Архсовет Москвы–76

Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.

mainImg
Архитектор:
Юрий Григорян
Мастерская:
Меганом http://meganom.moscow/
Проект:
ТПУ Парк Победы
Россия, Москва, Кутузовский проспект

2022
Предыдущую версию проекта «ТПУ «Парк Победы», который на самом деле не ТПУ, а соседствующий с ТПУ высокоплотный многофункциональный комплекс, наполовину жилой, наполовину офисный и торговый, архитектурный совет Москвы рассматривал совсем недавно, полгода назад. Тогда автором проекта было АБТБ Тимура Башкаева и здания со значительными ТЭПами были ограничены по высоте 105 метрами. Тогда же было высказано достаточно много пожеланий относительно увеличения разрешенной высоты, что помогло бы объему развиться во что-то иное. 
Многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», предварительная концепция, 12.2021
© АБТБ / TASHIR

Теперь ограничения сняты, и авторы нового проекта – АБ Меганом и Юрий Григорян – предложили композицию из двух объемов: жилой башни высотой 300 м в западной части и офисно-торговой пирамиды высотой 112 м. Архитектор охарактеризовал второй объем, соответствующий высотным ограничениям предыдущего проекта, как «не участвующий в скайлайне», а первый, 300-метровый – как «видный отовсюду». Именно поэтому автор стремился придать башне стройные, вытянутые пропорции.
ТПУ Парк Победы. Вид с Кутузовского поспекта
© АБ Меганом
ТПУ Парк Победы. Вид с Кутузовского поспекта
© АБ Меганом

Оба стеклянных объема имеют треугольный силуэт, оба отклоняются – «отшатываются» от Кутузовского проспекта. Они заметно перекликаются с ансамблем музея Поклонной горы Анатолия Полянского, в одном из ракурсов фланкируют в паре с ним арку Триумфальных ворот. 
ТПУ Парк Победы. Вид от Триумфальной арки
© АБ Меганом

Рассказывая о проекте, Юрий Григорян деликатно умолчал о предыдущем предложении, но главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов сразу же взял слово и подчеркнул различие между проектами: «Напомню, что мы уже смотрели, и не просто смотрели, но и давали замечания на Архсовете предыдущему варианту <...>. Два слова к этой композиции. Она действительно радикальнейшим образом отличается от того, что было. Я думаю все помнят проект Тимура Башкаева, который мы смотрели на совете в прошлый раз, и там было много замечаний, что надо пробовать здесь с высотой работать. Мы, в общем понятно, что ко всем проектам относимся крайне трепетно и пока не находим максимально убедительного решения, продолжаем движение вперед. Я хочу сказать, что это не просто изыскания, research, поиск, который произвела новая команда на проекте. Но это еще и реакция, с нашей стороны как комитета тоже, на те комментарии, которые мы слышали. Кроме того, что это творческое высказывание, это еще и определенная реакция на ту историю, которая уже случилась. Я бы хотел, чтобы мы, когда обсуждали, то помнили, что это не с чистого листа, а у вопроса есть достаточно длинная история». [еще раз напомним, историю см. здесь]
ТПУ Парк Победы. Функциональтная схема
© АБ Меганом
ТПУ Парк Победы. Скульптура
© АБ Меганом

Итак, два объема разделены проездом транспортной развязки, над ним авторы предлагают выстроить пешеходный мост – от жилой башни и яблоневого сада, который начинается с ее стороны, к офисному зданию, Кутузовскому проспекту и ТПУ – с другой. Мост проходит в основном над землей, что было для Меганома принципиальным, но в одном месте на небольшом отрезке «ныряет» под землю. 
ТПУ Парк Победы
© АБ Меганом
ТПУ Парк Победы
© АБ Меганом
ТПУ Парк Победы. Схема связанности городского общественного пространства
© АБ Меганом
ТПУ Парк Победы. Разветка по Кутузовскому проспекту
© АБ Меганом
ТПУ Парк Победы. Общественные пространства. Связь с городом
© АБ Меганом
ТПУ Парк Победы. Общественные пространства. Связь с городом
© АБ Меганом

В проекте уделено много внимания общественным пространствам. По словам Юрия Григоряна, жилая башня благодаря своей высотности освобождает максимум от пятна застройки – все это пространство будет благоустроенным и общественным.

Вокруг офисно-торговой пирамиды тоже появляется много городских пространств, по словам Юрия Григоряна, часть из них – площадь с амфитеатром перед главным входом, часть – парки, то есть планируется хорошо озеленить. Автозаправку по стороны улицы Барклая пока перенести не удалось, но, опять же по словам архитектора, если в будущем это станет возможным, площадь перед входом можно будет развить и улучшить. 
  • zooming
    1 / 11
    ТПУ Парк Победы
    © АБ Меганом
  • zooming
    2 / 11
    ТПУ Парк Победы. Парк с детской площадкой
    © АБ Меганом
  • zooming
    3 / 11
    ТПУ Парк Победы
    © АБ Меганом
  • zooming
    4 / 11
    ТПУ Парк Победы. Амфитеатр
    © АБ Меганом
  • zooming
    5 / 11
    ТПУ Парк Победы. Аллея
    © АБ Меганом
  • zooming
    6 / 11
    ТПУ Парк Победы
    © АБ Меганом
  • zooming
    7 / 11
    ТПУ Парк Победы
    © АБ Меганом
  • zooming
    8 / 11
    ТПУ Парк Победы. Площадь
    © АБ Меганом
  • zooming
    9 / 11
    ТПУ Парк Победы
    © АБ Меганом
  • zooming
    10 / 11
    ТПУ Парк Победы. Променад
    © АБ Меганом
  • zooming
    11 / 11
    ТПУ Парк Победы. Пешеходный переход
    © АБ Меганом

Под зданиями – два яруса подземной парковки, въезды и транспортная схема согласованы и НИ и ПИ Генплана. 
  • zooming
    1 / 5
    ТПУ Парк Победы. Генплан, план 1 этажа
    © АБ Меганом
  • zooming
    2 / 5
    ТПУ Парк Победы. Танспортная схема
    © АБ Меганом
  • zooming
    3 / 5
    ТПУ Парк Победы. Ситуационный план
    © АБ Меганом
  • zooming
    4 / 5
    ТПУ Парк Победы. Анализ формы в городе
    © АБ Меганом
  • zooming
    5 / 5
    ТПУ Парк Победы. Градостроительное решение
    © АБ Меганом

Фасады жилой башни будут стеклянными с платиновым алюминием – им автры планируют отделать межэтажные пояса, решенные в виде углубленных циркульно горизонталей.
ТПУ Парк Победы
© АБ Меганом

Причем, отвечая на вопрос Юлия Борисова – не будут ли объемы в реальности более темными, чем в презентации, Юрий Григорян рассказал, что процент прозрачности – 32%, стекло планируется светлое. Фасады офисного здания – стеклянные с горизонтальными ламелями, причем часть из них планируется использовать для защиты от прямых солнечных лучей, а также как солнечные батареи. 

Оба объема имеют пирамидальную форму с заострением вверху: в верхней части офисного здания планируется на высоте 112 м разместить смотровую площадку, куда будет приходить лифт с 1 этажа. Верхняя часть жилой башни – необитаемый шпиль, в нем приблизительно 50 метров высоты, которые, таким образом, «дотягивают» высоту до юбилейных 300 метров, но и помогают сделать силуэт ясным и стройным, помогая плавно свести линии кверху в форме своего рода «лезвия». На южной стороне шпиля архитекторы планируют разместить солнечные панели, внутри – чиллеры от системы кондиционирования. 
ТПУ Парк Победы
© АБ Меганом
ТПУ Парк Победы
© АБ Меганом
ТПУ Парк Победы
© АБ Меганом
ТПУ Парк Победы
© АБ Меганом
ТПУ Парк Победы. Вид от Парка Победы
© АБ Меганом
ТПУ Парк Победы. Вид с Кутузовского поспекта
© АБ Меганом

Этажи в обоих объемах постепенно сокращают свою площадь в высоту. Нижние ярусы 300-метровой башни – нежилые, внизу жилые этажи начинаются с маленьких квартир, вверху, постепенно отступая от края, приходят к одной квартире в самых верхних этажах от 50 до 55 – эта постепенность показана на схемах. В конструктивном отношении, по словам Григоряна, «у башни есть спина, позвоночник, который держит шпиль... дальше лифты устроены ступенчато». В офисном здании этажи, по словам архитектора, «разбиваются на 3 части», что довольно ново. 
  • zooming
    1 / 9
    ТПУ Парк Победы. Планы этажей
    © АБ Меганом
  • zooming
    2 / 9
    ТПУ Парк Победы. Планы этажей
    © АБ Меганом
  • zooming
    3 / 9
    ТПУ Парк Победы. Разрез
    © АБ Меганом
  • zooming
    4 / 9
    ТПУ Парк Победы. Схемы планов офисы и ТЦ
    © АБ Меганом
  • zooming
    5 / 9
    ТПУ Парк Победы. Разрез 1-1
    © АБ Меганом
  • zooming
    6 / 9
    ТПУ Парк Победы. Разрез А-А
    © АБ Меганом
  • zooming
    7 / 9
    ТПУ Парк Победы. развертка вдоль Кутузовского проспекта
    © АБ Меганом
  • zooming
    8 / 9
    ТПУ Парк Победы. Схемы планов офисы и ТЦ
    © АБ Меганом
  • zooming
    9 / 9
    ТПУ Парк Победы. Скульптура
    © АБ Меганом

Архсовет хвалил проект так, как давно ничего не хвалил. Все, от Александра Цимайло до Михаила Посохина, горячо поддержали решение, желая ему быть реализованным с наилучшим качеством. На что как архитектор Юрий Григорян, так и представитель заказчика, руководитель управления перспективного развития и координации проектов группы компаний «Ташир» Эмиль Петросян, заверили присутствующих, что за качество реализации будут бороться, да и (со стороны заказчика) нет никакого желания этому качеству повредить. Юрий Григорян уточнил, что инженеры и конструкторы тоже уже участвовали в работе над проектом, хотя работа, конечно, не закончена. 

Многие из выступавших, впрочем, рекомендовали сделать, помимо уже показанных встроек, виды с более дальних точек – со всех сторон, чтобы, по словам Сергея Скуратова, избежать неожиданных смешных ракурсов. 

Легкие сомнения были высказаны относительно правильности отклонения силуэта от проспекта, чуть более заметный скепсис коллеги высказали относительно будущего сопоставления комплекса с ансамблем Поклонной горы Анатолия Полянского, который, опять же по словам Сергея Скуратова, «не предполагал такого соперничества». По словам Николая Шумакова, «еще лет 15 назад представить себе такую дуэль» Полянского с Григоряном было бы просто невозможно. Но «время прошло, наверное, сейчас этот диалог может состояться». Хотя «если этот проект будет реализован, все внимание будет, конечно, на Григоряна. Утонет и уйдет в небытие мемориальный комплекс Поклонной горы. Но видать такая жизнь у нас», – резюмировал Шумаков и пожелал проекту успешного развития, хотя и высказал опасение относительно препятствий при общественном обсуждении: «это же будет волна негатива скорее всего, и мы должны быть готовы к этому негативу, для того, чтобы высказаться за этот проект». 

По словам Сергея Чобана, «ни в коем случае не нужно бояться высоты, потому что именно высота дает такую стройность башни» и позволяет сделать силуэты выгодно отличными от прямоугольных силуэтов [Сити]. По словам Александра Асадова, «проект убедительно прорисован, а убедительность достигается тремя моментами: 1. использованы мемориальные архетипы, пирамида и обелиск; 2. они решены асимметрично и обращены к мемориалу, что сохраняет его ведущую роль; 3. новый ансамбль поддерживает размещение высотных акцентов в городском контексте. Общее решение кристально чистое и ясное». ДКН в лице Юлии Логиновой также поддержал новую доминанту, указав на желательность проработки большего количества видовых точек. 

Единственным, кто усомнился в повышении высотности, был представитель префектуры ЗАО: «высотность объекта... наверное все присутствующие здесь коллеги знают, что это было одно из замечаний еще при первоначальном общественном обсуждении. Откуда все-таки взялась высота 305 метров? [на самом деле 300 м, – прим. ред.] Кроме желания приблизить комплекс к Поклонной горе и [сделать так] чтобы это визуально смотрелось красиво, мы [других причин] не видим. Есть ли возможность все-таки оставить доминанту жилую так же, но ее снизить – пусть она будет шире? Но чтобы она <...> не превышала комплекс на Поклонной горе».

Юрий Григорян ответил так: «...я сам не поклонник того, чтобы строить очень высоко. Но нам показалось, что с композиционной точки зрения это будет интереснее, чем толстый низкий домик. Такой вариант мы, конечно, пробовали вначале... Перебрали много вариантов. У меня есть убеждение, что эта башня не испортит городской силуэт. Но, как любая башня, которая появляется в ландшафте, она его, конечно, меняет. Город имеет право принять это или не принять». Сергей Кузнецов со своей стороны остановил дискуссию так: «вопросы архитектурной композиции – это вопросы не к префектуре и не к жителям», и подчеркнул, что высота согласована мэром Москвы Сергеем Собяниным. 

Резюмируя обсуждение, Сергей Кузнецов поблагодарил коллег за поддержку проекта: «... многое здесь было сделано, и, честно говоря, я сам уже интенсивно участвую в этой работе. Должен признаться, что мне, конечно, очень нравится результат, к которому мы пришли. Я считаю, что он по-настоящему смелый, энергичный, – по-хорошему, на мой взгляд, вызывающий, потому что, конечно, многое было сегодня сказано о возможном публичном резонансе. Но, с другой стороны, я могу сказать – ну а что делать, у нас многие проекты получают резонанс, не всегда положительный. Но я хочу сказать, что со временем многие из этих проектов получают и признание и становятся городскими достопримечательностями. Я уверен, что данный проект – из этого ряда, он попадет в историю города. Дай бог ему качественной реализации <...> объект безусловно претендует на важное место в городском ансамбле». 
ТПУ Парк Победы. Анализ формы. Схема перспективы с Кутузовского проспекта (из Москвы)
© АБ Меганом
ТПУ Парк Победы. Схема перспективы с Кутузовского проспекта (из Москвы)
© АБ Меганом
ТПУ Парк Победы. Схема перспективы с Кутузовского проспекта (из Москвы)
© АБ Меганом
ТПУ Парк Победы. Схема перспективы с Кутузовского проспекта (из Москвы)
© АБ Меганом
ТПУ Парк Победы. Схема перспективы с Кутузовского проспекта (из Москвы)
© АБ Меганом
ТПУ Парк Победы. Схема перспективы с Кутузовского проспекта (из Москвы)
© АБ Меганом
ТПУ Парк Победы. Схема перспективы с Кутузовского проспекта (в Москву)
© АБ Меганом
ТПУ Парк Победы. Схема перспективы с Кутузовского проспекта (в Москву).
© АБ Меганом
Архитектор:
Юрий Григорян
Мастерская:
Меганом http://meganom.moscow/
Проект:
ТПУ Парк Победы
Россия, Москва, Кутузовский проспект

2022

27 Июля 2022

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.