воды в кладке, что позволяет увеличить срок службы.

Продукцию BRAER используют для строительства как частных домов, так и больших жилых комплексов и даже крупных арт-пространств. Компания производит красный кирпич различных размеров и форматов.

Кирпич BRAER отличается высоким качеством; его важное преимущество – производство находится в России, в непосредственной близости от карьера по добыче глины, что соответствует высоким стандартам экологичности и устойчивого развития, а также позволяет сокращать издержки и риски при изготовлении и перевозке готового материала. 

Поставщики, технологии

18 Августа 2022

Группа компаний BRAER: другие статьи и новости
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Важная деталь для городских площадей, парков и набережных
Подходы к дизайну мощения становятся все менее консервативными, но как не потеряться в многообразии предлагаемых решений? Вместе с BRAER разбираемся в последних трендах и преимуществах готового дизайн-проекта.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Облицовочный кирпич BRAER: новые реалии помогают совершенствоваться
Следуя за трендом на фасады из темного кирпича, компания BRAER – один из ведущих отечественных производителей кирпича и тротуарной плитки – в этом году выпустила новые коллекции кирпича и обновила уже завоевавшие популярность серии, представив в них модели темных оттенков.
Плитка BRAER: рассчет на века
Метод вибропрессования делает тротуарную плитку BRAER прочной, а технология ColorMix позволяет добиваться многообразия оттенков. При правильном монтаже изделие будет сохранять свои свойства десятки лет. Рассказываем о важных нюансах при укладке и эксплуатации.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Технологии и материалы
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Сейчас на главной
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
NF studio разработало технологию образовательного комплекса «Летово. Джуниор» в соответствии с актуальными тенденциями, учитывающими потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.