Биеннале: Цумтор

Рассматриваем артистичные модели Петера Цумтора из Кунстхауса Брегенца и сравниваем некоторые из них с постройками.

mainImg
Балкон павильона биеннале в Джардини, бывшего итальянского, а теперь отданного выставкам кураторов, – своего рода «самая середина» выставки, сюда приглашают самых дорогих участников, вот и теперь помещенная на балконе выставка звезды романтического минимализма нашего времени Петера Цумтора стала ядром кураторской экспозиции и местом созерцательного отдыха от суеты биеннале. «Проблески реальности» – коллекция макетов мастерской Цумтора, хранящихся в Кунстхаусе города Брегенца, в здании Цумтора 1997 года, одном из тех, с которого, наравне в термами в Вальсе, началась его всемирная слава.
Вид от входа в павильон биеннале. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Отель в горах Браунвальд, Швейцария, проект. Модель местоположения, 2014. Полистирол, песок, воск, железное дерево. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Отель в горах Браунвальд, Швейцария, проект. Модель местоположения, 2014. Полистирол, песок, воск, железное дерево. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Ландшафтные сады, Германия, проект. Модель-штудия 2018. Песок, красящий пигмент, сухие растения. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Ландшафтные сады, Германия, проект. Модель-штудия 2018. Песок, красящий пигмент, сухие растения. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

«Предположим я работаю как художник, – начинается лаконичный комментарий Петера Цумтора. – Я не воплощаю чужие идеи. – а затем: – Клиент хочет здание; я попробую найти для него хорошую форму… Процесс нахождения правильной формы полон беззащитности, безысходности, удовольствия и радости. И он нуждается в свободном пространстве /FREESPACE/, чтобы двигаться и думать». Дальше получается так, что эти модели – все время разные, – делаются для того, чтобы «удержать обещание того объекта, который мы ищем», – то есть своего рода души проектов. Архитекторы нередко жалуются на то, что еще в процессе проектирования и работы с заказчиком, тем самым, который wants a building, не говоря уже о строительстве, здание утрачивает суть, так вот, Петер Цумтор, архитектор тонкий и эмоциональный – такому можно доверить капеллу, но на выставке Ватикана его нет, – хранит душу своих проектов [не в пятках за теплыми носками домашней вязки©, а] в макетах-скульптурах, а сами макеты в музее, что довольно надежно.
Летний ресторан, Инзель Уфнау. Модель местположения, 2005. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Летний ресторан, Инзель Уфнау. Модель местоположения, 2005. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Жилой комплекс недалеко от озера Люцерн, конкурсный проект. Модель для конкурса, 2006; полистирол, бумага, проволока, картон. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Пермская картинная галерея, конкурсный проект. Модель местоположения, 2012, воск, сухие растения. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру


Петер Цумтор говорит о FREESPACE / канал биеннале:


Бродя мимо макетов – Боже мой, почти ничего не надо читать, кое-где и табличек-то нет, где-то небольшие фрагменты отвалились, никто и не думал их чинить, – и впрямь чувствуешь себя немного в церкви, особенно ярко-синие стены, цвета купола, видимые, надо сказать, от входа в павильон, этому способствуют. Помолиться не выходит, но и не вполне турист.
Экспозиционное пространство для скульптуры I Ching Вальтера Де Мария, DIA Безансон, США, проект. Модель-штудия пространства, 2005. Полистирол, гипс, раскраска. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Экспозиционное пространство для скульптуры I Ching Вальтера Де Мария, DIA Безансон, США, проект. Модель-штудия пространства, 2005. Полистирол, гипс, раскраска. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Разнообразие материалов влияет на запахи, особенно воск с песком в макете отеля Браунвальд, но и металл, скульптурный пластилин, крашеный мох, или вот глина и солома для интерьерных штудий капеллы брата Клауса, – очень хороши. Архитекторы любят макеты картонные, деревянные, белые, выявляющие общее и различное; заказчики предпочитают модели «как живые», с подсветкой и имитацией натуральных материалов. Вариант Цумтора, определенно, артистический, такой подход не может исчерпать всех требований архитектурного моделирования, как предмет искусства работает хорошо, «цепляет» эмоции. Сложно сказать, насколько такие штудии полезны для исследования темы, хотя наверное да; но они отлично работают на выставках, архитекторам здесь есть чему поучиться – да многие уже и поучились – в смысле множества материалов и фактур, привлекающих зрителя и нетипичных, развеивающих скуку дотошно сделанного, но «типичного» макета. Они, как сейчас говорят, амбьентны, то есть атмосферны, провоцируют разглядывание, но выступают как самоценные предметы, не столько передавая, сколько заставляя угадывать. Неудивительно, что зрителей на балконе было множество и никто быстро не уходил.
Частный дом, модель-штудия 2014; пенобетон, красящий пигмент, вода. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Атакама, отель в пустыне, Чили, проект. Модель-штудия, 2009. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Атакама, отель в пустыне, Чили, проект. Сечение комнаты, модель 2009. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Атакама, отель в пустыне, Чили, проект. Сечение комнаты, модель 2009. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Музей LACMA, здание для постоянной коллекции; Лос-Анжелес, США, проект. Модель местоположения, 2013. Раскрашенный бетон, битум. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Укрытие для остатков дворца Хишам в Иерихоне. Модель-штудия, 2010, цемент, песок, штукатурка. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Укрытие для остатков дворца Хишам в Иерихоне. Модель-штудия, 2010, цемент, песок, штукатурка. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Укрытие для остатков дворца Хишам в Иерихоне. Модель-штудия, 2010, цемент, песок, штукатурка. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
***
 
Между тем у такого рода макетов есть еще одно преимущество – их можно выставлять сами по себе, вне зависимости от реализации, благо они хранят «душу» замысла и произведения сами по себе. Так что построенных объектов в зале – кажется, меньше половины. Но в случае с реализациями любопытно сравнить, насколько «штудии» и «макеты местоположения» к ним близки. Некоторые прямо-таки легко узнаваемы.

Термы в Вальсе, проект 1986-1996, строительство 1992-1992.
Макет создан в год начала реализации.

Макеты: 

Термальные бани в Вальсе. Реализованы в 1996. Модель из местного камня, 1992. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Термальные бани в Вальсе. Реализованы в 1996. Модель из местного камня, 1992. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру


Здание: 

zooming
Термальные бани в Вальсе. Фотограф p2cl @ Flickr.com. Лицензия Attribution-ShareAlike 2.0 Generic (CC BY-SA 2.0)
Термальные бани в Вальсе. Фотограф: Pedro Varela @ Flickr.com. Лицензия Attribution-NoDerivs 2.0 Generic (CC BY-ND 2.0)
***
 
Часовня брата Клауса, Германия, построена в 2007;

Макеты 2005:

Внутреннее пространство капеллы брата Клауса, модель-штудия внутреннего пространства, 2005, белая глина. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Внутреннее пространство капеллы брата Клауса, модель-штудия внутреннего пространства, 2005; полистирол, песок, бамбук. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру


Интерьер капеллы: 

Часовня брата Клауса. Фото: seier+seier via flickr.com. Лицензия CC BY 2.0


Здание: 
zooming
Часовня брата Клауса. Фото: Wolkenkratzer via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-4.0
***
 
Комплекс Алльманаювет, Норвегия, построен в 2016.

Макет: 
Комплекс Алльманаювет, музей цинковых шахт, реализован в 2016. Макет местоположения, 2004; пенополистирол, уголь, скульптурная глина. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру


Реализованный комплекс: 
zooming
Комплекс Алльманаювет © Knut Wold


Макет: 
Комплекс Алльманаювет, музей цинковых шахт, реализован в 2016. Макет местоположения, 2004; пенополистирол, уголь, скульптурная глина. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Комплекс Алльманаювет, музей цинковых шахт, реализован в 2016. Макет местоположения, 2004; пенополистирол, уголь, скульптурная глина. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Комплекс Алльманаювет, музей цинковых шахт, реализован в 2016. Макет местоположения, 2004; пенополистирол, уголь, скульптурная глина. Биеннале архитектуры Freespace, выставка Петера Цумтора; коллекция музея Брегенца. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

 

14 Июня 2018

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Бремя выбора
Проект CITIZENSTUDIO в павильоне России на венецианской биеннале архитектуры посвящен будущему – но не столько железных дорог, которые, очевидно, ждет транформация, – сколько в принципе будущему городов. Фактически, он ставит проблему выбора.
Никита Явейн: «Мы работаем над архитектурой потоков»
Венецианская биеннале длится полгода, до 25 ноября, так что думаю не поздно поговорить и о российском павильоне. Мы выбрали две его экспозиции для более пристального рассмотрения и беседуем с почетным, как оказалось, железнодорожником Никитой Явейном.
Архитекторы о биеннале
Рекомендации от девяти совершенно разных архитекторов, побывавших на биеннале – о выставке, ее достоинствах / недостатках, и, конечно, понравившихся павильонах.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.