Красный кирпич от брутализма до постмодернизма

Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.

mainImg
Компaния:
представительство компании Группа компаний BRAER на Архи.ру
Сайт:
https://braer.ru/


В архитектуре брутализма, отправной точкой развития которой считаются проекты и теоретические работы англичан Элисон и Питера Смитсонов, использовался именно красный кирпич.

Он был вторым по популярности материалом после бетона и едва ли не в большей степени соответствовал основным принципам направления, предлагая вместо гладких белых поверхностей интернационального стиля мелкий рисунок кладки и равномерный, теплый и яркий, цвет натуральной керамики.

Если в XIX веке красный кирпич считался подходящим для недорогого жилья и заводских корпусов – то именно брутализм 1960-х – 1970-х проявил его как выразительный материал, обладающий фактурой и историческими аллюзиями наравне с лаконизмом и монументальностью. В сущности это было одним первых шагов постмодернизма – направления, выбранного человечеством, уставшим от стерильной формы и истосковавшимся по фактуре и цвету. Простая сетка красно-кирпичной кладки, которую еще лет 50 назад считали монотонной и мелкой, вдруг стала казаться практически орнаментом, примером детализации, за которую глаз наблюдателя может «зацепиться», а душа при этом – отдохнуть.

Впрочем это не отменяло крупных форм и гигантских плоскостей: брутализм предложил целый ряд подходов, благодаря которым красно-кирпичные поверхности выглядят величественно – и по-настоящему впечатляют. 

В наше суетное время мало кто осмеливается делать так. А может, и стоило бы. 

 

Кирпич как простая плоскость: начало

Вилла Гёта 

Бенгт Эдман, Леннарт Холм
Уппсала, Швеция
1950

Вилла Гёта. Архитекторы Бенгт Эдман и Леннарт Холм
Фотография: Sebastian F / public domain

Некоторые исследователи, пытавшиеся отыскать и свести воедино истоки брутализма, считают, что свое название он, вопреки логике, указывающей на beton brut, получил благодаря постройке из кирпича. По их мнению, термин впервые употребил шведский архитектор Ганс Асплунд, описывая работу коллег Бенгта Эдмана и Леннарта Холма – виллу главы фармацевтической фирмы Элиса Гёта. Двухэтажный дом в городе Уппсала виллой можно назвать только с большой натяжкой. На первый взгляд его фасад мало отличается от добротной подмосковной дачи конца 1990-х. Однако в 1950 году постройка удивила современников «честностью» материалов – кирпичный фасад не оштукатурен, над оконными проемами можно различить двутавровые балки, в интерьере использована открытая кирпичная кладка, а потолок хранит следы опалубки. Вилла Гёта включена в список национального архитектурного наследия Швеции, и шведы убеждены, что именно с нее в Европе начался брутализм.
Инженерный корпус Лестерского университета

Джеймс Стерлинг, Джеймс Гован
Лестер, Великобритания
1959–1963

Инженерный корпус Лестерского университета. Архитекторы Джеймс Стерлинг и Джеймс Гован
Фотография: NotFromUtrecht / CC BY-SA 3.0

Инженерный корпус университета Лейстера уникален не только архитектурой, но и тем, что сразу понравился всем. После завершения строительства читатели The Architects Journal безоговорочно выбрали его лучшей постройкой десятилетия – невероятная редкость в истории брутализма. Возможно, одной из причин стал фасад, частично выполненный из традиционного для английской архитектуры аккрингтонского кирпича.

Впрочем, поддерживать здание в хорошем состоянии оказалось непросто: несмотря на относительно молодой возраст, оно уже пережило две масштабные реставрации и капитальный ремонт. В 1988 году обновили витражи на башне, с 2015 по 2017 меняли остекление кровли, а в 1990-х занимались внутренними помещениями. Кирпич все это время служит по-прежнему верно.
 
Рецепт: простой красный кирпич сочетается почти со всеми материалами: камнем, стеклом, бетоном, металлом, деревом. Но не экспериментируйте с зеленым зеркальным стеклом, пожалуйста. 

 

Кирпич как контекст

Институт менеджмента в Ахмадабаде

Луис Кан
Индия, Ахмедабад 
1962-1974

Индийский институт менеджмента в Ахмедабаде
Фотография © Marat Nevlyutov

Вскоре выразительные особенности кирпичной кладки были освоены и переосмыслены. Кирпичная стена – не инертная, а теплая, и когда в ней возникает ритм и форма, она может оказаться очень впечатляющей: массивной, округлой или угловатой, цельной или пронизанной множеством тенистых отверстий. 
Индийский институт менеджмента в Ахмедабаде
Фотография © Marat Nevlyutov

Кроме того кирпич – глина, терракота – способен помочь связать здания с контекстом, особенно – в странах с долгой традицией. Несколько примеров построек из кирпича в Индии связано с творчеством Луиса Кана – глядя на них, впрочем, не в меньшей степени вспоминается форум Траяна в Риме – классика не индийской, а европейской архитектуры. В некоторых ракурсах он, в общем-то похож на римский акведук.
Резиденции членов парламента
Национальной  Ассамблеи Бангладеша 

Луис Кан
Дакка, Бангладеш
1962–1982

Национальная Ассамблея в Дакке. Архитектор Луис Канн
Фотография:© Lykantrop

Очень романтичный вид у Национальной Ассамблеи в Дакке: она стоит над озером, отражается в нем и кажется какой-то старинной крепостью. Историки искусства считает ее хорошим примером взаимодействия архитектуры XX века с национальным бенгальским контекстом. Кирпичный корпус резиденций составляет единый ансамбль с бетонным объемом главного здания Ассамблеи.

 
Рецепт: самый простой красный кирпич страшно романтичен. Он поможет вам создать сказку.

 

Кирпич в СССР

Театр на Таганке

Александр Анисимов, Юрий Гнедовский, Борис Таранцев
Москва, Россия
1972–1983

Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
Фотография: Архи.ру

Проект театра на Таганке был таким же новаторским и дерзким, как и спектакли его труппы. При всей сложности архитектуры отправной точкой для его концепции стало не объемно-пространственное решение, а материал. Сразу после того, как главный архитектор города Михаил Посохин посоветовал не наращивать электротеатр «Вулкан», а снести здания за ним и построить что-то новое, Александр Анисимов, Юрий Гнедовский и Борис Таранцев поняли, что здание должно быть из красного кирпича.
Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
Фотография: Архи.ру

Идея была почти утопией. Кирпичное производство в СССР к тому времени балансировало на грани умирания. Архитектор Александр Анисимов потом не раз будет говорить в интервью, что ему и его коллегам просто повезло: строительство совпало с реконструкцией Кремля, для которой привезли качественную глину из Прибалтики. От нее удалось «отщипнуть» часть и, смешав с подмосковной, изготовить кирпичи для Театра на Таганке. Они были особых габаритов – на сантиметр ниже, чем обычные, и специально для этой стройки завод в Загорске производил восемь нестандартных разновидностей кирпича. Здание возводили долго, с большими перерывами, и вопреки опасениям архитекторов, что в итоге кто-нибудь из чиновников решит, что фасад необходимо оштукатурить, проект удалось реализовать именно таким, каким он был задуман.
Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
Фотография: Архи.ру

Он стал практически «крепостью» в центре города, лаконичной крупной массой – впрочем, с тонкими эркерами с поворотом к югу, острыми выступами и сложной лоджией входа с «городской башней» над ней. Здание театра демонстрирует выразительность рельефной кладки на острых углах, удачное сочетание красного кирпича и бетона, а также – распространенный в 1970-е годы прием подшивки нижних поверхностей кирпичного объема деревянными досками.
  • zooming
    1 / 6
    Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Театр на Таганке. Архитекторы А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев
    Фотография: Архи.ру
Рецепт: не бояться больших плоскостей и острых углов.
 
Палеонтологический музей и институт РАН

Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко
Москва, Россия
1972–1987

Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
Фотография: Архи.ру

Начат одновременно с театром на Таганке и представляет собой – в числе прочего, благодаря расположению на удалении от городского центра – более радикальный пример стереометрического объема. Кирпичного. С минимумом проемов – работает именно масса и цвет. Красный кирпич здесь – столь же значимое для средство выразительности, как и форма. Это здание лучше других позволяет понять, кожей почувствовать, как круглится стена или – каков эффект чистой протяженной плоскости. Хороший эффект, вполне метафизичный. 
  • zooming
    1 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    9 / 9
    Палеонтологический музей и институт РАН. Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентин Нагих, Леонид Яковенко. 1972–1987
    Фотография: Архи.ру
Рецепт: именно красный кирпич хорош для крупных объемов, чье главное средство выразительности – простая стереометрия и масса. Не надо бояться глухих поверхностей без окон.

 

После модернизма

 

Собор в Эври

Марио Ботта
Франция, Эври
1988–1995

Собор в Эври
© Mario Botta Architetti

Ценность кирпичной поверхности поняли в 1970-е, но и впоследствии материал оставался хорошей основной для пластических поисков – прежде всего, мастеров сдержанно-стереометрической ветви постмодернизма. К примеру, кирпичных объемов много среди работ Марио Ботта. Особенно в церковных и общественных зданиях. Собор в Эври объединяет объемный цилиндр со срезанным по косой верхом и форменной рощей из крупных деревьев на крыше – и параллелепипед с уступчатым перспективным порталом. Кирпич здесь, как и раньше, и смело круглится, и выстраивает сдержанную плоскость – но во всех случаях орнаментальности становится больше: здесь, к примеру, полосы рельефной кладки присутствуют и внутри, и снаружи главного соборного цилиндра. 
Собор в Эври
© Mario Botta Architetti
Рецепт: лаконизм не так плохо соседствует с орнаментом, как может показаться. 

Техника производства в XX веке сделала возможным равномерную кирпичную поверхность одного цвета и тона, без ощутимых изъянов. Одно из главных ее достоинств – способность создавать простую лаконичную форму, выразительную благодаря объему и абрису.

Простота всегда остается актуальной, сильные идеи всегда возвращаются. 


Продукция компании BRAER поможет вам найти собственный минимализм – или собственный ритм. В рамках экономного решения


Базовая коллекция BRAER предлагает кирпич насыщенного красного оттенка с равномерной окраской – достаточно экономный материал, который позволяет, в то же время, создавать интересные и смелые композиции: и лаконичные, и орнаментальные. Доступен кирпич с гладкой и рифленой поверхностью.
  • zooming
    Облицовочный кирпич КРАСНЫЙ гладкий в ассортименте: 0,7 NF, 0,9 NF , 1 NF , 1,4 NF
    Предоставлено Braer
  • zooming
    Облицовочный кирпич КРАСНЫЙ рифленый в ассортименте: 0,7 NF, 1 NF, 1,4 NF
    Предоставлено Braer

Облицовочный кирпич BRAER производится с фаской глубиной 2-3 мм на горизонтальных лицевых гранях. Это придает ему аккуратный законченный внешний вид и позволяет избежать сколов граней при транспортировке. При правильном заполнении швов фаска защищает от скопления воды в кладке, что позволяет увеличить срок службы.

Продукцию BRAER используют для строительства как частных домов, так и больших жилых комплексов и даже крупных арт-пространств. Компания производит красный кирпич различных размеров и форматов.

Кирпич BRAER отличается высоким качеством; его важное преимущество – производство находится в России, в непосредственной близости от карьера по добыче глины, что соответствует высоким стандартам экологичности и устойчивого развития, а также позволяет сокращать издержки и риски при изготовлении и перевозке готового материала. 

Поставщики, технологии

18 Августа 2022

Группа компаний BRAER: другие статьи и новости
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Важная деталь для городских площадей, парков и набережных
Подходы к дизайну мощения становятся все менее консервативными, но как не потеряться в многообразии предлагаемых решений? Вместе с BRAER разбираемся в последних трендах и преимуществах готового дизайн-проекта.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Облицовочный кирпич BRAER: новые реалии помогают совершенствоваться
Следуя за трендом на фасады из темного кирпича, компания BRAER – один из ведущих отечественных производителей кирпича и тротуарной плитки – в этом году выпустила новые коллекции кирпича и обновила уже завоевавшие популярность серии, представив в них модели темных оттенков.
Плитка BRAER: рассчет на века
Метод вибропрессования делает тротуарную плитку BRAER прочной, а технология ColorMix позволяет добиваться многообразия оттенков. При правильном монтаже изделие будет сохранять свои свойства десятки лет. Рассказываем о важных нюансах при укладке и эксплуатации.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Технологии и материалы
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Сейчас на главной
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.