Архсовет Москвы – 73

Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Архитектор:
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Мастерская:
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Проект:
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
Россия, Москва, Тверской бульвар 27 строение 6

Авторский коллектив:
Аксенов Максим, Балаганская Светлана, Бекетов Иван, Беляев Всеволод, Болдырева Анастасия, Бунина Анна, Васин Глеб, Востронина Анна, Гарбузов Илья, Дараган Денис, Древаль Александра, Дьяконов Никита, Ермолаев Кузьма, Зарицкая Лидия, Иванова Евгения, Каримова Карина, Карпенко Егор, Кирпичева Дарья, Кобалян Алина, Козлов Кирилл, Котельникова Полина, Кравцова Ксения, Малик Карина, Мордвинцева Елизавета, Морина Юлия, Насырова Ольга, Попов Павел, Равилова Асель, Святодух Кристина, Синявский Никита, Султанов Ренат, Сытник Ольга, Тарасов Иван, Титова Екатерина, Тюрякова Анна, Тютюнник Павел, Федин Антон, Хайков Станислав, Хатламаджиян Григорий, Цицварич Эва, Цицилин Всеволод, Чельцов Иван, Чельцов Лаврентий, Черепанова Анастасия, Штанюк Александр, Яблонская Екатерина

2019 — 1.2022
0 Очередное заседание архитектурного совета Москвы, первое в 2022 году, было посвящено участку в начале Тверского бульвара, дом 27 строение 6, рядом с бывшей Некрасовской библиотекой; от Тверского сквера его отделяет Сытинский переулок.
Участок Тверской бульвар, 27с6, существующее положение, вид сверху
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры

Как напомнил Петр Кудрявцев, авторы, Александр Цимайло и Николай Ляшенко, работают над задачей достаточно давно: частью предварительных проработок стал проект ВосСоздание под кураторством АБ ЦЛП 2 года назад в рамках «Открытого города» (см. наш отчет; тогда участники предлагали разные варианты фасадов и объемов для регенерации исторических зданий). 
 

Михаил Посохин, в свою очередь, напомнил, что проектирование для рассматриваемого участка ведется уже не меньше 25 лет, сравнив заодно представленный проект Цимайло / Ляшенко с покорением Эвереста – в том смысле, что очень хорош. 

Представляя свое предложение, Александр Цимайло подробно остановился на контексте, как окружающей застройке, так и истории сносов. Показал квартал, снесенный в 1977 году на месте Новопушкинского сквера. Акцентировал характер непарадный второстепенный характер фасадов домов по Сытинскому переулку, в том числе и снесенных на месте рассматриваемого участка – более импозантный фасад с башенками был обращен к Тверской улице, а дома, расположенные по адресу 27с6, были совершенно рядовыми двухэтажными постройками периода историзма. В целом застройка здесь была достаточно ранней, и поэтому невысокой – вереницы 2-этажных, в основном, домов с легкими вариациями штукатурного декора.
Застройка района Новопушкинского сквера
Показано на заседании Архсовета, 19.01.2022
Застройка района Новопушкинского сквера
Показано на заседании Архсовета, 19.01.2022

Сейчас на месте снесенного квартала в глубине участка находится здание площадью 732,3 м2, бывший ресторан «Хлопок», довольно давно обнесенный строительным забором. Леонид Кондрашов назвал участок – деградирующим, а проект полностью соответствующим термину «регенерация». Хотя технически проект числится еще и реконструкцией существующего здания. 

Участком владеет компания Capital Group, ей же принадлежит расположенный в том же квартале особняк А.С. Салтыковой, где до недавнего переноса на Бауманскую улицу располагалась Некрасовская библиотека. В бывшей Некрасовке девелоперы, по их словам, планируют разместить «функции, связанные с едой», проще говоря кафе и рестораны. Новое здание, спроектированное АБ ЦЛП, тоже предназначено для ресторанов – впрочем, функция несколько сложнее, здесь планируется проводить мастер-классы, – но все «связано с едой». Несколько раз было подчеркнуто, что здание – полностью общественное пространство. 
Генплан. Новое здание – кровля черным, терраса 3 этажа серым. Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры

В проекте здание 8-ярусное: 4 этажа под землей, 4 этажа над землей. Отступая от юго-западного фасада дома Салтыковой со стороны Большой Бронной – здесь образован въезд-«аппендикс» для пожарной машины, – оно занимает собой весь оставшийся участок. Рядом, тоже с Бронной, устроен въезд в подземную парковку.

Со стороны Сытинского переулка и сквера в месте стыковки с особняком авторы располагают открытую трехмаршевую лестницу, которая ведет во дворик-патио на кровле 3 этажа здания, Ольга Алексакова назвала его «тайной площадью внутри блока».
Фасад по Сытинскому переулку. Справа лестница в патио на кровле 3 этажа. Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры

Часть двора составляет ряд овальных зенитных фонарей, освещающих атриум в диагонально пересекающимися в его пространстве лестницами. Атриум начинается в минус-первом этаже, где также расположены ресторанные столики. С внутренней стороны 3 этажа фонари вписаны в объемную конструкцию потолка волнистой формы, напоминающую, по словам Александра Цимайло, своды Монье – это один из контекстуальных приемов, примененных в проекте. Овалы зенитных фонарей перекликаются с овалом, обведенным в атриуме вокруг лестниц, в них прочитывается линия, результирующая форму арочных окон фасада снесенного дома по Тверскому бульвару: дом сочетал прямоугольные окна с арочными. Эти скругления, по рисунку совпадающие с линиями арок, – еще один контекстуальный мотив, впрочем, один из самых потаенных. 
Световые фонари и «своды Монье» над атриумом, 3 этаж. Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры

Вдоль Сытинского переулка в первом этаже авторы предлагают открытую галерею с ресторанными столиками. Со стороны бульвара – проемы окон опущены до уровня мостовой, но предполагается, что, вероятно, они или их часть будет открываться, позволяя войти также и с бульвара. Было специально подчеркнуто, что первый этаж полностью проницаем для прохода и для глаза; здесь проект предусматривает не отдельные рестораны, а фудкорт с «островами» для раздачи еды. На 2 этаже тоже расположен фудкорт, а на 3 – рестораны подороже. В -1 этаже предусмотрены бар и сцена – здесь пространство больше похоже на клуб. 

Обсуждение коснулось галереи первого этажа, которую не сразу заметили, а заметив – приветствовали, и малой ширины тротуаров переулка. Несколько раз прозвучало предложение сделать Сытинский переулок пешеходным постоянно или хотя бы на выходные, поскольку он и без того время от времени бывает перекрыт. 

Сергей Скуратов, заметив, что весной и осенью проезжая часть Тверского бульвара превращается в слякотную жижу, которая летит от машин не только на пешеходов, но и на фасады, рекомендовал как-то защитить фронт 1 яруса здания с этой стороны, – к примеру, сделав галерею и здесь, и углубив ее уровень ниже тротуара. За галереи, расширение тротуаров и пешеходизацию переулка так или иначе высказались почти все участники обсуждения: Андрей Гнездилов, Ольга Алексакова, Владимир Плоткин, Петр Кудрявцев и другие. Александр Асадов предложил, в том случае, если Сытинский переулок удастся сделать пешеходным, «поменять галереи местами»: убрать вдоль переулка и сделать вдоль бульвара. 

Авторы выдержали разрешенную высотную отметку объема; визуально-ландшафтный анализ показал, что здание не видно практически ниоткуда, во всяком случае его видно не больше, чем были видны здания-предшественники. 
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры

Здесь надо отметить, что Тимур Башкаев настоятельно, вначале в форме вопроса, а затем пожелания, рекомендовал повышать в таких случаях высотность – разрешать большее количество надземных этажей, чем разрешено и реализовано в данном проекте – поскольку морфология окружающей застройки изменилась: предшествующие дома были исключительно фоновыми, а теперь новое здание могло бы стать более акцентным, – уверен архитектор. Леонид Кондрашов, заместитель директора ДКН, напротив, выразил полную удовлетворенность проектом. 

Одно из решений, также обоснованных контекстом – скатная кровля. Авторы сравнивают ее с традиционной фальцевой кровлей по форме и по внешнему виду, особенно в ракурсе, где латунные ламели сливаются в подобие некоей цельной поверхности со скосом. Кровля объединяет 2 этажа, третий и четвертый, в центральной части объема она срезана горизонтально, с трех сторон спускается к краям. 
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры
Вид со стороны Тверского бульвара. Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры

Кровля, точнее говоря оболочка двух верхних этажей – полностью стеклянная с глубоко вынесенными латунными ламелями (так же решены три стены, ограждающие дворик-патио, то есть эта оболочка общая для всех поверхностей верхних ярусов). Как мне показалось, латунная решетка в тех ракурсах, где она не сливается в цельную поверхность, похожа на стропила, не прикрытые кровлей. В то же время вертикальная полоса ламелей образует подобие аттикового яруса над фасадами, которые предполагается облицевать фибробетоном с обобщенным декором полос, обрамляющих окна «в пол». Латунные полоски продолжаются в желобках между модулями окон ради визуального объединения ярусов.
  • zooming
    Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
    © Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры
  • zooming
    Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
    © Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры
 
Решение кровли вызвало достаточно много вопросов, начиная от золотистого цвета, который, по словам Юлия Борисова, более уместен для церковных куполов, – на что Александр Цимайло ответил, что цвет, вероятнее всего, будет не таким ярким, скорее – патинированным металлом.

Особенно проблемным экспертам показалось то, что кровля – полностью стеклянная. Каким образом убирать снег? Подогревать ли стекло? Не испортят ли компактный силуэт кровли впоследствии вентсистемы?

По словам Александра Цимайло, стекло подогревается естественным образом теплом помещения с внутренней стороны, но стекла также можно подогревать «условно говоря, как в автомобиле». Лишнюю воду планируется собирать в желоб, встроенный в ребро перелома кровли от скоса к фасадной плоскости. Владимир Плоткин признался, что по его опыту эксплуатации зданий со стеклянными кровлями снег поначалу чистят, но впоследствии стекло нередко закрывают, и признал решение рискованным. Александр Асадов заметил, что подогревать кровлю не следует, либо имеет смысл делать это очень точечно, так как иначе образуется ледяная корка; с другой стороны, по словам Александра Асадова, спроектированный им конусный стеклянный купол Центризбиркома в Китай-городе эксплуатируется. Сергей Скуратов напомнил, что в ТЦ «Цветной» инженерные системы испортили вид кровли и подробно расспрашивал авторов о крышных чиллерах, проветривании и вентсистемах – по словам Александра Цимайло, «холодная» часть пространства 4 яруса занята вентсистемами и ничего торчать не будет.

В конечном счете все, однако, пришли к выводу, что при сочетании столь хороших авторов и заказчика все технические проблемы должны быть успешно решены, они всего лишь требуют хорошей технической проработки. 
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры

Отдельно, и достаточно много обсуждали рекламные конструкции, места для которых в представленном проекте не просматриваются. Здесь мнения разделились самым радикальным образом: по словам Татьяны Гук, якорные арендаторы имеют право требовать места для внешней рекламы на здании, и будут его требовать. Вадим Греков, напротив, подчеркнул, что само здание с качественным архитектурным обликом может быть отличной рекламой и конструкции в данном случае можно ограничить волевым путем. Его поддержал и Сергей Кузнецов, и Сергей Чобан. По словам Сергея Кузнецова, «должна быть концепция размещения инфо-конструкций», если концепции нет, ничего нигде нельзя будет размещать.
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
© Цимайло, Ляшенко и Партнеры / предоставлено Москомархитектуры

Согласно позиции Сергея Чобана, «...на таких знаковых местах рекламу надо, начиная с определенного уровня, запрещать. Я здесь не вижу никакой рекламы выше первого этажа и тем более на аттике. Иначе здание будет испорчено полностью». По словам архитектора, реклама на здании Тверская, 27с6 должна быть ограничена только первым этажом и только местом между пилонами – Сергей Чобан привел пример Берлина, где размещение рекламы регламентируется, и отметил, что Москва уже «находится на высочайшем уровне, многое достигнуто по упорядочиванию рекламы, и на важных точках можно сделать шаг дальше». 

В остальном проект был принят советом очень доброжелательно – говорилось о высокой планке дизайна, проект назвали элегантным и достойным, тонким и шикарным, поддержали и признали прошедшим совет. Начало строительства запланировано на 2022 год, завершить его планируют в конце 2023.  
Архитектор:
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Мастерская:
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Проект:
Многофункциональный комплекс с реконструкцией здания по адресу Тверской бульвар 27 строение 6
Россия, Москва, Тверской бульвар 27 строение 6

Авторский коллектив:
Аксенов Максим, Балаганская Светлана, Бекетов Иван, Беляев Всеволод, Болдырева Анастасия, Бунина Анна, Васин Глеб, Востронина Анна, Гарбузов Илья, Дараган Денис, Древаль Александра, Дьяконов Никита, Ермолаев Кузьма, Зарицкая Лидия, Иванова Евгения, Каримова Карина, Карпенко Егор, Кирпичева Дарья, Кобалян Алина, Козлов Кирилл, Котельникова Полина, Кравцова Ксения, Малик Карина, Мордвинцева Елизавета, Морина Юлия, Насырова Ольга, Попов Павел, Равилова Асель, Святодух Кристина, Синявский Никита, Султанов Ренат, Сытник Ольга, Тарасов Иван, Титова Екатерина, Тюрякова Анна, Тютюнник Павел, Федин Антон, Хайков Станислав, Хатламаджиян Григорий, Цицварич Эва, Цицилин Всеволод, Чельцов Иван, Чельцов Лаврентий, Черепанова Анастасия, Штанюк Александр, Яблонская Екатерина

2019 — 1.2022

19 Января 2022

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Технологии и материалы
Больше стекла: окна РЕХАУ в загородных домах
Оконная и дверная индустрия кажется консервативной в плане дизайна, но на самом деле изменения, которые произошли с ней в последние годы, значительны. Анализируем тренды на проектах выставки Open Village, индикатора всего самого популярного в мире частного домостроения.
Карусель для авиаторов
Для обновленного Парка Авиаторов в Петербурге компания «Новые горизонты» спроектировала и построила игровой комплекс «Карусель». Яркий объект с двумя ярусами маркирует главную событийную площадь парка, а детям предлагает разнообразные сценарии игры на разной высоте.
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Сейчас на главной
Тихое обаяние роскоши
В Москве интенсивно развивается не только высотное строительство, но и типология клубных домов: в каждом новые сюжеты и решения. Вот и «Обыденский № 1», спроектированный Blank Architects в продолжение традиций остоженской «Золотой мили» – как сумма исторической и современной контекстуально-клубной архитектуры, предлагает сплав разных видов жилья, способов общения с городом и типов декора. Между тем его главная ценность – пастораль тишины и камерность в контексте новой версии «московского дворика».
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
Урбанистический катализатор
Модернистское офисное здание в 1960-е изменило характер амстердамской промзоны, а теперь превратилось в корпус студенческого жилья и вновь оживило свой район. Авторы реконструкции – Studioninedots.
Космос в матрешке
Школа креативных индустрий в Воронеже заняла необычное здание в форме матрешки. Авторы интерьерной концепции постарались сделать пространство функциональным, а также добавили связь с историей города: первый общественный этаж украшает мозаика и горельеф на космическую тему, которые в том или ином виде удалось спасти из снесенного ДК 50-летия Октября.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
Пресса: Место под солнцем: как архитекторы «Студии 44» находят...
Архитекторы из «Студии 44» Антон Яр-Скрябин, Евгений Новосадюк, Иван Кожин и Илья Сабанцев рассказали о новом поколении архитекторов, о проектах, которые уже сейчас формируют облик современных российских (и не только) городов, а также о том, как молодому архитектору найти свое место под солнцем.
Опыт, чувства и баланс
Бюро GAFA подготовило проект благоустройства «Дом Дау» – нового полностью жилого небоскреба в Москва-Сити. Вызовом стала компактная площадь дворов и «портрет» будущего жильца: архитекторы предлагают ему практику созерцания и замедления, обращаясь как к традиционным ландшафтным средствам, так и новым, способным удивить. Например, кинетическим скульптурам.
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Карельский лабиринт
Лабиринт-квест на территории музея «Карельский дом в Чашково» привлекает внимание посетителей и работает как продолжение экспозиции: для его создания архитекторы использовали национальные орнаменты и элементы традиционного зодчества.
Чайка серебристая
Реконструкция здания ресторана на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде, по сути, окончательно утвердила название этого объекта. Даже если ресторану присвоят иное официальное наименование, все равно это – «серебристая чайка» – достаточно посмотреть на него и вспомнить историю места.
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.