English version

Все ради вида

Проект элитного жилого комплекса «Z-House» был разработан архитектурной мастерской ATRIUM для закрытого конкурса, на котором оценивались не только качество и эффектность архитектуры, но и решения, наиболее востребованные или ожидаемые на рынке недвижимости.

mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс Z-House
Россия, Москва, 1-й Тружеников переулок, вл. 16-18

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Николай Зайцев, Петр Алимов, Сергей Ряузов, Алексей Сорокин, Татьяна Елецкая, Никита Кучинский, Ольга Романова, Иван Хрипков, Екатерина Тросман, Артем Рева, Татьяна Матвиенко, Мария Шуклина, Анна Аленичева

2016

Заказчик: Vesper
Закрытый конкурс провела девелоперская компания Vesper в 2017 году, его победителем стали «Цимайло, Ляшенко и партнеры» в соавторстве с французской компаний Antonini Darmon, они и продолжают сейчас работу над проектом. Проект АБ ATRIUM, о котором здесь идет речь, был одним из участников конкурса.
***

Третья точка
В Москве есть несколько районов, считающихся наиболее престижными и желанными для покупки квартир. Еще недавно на первом месте была Остоженка, но ее мягко отодвинули с лидирующих позиций Патриаршие пруды и Хамовники. Последние имеют самый высокий рейтинг и, одновременно, потенциал для роста. В отличие от двух других «точек недвижимого притяжения» в юго-западной излучине Москвы-реки соединились несколько заветных для покупателя факторов: транспортная доступность, развитая инфраструктура, сравнительно неплохая экологическая ситуация и наличие рекреационных пространств. Добавьте сюда освобождаемые от остатков промышленности территории, в том числе расположенные вдоль Саввинской набережной, и вы получите район, где в ближайшие 5-10 лет с большой долей вероятности будет сосредоточена деятельность российской архитектурной элиты. Собственно тенденция уже налицо. Не удивительно, что ряд девелоперов использует формат закрытых конкурсов, к участию в которых приглашают ведущие архитектурные бюро для выбора концепций застройки перспективных участков.
Жилой комплекс Z-House © Архитектурная мастерская ATRIUM
zooming
Жилой комплекс Z-House
© ATRIUM

Экспресс-тестирование
Vesper, входящая в число девелоперских компаний, предпочитающих проводить заказные конкурсы, в 2016 году пригласила несколько архитектурных команд, чтобы найти оптимальное решение и протестировать свои предварительные маркетинговые расчеты. Понимая, примерно, какой проект мог бы удовлетворить все требования города и при этом быть востребован на рынке, Vesper решил провести дополнительное экспресс-тестирование своего перспективного видения. Ведь всегда есть шанс, что найдется еще более эффективное и «продающееся» предложение, которое повысит рентабельность проекта. Приглашенные участники должны были примерно за месяц разработать концепцию, в которой жестко соблюдались бы показатели по выходу площадей и другие утвержденные городом параметры. С объемно-пространственным и планировочным решениями при этом можно было экспериментировать.
Жилой комплекс Z-House. Вид на участок под застройку © Архитектурная мастерская ATRIUM

В число участников конкурса вошло бюро ATRIUM, которому формат закрытых конкурсов достаточно хорошо знаком. Антон Надточий так комментирует эту практику: «Я считаю, что система закрытых конкурсов самая эффективная для заказчиков, потому что она кратчайшим способом гарантирует наилучший результат. Заказчик приглашает лучшие команды, которые не только предложат качественную идею, но и смогут её реализовать. В этом случае они получают концепции, которые показывают различные авторские стратегии и часто даже опережают существующие рыночные тенденции. В таких конкурсах нам всегда интересно показать наше видение, сравнить его с мнением наших коллег и побороться за реальный заказ».
 
Не баян

Под будущий элитный жилой комплекс была выделена отнюдь не простая площадка. Непростая как в плане истории места, так и в плане разномастного окружения и различных препятствий к созданию идеального проекта.
zooming
Жилой комплекс Z-House. Ситуационный план
© ATRIUM

Прежде всего архитекторам нужно было решить, как вписать элитное жилье в сложный по конфигурации участок, затесненный уже существующими строениями, среди которых были: двухэтажный корпус Мосводоканала и нежилой 4-этажный дом, отгораживающие будущий ЖК от набережной; 12-этажная кирпичная башня родом из 1990-х и 4-этажный корпус Центра коррекции и развития, стоящие вдоль 2-го Труженикова переулка, ну и еще целая рассыпь из 2- и 3-этажных строений самого разного назначения и сохранности. К этому «джентльменскому» отягощению добавлялся изрядный рельеф с перепадом отметок более чем на 8 метров. После методичного отступа от границ с учетом пожарных проездов и инсоляции определилось пятно застройки, образующее «Г»-образный корпус с практически равными по длине крыльями, одно из которых шло параллельно набережной, а второе – уходило вглубь квартала. Внутреннее пространство отводилось под небольшой озелененный двор. Заезд в подземный паркинг шел сверху, со стороны 1-го Труженикова переулка.
zooming
Жилой комплекс Z-House. План на отм. ± 0.000
© ATRIUM

Что касается истории места, то основную «тему» задавала располагавшаяся здесь раньше Московская баянная фабрика имени РККА. От ее цехов мало что уцелело и перспектив для использования по конверсионному сценарию не представляло. Зато литературная составляющая открывала перед архитекторами широкий простор для интерпретаций. Столь редко встречающаяся в наши дни специализация в силу своей колоритности просто обязана была каким-то образом отразиться на архитектуре. Архитекторы признаются, что первые попытки конвертировать форму музыкального инструмента в объемно-пространственное решение успехом не увенчались. Играть на баяне оказалось сложнее, чем можно было предположить.

Курортный настрой
Решение нашлось благодаря еще одной ключевой особенности места – близости к реке и возможности сделать вид на реку одним из наиболее ценных преимуществ для будущих покупателей. Для этого команда решила отказаться от обычной конфигурации здания в пользу композиции более распространенной и уместной в совсем других широтах и с несколько иными видами. Вместо обычного вертикального фасада возникла ступенчатая структура, ярусами отодвигающаяся вглубь участка, благодаря чему появилась возможность как открыть вид на реку для квартир, бокового крыла, так и создать систему открытых террас, которыми могли бы пользоваться жители выходящих на них квартир.
Жилой комплекс Z-House © Архитектурная мастерская ATRIUM


Подобные структуры характерны для приморских курортов. Именно так строятся большинство отелей, клиентам которых важно иметь возможность проводить часть отдыха сидя на террасе с видом на безбрежные морские дали. Для московских реалий вид на сероватые волны Москва-реки и перспективу промышленной зоны вдоль Бережковской набережной и дальше, с громадой Сити, подпирающей низкую облачность, вполне сопоставим и конкурентен с видом на море. Во всяком случае так посчитали архитекторы бюро ATRIUM и сделали ставку на курортный тип архитектуры, тем более что в аритмичных зигзагах (отсюда и название дома Z-House) и ступеньках террасного корпуса при большом желании и фантазии можно увидеть аналогию с раскрывающимися мехами баяна. Quod erat demonstrandum.
zooming
Жилой комплекс Z-House. Концепция
© ATRIUM
zooming
Жилой комплекс Z-House. Концепция
© ATRIUM
zooming
Жилой комплекс Z-House. Концепция
© ATRIUM
zooming
Жилой комплекс Z-House. Концепция
© ATRIUM
zooming
Жилой комплекс Z-House. Концепция
© ATRIUM
zooming
Жилой комплекс Z-House. Концепция © Архитектурная мастерская ATRIUM
© ATRIUM
Жилой комплекс Z-House
© ATRIUM

Коллекция бонусов
В результате наложения истории и литературы на геологию, с дополнительным прессингом экономики, выкристаллизовалась логичная и живая система ярусного здания, в котором каждый элемент, в том числе основные пространственные, планировочные и фасадные решения продиктованы стремлением обеспечить будущим покупателям максимальный набор преференций, связанный с расположением комплекса и открывающимися видами.
Жилой комплекс Z-House © Архитектурная мастерская ATRIUM
zooming
Жилой комплекс Z-House. План 2-3 этажа © Архитектурная мастерская ATRIUM
© ATRIUM

Крылья комплекса расположены под углом немного большим, чем 90 градусов – ради того, чтобы обитатели квартир бокового крыла получили более широкий обзор реки. Этой же цели служат небольшие стеклянные эркеры, косым углом выступающие за плоскость фасада на внешней и внутренней стороне бокового корпуса. Внутри они появляются на верхних этажах, там, где поверх пониженной части продольного крыла открывается основная панорама.
Жилой комплекс Z-House
© ATRIUM
Жилой комплекс Z-House © Архитектурная мастерская ATRIUM

Лестнично-лифтовые узлы главного корпуса сосредоточены вдоль внутреннего фасада. Он ориентирован на юго-восток – в обычной ситуации его оставили бы для жилых помещений, но в данном случае авторы предпочли сосредоточить здесь вспомогательные и коммуникационные зоны, чтобы освободить от них внешний видовой фасад.
zooming
Жилой комплекс Z-House. План 6-7 этажа
© ATRIUM
zooming
Жилой комплекс Z-House. План 8-9 этажа
© ATRIUM
zooming
Жилой комплекс Z-House
© ATRIUM
Жилой комплекс Z-House
© ATRIUM

В оформлении фасадов комбинируются кирпичная облицовка и стеклянные витражи. Баланс между ними определяют опять-таки видовые характеристики. Лучшие виды получают максимум стекла. Фасады, выходящие на соседние здания, довольствуются паритетом между кирпичными простенками и двухэтажными узкими витражами, периодически заменяемыми на стеклянные эркеры.
Жилой комплекс Z-House
© ATRIUM

В качестве компенсации за потерю вида на реку, две крайние квартиры на первых этажах продольного корпуса сделаны в формате, близком к таунхаусу. У них есть свой собственный вход с улицы, два полноценных этажа и отдельные террасы над стилобатной частью.
Жилой комплекс Z-House
© ATRIUM

Цоколь комплекса решен таким образом, чтобы визуально и пространственно связать внутренний двор с внешним «миром», выходящим на реку и набережную. Обыгрывая перепад рельефа, архитекторы приподняли основной объем комплекса над уровнем земли, оставив в качестве опор большую часть первого этажа главного корпуса и небольшой коммуникационный блок с лобби и двумя лестнично-лифтовыми блоками бокового крыла. Пространство межу основным объемом и стилобатом используется как общественные и рекреационные площадки. Непосредственно связью между набережной и двором служит широкая лестница, достаточно эффектная, чтобы претендовать на роль фона для памятных фотографий новых жильцов перед заселением.

Вера Бутко так поясняет идею прохода сквозь дом: «Мы хотели привнести в композицию воздух, свет и связать двор с рекой. Благодаря проходу через главное крыло мы получили одновременно защищенное и открытое вовне пространство. Человек идет под этой крышей с огромными консолями и может спуститься на улицу по лестнице. Из любой точки мы видим проходы на реку, избегая таким образом ощущения изоляции, отрезанности от набережной».
Жилой комплекс Z-House © Архитектурная мастерская ATRIUM

Нагрузку от словно бы висящего в воздухе внешнего угла комплекса принимает на себя единственная колонна, отделанная полированным белым камнем, благодаря чему, она почти растворяется в огромном пространстве, замкнутом между отделанным кирпичом стилобатом и облицованным глянцевыми белыми панелями перекрытием. Необычное сочетание на фасадах кирпича со светло-серыми и белыми отделочными материалами придает комплексу легкость и даже утонченность, напоминая лондонские кварталы с их неизменно белыми переплетами окон в обрамлении живописной кирпичной кладки. В этой фасадной игре материалов не последнюю роль исполняют большие витражи. Для них архитекторы предложили осветленные стекла с легким зеркальным эффектом.
Жилой комплекс Z-House © Архитектурная мастерская ATRIUM

При взгляде на встроенную в панораму набережной визуализацию комплекса бросается в глаза, что новый дом не нарушает уже сложившуюся систему застройки. На первую линию Саввинской набережной выходят дома с высотой 9–12 этажей. Их разномастность и отсутствие единого высотного габарита не позволяет говорить об ансамбле, сопоставимом, например, с застройкой Фрунзенской набережной, но какой-никакой ритм тут все же можно усмотреть. Решение, предложенное бюро ATRIUM поддерживает этот общий ритм, но при этом даёт более глубинное развитие композиции за счёт отодвинутой от передней линии высотной частью и понижением ярусов к соседней
кирпичной башне.
Жилой комплекс Z-House
© ATRIUM
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс Z-House
Россия, Москва, 1-й Тружеников переулок, вл. 16-18

Авторский коллектив:
Антон Надточий, Вера Бутко, Николай Зайцев, Петр Алимов, Сергей Ряузов, Алексей Сорокин, Татьяна Елецкая, Никита Кучинский, Ольга Романова, Иван Хрипков, Екатерина Тросман, Артем Рева, Татьяна Матвиенко, Мария Шуклина, Анна Аленичева

2016

Заказчик: Vesper

26 Марта 2018

ATRIUM: другие проекты
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Мастерство контрапункта
В скульптуре Греции периода классики впервые был освоен контрапункт: умение расположить человеческое тело так, как будто оно вот-вот сделает шаг, заключить в нем намек на энергию будущего движения, скрытую динамику. Для архитектуры, особенно в XX веке и сейчас, это тоже одна из главных задач, а архитекторы АБ ATRIUM работают над ее решением упорно, последовательно и всегда немного по-разному. Вот и новый ЖК «Рихард» – хороший пример такого поиска, основанного на осмыслении контрастов городского окружения, переплавленного в подобие живого существа.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Школа нашего времени
В преддверии презентации новой книги бюро ATRIUM, посвященной проектированию школ и других образовательных пространств, основанной на собственном – немалом – опыте архитекторов, а также экспертных суждениях, – рассказываем о здании школы Quantum STEM, реализованной по их проекту в Астане. Планируется, что это первое здание целой серии. В нем многое по современным правилам, но есть и отступления, подтверждающие и развивающие правила. Например, амфитеатров в атриуме два, а во дворе насыпан искусственный холм – ради усложнения плоского рельефа казахской степи.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Гнездо
Новый офис бюро ATRIUM отражает авторскую концепцию Антона Надточего и Веры Бутко. В центре двухъярусного пространства подвешен арт-объект: одновременно и переговорная, и ядро композиции, и презентация метода.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Антон Надточий: «Архитектор ищет форму для хаоса»
Архитектура бюро ATRIUM обладает пластичной формой, формирует сложное пространство, создает иллюзию движения – в этой игре форм и пространств заложены смыслы, эмоции и функции, определяющие качество их архитектуры.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
На зеленом перекрестке
Начавшись с проектирования жилого квартала первой очереди, работа ATRIUM в ЖК «Символ» на территории бывшего завода «Серп и молот» переросла в обширный комплекс задач. Фактически Вера Бутко и Антон Надточий создали целый город в городе: со школой, детским садом, живописным мостом и парком.
Похожие статьи
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.