Зарядье: парк, концертный зал, реконструкция?

Предлагаем Вашему вниманию рассказ об обсуждении судьбы московского Зарядья, которое состоялось на «Стрелке» 14 февраля. Три автора по просьбе редакции Архи.ру послушали и записали мнения экспертов, участвовавших в обсуждении.

mainImg
Открытое экспертное заседание, состоявшееся 14 февраля в помещении института «Стрелка», было организовано компанией State Development, которая в ещё ноябре прошедшего 2011 года предлагала правительству Москвы проект превращения территории Зарядья с прилегающими улицами в парк. В обсуждении участвовали один из самых известных экспертов по московскому градостроительству Михаил Блинкин, архкритик Елена Гонсалес, несколько координаторов движения «Архнадзор», представители нынешних «обитателей» Зарядья – церквей и музеев, и несколько архитекторов. Впрочем, приглашенные на заседание известные московские архитекторы в дискуссию не вступали и мнения не высказывали.

Ведущим заседания был Николай Палажченко, арт-директор центра современного искусства «Винзавод». Он обозначил тему обсуждения как вопрос «не только архитектурный» – «...меня поразило решение премьер-министра Путина о строительстве парковой зоны, поскольку не было с времен строительства ХХС большего по масштабу архитектурного и градообразующего решения». Палажченко сразу обозначил болевые точки: хотя конкурс и объявлен, по сути конкурса нет. Стоит ли возрождать на этом что-то более или менее историческое, тоже не очень ясно. А главное, по его убеждению – это поступить в данной ситуации так, «чтобы у наших потомков не возникло желание снести это уродливое безобразие и построить что-то новое».
zooming
Фотографию предоставил Пётр Мирошник
Павел Куприянов (слева) и Николай Палажченко (справа). Фотография Ларисы Талис

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин заявил о своем желании добиваться организации международного конкурса на лучшие концепции и проекты устройства Зарядья, и намерен инициировать слушания в Общественной Палате РФ.

Михаил Блинкин считает, что ни концертный зал на 1500 мест, ни парковку в Зарядье строить не следует. «Концертный зал это сумасшедший дом. Надо выбирать, либо комфортная пешеходная зона, либо концертный зал». Можно было бы построить камерный зал на 100 мест, однако сейчас речь идет именно о большом зале, масштаба ГЦКЗ («Дворца съездов») в Кремле. Впрочем, кремлевский концертный зал тоже следовало бы убрать – продолжил Блинкин, подчеркнув, правда, что это последнее – его исключительно личное мнение как старого москвича.

Александр Можаев, архитектор-реставратор, краевед и координатор Архнадзора:
«Идея парка появилась 6 лет назад. Впрочем, все это время единственным вариантом оставался проект Фостера. В ноябре прошлого года «Стейт-Девелопмент» представил мэрии проект парка и вдруг (20 января – Архи.ру) сверху была спущена инициатива о строительстве парка с концертным залом. Однако хочется, чтобы было обсуждение, а не только инициатива, спущенная сверху. Хотелось бы, чтобы различные эксперты высказались для прояснения сути данного места».
Александр Можаев рассказал, что, возможно, в ближайшее время будет организована конференция, посвященная истории Зарядья и его будущему. Он напомнил, что в 1940-е годы многие постройки этого района были снесены безвозвратно и без исследований. По словам Можаева, архитекторов, желающих восстановить исторический облик Зарядья, много, «однако общего решения нет». Во всяком случае – сказал он, было бы интересно сохранить в этом месте историческую планировку, возможно, включив ее в состав парка.
Наталья Самовер. Фотография Ларисы Талис, 2012

Наталья Самовер, координатор Архнадзора:
«Я опасаюсь, что процесс архитектурного конкурса может быть непрозрачным. Зарядье не то место, где можно делать как всегда. У нас есть шанс избежать стыда за снос и порчу нынешнего Зарядья. Правительство Москвы не до конца осознало, что ТЗ в таких случаях должны писать не чиновники, а москвичи. Ответственность за проект нового Зарядья несут нынешние москвичи».
[записала Анна Кочерова]

Пётр Мирошник, культуролог, координатор Архнадзора: «Проектирование парка в Зарядье, творческий конкурс, объявленный по этому поводу, актуализирует худшие опасения и заставляет вспомнить уже реализованные в последние годы проекты общественных пространств в центре города, такие, как комплекс на Манежной площади и нереализованные, вроде депозитария музеев Кремля». Пётр Мирошник настаивает на необходимости дополнительного обсуждения темы экспертами и составления четкого технического задания, в котором территория Зарядья была бы рассмотрена как живой организм, а не «двухмерный кусочек зеленой заливки», как это представлено на планшетах, предоставленных Москомархитектурой сегодняшним конкурсантам.
zooming
© Москомархитектура

Он предложил такую последовательность действий: еще до начала проектирования разобрать забор и привести в порядок зеленые территории за ним. Затем пересмотреть охранные зоны памятников Зарядья – причем не в сторону уменьшения как предлагает замороженный сейчас генплан, а, наоборот, в сторону увеличения, точнее включить туда: «исторические владения, территории археологических памятников и территории памятников, которые могут быть воссозданы». Затем Мирошник предлагает сделать новый ландшафтно-визуальный анализ территории Зарядья и продумать способы, которыми можно было бы связать ее с городом и рекой. Сохранившийся от «России» стилобат он предлагает разобрать окончательно, а бункер, оставшийся от проекта высотки ниже стилобата, изучить (бункер бетонный и разобрать его будет сложно, но пока что о нем мало известно, но кажется, он принадлежит ФСО). Итогом должно стать появление в этом месте парковой публики: мам с колясками, пенсинеров и молодежи. А для лучшего результата Пётр Мирошник предложил выселить военную часть из Воспитательного дома, чиновников – из закрытых кварталов Китай-города, и открыть Кремль.
[записала Лариса Талис]

Архитектор и координатор Архнадзора Роман Цеханский считает, что все напрасно боятся говорить о воссоздании памятников архитектуры на территории Зарядья. Его команда готовит для объявленного 1 февраля конкурса проект воссоздания исторического района. В то же время, по словам Романа, идея парка ему очень близка («это место не должно быть массово застроено»). Архитекторы предлагают разбить территорию Зарядья на «верхнюю» и «нижнюю» террасы. Перепад высот между ними составит 16,5 метров. Восстановить церкви, например церковь «Николы Мокрого», восстановить стену Китай-города вдоль Москворецкой набережной (заодно стена загородит от глаз бесконечные пробки на набережной). По верху стены будут прогуливаться пешеходы, а в башенках можно расположить музей и кафе. Вероятно, проект команды Цеханского в скором времени будет опубликован в интернет-изданиях – заключил он.

Архитектор и теоретик Марк Гурари вернулся в теме волюнтаристского решения о Зарядье: «Что может испортить данный объект и пространство? Убежденность мэра и главного архитектора, что можно самостоятельно без обсуждения что-то взять и реализовать. Поскольку ничего не ясно, а время идет, то профессиональные архитекторы вряд ли возьмутся за непонятный конкурс. Я бы предложил разбить его на этапы. Первый этап: конкурс идей – подлинно массовое мероприятие, пусть на листочке бумаги или на словах объяснить, донести концепцию того, что мы хотим видеть на этой территории. Второй этап: иметь четко разработанную концепцию данного пространства и с ней в виде петиции обращаться к власти, мэру, президенту».
[записала Анна Кочерова]

Археолог Мария Молошникова рассказала о собственных исследованиях на территории Зарядья, об истории его раскопок и о его еще не изученных археологических слоях. Сейчас под бывшей гостиницей «Россия», весь культурный слой уничтожен. Но на прилегающих к ее котловану землях и в местах где нет коммуникаций, по данным фрагментарных раскопок 2006–2007 годов – сохранился богатейший культурный слой глубиной до 5-6 метров. Эти недавние раскопки в Зарядье обнаружили остатки деревянных усадеб, водоотводных каналов, огромное количество бытовой утвари, изразцов и монет. Под храмом Великомученицы Варвары найден белокаменный подклет церкви, построенный Алевизом Фрязиным в начале XVI века. Такой сохранности культурного слоя, как в Зарядье, в других местах в Москве уже не осталось. Так что работы у археологов много.

На вопрос из зала – сколько по времени займет археологическое исследование? –
Мария Молошникова ответила, что там, где будет парк, культурный слой можно не трогать. Раскопки надо вести в местах, будущего строительства и подземных парковок. В среднем раскопки участка площадью 100 кв. м длятся 3 месяца.
Итогом выступления стали рекомендации дополнить парк археологическими памятниками. «Это могут быть видовые археологические колодцы, законсервированные остатки фундаментов, стен, дренажных систем, каналов».

Архитектурный критик Елена Гонсалес, подняла важный вопрос: а почему именно парк? По словам Елены Гонсалес, парк – вовсе не самоочевидное решение. «Надо понимать, что объект находится в структуре города и исторически там были жилые кварталы, храмы… гостиница в конце концов… Необходимо найти истинное предназначение территории, провести для этого исследование, а уже потом принимать решение». Елена Гонсалес уточнила, что она не против парка как такового, а против скоропалительных волевых решений, не основанных на предварительном анализе территории. На днях журнал «Проект Россия» провел в Фейсбуке голосование; голоса распределились один к двум: 150 человек высказались за парк, и около 70 – за городской квартал с небольшим парком.

Елена Гонсалес также предложила включить тему Зарядья в программу Московской архитектурной биеннале: «В этом году московская биеннале будет работать под девизом «Идентичность». Идентичность это выражение нашего бытия через архитектуру.
У нас нет Русского проекта! Зарядье – это замечательное место, которому можно дать имя «Русский проект». В этом проекте могли бы аккумулироваться мнения горожан и архитекторов».
[записала Лариса Талис]

Павел Куприянов, социальный антрополог и исследователь Зарядья, перешел от археологии к этнографии. Он рассказал о проведенном опросе бывших жителей Зарядья. Старожилы назвали это место, скорее, заповедным, чем пространством для жизни. Зарядье для них не существовало, они даже не очень понимают, где проходят границы этого района. Принимая во внимание то, что возможен и проект восстановления на территории Зарядья существовавшей ранее застройки и планировки, Куприянов подчеркнул, что не хотелось бы видеть там раскрашенные «лубочные» домики, улицы-музеи вместо нормального городского пространства.
Куприянов предложил найти компромисс между музейным и культурным пространством. Один – для жителей, как место встреч, прогулок, отдыха, второй – как туристическое место с видовыми архитектурными точками, музейными экспонатами и так далее. Важна также проницаемость пространства, его взаимосвязь с окружающими пространствами: «надо убрать заборы и перегородки».

Галина Шуцкая, заведующая музеем «Палаты бояр Романовых», отметила, что в настоящее время на исторической территории Зарядья существуют два музея. Она считает, что музейную тему в Зарядье необходимо развивать, пригласив к дискуссии держателей памятников. Также она обратила внимание на нынешнее положение дел в Зарядье. Это – отсутствие сквозных проездов, перекрытые территории, движение транспортных и людских потоков исключительно по Варварке. Галина Константиновна скептически оценила перспективы переноса в будущий парк концертов с Васильевского спуска и Красной площади: это может нарушить камерность парка, к тому же после концертов придется убирать мусор… Она отметила, что все это тоже необходимо учесть в техническом задании при проектировании на территории Зарядья. Живой парк сделать сложнее, чем построить здание.
[записал Игорь Шумаков]
Протоиерей Вячеслав Шестаков. Фотография Ларисы Талис

Протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье, напомнил о духовности этого места, об уникальной плотности церквей, в которых уже 20 лет идут богослужения. Однако прихожан немного, а из-за машин и людей, еще недавно приходивших на концерты в гостиницу «Россия», верующим было не удобно добираться до храмов. «Нам бы не хотелось возвращаться к подобной ситуации. Вести службу вести в условиях пробок и скопления людей невозможно: молящихся отвлекают гудки, свет фар. Однако это место – святое, у него несомненно существует духовная доминанта». Протоиерей коснулся и темы воссоздания утраченных храмов; в частности, церкви Николы Мокрого – когда-то это была одна из самых известных церквей Зарядья на Великой улице, сейчас на ее месте стилобат гостиницы «Россия».
[записала Анна Кочерова]

Резюмируя сказанное, напомним, что 20 января премьер Путин предложил мэру Москвы Собянину «подумать над созданием парка» на месте снесенной гостиницы «Россия». Первого февраля Москомархитектура объявила открытый творческий конкурс на разработку концепции развития этой территории. Открытый конкурс должен завершиться 15 марта, в марте же планируется устроить итоговую выставку работ. Впрочем, состав жюри еще не определен, срок для разработки творческой концепции назначен очень маленький (остался ровно месяц), и у прессы практически сразу же возникло предположение, что конкурс – конкурсом, а выиграет в итоге тот, кто давно работает надо этим участком, то есть Михаил Посохин и «Моспроект-2». Тем более что он поддержал идею создания парка буквально в тот же день, когда ее высказал премьер-министр. Даже удивительно, что имя Михаила Посохина в обсуждении ни разу не было упомянуто.

Как несложно было заметить, лейтмотивом состоявшегося разговора стала скоропалительность и волюнтаризм очередного решения, принятого властью в отношении Москвы. Все сошлись во мнении, что судьбу такой важной во всех смыслах территории, как Зарядье, нельзя решать в спешке, без исследований и без общественного обсуждения. Все также оказались солидарны в критическом отношении к слишком внезапному и не снабженному информацией творческому конкурсу, объявленному Москомархитектурой. Дальше позиции участников обсуждения, как это несложно заметит, расходятся. Михаил Блинкин выступает за то, чтобы район всячески разгрузить (не строить ни парковки, ни большого концертного зала), координаторы Архнадзора – за открытость информации и дальнейшее изучение района. А те, кто сейчас каждый работает при огороженном заборами фундаменте гостиницы – музейщики и церковь – хотят покоя, опасаются шума, мусора и толп людей, приходящих на концерты.

Однако экспертов вновь не спросили, и эксперты опять высказывают свои мнения на необязательной встрече, не слишком надеясь, что их услышат. Услышат ли специалистов на этот раз – покажет время… Хотя несложно заметить, что эти слова: «покажет время» – стали традиционной концовкой для наших современных новостей.

16 Февраля 2012

Пресса: Что будет на месте «России»
В институте «Стрелка» прошло экспертное заседание «Будущее Зарядья: парк для города» о том, что можно сделать с территорией, где раньше стояла гостиница «Россия», а сейчас — забор и пустырь. В январе 2012 года Владимир Путин предложил мэру Москвы Сергею Собянину создать там парк. Эксперты собрались обсудить эту инициативу.
Пресса: Гайд-парковая зона
Владимир Путин обещает «рассерженным горожанам» не только новый сад возле Кремля, но и новое место для дискуссий. Очередная «парковая» инициатива премьер-министра вызвала прилив энтузиазма у московских чиновников и экспертов-градостроителей.
Пресса: Круглый стол: Прошлое и будущее Зарядья
Боярские палаты и воровская малина, путинский Гайд-парк и тихий город-сад — The Village побывал на круглом столе, посвященном застройке территории на месте гостиницы «Россия».
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Зарядное устройство
9 сентября в день 870-летия Москвы состоялось открытие парка «Зарядье», построенного по проекту архитекторов Diller Scofidio + Renfro около Кремля.
Чарльз Ренфро: «Мы хотели создать парк, где одновременно...
Архитекторы Diller Scofidio + Renfro и Hargreaves Associates, которые совместно с Citymakers входят в консорциум по разработке архитектурной и ландшафтной концепции парка «Зарядье», рассказали Архи.ру о создании, трансформации и реализации этого ключевого для Москвы проекта.
Парк истории Зарядья
Вера Бутко и Антон Надточий, участники консорциума MVRDV, рассказывают о проекте, который занял третье место в конкурсе на парк «Зарядье»: о своих впечатлениях от совместной работы с Вини Маасом, а также о том, каким был его первоначальный замысел.
Парк и его производные
26 марта в архитектурно-строительном центре «Дом на Брестской» открылась выставка проектов нового общественного пространства в Зарядье. Всего в экспозиции представлено 118 работ, принятых к рассмотрению в рамках проведения конкурса на разработку концепции развития общественного пространства на месте бывшей гостиницы «Россия».
Зарядье: парк, концертный зал, реконструкция?
Предлагаем Вашему вниманию рассказ об обсуждении судьбы московского Зарядья, которое состоялось на «Стрелке» 14 февраля. Три автора по просьбе редакции Архи.ру послушали и записали мнения экспертов, участвовавших в обсуждении.
Пресса: Торговый молл имперского масштаба в центре Москвы...
Критичная статья обозревателя NY Times Николая Урусова о проекте Фостера для Зарядья. Автор считает этот проект далеко не лучшей из фостеровских работ и вспоминает, в перспективе 2007, добрым словом свежесть и прямоту архитектурных форм старой "России" 1970-х.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.