Лучшие павильоны биеннале

Рассматриваем павильоны интересные и содержательные, исключая уже награжденные жюри: 11 павильонов, 80 картинок и комментарии.

mainImg
Тема свободного пространства поставила многих в тупик, заставив отреагировать в том смысле, что место надо освободить – и освободили, как могли, но о пустых павильонах потом. Смирившись с мерой опустошения, часть стран «компенсировала» ее – хотя откуда они могли знать замыслы соседей! – переполненностью или усилением темы аттракциона. Рассмотрим некоторые из тех экспозиций, которые не были награждены (о них см. здесь), но все же достойны внимания. 

Япония: коллекция
Лупа для рассматривания картинок. Павильон Японии на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Один из таких, переполненных, но обаятельных павильонов – японский. Выставка называется «Архитектурная этнография» и развивает проект, над которым ее главный куратор Момойо Кайдзима (Momoyo Kaijima) работает с конца 1990-х, то есть около 20 лет, коллекционируя «наблюдения за жизнью людей и реальностью городов, преломленных через архитектурную графику», причем реальность воспринимается не без юмора, а природа и архитектура рассматриваются с точки зрения их пользователей – жителей городов. Рисунки собраны со всего мира, вовсе не только японские, участников – 42, среди них работы университетских студий, архитектурных мастерских и художников.
Дубравка Секулич, «Не так романтично!: На незаконном месте в Белграде», 2012. Павильон Японии на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Лаборатория Хадзиме Исикава / Университет Кейо SFC: «Соорудим ландшафт Камиуамы из игрушечных блоков», 2017. Павильон Японии на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
© Андрю Л. Дженнер и Джон Брабен, из книги Строительство дома в Квинлэнде: настольная книга столяра и учебник заказчика, 2013. Павильон Японии на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Освальд Аданде «Требования», 2016. Павильон Японии на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Получается довольно густой суп, скорее социологический, чем архитектурный, но увлекательный. Выхватывать детали и массы мелких рисунков и инсталляций на стенах посетителям предлагают с помощью пластиковой лупы, снабженной множеством инструкций, похожих на универсальный календарь. Также для того, чтобы рассмотреть рисунки вверху, рекомендуется попросить у служителей лестницу, или тележку на колесах, – средств для исследования реальности почти столько же, сколько и собственно в городе, главное не робеть. И наконец в нижнем пространстве расставлено несколько «тележек ятай», традиционного приспособления японских торговцев, с книгами и бумагой для рисования.
Павильон Японии на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
 
***

Голландия: шарады
Павильон Голландии отметился 24 мая во время превью биеннале тем, что внутри, в комнате, повторяющей интерьер гостиничного номера 902, где в 1969 году Джон Леннон и Йоко Оно протестовали против вьетнамской войны, лежа в постели, историк и критик архитектуры Бейтрис Коломина брала интервью в постели в течение 4 часов у множества архитекторов и исследователей.
Павильон Голландии на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Леннон и Йоко Оно понимали свою кровать как «горизонтальную архитектуру протеста, работы, производства и воспроизводства», или fucktory, и этим она предвосхищает кровать для работы сегодня – профессионалы нередко работают в постели, прибегая к помощи новых коммуникаций, – комментирует свой кураторский проект в голландском павильоне Коломина.
Павильон Голландии на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Голландии на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Центр павильона выгорожен оранжевыми стенами с множеством дверей – часть из них ведет в образовавшиеся по периметру комнаты, часть показывает инсталляции в шкафичках побольше и поменьше. Все вместе – набор из 12 кураторских проектов на тему «Работа, тело, развлечения». Креативность и вместительность роднят голландский павильон с японским.
Павильон Голландии на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Голландии на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Голландии на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Голландии на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Голландии на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
***

Испания: переполнение в становлении
Павильон Испании на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Испанский павильон, большая часть бюджета которого была в этом году потрачена на реставрацию и реконструкцию здания, представляет собой гибрид пустоты и переполненности. Из обстановки только стулья, на полу написаны 52 прилагательных: атмосферный, дополненный, космополитичный, критичный, неуверенный, незаконченный, виртуальный, ежедневный – и так далее. Вокруг них на стенах до потолка группируется архитектурная графика, представляющая десятки проектов и архитектурных исследований, в том числе phd, то есть докторских диссертаций, отобранных на открытом конкурсе и соответствующих этим прилагательным. Все это должно представить сложносочиненный мир архитектурных идей, ориентированных на будущее, в отличие от мира прошлого, переживания кризиса строительного сектора, удостоившегося «Льва» в 2016 году.

Нынешний павильон называется becoming – становление, в некоторых трактовках – декор, что созвучно испещренным схемами стенам.
Павильон Испании на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Испании на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Испании на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Испании на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Испании на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Во время открытия эффект переполнения был усилен, дорастая до метафоры информационного переполнения современного мира: по павильону среди толпы посетителей бродили люди с белых одеждах и с красными тенями на глазах, две барышни в тех же туниках беспрерывно, и надо сказать, довольно радостно, болтали на входе, кто-то кого-то брил машинкой... настоящий перформанс. Что не располагало к чтению данных со стен, впрочем на это как будто никто и не рассчитывал.
Павильон Испании на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Чтобы выбраться наружу на воздух, требовалось выйти на задний двор, который обустроила группа студентов, победивших в конкурсе; садик останется после закрытия выставки.
Павильон Испании на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
***
 
Германия: стена
Павильон Германии на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Германия посвятила свою выставку Берлинской стене, назвав ее Не-строительство-стен (Unbuilding Walls). Нельзя сказать, что сейчас юбилей слома или строительства стены – 28 лет с объединения страны. По словам кураторов, они рассматривают последствия разделения Германии и, затем, процесс ее излечения, как «динамический пространственный феномен»: рассматривают редкие музеефицированные остатки стены, КПП, советские постройки, или деревню Модларёт, которую после войны разделили также как Берлин, на советскую и западную части; стены не там было, и в западной части деревня превратилась в туристический аттракцион, а жителям восточной части было запрещено принимать гостей, даже родственников, ближе чем за несколько километров от охраняемой зоны. И так далее – множество историй на оборотной стороне вырастающих из пола черных полос, похожих на полоски бумаги, выползающие из шредера, – кураторы таким образом восстанавливают историю, собирают по крупицам остатки травмы, стремясь ее осмыслить и изжить. Нельзя сказать, что получилось эстетично, но этично и насыщено информацией – да.
Павильон Германии на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Германии на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Германии на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Чтобы расширить тему, группа журналистов собрала видеоинтервью людей, живших «в тени стен»: на Кипре, между Северной и Южной Кореей, Израилем и Палестиной, США и Мексикой, и у Сеутской стены на границе Марокко. Говорящие фигуры умножаются в зеркалах по принципу барокко, показывая, как их много. Почему-то говорящие разделены по гендерному признаку.
Павильон Германии на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Германии на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
***

США: левизна 
Павильон США на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

В связи со стенами вспоминается американский павильон, политизированный и левый, не зря купол неоампирного здания приобрел лихой кислотный цвет. Здесь упоминается разное: твиты Трампа, неравноправие афроамериканских женщин и меньшинств, два памятника высадке конфедератов, снесенных в Мемфисе на Миссисипи, так что от воспоминания осталась лишь булыжная набережная – какие гражданские монументы надо строить сегодня? И далее проблемы миграции, осуждение эксплуатации ресурсов, до взгляда из земли на Космос, – там тоже неравноправие, видите ли, светится она неравномерно. Но более всего привлекает внимание – самая понятная – экспозиция, посвященная стене Трампа на границе США и Мексики, где подробно показано, как стена нарушит экологическое равновесие и звериные тропы. О человечьих тропах все, видимо, уже сказано.
Вред стены Трампа. Часть экспозиции. Павильон США на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Зрелищную часть составляют тюки с паклей, хворост и камни Миссисипи, а также метафизического типа графика, кураторов несколько. Звездную партию играют Диллер Скофидио + Ренфро, участвующие в проекте космической панорамы.
Павильон США на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон США на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон США на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон США на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон США на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
***

Израиль: храм
Павильон Израиля на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Перед павильоном Израиля на открытии традиционно стояли военные, а посвящен он религиозным территориям разной степени спорности; задача экспозиции – «пройти по грани» тлеющих конфликтов методом архитектурно-пространственным. Многие морщили нос: «политизировано», «это такая тяжелая тема», и, кажется, вскоре уходили; а зря, павильон Израиля отличается дотошностью разбора тем.
Модель Конрада Шика, 1862. Белым – общие владения всех конфессий; голубым – греческая православная церковь; корчневым – латинская католическая церковь; желтым – армянская церковь; зеленым – копты. Павильон Израиля на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Модель Храма Воскресения и Гроба Господня сделал из дерева Конрад Шик, немецкий часовщик и археолог, протестант, по заказу губернатора Иерусалима Сюрейа Паши, в 1862 году. Она стала объемно-визуальным отображением оттоманского эдикта Status Quo, зафиксировавшего существовавшее к 1853 году разделение территорий Храма Воскресения между христианскими конфессиями; все это было важно после Крымской войны 1853-1856, начавшейся из-за прав христианских меньшинств в Святых местах, – говорится в экспликации. Понятно, модель была нужна для того, чтобы наглядно закрепить границы в пространстве, и теперь она местами битая, ломанная, отколотая, – этакая потрепанность артистически отражает и напряжение между владельцами, – здесь же на стене написано: она сделана из отдельных крашеных элементов, которые можно вынимать и ставить на место, и это качество трактуется почему-то не только как инструмент наглядности, но еще и как отражение возможности «переформулирования» системы Starus Quo.
Павильон Израиля на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

К примеру неплохо видно, что купол ротонды Вокресения над Гробом Господним снаружи наполовину общий, наполовину принадлежит греческой церкви, а внутри значительная его часть отнесена к армянской церкви, и так далее; владения латинской и греческой церквей в части Храма также переплетены. Значительный фрагмент застройки к северо-востоку от собственно Храма принадлежит коптской церкви.
Павильон Израиля на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Израиля на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

На втором этаже рассказано несколько историй: о тропе/мосте Муграби на храмовую гору, к единственным воротам, открытым для не-мусульман. Она всегда была земляным пандусом, перепад высот 6 м; но в 2004 году насыпь разрушило вначале землетрясением, а затем размыло после снегопада, и на ее месте построили временный деревянный мост. Так вот, поскольку власти Израиля, Палестины и ВАКФ не могут договориться, построить постоянный мост никак не получается. Или вот гробница ветхозаветной Рахили к северу от Вифлеема – раньше была доступна всем, но в начале XXI века ее обнесли бетонным забором с проволокой по верху, кажется, под напряжением, и пускают туда теперь только иудеев, – истории все известные, выставка скорее работает над привлечением к ним внимания. Наконец, десять макетов на втором этаже представляют урбанистические проекты переосмысления площади перед Стеной Плача: вскоре после шестидневной войны израильтяне разрушили деревню Муграби, расширив пространство перед Стеной, раньше оно было шириной около 4 м. А деревне было около 800 лет. Получилась большая площадь, в текущем году – эта тема самая живая, – архитекторы начали предлагать пути ее пространственного осмысления.
Павильон Израиля на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Израиля на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
***

Франция: проблески надежды
Павильон Франции на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Кураторы павильона Франции – группа, название которой переводится как «Все еще счастливы», тема – «Бесконечные пространства: строить здания или места?», главный сюжет – примеры повторного «общественного» освоения заброшенных мест, экономного, культурного, связанного с дешевым жильем и арт-кластерами, хотя все же не сквоттинга – о нем ни слова, похоже, все законно. Здесь присутствует и игра слов, на самом деле речь скорее не о бесконечных, а о неоконченных пространствах, о перспективах их бесконечного развития.
Павильон Франции на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Экспозиция тоже лево-политизирована, не зря колонны обернуты почти тем кислотным цветом, что и в американском павильоне, но французы умеют все делать элегантно и легко: «противостоя гигантским вызовам нашего времени, где проблемы экологии болезненно сталкиваются с доминированием рыночной экономики, эгоизмом и авторитаризмом, необходимо не терять надежду», – утверждают кураторы.
Павильон Франции на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

В центральной части собраны 10 проектов-примеров таких противостояний проблемам времени, «не то чтобы образцов, но проблесков надежды», – среди них некоммерческий лагерь домов на колесах, история освоения заброшенного металлургического завода в Нормандии, культурного кластера на бывшей табачной фабрике в Марселе, где жизнь постепенно разрастается и саморегулируется или здания Отеля Пастер в Ренне, в 1888 построенного для факультета естественных наук, который в 1967 переехал и превращенного в гостиницу силами – кого бы вы думали? – кураторов выставки, группы Encore heureux, которые делятся таким образом своим опытом.
Павильон Франции на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Франции на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Франции на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Франции на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Франции на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Архитектура в этом случае существует на грани между исторической данностью свойств места и естественным процессом их заново-освоения, ведомого лишь нуждами поселившихся там людей, – комментируют кураторы. Показано же все красиво, на стенах истории, в отдельном зале «бесконечные места», этакие мохнато заросшие своим бесконечным потенциалом, 10 проектов показаны чудесными макетами лазерной резки по хорошей фанере, суета, означающая людей – граждан, живых участников процесса переосвоения мест, представлена инсталляцией типа кабаковской коммунальной квартиры из лопат, тачек и резиновых сапог, но она приподнята выше головы и не мешает.
Павильон Франции на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Франции на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

В целом то же самое, что в американском павильоне – граждане, противостояние обществу потребления, но там левый глаз смотрит в космос, а здесь все ближе к человеку и лиричнее, касается и свободы, и пространства.
Павильон Франции на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
***

Дания
Павильон Дании на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Очевидно, что из заявленной темы выбрали кто free, кто space, в разной степени. Вот датский павильон, обращенный в будущее не менее испанского, показывал «Возможные пространства» – четыре пути нового «устойчивого» девелопмента и четыре сильных стороны датской архитектуры, по мнению министра культуры страны.

Разговоров больше всего о BLOX – Архитектурном центре Дании, построенном OMA в копенгагенском порту.
BLOX, макет; OMA. Павильон Дании на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

А посетителей больше всего привлекает выставленная начинка гиперлупа, похожая на фрагмент космического корабля, грубого и прагматичного, ни разу не футуристического на вид, зато правдивого. Рядом показывают схематично, как там будет мелькать за окном для человека, сидящего в капсуле скоростного транспорта в безвоздушной трубе и с сокращенным трением. Авторы инсталляции Бьярке Ингельс (BIG) и проект Virgin Hyperloop One.
Павильон Дании на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Дании на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Но и другим инновациям досталась своя доля внимания: весь вход как осиное гнездо зарастила крылоподобная конструкция из архитектурной ткани, и не какой-нибудь, а экологичной.
Опора конструкции из архитектурной ткани на бетонных колоннах. Павильон Дании на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Дании на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Совершенно иной вариант инновации – рассказ об обновлении комплекса социального жилья Альберслунд Сид, построенного в 1963-1968 годах. Здесь подчеркнута деликатность обновления, внимание к тому факту, что люди прожили здесь десятки лет в одних стенах и эти стены могут быть им дороги. Растения и традиционные покрытия: металл, черепица, – превращаются в самоценную выставку фактур, как уже бывало на биеннале.
Павильон Дании на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Дании на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
***

Люксембург: ноги архитектуры
«Нога» – опора, освобождающая пространство для людей. Павильон Люксембурга на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Экспозиция маленького княжества в новом корпусе Арсенала начинает с того, что лишь 8% его территории – общественная собственность, остальные 92% – частная земля. Поэтому 8% пространства павильона отданы узкому входному коридору, позволяя посетителю понять, как это мало.
Коридор, 8%. Павильон Люксембурга на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Коридор, 8%. Павильон Люксембурга на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Далее кураторы вспоминают о ножках домов Ле Корбюзье и других способах, которыми архитекторы-модернисты освобождали пространство – то самое freespace – для народа, и составляют выставку из крупных обобщенных макетов зданий классиков. Досталось всем, и метаболистам, и Эль Лисицкому; а выглядит в общем-то как учебник, тем более рядом на стене составлена лента хронологии модернистской архитектуры; но учебник приятный и пахнет фанерой макетов.
Павильон Люксембурга на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Люксембурга на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Люксембурга на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Люксембурга на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Люксембурга на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
***
 
Аргентина: климатическое
Павильон Аргентины на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Павильон не назовешь пустым – аргентинцы показывают много зданий рисунками на стене: отобраны здания, построенные после 1983, «возвращения Аргентины к демократии». Эскизная графика призвана помочь показать главное в проектах – почти как у Цумтора, а полный каталог избранных построек издан и его раздают всем желающим.
Павильон Аргентины на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Аргентины на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Аргентины на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Аргентины на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Аргентины на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

В центре же темного зала оно – «горизонтальное головокружение», – так называется проект: длинный аквариум с климатической инсталляцией над пучками крупной травы, со сменой дня и ночи, грозы и солнца, пением птиц. Внутрь можно заглядывать с разных сторон. Природная инсталляция и эскизы зданий должны выстроить связь между природой и рукотворным ландшафтом. Все снабжено QR-кодами.
Павильон Аргентины на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
***

Польша: свобода прохлады
Павильон Польши на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Польский национальный павильон расположен на «острове» за мостом, люди когда туда добираются, им больше всего хочется упасть от усталости и жары. Эту мысль поймали кураторы польского павильона, запустили на всю мощь его кондиционер и устроили бассейн с плавающими макетами. Все добравшиеся были им несказанно признательны за лаконизм и человеколюбие.
Павильон Польши на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Польши на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру

Между тем проект называется «Расширяя Природу» и исследует ни много ни мало, как глобальный универсум архитектуры антропоцена, геологического периода, соответствующего современности, то есть периоду, когда человечество существенно влияет на земную экологию. Глобальный посыл оттеняет исследование советских построек 1954-1976, проведенное Академией Художеств Варшавы: здесь изучали свет и циркуляцию воды – эти здания создавались с пониманием того, как работает Земля. Спроектировали и еще пару гипотетических зданий, думая о дожде и смене времени суток. Косой дождь изображен множеством медных проволок.
Павильон Польши на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Польши на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
Павильон Польши на биеннале архитектуры в Венеции. Фотография: Ю.Тарабарина, Архи.ру
***

Разумеется, это не все: как всегда масштабен павильон Италии, наполнен реальными проектами павильон Китая, интересен посвященный разным аспектам многоквартирного жилья павильон Латвии. Все так сразу и не охватить.

15 Июня 2018

Бремя выбора
Проект CITIZENSTUDIO в павильоне России на венецианской биеннале архитектуры посвящен будущему – но не столько железных дорог, которые, очевидно, ждет транформация, – сколько в принципе будущему городов. Фактически, он ставит проблему выбора.
Никита Явейн: «Мы работаем над архитектурой потоков»
Венецианская биеннале длится полгода, до 25 ноября, так что думаю не поздно поговорить и о российском павильоне. Мы выбрали две его экспозиции для более пристального рассмотрения и беседуем с почетным, как оказалось, железнодорожником Никитой Явейном.
Архитекторы о биеннале
Рекомендации от девяти совершенно разных архитекторов, побывавших на биеннале – о выставке, ее достоинствах / недостатках, и, конечно, понравившихся павильонах.
Биеннале: истории
Девять проектов и павильонов с сюжетами – не обязательно историческими, но содержательными. В том числе павильоны Венеции про архивы и Латвии про жилье.
Биеннале: Цумтор
Рассматриваем артистичные модели Петера Цумтора из Кунстхауса Брегенца и сравниваем некоторые из них с постройками.
Соль воды
В Венеции одновременно с архитектурной биеннале открылась выставка «Renzo Piano. Progetti d’acqua». Проекты знаменитого итальянца за последние 48 лет погрузили в арт-пространство бывших соляных складов. И какими бы яркими и самобытными не были экспозиции участников биеннале в Джардини и Арсенале, по силе подачи и воздействия на зрителя Ренцо Пьяно, пожалуй, затмил их всех.
Пресса: Каждому по свободе
Тема архитектурной биеннале этого года — freespace, свободное пространство. Критик Мария Элькина обошла все павильоны и пришла к выводу, что свобода сегодня таит в себе такую же опасность, как когда-то массовое производство дешёвого жилья или строительство широких проспектов внутри городов. Вместо всеобщего счастья она может принести большие неприятности.
Десять капелл Ватикана
Самую большую и впечатляющую экспозицию биеннале архитектуры построил Ватикан. Проект Нормана Фостера получил кардинальскую награду.
Лев республики и пустота
Тема биеннале архитектуры – свободное пространство и могло показаться, что награды дали за пустое место. Некоторые награды и впрямь вызывали традиционный вопрос: за что, Господи?
За гранью физического
В этом году посетители Венецианской архитектурной биеннале помимо «физического» русского павильона смогут посетить виртуальный.
Пресса: Российские архитекторы готовятся к Венецианской...
«Свободные пространства» ‒ так звучит тема Венецианской архитектурной биеннале этого года. В российском павильоне тему раскроют через прошлое, настоящее и будущее железных дорог, связывающих необъятную территорию нашей страны.
Британский «остров» и брутализм в Венеции
Павильон Великобритании на 16-й венецианской архитектурной биеннале останется пустым, зато приобретет смотровую платформу на крыше, в то время как музей Виктории и Альберта привезет в Арсенал 8-тонную часть сносимого лондонского жилого массива «Робин Гуд Гарденс».
«Вы смотрите на архитектуру, а архитектура смотрит...
Алессандро Боссхард – о все возрастающей стандартизации жилых интерьеров, которой был посвящен курировавшийся им павильон Швейцарии на венецианской биеннале–2018. Его интервью было частью конференции «Архитектор будущего», проведенной Институтом «Стрелка» в партнерстве с ДОМ.РФ.
Никита Явейн: «Мы работаем над архитектурой потоков»
Венецианская биеннале длится полгода, до 25 ноября, так что думаю не поздно поговорить и о российском павильоне. Мы выбрали две его экспозиции для более пристального рассмотрения и беседуем с почетным, как оказалось, железнодорожником Никитой Явейном.
Биеннале: истории
Девять проектов и павильонов с сюжетами – не обязательно историческими, но содержательными. В том числе павильоны Венеции про архивы и Латвии про жилье.
Бремя выбора
Проект CITIZENSTUDIO в павильоне России на венецианской биеннале архитектуры посвящен будущему – но не столько железных дорог, которые, очевидно, ждет транформация, – сколько в принципе будущему городов. Фактически, он ставит проблему выбора.
Соль воды
В Венеции одновременно с архитектурной биеннале открылась выставка «Renzo Piano. Progetti d’acqua». Проекты знаменитого итальянца за последние 48 лет погрузили в арт-пространство бывших соляных складов. И какими бы яркими и самобытными не были экспозиции участников биеннале в Джардини и Арсенале, по силе подачи и воздействия на зрителя Ренцо Пьяно, пожалуй, затмил их всех.
Лев республики и пустота
Тема биеннале архитектуры – свободное пространство и могло показаться, что награды дали за пустое место. Некоторые награды и впрямь вызывали традиционный вопрос: за что, Господи?
За гранью физического
В этом году посетители Венецианской архитектурной биеннале помимо «физического» русского павильона смогут посетить виртуальный.
Британский «остров» и брутализм в Венеции
Павильон Великобритании на 16-й венецианской архитектурной биеннале останется пустым, зато приобретет смотровую платформу на крыше, в то время как музей Виктории и Альберта привезет в Арсенал 8-тонную часть сносимого лондонского жилого массива «Робин Гуд Гарденс».
Опытные педагоги
Кураторами XVI архитектурной биеннале в Венеции станут основательницы ирландского бюро Grafton Шелли МакНамара и Ивонн Фаррелл.
Технологии и материалы
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Сейчас на главной
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр коммуны Бейн, построенный недалеко от Парижа по проекту бюро Graal Architecture, вынесен за пределы города и идеально вписан в окружающий холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.