Зодчество опять в Гостином

Открылась экспозиция юбилейного 25 фестиваля «Зодчество».

mainImg
Юбилей стал важной интригой – именно из-за него фестиваль, в прошлом году перемещенный кураторами Андреем и Никитой Асадовыми в реконструированное еще не вполне, и оттого пыльное, но романтичное пространство Трехгорной мануфактуры, вновь переехал в Гостиный двор – не такой пафосный, конечно, как Манеж, но не намного скромнее. Впрочем, в нем «Зодчество» уже проводили, место привычное.
«Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
«Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На сей раз братья Асадовы разгородили пространство под известной стеклянной кровлей мэра Юрия Лужкова, превратив его в подобие коробки-лабиринта. Ведь как известно, главная проблема экспозиции фестиваля – обилие разнонаправленных, иногда просто-таки с трудом уживающихся рядом стендов: некоммерческих проектов, выставки претендентов на «Хрустального Дедала», стендов областей и производителей. Все это представляет собой довольно гремучую смесь, и кураторы, по их собственному признанию, в этом году организовали выставку кругами. Снаружи, вне стен – некоммерческие проекты, им досталось больше простора; внутри стен образовалось два внушительных коридора – здесь в основном планшеты, как основного смотра-конкурса, так и соседних, студенческих, или к примеру один длинный прогон занимает впервые появившаяся на «Зодчестве» выставка интерьеров. Глубже, внутри, нашлось место для областей РФ и производителей материалов; они к тому же образуют некую ось, начинаясь от входа традиционно главными Москвой, Подмосковьем и Петербургом, и заканчиваясь ближе к амфитеатру пестрой эллиптической выгородкой Татарстана; критик Мария Фадеева отозвалась о нем как о самом креативном на фестивале… Стенд, действительно, нетипичен для республиканской или областной выставки: ни обычного светящегося макета, ни даже стола с консультантом. Внутри овала можно спокойно гулять, рассматривая небольшие, впрочем, фотографии.
Экспозиция Татарстана. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Справа от основной «коробки» входящего встречает экспозиция проекта Архи.ру «Эталон качества»; куратор – Елена Петухова, при поддержке СМА. На мой взгляд, выставка получилась. Не только потому, что единственная из всех прямо и довольно-таки дотошно раскрывает тему фестиваля – в разных формах, вербальной и пластической, размышляя над проблемами качества в архитектуре – вещью неуловимой, трудно- или вообще неопределимой. Но такой актуальной, что все архитекторы постоянно говорят о качестве: начиная от понятного строительного – здесь все начинают тихо, и иногда громко стонать и вскоре заключают, что тут и говорить-то не о чем, оно либо есть, либо, и жалко, что чаще нет. И заканчивая едва уловимым качеством идей, концепций, замысла.
Экспозиция проекта «Эталон качества», куратор Елена Петухова, Архи.ру. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Звуковая инсталляция бюро ТОТЕМЕНТ /PAPER. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Выставка пространственно активна, помимо интервью она состоит из очень разнообразных, подчас – крупных и эффектных объектов пятнадцати архитекторов. Мои фавориты, пожалуй – звуковая инсталляция Левона Айрапетова и Валерии Преображенской, постулирующая неопределимость категории качества, крылатый сарай Натальи Воиновой и Ильи Мукосея, также и пресказуемый, но идеальный мраморный шар, подаренный Андреем Савиным Владимиру Плоткину. Надо думать, он еще и обозначает некий акт (символической?) передачи стереометрического идеала от одного архитектора другому. С этой «точки» начинается экспозиция. Впрочем, интересны все объекты, достаточно разнообразные по составу: два кирпича, старый и новый, от АБ Асадова, контуры проволочной непредсказуемой формы бюро Веры Бутко и Антона Надточия, рисунок Лебеуса Вудса из коллекции Сергея Чобана… Выставку замыкает красный куб с миниатюрным светящимся макетом бассейна в Лужниках UNK Project. Мы планируем подробнее рассказать обо всех экспонатах.
Звуковая инсталляция бюро ТОТЕМЕНТ /PAPER. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
"Крылатый сарай Натальи Воиновой и Ильи Мукосея. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Объект бюро «Атриум». «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Объект Владимира Плоткина, ТПО «Резерв». «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Рядом разместилась выставка проекта «Идеальный город», интенсивно развивающегося исследования довольно-таки абстрактной, хотя светлой и многообещающей темы. Проект «Приметы городов», без устали собирающий успешные девелоперские практики по всей стране, показывает 62 номинанта, вошедших в шорт-лист (победителей объявят уже после «Зодчества» в конце октября), рядом проект «Открытого города» «Точка роста» показывает на треугольных стендах разномастный набор перспективных, в той или иной мере образовательных, практик. К примеру детский архитектурный клуб «Кони на балконе» – их инсталляция из картонных коробок помогла посвященной небоскребам экспозиции журнала «Проект Россия» осмыслить выставочное пространство и – пространство города между высотными башнями. Рядом, то есть с противоположной стороны большой коробки «Зодчества», расположилась еще одна выставка про небоскребы – Ильи Заливухина; в ней есть маленький эскиз небоскреба для Москвы от самого Уильяма Олсопа. Это все – если обходить вокруг.
Проект «Точка роста». Организаторы: «Открытый город», Москомархитектуры, CityMakers. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Экспозиция «Небоскребы», куратор Юлия Шишалова и «Проект Россия». «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Инсталляция детской студии «Кони на балконе» при экспозиции «Небоскребы». «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка исследовательского проекта «Идеальный город». «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Если же идти по прямой внутрь, то справа нас встретит экспозиция Москомархитектуры – легкая, решенная – идею подсказал Анатолий Белов – в виде «криминального расследования»: на пробковые стенды, как в кино, наколото множество записок и фотографий, соединенных характерными цветными нитями. Исследуют пять знаковых московских проектов: ЗИЛ, Лужники, Зарядье, Триумфальную площадь, и – объект-не-объект, скорее сюжет – обновление домостроительных комбинатов. Каждую тему иллюстрирует артефакт: Триумфальную – дерево с красными ягодами, ЗИЛ – глазурованные кирпичи ЛСР.
Стенд Москомархитектуры. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Выставка Московской области напротив – серия арочных «акведуков» с ярко-желтыми откосами, демонстрирует группы достижений в части благоустройства и строительства социальных объектов.
Стенд Подмосковья. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Петербург выгородил внутри конструкции подобный ей серо-черный лабиринт, поменьше. Здесь представлено несколько недавних проектов, в частности конкурс-исследование «серого пояса», но лидирует, определенно, проект «Глоракс Голден Сити» консорциума KCAP Holding B.V. & Orange Architects и бюро «А.Лен» Сергея Орешкина.
Голден-Сити, макет, выставка Петербурга. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Впрочем, кураторам удалось устроить все так, что в объеме выставки лидируют все же планшеты. К их обилию и плотности представленной информации надо привыкнуть – но ведь посетители «Зодчества» давно знают, что не особенно-то их будут здесь развлекать. Сейчас дополнительных серий планшетов очень много, сложновато даже вычленить состав смотра-конкурса. Подсказываю: проекты, не попавшие в претенденты на главные лауреаты, разместились на внутренней части внешней стены справа. Здесь особенно хорош учебный проект группы МАРХИ Андрея Некрасова, посвященный реконструкции калининградского района Альтштадт в рамках победившей в конкурсе концепции Никиты Явейна. И концепция была красива, и студенческие предложения, в основном по части встраивания стеклянных фахверков между шипцами бюргерских фасадов – очаровательны, к тому же подкреплены большим макетом.
Макет студии Андрея Некрасова. «Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Попытка оценивать срез российской архитектуры по составу смотра-конкурса заведомо провальна; участвуют не все и, как всегда, не так много москвичей. Сергей Скуратов и Сергей Орешкин участвуют в экспозиции фестиваля стендами бюро, но не подали проектов на конкурс. Но в конкурсе участвуют обладатель «золота» прошлого года Эрик Валеев – с проектом селекционно-генетического центра в городе Орел. Олег Романов – в проектом реконструкции кронштадтского форта. Или, скажем, среди лауреатов значатся Рустам Керимов с проектом крупной виллы, Артем Нагавицын с конкурсным проектом павильона Росатома, уже довольно давним.

Никита Явейн, в прошлом году получивший на «Зодчестве» золотой диплом за томский Музей науки и техники, сейчас в числе названных лауреатов с двумя проектами: ЖК на улице Типанова и микрорайоном в Царском селе / Пушкине, и одной реализацией – учебным корпусом Высшей школы менеджмента СПбГУ в здании «Михайловской дачи». Планшеты построек, претендующих на Дедал, размешены на внутренней поверхности дальней торцевой стены – нужно пройти до конца, чтобы встретиться с ними. Здесь, помимо Школы менеджмента, московский Wine house Владимира Плоткина и Сергея Чобана. Две реализации, отмеченные весной на «Золотом сечении»: комплекс апартаментов Re-Form на улице Хромова проектного бюро БАДР5 и группа станций метро Люблинской линии от Бутырской до Петровско-Разумовской Николая Шумакова. Вспоминаю, что Николай Шумаков весной стал президентом не только СМА, но и САР, то есть сейчас он глава организации, устраивающей фестиваль.
Вид на Жилой комплекс со стороны ул. Типанова.
© Студия 44
Главный учебный корпус Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета (ВШМ СПБГУ)
Фотография © Маргарита Явейн, Татьяна Стрекалова
Жилой комплекс Wine House
© Дмитрий Чебаненко

Помимо названных за обладание Дедалом борются нижкоэтажный ЖК «Андерсен» Владимира Биндемана, гольф-клуб бюро АрхГрупп, ЖК «Тихая роща» в Уфе, три реставрации, три благоустройства, включая «Бульвар «Белых ночей» Олега Манова. И кроме того – сразу три постройки бюро Ингмара Витвицкого: синий спорткомплекс на Бычьем острове в Петербурге, красный спорткомплекс в Улан-Удэ и совершенно иной, орнаментально-сосновый дом для семьи из пяти человек в Финляндии. Еще несколько – около 4–5, проектов Витвицкого, выставлены среди участников смотра-конкурса, не попавших в число лауреатов, кажется, это бюро представлено объемнее других.
Жилой комплекс «Андерсен». Постройка, 2016. Фотография © Денис Есаков

Словом, фестиваль похож на себя, он не может быть не похож, 25 лет все-таки, серебряная свадьба. Здесь как всегда встречаются проекты и удивительно декорированные, и удивительно сказочные. Но в этом году, кажется, ощутимо меньше церквей (все уже построили?) и как будто чуть больше благоустройства, хотя все самые звучные проекты этой сферы, к примеру, работы КБ «Стрелка», существуют в параллельном пространстве и не выставляются. Напротив, несмотря на то, что некий круг известных московских архитекторов в конкурсе «Зодчества» как правило не участвует, на фестивале теперь с регулярностью присутствует бюро SPEECH и целый ряд относительно-молодых и уже довольно известных архитекторов. На фестивале множество конференц-площадок, где обсуждают, надо думать, почти все актуальные проблемы современной российской архитектуры; сейчас вот – реновацию, потом – Зарядье. Перед амфитеатром установлены скамейки с встроенной зарядкой для телефонов. Все развивается. Победителей смотра-конкурса Союза архитекторов и обладателей «Хрустального Дедала» и «Татлина» объявят в субботу, 7 октября, в период с 15:00 до 18:00, на главной сцене.
 

06 Октября 2017

Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Пресса: Профессиональная герметичность: ее причины и пути...
В этом году так случилось, что в графике командировок "Парадного квартала" два топовых профессиональных мероприятия (Forum Russia 100+ и Зодчество`17) практически совпали во времени. И вот, прилетая из Екатеринбурга в Москву на заключительный день Зодчества, попадаем на удивительно интересную дискуссию архитекторов, оперирующих удивительными словами: сервильность, герметичность. Разговор получился откровенным, эмоции сильными, мысли альтернативными... Для наших читателей мы решили подать этот материал в виде своеобразного "цитатника". Вся дискуссия была безумно интересной, но мы постарались выбрать то, что нам показалось самым-самым.
Эталон качества
Архи.ру запускает проект «Эталон качества», главными элементами которого станут большая экспозиция с авторскими инсталляциями и круглый стол на фестивале «Зодчество», а также серия видео-интервью с рядом ведущих российских архитекторов.
Илья Заливухин: «Необходимо увеличение плотности...
Куратор проекта «Москва Высотная» Илья Заливухин рассказал о проблемах растущего населения российской столицы, перспективах развития Москвы вверх и проектах прошлого, которые могут стать нашим будущим. Все это можно будет увидеть в начале октября на фестивале «Зодчество».
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Наталия Воинова, Илья Мукосей: «Скрижалей нет и быть...
В своем интервью для проекта «Эталон качества» Наталия Воинова и Илья Мукосей категорически протестуют против использования понятия «эталон» в сфере архитектуры, считая, что жесткие критерии оценки бесполезны.
Сергей Скуратов: «Архитектура – как любовь»
О различии категорий качества и несовершенства, кайфе от архитектуры, везении конца девяностых, необходимости бороться за свой замысел, но и привлекать консультантов на самой ранней стадии работы – в интервью Сергея Скуратова для проекта «Эталон качества».
Сергей Чобан: «Качество зависит от каждодневного...
Разговор о качестве в архитектуре продолжает интервью Сергея Чобана, который на собственном опыте доказал, что качественная архитектура и строительство – вопрос не географии или ментальности, а профессионализма и настойчивости архитектора.
Антон Надточий: «Архитектор ищет форму для хаоса»
Архитектура бюро ATRIUM обладает пластичной формой, формирует сложное пространство, создает иллюзию движения – в этой игре форм и пространств заложены смыслы, эмоции и функции, определяющие качество их архитектуры.
Юлий Борисов: «Наша главная проблема – время»
Для Юлия Борисова нет секрета в том, что такое качество. Об этом все сказано у Витрувия и в стандарте ИСО 8402-86. Но как сделать качественную архитектуру, а значит архитектуру, приносящую добро людям, – вот это вопрос, решением которого и занимается бюро UNK project.
DNK ag: «Параметров оценки очень много»
Разговор с Даниилом Лоренцем, Натальей Сидоровой и Константином Ходневым: о комплексности, уместности, поиске баланса и совместной работе, – продолжает цикл интервью проекта «Эталон качества».
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Эталон качества
Архи.ру запускает проект «Эталон качества», главными элементами которого станут большая экспозиция с авторскими инсталляциями и круглый стол на фестивале «Зодчество», а также серия видео-интервью с рядом ведущих российских архитекторов.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.