Внезапный вызов к доске

Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».


Королевский институт британских архитекторов в последние десятилетия переживает не лучшие времена: выборы его президента нередко проходят безальтернативно – не находится более одного желающего занять этот пост. Члены RIBA обвиняют выборных и назначенных его руководителей в оторванности от реальности, по сути – в бесполезности. Институт должен представлять интересы архитекторов, однако на деле это часто ограничивается официальной реакцией на те или иные события или действия властей, напрямую касающиеся профессии (что именуется лоббированием).

В 2020 сложилась особенно показательная ситуация, попавшая даже в национальную прессу, обычно не очень интересующуюся делами RIBA, помимо его премий. В марте, когда архитекторы остро переживали вместе со всем обществом Covid-кризис, президент Алан Джонс временно сложил с себя обязанности – без объяснения причин. Лишь позже выяснилось, что у него был роман с обратившейся в RIBA за помощью против дискриминации в архитектурной профессии афробританкой, которая в итоге позволила себе близкие к шантажу действия (помимо прочего, Джонс женат). Он пытался скрыть серьезность положения, но потом все же явился с повинной – к жене и в RIBA. Было проведено независимое расследование силами юридической фирмы, как того требуют британские законы: RIBA – благотворительная организация, и потому отчитывается особенно строго. В итоге, в июне президент принес извинения и вернулся к своим обязанностям, а вся эта история – на фоне пандемии – заставила говорить о неспособности института отвечать на вызовы времени.

Этот внутренний кризис сделал невиданное: прошедшие затем выборы президента RIBA на период с сентября 2021-го по сентябрь 2023-го привлекли целых пять кандидатов. Среди них был Саймон Олфорд, сооснователь ведущего английского бюро Allford Hall Monaghan Morris (AHMM), который ожидаемо победил. В XXI веке президентами института обычно становятся не слишком известные и заслуженные архитекторы, недаром критик Кэтрин Слэссор жестко назвала их «провинциальными типами», поэтому участие крупной фигуры в выборах тоже стало неожиданностью и предопределило победу Олфорда. Однако голосовали лишь 13,2% членов института, поэтому это оживление было все же очень относительным.

Учитывая это положение, публикация RIBA радикальной новой стратегии «Путь вперед» (pdf доступен здесь) вызвала смешанные чувства. Согласно этому плану, архитекторы должны соответствовать единому образовательному стандарту, состоящему из ряда «компетенций», образовательных «тем и ценностей». Предложена схема развития профессионала от позиции работающего студента еще до диплома уровня «часть 1» (существующая схема RIBA предполагает три этапа обучения, три «части») до позиции партнера или директора, всего пять вариантов статуса, каждый – со своими обязательными требованиями. Целью называют повышение качества вузовских программ и увеличение объема непрерывного образования (сейчас член института должен отчитаться о 35 часах учебы в год, однако эти семинары, по жалобам архитекторов, RIBA давно отдал на откуп производителям и поставщикам материалов).

Упор делается на технические дисциплины в вузах и тематику безопасности жизни и здоровья для профессионалов, с особым вниманием к пожарной безопасности. Причины очевидны: продолжающееся расследование трагедии в башне Grenfell, а также история с обрушением стены в эдинбургской начальной школе (ее и 16 подобных, построенных с нарушениями, пришлось закрыть) показали частую и очень опасную некомпетентность архитекторов и других проектировщиков. Вторая тема – нарастающий климатический кризис, также требующий от архитекторов специальных знаний. В ответ на пожар в башне Grenfell правительство разработало законопроект о безопасности строительства, где рассматриваются в том числе меры контроля компетентности архитекторов. Это также стало стимулом для стратегии RIBA.

«Путь вперед» предлагает вузам (программы частей 1 и 2) сосредоточится на технике и технологиях, защите «конечного пользователя», социальных целях архитектуры, «климатической грамотности», исследовательских и деловых навыках. Примерно те же темы будут и на экзаменах для практиков, причем «Безопасность жизни и здоровья» станет предметом такого обязательного теста уже в 2022. Институт обещает обеспечить своих членов бесплатными онлайн-семинарами в рамках продолжающегося образования, и экзамены тоже будут бесплатными (для справки: полное членство в RIBA стоит от 200 фунтов).

Стратегия RIBA столкнулась с широкой критикой. Архитекторы в комментариях на сайтах ведущих профильных еженедельников, Building Design и Architects’ Journal, отмечают, что институт взялся не за свою задачу. Он должен защищать и представлять архитекторов, а не контролировать их – для чего у него нет никаких инструментов. Даже членство в нем – дело сугубо добровольное, в RIBA состоит порядка 60% из лицензированных архитекторов Великобритании, более того, некоторые бюро прекрасно обходятся без индивидуального или корпоративного членства, например, студия Томаса Хезервика. Контролем и наказанием архитекторов занята лицензирующая организация, ARB (Architects Registration Board, Совет по регистрации архитекторов, созданный Парламентом в 1997).

ARB, кстати, также заявил о реформах и находится не в лучшем состоянии: летом его без объяснения причин покинули исполнительный директор и председатель. Сейчас совет объявил, что проведет опрос всех лицензированных архитекторов (их 42 500 человек) о критериях регистрации (без нее называться архитектором нельзя). Последний раз такой опрос проводился десять лет назад, что гораздо лучше ситуации с RIBA, который не занимался модернизацией с 1958, когда от архитекторов стали обязательно требовать диплом о профильном высшем образовании.

Именно на ARB, а не на RIBA, упомянутый выше законопроект о безопасности строительства возлагает проведение начального экзамена и регулярную проверку знаний архитекторов. Вообще, Совет по регистрации архитекторов и так заставляет с собой считаться. Сообщение о штрафах и лишении архитекторов регистрации – временной или вечной – регулярно появляются в профессиональных СМИ. Причиной становятся самые разные проступки, вплоть до ксенофобской публикации в Facebook, хотя это, казалось бы, юрисдикция полиции и суда (на днях ARB на этом основании лишила регистрации архитектора-традиционалиста Питера Келлоу как скомпрометировавшего профессию), но чаще это обман заказчика, плохое качество проекта или незаконное использование «титула» архитектора (за последнее грозит значительный штраф). Регистрацию также легко потерять, не заплатив вовремя ежегодный взнос (плата за 2020 год составляла при имеющейся регистрации 111 фунтов).

Критики новой стратегии RIBA также отмечают, что ей не подчинятся не только 40% лицензированных архитекторов (которые не являются членами института), но и всевозможные проектировщики и дизайнеры, на которых власть RIBA (и ARB!) не распространяется. То есть в реальности надо защищать функцию, а не «название» профессии.

Но главное, что совершенно упускают из виду эти два учреждения, актуальное не только для Великобритании, но и для России, Сингапура, Перу или ЮАР, заключается в том, что основная вина за пожароопасную облицовку или неустойчивую конструкцию в большинстве случаев лежит на чрезмерно экономных заказчиках и недобросовестных подрядчиках, а не на авторах проекта, даже если технических знаний у выпускников архитектурных вузов последних десятилетий и правда стало меньше.
 

10 Сентября 2020

Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Всё отклонить
Неделю назад завершился период обсуждения законопроекта об архитектурной деятельности. На портале нормативных актов опубликованы замечания и предложения к тексту закона и их статус. Ни одного предложения не было принято к рассмотрению. Ощущение такое, что их отвергли, не особенно вчитываясь.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Илья Машков: «Нужен диалог между профессиональным...
Высказать замечания по тексту закона можно до 8 февраля на портале нормативных актов. В том числе имеет смысл озвучить необходимость возвращения в правовую сферу понятия эскизной концепции и уточнения по вопросам правки или искажения проекта после передачи исключительных прав.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Вопросы к закону об архитектурной деятельности
Мария Элькина, Сергей Чобан и Олег Шапиро опубликовали письмо – фактически петицию – с призывом не принимать закон об архитектурной деятельности в нынешней редакции. Письмо призывают подписывать и отправлять на подпись коллегам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».