Естественное развитие

Два проекта образовательных пространств компании Брусника – школу от архитекторов SVESMI и детский сад от LEVS architecten – объединяет общий подход не только к педагогике, но и к архитектуре. Их пространства гибки, многофункциональны, разнообразны и связаны между собой, пронизаны естественным светом и решены в натуральных тонах; объемы компактны, а фасады бруталистски облицованы кирпичом. Все это представляет европейские тенденции проектирования школ последних десяти, примерно, лет. Изучаем детали на двух примерах.

mainImg
Мастерская:
LEVS architecten
Брусника https://brusnika.ru/
S&P Architektura https://www.sztukaipartnerzy.pl/ru
Проект:
Детский сад в составе ЖК «Первый квартал»
Россия, Сапроново

Авторский коллектив:
Мастер-план и архитектура: LEVS architecten
Планировочное решение, проектирование, интерьеры: Брусника
Ландшафт: S&P Architektura Krajobrazu
Проектная и рабочая документация: КУБ
 

2019 — 2019

SVESMI http://svesmi.eu/
ГенИнжПроект
Buro Novascape https://novascape.eu/
KCAP
Школа в микрорайоне «Евроберег»
Россия, Новосибирск, ул. Владимира Заровного 220

Авторский коллектив:

SVESMI – Александр Свердлов, Анастасия Смирнова, София Чеботарёва; Брусника – Дмитрий Агарков, Олег Николаевский, Алексей Хриченков; Novascape – Ева Радионова, Мар Надал, Ким Кохелман



2019 / 2020 — 2023

​Девелопер: Брусника
Заказчик: ГКУ Новосибирской области «Управление капитального строительства»
Консалтинг: Центр разработки образовательных систем «Умная школа»
Генпроектирование: ГенИнжПроект
Ландшафт: бюро Novascape
Компания Брусника работает в разных городах страны: на Урале, в Сибири, в Подмосковье, специализируясь на проектировании и реализации жилых комплексов, которые неизменно обращают на себя внимание благодаря высокому качеству жилой среды и, в целом, комплексному подходу к формированию новых городских пространств. Важная часть такого подхода – все, что связано с ростом и развитием детей. В 2018 году компания, совместно с бюро «АФА», провела исследование основных видов активности детей на игровых площадках. Их оказалось восемь: движение, игра, эксперимент, общение, сотрудничество, отдых, контакт с природой и риск, – причем важно именно полноценное сочетание всех. Теперь результаты исследования используют при проектировании игровых пространств. 

Проектирование школ и детских садов – не менее ответственная задача. Сейчас уже достаточно много говорят о новых, современных образовательных пространствах; Брусника не отстает от трендов. В этой подборке – одна школа и один детский сад. Они расположены в разных городах: в Новосибирске и в подмосковном Видном, но их архитектурные решения ощутимо родственны, поскольку откликаются на современные подходы к педагогике, помещающей в центр субъектность ребенка – то есть его способность к самоопределению, независимости и конструктивному взаимодействию. Кроме того, оба здания достаточно необычны для российского контекста как с точки зрения пространственной и функциональной организации, так и визуально. 
Школа: элегантность ratio
Здание школы, чье строительство сейчас близится к завершению, относится к крупному проекту Брусники – району «Европейский берег» в Новосибирске. В нем уже построено 28 домов, строится еще 8. Школа рассчитана на 825 учеников и  задумана как сердце района: она располагается на пересечении двух его значимых улиц и хорошо видна со многих точек. Стадион и территория школы будут доступны для жителей микрорайона. 
ЖК «Европейский Берег», вид с птичьего полета. Школа – несколько правее центра территории всего комплекса
© изображение предоставлено компанией Брусника

Объемная композиция нетипична – как для советских типовых зданий: П-образных или Н-образных в плане, – так и, строго говоря, для новых российских школ, среди которых популярны здания со «звездчатым» планом и кольцевидные, с круглым двором. Каждый из вариантов объемно-пространственного построения обладает своими преимуществами, однако авторы новосибирской школы, архитекторы роттердамского бюро SVESMI, выбрали иной путь: здание собрано в компактный 4-этажный параллелепипед. 
  • zooming
    Концепция. Школа в микрорайоне «Евроберег»
    SVESMI © изображение предоставлено компанией Брусника
  • zooming
    Планировка типовой школы и новой школы в микрорайоне «Евроберег».
    SVESMI © изображение предоставлено компанией Брусника

Основой для построения пространства внутри стало принципиальное организационное решение – авторы и заказчики отказались от традиционного деления на специализированные аудитории, сгруппировав помещения по кластерам, их четыре: медиа и арт, спортивный, естественно-научный и технологический. Классы-аудитории тем не менее есть, они сгруппированы по внешнему контуру трех светлых фасадов; на север выходят малый спортзал, столовая, администрация и техпомещения, а также арт-, медиа и технологический кластеры. 
Организация пространства. Школа в микрорайоне «Евроберег»
© изображение предоставлено компанией Брусника

Классы спланированы гибко и многофункционально, немалую роль в этом сыграли подвижные перегородки и легкая мебель, допуская разные виды расстановки – вместо традиционных рядов парт. 
  • zooming
    1 / 4
    План лаборатории. Школа в микрорайоне «Евроберег»
    SVESMI © изображение предоставлено компанией Брусника
  • zooming
    2 / 4
    План аудитории младших классов. Школа в микрорайоне «Евроберег»
    SVESMI © изображение предоставлено компанией Брусника
  • zooming
    3 / 4
    План библиотеки. Школа в микрорайоне «Евроберег»
    SVESMI © изображение предоставлено компанией Брусника
  • zooming
    4 / 4
    План учительской. Школа в микрорайоне «Евроберег»
    SVESMI © изображение предоставлено компанией Брусника

В параллелепипеде школы – два ядра с крупными, прозрачными зенитными фонарями – стеклянными кровлями на тонком деревоклееном каркасе: большой спортзал, чье пространство объединяет два верхних этажа, и «четырехсветный» атриум с амфитеатром. Оба они освещают прилегающие пространства интерьеров школы, прежде всего коридоры, естественным светом, поскольку стены спортзала снабжены большими окнами, а атриум окружен открытыми галереями. Аудитории, в свою очередь, тоже выходят в коридоры стеклянными стенами, так что весь интерьер школы в разной степени «пропитан» естественным светом, как снаружи, из фасадных окон, так и изнутри, из зенитных фонарей. 
Большой спортзал. Справа стена с окнами, передающими свет из зенитного фонаря в коридор. Школа в микрорайоне «Евроберег»
© изображение предоставлено компанией Брусника
Атриум. Школа в микрорайоне «Евроберег»
© изображение предоставлено компанией Брусника
Школа в микрорайоне «Евроберег»
© изображение предоставлено компанией Брусника

Атриум с амфитеатром – безусловно главное общественное пространство, «сердце школы», он берет на себя функции актового зала для разнообразных школьных мероприятий, от торжественных заседаний до кинопоказов, концертов и спектаклей – и в то же время служит своего рода внутренней площадью или крытым двором, где можно встречаться, общаться, читать, играть, проводить перемены. 
  • zooming
    1 / 4
    Атриум и амфитеатр. Школа в микрорайоне «Евроберег»
    © изображение предоставлено компанией Брусника
  • zooming
    2 / 4
    Атриум и амфитеатр. Школа в микрорайоне «Евроберег»
    © изображение предоставлено компанией Брусника
  • zooming
    3 / 4
    Атриум и амфитеатр. Школа в микрорайоне «Евроберег»
    © изображение предоставлено компанией Брусника
  • zooming
    4 / 4
    План атриума. Школа в микрорайоне «Евроберег»
    SVESMI © изображение предоставлено компанией Брусника

Подходя к атриуму, все коридоры превращаются в галереи, причем, особенно в нижних ярусах, стен – минимум: каркас бетонных колонн по-модернистски открыт и представляет собой этакий корбюзеанский «лес» колонн. В результате пространство просматривается отсюда почти целиком, «на просвет»: видны и прилегающие помещения, и, в частности, лестницы, дублирующие амфитеатр в галерее-коридоре.
Атриум и амфитеатр. Школа в микрорайоне «Евроберег»
© изображение предоставлено компанией Брусника

В пространстве первого яруса атриум также связан со столовой и музыкальным залом: эти два помещения выходят на фасады гранеными стеклянными «эркерами», свет из них, снаружи, сливается со светом изнутри, из крытого двора. В каждой из стеклянных стен также устроены отдельные входы – так что можно будет, к примеру, войти в столовую и свободно пройти через нее в атриум, что призвано обеспечить связность пространств и разнообразие возможных путей. 
  • zooming
    1 / 9
    План 1 этажа. Школа в микрорайоне «Евроберег»
    SVESMI © изображение предоставлено компанией Брусника
  • zooming
    2 / 9
    План 2 этажа. Школа в микрорайоне «Евроберег»
    SVESMI © изображение предоставлено компанией Брусника
  • zooming
    3 / 9
    План 3 этажа. Школа в микрорайоне «Евроберег»
    SVESMI © изображение предоставлено компанией Брусника
  • zooming
    4 / 9
    План 4 этажа. Школа в микрорайоне «Евроберег»
    SVESMI © изображение предоставлено компанией Брусника
  • zooming
    5 / 9
    Мастер-план. Школа в микрорайоне «Евроберег»
    © изображение предоставлено компанией Брусника
  • zooming
    6 / 9
    Восточный фасад. Школа в микрорайоне «Евроберег»
    SVESMI © изображение предоставлено компанией Брусника
  • zooming
    7 / 9
    Западный фасад. Школа в микрорайоне «Евроберег»
    SVESMI © изображение предоставлено компанией Брусника
  • zooming
    8 / 9
    Северный фасад. Школа в микрорайоне «Евроберег»
    SVESMI © изображение предоставлено компанией Брусника
  • zooming
    9 / 9
    Южный фасад. Школа в микрорайоне «Евроберег»
    SVESMI © изображение предоставлено компанией Брусника

Через стеклянную стену за уступом сцены виден рояль музыкального класса – его можно будет использовать как для уроков, так и для концертов.
Музыкальный класс. Через стеклянную стену виден атриум, другая стеклянная стена пропускает максимум дневного света. Школа в микрорайоне «Евроберег»
© изображение предоставлено компанией Брусника
Столовая. Внешняя стена – стеклянная с дверью входа снаружи. Школа в микрорайоне «Евроберег»
© изображение предоставлено компанией Брусника

Учительская также задумана как административный openspace – ее видно через стеклянные перегородки из атриума.
  • zooming
    Учительская. Школа в микрорайоне «Евроберег»
    © изображение предоставлено компанией Брусника
  • zooming
    Учительская. Школа в микрорайоне «Евроберег»
    © изображение предоставлено компанией Брусника

Важным элементом этой ясной, проницаемой и, напомним, многофункциональной структуры становятся угловые лестницы, решенные, если говорить о типологии школьных зданий, очень необычно. Они одинаковы, но повернуты под углом 90° к соседним, и таким образом «кружатся» по часовой стрелке. Каждая лестница в плане вписана в прямоугольник, но уступает чуть меньше половины пространства глубокой «складке» фасадной стены – так возникает прямоугольный треугольник, малый катет которого раскрыт к коридорам и галереям школы, острый угол обращен вовне и скруглен, а гипотенуза испещрена небольшими окнами. 
План лестниц. Школа в микрорайоне «Евроберег»
SVESMI © изображение предоставлено компанией Брусника
Лестница. Школа в микрорайоне «Евроберег»
© изображение предоставлено компанией Брусника
План ограждения лестниц. Школа в микрорайоне «Евроберег»
SVESMI © изображение предоставлено компанией Брусника

Вверху складки лестничных стен выступают над кровлей, обрамляя контур зенитных фонарей и рифмуясь с ним. Все изгибы соразмерны и сдержанны, в их числе и S-образные контуры портала главного входа, – все они сглаживают резкие линии, оформляя простой объем параллелепипеда.
Общий вид, аксонометрия. Школа в микрорайоне «Евроберег»
SVESMI © изображение предоставлено компанией Брусника

Получается похоже и на башни средневекового, а говоря точнее ренессанского замка, и – еще больше – на столь же романтическое здание московского Палеонтологического музея, знаменитого памятника периода брутализма.
Школа в микрорайоне «Евроберег»
© изображение предоставлено компанией Брусника

На романтическую тему хорошо работает облицовка фасадов кирпичом сдержанного коричнево-терракотового оттенка, пестрого в духе живописной «баварской кладки». Часы на пластичной стене главного входного портала тоже рождают исторические ассоциации, но уже не столько с замком, сколько с городской ратушей, все же школа это мини-город для ее учеников. Впрочем, крупная сетка широких окон, призванных дать интерьеру максимум естественного света, подчеркивают современность решения и «лайтовость» всех аллюзий. 
Школа в микрорайоне «Евроберег»
© изображение предоставлено компанией Брусника

Заметим, что сетка фасадов – производная от ритмической структуры главного атриума, где, в свою очередь, раскрыты колонны конструктивного каркаса; архитектурное решение, таким образом, «честно» выстроено по знаменитому принципу «изнутри – наружу».
Атриум и амфитеатр. Школа в микрорайоне «Евроберег»
© изображение предоставлено компанией Брусника

Честность каркаса и терракотовую натуральность кирпичной облицовки поддерживает решение интерьеров – здесь также используются естественные материалы: дерево, бетон, мебель теплых спокойных оттенков от желтого до умеренно-оранжевого. И между тем цветовое решение привязано к функции и выражает ее через себя – так, оба спортивных зала прохладно-черные; в библиотеке и медиа-кластере большую роль также играют черные полки и черные стены, на которых так удобно писать мелом. Стойка ресепшн, напротив, белая, стены музыкального и танцевального класса покрыты акустическими панелями из светлого шпона.
  • zooming
    1 / 8
    Малый спортзал. Школа в микрорайоне «Евроберег»
    © изображение предоставлено компанией Брусника
  • zooming
    2 / 8
    Библиотека. Школа в микрорайоне «Евроберег»
    © изображение предоставлено компанией Брусника
  • zooming
    3 / 8
    Школа в микрорайоне «Евроберег»
    © изображение предоставлено компанией Брусника
  • zooming
    4 / 8
    Школа в микрорайоне «Евроберег»
    © изображение предоставлено компанией Брусника
  • zooming
    5 / 8
    Школа в микрорайоне «Евроберег»
    © изображение предоставлено компанией Брусника
  • zooming
    6 / 8
    Коридор и атриум. Школа в микрорайоне «Евроберег»
    © изображение предоставлено компанией Брусника
  • zooming
    7 / 8
    Reception на главном входе. Школа в микрорайоне «Евроберег»
    © изображение предоставлено компанией Брусника
  • zooming
    8 / 8
    Танцевальный зал. Школа в микрорайоне «Евроберег»
    © изображение предоставлено компанией Брусника

Во дворе школы классические спортивные и игровые площадки дополнены зелеными склонами с деревянными настилами для сидения и модульными павильонами, где ученики, в частности, смогут работать над домашним заданием на открытом воздухе. Их дополняют две террасы, примыкающие к стеклянным стенам столовой и музыкального класса. 
Детский сад: рост и познание
Он спроектирован для «Первого квартала» – среднеэтажного комплекса из шести корпусов, который Брусника строит недалеко от города-спутника Москвы Видное, и рассчитан на 280 детей от полутора до семи лет. После завершения строительства ДОУ планируется передать городу. 

Здание детского сада, спроектированное другим голландским бюро – LEVS architecten, развивает, в целом, те же принципы, что и новосибирская школа SVESMI. Его объем компактен, сдержанно варьирует уступы и выступы, и облицован кирпичом, позволяя себе в качестве декора лишь рельефную кладку. В отличие от множества ярко-пестрых, похожих на большие игрушки, детских садов, во множестве построенных в нашей стране, да и во все мире, это здание «говорит с детьми как со взрослыми», попутно формируя, на противоположной стороне от жилых кварталов, фронт городской улицы. 
Северный, уличный фасад с главным входом. Детский сад в составе ЖК «Первый квартал»
© LEVS architecten, Брусника

Уличный фасад – он же северный, поэтому здесь собраны технические помещения. В то же время сюда, к жилым домам, обращен главный вход – одноярусный объем, облицованный светлым кирпичом и оформленный рельефной кладкой с зигзагообразным контуром, отдаленно намекающим на силуэт кровель «старого города». Светлая облицовка объединяет весь первый этаж. 

Второй протяженный фасад обращен во двор ДОУ и на юг, так что с этой стороны группируются спальни, игровые и классы для занятий. Окна разноформатные: от узких вертикальных для спален до больших горизонтальных, 4-метровой ширины, для танцевальных и спортивных классов.
Южный дворовый фасад. Детский сад в составе ЖК «Первый квартал»
© LEVS architecten, Брусника
Схема построения фасадов. Детский сад в составе ЖК «Первый квартал»
© LEVS architecten

Интерьер рассчитан на разнообразие сценариев и впечатлений – так, в центральном атриуме планируется горка, по которой дети смогут спуститься, вместо лестницы, со второго этажа на первый – как на детской площадке, получив настоящий fun, что позволит быстрее «подружиться» со зданием. 
Горка и дерево в атриуме. Детский сад в составе ЖК «Первый квартал»
© LEVS architecten, Брусника

Не меньшую роль играют высокие крупномерные деревья, которые планируется поместить в атриумах. Они выше потолка первого этажа, они тянутся к естественному свету из зенитных окон. Их присутствие подчеркивает многомерность и вертикальное раскрытие пространства, разнообразие эмоциональных свойств которого здесь стремится к эффекту, который более привычен детям и взрослым в фойе детских театров, нежели в детских садах. 
  • zooming
    Детский сад в составе ЖК «Первый квартал»
    © LEVS architecten, Брусника
  • zooming
    Детский сад в составе ЖК «Первый квартал»
    © LEVS architecten, Брусника

Важный плюс – разнообразие не только ощущений от пространства, но и сценариев поведения в общих, но связанных между собой зонах. Можно сидеть и отдыхать, можно заниматься спортом – те и другие видят друг друга. Можно забраться повыше и листать что-нибудь интересное. 
  • zooming
    Детский сад в составе ЖК «Первый квартал»
    © LEVS architecten, Брусника
  • zooming
    Детский сад в составе ЖК «Первый квартал»
    © LEVS architecten, Брусника

Модульной гибкости и вариативности сценариев прибавляет тот факт, что часть классов и залов разделяют / объединяют подвижные перегородки. 
  • zooming
    Детский сад в составе ЖК «Первый квартал»
    © LEVS architecten, Брусника
  • zooming
    Детский сад в составе ЖК «Первый квартал»
    © LEVS architecten, Брусника

В одном из атриумов помещен амфитеатр – почти обязательное в современных школах, а теперь уже и детских садах место общения. Он же служит актовым залом. 
  • zooming
    1 / 5
    Амфитеатр. Детский сад в составе ЖК «Первый квартал»
    © LEVS architecten, Брусника
  • zooming
    2 / 5
    Детский сад в составе ЖК «Первый квартал»
    © LEVS architecten, Брусника
  • zooming
    3 / 5
    Детский сад в составе ЖК «Первый квартал»
    © LEVS architecten, Брусника
  • zooming
    4 / 5
    Детский сад в составе ЖК «Первый квартал»
    © LEVS architecten, Брусника
  • zooming
    5 / 5
    Детский сад в составе ЖК «Первый квартал»
    © LEVS architecten, Брусника

Заметим, что для детских садов атриумные, многоярусные пространства по-прежнему не очень характерны – даже в отличие от современных школ. Так что и построение внутреннего пространства делает ДОУ более сложным и «серьезным», чем обычный детский сад. Сдержанная палитра и натуральные отделочные материалы: кирпич, дерево и галька – продолжают общую тему, заданную в общей концепции и решении фасадов. «Оживляжем» служат вкрапления цветной мебели. 

Значительная часть воспитательного процесса вынесена в окружающий здание сад. Здесь, помимо островков с разнообразным игровым и спортивным оборудованием, предусмотрены места для проведения уроков: амфитеатр, беседки, скамейки со столиками под открытым небом, теплица для практических занятий биологии и домик на дереве для наблюдения за птицами. Пользу свежего воздуха, солнечного света и движения трудно переоценить, к тому же подобная среда благоприятствует еще и сенсорному развитию дошкольников, которым крайне важно познавать формы, запахи, цвета и текстуры – а природа дает материал куда более разнообразный, чем любое пособие. В саду запланированы деревья, которые хорошо чувствуют себя в подмосковном климате: липа, береза, клен, пихта Нордмана, сирень, сосна, черемуха и дуб.       
Двор и игровые площадки. Детский сад в составе ЖК «Первый квартал»
© LEVS architecten, Брусника

***

Итак, оба здания – школа и детский сад – расположены на гигантском расстоянии друг от друга, но связаны как общим заказчиком – компанией Брусника, так и голландским происхождением архитекторов. Их объединяет и подход к проектированию, не только основанный на современных педагогических теориях, что сейчас, в большей или меньшей степени, становится общим местом для всех сколько-нибудь ответственных проектировщиков образовательных пространств. Уважение к становящейся индивидуальности ребенка, многообразие и многофунциональность, гибкость, большая роль неформального общения – все эти ценности уже не требуют дополнительных обоснований и подтверждений.

Проекты перекликаются, между тем, и на ином уровне, архитектурном – через натуральные материалы и внимание к естественному свету, через «голландскую» экономность, в хорошем смысле этого слова, выразительных средств. Она позволяет зданиям избежать наивной пестроты и избыточности, обращаясь к своему пользователю – ребенку – серьезно и уважительно, как ко взрослому, способствуя развитию эмоционального восприятия и вкуса. 
Мастерская:
LEVS architecten
Брусника https://brusnika.ru/
S&P Architektura https://www.sztukaipartnerzy.pl/ru
Проект:
Детский сад в составе ЖК «Первый квартал»
Россия, Сапроново

Авторский коллектив:
Мастер-план и архитектура: LEVS architecten
Планировочное решение, проектирование, интерьеры: Брусника
Ландшафт: S&P Architektura Krajobrazu
Проектная и рабочая документация: КУБ
 

2019 — 2019

SVESMI http://svesmi.eu/
ГенИнжПроект
Buro Novascape https://novascape.eu/
KCAP
Школа в микрорайоне «Евроберег»
Россия, Новосибирск, ул. Владимира Заровного 220

Авторский коллектив:

SVESMI – Александр Свердлов, Анастасия Смирнова, София Чеботарёва; Брусника – Дмитрий Агарков, Олег Николаевский, Алексей Хриченков; Novascape – Ева Радионова, Мар Надал, Ким Кохелман



2019 / 2020 — 2023

​Девелопер: Брусника
Заказчик: ГКУ Новосибирской области «Управление капитального строительства»
Консалтинг: Центр разработки образовательных систем «Умная школа»
Генпроектирование: ГенИнжПроект
Ландшафт: бюро Novascape

09 Июня 2022

LEVS architecten, Брусника: другие проекты
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Галерея для курьера
Что думают профессионалы об интерьерах мест общего пользования в современных жилых комплексах? Вместе с выпускниками Geometrium School мы рассмотрели пять проектов: от ар-деко во всем его блеске до сдержанного северного минимализма.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Дом с мостами
В структуре новосибирского микрорайона «Евроберег», возведением которого занимается компания Брусника, особое место занимает дом-квартал, спроектированный голландским бюро SVESMI. Отработанные на высоком уровне фасады дополняют порталы арок, превратившиеся в городские балконы, и «мосты» с террасами.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Энергоэффективность по-сибирски
Компания Брусника намерена делать свои дома более экологичными. Пилотный проект – урбан-вилла под номером 17 в жилом комплексе «Европейский квартал» в Тюмени. Инженеры компании рассказали об исследованиях и решениях, которые позволили зданию соответствовать стандартам BREEAM Excellent.
Быстрое течение
Новый проект Брусники для Тюмени: на месте бывших портовых территорий появится жилой район с разнообразной застройкой и общественными пространствами. К разработке мастер-плана подключилось бюро Mandaworks, к архитектуре – ODA и Stefan Forster.
Рост и развитие
Детский сад, в котором архитекторы отказались от ярких фасадов пользу рельефной кирпичной кладки, окружили его парком с зелеными «классами», а внутри посадили дерево.
Реабилитация озера
Особенность проекта благоустройства озера Цыганское, оно же Тихое, в Тюмени, разработанного бюро Novascape и реализуемого девелоперской компанией «Брусника» в комплексе со строительством ЖК «Дом у озера», – в его нацеленности на экологические задачи. Главная составляющая проекта – очистка воды и реализация системы фильтрации стоков.
Камертон озера
Новый жилой комплекс в Тюмени спроектирован при участии французских архитекторов, сочетает башню с таунхаусами и домиками на крыше, но прежде всего настроен на озеро, которое способно подарить ощущение загородной жизни.
Екатеринбургский «Форум»
Голландское бюро LEVS architecten спроектировало в Екатеринбурге жилой комплекс «Форум-сити», который должен превратить пустующее после сноса Центрального рынка пространство в знаковое для города место.
Похожие статьи
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.