Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна для нас. Она совпала с новой градостроительной политикой»

Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.

mainImg
Архитектор:
Виталий Лутц
Проект:
Концепция «Зил-юг»
Россия, Москва

Авторский коллектив:

Главный архитектор, Руководитель АПО №6: В. Р. Лутц
И.о. начальника ЗМ №15: В. Б. Борисов
Главный архитектор проектов: А. Ч. Ткачук
Руководитель группы архитекторов: А. М. Галактионов
Ведущий архитектор: А. Н. Перфильев
Архитектор 1 категории: И. В. Беляев

2015 — 2017
Архи.ру:
Реконструкция промзоны ЗИЛ, крупнейшей в Москве – длинная и звучная история, сейчас вновь получила развитие. Недавно Архсовет обсудил мастер-план голландского бюро KCAP, основанный на проекте планировки Института Генплана, вы выступали на этом обсуждении. Но мы помним и конкурс, который выиграло АБ Меганом Юрия Григоряна, и дальнейшую проработку проекта. В северной части территории сейчас глазах вырастает ЖК ЗИЛАРТ; словом, это большая, длинная история, с который вы знакомы, кажется, с самого начала. Помогите восставить хронологию, расскажите историю проекта, пожалуйста. Когда институт начал заниматься ЗИЛом?

Виталий Лутц,
с 2005 по 2017 руководитель Проектного объединения № 15 Института Генплана, в настоящее время Начальник Управления перспективных проектов Института Генплана:

Дату начала назвать сложно, поскольку эта тема фигурировала уже в действующем генплане. Где-то в начале нулевых, когда директором института был Владимир Прохорович Коротаев, уже делали проработки для территории ЗИЛа, когда завод начал понемногу останавливаться.

Конкретная задача появилась в 2011 году – мы получили от Москомархитектуры заказ на проект планировки территории для реорганизации ЗИЛа. Начали работу, собрали исходные данные. Программу разработала компания Strategy Partners, она специализируется на экономических вопросах в области градостроительства. Элементом этой программы в 2011 году был большой научно-образовательный кампус, Технополис. Несколько технических вузов должны были образовать ядро. Функция жилья была вспомогательной: в основном для студентов и преподавателей; жилье тогда занимало где-то одну четверть или пятую часть от того, что сейчас планируется на территории. А в южной части ЗИЛа, к юго-востоку от МЦК, которое тогда называлось МКЖД, на территории нынешнего ЗИЛ-Юг, должна была сохраниться функция сборки автомобилей, совместно с Renault и «Москвичом». Планировалось даже развивать там производство, строить цеха.

Мы работали по этому заданию, и в процессе работы над ППТ мы узнали, что по инициативе другой организации, Департамента экономической политики города, компания IRP Group провела конкурс. Его результаты объявили в марте 2012 года; тогда мы и узнали, что работаем параллельно.
Концепция развития территории завода ЗИЛ, 2013
Архитектурное бюро «Меганом»/предоставлено IRP Group

Удивились?

Конечно, удивление было, но в итоге все сложилось, на мой взгляд, очень хорошо. Там конкурс, тут проект планировки. Решение, которое я считаю правильным, было принято быстро: идея технополиса сменилась на идею крупного, уникального девелоперского проекта. Сергей Кузнецов, который как раз тогда стал новым главным архитектором Москвы, принял решение объединить усилия наших команд, Института Генплана и АБ Меганом. И мы, работая совместно, сделали проект планировки, который был утвержден в 2013 году. Он развил конкурсное предложение Меганома, «посадив на землю» идеологию и обеспечил всей необходимой инфраструктурой, в том числе по социально-экономической части. Надо было определить участки, границы, емкости социальных объектов, взвесить и распределить параметры, плотность, характеристики улично-дорожной сети, предусмотреть объекты инфраструктуры, инженерии. Сделать комплексный продукт.
  • zooming
    1 / 3
    Проект планировки территории завода «ЗиЛ», 2013
    © Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»
  • zooming
    2 / 3
    Проект планировки территории завода «ЗиЛ». Эскизное предложение по зонированию и застройке территории, 2013
    © Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»
  • zooming
    3 / 3
    Проект планировки территории завода «ЗиЛ», 2013. Фрагмент аэрофотосъемки.
    © Зональная мастерская № 15 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»

Это было совместное творчество?

Именно так. Вместе сидели, спорили, рисовали. В роли ГАПа со стороны Меганома с нами работал Рубен Аракелян. С Юрием Григоряном мы с тех пор в хороших человеческих и профессиональных отношениях.

А девелоперы уже были известны?

На момент утверждения ППТ в 2013 году – нет. Проект как раз и делался для того, чтобы начать процедуру конкурса на право заключения инвестконтракта.

Собственно, тогда конкурс на северную часть территории, которая потом стала ЗИЛАРТом, выиграла компания ЛСР?

Да, кстати замечу, эта победа оказалось для многих достаточно неожиданной. Получив территорию, руководство компании вначале предложило изменить все подходы, заложенные в ППТ, пригласить своих архитекторов, но Юрию Григоряну удалось аргументированно и успешно доказать нашу общую профессиональную позицию, так что итогом стал разработанный Меганомом дизайн-код для застройки жилых кварталов.

Я считаю, что ЗИЛАРТ дает сейчас канонический пример использования дизайн-кода как инструмента формирования большого фрагмента вновь создаваемой городской ткани. В нем были заданы очень щадящие, аккуратные, но при этом четкие, акцентированные правила проектирования. Высоты первых этажей, характер выхода на линию застройки, уровень застроенности фронтов кварталов, подчеркивание определенных ярусов, материалы.

А группа Эталон тогда же получила южную часть территории?

Нет, Эталон начал заниматься проектом позднее. В 2013 году юго-восточная часть, примыкающая к Нагатинcкому полуострову, отошла к компании АФК Система. А для управления территорией между ними – тем, что мы сейчас называем ЗИЛ-Юг, ЛСР и АФК сформировали совместную компанию. Для этих девелоперов мы разработали три новых ППТ, заново «накрывших» всю территорию, с новыми ТЭПами с большей долей жилья. Тогда полностью отказались от идеи сохранять на территории производство автомобилей.

Над проектами 2014–2017 годов вы тоже работали совместно с Юрием Григоряном?

Да, но теперь планировочное предложение было разработано практически полностью нами. Специалисты бюро Меганом консультировали и совместно с нами прорабатывали вопросы распределения ритейла и плотности застройки по жилым кварталам.
Концепция «Зил-Юг». Эскиз от руки
© Институт Генплана Москвы

Два бульвара, сходящихся к пешеходному мосту на излучине Москвы-реки, появились в этих новых ППТ?

Зиловский бульвар, который начинается от памятника Лихачеву у ТТК и переходит в бульвар братьев Весниных, к тому времени уже фигурировал в составе ЗИЛАРТа, а встречающийся с ним бульвар ЗИЛ-Юга и пешеходный мост на другую сторону реки появились как раз в наших проектах 2014–2017. Это идея нашей команды, можно сказать, что вторая диагональ ЗИЛ-Юга – наша авторская. Родилась она не сразу, до нее были более консервативные варианты планировки. Но в итоге победила «Диагональ» – она очень понравилась руководству компании ЛСР, там ее назвали «Елисейскими полями» и предлагали превратить в широкий бульвар, но в конечном счете мы сошлись на несколько меньшей, чем у Champs Élysées, ширине, ради более комфортного городского пространства, большей связности между ритейлом на двух сторонах.
Концепция «Зил-Юг». Эволюция лейтмотива планировочной организации территории
© Институт Генплана Москвы

Куда ведет в вашем проекте пешеходный мост?

В сторону ТПУ Нагатино, к станции метро Натагинская и станции железной дороги Павелецкой ветки. Если эта идея удержится, я думаю, получится энергичный пространственный жест и новая городская связь.

Пешеходные мосты через старое русло Москвы-реки тоже заложены, и один автомобильный, по набережной.

После 2017 Институт Генплана больше не занимался территорией ЗИЛа?

После 2017 года мы в основном наблюдали за развитием событий.

Но сейчас Институт делает два ППТ для станций метро, которые должны открыться здесь: с юго-запада приходит Коммунарская линия от станции Севастопольский проспект, с юго-востока – Бирюлевская линия. Мы оказались провидцами – в свое время наши специалисты заложили эту возможность: оставили зоны для станций в линиях градостроительного регулирования еще в 2014 году. Тогда еще не был запущен МЦК, никто не думал, что он окажется настолько успешным и передовым проектом, многое казалось смелыми мечтами. И вот пожалуйста – город уже тянет сюда две линии метро.

Давайте вернемся к особенностям вашего итогового ППТ. Он был, насколько я понимаю, очень важен для города как образец нового подхода к застройке?

Проект был знаковым для Сергея Кузнецова на старте его работы в должности главного архитектора. Это был один из пилотных проектов новой градполитики. Квартальность, плотная улично-дорожная сеть, общественные первые этажи, закрытые для машин дворы, пешеходные улицы, адресность, индивидуальность, многофункциональность, 15-минутная пешеходная доступность различных функций. Фактически, это «город в городе», самодостаточный, но в то же время связанный с большим городом, насколько это возможно при расположении на полуострове.

В общем и целом, на проекте ЗИЛ мы сформулировали и отточили, для города и для себя, концепцию «центральности» характера застройки и среды, подходящей по критериям для центра города. Помимо перечисленного выше, это: проницаемость, плотные кварталы, широкая палитра средовых элементов – не просто некие общественные территории, а четко артикулированные улицы разного значения, площади, променады, парки, скверы, бульвары, и так далее. Чем больше типов городских пространств, тем больше среда похожа на полноценную городскую.
Концепция «Зил-Юг». Общественные пространства
© Институт Генплана Москвы
Концепция «Зил-Юг». Устройство квартала
© Институт Генплана Москвы
План ЛГР города Москвы
Предоставлено Институтом Генплана Москвы

cic =
Основной особенностью планировки все же выделяется плотная и жесткая квартальная сетка, наверное, беспрецедентная для крупных градостроительных проектов Москвы. Средний размер жилого квартала на ЗИЛе – 85х115 м. Ширина кварталов продиктована габаритами производственных корпусов завода, стоявших по центральному бульвару, от которого и берет начало наша планировочная сетка. В южной части (ЗИЛ-Юг) мы используем тот же модуль для преемственности, цельности застройки всего полуострова. Такой модуль больше, но все же уже сравним с усредненным европейским кварталом – 75х75 м, определенным по анализу современной жилой застройки.

Проектная плотность сети улиц и проездов на полуострове ЗИЛ составляет 8,1 км/м2, тогда как средняя плотность УДС по Москве составляет 4,2 км/км2. По сравнению с «крупнейшими городами мира», плотность улично-дорожной сети «старой» Москвы ниже в 2–3 раза. Уже сейчас плотность сети на ЗИЛе бросается в глаза в схеме красных линий, а после реализации это будет видно и на спутнике. Надо оговорить, что высокая плотность улиц спроектирована не столько для нужд автомобильного движения, а в первую очередь для повышения пешеходной проницаемости территории и увеличении площади пешеходных пространств. Каждая вторая улица в жилых кварталах сделана пешеходной с проездом лишь для обслуживания застройки и спецтехники.

В проекте сформированы улицы по-настоящему «городского» характера, когда пространство профиля непосредственно связано с застройкой и объектами в первых этажах. Тогда это отношение было еще в новинку, хотя уже активно продвигалось Москомархитектурой.

В типологию пространств входит и разнообразный зеленый каркас.

Да. Структурированный, не «размазанный», состоящий из разных элементов и связанный между собой. МЦК у нас «сжата» между двумя парковыми зонами: уже реализованной Тюфелевой рощей и парком территории ЗИЛ-Юг с другой стороны. Получилось даже романтично: современный, тихий и по-своему красивый поезд будет ехать по парку как своего рода аттракцион. Два парка, с северо-запада и с юго-востока от МЦК, образуют единое зеленое пространство. Через озелененные улицы центральный парк соединяется с парком вдоль набережной.

Что делает его единым? Переходы? Сейчас в проекте KCAP надземных переходов стало больше. Сколько было надземных и сколько подземных переходов в вашем проекте?

В общей сложности в проекте заложено пять связей: две наземные (по набережной и бульвару), две подземные через «проколы» в насыпи путей МЦК и одна надземная, часть южного вестибюля станции«ЗИЛ», интегрированной в ТПУ с двумя упомянутыми выше новыми станциями метро. Шаг между переходами у нас получается приблизительно 250-270 метров, что вполне удобно. В материалах КСАР мы не увидели увеличения количества связей, но в преодолении разделителей правило «чем больше – тем лучше» работает очень хорошо.
Концепция «Зил-Юг». Схемы парков и связей
© Институт Генплана Москвы


Что стало с идеей Юрия Григоряна опустить шестиполосную автомобильную часть ниже нулевой отметки, перекинув к воде много мостов-переходов?

Были такие проработки. В итоге проезжую часть оставили на земле. Отчасти для удешевления, отчасти – чтобы не отрывать остановки общественного транспорта от общего городского пространства. Сегодня эта магистраль реализована в достаточно компактном профиле с хорошей частотой наземных переходов-«зебр» (через каждый квартал), так что обеспечивается комфортная связь жилого массива с берегом реки и парком.

Насколько я помню, вы планировали сохранить памятники и заводскую застройку. Потом были проблемы со сносом корпусов 1911 года вдоль ТТК, которые освещал Архнадзор…

Памятник с официальным статусом ОКН на ЗИЛе один, здание заводоуправления 1916–1920 годов. Мы стремились сохранить больше, но северная часть территории, которая примыкает кТТК, сложная, там много собственников, достаточно сложно уследить за ситуацией и, на мой взгляд, там появились некоторые вещи, которые можно назвать случайными. Судьба части корпусов вдоль ТТК до сих пор нас волнует. Одно из двух зданий, образующих пропилеи по сторонам заводской проходной, где сейчас памятник Лихачеву, реконструировано для центра «Авилон» по проекту Kleinewelt Architekten – в целом неплохо, но корпус изменился, и теперь уже не очень похож на пару западного корпуса, симметрия, которая там была, несколько нарушена.

Я считаю важным этот исторический вход, проходную и пропилеи. Это ансамбль, что хорошо видно на перспективах 1930-х годов.
zooming
Проект реконструкции автозавода имени Сталина. Главная магистраль. Перспектива. 1-я проектная мастерская НКТП
Из статьи Е.М. Попова, главного архитектора ЗИС. Е.М. Попов. Реконструкция автозавода им. Сталина // «Строительство Москвы» № 18, 1936.
zooming
Общая перспектива большого ЗИС
Из статьи Е.М. Попова, главного архитектора ЗИС. Е.М. Попов. Реконструкция автозавода им. Сталина // «Строительство Москвы» № 18, 1936.

К слову сказать, я уже какое-то время вхожу в городскую комиссию по наименованию территориальных единиц, и рад, что мне удалось отстоять часть названий, связанных с историей завода: проспект Лихачева и Зиловский бульвар.

В северной части мы также наложили пятна заводских корпусов на контуры новых кварталов – больших, ограниченных проезжими улицами. Была даже идея сохранить ценные заводские фасады, выходящие на главный бульвар ЗИЛАРТа, вот, к примеру, в этом квартале, который проектирует сам Юрий Григорян… Мы довольно долго прорабатывали эту тему. Но насколько я знаю, от идеи сохранения фрагментов пришлось отказаться по техническим причинам. Корпуса не памятники, никакой законодательной базы здесь нет, это вопрос доброй воли девелопера. Но сетка вторит старому плану завода как своего рода планировочная проекция.
Проект реконструкции автозавода им. Сталина. 1936 г. Генплан
Материалы предоставлены ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»


Что, помимо зданий вдоль ТТК и контуров плана, из старого заводского наследия еще можно сохранить?

В составе южной территории – ТЭЦ ЗИЛ, расположенная к северу от ЗИЛ-Юга за бульваром Лихачева и вполне сохранная. Нам очень нравится этот объект индустриального наследия, надеемся, его удастся сохранить и приспособить. В наших документах он проходит как объект реконструкции. Функционально мы вписывали сюда арт-кластер по примеру Винзавода, Artplay или Флакона, ТЭЦ ЗИЛ хорошо бы вписалась в этот ряд: уникальное здание и актуальный для нашего времени формат.
  • zooming
    1 / 3
    ТЭЦ ЗИЛ, современное состояние
    Фотография прдоставлена Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    2 / 3
    ТЭЦ ЗИЛ, современное состояние
    Фотография прдоставлена Институтом Генплана Москвы
  • zooming
    3 / 3
    ТЭЦ ЗИЛ, современное состояние
    Фотография прдоставлена Институтом Генплана Москвы

Если смотреть на ЗИЛ-Юг, высотность у вас понижается к центру и растет по краям. KCAP в новом мастер-плане сгладили высотность к воде, но в целом сохранили эту особенность. Почему такая композиция «блюдца»?

Да, плотность «вышла на периметр», поскольку заказчики поняли, что именно здесь собраны лучшие, дорогие видовые характеристики. Хотя правила советского градостроительства диктуют обратное – смягчение антропогенной нагрузки к границе с водой. Тут есть одна интересная особенность, которая отчасти приводит к такому результату: шкала стоимости, которую заказчик платит за изменение видов разрешенного использования, растет до уровня плотности 40 000 м2/га, после чего рост заканчивается. Изменение вида использования для плотности 40 000 м2/га и 100 000 м2/га стоит одинаково, поэтому девелоперу выгоднее «перешагнуть» сразу далеко, резко увеличить плотность для какой-то группы участков. Наш силуэт – в числе прочего и проекция этой особенности.
Фрагмент упомянутого исследования. Методология: сравнение
© Институт Генплана Москвы


Итак, ваш проект, получается, был очень масштабным примером – носителем пафоса нового подхода к городской ткани, который начал развиваться с приходом Сергея Кузнецова. Своего рода эталоном новой градполитики, ориентированной на квартальную городскую ткань как более комфортную. Тут возникает два вопроса, первый – на какие прообразы вы ориентировались формируя свое решение в 2012–2016 годах?

В первую очередь на современную европейскую практику. Плюс мы стремились сделать антитезу микрорайонной застройке. Главный посыл – сделать иначе.

Затем уже рефлексировали этот опыт, в частности, когда разворачивалась реновация, сделали исследование по заказу Москомархитектуры – сравнение с зарубежными примерами качественной жилой среды, анализировали наши любимые примеры, Хельсинки, Стокгольм, мы любим северную Европу. Сравнивали с проектами реновации. Пытались показать в этом исследовании, что сейчас мы находимся в фазовом сдвиге в сторону европейского подхода.
Концепция мастер-плана территории ЗИЛ-Юг, 2020
© KCAP по заказу Группы «Эталон»

cic =
Важным показателем качества планировочной структуры мы выделили баланс площади публичных пространств и участков различных объектов в городе. В Москве процент публичных территорий жилых районов срединного пояса (где сейчас проводится Реновация) составляет 15-17% (не включая крупные парки), тогда как в крупнейших городах Европы -45-50% (для исторического центра и нового строительства).

На ЗИЛе же в границах трех ППТ доля публичных пространств составит 47% (даже без центрального парка), что очень близко к европейскому показателю. Эти территории – необходимый ресурс для развития комфортной и разнообразной городской среды.

Другая сфера, в которой необходим баланс, связана с планированием распределения функций на территории. Мы многое сделали для этого, хотя работали на достаточно обобщенном уровне. Запланировали уникальные объекты: инновационную школу, Технопарк Нагатино, технопарк рядом со старым заводоуправлением – в нем несколько тысяч рабочих мест. Баланс жителей и рабочих мест на все 400 га по расчетным показателям – где-то 75 000 одних и 66 500 других, плюс-минус.
  • zooming
    1 / 7
    Концепция «Зил-Юг»
    © Институт Генплана Москвы
  • zooming
    2 / 7
    Концепция «Зил-Юг»
    © Институт Генплана Москвы
  • zooming
    3 / 7
    Концепция «Зил-Юг»
    © Институт Генплана Москвы
  • zooming
    4 / 7
    Концепция «Зил-Юг»
    © Институт Генплана Москвы
  • zooming
    5 / 7
    Концепция «Зил-Юг»
    © Институт Генплана Москвы
  • zooming
    6 / 7
    Концепция «Зил-Юг»
    © Институт Генплана Москвы
  • zooming
    7 / 7
    Концепция «Зил-Юг»
    © Институт Генплана Москвы

Что еще важно: на проекте ЗИЛ, благодаря тому, что параллельно велось архитектурное проектирование, мы смогли, во-первых, наблюдать все воочию, постоянно взаимодействовать, а во-вторых, получить более подробную подоснову и работать более детально. Обычно ППТ ведь делается в двухтысячном масштабе, а мы делали на геоподоснове в пятисотом, так как заказчик мог нам ее предоставить. И эта практика, к моей радости, принялась – проекты реновации мы теперь делаем в пятисотом масштабе. Тогда это была технологическая инновация.

Другой позитивной практикой стало взаимодействие всех со всеми, организованное «на плацдарме» Москомархитектуры как волевой проект. Все постоянно обсуждали, все были в курсе. Я бы для всех проектов такого масштаба создавал управляющую компанию, корпорацию развития территорий – так делают во всем мире. Они включают в себя муниципалитет, девелоперов, жителей. Потому что бесшовную среду можно создать только в бесшовном процессе. У нас это приходится делать волевым усилием, рабочими группами, но такой подход может стать правилом, а не результатом действия одной, пусть и позитивной, воли.

Второй вопрос: получается, вы были одними из первых. Сейчас на поле комфортного городского пространства много разных игроков, все пропагандируют примерно одно и то же… Как бы вы определили вашу специфику? Чем отличается ваш подход, Института Генплана, к формированию застройки «центрального городского типа»?

Прежде всего – мы хранители информации, понимаем историю вопроса, эволюцию. Это дает нам видение на несколько шагов вперед, примером служит, в частности, приведенная выше история с метро на ЗИЛе. При формировании новых структур очень важно не просто грамотно и красиво их сформировать на сегодняшний день, а продумать с учетом потенциальной структуры, в том числе для прилегающей территории. Не потерять какой-то важный створ, будущую связь. Ее сейчас нет, может быть, даже пятиэтажка поперек стоит. Но все остальные дома 1970-х годов уже ловят этот коридор, и он уходит в парк, к пруду или к станции метро.

Наш творческий метод таков – мы всегда начинаем работу с далекого будущего, формируем систему на этой основе. Поэтому слова вроде бы те же, а решения иные. Мы работаем с учетом перспективной потенциальной структуры: выявляем потенциал, стремимся не нарушить возможные связи пространственных систем. В Институте постоянно идет процесс формирования образа главных магистралей, метро, линий, железной дороги и всего остального, – это наша традиция и наш конек. Должен сказать, что очень помогает наследие генплана 1971 года, если бы его не было, город не вынес бы взрыв автомобилизации. В красных линиях уже 50 лет существуют многие коридоры, оставленные для инфраструктурных объектов, для дорог и метро, они уже тогда были заложены.

Другая наша особенность – мы сейчас по собственной инициативе внутри Института Генплана разрабатываем алгоритмическую систему анализа и оценки характеристик городской среды. У нас формируется перечень категорий, которые мы хотим отслеживать в измеримой плоскости. Вот, к примеру – качественный каркас публичных пространств должен быть логично ориентирован на точки притяжения, он должен быть целостным, территориально мощным, крепким, с большим количеством разных видов социальной активности внутри.

Как вы оцениваете недавно представленную концепцию мастер-плана территорииЗИЛ-Юга от голландского бюро KCAP?

Приятно видеть, что планировочная структура, заложенная в ППТ получает эволюционное развитие: конкретизируются застройка и общественные пространства. Удачным кажется идея нового поперечного парка, выходящего к затону и ряд выделяющейся застройки вдоль него. В целом все стало интереснее, насыщеннее. Интересно посмотреть, как проект будет развиваться далее.

Как вы в целом оцениваете значение этой работы для Института?

Сложный вопрос, но работа, определенно, знаковая, этапная, важная. Она четко совпала с новой градостроительной политикой и мы ей занимались, скажем так, будучи на переднем крае. С точки зрения опыта очень интересная: организационно и структурно сложная, многоэтапная.

С таким количеством разных интересов и специалистов, с постоянными обсуждениями, о которых вы говорите – как удалось сохранить профессиональную взвешенность, не перейти в поле конкуренции?

Конечно, столкновение интересов всегда есть, надо это понимать и относиться спокойно. Если принимать здравые аргументы, тогда и получается здоровый синтез.
Архитектор:
Виталий Лутц
Проект:
Концепция «Зил-юг»
Россия, Москва

Авторский коллектив:

Главный архитектор, Руководитель АПО №6: В. Р. Лутц
И.о. начальника ЗМ №15: В. Б. Борисов
Главный архитектор проектов: А. Ч. Ткачук
Руководитель группы архитекторов: А. М. Галактионов
Ведущий архитектор: А. Н. Перфильев
Архитектор 1 категории: И. В. Беляев

2015 — 2017

22 Декабря 2020

Похожие статьи
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.