Арт-вакцинация города

Очередной «Арт-Овраг» в Выксе продемонстрировал выход на новый, более планомерный и интерактивный уровень работы с городом и его жителями.

mainImg
Мастерская:
дизайн-бюро «Линия 8»

72 часа праздника
С 9 по 11 июня 2018 года в городе Выкса прошел один из самых ярких и популярных фестивалей городской культуры в России «Арт-Овраг», проводимый Объединенной металлургической компанией, АО «ОМК» и благотворительным фондом «ОМК-участие». Организаторы утверждают, что это самый крупный подобный фестиваль за пределами Москвы, и с этим не поспоришь. В течение трех дней жителей и гостей города Выкса ждали 10 площадок, на которых разворачивалась насыщенная программа из множества культурных, образовательных и спортивных мероприятий, а также презентаций новых перфомансов, инсталляций и дизайнерских объектов, в той или иной мере отвечающих заданному главным куратором фестиваля Антоном Кочуркиным девизу «Полезное искусство». Парадоксальное словосочетание подталкивало художников, архитекторов и дизайнеров к поискам решений, которые, кроме красоты и смысла, полезны для города и его жителей. И они справились с этой задачей.
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Символ фестиваля 2018 года – «Купание красного единорога». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Куратор фестиваля Антон Кочуркин проводит экскурсию по городским районам. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

Успеть везде и посмотреть все, что было подготовлено, создано и представлено на центральной площади, в городских парках и дворах, на набережных и в цехах Металлургического комбината, было физически невозможно, но каждый мог найти для себя ту площадку и те события, которые ему были наиболее интересны, не упуская возможность познакомиться с чем-то новым и необычным.
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

На любой вкус и цвет…
Разработкой программы и идеологии фестиваля занимаются приглашенные кураторы, чей срок полномочий составляет три года, чтобы каждая команда могла реализовать все свои начинания, а затем передать бразды правления дальше. Сейчас у фестивального руля стоит тандем куратора фестиваля Антона Кочуркина и продюсера Юлии Бычковой, хорошо известных как кураторы фестиваля «Архстояние», а также авторы нескольких концепций пространственного развития территорий. Последнее особенно важно для «Арт-Оврага» с его фокусировкой на творческое переосмысление и решение проблем постсоветского города. Для расширения тематического и типологического диапазона фестиваля в кураторскую команду вошли еще несколько экспертов.
zooming

Куратором театральной программы фестиваля был известный российский режиссер, лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий, благодаря которому в программе появилось выдающееся художественное событие – театральный перфоманс «Страсти по Мартену», поставленный режиссером и хореографом Анной Абалихиной в пространстве исторического мартеновского цеха Выксунского металлургического завода и посвященный его закрытию весной этого года. Прошли всего три спектакля, по одному на каждый фестивальный день, но нет сомнений в том, что осмысление и оценка этой феерии, построенной на симбиозе музыки, пения, танца и речитатива и противопоставлении их брутальному и анти-театральному окружению, будет идти продолжаться еще долго. Каждый побывавший на перфомансе не сможет по-прежнему воспринимать промышленный антураж и, каждый раз, в грохоте станков и конвейеров будет слышать удивительную музыку, сочиненную композитором Алексеем Сысоевым. В постановке участвовали рабочие завода, волонтеры и учащиеся местной музыкальной школы. Как сказал Юрий Муравицкий на пресс-конференции, «необычность этого перформанса в том, что он делается здесь и про здесь».
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса.Фотография: Елена Петухова

Куратором спортивной программы фестиваля стал Александр Заволожин. Этот, традиционно популярный у местных жителей, раздел дает возможность всем желающим познакомиться и попробовать себя в новых видах спорта, таких как воркаут, паркур, скейтбо́рдинг и футбольный фристайл. В этом году к программе из открытых уроков и соревнований добавилась презентация нового спортивного объекта «Скейт-волна» в городском парке, который создал вместе с выксунской группой UG известный скейтер Тимофей Любшин.
«Скейт-волна» в городском парке. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Показательные выступления на «Скейт-волне» в городском парке. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Показательные выступления по футбольному фристайлу на главной площади. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG

Образовательную программу, ставшую после прошлогоднего фестиваля постоянно действующей, курирует Мария Мкртычева. Вокруг нее организовалось сообщество, которое активно участвует как в просветительских мероприятиях, так и в других городских проектах «Арт-Оврага».
Главная фестивальная площадь. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

За программу современного искусства отвечала Алиса Багдонайте, курирующая также постоянно действующую в Выксе с прошлого года Арт-резиденцию «Vyksa Air», где развернулась часть художественной программы, а именно: персональная выставка одного из резидентов – Устины Яковлевой, а вечером показывали видео- и звуковая инсталляция Дмитрия Булныгина «Смена». Еще одна часть программы проходила в Музее истории ОАО «ВМЗ», где открылась мультимедийная выставка «Повседневные трансформации» и проходили лекции ее куратора Натальи Фурс и встречи с медиа-художниками Еленой Никоноле, Дмитрием Морозовым и Ильдаром Якубовым, участвующими в ней.
Выставка «Повседневные трансформации» в Музее истории ОАО «ВМЗ». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Выставка «Повседневные трансформации» в Музее истории ОАО «ВМЗ». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

Но самое яркое событие программы «Современное искусство» оказалось спрятанным от случайных взглядов в чаще лесопарка «Посадка» и лишь самые рьяные ценители, да еще местные жители, прогуливающиеся через парк по двум единственным тропкам, могли насладиться провокационной и одновременно меланхоличной работой Тимофея Радя (T-Radya), который предложил спасти репутацию «Посадки», считающейся одним из самых криминально-опасных мест города, при помощи огромной светящейся надписи «ВСЕ ЭТО НЕ СОН», установленной между высокими соснами на металлических стойках. И каждому случайному путнику, проходящему через парк, теперь эти несколько слов будут сиять, словно «путеводные звезды».
Инсталляция «ВСЕ ЭТО НЕ СОН» Тимофея Радя (T-Radya). Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG

Еще один художественный проект представлял собой иную, более демократичную и объединяющую идею. «ЗаСТОЛье», придуманное и реализованное французской командой из архитектора и сценографа Лоренса Фальзона и куратора Бертрана Госселина, – это стометровый стол, вытянувшийся по диагонали Площади Металлургов. Простая и понятная метафора стола как объединения и средства поиска общего языка пользуется неизменным успехом и, до «Арт-Оврага», уже была показана европейских городах. Выкса поделилась с проектом своим фирменным блюдом – окрошкой с килькой, ее подавали за огромным столом.
Проект «ЗаСТОЛье» архитектора и сценографа Лоренса Фальзона и куратора Бертрана Госселина (Франция). Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Поедание окрошки с килькой в рамках проекта «ЗаСтолье» архитектора и сценографа Лоренса Фальзона и куратора Бертрана Госселина (Франция). Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Сеанс одновременной игры в рамках проекта «ЗаСтолье» архитектора и сценографа Лоренса Фальзона и куратора Бертрана Госселина (Франция). Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG

Параллельную программу курировал современный художник Владимир Селезнев, благодаря которому, в сферу художественной активности на «Арт-Овраге», попали автотюнинг, ковка, просмотр кинофильмов и дискотека на свежем воздухе. К параллельной же программе относилось и открытие уже упомянутой скейт-площадки, и презентация арт-объекта «Мяч», придуманного жительницей Выксы Натальей Гусевой и выбранного на прошедшем весной этого года конкурсе.
Художественная ковка в рамках параллельной программы. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Кинотеатр под открытым небом в рамках параллельной программы. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG

Один из символов «Арт-Оврага 2018» – ансамбль из двух остановок в центре города: группа конструкций, сваренных из стальных труб ярко-красного цвета. Поначалу невнятные, при движении мимо они складываются в огромные буквы и в определенном ракурсе образуют слова «ART» и «OVRAG». Проект бюро «Дружба» выбрали по итогам открытого международного конкурса. Остановки оборудованы USB-портами для подзарядки телефонов, кроме того, «дружелюбные» архитекторы заложили в конструкции систему прямой коммуникации по принципу «переговорных труб», используемых на кораблях – ею могут развлекаться пассажиры в ожидании автобуса.
Остановка «Арт-Овраг». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Остановка «Арт-Овраг». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG
Открытие остановки «Арт-Овраг». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Открытие остановки «Арт-Овраг». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Тестирование коммуникационной трубы на остановке «Арт-Овраг». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

Открытие остановок, как и презентацию всех основных мероприятий фестиваля сопровождали театральные перформансы в исполнении артистов театра Spam-theatre, чей яркий, брендированный по эскизам местного художника автобус колесил по всему городу.
Артисты театра Spam-theatre. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса.Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG

Авторы остановок, архитекторы бюро «Дружба», известны прежде всего как изобретатели новых форматов детских площадок и рекреационных зон – в Выксе они также оборудовали многофункциональное пространство во дворе на улице Пирогова, 6. Игровой площадкой его можно назвать скорее условно: два года назад «Дружба» совместно с художником Романом Ермаковым и городскими активистами, при участии объединения «Город для детей» и Детского архитектурного клуба «Кони на балконе», начали проект исследования двора между спортивной школой и детской школой искусств. Большая часть пространства была оккупирована парковкой. Вместо того, чтобы сделать собственный проект и реализовать его, сделав жителям «нежданный подарок», архитекторы «Дружбы» решили не навязывать не нужные людям решения, провоцируя негативную реакцию. Они заимствовали методику собственных развивающих занятий с детьми – дали возможность жителям самостоятельно определить, что они хотят видеть на площадке. Нельзя сказать, что процесс шел легко. По словам одного из партнеров бюро «Дружба» Беллы Филатовой, им пришлось преодолеть серьезное сопротивление и скептицизм местных жителей, которые не ждали от «архитектурных гастролеров» никаких чудес, да и вообще не хотели никаких изменений. После множества перипетий проект был разработан и большей частью реализован к фестивалю «Арт-Овраг». Жители, пришедшие на открытие, с радостью признались архитекторам, что узнают в построенных объектах свои самые первые идеи и зарисовки с воркшопов. Теперь жителям предстоит выбрать название для площадки – сбор вариантов начался во время открытия.
Открытие творческой площадки про улице Пирогова. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Открытие творческой площадки про улице Пирогова. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Открытие творческой площадки про улице Пирогова. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

Реализация концепции двора по улице Пирогова прошла в рамках проекта «Город своими руками». Цель проекта – развитие городского сообщества и вовлечение жителей в качественную трансформацию среды. Сейчас проект курирует Свят Мурунов, он ведет в Выксе комплексную исследовательскую программу «Мастерская прикладной урбанистики», начатую полтора года назад. Она включает несколько этапов: анализ ситуации с дворами в Выксе, опросы населения, выявление активных и дееспособных сообществ, организацию воркшопов по сбору идей и созданию концепций новых многофункциональных дворовых пространств, получивших название «Арт-Дворы». Пять дворов уже реконструированы и переоснащены по проектам и в соответствии с запросом местных сообществ. Новые площадки для отдыха и занятий спортом открыли к началу «Арт-Оврага».
Строительство «Арт-Двора». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Михаил Приемышев © Мастерская прикладной урбанистики
Один из «Арт-Дворов». Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса.Фотография: Елена Петухова
Холодно-горячо
Получивший свое название в честь оврага в городском парке, где восемь лет тому назад прошел первый фестиваль под девизом «Стрит-арт вместо наркотиков», «Арт-Овраг» очень изменился не только по масштабу, продолжительности и количеству участников, но и по формату, а главное целям своего проведения. Изменения, наверное, и есть самый ценный предмет анализа феномена городских арт-фестивалей в России вообще и «Арт-Оврага» в частности.
Интерактивная инсталляция «Игровая площадка», бюро «Селигер», 2015 год. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

Один из инициаторов проведения фестиваля, его душа и двигатель всего процесса, председатель попечительского совета фонда «ОМК-Участие» Ирина Седых сказала на пресс-конференции, что за восемь лет фестиваль прошел огромный путь. Все начиналось как городской праздник, способный отвлечь молодежь от наркотиков и дать им новые форматы для выплескивания энергии, в том числе креативной. Главное градообразующее предприятие, обеспечивающее жителей города работой, осознавая свой долг – что, признаемся, на так уже часто встречается в России – решило стать социально-ответственным и улучшить жизнь горожан при помощи художественных и социо-культурных практик. Благодаря инициативе и настойчивости Ирины Седых, благое намерение вылилось в фестивальный марафон. Каждый фестиваль – это очередной этап эксперимента, результаты которого непредсказуемы и могут быть оценены только после воплощения. Как в детской игре «холодно-горячо» – приходится нащупывать правильный путь и определять те решения, которые будут эффективны, на самом деле помогут людям, улучшат их жизнь, привнесут в среду нечто действительно значимое, изменят самовосприятие горожан и превратят их из зрителей, которые даже и не покупали билеты на шоу, в деятельных участников происходящих в городе эволюционных процессов.
Парад арт-плотов на открытии фестиваля. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса.Фотография: Елена Петухова

В «молоко»...
Если проанализировать историю фестивалей и особенно события в Выксе между фестивалями, можно понять, какие решения работают, а какие нет, какие практики попадают точно «в яблочко», а какие уходят скорее «в молоко».
Прежде всего эффект трех фестивальных дней как разовой акции при всем блеске мероприятий почти никак не проецируется на повседневную жизнь выксунцев. Для горожан эти дни становятся чем-то вроде «наводнения», которое обрушивающегося на Выксу и уходит, оставляя «наследство» в виде арт-объектов, значение которых им сложно было осознать. Результат – уничтоженные как вандалами, так и просто в процессе ремонта фасадов граффити и арт-объекты, в том числе уникальные, имевшие безусловную ценность для современного российского искусства.
zooming
Наполовину закрашенное граффити «Гитарист», Василий LST (Анганск, Иркутская область), 2013 год. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса © ART-OVRAG

Также не проходят социальную проверку «нежеланные подарки» – вроде бы действительно нужные объекты, но созданные без участия и хотя бы консультации с местными жителями. Так один из реконструированных не так давно дворовых комплексов стоит заброшенным. Дети и взрослые продолжили использовать старую, пусть типовую, но «родную» игровую площадку по соседству. Уроки «пришлых» вызывают отторжение. Аналогичная реакция прослеживается и у местного руководства, которое в глобальном плане поддерживает фестиваль. Глава администрации городского округа Выкса Владимир Кочетков выступил на пресс-конференции «Арт-Оврага», мэрия участвует в реализации многих фестивальных начинаний. Но руководители среднего звена предпочитают держать нейтралитет. Так, например, руководство художественной школы, рядом с которой «Дружба» вместе с жителями делала творческую площадку, так и не вышло на контакт с инициативной группой и никакого участия в проекте не приняла. Для многих руководителей городских департаментов все разговоры о комфортной и городской среде по-прежнему сводятся к разбивке клумб с однолетниками, пример – новый «Дендрарий» в городском парке, и расстановке «потешных» садовых скульптур в скверах а-ля «Каньон сказок» на Манежной площади в Москве. Инертность привычных форматов нельзя недооценивать. Без постоянного внешнего воздействия – презентации новых решений, призывов к сотрудничеству и запроса со стороны городского сообщества – любые инициативы затухают или перерождаются.
 
В «яблочко»…
«Арт-Овраг» – фестиваль уникальный, прежде всего потому, что он эволюционирует, а значит, жизнеспособен. И это заслуга организаторов, инициаторов приглашаемых кураторов. Все проблемные эпизоды и все методы, не подтвердившие свою эффективность (часть и которых мы перечислили выше) подвергаются анализу и пересматриваются. Как результат, концепция фестиваля корректируется и, с каждым годом, в ней появляются новые элементы. Интересно, что общий вектор трансформации фестивальных тем и форматов совпадает с общей для всей России тенденцией, к развитию городских пространств и в создании деятельных сообществ.
Вместо трехдневного «наводнения» начали работать комплексные, круглогодичные программы и институции, направленные на популяризацию современного искусства и урбанистических практик, формирование конструктивного диалога с горожанами, вовлечение их в выработку идеологии и постановку задач для очередного фестиваля. Об этом на пресс-конференции и других мероприятиях фестиваля много говорили Ирина Седых и Юлия Бычкова. В прошлом году в Выксе начала работать Арт-резиденция, обязательным условием участия в которой является презентация итогов работы местным жителям в виде лекции или выставки. В планах организаторов фестиваля – создание местной арт-институции – образовательного учреждения, в котором талантливые выксунцы смогут попробовать себя в разных жанрах стрит-арта и не только. Кроме того, планируется запустить издательскую программы, первым проектом которой станет энциклопедия российского стрит-арта, на основе уже собранной в Выксе коллекции граффити и росписей.
Знаменитые граффити на торгах пятиэтажек. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

Начала работать программа «Мобильная мастерская», в рамках которой Святослав Мурунов вместе с жителями Выксы и приглашенными экспертами (культурологами и инженерами) изучает и проектирует новые многофункциональные жилые дворы. Полученный опыт будет также проанализирован и использован для подготовки методического пособия по развитию дворовых пространств, который войдет в издательскую программу «Арт-Оврага».

После опыта с гигантской росписью Миши Моста на стене цеха Металлургического завода, которую выбирали «всем миром» на конкурсе, рабочие завода теперь с увлечением соревнуются по результатам произведенной продукции за право украсить следующим граффити именно свой цех.

Опять-таки выбранные и построенные по результатам конкурса плоты, теперь служат всем горожанам и пользуются большой популярностью у отдыхающих на Верхнем пруду, как оригинальные (такие есть только в Выксе) плавсредства.
Парад плотов на открытии фестиваля. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

На пользу городу используются методики, апробированные на фестивале, и его огромный пиар-эффект. Сегодня Выкса – это не затерянный в Муромских леса городок, а место проведения самого крупного регионального арт-фестиваля в России. Туристический поток возрастает с каждым годом. В 2015 г. он составлял 22 тыс., а в 2017 – уже 50 тыс. человек приехали сюда, чтобы посмотреть на местные достопримечательности: причем не только «наследство» «Арт-Оврага» в виде арт-объектов и арт-дворов, по которым теперь можно пройти квест, но и на самую главную достопримечательность – металлургический завод, для которого уже разработаны 4 экскурсионных маршрута, позволяющих познакомиться с его неповторимым брутальным антуражем и знаменитой «Шуховской башней».
Башня по проекту В.Г. Шухова, 1898 г. на территории Выксунского Металлургического завода. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Башня по проекту В.Г. Шухова, 1898 г. на территории Выксунского Металлургического завода. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова

Арт-объект «Единорог» (автор Gabor Miklos Szoke (Венгрия), создан в 2013 году) стал практически официальным символом города. Именно он фигурировал на большинстве детских рисунков на выставке «Моя Выкса» на Площади Металлургов в этом году.
Арт-объект «Единорог» (автор Gabor Miklos Szoke (Венгрия), 2013 г. Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Елена Петухова
Фестиваль городской культуры «Арт-Овраг 2018». г. Выкса. Фотография: Юлия Абзалтдинова © ART-OVRAG

Известность города и фестиваля «Арт-Овраг» помогает привлекать инвесторов и спонсоров для различных городских начинаний, помимо самого фестиваля.

Результатом работы сплоченной команды экспертов и накопленного во время фестиваля опыта по развитию городских территорий, стал проект «Формирование благоустройства парка культуры и отдыха «Лебединый рай» с набережной Верхнего пруда каскада Баташевских прудов», победивший на Всероссийском конкурсе проектов комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в номинации «Малые города с населением от 50 до 100 тысяч человек». Эта победа, о которой стало известно накануне фестиваля «Арт-Овраг», судя по реакции городских и региональных властей, в том числе, речи врио губернатора Нижегородской области Глеба Никитина на открытии фестиваля «Арт-Овраг 2018», стало знаменательным и по-настоящему воодушевляющим достижением. Фестивальная команда показала, как затраченные в течении восьми лет усилия конвертируются в масштабные программы преобразования города.

Трудно представить, что согласно принципу ротации кураторов раз в три года, нынешней команде осталось работать еще только один год. Тот задел, который они уже заложили, развив принципы и идеи предыдущей команды кураторов, рассчитан по крайней мере еще лет на пять планомерной реализации. Останавливать их и менять команду – значит обрекать город на новый период «пересменки» и потерю нескольких лет на выработку и обкатку новой концепции. До принятия решения по вопросу следующих кураторов еще по крайней мере год. И было бы замечательно, если бы фестиваль вновь скорректировал свой формат и дал нынешней команде фору в дополнительную пару лет на осуществление всего задуманного.
zooming

Что спасет красота?
Помимо вполне позитивных впечатлений от фестиваля «Арт-Овраг» и деятельности его команды, было сложно избавиться от ощущения смутного беспокойства. Как будто мимо по улице прошел человек, показавшийся знакомым, но вот вспомнить, кто он, никак не удается, и это не дает покоя.
zooming

Так и в Выксе, в праздничной суете и в ажиотаже фестивальных событий, никак не покидало ощущение чего-то знакомого, что лежит в основе всей концепции фестиваля, направленного на изменение, улучшение жизни отдельного города с помощью творчества художников и созданных ими произведений. И только на открытии инсталляции «ВСЕ ЭТО НЕ СОН» пришло понимание: то, что происходит в Выксе – чистой воды эксперимент по спасению мира при помощи красоты. Это та самая цитата из «Идиота» Достоевского, которую, словно знамя, подняла и несла через XIX, XX и вот теперь XXI век русская интеллигенция. Та мечта, о преобразовании через просвещение и облагораживание, которая уже столько раз разбивалась о безразличную к мечтам реальность. И разбивалась чаще всего только потому, что «спасаемые» красотой категорически не хотели либо вообще спасаться, либо спасаться именно той красотой, которую им предлагали.

Достаточно было увидеть на следующий день после открытия инсталляции «ВСЕ ЭТО НЕ СОН» – прекраснейшей, тонкой и светлой работы, как аборигены с энтузиазмом бросают в буквы камни, просто для «фана», проверить, удастся ли бросить камень через кольцо буквы «о», чтобы понять, насколько длинный и тернистый путь предстоит организаторам фестиваля, которых никак нельзя назвать мечтателями, и в первую очередь, тем из них, кто живет и работает в Выксе, видит и слышит разное, в том числе, не позитивное и не оптимистичное. Они прошли долгий путь, но впереди еще очень много работы. Надеюсь, они не отчаются и не опустят руки. Пусть у них все получится, пусть хотя бы здесь «красота спасет мир».
Мастерская:
дизайн-бюро «Линия 8»

19 Июня 2018

Похожие статьи
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Эдуард Моро и Екатерина Гольдберг: «Методика работы...
Одним из самых заметных проектов редевелопмента 2018 года стал творческий индустриальный кластер «Октава» в Туле. Мы поговорили с руководителями бюро Orchestra Design Эдуардом Моро и Екатериной Гольдберг о специфике работы над общественными пространствами и развитием территорий в нашей стране
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Ковчег в заповеднике
Проект апарт-отеля мастерской Ильи Гринберга для Куршской косы – одновременно архитектурная капитуляция, как называют ее авторы, и осознанный выбор. Подход, вероятно, оценил бы Джон Рёскин, для которого в архитектуре была важна честность: здание не притворяется маленьким, не стремится раствориться или мимикрировать, но заявляет о себе с достоинством. Приняв данность ТЭПов и экономической модели, оно не увязает в рефлексии и демонстрирует сильные стороны. Подробную историю формообразования рассказывает главный архитектор проекта Илья Гринберг.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».