English version

Жизнь железа

Здание выксунского музея металлургии в проекте Никиты Явейна и Сергея Падалко – как гравицапа: оно рассчитано на естественное старение железа, то есть будет постепенно ржаветь, – но использует передовой тип конструкции, основанный на способности металла к растяжению. Планируется строить из труб и прокатной стали ОМК, так же как и из кирпича вторичного использования.

mainImg
Архитектор:
Никита Явейн
Сергей Падалко
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
АМ «Витрувий и сыновья» http://vitruviosons.com/
Проект:
Храм металла. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса»
Россия, Выкса

Авторский коллектив:
Н. И. Явейн, С. В. Падалко (АМ «Витрувий и сыновья»), Е. А. Криштопчик, Д. М. Яковлев 

1.2022 — 9.2022

Заказчик: ОМК
Выкса – не просто малый город при большом и успешном металлургическом заводе компании ОМК. За последние 10 лет она прославилась фестивалем современной городской культуры, множеством граффити, объектов и проектов благоустройства дворов, арт-резиденцией, которую недавно переселили в новый дом. На прудах благоустроены пляжи, архитекторам заказывают автобусные остановки и проекты обновления городских пространств – словом, ОМК и ее благотворительный фонд «ОМК-Участие» делают многое для того, чтобы в городе создалась, скажем так, актуальная «столичная» аура. В 2017 году провели международный конкурс на право расписать внешнюю стену целого заводского цеха

Между тем проект «Шухов парка» – начинание совершенно другого масштаба. Он расположен в центре города, территория вытянута вдоль дамбы Верхневыксунского пруда, которая имеет статус ОКН федерального значения, так как построена в XVIII веке. Парк начинается от площади Металлургов перед дворцом Баташевых, где сейчас располагается дом-музей промышленников. Дамба-набережная благоустроена в 2019 году по проекту Wowhaus, они же разработали концепцию всего парка. Вскоре сюда перевезут ключевые инженерные памятники с территории Выксунского завода ОМК: водонапорную башню и сетчатый свод листопрокатного цеха, оба связаны с авторством Владимира Шухова. В парке также планируется построить здание Кванториума, детского образовательного технопарка, в котором помимо стандартных квантумов-лабораторий будет присутствовать металлургический квантумум, разработанный специально для Выксы. Кванториум проектирует АБ «Остоженка» и Андрей Гнездилов, а гостиницу, вытянутую вдоль набережной – Front Architecture. Словом, начинание звучное, во многом уникальное, хотя бы из-за размаха, почтенного возраста федеральных памятников, а еще потому, что весь парк расположен на 6-8 метров ниже уровня воды, как поля в Нидерландах.
 
А музей «Центра промышленного прогресса» – ключевая, самая заметная, не побоюсь этого слова, программная часть более чем амбициозного выксунского проекта. Музей планируется построить на территории первого чугунолитейного завода Баташевых, существующего здесь с XVIII века (для него и была сооружена дамба).
«Шухов парк». Генплан. Выкса, проект, 2022. Центр Промышленного прогресса – вверху справа, в северной части, рядом с площадью Металлургов
© Студия 44

В проекте Никиты Явейна, «Студии 44» и Сергея Падалко, «Витрувий и сыновья», здание будущего музея оправдывает заложенные в него амбиции – ни много ни мало, а архитекторы поставили перед собой задачу не просто, что само собой разумеется, грамотно спроектировать общественное здание – а выразить в нем глубинную суть металлургии и металла как такового. 
Для меня проект очень важен. Нам удалось прикоснуться к тому, с чем редко удается поработать: к самим истокам, первичности материала, основам, я бы так сказал, нашего материального мира и жизни в целом. Это своего рода «до-архитектура», архитектура до архитектуры.
 
Главная идея состоит в том, что металл работает на растяжение, тогда как большая часть традиционных конструкций: кирпичные и каменные стены, купола, своды – используют сжатие. Конечно, растяжение существовало всегда, как своего рода параллельная культура в шатрах, в палатках… Но работу металла на растяжение масштабно начинают использовать в позднее время, в конструкциях XX века, в том числе шуховских, и особенно в работах инженеров послевоенного времени. На мой взгляд, очень показательным в этом смысле было здание петербургского стадиона СКК, к сожалению уже уничтоженное: его перекрытие, этакое провисшее над внутренним пространством «брюхо», – было очень эффектным, и оно было построено именно на растяжении.

В проекте «Центра промышленного прогресса» в Выксе мы возвращаем металлу эту первичную функцию и выразительность.
 
Кроме того, мы планируем использовать только те материалы, которые доступны на месте. Завод выпускает, в числе прочего, трубы и стальной прокат – мы берем трубы разного сортамента и делаем из них колонны периптеров. Берем стальной прокат и делаем из него «натяжные» перекрытия. Все это будет из натурального металла, будет естественно и постепенно покрываться патиной, превращаясь в аналог кортена. Ржавение металла мы рассматриваем как инсталляцию.

Никита Явейн называет музей «Храмом металла» и «Храмом Гефеста». 

Он действительно похож на храм, или даже храмовый комплекс – древний памятник какой-то пестумской архаики, суровый и лаконичный, как мегалит. То ли откопанный из земли, то ли выросший из нее, «дикий», плоть от плоти почвы, из которой, собственно, и берется металл. 
Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44

cic =

Сергей Падалко, АМ «Витрувий и сыновья»

Конечно, этот проект – любимый и очень интересный. В нем много уникального, начиная от постановки «в яме» ниже уровня воды: ходя на уровне городской мостовой или дамбы можно будет видеть кровлю, выставочного двухъярусного корпуса – точно. Мы были очень впечатлены и местом, и заводом, и шуховскими конструкциями. Какое-то время думали, как работать с этим материалом, что можно ему противопоставить? И я бы сказал, что у нас получился, в какой-то мере, «анти-Шухов»: листы кровель, которые растягиваются между колоннами, совершенно другие и в то же время их работа интересна с инженерной точки зрения. Мы рассчитали, что будет достаточно толщины 6 мм, но заложили 8 мм в расчете на коррозию.
 
А процесс образования патины я уже полгода наблюдаю в реальном времени: колонну, которая была частью нашей инсталляции на Арх Москве, было жалко выбрасывать, я отвез ее к себе на дачу, она там стоит, изменяется месяц от месяца. Она действительно очень живая – думаю, в масштабе целого здания это будет захватывающе.


 
Но попробуем рассказать последовательно. Территория вытянута вдоль пруда и начинается от площади Металлургов перед домом Баташевых. Здесь, в северной части, расположатся три музейных корпуса разного размера и ширины, параллельно друг другу и берегу. Каждый объем – «периптер», хотя название не вполне точно, поскольку колонны из труб разного диаметра выстроены только вдоль продольных сторон. Между рядами колонн «подвешены», образуя металлические потолки, провисающие к центру листы металла. Сверху металлические листы будут открыты, вода будет попросту стекать под небольшим уклоном, самым естественным путем. Только в теплом контуре предусмотрен потолок с теплоизоляцией. 

Так что конструкция обнажена максимально, в ней читается некая бравада металла – одновременно тяжелого и легко парящего. 
Схема. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44

Так как ряды колонн – продольные, на ум приходит сравнение не только с храмами-«перипетрами», но и с улицами – «стоями» античных и шире – южных городов, защищенных тентами от солнца (вспомним здесь слова архитектора о растяжении в шатрах и палатках).

Оба сравнения уместны, даже важно, что их два: сходство с периптерами дает проникнуться монументальностью, – и к тому же восходит к 200-летней истории строительства европейских музеев в виде греческих храмов, притом что асимметрия комплекса даже прямо попадает в парадигму зданий нео-грек. В то же время аналогия с улицами позволяет прочувствовать композицию и градостроительный смысл музейного ансамбля – поскольку он умело вписан в окружение, раскрывает оси и видовые «прострелы», не только не замыкает и не перерезает пространство, но и связывает его новыми «лучами». 

Главная ось начинается от дома Баташевых и площади Металлургов и сразу приобретает видимую форму металлического пешеходного моста, чья линия продолжается, на уровне 2 этажа, «улицей» между восточным и центральным корпусом, и указывает на главный акцент – водонапорную башню Шухова на площади за музеем. Мост и «улица» за ним позволяет пройти из города сквозь музей на одном уровне и спустившись затем, в конце пассажа, по трем маршам лестницы на дальнюю площадь и в парк.
  • zooming
    1 / 6
    Генплан. Красным обозначена ось от площади Металлургов к шуховской башне, проходящая по пешеходному мосту. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
    © Студия 44
  • zooming
    2 / 6
    План 1 этажа. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
    © Студия 44
  • zooming
    3 / 6
    План 2 этажа. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
    © Студия 44
  • zooming
    4 / 6
    План 3 этажа. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
    © Студия 44
  • zooming
    5 / 6
    Разрез 3-3. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
    © Студия 44
  • zooming
    6 / 6
    Разрезы 1-1 и 2-2. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
    © Студия 44

Заметим, что узкий центральный «периптер» в своем втором этаже не имеет стен: это открытая колоннада, на ней выставляется только один, зато очень крупный экспонат – судя по проекту, конструкция сетчатого купола; его выступающий вверх контур «салютует» прогибу металлического потолка. Таким образом, войдя по мосту, по прямой из города, на уровень 2 этажа, можно не только пройти вперед к башне, но и бродить, среди колонн, под сводом, перейти на соседнюю улицу. Колонны-трубы – разного диаметра, в центральной части тоньше, в боковых толще. То ли здесь три улицы, то ли гипостильный зал, а по функциональному смыслу – общественное пространство. Отсюда будут предусмотрены и запасные входы-выходы музея.
Главная ось от площади Металлургов, шуховская башня впереди. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44

Другая открытая музейная площадь расположена под пешеходным мостом, на 6 метров ниже уровня воды пруда и городской площади Металлургов. К уровню 1 этажа ведет широкая лестница, прорезанная пандусами, которая стелется по склону. Здесь справа от входа расположена еще одна экспозиционная зона под открытым небом – так называемый «Сад Мартена», состоящий из «крупногабаритных производственных объектов машинерии», использовавшихся в мартеновском цеху. В одной из версий проекта авторы предлагали даже «водопад» на одной из торцевых стен. Дальше, со стороны дамбы, «выставляются» две оставшиеся от чугунного завода печи-вагранки, тоже часть открытой экспозиции. 
Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44

Все это – и уличная экспозиционная зона, и гигантская лестница, и двухуровневое пространство с мостом над головой, – даже мысль о том, что мы находимся ниже уровня воды – работает на wow-эффект, и, безусловно, завораживает. Мы спускаемся из города по железной лестнице и попадаем в «сад» стареющего  железа. 
Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44

Напомню, ансамбль асимметричен, все три корпуса – разных параметров. Центральный узкий и длинный, его ширина всего 12 метров, ширина «улиц» по его сторонам – по 6 м, всего в 2 раза меньше. В первом этаже центрального корпуса расположен музейный вестибюль и кафе, освещенные круглыми окнами в потолке, оккулюсами, похожими на фонари Пулково. 
Зона кафе. Центральный корпус, 1 этаж. В потолке круглый фонарь верхнего света. 2 вариант. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44

Западный корпус музея, справа от дома Баташевых – невысокий и широкий, почти квадратный. В 1 этаже здесь фондохранилище, кабинеты администрации, комнаты экскурсоводов и туалеты, на 2 этаже залы для временных выставок.

Восточный корпус, наоборот, самый длинный и высокий. Внутри трехъярусное, трехсветное пространство, окруженное галереями; в северном торце – амфитеатр на всю высоту. Здесь планируется разместить постоянную экспозицию. Цельное высокое пространство в центре зала необходимо, в данном случае, не только с эстетической точки зрения: в этом месте сохраняются руинированные остатки стен доменного и литейного цехов XVIII века, наделенные статусом ОКН. Музейный зал, в сущности, строится вокруг них наподобие «чехла». Надо ли говорить, что сохраненные остатки стен в интерьере будут выглядеть как скелеты динозавров в атриуме Музея палеонтологии – то есть, достаточно эффектно и атмосферно. 
  • zooming
    1 / 3
    План 1 этажа. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
    © Студия 44
  • zooming
    2 / 3
    План 2 этажа. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
    © Студия 44
  • zooming
    3 / 3
    План 3 этажа. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
    © Студия 44

И все же центральный корпус – самый высокий. Но он еще тонкий и прозрачный, он – акцент, и вестибюль, и портик. Храня одну реликвию, указывает на другую, башню-водокачку на ажурной «ноге». 
Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44
Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44

Шуховская башня возвышается над территорией музея с полным правом, как памятник инженерной мысли, на всю свою историческую высоту 32 метров. Сам же музей – современное здание – ведет себя деликатно, соблюдает заданные соседством дома Баташевых высотные ограничения. Его высота от нулевой отметки 14.4 метра, а если учесть 6-метровое углубление музейной территории, то колоннада центрального корпуса возвышается не больше, чем на 8 м, а два других объема попросту «расстилаются» по земле. 
Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44
  • zooming
    Фасады. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
    © Студия 44
  • zooming
    Фасады. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
    © Студия 44

Так в проекте возникает несколько смысловых напряжений. Одно – между контекстуальной деликатностью и брутальным, дерзким архитектурным высказыванием, вполне в духе современного искусства. Не зря Никита Явейн сравнивает музей с инсталляцией. 

Другое – между чистотой идеи и нюансами воплощения, которые, безусловно, есть. Архитекторы признаются, что «сырой» заводской металл получит, тем не менее, добавки для красивого старения – то есть материал все же будет обработан специально для здания. Что в потолке спрятаны дополнительные балки для усиления конструкции. Да, наконец, что стеклянные витражи, если уж быть до конца честными, будут не местными, а привозными – в архитектуре-перформансе они занимают нейтральную позицию. Впрочем, здание – не химический эксперимент, оно требует чистоты не ингредиентов, а образа. 

Третье и главное, эстетическое напряжение – «между прошлым и будущим». С ним наименее понятно. По словам организаторов, музей «будет рассказывать об истории человеческой цивилизации, преломляя ее через призму металла». Между тем в прессе его называют «Центром промышленного прогресса». Что заставляет предполагать две составляющие: историю и что-то направленное в будущее. С историей более-менее понятно: ее представляют башни-вагранки, остатки стен Доменного и Литейного корпусов со статусом ОКН и даже груда разновременного – от XVIII века до 1960-х годов – кирпича, добытого из разобранных поздних корпусов, похожие на материал из археологического отвала, используемый вторично для стен музея.

Другой полюс – «сырой» заводской металл труб и перекрытий. Взятый «здесь и сейчас», он начнет свою жизнь с момента строительства, ему предписано естественное ржавение, он будет меняться на глазах, жить своей жизнью, чтобы через какое-то время это «новое» циклически стало подобным «старому», погрузилось в созвучный кирпичной стене землистый, бархатистый тон. Нам показывают, как стареет прогресс? 
Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса», Выкса, проект, 2022
© Студия 44

В то же время, состаривая металл и предлагая нам наблюдать за процессом старения, архитекторы работают с новым, современным типом конструкции, использующим – вспоминаем начало – способность металла к растяжению. Обращаются к истории модернизма, отсюда навесные своды и зенитные оккулюсы, но подчеркивают актуальность, перспективность, современность этих конструкций, «наброшенных» на колоннады. Получается интересное отношение к прогрессу: он и результативен, и скоротечен, его поглощает патина, его «откапывают» из земли как псевдоруину. 

Псевдоруины очень актуальны и современны, в них, практически, заключается новый прогресс, в них есть мечта откопать какой-то могущественный артефакт, хабар. И тут сложно не вспомнить про кино и вообще про фантастику. Именно она показывает нам, уплотняя рестроспективу до максимальной краткости, как прогресс превращается в исторические слои, уходит в песок и из песка возвращается. И как странно могут выглядеть могущественные вещи.

Так что и первая серия «Звездных войн», да и бессмертный образ гравицапы, «самой ржавой гайки», способной поднять космический корабль, тоже, конечно, приходит в голову. 

***

В качестве эпилога надо сказать, что проект музея в Выксе – один из целого ряда музеев в портфолио «Студии 44», и он наследует многие находки: поиск осей и работу с пространством, в том числе общественным, лестницы, площади и амфитеатры, крытые и открытые, «мегалитические» вставки, контрастные сопоставления, до брутального смелые формы, стремление к цельности наряду с просчитанным, четким и логичным распределением функций, которые складываются как пазл или объемная головоломка. Достаточно вспомнить крыло Главного штаба и  Музей паровозов, проекты музея совриска в УфеМузея блокады в Петербурге, музея техники в Томске, и не только их. 

Музей металла в Выксе встает в ряд «музеев-мегалитов» как родной, в нем легко найти те же приемы и достоинства. Архитектурный язык усилен промышленной тематикой, гипертрофированной на грани современного искусства.

Иными словами, все сейчас любят старый «пром», сохранение, реконструкцию, – а как сделать следующий шаг, превратить эти симпатии в образное высказывание? «Ржавеющий» музей в Выксе, пожалуй, дает ответ на вопрос. 
Архитектор:
Никита Явейн
Сергей Падалко
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru
АМ «Витрувий и сыновья» http://vitruviosons.com/
Проект:
Храм металла. Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса»
Россия, Выкса

Авторский коллектив:
Н. И. Явейн, С. В. Падалко (АМ «Витрувий и сыновья»), Е. А. Криштопчик, Д. М. Яковлев 

1.2022 — 9.2022

Заказчик: ОМК

23 Декабря 2022

Студия 44: другие проекты
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Трехчастная задача: Мытный двор
Петербургский Мытный двор – торговые ряды сложной судьбы – по проекту «Студии 44» планируют превратить в премиальный жилой комплекс. В проекте три части: реставрация исторических корпусов, восстановление утраченной части исторического контура и новые дома. Все они срифмованы между собой и с городом, найдены оси и «лучи света», продуманы уютные уголки и видовые точки. Мы специально проинтервьюировали авторов проекта реставрации исторических корпусов – и рассказываем обо всех, разных, задачах из числа решенных здесь.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
На горах
Распределенный IT-кампус Нижнего Новгорода в проекте «Студии 44» построен на уравновешенных контрастах. Он то летит, то колышется, то возвышается скалой. Для каждой задачи найдена своя форма и логика, для гостиниц – квадратный модуль, для учебных корпусов – «летящий». Модернистские прообразы, в частности аббатство Ля Туретт, соседствуют с сюжетными отсылками к античному форуму и стое, башне средневекового университета – так же как и с контекстуальными перекличками, встраивающими здания будущего кампуса в ландшафт городских холмов с их доминантами, высоких склонов, речной панорамы, кварталов городского центра и ННГУ.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Место памяти
Первое место в конкурсе на концепцию развития парка Победы в Мурманске занял консорциум Мастерской Лызлова и бюро Свобода. Рассказываем об итогах конкурса и публикуем проекты пяти финалистов.
Градсовет Петербурга 26.04.2022
Градсовет обсудил два масштабных проекта северной столицы: застройку второй половины намыва Васильевского острова жилыми кварталами и перенос основной части Санкт-Петербургского государственного университета в город Пушкин.
Святилище книг
После реконструкции и реставрации по проекту «Студии 44» здание Публичной библиотеки имени Маяковского приобрело современную техническую начинку и в то же время стало ближе к своему подлинному облику – тех времен, когда оно было частью подворья Троице-Сергиевой лавры.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Стереометрическое построение
Конкурсный проект здания уфимского музея современного искусства от «Студии 44» Никиты Явейна был решен в характерном для бюро духе мега-высказывания: гигантские консольные выносы, соединенные шарниром атриума, декларируют победу инженерного замысла над тяготением, а простота исходной геометрии, где все линии пересекаются под углами, кратными 30°, в трех измерениях складывается в сложную ажурную конструкцию.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Анализ и синтез
Проект ЖК «Красин», предназначенный для исторического центра Петербурга и расположенный в очень ответственном месте: рядом с Горным институтом Воронихина, но на границе с промышленным городом, – стал результатом тщательного анализа специфики исторической застройки Васильевского острова и последующего синтеза с уклонением от прямой стилизации, но формированием узнаваемого силуэта, созвучного «старому городу».
Из агоры в хаб
Публикуем фрагмент из книги «Музей: архитектурная история», посвященный современным формам институции: музей как агломерация, хаб, фабрика или проун.
Похожие статьи
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Мосты и лестницы
Дом на берегу Волги в Саратовской области архитекторы бюро SNOU снабдили большим количеством террас, которые соединяются воздушными мостами – этот элемент присутствует также и в интерьере. Простым объемам и линейной компоновке противопоставлена скульптурная винтовая лестница, которая позволяет спуститься из спальни или кабинета в сад.
Воронка комикса
Эффективное не всегда должно быть сложным: PR-специалист Кристина Шилова рассказывает, как мини-комикс привлек внимание к архитектурному конкурсу и обеспечил рекордные охваты музею «Дом Китобоя». В коллажной истории спасенная после сноса калининградского Дома Советов панель рассказывает о своем путешествии – и собирает лайки.
Пресса: «Очевидно, что я неудобна. Со мной тяжело работать»...
На вопрос «Как вас сейчас представить?» Елизавета Лихачева ответила кратко: «Искусствовед». Позади шесть лет директором Музея архитектуры, музеефикация дома Мельникова, год и девять месяцев у руля Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Работы достаточно и сегодня. Мы с трудом нашли время для разговора в ее плотном деловом графике.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Классика для статуса
По проекту архитектурной студии AN Architects отель в Великом Новгороде поднял свой статус с трех звезд до уверенных пяти. В интерьерах много мрамора и натурального дерева, номера оформлены в английском стиле, в ресторане же используются русские мотивы: резные наличники, традиционный орнамент, кольчуга.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.