Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко
Пулковские высоты – место с потенциалом идеального пригорода для жизни. КАД и ЗСД позволяют относительно быстро добраться до любой точки города, рядом аэропорт и новая трасса на Москву, а с другой стороны медали – многочисленные парки и дворцы Пушкина и Павловска. В одной точке, таким образом, доступны как городские блага, так и природные, помноженные на концентрированную петербургскую идентичность, исходящую от дворцовых резиденций.
То, что сейчас строится – архитектура хоть и малоэтажная, но хрестоматийная, ничего не сообщающая о духе места. Зато от других новостроек ее выгодно отличает рациональная инфраструктура. Одновременно с жильем девелопер развивает офисный и спортивный кластеры, строятся две школы, и уже сдан детский сад – нетиповое здание, построенное по проекту и под авторским надзором архитектурного бюро «А.Лен».
ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Заказчик предоставил архитекторам полную творческую свободу, но в рамках весьма ограниченного бюджета – детский сад после реализации передавали на баланс городу. Вторая очевидная сложность – жесткие нормативы, соблюдение которых оставляет намного меньше возможностей для той самой творческой свободы. Бюро «А.Лен», однако, удалось найти запоминающийся образ, отвечающий контексту и реализуемый в пределах выделенного бюджета .
ГБДОУ № 47 Пушкинского района Санкт-Петербурга
© Архитектурное бюро «А.Лен»
Учреждение рассчитано на 140 детей от полутора до семи лет. Здание традиционно располагается в центре квартала, окружено пятиэтажными корпусами. В выступающей части находятся общие зоны – небольшой бассейн, музыкальный и спортивный залы, а в длинной – помещения групп со спальнями, столовыми и игровыми комнатами. Блоки групп – всего их шесть – легко считываются благодаря ярким вставкам на фасаде. Для лучшей навигации архитекторы предлагали подвести к входу каждой группы свою цветную дорожку, но эта идея так и не была реализована.
Главная особенность здания – нерегулярная сетка окон. Такое решение не типично для социальных объектов, у которых фасады формируются планировкой помещений, жестко зарегулированных нормативами. Однако, найдя идею, архитекторы с помощью программ расчета норм инсоляции и коэффициента естественного освещения «двигали» и расширяли окна до тех пор, пока не пришли к оптимальной конфигурации. Простые прямоугольные объемы сразу получили нужное звучание и множество ассоциаций, среди которых есть близкие как детям – есть сходство с дырками в сыре, так и взрослым – россыпь разного размера окон, к примеру, напоминает капеллу Нотр-Дам-дю-О. Так что архитектура, понятная детям, ненавязчиво знакомит их с классическими приемами модернизма.
Заведующая детским садом Ангелика Майорова рассказывает, что дизайн пришелся по душе и детям, и персоналу: света достаточно, а оригинальная конфигурация и безопасная конструкция позволяют задействовать окна в сезонном оформлении групп и включать их в игровые сценарии.
Второй важный сюжет – это цвет. В первых вариантах эскизов архитектурное бюро «А.Лен» предлагало фактуру более насыщенную – с акцентами в виде ярких полосок вместо монохромных цветных пятен. Отзвук этого решения остался в виде разноцветных ограждений входных групп. Затем появились выступающие окна-телевизоры с контрастными рамами. Итоговый же вариант – по-мондриановски лаконичный, ничто не отвлекает внимания от танца больших и маленьких окошек. Любопытно представлять, как воспитанники выбирают вид и окно по душе – смотреть в них можно стоя, сидя и даже, наверное, лежа, вдохновляясь на игру в шпионов или на создание наблюдательного пункта для высматривания пиратского корабля.
Разноцветные фасады с асимметричными окнами, помимо поднятия настроения, берут на себя несколько более прагматичных функций: детям и взрослым легко идентифицировать свою группу, складывается образ, соответствующий дошкольному учреждению, а композиция и пропорции, отпечатываясь в подсознании, воспитывают у детей вкус к архитектуре. На фоне типовых домиков с ровными рядами окон садик смотрится как противопоставление взрослого и детского мира: зарегулированная социальными нормами жизнь – против пока еще непосредственных эмоциональных проявлений.