English version

Течение линий

Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

08 Апреля 2020
mainImg
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
Россия, Москва, ул. Золотрожский Вал, вл. 11

Авторский коллектив:
А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, С. Бирюков, Д. Зражевский, Р. Кузьмин, А. Сизюк, И. Свибович, Д. Худеньких, А. Сорокин, А. Шапиро, О. Романова, Н. Филатов, Е. Кутай, А. Хакимуллин, И. Жуков, В. Тополев, Н. Кучинский, А. Сеченов, В. Гаранин

2011 — 2016 / 2017 — 2019

Заказчик: Донстрой
0 Пожалуй уже больше года взгляду машин, въезжающих с южной стороны Лефортовский туннель под Яузой, открывается вереница контрастных полосатых домов, ощутимо освежившая привычный пейзаж своим не вполне обыкновенным видом. Это – дома очереди 1б жилого комплекса «Символ», который компания ДОНСТРОЙ возводит на территории бывшего завода «Серп и молот». Они завершены и заселяются, а летом в центре обустроенного фрагмента территории с участием мэра Москвы был открыт первый отрезок «Зеленой реки» – бульвара, спроектированного авторами первой очереди, архитекторами бюро ATRIUM.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

О проекте мы рассказывали некоторое время назад. Он имеет развитую предысторию: в 2014 году на редевелпопмент 58 га – большей части гигантской территории завода, был проведен конкурс. Жюри тогда выбрало идею MVRDV, но заказчик отдал предпочтение концепции британского консорциума под началом LDA. Концепцию, очень зеленую и бионическую – искусственные холмы чередовались в ней с башнями и уголками «полукварталов» обтекаемых форм – детализировала британская же UHA London, приведя ее ближе к реальности, отказавшись от самых высоких доминант, но сохранив как «зеленую» составляющую в виде акцента на благоустройстве и озеленении, так и предпочтение обтекаемой, гнущейся, текучей пластики. Поэтому совершенно неудивительно, что для непосредственного проектирования в рамках полученного дизайн-кода пригласили московское бюро ATRIUM – архитекторов, известных своей приверженностью скульптурной пластике формы. Что и позволило получить те самые дома, которые теперь притягивают взгляд потока автомобилистов ТТК – безусловно, небанальные и заметные на общем фоне столичной стройиндустрии.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Группа построек очереди 1б, спроектированных и реализованных Верой Бутко и Антоном Надточим, расположена в восточной части территории завода и состоит из пяти П-образных «рамок» разной степени асимметричности; все они раскрыты на бульвар и сгруппированы вдоль него.

Антон Надточий, ATRIUM:

«Мы были генпроектировщиками восточной части бульвара и всех пяти корпусов очереди 1б; мы разработали концепцию, работали со стадиями П и РД, ландшафтом и интерьерами общественных зон. Это уникальный случай, когда удалось контролировать все этапы создания объекта и увязать все решения в единую комплексную систему.

Результат нам нравится – для города это прецедент другой эстетики, причем реализованной от градостроительных решений до ландшафтных, комплексно. Я бы сказал, в нашем городе такой эстетики больше нет, ни с точки зрения формы, ни с позиций живой градостроительной структуры».

Начнем с бульвара: в конце концов, ДОНСТРОЙ обещает сделать его общедоступной городской пешеходной артерией. Широкий, порядка 30 м в ширину, и слегка изгибающийся, в будущем он должен пересечь всю треугольную территорию жилого комплекса с востока на запад, параллельно шоссе Энтузиастов. Общая длина бульвара около 2 км, он был заложен как рекреационная и «зеленая» ось комплекса уже в концепции. Сейчас реализован отрезок очереди 1б, примерно одна пятая длины. В него, помимо газонов, дорожек, зелени и элементов геопластики, вписаны детские и спортивные площадки самого современного вида от бюро «Чехарда»: со стальными горками, конструкциями из натуральных бревен, перголами и батутами. Проектом продолжения парка тоже будет заниматься бюро ATRIUM.
  • zooming
    1 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой
  • zooming
    2 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой
  • zooming
    3 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой
  • zooming
    4 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    Фотография © ATRIUM

Но самый, конечно, удивительный и привлекательный элемент – это мост. Он находится примерно посередине построенного района на пересечении бульвара и единственной внутренней автомобильной улицы восточной части ЖК, проезда Невельского. В концепции LDA и в доработанном варианте UHA моста не было, там бульвар просто пересекался с улицей, – мост, позволивший развести потоки и сделать пространство бульвара, с одной стороны, более спокойным и самодостаточным, а с другой стороны более сложным, двухъярусным, предложили именно архитекторы ATRIUM. Он разработан совместно с архитектурной мастерской Владимира Гаранина.
zooming
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Мост разделен на автомобильный проезд и протянутый параллельно волнистый пешеходный мостик. Бульвар же, чья трасса целиком отдана пешеходам, «ныряет» под мост. Надо думать, именно отсюда возникло название «Зеленая река»: протяженное прогулочное пространство расположено ниже, чем приватные дворы жилых домов, и из-за перепада высот оно похоже на русло с покатыми зелеными берегами. Под мостом глубина усиливается, хотя очень плавно – гуляя, мы вдруг обнаруживаем себя на минус-первом уровне. Игра с уровнями стала возможной благодаря тому, что рельеф здесь – в основном искусственный. Во-первых, по словам архитекторов, грунт был рекультивирован после металлургического завода, во-вторых, все дома имеют подземные паркинги, приватные дворы расположены на их кровлях, а здесь, на центральной оси комплекса, где парковки нет, напрашивалось решение углубить «реку» в целом, а затем «завести» ее под мост.

Получившийся эффект любопытен сам по себе: он не просто разводит потоки на перекрестке, позволяя гуляющим по бульвару избежать необходимости «переходить дорогу». Он еще и создает несколько эмоциональных типов городского пространства, причем не только разных, но и подталкивающих к сравнению, переживанию несходства соседних площадок: можно смотреть сверху вниз и снизу вверх, под мостом можно спрятаться от солнца или дождя, или наоборот, выйти из-под него, ощутив простор и утягивающую вперед и вверх перспективу переплетающихся дорожек. Кроме того, идя по бульвару к мосту, мы объективно спускаемся, а субъективно – «приподнимаем» для самих себя бордюры ограждений, получая возможность взаимодействовать с нижними этажами домов, как будто приобретая допуск в городскую часть стилобата, что обуславливает ключевую общественную роль моста как некоего узла, средоточия жизни – чья функциональность, конечно, будет зависеть от будущего наполнения нижних этажей. Но помещения, примыкающие к мосту, уже сейчас зарезервированы не для паркинга, а для кафе, и пологие спуски-площади можно будет использовать как летние террасы. Вкупе с открытым деревянным амфитеатром и разбросанными вокруг похожими на гальку округлыми сиденьями здесь образуется некое ядро жилого района, центр его общественной жизни, – или даже небольшая городская площадь сродни тем, которые мы так любим в центрах исторических городов; разница в том, что она закрыта от машин не дорожными знаками, а пространственно, через разницу в уровнях. «Разные неформальные сообщества любят тусоваться под мостами», – говорят архитекторы. И здесь они создали такое «тусовочное» место, но более гламурное, чем просто под мостом.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Яркая деталь – опоры-«кашпо», несущие деревья и вьющиеся растения. «Обычно мосты лишены зелени, они становятся провалами, белыми пятнами в зеленом каркасе; так что мы решили приподнять деревья вверх и сделать мост «зеленым», – говорят архитекторы. Основания опор, плавно скруглены, как у «Ваньки-встаньки», а поверхность бетона скульптурно гладкая: за ее качество архитекторы, по их словам, признательны генподрядчику, компании ФОДД.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Всё работает на восприятие объемов в большей степени как вазонов и в наименьшей как опор моста. Конструктивные опоры трактованы атектонично, из-за чего мосты, автомобильный и пешеходный, визуально скорее парят, в окружении гипер-кашпо, чем опираются на них. Мощение реагирует на точки опирания крупными концентрическими кругами, которые укрупненно-обобщенно изображают круги на воде, следы от дождя – что, с одной стороны, поддерживает ассоциации между бульваром и рекой, а с другой – обозначает различие, потому что линии дорожек на бульваре тянутся подобно течению воды в реке, а круги распространяются на все другие не-бульварные улицы комплекса и дворы, на всю условную «сушу»; в конце концов, такие круги мы чаще всего видим в лужах на асфальте, они, в какой-то степени символ городского пространства вообще.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Итак, плавная графика дорожек бульвара, похожая на полурасплетенную косу, струи воды в реке или водоросли – знаково подчеркивает статус променада как «Зеленой реки». Все это можно оценить при взгляде сверху: эффект рассчитан на взгляд с верхних этажей, на роль благоустройства как «пятого фасада».
  • zooming
    1 / 4
  • zooming
    2 / 4
  • zooming
    3 / 4
  • zooming
    4 / 4

Графическая завершенность благоустройства, его «сформулированность» как для взгляда пешехода, так и для обозрения сверху, создает ощущение ухоженности, осмысленности и взаимосвязанности всех проявлений пространства внутри комплекса, внешних и внутренних, их подчинения единой концепции. Надо ли говорить, что идеи подолжаются во входных группах: текучие линии пола и стен, естественные цвета, белая заостренная стойка ресепшн; кроме того внутри предполагается небольшой зимний сад из живых растений – «зеленая стена».

Плетение линий бульвара перекликается со столь же сдержанно-текучими линиями фасадов. Хотя вернее было бы сказать наоборот: контрастная и волевая, «жилистая» графика домов отразилась в бульваре; все же она была здесь первичной и структурообразующей.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Собственно очертания домов подчинены квартирографии и поэтому достаточно прямоугольны (хотя параметры квартир хороши: высота потолков 3,5 м, высота окон 2,1 м; в скошенных «коронах» верхних этажей помещаются пентхаусы). Но полная и совершенная бионика в жилых домах невозможна или же трудно реализуема, так что архитекторы, ограничившись скругленными углами и асимметричным построением двух домов из пяти, подчинили остальное масштабному рисунку линий. Они визуально активны, притягивают и ведут за собой взгляд, пронизывают пространство комплекса – с помощью линий архитекторам удалось усилить эффект бионической подвижности, может быть даже – навязать домам это современное высказывание как разумный компромисс между требованиями маркетинга и заложенной в проект образностью. В итоге они не вошли в противоречие, как это случается, между творческим порывом и реальностью, а поддерживают друг друга: финансовой части проекта не пришлось идти на чрезмерные уступки ради формы, но архитектура, между тем, обеспечивает узнаваемый и, надо думать, «продаваемый» вид домов. Архитекторы отдельно высказывают признательность компании ДОНСТРОЙ за готовность строить по «нелинейному» проекту, со скругленными углами бетонного каркаса и изогнутыми панелями металлической облицовки.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Корпуса подразделены на два вида: три поменьше, от 5 до 17 этажей, посередине – в них преобладает горизонтальное движение, а их силуэт рисуется крупными ступеньками (для примыкающих квартир предусмотрены террасы). Два других дома расположены по краям, в них 21-27 этажей и порядка 100 метров высоты, и здесь усилена вертикаль: каждая секция имеет скругленные контуры, так что в плане и при взгляде сверху каждый дом похож на многократно перевязанный длинный воздушный шарик. Форма позволяет подчеркнуть их структуру как группы высоких секций, слипшихся башен. Но стройный ряд вертикалей архитекторы сбивают диагональю контура на стыке между фасадами с темной кирпичной и светлой белой поверхностью. Все башни, как инь и ян, составлены из таких половинок, а диагональный контур вторит линиям разветвлений на «горизонтальных» корпусах.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

«Половинки» на фасадах высоких домов наделены легко читаемой контрастностью: тонкая сетка кирпичных перемычек трактована вертикально, окна объединены по высоте, белая часть горизонтальна, здесь появляются ленты окон – они еще и выступают немного вперед, беря на себя роль кожи или коры домов. Отчего фасады получаются трех- или даже четырехслойными: белая материя – кирпич – темный металл – стекло окон. У них есть рельеф, отчетливый, пронизанный «говорящим» сюжетом – к примеру, гнутый темный металл с тонкими желобками горизонтальных полосок присутствует здесь повсеместно, напоминая о металлургическом прошлом территории.

Как и металлические ящики для кондиционеров, поддерживающие на части фасадов рельефность и ритм. Кирпич – определенно, отвечает за современные тренды и респектабельность комплекса, его поверхность актуально-разнотоновая, но везде помещена в металлические рамки. Четырех фактур и двух направлений вкупе с диагоналями оказывается более чем достаточно, чтобы создать цельный, но подвижный, активный образ – временами кажется, что дома застыли в некоем танце, как на дискотеке, двигаются то ритмично, то плавно, и есть в этом свое мегалитическое обаяние.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Эффект танца поддержан разнообразием ракурсов: используя поворот бульвара и поставив всего лишь несколько секций под углом на шарнире этого поворота, архитекторы получили множество различных точек зрения, постоянную сменяемость картины при восприятии в движении, прежде всего если идти пешком по бульвару. «Перспектива в движении интригует, постоянно раскрываются новые ракурсы», – говорит Антон Надточий.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Надо сказать, что хотя очередь 1б пока представляет собой оазис в окружении стройки, но уже сейчас внутри, на бульваре это не ощущается: отсюда город выглядит состоявшимся и даже самодостаточным – как элемент, подготовленный для подключения в общую систему, но в то же время дееспособный и сам по себе, прежде всего благодаря внутренней оси бульвара и ядру перекрестка с мостом. Градостроительная структура открыта для развития и в то же время готова к тому, чтобы зажить, а единство «генетического кода» не в малой степени обеспечивает упомянутая выше суперграфика, объединяющая все объемы, как и «пятый фасад», единой структурой крупных линий и пятен, подвижных и заряженных визуальной динамикой.
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
© Донстрой

Сейчас архитекторы ATRIUM заняты проектированием восточной половины бульвара ЖК «Символ», его фрагментов справа и слева от реализованного, также как и зданий школы и детского сада. В восточной части бульвара должен появиться овальный павильон кафе, искусственный водоем и «сухой фонтан»; тема «кругов на воде» – крупных графических элементов вымостки, – распространяется повсеместно. Южнее построенных домов должен появиться еще один внутренний пешеходный бульвар, поменьше. Следующие четыре дома будут построены в южном углу территории, к западу от школы, их спроектировали совместно WALL и ATRIUM (они предложили фасады, которые наследуют элементы построенных корпусов, в частности белые балконы с изогнутым контуром; их можно увидеть на сайте комплекса). Затем планируется построить дом восточнее очереди 1б, по проекту АБТБ Тимура Башкаева, и следующий, на остром восточном углу, выходящем к шоссе Энтузиастов, по проекту UNK project Юлия Борисова. В общей сложности в составе ЖК «Символ» запланировано 6 очередей строительства. 
  • zooming
    1 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой
  • zooming
    2 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой
  • zooming
    3 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой
  • zooming
    4 / 4
    Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
    © Донстрой

Поставщики, технологии

представительство компании Cladding Solutions на Архи.ру Широкие, местами переплетающиеся, полосы светлого и темного алюминия SEVALCON на фасадах ЖК «СИМВОЛ» создают «течение линий»; часть фасадов отделана алюминиевыми панелями цвета «натуральное дерево». А цвет SEVALCON_BEIGE STONE был разработан специально для этого проекта по заданию архитекторов: используя кропотливую работу с цветом, технологам компании SEVALCON удалось подобрать для алюминия гамму таким образом, что перехода от живого камня к алюминиевым панелям фасада обнаружить фактически невозможно.
представительство компании REHAU на Архи.ру На объекте установлены окна из профиля REHAU. Современные системы светопрозрачных конструкций REHAU пропускают максимальное количество дневного света и позволяют создавать фигурные окна: арочные, трапециевидные, треугольные, круглые оконные блоки со створками различных типов открывания. Для оконных решений REHAU характерны не только разнообразие форм, но и богатая цветовая палитра: от классического белого до самых необычных и ярких цветов по шкале RAL.
Мастерская:
ATRIUM http://atrium.ru/
Проект:
Жилой комплекс «Символ» (очередь 1б)
Россия, Москва, ул. Золотрожский Вал, вл. 11

Авторский коллектив:
А. Надточий, В. Бутко, П. Алимов, С. Бирюков, Д. Зражевский, Р. Кузьмин, А. Сизюк, И. Свибович, Д. Худеньких, А. Сорокин, А. Шапиро, О. Романова, Н. Филатов, Е. Кутай, А. Хакимуллин, И. Жуков, В. Тополев, Н. Кучинский, А. Сеченов, В. Гаранин

2011 — 2016 / 2017 — 2019

Заказчик: Донстрой

08 Апреля 2020

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
ATRIUM: другие проекты
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Спиральный подход
Здание школы в Нурсултане, выполненное Верой Бутко и Антоном Надточим полностью, от концепции до стадии РД, стало воплощением авторской методики по созданию современной образовательной среды, над которой архитекторы ATRIUM работают много лет. Среди основных ее принципов – создание вдохновляющего пространства, мотивирующего к созидательной творческой деятельности. Поэтому новая школа получила форму орнаментированной золотистой спирали, которая символизирует восхождение к знаниям, а внутри здание представляет собой сложно организованный многофункциональный «город в городе» с многоярусными атриумами, амфитеатрами и вариативными маршрутами.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Свиток и зеркало
Архитекторы бюро ATRIUM разработали в конкурсе концепций для Туркестана четыре проекта; один из них победил в своей номинации и будет, вероятно, реализован.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
Гнездо
Новый офис бюро ATRIUM отражает авторскую концепцию Антона Надточего и Веры Бутко. В центре двухъярусного пространства подвешен арт-объект: одновременно и переговорная, и ядро композиции, и презентация метода.
Все ради вида
Проект элитного жилого комплекса «Z-House» был разработан архитектурной мастерской ATRIUM для закрытого конкурса, на котором оценивались не только качество и эффектность архитектуры, но и решения, наиболее востребованные или ожидаемые на рынке недвижимости.
WAF как зеркало тенденций
Десятый WAF в середине ноября выпустил манифест с десятью принципами. Анализируем тенденции, заявленные фестивалем, сопоставляем их с комментариями архитекторов, посетивших в этом году фестиваль.
Антон Надточий: «Архитектор ищет форму для хаоса»
Архитектура бюро ATRIUM обладает пластичной формой, формирует сложное пространство, создает иллюзию движения – в этой игре форм и пространств заложены смыслы, эмоции и функции, определяющие качество их архитектуры.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
На зеленом перекрестке
Начавшись с проектирования жилого квартала первой очереди, работа ATRIUM в ЖК «Символ» на территории бывшего завода «Серп и молот» переросла в обширный комплекс задач. Фактически Вера Бутко и Антон Надточий создали целый город в городе: со школой, детским садом, живописным мостом и парком.
Город-фонтан
В проекте Веры Бутко и Антона Надточего жилой комплекс на Новоалексеевской улице абсорбировал здания конца XIX века, оставшиеся от насосной станции Мытищинского водопровода, изящно соединив их как со скульптурно-футуристической фантазией, так и с принципами комфортного города.
Нарушая привычное
«Атриум» подтверждает универсальность своих навыков и подхода – каждый достраиваемый объект с новой функцией, а авторский стиль все также узнается. Полтора года назад закончили жилой дом со спорткомплексом, до этого молодежный центр КВН. Новая постройка – торгово-делового назначения. Называется «Водный».
В лабиринтах креативности
Интерьер штаб-квартиры «Яндекс»: старые добрые, проверенные временем приемы в стиле «Атриума», и новые остроумные находки для создания нестандартного рабочего пространства.
Похожие статьи
Заплыв за книгами
Водоем на кровле у библиотеки в провицнии Гуандун сделал ее «подводной»: читатели как будто ныряют туда за книгами. Авторы проекта – 3andwich Design / He Wei Studio.
Лаборатория для жизни
Здание Лаборатории онкоморфологии и молекулярной генетики, спроектированное авторским коллективом под руководством Ильи Машкова («Мезонпроект»), использует преимущества природного контекста и предлагает пространство для передовых исследований, дружественное к врачам и пациентам.
Лекции отменяются
Новый корпус Амстердамского университета прикладных наук рассчитан на новый тип образования: меньше лекций, больше проектной работы.
Индустриальная романтика
Atelier Liu Yuyang Architects превратило заброшенный корпус теплоэлектростанции и часть территории набережной реки Хуанпу в Шанхае в атмосферное городское пространство, романтизирующее промышленное прошлое территории.
Каньон для городской жизни
В Амстердаме открылся комплекс Valley по проекту MVRDV: архитекторы соединили офисы, жилье, развлекательные заведения и даже «инкубатор» для исследователей с многоуровневым зеленым общественным пространством.
Здесь будет город-сад
Институт Генплана работает над проектом-исследованием территории площадью больше тысячи га в районе Вороново. Результат сравним с идеальным городом, причем идеи «города-сада» и компактной урбанизированной, но малоэтажной застройки с красными линиями, улицами, площадями пешеходной доступностью функций он совмещает в равных пропорциях.
Рыбий мост
Пешеходный и велосипедный мост в пригороде Сиднея по проекту Sam Crawford Architects вдохновлен местной фауной и традициями аборигенов.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
«Отшлифованный образ»
Завод по переработке овса по проекту бюро IDOM стоит среди живописного пейзажа Наварры и потому получил «отполированный» облик, не нарушающий окружение.
Зеленые углы
Офисная башня NION во Франкфурте по проекту UNStudio станет одним из самых экологичных зданий Германии.
Культура каменной кладки
Словацкое бюро BEEF Architekti попробовало переосмыслить типологию классической средиземноморской виллы, основываясь на исторических строительных технологиях и традиционных материалах.
Церемониальный вок
Свадебная часовня «Парящий занавес» по проекту say architects эксплуатирует форму приподнятых полукруглых ручек вока, характерную для традиционной жилой архитектуры Китая.
На стыке двух миров
Небольшое здание муниципального бассейна в чешском Лоуни бюро dkarchitekti представило как «живую рекламную витрину» водных видов спорта и отдыха.
Три в одном
Дом на Тележной улице, построенный по проекту мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» всего в паре шагов от Невского проспекта, визуально делится на три самостоятельных объекта. Так архитекторы сохраняют масштаб исторической улицы и преодолевают недостатки вытянутого участка.
Эстетика гусиного пуха
В объемном рисунке фасадов новой штаб-квартиры компании BSH в Шаосине архитекторы бюро Greater Dog Architects визуально отразили специфику деятельности заказчика — производство подушек и одеял из гусиного пуха.
Коридор над водой
Деревянный мост, спроектированный бюро LUO studio, соединил две части водного курорта «Береговая линия Гулоу». Его защищенное металлическими пластинами внутреннее пространство носит торжественный, почти сакральный характер.
Рыжие арки
Проект виллы в индийском штате Раджастан по проекту Sanjay Puri Architects учитывает крайне жаркий и сухой местный климат.
Коллекция домиков
Вилла в штате Мичиган продолжает местную традицию «многосоставных» сельских домов. Авторы проекта – Iannuzzi Studio.
Игра с восприятием
Детский сад на западе Индии по проекту Shanmugam Associates кажется крупнее благодаря продуманно расположенным «карнизам», которые также помогают затенять фасад.
Лес энергоэффективности
Сегодня, 22 августа, в Берлине официально открывается новая штаб-квартира энергетической компании Vattenfall, офисный комплекс EDGE. Один из двух его корпусов – самое большое деревогибридное здание в Германии. Это означает, что его несущий каркас – выполнен из клееного бруса, но в нужных местах дерево сотрудничает с металлом, железобетоном и стеклофибробетоном. Рассказываем, как устроено это не только экологически прогрессивное, но и эффектное строение.
Торжество балконов
Жилой комплекс из обычных и социальных квартир по проекту CoBe Architecture et Paysage появился на месте центра сортировки почты в Бордо.
Квартиры вместо контор
Бюро Qarta Architektura разработало проект превращения памятника чешского функционализма – бывшего здания Пенсионного управления в Праге – в жилой комплекс.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Островок тишины
На курорте Циньхуандао открылся еще один музей – теперь по проекту Wutopia Lab. Он служит «островком тишины» на оживленном морском побережье.
Технологии и материалы
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Быстро, но красиво
Ведущий производитель стеновых ограждающих конструкций группа компаний «ТехноСтиль» выпустила линейку модульных фасадов Urban, которые можно использовать в городской среде.
Быстрый монтаж, высокие технические показатели и новый уровень эстетики открывают больше возможностей для архитекторов.
Фактурная единица
Завод «Скрябин Керамикс» поставил для жилого комплекса West Garden, спроектированного бюро СПИЧ, 220 000 клинкерных кирпичей. Специально под проект был разработан новый формат и цветовая карта. Рассказываем о молодом и многообещающем бренде.
Чувство плеча
Конструкция поручней DELABIE из серии Nylon Clean дает маломобильным людям больше легкости в передвижениях, а специальное покрытие обладает антибактериальными свойствами, которые сохраняются на протяжении всего срока эксплуатации.
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
Стекло для СБЕРа:
свобода взгляда
Компания AGC представляет широкую линейку архитектурных стекол, которые удовлетворяют современным требованиям к энергоэффективности, и при этом обладают превосходными визуальными качествами. О продуктах AGC, которые бывают и эксклюзивными, на примере нового здания Сбербанк-Сити, где были применены несколько видов премиального стекла, в том числе разработанного специально для этого объекта
Искусство быть невидимым
Архитекторы Александра Хелминская-Леонтьева, Ольга Сушко и Павел Ладыгин делятся с читателями своим опытом практики применения новаторских вентиляционных решеток Invisiline при проектировании современных интерьеров.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Сейчас на главной
Школа как сообщество
Лондонское бюро AdjoubeiScott-Whitby Studio превратило здание Александровского училища в Калуге в уникальную школу на 150 учеников. Здание начала XX века адаптировали под британскую образовательную систему – как в программном смысле, так и в архитектурном.
Пена дней
В интерьере ресторана Sparkle бюро Archpoint переосмысляет эстетику винных погребов и обращается к образам, связанным с игристым вином – пузырькам, пене и жизнелюбию.
Небоскреб с оазисами
В Сингапуре завершено строительство небоскреба по проекту архитекторов BIG. Управляющим системами здания искусственным интеллектом и другими цифровыми компонентами занималось бюро CRA – Carlo Ratti Associati.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Руин-бар
Нижегородский бар, спроектированный Fruit Design Studio, совмещает эстетику запустения с дворцовой роскошью, созданной из черновых материалов – бетона, армированного стекла и грубого металла.
Обещания и надежды
Объявлены шесть лауреатов Премии Ага Хана 2022. Они обещают лучшее будущее людям, демонстрируют новаторство и заботу о природе.
Оазис в дождливом городе
Бюро MAD Architects разработало интерьер первого в Петербурге коворкинга сети SOK. Его отличительная черта – обилие зелени и элементов биофильного дизайна, характерная для города колористика и отсылки к литературному наследию.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
Глядя в небо
В Саратове названы победители фестиваля короткометражных любительских роликов, посвященных архитектуре. Фильм, приглянувшийся редакции, занял 1 место. Размышляем о типологии, объясняем выбор, «показываем кино».
Заплыв за книгами
Водоем на кровле у библиотеки в провицнии Гуандун сделал ее «подводной»: читатели как будто ныряют туда за книгами. Авторы проекта – 3andwich Design / He Wei Studio.
Мои волжские ночи
Павильон для кинопоказов и фестивалей на набережной Саратова: ажурные стены, пропускающие речной простор, и каннская атмосфера внутри.
Японский дворик
Концепция благоустройства жилого комплекса у Москвы-реки, вдохновленная модернистскими садами и японскими традициями: гравюры Кацусика Хокусай, герои Хаяо Миядзаки и пространства для созерцания.
Лекции отменяются
Новый корпус Амстердамского университета прикладных наук рассчитан на новый тип образования: меньше лекций, больше проектной работы.
Лаборатория для жизни
Здание Лаборатории онкоморфологии и молекулярной генетики, спроектированное авторским коллективом под руководством Ильи Машкова («Мезонпроект»), использует преимущества природного контекста и предлагает пространство для передовых исследований, дружественное к врачам и пациентам.
Индустриальная романтика
Atelier Liu Yuyang Architects превратило заброшенный корпус теплоэлектростанции и часть территории набережной реки Хуанпу в Шанхае в атмосферное городское пространство, романтизирующее промышленное прошлое территории.
Архивуд–13: Троянский конь
Вручена тринадцатая по счету подборка дипломов премии АрхиWOOD. Главный приз – очень предсказуемый – парку Веретьево, а кто ж его не наградит. Зато спецприз достался Троянскому коню, и это свежее слово.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Твой морепродукт
Пожалуй, первая в истории Архи.ру публикация, в которой есть слово «сексуальный»: яркий и чувственный интерьер для рыбного ресторана без прямых линий и прямолинейных намеков.
Каньон для городской жизни
В Амстердаме открылся комплекс Valley по проекту MVRDV: архитекторы соединили офисы, жилье, развлекательные заведения и даже «инкубатор» для исследователей с многоуровневым зеленым общественным пространством.
Интерьер как пейзаж
Работая над пространствами отеля в Светлогорске, мастерская Олеси Левкович стремилась дополнить впечатления, полученные гостями от природы побережья Балтийского моря.
Законченный образ
Каркасный дом с тремя спальнями и террасой, для которого архитекторы продумали не только технологию строительства, но и обстановку – вся мебель и предметы быта также созданы мастерской Delo.
Маяк на сопке
Смотровая площадка, построенная в рамках проекта «Мой залив», дает жителям Мурманска возможность насладиться природой родного края, поймать северное солнце или укрыться от непогоды.