Лев республики и пустота

Тема биеннале архитектуры – свободное пространство и могло показаться, что награды дали за пустое место. Некоторые награды и впрямь вызывали традиционный вопрос: за что, Господи?

mainImg
Не вполне, конечно. Павильон Швейцарии хвалили все, кого мне удалось встретить («интересно и с юмором», – Марк Хидекель), и он действительно хорош, поскольку умудряется соединить шутку с серьезным размышлением о типизации жизни. Развлекает, но не перегружен, и при всей простоте сделан тщательно. В павильон все три дня стояла очередь и присоединиться к ней определенно стоило.
Павильон Швейцарии, Золотой Лев биеннале 2018. Фотография Архи.ру

Кураторы Алессандро Боссар, Ли Тавор, Метью ван дер Плух и Ани Виэрваара назвали проект «Осмотр пустых апартаментов», подчеркнув проблему типизации арендного жилья. Называют посетителей интерьерными туристами и подчеркивают, что в павильоне показывают не квартиры, а «визит в дом»



«Большинство швейцарцев живет в съемных квартирах (!) и довольно-таки часто переезжает, – объясняет Боссар, – мы называем себя нацией арендаторов. Так что люди тяготеют к стандартизированному пространству».
Павильон Швейцарии, Золотой Лев биеннале 2018. Фотография Архи.ру
Павильон Швейцарии, Золотой Лев биеннале 2018. Фотография Архи.ру

На открытии прозвучало: мы должны быть индивидуальны; но пока стандарт довлеет, кураторы рассматривают именно его, сравнивая свою экспозицию с «Алисой в стране чудес»: двери, кухни, окна и столы, типизированные до крайности, то вырастают до гигантских размеров, то уменьшаются до миниатюрных – и в этом вся разница. Павильон превращен в аттракцион исследования пространств разного размера, но эти элементы идентичны, вряд ли можно придумать лучший прием демонстрации повторений. Проходить в низкие двери, сгибаясь в три погибели, или пытаться нажать на ручку гигантской двери, между тем, увлекательно. Надо отдать должное авторам: все повторяющиеся элементы – закрепленные намертво двери «кухонь», розетки, выключатели и дверные ручки, – сделаны в разном масштабе, включая лилипутский, видимый в окошке, – совершенно одинаково.
Павильон Швейцарии, Золотой Лев биеннале 2018. Фотография Архи.ру

Одинаковые оболочки интерьеров вырастают из планировок, служат их продолжением, таким, которое принято не замечать, а игнорировать как неизбежный фон, подходящий для любого – неизвестного – жильца, обладающий некими общими свойствами, которые устраивают всех. Такие фотографии стали в последнее время появляться публикациях, посвященных жилью, иронизируют кураторы. В то же время в ход идут аналогии с привычно-белыми стенами артгалерей и протестантских церквей, – белые стены квартир тоже не созданы для того, чтобы на них смотрели. Но оболочка-раковина интерьера не только показывает себя, она еще и ставит вопросы, – продолжают они. «Пустое» Ива Кляйна сменяет «Полнота» Армана. Леонардо да Винчи предлагал художникам вдохновляться неровностями стен, а Корбюзье велел выравнивать их штукатуркой. Но одного слоя замазки мало – резюмируют авторы концепции павильона Швейцарии.
Павильон Швейцарии, Золотой Лев биеннале 2018. Фотография Архи.ру

Разумеется, заходит речь о переходе из периферии в центр и обратно. Кураторы показывают «архитектуру, которая никогда не была знаменита, переводят вторичных персонажей под свет прожекторов, – речь не об архитектурной критике, а об архитектурном открытии», – подчеркивают они. Пройдя по павильону, вы «перестаете быть архитектором, продавцом или покупателем квартиры, выпускником университета или даже архитектором, вы становитесь интерьерным туристом». Но вот тут-то глупость туриста приводит к ошибочным интерпретациям. Где фасад? Это частное или общественное? Кто тут живет? Да все мы, – заключают кураторы.
***

Павильон Великобритании, специальное упоминание биеннале 2018. Фотография Архи.ру

Специальное упоминание жюри досталось павильону Великобритании, который его кураторы бюро Карузо Сан Джон и Маркус Тейлор назвали «Остров», оставив пространство внутри пустым за исключением стульев и аппаратуры для проведения мероприятий, и соорудив вокруг павильона алюминиевые леса с видовой площадкой над ними. Наверху – стулья, столы и зонтики. Надо сказать, британская площадка вокруг конька кровли, черепицу которого теперь можно рассматривать сверху – обширная, надежная и вообще не качается. В павильоне Венгрии, где во дворе сооружены похожие леса из того же материала, пол верхней площадки подозрительно колеблется под ногами.

Формулировка жюри для британского павильона: за смелое предложение, которое использует пустоту для создания «свободного пространтсва» / freespace для мероприятий и обмена информацией.
Павильон Великобритании, специальное упоминание биеннале 2018. Фотография Архи.ру
Павильон Великобритании, специальное упоминание биеннале 2018. Фотография Архи.ру
Павильон Великобритании, специальное упоминание биеннале 2018. Фотография Архи.ру
Павильон Великобритании, специальное упоминание биеннале 2018. Фотография Архи.ру
Павильон Великобритании, специальное упоминание биеннале 2018. Фотография Архи.ру
***

Эдуардо Соуто де Моура, Золотой лев в кураторской экспозиции биеннале 2018. Фотография Архи.ру

Золотого льва в кураторской экспозиции Freespace получил португалец Эдуардо Соуто де Моура, и было видно, как многие бросились ее отыскивать, а найдя, недоумевали, за что. Пройти мимо его инталляции легче легкого: две большие фотографии на стене, перед ними ничего. Формулировка жюри: за точную пару аэрофотографий, раскрывающих суть взаимоотношений архитектуры, времени и места. Свободное пространство появляется само собой, простое и открытое. Так и видишь перед собой жюри, которое ходит и думает – кого бы наградить? А давайте того, кого никто не заметил.
Эдуардо Соуто де Моура, Золотой лев в кураторской экспозиции биеннале 2018. Фотография Архи.ру
***
 
Проект Caritas Видлер Винк Тайо, Серебряный лев в кураторской экспозиции биеннале 2018. Фотография Архи.ру

Сереряного льва в кураторской экспозиции присудили архитекторам Видлер Винк Тайо – за проект, показанный в павильоне биеннале в Джардини. Здесь, даже удивительно, никакой пустоты нет (с другой стороны, сколько можно) – зал заставлен крупными фотографиями на деревянных каркасах, как бы лесах, и посвящен проекту Caritas, серии интервенций в полуразрушенное здание психиатрического центра KARUS в бельгийском городе Мелле: в 2015 новый директор остановил разрушение здания и организовал конкурс, призвав архитекторов задуматься о том, как можно использовать здание. К тому времени не было ни крыш, ни полов, и в стенах были трещины.
Проект Caritas Видлер Винк Тайо, Серебряный лев в кураторской экспозиции биеннале 2018. Фотография Архи.ру

Видлер Винк Тайо предложили оставить здание как есть, укрепив руины стальными балками и заделав дыры пенобетонными блоками. Они просверлили в полу дыры для отвода дождевой воды и построив среди них несколько временных домиков для сеансов терапии и воркшопов. В дальнейшем комплекс сможет развиваться, главное, чтобы сейчас не разрушился. Деревянные стойки, которые поддерживают фотографии, и символизируют укрепленные стены. «Медлительность и ожидание позволяют архитектуре быть открытой для будущей активации», – говорится в решении жюри.
Проект Caritas Видлер Винк Тайо, Серебряный лев в кураторской экспозиции биеннале 2018. Фотография Архи.ру
Проект Caritas Видлер Винк Тайо, Серебряный лев в кураторской экспозиции биеннале 2018. Фотография Архи.ру
 
***

Андра Матин, Индонезия, инсталляция в рамках кураторской экспозиции в Кордери, биеннале архитектуры 2018. Фотография Архи.ру
Андра Матин, Индонезия, инсталляция в рамках кураторской экспозиции в Кордери, биеннале архитектуры 2018. Фотография Архи.ру

В кураторской экспозиции есть также два «специальных упоминания», оба достались, так сказать, этноэкспозициям. Одно – плетеному кубу с лестницей внутри, построенному индонезийцем Андра Матином в Кордери: за «вдумчивую инсталляцию, которая служит хорошим фоном для показа вернакулярных структур». Дело в том, что Матин вместо того, чтобы расставить по лестнице свои собственные работы, как сделали все остальные, выставил макеты типичных индонейзийских домов.
Андра Матин, Индонезия, инсталляция в рамках кураторской экспозиции в Кордери, биеннале архитектуры 2018. Фотография Архи.ру
Андра Матин, Индонезия, инсталляция в рамках кураторской экспозиции в Кордери, биеннале архитектуры 2018. Фотография Архи.ру
Андра Матин, Индонезия, инсталляция в рамках кураторской экспозиции в Кордери, биеннале архитектуры 2018. Фотография Архи.ру
Андра Матин, Индонезия, инсталляция в рамках кураторской экспозиции в Кордери, биеннале архитектуры 2018. Фотография Архи.ру
Андра Матин, Индонезия, инсталляция в рамках кураторской экспозиции в Кордери, биеннале архитектуры 2018. Фотография Архи.ру
Андра Матин, Индонезия, инсталляция в рамках кураторской экспозиции в Кордери, биеннале архитектуры 2018. Фотография Архи.ру
Андра Матин, Индонезия, инсталляция в рамках кураторской экспозиции в Кордери, биеннале архитектуры 2018. Фотография Архи.ру
Андра Матин, Индонезия, инсталляция в рамках кураторской экспозиции в Кордери, биеннале архитектуры 2018. Фотография Архи.ру
Андра Матин, Индонезия, инсталляция в рамках кураторской экспозиции в Кордери, биеннале архитектуры 2018. Фотография Архи.ру
***

RMA, Рауль Мерота, Мумбаи-Бостон, проект в рамках кураторской экспозиции в павильоне биеннале в Джардини. Фотография Архи.ру

Второе упоминание жюри присудило Раулю Мехрота за три показанных на выставке проекта для Мумбаи: за "деликатное растворение социальных барьеров и иерархии.
RMA, Рауль Мерота, Мумбаи-Бостон, проект в рамках кураторской экспозиции в павильоне биеннале в Джардини. Фотография Архи.ру
RMA, Рауль Мерота, Мумбаи-Бостон, проект в рамках кураторской экспозиции в павильоне биеннале в Джардини. Фотография Архи.ру

26 Мая 2018

Бремя выбора
Проект CITIZENSTUDIO в павильоне России на венецианской биеннале архитектуры посвящен будущему – но не столько железных дорог, которые, очевидно, ждет транформация, – сколько в принципе будущему городов. Фактически, он ставит проблему выбора.
Никита Явейн: «Мы работаем над архитектурой потоков»
Венецианская биеннале длится полгода, до 25 ноября, так что думаю не поздно поговорить и о российском павильоне. Мы выбрали две его экспозиции для более пристального рассмотрения и беседуем с почетным, как оказалось, железнодорожником Никитой Явейном.
Архитекторы о биеннале
Рекомендации от девяти совершенно разных архитекторов, побывавших на биеннале – о выставке, ее достоинствах / недостатках, и, конечно, понравившихся павильонах.
Биеннале: истории
Девять проектов и павильонов с сюжетами – не обязательно историческими, но содержательными. В том числе павильоны Венеции про архивы и Латвии про жилье.
Биеннале: Цумтор
Рассматриваем артистичные модели Петера Цумтора из Кунстхауса Брегенца и сравниваем некоторые из них с постройками.
Соль воды
В Венеции одновременно с архитектурной биеннале открылась выставка «Renzo Piano. Progetti d’acqua». Проекты знаменитого итальянца за последние 48 лет погрузили в арт-пространство бывших соляных складов. И какими бы яркими и самобытными не были экспозиции участников биеннале в Джардини и Арсенале, по силе подачи и воздействия на зрителя Ренцо Пьяно, пожалуй, затмил их всех.
Пресса: Каждому по свободе
Тема архитектурной биеннале этого года — freespace, свободное пространство. Критик Мария Элькина обошла все павильоны и пришла к выводу, что свобода сегодня таит в себе такую же опасность, как когда-то массовое производство дешёвого жилья или строительство широких проспектов внутри городов. Вместо всеобщего счастья она может принести большие неприятности.
Десять капелл Ватикана
Самую большую и впечатляющую экспозицию биеннале архитектуры построил Ватикан. Проект Нормана Фостера получил кардинальскую награду.
За гранью физического
В этом году посетители Венецианской архитектурной биеннале помимо «физического» русского павильона смогут посетить виртуальный.
Пресса: Российские архитекторы готовятся к Венецианской...
«Свободные пространства» ‒ так звучит тема Венецианской архитектурной биеннале этого года. В российском павильоне тему раскроют через прошлое, настоящее и будущее железных дорог, связывающих необъятную территорию нашей страны.
Британский «остров» и брутализм в Венеции
Павильон Великобритании на 16-й венецианской архитектурной биеннале останется пустым, зато приобретет смотровую платформу на крыше, в то время как музей Виктории и Альберта привезет в Арсенал 8-тонную часть сносимого лондонского жилого массива «Робин Гуд Гарденс».
«Вы смотрите на архитектуру, а архитектура смотрит...
Алессандро Боссхард – о все возрастающей стандартизации жилых интерьеров, которой был посвящен курировавшийся им павильон Швейцарии на венецианской биеннале–2018. Его интервью было частью конференции «Архитектор будущего», проведенной Институтом «Стрелка» в партнерстве с ДОМ.РФ.
Никита Явейн: «Мы работаем над архитектурой потоков»
Венецианская биеннале длится полгода, до 25 ноября, так что думаю не поздно поговорить и о российском павильоне. Мы выбрали две его экспозиции для более пристального рассмотрения и беседуем с почетным, как оказалось, железнодорожником Никитой Явейном.
Биеннале: истории
Девять проектов и павильонов с сюжетами – не обязательно историческими, но содержательными. В том числе павильоны Венеции про архивы и Латвии про жилье.
Бремя выбора
Проект CITIZENSTUDIO в павильоне России на венецианской биеннале архитектуры посвящен будущему – но не столько железных дорог, которые, очевидно, ждет транформация, – сколько в принципе будущему городов. Фактически, он ставит проблему выбора.
Соль воды
В Венеции одновременно с архитектурной биеннале открылась выставка «Renzo Piano. Progetti d’acqua». Проекты знаменитого итальянца за последние 48 лет погрузили в арт-пространство бывших соляных складов. И какими бы яркими и самобытными не были экспозиции участников биеннале в Джардини и Арсенале, по силе подачи и воздействия на зрителя Ренцо Пьяно, пожалуй, затмил их всех.
За гранью физического
В этом году посетители Венецианской архитектурной биеннале помимо «физического» русского павильона смогут посетить виртуальный.
Британский «остров» и брутализм в Венеции
Павильон Великобритании на 16-й венецианской архитектурной биеннале останется пустым, зато приобретет смотровую платформу на крыше, в то время как музей Виктории и Альберта привезет в Арсенал 8-тонную часть сносимого лондонского жилого массива «Робин Гуд Гарденс».
Опытные педагоги
Кураторами XVI архитектурной биеннале в Венеции станут основательницы ирландского бюро Grafton Шелли МакНамара и Ивонн Фаррелл.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр коммуны Бейн, построенный недалеко от Парижа по проекту бюро Graal Architecture, вынесен за пределы города и идеально вписан в окружающий холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.