English version

«Пантеон» из QR-кодов поработает для «Зарядья»

Мы рассмотрели новый павильон и побеседовали с Сергеем Кузнецовым, автором идеи его воспроизведения на новом месте и в новом качестве.

mainImg
Вчера состоялось открытие информационного павильона, посвященного проекту парка «Зарядье». Решение вполне логичное: рядом с Васильевским спуском теперь появился если не фрагмент будущего парка, то, во всяком случае, его представитель. Между тем новый павильон – не какой-нибудь стандартный информкиоск: усилиями архитекторов бюро SPEECH здесь восстановлена копия центральной части интерьера павильона России на венецианской биеннале 2012 года.

Венецианский павильон 2012 года, вызвавший бурное обсуждение и разнообразные отклики, но замеченный абсолютно всеми (к слову, он получил special mention от венецианской биеннале), представлял собой удивительный гибрид классической архитектурной темы и современных технологий: в его центральной части из светящихся металлических квадратов в QR-кодами был сложен совершеннейший Пантеон. Сказать точнее, геометрически обобщенный образ Пантеона, очищенный от колонн и эдикул εἶδος римского шедевра.

Вот эту-то купольную сердцевину венецианской экспозиции сейчас удалось воспроизвести (точно, в масштабе один к одному) в Зарядье, наполнив ее QR-коды новым содержанием: в 2012 Венеции показывали проекты иннограда Сколково, сейчас четырнадцать разделов посвящены конкурсным проектам парка Зарядье и истории района, а одна, пятнадцатая, рассказывает о воссозданном павильоне и его авторах. Воспроизведенный павильон, таким образом, тоже, и совершенно справедливо, стал частью экспозиции.
Информационный павильон парка «Зарядье»
© Илья Иванов
Информационный павильон парка «Зарядье»
© Илья Иванов
Информационный павильон парка «Зарядье»
© Илья Иванов
Информационный павильон парка «Зарядье»
© Илья Иванов
Информационный павильон парка «Зарядье»
© Илья Иванов
Информационный павильон парка «Зарядье»
© Илья Иванов

Все так и выглядит – снаружи цифровой «Пантеон», как ценный экспонат, окружен ступенчатым стеклянно-металлическим чехлом, немного похожим на купол Рейхстага, – современной полупрозрачной конструкцией, поддержанной изнутри мощными металлическими ребрами.
Информационный павильон парка «Зарядье»
© Илья Иванов
Информационный павильон парка «Зарядье»
© Илья Иванов

Внешняя оболочка значительно отступает от стен внутреннего, «венецианского» зала, – получается просторный круговой обход, который служит вторым выставочным залом (такого в Венеции не было). На внутренних стенах вкратце, в картинках рассказана история Зарядья, на внешнюю же стену наклеена полупрозрачная пленка, изображающая парк, спроектированный командой Diller&Scofidio. Подсвеченная  солнечным светом картинка выглядит почти как живая (особенно если смотреть из самого центра, через одну из трех дверей) – и вступает в точно просчитанную игру с реальным окружением: над изображением храма Василия Блаженного, через полосу стекла видны купола и башни настоящего собора, нарисованные деревья продолжаются ветками живых, на дальнем плане – некоторую сюрреалистичность сопоставлению придает тот факт, что половина нарисованного парка зимняя, половина летняя, а снаружи весна. В павильон стоит зайти хотя бы для того, чтобы прочувствовать эту игру смыслов, наложенных друг на друга наподобие кожуры лука. Снаружи, к слову, игра отражений продолжается: блестящее окружение этому способствует, и стеклянные грани отражают то собор, то церковь Варвары, то башню, то фотографию.
Информационный павильон парка «Зарядье»
© Илья Иванов
Информационный павильон парка «Зарядье»
© Илья Иванов
Информационный павильон парка «Зарядье»
© Илья Иванов
Информационный павильон парка «Зарядье»
© Илья Иванов
Информационный павильон парка «Зарядье»
© Илья Иванов

Перед павильоном разбит небольшой сквер с клумбами и скамейками, поддерживающий эффект «начавшегося парка» присутствует вполне.

Павильон запланирован как временное сооружение, но на его открытии Сергей Кузнецов выразил надежду на то, что, возможно, его архитектура впишется в будущий парк и останется в нем. Мы задали Сергею Кузнецову, автору идеи восстановления венецианского павильона в рамках «Зарядья», несколько вопросов.
***
Сергей Кузнецов,
главный архитектор Москвы:
Сергей Кузнецов на открытии павильона в Зарядье. Фотография Ю.Тарабариной

– Как родилась идея воспроизведения венецианского павильона 2012 года? Почему именно здесь и сейчас?

– Идея пришла мне в голову, когда я в 2013 году, празднуя свой день рождения в Венеции (я вообще стараюсь на день рождения оказаться в Венеции) рисовал купола Сан-Марко. Они очень выразительны; тогда я подумал, что такая форма будет хорошо читаться в Зарядье. У купола есть хорошая особенность: он не спорит с окружением. По отношению к внешнему пространству купол универсален, а внутри драматичен… Я продолжил работать с этой идеей и вскоре пришел к выводу, что если поместить один купол внутрь другого, как это сделал Брунеллески в Санта-Мария дель Фиоре, получится интересно. От идеи до реализации прошло примерно полгода.

Над первым павильоном 2012 года, как известно, работала относительно большая команда, я был лишь ее частью: сокуратором и соавтором венецианского павильона. Тогда идейным вдохновителем был Сергей Чобан; Григорий Ревзин, Константин Чернозатонский – там участвовали многие люди, которым надо сказать спасибо за то, что это пространство вообще родилось.

Ну а воспроизвести павильон именно здесь предложил я, так как на данном этапе являюсь ответственным за реализацию парка «Зарядье».

– Не будет ли классичная идея купола противоречить модернистскому замыслу парка от Дилер&Скорфидио?

– Мне кажется, этот купол – абсолютно современное произведение. Я считаю, что современная архитектура в ее лучших образцах несет на себе след классики.

– Не смущает ли Вас, как соавтора первого павильона, сам факт повторения, клонирования павильона?


– Мы всячески подчеркиваем историю проекта и преемственность с павильоном 2012 года. Один из пятнадцати информационных разделов здесь посвящен венецианскому павильону. Я бы даже сказал, что мы делаем из истории успеха российского павильона на биеннале историю успеха парка «Зарядье». По-моему правильно, когда история накапливается слоями – как в Риме.

В принципе я оцениваю воспроизведение венецианского павильона как его перенос из Венеции в Москву. В противном случае он сохранился бы только на фотографиях и в литературе, но увидеть его воочию было бы нельзя. Его можно поставить  один ряд с Монреальским павильоном, «Рабочим и колхозницей»… Теперь вот – мы воссоздали венецианский павильон 2012 года.

– Как Вы, соавтор павильона и автор идеи его воспроизведения, отнеслись бы к его последующим копиям? Одна, сделанная сейчас, реплика предполагает дальнейшие воспроизведения или нет?

– В теории можно поставить еще одного «Рабочего и колхозницу» рядом с уже существующей скульптурой, и штамповать их дальше, чего впрочем никто не делает, потому что это бессмысленно. Здесь то же самое. Для меня это штучное воспроизведение вполне определенного произведения. Произведения, которое вполне можно назвать оригинальным, потому что все авторы здравствуют, они участвовали в его воссоздании. Мы можем где-то, если понадобится, по-другому использовать QR-коды, но сам купол – уникальное художественное произведение, оно не может быть повторено. Просто какое-то время оно находилось в другой стране, а теперь будет стоять у нас.

***
Справка:
Международный конкурс на разработку ландшафтно-архитектурной концепции парка «Зарядье» завершился в ноябре 2013 года. Победителем конкурса стал консорциум во главе с компанией Diller Scofidio + Renfro (США), в состав которого также вошли ландшафтные архитекторы Нargreaves Associates (США) и российские урбанисты Citymakers (Россия–Дания).

Информационный павильон, в котором можно как узнать подробности о проекте парка «Зарядье», так и воочию увидеть часть главную интерьера венецианского павильона 2012 года, открыт по будням с 11:00 до 20:00, по выходным с 10:00 до 19:00.

 

Поставщики, технологии

30 Апреля 2014

СПИЧ: другие проекты
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Филевский Колизей
Центральная часть МФК «Фили Град», построенная архитекторами SPEECH – пример работы с крупной формой и большой плотностью. То и другое удалось подчинить лаконичной замкнутой форме и жесткой структуре линий: они ритмизуют масштаб математически-рационально, предъявляя его городу как своего рода формулу.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Путь завода
На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Пресса: Десятилетка пустыря
В ноябре 2004 года состоялся первый конкурс, посвященный площадке в Зарядье. На тот момент в гостинице «Россия» еще жили постояльцы, но судьба здания была уже решена. С тех пор вот уже десять лет никто не может с уверенностью сказать, когда исчезнет гигантский пустырь у стен Кремля. Открыть новый парк обещали в сентябре 2017 года, но это было еще до операции «Крымнаш», санкций и обвала рубля.
Пресса: Вторая молодость Варварки
Итоги конкурса на проектирование и строительство парка на месте гостиницы «Россия» в Зарядье подведут в конце сентября, сообщил вчера на пресс-конференции заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
Пресса: Зазаборье. Пустырь около Кремля
В Зарядье стоит забор. Он существует так долго, что впору уже переименовывать эту территорию в Зазаборье. Московские дети, родившиеся при заборе и никогда не видавшие на этом месте ничего, кроме забора, скоро пойдут в четвертый класс.
Пресса: Инфопавильон парка «Зарядье» запустил собственное...
Теперь виртуальную выставку, посвященную будущему парку, можно не просто просмотреть, используя выданный на входе в павильон планшет, но и воспользоваться собственным, на котором информацию можно «унести» домой.
Пресса: Московские международные
В последние полтора года в столице по инициативе ныне действующего руководства Москомархитектуры было организовано более двадцати творческих конкурсов на проектирование знаковых сооружений и целых фрагментов городской среды. Впервые за восемьдесят лет в формирование архитектурной летописи Москвы активно включились десятки проектных бюро всего мира. По количеству задействованных зарубежных специалистов и по географическому разбросу стран, где они живут и работают, явно установлен абсолютный рекорд. Не претендуя на полное раскрытие темы – для этого понадобилась бы объемистая монография! – ограничимся коротким рассказом о самом главном.
Пресса: В Берлине открылась архитектурная выставка «Новая...
В Берлине открылась архитектурная выставка «Новая Москва» - она должна показать европейцам, как изменилась градостроительная политика российской столицы всего на двух примерах. Это парк «Зарядье» и Центр современного искусства на Ходынском поле - два еще не реализованных проекта, концепции которых отбирались на конкурсной основе с привлечением архитекторов со всего мира.
Пресса: Зарядье и злоключения добродетели
Зарядье — «знаковая территория» у стен Кремля и кладбище нереализованных амбиций. Как новый проект соотносится с историческим опытом и современным состоянием города и является ли парк абсолютным общественным благом?
Пресса: Парк в Зарядье: архитектор Элизабет Диллер о траве,...
Месяц назад бюро Diller Scofidio + Renfro победило в конкурсе на создание парка «Зарядье» у Кремля. В их смелом проекте есть климат-контроль, стеклянный купол и ледяная пещера. «Город» узнал у партнера бюро Элизабет Диллер, как будет устроен новый парк и не боится ли она, что ничего не получится.
Пресса: Зарядье не станет «болотным»
Участники международного консорциума, победившего в конкурсе, уточнили свои предложения по созданию парковой зоны на месте Зарядья.
Пресса: "Зарядье" должно работать 24 часа в сутки семь дней...
Победителем международного конкурса на ландшафтно-архитектурную концепцию парка "Зарядье" стала интернациональная команда Diller Scofidio + Renfro. О том, каким будет будущий парк, что вдохновило архитекторов на его создание, а также какие технологии будут применять при строительстве зоны отдыха, в интервью M24.ru рассказали представители компании-победителя.
Пресса: Будет город-сад: как центр Москвы становится одной...
Ключевыми словами в градостроительной политике сейчас являются «парк», «сквер» и «пешеходная зона». РБК daily узнала у архитекторов, чиновников и градоохранителей о плюсах и минусах этой политики и попросила прокомментировать самые спорные архитектурные проекты последнего времени.
Пресса: Духовные скрепы Зарядья
Реакция представителей «Архнадзора» после объявления результатов конкурса на парк в Зарядье — повод еще раз подумать о том, какую роль в решении архитектурных и градостроительных вопросов играют представители общественных организаций, занимающихся защитой исторического наследия. Собственно, и до Зарядья все знали, что градозащитники не любят современную архитектуру, но сейчас, пожалуй, мы впервые столкнулись с этим феноменом в такой «чистой», бесспорной ситуации.
Пресса: «400 ошибок», которые не останавливают иностранных...
В журналистике есть одно действенное правило успеха — правило больших цифр и известных имен. Работает оно безотказно: заметка в считаные минуты разносится по интернету. У конкурса на концепцию парка «Зарядье», который должен появиться у стен Кремля, с правилом успеха все в порядке.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Зарядное устройство
9 сентября в день 870-летия Москвы состоялось открытие парка «Зарядье», построенного по проекту архитекторов Diller Scofidio + Renfro около Кремля.
Чарльз Ренфро: «Мы хотели создать парк, где одновременно...
Архитекторы Diller Scofidio + Renfro и Hargreaves Associates, которые совместно с Citymakers входят в консорциум по разработке архитектурной и ландшафтной концепции парка «Зарядье», рассказали Архи.ру о создании, трансформации и реализации этого ключевого для Москвы проекта.
Парк истории Зарядья
Вера Бутко и Антон Надточий, участники консорциума MVRDV, рассказывают о проекте, который занял третье место в конкурсе на парк «Зарядье»: о своих впечатлениях от совместной работы с Вини Маасом, а также о том, каким был его первоначальный замысел.
«Храм высоких технологий»
В Венеции завершается 13-я архитектурная биеннале. В этом году выставка в павильоне России i-city удостоилась не только специальной премии жюри, но и пристального внимания зарубежной прессы. Публикуем обзор самых интересных публикаций.
Награда за идею
На XIII архитектурной биеннале в Венеции вручены знаменитые «Золотые львы» – призы лучшим участникам. Премию получил и павильон России.
Парк и его производные
26 марта в архитектурно-строительном центре «Дом на Брестской» открылась выставка проектов нового общественного пространства в Зарядье. Всего в экспозиции представлено 118 работ, принятых к рассмотрению в рамках проведения конкурса на разработку концепции развития общественного пространства на месте бывшей гостиницы «Россия».
Зарядье: парк, концертный зал, реконструкция?
Предлагаем Вашему вниманию рассказ об обсуждении судьбы московского Зарядья, которое состоялось на «Стрелке» 14 февраля. Три автора по просьбе редакции Архи.ру послушали и записали мнения экспертов, участвовавших в обсуждении.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.