Архсовет Москвы – 72

Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.

mainImg
Архитектор:
Ольга Алексакова
Юлия Бурдова
Мастерская:
BuroMoscow http://www.buromoscow.com
Проект:
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
Россия, Москва, Краснобогатырская улица, 2

Авторский коллектив:
Юлия Бурдова, Ольга Алексакова, Иван Соломин, Василий Гончаров, Павел Бенько, Алена Гук, Александр Руммо, Михаил Синицын, Никита Кобцев, Никита Грошев, Марьяна Друсинова, Егор Злобин

10.2021 — 12.2021

Заказчик – АО ИК «Северная звезда»
На предновогоднем заседании архсовет рассмотрел проект корректировки архитектурно-градостроительной концепции территории бывшего завода резиновых изделий «Красный богатырь». Завод, более не действующий – его здания сдают в аренду – расположен между Краснобогатырской улицей и проспектом Ветеранов, рядом с границами парков Сокольники и Лосиный остров, а река Яуза разделяет территорию завода продольно на две части. В наступающем году на берегах Яузы за проспектом Мира должен открыться новоблагоустроенный Парк спорта Яуза, который продолжит ростокинскую часть парка при акведуке. 
zooming
Схема зеленого каркаса. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Согласно плану межевания между Краснобогатырской и проспектом Ветеранов должны появиться два новых поперечных проезда, призванных разгрузить район от пробок: один из них продолжит Миллионную улицу, другой пройдет южнее. 

Площадь рассматриваемой территории бывшего завода – 17,2 га, общая площадь планируемой застройки – 473 552 м2. Перепад высот – от 4 до 7 м. Застройка, согласно проекту, в большей своей части, примерно на пять шестых, состоит из жилья, класс которого заказчики определили как «бизнес-минус», «чуть выше чем комфорт». Продавать квартиры планируется по цене порядка 300 000 рублей за м2. В южном углу территории запланированы офисы, рядом, к востоку – школа и детский сад. Заказчик – АО ИК «Северная звезда».

Рассмотренная советом концепция – не первое предложение по реорганизации «Красного Богатыря», работа с ППТ была одобрена в 2019 году, одну из предыдущих концепций разрабатывал НИиПИ ИГСП. 

Принципиальное отличие нового предложения Buromoscow заключается в том, что его авторы, Ольга Алексакова и Юлия Бурдова, предложили сохранить пять исторических зданий завода, не имеющих статуса ОКН. Причем авторы сохраняют не только дореволюционные постройки – главный корпус завода 1911 года авторства Густава Гельриха (точнее, его половину), но и более поздние – пожарную станцию конструктивиста Александра Куровского (она расположена рядом с будущей школой и ее архитекторы планируют наделить какой-то образовательной функцией); а также котельную 1946 года и крупное кирпичное промышленное здание 1958 года, которое Юлия Бурдова, рассказывая о проекте, сопоставила с архитектурой брутализма. 

Вокруг последнего упомянутого здания 1958 года, одного из самых крупных и поздних, завязалась небольшая дискуссия – корпус расположен близко к реке и прямо по нему согласно документам сейчас проходит граница природного комплекса долины Яузы. Отсюда возникли сомнения в том, что здание удастся сохранить, – их высказал представитель заказчика Артемий Крылов. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, однако, возразил, подчеркнув, что «качество архитектуры, качество проектов первично», здание было бы интересно сохранить, а документы межевания можно и пересмотреть: «если мы потеряем интересное здание, это будет печально, а если надо поправить какие-то документы, мы в этом поможем». 
zooming
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Кроме того, по словам авторов, уже предопределены параметры двух башен, которые планируется построить в северо-западной части территории, рядом с улицей Богатырский мост. 

В остальном, планируя будущую застройку, Buromoscow разделили территорию, которая, согласно плану межевания, сейчас состоит из 7 частей – на 9 кварталов-лотов. Впоследствии они, по словам Юлии Бурдовой, могут быть, как в ЗИЛАРТе, распределены между разными архитекторами, задав единый дизайн-код.
zooming
Деление на лоты. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Под каждым кварталом расположена подземная парковка, дворы без машин. Перед котельной разместилась городская площадь, пространство которой удалось «расчистить», сохранив требующиеся ТЭПы, благодаря повышению части зданий – сейчас ГПЗУ разрешает на этих участках высотность до 75 м, авторы предлагают расширить предел ограничений до 100 м.

Высотность основной части зданий в проекте сейчас 5–14 этажей, башни – от 25 до 30 этажей. Первые этажи полностью нежилые, отданы ритейлу и общественным функциям – по словам Ольги Алексаковой, в этих местах уже существует популярный у знатоков «нумизматический антикварный центрик», который, в числе прочего, мог бы войти в состав общественных функций будущего комплекса. Кроме того, в первые этажи домов встроены 2 детских сада, один на левом, другой на правом берегу Яузы. 
zooming
Схема плана 1 этажа. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Проект предполагает благоустройство зеленой зоны по берегам Яузы, а также – несколько пешеходных мостов через реку, призванных связать между собой кварталы левого и правого берега. 
zooming
Схема пешеходного движения. Показаны 6 новых пешеходных мостов через Яузу. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Вопрос благоустройства берегов Яузы также стал предметом обсуждения – будет ли заниматься таким благоустройством город, будет ли оно увязано с проектом жилого комплекса, не будет ли от него оторвано? Быстро выяснилось, что этот вопрос еще не решен, более того, как пояснил зампрефекта ВАО, в недавние планы благоустройства этот участок Яузы – до Оленьего вала, не попал, и хорошо бы эти планы скорректировать. 
zooming
Схема благоустройства. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Совет принял проект очень тепло, его поддержал каждый из выступавших, особенно в части сохранения примечательных заводских зданий. 

Практически сразу поступило предложение не ограничиваться повышением высотности до 100 метров (напомню, что по ГПЗУ она пока 75 м), а повысить ее еще сильнее, чтобы придать доминантам более индивидуальный и разнообразный характер, а также освободить дополнительное пространство для общественных городских площадей и зелени.
 
Здесь необходима небольшая ремарка. Как сообщает Архнадзор, в 2014 году ДКН признал все здания главного заводского корпуса Густава Гельриха 1911 года постройки, также как и пожарной станции Куровского (Архнадзор датирует ее 1927 годом, авторы проекта Buromoscow – 1933), исторически ценными градоформирующими объектами. Затем в октябре 2017 года здания были исключены из списка объектов, «обладающих признаками культурного наследия». В том же 2017 году проект НИиПИ ИГСП был выставлен на публичные слушания. Сейчас ни одно из зданий завода не обладает никаким охранным статусом, но тот же заказчик, по словам его представителей, полтора месяца назад изменил решение о сносе всех зданий и заказал новый проект. 

Итак, здания главного заводского корпуса 1911 года постройки расположены в северной части территории и сейчас занимают достаточно большое пятно, причем со стороны Краснобогатырской постройки более «собранные», высокие и компактные, а со стороны Яузы расположена застройка того же времени, но малоэтажная. Согласно проекту Buromoscow, правую половину планируется сохранить, а левую малоэтажную половину планируется снести и построить на ее месте несколько башен средней высоты. Александр Цимайло во время заседания совета предложил организовать на этом месте, за счет повышения высотности части домов, вторую городскую площадь, связанную с первой площадью, перед котельной 1946 года. Николай Шумаков предложил сохранить здание 1911 года не наполовину, а полностью. Александр Асадов попросил зафиксировать в протоколе решение о сохранении «большого» здания и – особенно – его трубы, но высказал идеи о «прорезании» исторической постройки арками, приведя пример элеватора в Кейптауне (музея Цайца Томаса Хезервика). 

Михаил Посохин предложил использовать повышение высотности для того, чтобы «впустить» в район больше зелени. За большее количество зелени также высказался Николай Шумаков.
zooming
Вид с Богатырского моста на Яузу и застройку по ее берегам. Предварительная визуализация. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow
zooming
Площадь перед котельной. Предварительная визуализация. Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
© Buromoscow

Много обсуждали темы связанности района с окружающими внешними кварталами и парками. По словам Юлии Бурдовой, в городских программах уже запланированы два подземных перехода под проспектом Ветеранов, а на Краснобогатырской существует два наземных перехода. Прозвучали предложения превратить новый район в целом в драйвер развития городской местности, на данный момент «рыхлой и небезопасной» – и даже идеи превращения Яузы в целом в ее восточной и северо-восточной части в один из линейных субцентров развития полицентричного города, причем связанный с образованием. По словам Петра Кудрявцева, которого затем горячо поддержал Сергей Кузнецов, сейчас на Яузе формируется целая долина, которую можно даже сопоставить в кампусом МГУ на юго-западе: «начиная от штаб-квартиры Росатома в Зарядье, <...> новый кампус МГТУ, который сейчас активно развивается, дальше Электрозавод, которым мы занимаемся... Мне кажется, эта точка тоже могла бы быть особенной <...> мы можем формировать на этом маршруте дополнительную функцию [научно-образовательную, – прим. ред.]». 

Сергей Чобан и Александр Цимайло предложили уделить как можно больше внимания будущему дизайн-коду проекта, возможно, даже рассмотреть дизайн-код на архсовете. Андрей Гнездилов предложил учесть в дизайн-коде соседство кирпичной заводской архитектуры, по крайней мере в уровне нижних этажей. 

Авторов и заказчика призвали подумать над функциональным наполнением сохраняемых заводских зданий – с чем те и другие с радостью согласились, подчеркнув, что в русле сохранения городских построек проект развивается всего лишь полтора месяца и у него еще все впереди, и изучение опыта, и консультации, и планирование функций. 
  • zooming
    1 / 5
    Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
    © Buromoscow
  • zooming
    2 / 5
    Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
    © Buromoscow
  • zooming
    3 / 5
    Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
    © Buromoscow
  • zooming
    4 / 5
    Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
    © Buromoscow
  • zooming
    5 / 5
    Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
    © Buromoscow

Резюмируя обсуждение, Сергей Кузнецов упомянул об идее создания бегового маршрута вдоль всей реки Яузы, подчеркнул, что Яуза становится новой городской осью – «растянутым новым городским центром», пообещал внимательно следить за развитием проекта, поддерживать его, пожелал проекту успехов и призвал заказчиков при необходимости обращаться за помощью по корректировке документации. Архсовет поддержал проект. 
Архитектор:
Ольга Алексакова
Юлия Бурдова
Мастерская:
BuroMoscow http://www.buromoscow.com
Проект:
Корректировка архитектурно-градостроительной концепции территории завода «Красный богатырь»
Россия, Москва, Краснобогатырская улица, 2

Авторский коллектив:
Юлия Бурдова, Ольга Алексакова, Иван Соломин, Василий Гончаров, Павел Бенько, Алена Гук, Александр Руммо, Михаил Синицын, Никита Кобцев, Никита Грошев, Марьяна Друсинова, Егор Злобин

10.2021 — 12.2021

Заказчик – АО ИК «Северная звезда»

29 Декабря 2021

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Ковчег в заповеднике
Проект апарт-отеля мастерской Ильи Гринберга для Куршской косы – одновременно архитектурная капитуляция, как называют ее авторы, и осознанный выбор. Подход, вероятно, оценил бы Джон Рёскин, для которого в архитектуре была важна честность: здание не притворяется маленьким, не стремится раствориться или мимикрировать, но заявляет о себе с достоинством. Приняв данность ТЭПов и экономической модели, оно не увязает в рефлексии и демонстрирует сильные стороны. Подробную историю формообразования рассказывает главный архитектор проекта Илья Гринберг.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».