Архсовет Москвы – 74

Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.

mainImg
Архитектор:
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Мастерская:
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Проект:
Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
Россия, Москва, Фрунзенская набережная, вл.30

2022

Заказчик: Sminex (в 2020 г. ЗАО «ИНТЕКО»)
Предметом рассмотрения сегодняшнего совета стала территория бывшей Постоянной Всесоюзной строительной выставки – ПВСВ на Фрунзенской набережной. В 1933–1935 годах мастерская Весниных, выиграв конкурс, построила здесь комплекс экспозиционных павильонов. Впоследствии выставку окружили по периметру «сталинские» дома начала 1940-х, но она продолжала функционировать и перестраиваться долго; в постсоветское время территорией управляла Росстройэкспо. В 2000-е годы ее планировала застроить компания Aeon.
zooming
Слева: участок на плане Москвы, составленном Геодезической конторой управления Планировки по материалам съемок 1939–1940-х. Справа: участок на плане Москвы 1950 г. Мосгоргеотрест
Архсовет Москвы, 06.04.2022

Сейчас Aeon принадлежит главный, входной павильон ПВСВ – «Дом-Самолет», называемый так из-за характерного плана с продольным, по оси, «телом» и поперечником «крыльев». «Дом-Самолет» имеет статус ОКН, он, как наиболее сохранный, вызвал максимум дискуссий в недавние годы. В 2015 году архитекторы АБ «Мезонпроект» разработали проект его реставрации, который не был осуществлен. Сейчас, по словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, у Aeon почти готов новый проект реставрации главного павильона.
Реконструкция «Дома-самолет». Существующее положение
Фотография © Мезонпроект

Территория к юго-востоку от «Дома-Самолета», которая собственно и стала предметом рассмотрения сегодняшнего совета, принадлежит компании Интеко. На ней планируется построить жилой комплекс. 

Здесь во времена строительной выставки располагались еще 8 двухэтажных павильонов, также спроектированных мастерской Весниных. Они фланкировали площадь симметрично, по 4 с каждой стороны, и были соединены навесными переходами в уровне 2 яруса, образуя в плане подобие гребней. 
zooming
ПВСВ. Генеральный план к проекту застройки под переходами. Архитектор С.В. Лященко. Мастерская Весниных. 1936 г.
Архсовет Москвы, 06.04.2022
zooming
Общий вид ПВСВ со стороны внутреннего двора // «Наше строительство», 1936, №16
Архсовет Москвы, 06.04.2022

Восемь павильонов существенно перестроены в позднейшее время, северная часть – полностью, там из трех зданий в 2001 году был сооружен супермаркет Billa, сохранивший, впрочем, контуры треугольных выступов плана. В южной «гребенке» архитекторы АБ ЦЛП еще надеются обнаружить, в процессе исследования, какие-то подлинные элементы 1930-х годов. Остатки павильонов не стоят на охране, но из-за соседства здания «Самолета» с его статусом ОКН на здесь действует высотное ограничение 21.5 м. Участок продолжается, между тем, к юго-востоку в сторону набережной – там высотное ограничение более мягкое, до 51.8 м, что позволяет строить 13-этажные дома. 
Территория бывшей ПВСВ, существующее положение
Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
Территория бывшей ПВСВ, существующее положение
Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
zooming
Контур территории. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
zooming
Схема высотных ограничений. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»

Архитекторы АБ ЦЛП планируют расчистить и исследовать остатки павильонов, освободив, в числе прочего, пространство под навесными переходами. Внутренний контур, обращенный к «курдонеру» бывшей выставки, остается двухъярусным, здесь сохраняют и реконструируют по чертежам как сами переходы на тонких опорах, так и исторические объемы овальной формы – в них планируется разместить лестницы для квартир, расположенных на 2 этаже.

Благодаря «расчистке» пространство под переходами должно вновь стать проницаемым и не препятствовать передвижению жителей внутри парка на территории комплекса. Сквер-площадь, сейчас занятый автопарковкой, приобретает таким образом «конструктивистское» окружение, напоминающее о структуре построек Весниных и архитектора С.В. Лященко, чья фамилия неожиданно напоминает фамилию автора нового проекта, Николая Ляшенко. По словам представителей Интеко, сейчас заказчики ведут с Aeon переговоры по поводу синхронизации работ по благоустройству – ради целостного восприятия конструктивистского, в прошлом, ансамбля. Сейчас полукруглый нос «Дома-Самолета» закрыт поздними пристройками, их, вероятно, разберут. 
Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
© Цимайло Ляшенко и Партнеры

Прямоугольные пятна бывших выставочных павильонов займут жилые дома, уже не двух-, а пятиэтажные. Их объемы вдохновлены, по словам авторов, примерами конструктивистов: со светлыми штукатурными фасадами и крупными окнами, в том числе угловыми, с рамками и вставками из светлого дерева. 
  • zooming
    1 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    2 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    3 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    4 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    5 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры

К югу от пятиэтажных домов авторы располагают три 9-этажные башни, чьи скругленные торцы призваны перекликаться со скругленным «носом» «Дома-Самолета», в сторону которого они и «смотрят» в створы между малыми корпусами. 

В этих домах важно, во-первых, что архитекторы имели право, не выходя за рамки ограничений, сделать их 13-этажными, но предпочли меньшую высоту и убедили заказчика в необходимости такого, постепенного нарастания высотности. Тот же подход применен и к домам на месте павильонов: они могли быть 5-этажными полностью, но их фронтальная часть в проекте – двухэтажная ради «сомасштабности с «Самолетом». 

Во-вторых, стилизационный прием в башнях только один – скругление угла, в остальном авторы трактуют дома как современные – и пожалуй, из всех зданий будущего комплекса они наиболее независимы от контекста. Дома опоясаны балконами, чьи ограждения планируется выполнить из стеклянных трубок, что должно обеспечить, особенно вечером, интригующее свечение. На скругленных торцах балконы открытые, на протяженные фасады выходят французские окна в рамках  из натурального дерева, на углах вновь появляются открытые балконы. 
  • zooming
    1 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    2 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    3 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    4 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    5 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры

Третий элемент комплекса – 13-этажный дом-пластина, для которого регламент, по словам Николая Ляшенко, предписывал «неоклассическое» решение. Он на 5 этажей выше стоящего перед ним жилого дома 1940 года постройки. Его фасады планируется выполнить либо в фибробетоне, либо, может быть, даже в натуральном известняке. В решении фасадов действительно – надо думать, согласно регламенту – присутствуют классические элементы, начиная от вертикальных пропорций, акцентированного аттика и до «полуколонн» без баз и капителей. Но в целом дом, надо согласиться с авторами, современный, и в то же время напоминает, как и три башни во дворе, ЖК «Кутузовский, 12» тех же авторов. 
  • zooming
    1 / 6
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    2 / 6
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    3 / 6
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    4 / 6
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    5 / 6
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    6 / 6
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры

В первом этаже 13-этажного дома планируются магазины, там же или в нижнем этаже одной из башен должен разместиться встроенный детский сад. В остальном, включая первые этажи, все объемы будут заняты жильем. 

Как видим, будущий жилой комплекс нарастает в сторону Фрунзенской набережной от двух-пяти-девяти этажей до тринадцати, откликаясь на конструктивистское прошлое в своем «ядре» и на сталинское окружение – в 13-этажном доме. Под всеми домами предусмотрена подземная парковка с «перешейком» под центральным сквером – ее планируется использовать и для обслуживания комплекса. 

Отдельное внимание авторы уделили благоустройству – предполагается, что внутри территории возникнет парк и он будет проницаемым благодаря открытым переходам и еще благодаря тому, что типология башен, избранная для внутренней части комплекса, в наименьшей степени перегораживает пространство. Показанный проект парка, впрочем, более чем предварителен – весь ЖК совет рассматривал на стадии концепции, а концепция благоустройства, по словам Николая Ляшенко, пока пребывает в своей начальной стадии. 
  • zooming
    1 / 5
    Генплан. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
  • zooming
    2 / 5
    План 1 этажа. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
  • zooming
    3 / 5
    План парковки. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
  • zooming
    4 / 5
    Разрез. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
  • zooming
    5 / 5
    Макет, объемно-пространственное построение. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»

Собственно парк, или точнее двор будущего ЖК, стал одной из основных тем обсуждения на совете. Первым из экспертов вопрос – будет ли весь комплекс отделен от города забором? – задал Петр Кудрявцев. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, напомнив о том, что исторически выставка была публичным пространством, недвусмысленно высказался против того, чтобы территория была закрытой и, прежде всего, подчеркнул необходимость транзитного прохода для горожан через ЖК: «изъять такой кусок города из общественного оборота это тяжеловатая история, и публично очень плохая <...> Мы так не договаривались, чтобы все там было перекрыто». Его поддержал Юлий Борисов, житель района Фрунзенской – он подчеркнул, что большая часть дворовых территорий в этих местах, несмотря на их элитность, открыта для прохода – только 3 дома огорожены забором. Петр Кудрявцев высказался в пользу транзитного прохода через территорию ЖК от Андреевского моста из Парка Горького к Комсомольскому проспекту. Вспомнили ЖК «Садовые кварталы», часть территории которых доступна для горожан. 

Далее в обсуждении выяснилось, что ГПЗУ территории предусматривает только жилую функцию и не предусматривает функции общественной. Андрей Гнездилов напомнил, что дворы соседних домов по кадастровому плану находятся в собственности города, что дает им право быть открытыми, – в данном же случае при ГПЗУ всего участка с функцией жилья заказчик имеет формальную возможность закрыть его для чужих. Необходимо размежевать участок, разработать ППТ и сделать часть территории публичной: «люди, которые будут здесь жить, будут скидываться на содержание земли, и, пока нет границ, они будут содержать всю землю, соответственно, никого туда не пустят бесплатно <...> по признаку собственности территория приговорена быть герметичной», – подчеркнул архитектор. 

Сергей Кузнецов возразил на это, что организация транзита по участку, который находится в частной собственности – «нормальная и обычная вещь для города», причем собственник все равно должен ухаживать за своей территорией, даже если она не огорожена забором – «это не связано с тем, есть там транзит или нет, ухаживать он должен [в любом случае]». В полномочия архитектурного совета входит возможность записать в своем заключении требование транзита по территории комплекса, – идею записать такое требование поддержал и Андрей Гнездилов. 

В целом совет принял проект Фрунзенской-30 тепло и позитивно. Хвалили за деликатность архитектурного решения, за «поддержку и связь времен», несколько раз прозвучало, что проект хорош «как всегда у этих авторов». Очень осторожно и с оговорками критиковали немного чрезмерную, вероятно, высотность 13-этажного дома; попеняли на отсутствие среди проектных материалов развертки по набережной. Сергей Скуратов предложил перекомпоновать 9-этажные башни, образовав между ними второй, дополнительный двор-курдонер. Владимир Плоткин высказал сомнение относительно некоторой переусложненности планировочного решения 2-5-этажных домов с их тремя лестничными ядрами, и предложил авторам подумать над более акцентным решением торца северо-восточного дома «гребенки», обращенного к набережной – его будет видно в прогале между фронтом уличной застройки.

Заместитель руководителя ДКН Леонид Кондрашов напомнил о входной группе выставки, сохранившейся в восточной части территории. Это сооружение, согласно ППМ №115 от февраля 2021 года, было разрешено перенести с третьего участка на тринадцатый – но рассматриваемый проект никак не коснулся вопроса. Что, впрочем, может быть объяснено предварительным статусом концепции. 

Основным же вопросом архитектурного совета к проекту стал вопрос открытия части территории для горожан ради возможности осмотра как «Дома-Самолета», так и архитектуры нового комплекса и, особенно – транзита через территорию. «Прекрасная, невероятно точная архитектура Цимайло&Ляшенко, – единственное опасение, что она будет видна только паре сотен людей, которые там будут жить», – так выразил общие сомнения Петр Кудрявцев. 

Проект был принят с предложенными оговорками. 
Архитектор:
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Мастерская:
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Проект:
Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
Россия, Москва, Фрунзенская набережная, вл.30

2022

Заказчик: Sminex (в 2020 г. ЗАО «ИНТЕКО»)

06 Апреля 2022

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.