English version

Сбалансированное решение

Жилой комплекс Balance на Рязанском проспекте – один из масштабных, сравнительно экономных московских комплексов. Его первая очередь уже построена и благоустроена, работа с другими в процессе. Тем не менее он наделен целостной внутренней логикой, которая основана на равновесии функций, высотности, даже образного и объемно-пространственного построения. Предложенные решения узнаваемы и лаконичны, так что каждое из них авторы свели к графическому «логотипу». Чтобы увидеть все – надо долистать до конца.

mainImg
Архитектор:
Алексей Гинзбург
Проект:
ЖК Balance
Россия, Москва, Рязанский проспект, 26, з/у 1

Авторский коллектив:
А.В. Гинзбург, М.Б. Гурьевич, Д.А. Капранов, К.И. Крутов, М.В. Рубен, Е.В. Федоровская, Г.М. Вильданов, С.М. Меньшикова  

2016 — 2021 / 2021

Заказчик, девелопер: «Главстрой» (I, II очередь); Баланс-Специализированный застройщик (III, IV)
Жилой комплекс Balance строится рядом с метро Окская Некрасовской линии, между Рязанским проспектом и Окской улицей. Если посмотреть широко, то с одной стороны в 40 минутах ходьбы здесь парк Кусково, а с другой стороны Кузьминки. Если смотреть ближе, то вокруг, в основном, кварталы пятиэтажек конца 1950-х – 1960-х годов, утопающих в дикой зелени, тоже почти как парки. Район, впрочем, активно застраивается в новом масштабе – на противоположной стороне Рязанского проспекта почти завершен ЖК Михайловский парк в узнаваемой стилистике компании ПИК. К северо-западу от участка ЖК Balance – крупная промзона при уже не действующей железной дороге.

Сам Balance занял место бывшего завода железобетонных конструкций №2 «Мосстройкомплект», его территория 22 га, общая площадь будущего комплекса чуть больше 500 000 м2, высотное ограничение 100 м. 

Ginzburg architects выиграли закрытый конкурс на концепцию ЖК Balance в 2016 году.
ЖК Balance. Макет
© Гинзбург Архитектс

Задача, как видим, достаточно понятная; район не самый дорогой, но свои достоинства у него есть. Квартиры предполагались в основном небольшие, хотя среди них есть и двух- и трехкомнатные, «нарезка» по площади требовалась сравнительно дробная – комплекс рассчитан на молодых людей. 
cic =
Заказчик поставил задачу спроектировать «город для миллениалов», подходящий для данной локации и рассчитанный на целевую аудиторию молодых покупателей – людей, чьи требования к недвижимости отличаются от взглядов старшего поколения. Они покупают жилье не как вложение, а как утилитарную функцию, но они в большей степени требовательны к услугам. Соответственно, квартиры здесь небольшой площади, но с большими окнами, предусмотрена вся базовая необходимая инфраструктура: поликлиника, 2 школы, торговый центр, 2 офисных здания, бульвары; арендные помещения в первых этажах. Разумеется, назвать его каким-то особенным «домом для людей XXI века» нельзя, но все, чего требует стандарт московского строительства последних десяти примерно лет, в нашей концепции предусмотрено.

  • zooming
    ЖК Balance. Генплан
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    ЖК Balance. Функциональное зонирование
    © Гинзбург Архитектс

Планировка сложилась, прежде всего, как сумма требований и ограничений. Но в ней есть внутренняя логика, ритм и правила. Широкие бульвары разделяют кварталы на четыре группы крестообразно, почти симметрично. Тот, что идет по центру комплекса параллельно Рязанскому проспекту, объединяет две школы и два детских сада, которые дополняют ДОУ, встроенные в первые этажи. Второй бульвар начинается от Рязанского проспекта, его северо-восточная часть шире, юго-западная более узкая, поскольку с этой стороны Окская улица отрезает по диагонали часть территории. Вдоль проспекта, перед началом второго бульвара, размещены: справа поликлиника, слева многофункциональное здание, совмещающее торговый центр в нижней части, офисы в центральной и апартаменты вверху (все остальные квартиры комплекса – в статусе жилья). В западной узкой части бульвара разместилось еще одно офисное здание, поменьше. На перекрестье бульваров – ФОК с бассейном. 
ЖК Balance. Макет
© Гинзбург Архитектс
ЖК Balance. Макет
© Гинзбург Архитектс

Сейчас завершено строительство и благоустройство первой очереди, двух кварталов в южном квадрате; они разделены внутренней улицей, которая тоже представляет собой небольшой бульвар и начинается с амфитеатра, за которым расположена площадка встроенного в 1 этаж ДОУ. Постепенно заселяются арендные площади первых этажей; уже открылась «Буханка». Очень приятным выглядит решение заборов, отделяющих дворы, они сравнительно невысокие и состоят из тонких деревянных планок. 
ЖК Balance. 1 очередь
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023
ЖК Balance. 1 очередь
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023
Сечение по улице. ЖК Balance
© Гинзбург Архитектс

По словам Алексея Гинзбурга, следующие кварталы – а архитекторы сейчас работают над стадией «Проект» 2 очереди – будут выглядеть несколько иначе, но основные принципы там те же. Кварталы состоят из среднеэтажных секций, от 7 до 11 этажей, образующих полузамкнутый контур достаточно обширных дворов. Эти дома, средней высотности, – кирпичные, разных оттенков, но с достаточно простыми фасадами: они используют филенки, рельефную сетку, вставки другого цвета и кирпич с эмалевыми вкраплениями, не больше того; они совсем не пестрые.
ЖК Balance. 1 очередь
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023

Другую часть того же контура составляют башни протяженной конфигурации, их высота 30 этажей соответствует высотному ограничению 100 м, – а фасады, в противовес преобладающему кирпичному контуру в нижней части – алюминиевые. В 1 очереди каждая башня разделена на черную половину с золотистыми вертикалями и на серебристую, с алюминиевой поверхностью, причем металл в пасмурную погоду скорее светло-серый, а в солнечную, особенно издали, он кажется белым. Часть башен вырастает алюминиевыми прямо от земли, разделяя горизонтальный строй, часть – оказываются металлическими только выше кирпичных этажей и, таким образом, поддерживают его преобладание в среднеэтажной части. 
  • zooming
    Кирпичный фасад. ЖК Balance. 1 очередь
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023
  • zooming
    Алюминиевый фасад. ЖК Balance. 1 очередь
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 2023

Объемы двух видов: среднеэтажные кирпичные и высотные алюминиевые – распределены в соотношении примерно 30 на 70: средние занимают две трети контура, высотные треть, и, соответственно, тридцатиэтажные берут себе две трети высоты. Так, помимо баланса функционального наполнения, возникает баланс объемного построения, несложный, но ясный и легко читаемый. Вероятно, где-то здесь кроется и разгадка названия комплекса. 
  • zooming
    ЖК Balance. 4 очередь
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    ЖК Balance. 4 очередь
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    ЖК Balance. 3 очередь, вариант 1
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    ЖК Balance. 3 очередь, вариант 1
    © Гинзбург Архитектс

Тот же принцип планируется применять и к другим кварталам: кирпич как более уютный тактильный материал ближе к человеку, алюминий, более техничный и современный, ближе к небу. Внизу должно появиться городское пространство, с магазинами и кафе, с фасадами, выстроенными по фронту красных линий. 
  • zooming
    1 / 10
    ЖК Balance
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    2 / 10
    ЖК Balance
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    3 / 10
    ЖК Balance
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    4 / 10
    ЖК Balance
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    5 / 10
    ЖК Balance
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    6 / 10
    ЖК Balance
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    7 / 10
    ЖК Balance
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    8 / 10
    Фасады жилых кварталов 1 очереди. ЖК Balance
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    9 / 10
    Фасады жилых кварталов 1 очереди. ЖК Balance
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    10 / 10
    ЖК Balance
    © Гинзбург Архитектс

Кварталы спланированы гибко, где-то соседствуют два внутренних двора, где-то четыре. Но сетка построения общая – диагональная, она вторит перекрестью бульваров.

Все башни – одинаковых оптимальных параметров, односекционные, но достаточно протяженные. Их архитекторы расставили для каждого «квадрата» в своем ритме: в южном и севером углу башни перпендикулярны друг другу; в западном и восточном параллельны, вытянуты с северо-востока на юго-запад. Так, при общем подходе, возникает крупный паттерн; полностью оценить его можно будет, видимо, только с квадрокоптера, и в то же время он формирует некое улавливаемое интуитивно разнообразие ритма. 
ЖК Balance. 4 очередь, вариант 1
© Гинзбург Архитектс
ЖК Balance. 4 очередь
© Гинзбург Архитектс
ЖК Balance
© Гинзбург Архитектс
  • zooming
    ЖК Balance
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    ЖК Balance
    © Гинзбург Архитектс

Сейчас архитекторы работают над проектом 2 очереди, которая включает одну из двух школ, большую по площади, рассчитанную на 1250 человек. Школа меня особенно очаровала. На фасадах преобладает кирпич, призванный объединить здание с нижним фронтом жилых домов в единое терракотовое городское пространство. План прямоугольный, простой, но с открытым внутренним двором-каре по примеру «клуатра», или cloister-a классических английских школ. Тонкие высокие колонны входной лоджии – круглого сечения и облицованные кирпичом, балансируют на грани портика и корбюзеанских опор, ненавязчиво напоминая об античных истоках школьного образования как такового. 
Школа на 1250 человек. ЖК Balance
© Гинзбург Архитектс
  • zooming
    Школа на 1250 человек. План на уровне 1 этажа. ЖК Balance
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    Школа на 1250 человек. Разрез. ЖК Balance
    © Гинзбург Архитектс

Другая особенность школы – типология ее внутренних помещений отражена вовне. К примеру, классы с окнами облицованы кирпичом, другие объемы панелями, похожими на дерево, а спортзал «деревянными» ламелями, его задача и облегчить фасад, и проявить его особую функцию вовне, обосновав образное решение внутренней структурой. 
Школа на 1250 человек. ЖК Balance
© Гинзбург Архитектс
Школа на 1250 человек. ЖК Balance
© Гинзбург Архитектс

То же самое относится ко второй школе, расположенной на противоположном «полюсе» бульвара – она сочетает кирпичные поверхности с деревянными, обосновывая фасадные решения функцией. Но здание меньше, рассчитано на 475 человек, его план – каре, раскрытое к центру. На данный момент в концепции существуют два варианта, посветлее и потемнее.  
  • zooming
    ЖК Balance. Школа №145
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    ЖК Balance. Школа №145
    © Гинзбург Архитектс

Два подобных, зеркально отражающих друг друга здания ДОУ соседствуют с «малой» школой. Их фасады также кирпичные, а функциональная обоснованность касается расположения окон: крупных в игровых комнатах и меньших в спальнях. Светлый тон кирпича одного здания и темный – другого, авторы объясняют как «темный и белый шоколад». 
ЖК Balance. Детский сад
© Гинзбург Архитектс

Поначалу у архитекторов была другая версия для зданий детских садов: со стеклянными фасадами и вертикальными «деревянными» ребрами, перекликавшаяся с соседним ФОКом, но в конечном счете рабочей стали считать «шоколадную» версию зданий ДОУ. 
ЖК Balance. Детский сад
© Гинзбург Архитектс

ФОК и офисные здания, напротив, подчеркнуто современны, отличаются от кирпичного окружения и дополняют двойную материю жилых домов некоей «третьей».

Спортивный комплекс распластан по земле, он вытянут вдоль оси бульвара, идущего от проспекта, но несколько смещен с этой оси, чтобы не закрывать перспективу. Его фасады Ginzburg architects сделали стеклянными, с ребрами деревянного оттенка – целью было минимизировать объем для взгляда с другого, поперечного бульвара, сделать его максимально прозрачным, чтобы здание не стало тяжеловесной преградой. С другой стороны, бассейн и залы внутри получат благодаря такому решению максимум света, по вечерам в центре комплекса обеспечено уютное свечение здания, открытого для всех и призывающего, таким образом, жителей заняться ЗОЖем. 
  • zooming
    1 / 4
    ЖК Balance. Фок
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    2 / 4
    ЖК Balance. Фок
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    3 / 4
    ФОК, план. ЖК Balance. План ФОК
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    4 / 4
    ФОК, разрез. ЖК Balance.
    © Гинзбург Архитектс

Кровли школ, ДОУ и ФОКа авторы предлагают озеленить – ради «пятого фасада», а может быть, даже сделать эксплуатируемыми – хотя до реализации и, вероятно, даже до обсуждения этого решения еще пока далеко. 

Малое офисное здание вторит ФОКу простотой и прозрачностью фасадов, только к вертикальным ребрам добавляются диагонали. 
  • zooming
    1 / 4
    ЖК Balance. Многофункциональное здание
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    2 / 4
    ЖК Balance. Многофункциональное здание
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    3 / 4
    Многофункциональное здание, поперечный разрез. ЖК Balance
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    4 / 4
    Многофункциональное здание, офисная часть, план. ЖК Balance
    © Гинзбург Архитектс

Здание у Рязанского проспекта, намеченное на последнюю стадию строительства, развивает отраженную также и в зданиях школ идею проявления функций в образном решении: архитекторы сложили по вертикали три объема: протяженный блок торгового центра с консолью-«телевизором», офисную «середину» и «голову» с апартаментами. 

По словам авторов, первоначально они предполагали на этом месте башню, но потом решили, что горизонтальная компоновка лучше ответит на соседство автомобильных потоков проспекта, лучше считывается глазом в движении и будет более заметна, в том числе – позволит непротиворечиво акцентировать присутствие торгового центра. 
  • zooming
    1 / 5
    ЖК Balance. Многофункциональный торговый комплекс
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    2 / 5
    ЖК Balance. Многофункциональный торговый комплекс
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    3 / 5
    ЖК Balance. Многофункциональный торговый комплекс
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    4 / 5
    Многофункциональное здание, планы торгового центра. ЖК Balance
    © Гинзбург Архитектс
  • zooming
    5 / 5
    Многофункциональное здание, продольный разрез. ЖК Balance
    © Гинзбург Архитектс

Проект, с его пятью очередями и пятьюстами тысяч метров общей площади, хорошо вписывается в московский тренд последних 10 лет: организация общественного пространства с перекрестком городских бульваров, магазинами первых этажей, инфраструктурой, соседством некоторого процента офисных площадей, – и в то же время минимизированные площади квартир, градуированная доступность городских пространств. Этот набор можно признать сложившимся стандартом, он откликается на сумму требований и города, и рынка. 

Задачей архитекторов в таком случае становится поиск баланса между всеми составными частями задачи, и функциональными, и планировочными, и образными. ЖК Balance как будто откликается на эту цель не только названием. Он построен на лаконичном, избегающем чрезмерности, но в то же время достаточно живом и разнообразном сочетании материалов, для каждого из которых авторы находят уместный вариант использования, уравновешивая, в то же время, другим. И подчиняя простой форме, отражающей функцию и в то же время узнаваемой – сводимой к знаку-логотипу. Недаром авторы представили каждую составную часть комплекса, каждое здание значком-логотипом, который может служить базой для популярного в наше время брендинга архитектуры. 
«Логотипы» зданий. ЖК Balance
© Гинзбург Архитектс
Архитектор:
Алексей Гинзбург
Проект:
ЖК Balance
Россия, Москва, Рязанский проспект, 26, з/у 1

Авторский коллектив:
А.В. Гинзбург, М.Б. Гурьевич, Д.А. Капранов, К.И. Крутов, М.В. Рубен, Е.В. Федоровская, Г.М. Вильданов, С.М. Меньшикова  

2016 — 2021 / 2021

Заказчик, девелопер: «Главстрой» (I, II очередь); Баланс-Специализированный застройщик (III, IV)

10 Мая 2023

Гинзбург Архитектс: другие проекты
Белый тюльпан
В данный момент актуальны два проекта Большой соборной мечети в Казани, в феврале перенесенной на участок в Адмиралтейской слободе. Один, от АБ «ЦЛП», недавно был показан на Арх Москве, – а мы сейчас публикуем другой проект, предложенный в тот же период для того же участка. Его автор – Алексей Гинзбург, победитель конкурса 2022 года, но проект – совершенно другой. Теперь это скульптурной купол-цветок: белый тюльпан.
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Кристалл квартала
Типология и пластика крупных жилых комплексов не стоит на месте, и в створе общеизвестных решений можно найти свои нюансы. Комплекс Sky Garden объединяет две известные темы, «набирая» гигантский квартал из тонких и высоких башен, выстроенных по периметру крупного двора, в котором «растворен» перекресток двух пешеходных бульваров.
Белая роща
Проект «Гинзбург Архитектс» занял первое место в международном конкурсе на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии. Предложенная архитекторами концепция «белого сада» в современных формах интерпретирует правила и понятия ислама и апеллирует к историческим цифрам. Рассматриваем проект в деталях.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
«Архитектурная археология» Наркомфина: итог
Одно из важных событий 2020 года – завершение самой ожидаемой реставрации памятника советского авангарда – ансамбля Наркомфина, прародителя типологии социального жилья. Дом сохранил жилую функцию как основную, равно как и ряд свидетельств его прошлого и музеефицированных реставрационных расчисток.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Шарнир Наркомфина
В комплексе Наркомфина завершилась реставрация корпуса прачечной – важнейшего элемента в системе самого знаменитого памятника советского авангарда
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
Внедрение в контекст
Проектируя дом на Серпуховском валу, удивительно небольшого для современной Москвы масштаба, Алексей Гинзбург умело вписался в периметр Хавско-Шаболовского жилмассива, но подчеркнул отличие от советских построек волнообразным срезом кровли.
Частица городского калейдоскопа
Так можно определить здание отеля на Дубининской улице. Его архитектура совершенно не претенциозна и даже бравирует своей незаметностью, но при ближайшем рассмотрении обнаруживаются интересные детали.
Фракталы и кварталы
Два проекта курортных ансамблей в Геленджике Алексея Гинзбурга демонстрируют структуралистское чувство формы. А планировка апартаментов наследует жилым ячейкам Моисея Гинзбурга, автора дома Наркомфина.
15 фактов о доме Наркомфина
Реставрация дома Наркомфина идет полным ходом, в мае начались продажи квартир. А много ли известно о знаменитом памятнике архитектуры конструктивизма? Мы поговорили в Алексеем Гинзбургом, посчитали заблуждения и постарались их развеять, заодно вникнув в некоторые детали реставрации и исследования дома.
Архитектор строгих правил
В издательстве «Близнецы» вышла книга архитектора, театрального художника и издателя Татьяны Бархиной «Архитектор Григорий Бархин» к 140-летию мастера. Книга издана при поддержке «Гинзбург Архитектс». Публикуем рецензию и отрывок из воспоминаний Татьяны Бархиной.
Архитектурная терапия
Публикуем конкурсный проект реновации кварталов 32,33,34,35 на проспекте Вернадского консорциума ОАО «Моспроект» и ООО «Гинзбург Архитектс».
Два дома: возвращение
Оставаясь в рамках выполнения заказа, но тщательно работая с деталями, Алексею Гинзбургу удалось вернуть прежний облик усадьбе Долгоруковых-Бобринских на Малой Дмитровке и дому Сытина на Тверской. Рассказываем, что и как сделано.
Вдоль пляжа
«Гинзбург Архитектс» спроектировали дом в Геленджике длиной почти 250 метров, сумев при этом сделать его визуально дискретным и обыграть несколько пространственных сюжетов курортного плана, связанных с созерцанием, загоранием и прогулками.
Похожие статьи
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.